Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 11
Учебник — основное средство обучения. Структура учебника ОБЖ.
Среди многообразия средств обучения особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе. Учебник является также важнейшим средством организации учебного процесса при самостоятельном обучении.
Функции учебника (по Д.Д.Зуеву):
• информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрение детей, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира. Реализация этой функции связана с ориентацией на требования, предъявляемые к учебным программам: полное и конкретное изложение обязательных знаний, ведущих и вспомогательных знаний, дополнительной информации.
• трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности и последовательно, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой.
• систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
• функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала, а формирование у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем пополнении в процессе самообразования.
• интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Эта функция представлена и тем, что в содержание учебного предмета входят основы, а не сами науки.
• координирующая функция заключается в привлечении в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).
Учебник выполняет две основные функции:
1. является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
2. выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа.
Начиная с 1970-х гг. в стране создаются учебно-методические комплексы – открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета, CD-Rom и т. п.
С начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету и классу. В 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников.
Применение учебников в учебном процессе позволяет обеспечить реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, а также выполнение задач индивидуализации образования. Учебники имеют конкретную и четкую методологическую основу, позволяющую моделировать познавательную деятельность, проектировать способы закрепления знаний, навыков и умений, осуществлять связи с другими средствами обучения. В них включен материал, способствующий формированию у учащихся навыков приемов самостоятельной работы и самоконтроля, развитию у них мышления, творческого отношения к учебе, реализации у них деятельностного подхода к изучению предлагаемого содержания.
Все учебники по заключению Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации, сделанному в 2002 г., соответствуют основным требованиям к содержанию:
• обеспечивают преемственность уровней образования;
• не содержат избыточного фактологического материала;
• учитывают возрастную психологию учащихся;
• формируют у учащихся умение работать с различными источниками информации;
• позволяют осуществлять межпредметные взаимосвязи, формирующие у школьников целостную картину мира.
Каждый учебник имеет хорошо продуманный методический аппарат (система контрольных вопросов, практических заданий и ситуационных задач). Этот аппарат позволяет организовать дифференцированную работу с учащимися, развивать у них коммуникативно-познавательную активность, дает возможность детям и подросткам осваивать знания в соответствии с темпами их индивидуального развития.
Учебники хорошо совместимы с другими средствами обучения и имеют обширное методическое и дидактическое сопровождение. Они оснащены в достаточной степени справочным материалом (терминологические словари, приложения) и имеют необходимый иллюстративный ряд.
Основными компонентами содержания учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная.
Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:
Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).
Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.
Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.
Эмоционально-ценностная компонента
отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.
Главной формой учебника является текст.
Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.
Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:
1) теоретико-познавательный:
- основные термины;
- ключевые понятия и их определения;
- основные факты, явления, процессы, события;
- опыты;
- описание основных законов, теорий, ведущих идей;
- выводы и т. п.
2) инструментально-практический:
- характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;
- описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;
- составление набора задач, опытов, самостоятельных работ;
- обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.
Дополнительный текст включает:
- документы;
- хрестоматийный материал;
- обращение к читателям;
- биографические и народоведческие сведения;
- статистические сведения;
- справочные материалы, выходящие за рамки программы.
Пояснительный текст включает:
- предметные введения к учебнику, разделам, главам;
- примечания, разъяснения;
- словари;
- алфавиты;
- определители;
- пояснения к картам, схемам, диаграммам;
- указатели.
Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:
1) аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;
2) иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации
3) аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.
Абаскалова с.102-103 принципы СанПин
На современном компьютерном рынке с каждым годом возрастает число обучающих программ, а также мультимедийных, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть «Мультимедийный учебник», какие функции «вменяются ему в обязанность».
Традиционное построение мультимедийного учебника: предъявление учебного материала, практика, тестирование.
В общую структуру Мультимедийного учебника входит:
- Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
- Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
- Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.
- На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
- Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.
- Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.
- Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности представляет собой стройную систему, в которой каждый последующий учебник является логическим продолжением и развитием предыдущего. Учебный материал, изложенный в них, направлен на реализацию следующих образовательных и воспитательных целей:
• воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, бережного отношения к своему личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности, правильного отношения к окружающей природной среде как основе обеспечения безопасности личности, общества и государства;
• развитие личностных духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, потребности ведения здорового образа жизни, моральных, физических и психологических качеств, необходимых для выполнения конституционного долга и обязанностей гражданина России по защите Отечества;
• освоение учащимися знаний о безопасном поведении в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, об обязанностях граждан по защите государства;
• формирование у обучаемых умения оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасно вести себя в опасных и чрезвычайных ситуациях, правильно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, умело оказывать первую медицинскую помощь в необходимых случаях.
Преподавание предмета ОБЖ в основной школе с использованием действующих учебников представляет определенную трудность. Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ должен быть реализован в течение одного года, в 8 классе, в то же время действующие учебники обеспечивают реализацию содержания (примерно такого же объема, как обязательный минимум содержания) в течение 5 лет. Действующие учебники обеспечивают преподавание ОБЖ как регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения.