Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Тревожность. Причины появления тревожности (физиологические, социальные)

  • 👀 678 просмотров
  • 📌 614 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Тревожность. Причины появления тревожности (физиологические, социальные)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Тревожность. Причины появления тревожности (физиологические, социальные)» docx
План лекции 1. Тревожность. Понятие. 2. Причины появления тревожности (физиологические, социальные) 3. Различие проявления тревожности у мальчиков и девочек 4. Как распознать тревожного ребенка. 5. Влияние тревожности на учебную деятельность, успеваемость, общение в социуме. 6.Советы родителям, как справится с тревожностью. 7. Как ребенку самостоятельно справится с тревожностью. 8. Психологические методы работы с тревожностью у младших подростков. Очень часто многие путают понятие тревожности и тревоги. Но это абсолютно разные понятия. Тревога – это временное состояние (эмоция) которая может быть вызвана в ситуациях неопределенной опасности. При этом тревожность – это устойчивое качество личности , которое может возникнуть в случае часто повторяющихся травмирующих ситуаций, когда негативные факторы, неуверенность, беспокойство приобретает постоянный характер. Но не стоит забывать, что определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Для каждого существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – так называется «полезная тревожность», которая служит эффективным рычагом самовоспитания, самодисциплины и необходима для развития личности. Мы рассмотрим подростковый возраст, который является одним из самых важных периодов жизни человека, существенно влияющим на дальнейшее развитие. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослой жизнью, при этом богат переживаниями, трудностями, кризисом. Большинство связывают подростковый период с началом полового созревания или пубертатным периодом. Действительно важнейший факт физического развития в подростковом возрасте начало функционирования половых желёз. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие Ребенок вынужден приспосабливаться к данным изменениям, происходящим в организме, переживает «гормональную бурю», что усиливает эмоциональную нестабильность. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в формировании личности . И пожалуй главная особенность подростка – личностная нестабильность или так называется пубертатная нестабильность настроения. В этот период складываются устойчивые форма поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений. Идет становление собственного «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности психологического дискомфорта . Сама интенсивность и уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Если в младшем школьном возрасте мальчики более тревожны чем девочки, то к 11 годам интенсивность переживания у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается. Также появление тревожности у мальчиков и девочек различаются по содержанию и сферам проявления. Девочек больше волнуют взаимоотношения со сверстниками (ссора, одиночество, игнорирование и тд.) Девочки могут переживать отсутствие эмоционального контакта, что выражается в обидчивости , плаксивости, чувство неполноценности То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом – насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаях, а также наказаний от родителе или «начальников вне семьи» учителей, дректора школы и тд.У мальчиков тревожность проявляется в виде агрессии, враждебности направленной на других – это защитная реакция . Еще можно сказать что мальчики более эмоционально уязвимы, скрываясь под «маской агрессивности», а девочки переживают отсутствие эмоционального контакта, что выражается в обидчивости , плаксивости, чувство неполноценности . А в основе всех этих проявлений - высокая тревожность, которую распознать не просто. Каковы же причины подростковой тревожности? Можно выделить два источника тревожности. Внешний источник и внутренний. Внешними источниками тревожности являются: - Нарушение внутрисемейного взаимодействия (В подростковом возрасте у ребенка появляется чувство взрослости, дети хотят казаться взрослее своих лет. Подросток начинает более активно отстаивать свои права и зачастую в этом идет на конфликт с родителями.. Наиболее частыми причинами конфликтов являются: выбор друзей, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, отход ко сну, выбор одежды, прически, необходимость работы по дому. Конфликты с родителями возрастают при негативном поведении подростка, его демонстративном неуважении к отцу и матери, ссорах с братьями и сестрами, сложных отношениях с родственниками. Но, несмотря на случающиеся конфликты, большинство подростков все же характеризуют отношения в семье как теплые, связанные с переживанием положительных эмоций. - Проблемы с успешностью в школе, в отношениях с учителями и сверстниками - Часто тревожность проявляется в ситуациях конфликта который вызван негативными требованиями, которые могут поставить его в унизительное или зависимое поведение, неадекватными , чаще всего завышенными требованиями. Противоречивыми требованиями, которые предъявляются ребенку родителями, учебным заведением, сверстниками. - Посттравматический стресс (Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) представляет собой психическое расстройство, которое может развиваться после того, как человек подвергается травматическому событию, например, сексуальное насилие, война, дорожные столкновения или другие угрозы в жизни человека. [1] Симптомы могут включать в себя тревожные мысли, чувства или сны, связанные с травматичными событиями, психическое или физическое расстройство, связанные с травмами, попытки избежать предупреждений, связанных с травмой). - наследственность. Формирование психастенической акцентуация (обострившиеся черты) характера, основным проявлением которой является тревожно-мнительные черты. (Тревожно-мнительный тип в целом характеризуется заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, преимущественно сниженным фоном настроения, робостью, особой избегающей манерой поведения, нерешительностью и подчиняемостью, переживанием страхов и опасений, для которых в большинстве своём нет никаких оснований.) - Соматические нарушения, хронические заболевания, физические недостатки, физиологические изменения организма. Внутриличностный источник включает в себя внутриличностные конфликты, отрицательные мысли о себе , непринятие себя. - Я-концепция (основная мысль) носящая противоречивый конфликтный характер. Противоречие между стремлением к успеху, достижению цели, с одной стороны, и боязнью изменить привычное отношение к себе – с другой. В свою очередь тревожность усиливает этот конфликт . Возникающие в результате такого конфликта затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы. 4. Как распознать тревожного ребенка Тревожные расстройства относят к наиболее распространенным психическим расстройствам подросткового возраста. Тревожность отражается на всех сферах жизни подростка, заметно ухудшая его самочувствие, взаимоотношения в семье и обществе, снижая школьную успеваемость. Порой любой человек может испытывать беспокойство. Это естественная и важная эмоция, сигнализирующая, о приближении опасности. Однако, иногда беспокойство становится таким сильным, что мешает повседневной жизни. Подростковый возраст отличается особой уязвимостью в психологическом плане. Для некоторых подростков тревога становится постоянным спутником, мешая учебе и внешкольной деятельности. Участие в социальной жизни, попытки завести друзей и поддерживать с ними отношения, а также иметь нормальные отношения внутри семьи – довольно трудная задача. Иногда, тревога ограничивается обобщенным чувством беспокойства. В сложных случаях тревога перерастает в фобии и панику. Как распознать тревожное расстройство? Тревожные расстройства у подростков выглядят по-разному. Чтобы заподозрить подобное нарушение, симптомы должны держаться более десяти дней. К ним относят: • Опасения (чрезмерные страхи и озабоченность, трудности сосредоточения, волнение); • Моторное напряжение (головные боли, мышечное напряжение или судороги, невозможность расслабиться); • Вегетативную гиперактивность (потливость, головные боли, боли в желудке, дрожь в руках и др.) Даже при отсутствии реальной угрозы некоторые подростки описывают чувства постоянной нервозности и беспокойства. Они могут жаловаться на слабость, ощущение ужаса, предчувствие чего-то страшного и трагического. Внешне они могут казаться либо чрезмерно сдержанными, либо чрезмерно эмоциональными. Тревога в подростковом возрасте может активироваться: • Физическими и гормональными изменениями, происходящими в теле; • Стремлением получить социальное признание; • Конфликтами в отношении с родителями и педагогами за свою независимость. Тревога проявляется в: • Излишней застенчивости; • Избегании обычной деятельности; • Отказе от нового опыта; • Протестах; • Опровержении своих страхов и тревог в виде рискованного поведения. Пожалуй, наиболее распространенным проявлением тревожного расстройства у детей и подростков является отказ от посещения школы. Это понятие в значительной степени вытеснил термин «страх школы». Актуальный страх школы развивается чрезвычайно редко. Большинство детей, которые отказываются идти в школу, вероятно имеют сепарационную тревогу, социофобию, паническое расстройство или их комбинации. Некоторые имеют специфические фобии. Возможность того, что ребенок подвергается издевательствам в школе, также должна быть рассмотрена. Некоторые дети непосредственно жалуются на наличие тревоги, описывая ее с точки зрения беспокойства, например: «Я боюсь, что никогда не увижу тебя снова» (сепарационная тревога). Или: «Я беспокоюсь, что дети будут смеяться надо мной» (социофобия). Тем не менее большинство детей связывают свой дискомфорт с соматическими жалобами: «Я не могу идти в школу, потому что у меня болит живот»; эти дети часто говорят правду, поскольку расстройство желудка, тошнота и головные боли часто развиваются у детей с тревогой. Несколько долгосрочных проспективных исследований подтверждают, что у многих дети с соматическими жалобами, особенно болями в животе, есть тревожное расстройство, являющееся первичным. 5. Влияние тревожности на учебную деятельность, успеваемость, общение в социуме Проявление тревожности в подростковом возрасте имеет свои особенности: • Преобладание обсессивно-фобических расстройств. • Более выраженная соматизация тревоги. • Выраженные поведенческие нарушения: ограничение контактов, суетливость, двигательное беспокойство, агрессивность, реакции гиперкомпенсации. • Неуверенность в себе, заниженная самооценка. • Постоянная необходимость в поддержке взрослых. • Возможность развития тревожных расстройств, как характерных для взрослых, так и специфичных для детского возраста. Интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны, и эти различия усугубляются с возрастом. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми (друзья, родные, учителя), боятся так называемых опасных людей (пьяниц, хулиганов, бандитов). Мальчики же опасаются физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи (учителей, директора школы). Тревожные расстройства приводят к формированию или усилению невротических черт личности: неуверенности в себе, пессимистического взгляда на жизнь, когда она представляется преисполненной угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с порученным ему делом. Это, в свою очередь, способствует образованию защитной реакции в виде агрессии, направленной как на себя, так и на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные подростки, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее в глубине души у него- все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Реакция психологической защиты может выражаться также в отказе от общения и избегании лиц, от которых исходит «угроза». Такой подросток одинок, замкнут, малоактивен Подростки с тревожным расстройством слишком озабочены своими недостатками и формируют отношения с другими, только если уверены, что не будут отвергнуты. Потеря и отвержение настолько болезненны, что эти подростки выбирают одиночество, вместо того чтобы рисковать и как-то контактировать с людьми. Тревожность отражается на всех сферах жизни подростка, заметно ухудшая его самочувствие. Все виды тревожного расстройства снижают работоспособность, потому что беспокойство не поддается контролю. Сосредоточившись на источнике тревоги, подросток не может уделить внимание качественному выполнению учебных заданий, что приводит к снижению успеваемости. Тревожность у подростков может отрицательно сказаться на формировании дивергентного, т. е. креативного, творческого, мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. У подростков с тревожными расстройствами повышается риск развития депрессии, нарушаются взаимоотношения в семье и обществе, нарастает социальная изоляция Личность с высоким уровнем тревожности (как ситуативной, так и личностной) воспринимает мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем это себе представляют люди с адекватным уровнем тревоги. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний, а также сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля. Тревожность может выполнять в поведении и развитии личности мотивирующую функцию (избегание неудач). Все это сказывается на эмоциональном фоне учащихся. Подростки с высоким уровнем тревожности проявляют раздражительность, нетерпеливость, стремление объяснить свой неуспех внешними причинами (ситуативная атрибуция), в связи с чем, решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. Все это, в конечном итоге, может привести к низкому уровню притязания (безынициативность, пассивность, ригидность), мотивации избегания, неврозам и навязчивым состояниям, к излишнему использованию механизмов психологической защиты (незрелых в первую очередь, в виду возраста и отсутствия опыта: регрессия, вытеснение, отрицание и проекция). Все это может откликнуться во взрослой жизни, так как приведет к повышению утомляемости (незрелые механизмы психологической защиты энергоемки), раздражительности, формированию иллюзорного представления о себе как о личности (и о мире в целом), отсутствию мужества и ответственности за свою жизнь перед собой и другими, невозможности объективной оценки действительности и преобладания в структуре их личности такого состояния «Я», как «Я-ребенок», согласно Э. Берну. Таким образом, можно выделить следующие ведущие эмоционально-поведенческие особенности тревожных подростков: страх отвержения или неодобрения; избегание межличностных взаимоотношений; чувство собственной неадекватности; сниженная самооценка; недоверие к окружающим; самоизоляция от общества; крайняя степень стыдливости/робости; чрезмерная застенчивость; самокритичность по поводу проблем в отношениях с окружающими; гиперчувствительность к критике; чувство одиночества; чувство «второсортности» по сравнению с окружающими. 6. Советы родителям, как справится с тревожностью Чтобы снизить тревожность, избежать неврозов, необходимо оказать подростку психологическую поддержку – это один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Психологическая поддержка – это процесс, где взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, с целью укрепления его самооценки; процесс, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; процесс, который поддерживает ребенка при неудачах; процесс, который помогает ребенку избежать ошибок. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Подросток нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Взрослые должны научиться, помогая ребенку, учитывать какие силы в школе, семье, в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе. Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами. Советы родителям тревожных подростков 1. Ни в коем случае нельзя манипулировать детьми, перетягивать их как канат, то в одну, то в другую сторону. Ни родители, ни учителя не должны подрывать авторитет друг друга. Борьба авторитетов чревата не только тревогой, но и анархизмом, безверием ребенка. 2. Взрослый и сам должен не быть противоречив в своих поступках и действиях. Если сегодняшними решениями мы зачеркиваем то, что провозгласили вчера, это нужно честно объяснить ребенку. 3. Прежде чем настаивать на чем-нибудь, внимательно присмотритесь к ребенку: вы наверняка увидите то, что ему по-настоящему интересно, откликнитесь на его первые попытки найти что-то для души. Вы избавите его от тревожной необходимости сочетать то, что нравится вам (но безразлично или неприятно ему), с тем, что влечет самого ребенка. 4. Необходимо ребенку доверять. Человек, живущий среди тех, кто ему доверяет, – спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Недоверие порождает неуверенность, внутреннюю борьбу, тревогу. 5. Честность и доверие к ребенку – два кита, на которых стоит эмоциональное благополучие детей. Третий кит – безусловное принятие ребенка. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ребенок должен знать: он хороший, любимый и будет таким всегда. 6. Мы должны доверять выбору детей. С кем они дружат, куда ходят – это их личное дело. Очень важно, чтобы подросток сохранил искренние и глубокие контакты с кем-то взрослых, но не для контроля, а для своевременной помощи, не для вмешательства в дела ребенка, а для эмоциональной поддержки. 7. Уметь распознавать проявления его тревоги, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить. 8. Особое место нужно уделять "ахиллесовым пятам" тревожного подростка и ситуациям, "запускающим" его переживания. Слабым местом тревожных детей часто являются повышенная утомляемость и затрудненная включаемость. 9. Повышать самооценку ребенка. Помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявления любви и нежности. 10.Необходимо учитывать, что тревожный ребенок уже сам нашел какой-то способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности, а порой нелепости подобных способов, их нужно уважать, не высмеивать, а использовать, чтобы помочь ребенку. Особенно хорошим подспорьем являются фантазии. Попытайтесь ему подыграть. 11. Самыми неприятными проявлениями тревожности являются агрессивность и апатия. Ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией. Апатия и безразличие – чаще всего следствие завышенных или непоследовательных требований. Ни в коем случае не пытайтесь расшевелить ребенка насмешками или пинками, укорами и фальшивыми посулами. 7. Как помочь своему ребенку подростку справиться с тревожность Тревожность занимает значительное место в жизни любого подростка. Находясь под давлением школы, внеклассных занятий и общения со сверстниками, подростки нередко подвержены стрессу. Тревожность может стать всепоглощающей и даже превратиться в расстройство психики. Если вас начинает беспокоить тревожное состояние вашего ребенка, не стоит пускать ситуацию на самотек. Сообщите ребенку, что вы всегда готовы выслушать и поговорить. Также старайтесь прививать позитивное мышление и поощрять старания справиться со стрессом. При этом не стоит забывать о помощи извне. В случае тревожных расстройств и депрессии иногда приходится прибегать к помощи специалистов. Часть 1. Разговаривайте с ребенком 1.Поощряйте сына или дочь делиться с вами своими проблемами. Если ваш ребенок-подросток страдает от чувства беспокойства или тревожного расстройства, то помогите ему открыться вам в спокойной обстановке, чтобы помочь справиться с проблемой. Ребенку важно осознавать, что вы готовы помочь в любой момент. Дайте ему знать, что вы всегда готовы к беседе и будете поддерживать его, что бы ни случилось. ◦ В подростковые годы многие дети желают обрести независимость. Если задавать тысячи вопросов о настроении или делах в школе, то подросток может почувствовать отчуждение или давление. Вы должны пытаться поддерживать ребенка, не вынуждая его или ее делиться информацией, которая является достаточно личной. ◦ Удерживайтесь от допросов. Лучше не выпытывать, в чем причина беспокойства, а сказать что-то вроде «Если тебе нужно поговорить о чем угодно, то ты всегда можешь обратиться ко мне». Так вы сможете подвести подростка к разговору по его собственному желанию. ◦ Поначалу ребенок может закрыться в себе. Тревожность, грусть и стресс сложно обсуждать в любом возрасте. Поэтому проявляйте терпение и показывайте ребенку свою любовь, явное желание помочь. Например, скажите следующее: «Я понимаю, что об этом сложно говорить, но я люблю тебя и очень хочу помочь». 2.Прививайте навыки решения проблем. Наличие алгоритма принятия решений поможет подростку справиться с тревожностью, превращая сложные решения в более выполнимые. Прорабатывайте проблемы вместе, чтобы развить в своем сыне или дочери важные навыки решения проблем. ◦ Научите ребенка решать проблемы, познакомив его с основными правилами процесса принятия решений. ◦ Существуют различные варианты, но обычно все сводится к следующим шести шагам: 1. Определение проблемы. 2. Варианты решения и возможные последствия (положительные и отрицательные, включая вероятное влияние на других). 3. Сопоставление вариантов. 4. Выбор оптимального варианта. 5. Составление плана для воплощения варианта в жизнь. 6. Размышление о проблеме и решении. Что получилось? Что бы вы изменили. Например, ваш ребенок может увидеть проблему в низкой оценке за контрольную работу, затем найти такие варианты решения, как «прийти на пересдачу» и «начать учиться старательнее». Так, решение учиться старательнее может показаться оптимальным вариантом, поскольку это будет залогом общего улучшения результатов. Подросток решит усердно учиться и определит график подготовки, чтобы ничего не упустить. Далее ребенок поразмыслит о недостаточной подготовке к предыдущей контрольной работе и поймет, что причина плохой оценки в плохой подготовке. ◦ Также подростки должны учиться понимать разницу между тем, что они в силах изменить, а на что никак не могут повлиять. Если ситуацию не изменить своими силами, то объясните подростку, что лучше сосредоточиться на более продуктивных делах. Например, если подросток расстроен из-за того, что не смог поступить на желаемую специальность, то приободрите ребенка и поговорите с ним о плюсах того учебного заведения, в которое он был принят. 3.Слушайте без суждений. Тревожность и стресс порождают замешательство. Психологические проблемы неизменно сопряжены с чувством неловкости, поэтому многие люди боятся признать, что им сложно справляться с эмоциями. Если подросток согласился рассказать о проблемах, то слушайте без вынесения суждений. ◦ Важнее всего, чтобы подростку было комфортно беседовать с вами. Не нужно давать советов или делиться своим мнением. Достаточно просто выслушать и понять. ◦ Покажите, что вы понимаете, о чем речь. Скажите «Я понимаю твое беспокойство касательно общественных ситуаций» или «Многие подростки переживают по поводу поступления». Не нужно пытаться сразу поднять ребенку настроение. Скажите, что периодическое чувство тревоги и печали являются вполне нормальным состоянием. ◦ Не пытайтесь вытянуть из ребенка то, как он или она себя чувствует. Даже если вы знаете, что тревожность иррациональна, не всегда нужно это подчеркивать. Наверняка подросток понимает, что многие переживания беспочвенны, но не может избавиться от них. Не критикуйте ход мыслей подростка. Так ребенок может отдалиться от вас и замкнуться в себе. 4.Скажите, что такие чувства нормальны. Несмотря на то, что тревожность может достигать опасного уровня, это вполне нормальное ощущение. Подросток должен понимать, что нет ничего страшного в периодической печали, беспокойстве или стрессе. Признавайте переживания, даже если они нелогичны. Не пытайтесь поднять дочери или сыну настроение, иначе может возникнуть ощущение, что вы не признаете их чувств. ◦ Если вы не уверены, что сказать, то можете повторить сказанное ребенком. Это покажет, что вы слушали внимательно и готовы слушать дальше, если что-то поняли неверно. Например, можно сказать «Вижу, что тебя немного пугает мысль о том, что ты скоро закончишь школу». ◦ Сделайте акцент на том, что иногда чувство тревожности оправданно. Жизнь состоит из взлетов и падений, поэтому вполне нормально время от времени чувствовать печаль или грусть. Убедите подростка, что такие эмоции естественны. 5.Обходитесь без отрицательных ярлыков. Иногда на ребенка с тревожностью навешивают ярлык пренебрежения или унижения. Обойдитесь без эпитетов «застенчивая» или «нервный». Вместо этого старайтесь говорить положительные вещи. Ваш ребенок борется с эмоциональными сложностями. Лучше говорить «храбрая» или «боец». Это умаляет возможное чувство стыда, вызванного борьбой с тревожностью. 6.Помогайте справиться с приступами паники. Если подросток борется с тревожным расстройством, то у него возможны приступы паники – моменты крайнего проявления внезапной паники, при которых человек может потеть, учащенно дышать или иметь другие симптомы. Если у вашего ребенка приступ паники, обязательно помогите ему ◦ Убедите в том, что все будет хорошо. Скажите: «Мы справимся с этим», «Все будет в порядке». Приступы паники могут напугать, но, как правило, не несут опасности. Некоторым кажется, что у них сейчас может произойти сердечный приступ или потеря сознания из-за механизма борьбы или бегства, который срабатывает в организме во время панического приступа. Объясните подростку, что физическая реакция может сигнализировать о проблеме, но не причинит вреда. ◦ Если под рукой есть лед или что-то холодное, дайте этот предмет ребенку. Так он отвлечется от паники. ◦ Скажите ребенку дышать глубоко. Глубокое дыхание может успокоить во время приступа паники. Также можно отвлечь подростка посторонней темой. Предложите сходить в душ или принести из машины какой-либо предмет. ◦ Бензодиазепины — быстродействующие успокоительные препараты, которые используют по мере необходимости в течение дня. Таблетки начинают действовать через 30–60 минут. Если вашему ребенку выписали подобные лекарства, то следите за тем, чтобы он принимал их в случае панической атаки. Помните, что такие препараты вызывают сильную зависимость. Лучше хранить их в закрытом шкафу, чтобы подросток не принимал их слишком часто. Часть2. Предложите изменить образ жизни 1.Поощряйте здоровое питание и занятия физкультурой. Физическое благополучие имеет большое влияние на эмоциональные ощущения подростка. Следите за тем, чтобы ваш ребенок придерживался здорового питания и получал достаточную физическую нагрузку. ◦ Заполните холодильник полезными продуктами и готовьте питательные блюда. Фрукты и овощи всегда должны быть под рукой. Используйте цельнозерновые продукты и постные протеины вроде рыбы и птицы. Не держите дома напитков с высоким содержанием сахара или кофеина, поскольку эти вещества повышают тревожность. ◦ Поощряйте ежедневные занятия спортом. Можно завести традицию вечерних семейных прогулок. Предложите ребенку записаться в спортивную команду или секцию в школе. Также можно записать подростка на занятия йогой, поскольку она часто помогает снизить тревожность. 2.Приучите подростка к правильному режиму сна. У подростков сон часто бывает главной причиной беспокойства. Между встречами с друзьями, выполнением домашних заданий и посещением факультативных занятий ваш сын или дочь может не находить достаточного времени на отдых. Нехватка сна лишь усиливает тревожность. Обсудите с ребенком важность сна и помогите выработать правильный режим отдыха ◦ Побуждайте ребенка ложиться спать и вставать в одно и то же время. Организм приспособится к регулярному циклу сна и пробуждения, а подросток начнет чувствовать сонливость в момент, когда пора ложиться спать, и прилив энергии по утрам в момент пробуждения. ◦ Можно установить дома правила, касающиеся использования электронных приборов. Свет от мобильного телефона и экрана ноутбука стимулируют нервную систему, что усложняет процесс засыпания. Желательно не использовать эти устройства примерно за час до сна. 3.Подавайте пример. Если вы хотите научить ребенка справляться с тревожностью, то станьте для него примером положительного поведения. Демонстрируйте эффективные способы борьбы с ежедневным стрессом. Дети часто неосознанно повторяют за родителями. ◦ Ведите себя позитивно весь день. Попав в стрессовую ситуацию, используйте позитивный внутренний диалог. Например, вы забыли о крайнем сроке сдачи заказа. Если подросток видит, что вы подавлены этим, то скажите: «Я знаю, что так нельзя, но все ошибаются, а на ошибках нужно учиться». ◦ Каждый день выделяйте время на себя. Покажите ребенку, насколько важно брать паузы, чтобы отдохнуть и расслабиться после тяжелого дня. Например, каждый вечер можно наслаждаться чашкой чая после ужина. ◦ Научитесь отказывать. Подростки часто испытывают тревожность из-за принятия на себя чрезмерных обязательств. Если вы очень заняты и устали, то ничего страшного, если тарелки подождут в раковине до утра. Если у вас нет времени прийти на собрание родительского комитета, то поручите это другому. 4.Помогайте ребенку налаживать связь с другими. Страдая от стресса и тревожности, важно общаться с другими. Убедитесь, что ваш ребенок находит время отдохнуть в кругу родственников и друзей, а не постоянно страдает от тревожности. ◦ Разрешите ребенку приглашать друзей к себе. Создайте теплую и гостеприимную обстановку для друзей вашего ребенка. Подростку важно знать, что он может свободно приглашать друзей, если они уважают правила вашего дома. ◦ Следите, чтобы подросток проводил время с семьей. Ужинайте всей семьей хотя бы дважды в неделю. Отправляясь в гости к родственникам, берите ребенка с собой. ◦ Научите подростка делиться своими переживаниям с другими. Ему будет полезно открыться и заручиться поддержкой в стрессовой ситуации. 5.Поощряйте позитивное мышление. Вы очень поможете ребенку, прививая позитивный взгляд на жизнь. Поощряйте позитивные мысли о будущем. Рекомендуйте следовать своим интересам и страсти. Поддерживайте желания и мечты, позволяя ребенку вырабатывать собственные амбиции. Многие обязательные вехи юношеских лет вроде окончания школы и учебы в университете могут вызывать тревожность. Убедите подростка, что это прекрасные периоды жизни. 6.Научите подростка расслабляться. Во время стресса ребенок должен знать способы взять себя в руки и расслабится. Существует множество механизмов преодоления тревожности и других проблем. ◦ Глубокое дыхание, медитация, йога и другие упражнения, удерживающие нас в настоящем моменте, отлично помогают справиться с тревожностью. Можно отвести ребенка на занятия по обучению этим техникам релаксации или найти уроки йоги и медитации в интернете. ◦ Отвлечение хорошо помогает справиться с тревожностью. Поощряйте ребенка находить себе забавные способы отвлечения внимания. Предложите сыграть в настольную игру или карты после утомительного дня. Найдите спокойный фильм или телепередачу, которые можно посмотреть вместе. ◦ Предложите подростку записывать свои переживания. Ведение дневника помогает выплеснуть все тревожные мысли из головы. Часть3. Задействуйте помощь извне 1.Определите, является ли беспокойство расстройством. Некоторые типы тревожности, которые может испытывать ваш ребенок, являются нормальными — желание пригласить на свидание понравившегося человека, выступление с докладом в классе или перевод в новую школу. Если у вашего ребенка тревожное расстройство, то он или она всегда могут чувствовать тревогу в отношении пустяковых проблем. Возможно, подростку тяжело расслабиться. Вероятные признаки расстройства: ◦ постоянное чувство тревожности и беспокойства; ◦ тревожность, мешающая повседневным делам — походам в школу или прогулкам с друзьями; ◦ наличие иррациональных страхов, с которыми не удается справиться; ◦ нежелание посещать места или выполнять действия из-за страха возникновения тревожности; ◦ внезапные приступы паники, учащение пульса или холодный пот. 2.Найдите психотерапевта или психиатра. Нередко тревожность выступает симптомом скрытой психологической проблемы вроде депрессии или синдрома общей тревожности. Если тревожность не проходит сама по себе, то нужно обратиться за помощью к специалисту. ◦ Попросите вашего терапевта или знакомых врачей порекомендовать хорошего специалиста. Также можно попытаться найти психотерапевта или психиатра по рекомендациям на сайтах, где обсуждают местных врачей и клиники. Важно, чтобы он работал с подростками. ◦ Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) успешно справляется с тревожными расстройствами. Она базируется на обсуждении проблем, признании негативного образа мыслей и выполнении упражнений, нацеленных на изменение поведения и мышления. Попробуйте найти специалиста по данному вопросу. 3.Тщательно взвесьте необходимость приема лекарств. Для лечения подростковых тревожных расстройств используется широкий спектр препаратов. Обычно медикаментозного лечения лучше избегать, так как у подростков вырабатывается привычка, проявляются множественные побочные эффекты. Если подросток в глубокой депрессии, врач-психиатр может предложить выписать лекарства. Это решение является личным и непростым. Обсудите всю ситуацию с ребенком и психиатром. ◦ Для лечения подростковых психиатрических проблем доступно множество лекарств. Конкретный выбор зависит от диагноза и истории болезни. Все лекарства могут иметь побочные эффекты. Вы обязательно должны узнать обо всех потенциальных последствия до начала приема препаратов. ◦ Сама по себе разговорная терапия весьма эффективна при подростковой тревожности. Однако в случае тяжелой формы и ослабления рекомендуется принимать лекарства. Во время приема препаратов подросток должен находиться под постоянным наблюдением, чтобы своевременно выявлять нежелательные побочные действия. В большинстве случаев прием лекарств является эффективным способом борьбы с подростковыми тревожными расстройствами. 4.Найдите группу поддержки. Подростку может быть полезным обсуждать с одногодками тревожность, депрессию или другие проблемы. Узнайте у психотерапевта о наличии поблизости групп поддержки для подростков. Многие чувствуют себя одинокими в таких ситуациях. Вашему ребенку очень поможет узнать, что он не один имеет схожую проблему. 5.Немедленно обратитесь за помощью, если считаете, что у подростка склонность к суициду. В редких случаях тревожные расстройства и депрессия могут приводить к мыслям о самоубийстве. Если вас беспокоит этот вопрос, то немедленно обратитесь за медицинской помощью, чтобы ваш ребенок не причинил себе вреда. Суицидальное поведение имеет следующие признаки: ◦ разговоры о совершении самоубийства; ◦ романтизация или частые разговоры о смерти; ◦ написание рассказов, стихов или песен о смерти; ◦ желание раздарить ценные вещи; ◦ попытки достать оружие, таблетки или другие опасные вещества; ◦ опрометчивое, опасное поведение; ◦ попытки причинить себе физический вред. Список использованных источников 1. Барыльник, С. Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей / С. Н. Барыльник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 683-686. 2. Бурченкова, Л. Ш. Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков / Л. Ш. Бурченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 802-804. 3. Корабельникова Е.А. Тревожные расстройства у подростков // МС. 2018. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnye-rasstroystva-u-podrostkov 4. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан. – СПб.: Изд. «Питер», 2012. – 327 с. 5. Солынин Н. Э., Лебедева Е. П.Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-prichiny-trevozhnosti-v-podrostkovom-vozraste
«Тревожность. Причины появления тревожности (физиологические, социальные)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot