Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Дошкольная педагогика
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Золотухина Ирина Даниловна
воспитатель
МАДОУ Д/С №349
г. Самара, Самарская область
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: статья посвящена трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, автор отмечает, что трудовая деятельность помогает всем
детям осознать полезность своего труда, стремление трудиться. Воспитатели знакомят детей с сельскохозяйственным трудом, используя практическую
деятельность. Воспитывая в себе трудолюбие, ребенок добивается своих целей
и становится личностью.
Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, дошкольники.
Трудовое воспитание детей – это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности,
ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.
В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего
поколения, обеспечению трудового и нравственного воспитания. Важная роль в
этом принадлежит как общественному, так и дошкольному воспитанию. Надо
отметить, что детские дошкольные учреждения всесторонне развивают и воспитывают детей, укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им любовь к труду,
к своей Родине. За определенный период времени пребывания в детском саду у
ребят должны быть развиты необходимые психологические и физиологические
предпосылки, целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность,
выносливость. Труд должен радовать ребенка, и наша задача развить это чувство
у маленьких детишек. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание
развитию трудолюбия. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет
1
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
хозяйственно‐бытовой труд, он связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил личной гигиены. Такой труд
воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок
и помогать своим товарищам и родителям по дому.
Воспитатели помогают всем детям осознать полезность своего труда, стремление трудиться и прививают огромный интерес к труду. Например, не менее
кропотливый труд по уходу за растениями. Принимая участие в нем, ребенок
проявляет заботу, аккуратность, бережливость и получает определенные знания
об их жизни. Дошкольные учреждения воспитывают у ребят интерес к сельскохозяйственному труду и любви к природе, сажая вместе деревья, цветы и кустарники. В нашем детском саду №349 прививают ребятам любовь к труду через
практическую деятельность, т. е, дети на практике сами сажают семена растений
и цветов, и затем ухаживают за ними. У нас имеются специальные участки «огород» для выращивания растений. Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, большинство воспитателей учат детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки. Не следует забывать, что распределять труд нужно по силам ребенка и не надо перегружать его.
Потому что в следующий раз, ребенок будет уклоняться от порученных ему дел.
К сожалению, не все воспитанники участвуют в труде. На любое предложение
воспитателя что‐то сделать они отвечают: «Не хочется», «Не могу», «Очень
устал». Таких детей нужно заинтересовать через игровую деятельность.
Дав задания, воспитатель порой сам не замечает, что заставляет выполнять
работу, тем самым подчиняя себе. Поэтому трудовая деятельность детей проходит механически, без какого-либо интереса и желания. С другой стороны, тоже
плохо, если воспитатель диктует им, что нужно делать, начинает вмешиваться,
тем самым не дает ребенку самому проявить активность и самостоятельность.
Тогда дошкольники привыкают работать лишь только по указанию взрослого.
2
Педагогическое мастерство и педагогические технологии
Дошкольная педагогика
Дети быстро привыкают работать только по указанию. Как бы не рассказывал
педагог или воспитатель о труде, ребенок не почувствует и не поймет, что такое
труд пока не ощутит это на себе и не попробует сам. Воспитатели должны правильно и справедливо давать оценки труду ребенка. Не захваливать и не принижать, это может привести к большим упущениям. У одних появляется завышенная самоуверенность, а у других неуверенность в себе. И тогда интерес к любой
трудовой деятельности будет потерян. Воспитанию положительных черт личности способствуют: добрая помощь, добрый совет и поддержка даже самых маленьких успехов. Знание семейного воспитания сегодня является важным условием в нынешнем трудовом воспитании. Как организована трудовая деятельность в семье, воспитатели обязаны знать хорошо, а если требуется, оказывать
необходимую помощь родителям. Необходимо знать и помнить, что в близком
содружестве с семьей можно быстро и успешно решать задачу коммунистического воспитания детей на первой, дошкольной ступени. В теоретическом, а
также в практическом воспитании дошкольников большое место занимает ознакомление их с различным трудом взрослых, именно это в значительной степени
способствует формированию различных представлений о роли человеческого
труда в жизни, воспитанию стремления всегда участвовать в труде. В некоторых
семьях дети выполняют многие дела по хозяйству, помогают своим родителям,
бабушкам, и дедушкам. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела, и он
лишь помогает маме убирать свои же игрушки.
Важно всем членам семьи, при выполнении всех этих дел быть примером.
Не надо жаловаться на усталость, говорить о нежелании, что‐то делать. Пусть
ребенок видит настроение и активность каждого, их желание, сноровку, умение
все делать с готовностью. В семьях, где заложены традиции, приобщать к труду
всех членов семейства, приведут к более хорошим результатам. Только благодаря
стремлению к труду, человек достигает своих целей и становится личностью.
Список литературы
1. Куцакова Л.В. Нравственно‐трудовое воспитание ребёнка-дошкольника. – М., 2003. – 140 с.
2. Журнал «Мама». – №4. – 2005. – 13 с.
3. Электронный ресурс: Трудовое воспитание дошкольников. Режим доступа:
http://mama-365.ru/3-7/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov
3