Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Требования к конструированию модульных программ и модулей

  • 👀 914 просмотров
  • 📌 889 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Требования к конструированию модульных программ и модулей
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Требования к конструированию модульных программ и модулей» docx
Требования к конструированию модульных программ и модулей Предлагаемая структура описания модульной программы/модуля основывается на рекомендациях, разработанных и принятых в рамках ЮНЕСКО, и широко используется последние 20 лет различными образовательными учреждениями. Какой бы подход к образованию, где модульность выступает как центральная характеристика, а процесс модуляризации - как ключевая процедура, определяющая повышение степени открытости, гибкости образовательных программ и обеспечивающая тем самым переход к дистанционному образованию. Переход от традиционного к модульному и дистанционному образованию предполагает использование различных технологий как педагогического, так и управленческого характера. Реализация этих технологий требует от педагога и управленца использования разнообразных алгоритмов и процедур. Проектирование модульных программ и модулей базируется на дидактических принципах модульного обучения. Принципы структуризации и проблемности обеспечивают иерархию дидактических целей, последовательность и целостность изложения, логическую завершённость и автономность модулей, проблемность содержания, наглядность представления модуля. Эти принципы могут быть конкретизированы определенными процедурами. Прежде всего необходимо: - сформулировать комплексную дидактическую цель модульной программы; - выделить известные обобщённые научные данные, понятия, закономерности по изучаемой проблеме; - построить блок-схему модульной программы с учетом следующей иерархии целей: комплексная дидактическая цель реализуется всей модульной программой; она объединяет интегрированные дидактические цели, реализацию каждой из которых обеспечивает конкретный модуль, а частные цели, входящие в интегрированную цель, реализуются отдельными учебными элементами модулей; - составить перечень знаний и умений по каждому модулю; - подготовить тезаурус учебной дисциплины и обеспечить одинаковую знаковую символику курса; - проанализировать содержание каждого модуля и обеспечить готовность обучаемых к изучению материала за счёт использования ранее освоенных знаний; - изобразить логическую структуру модуля блок-схемой, графом или генеалогическим деревом с последующей нумерацией элементов, чтобы обучающийся видел "траекторию" учения; - взять за основу структуры модуля структуру его учебных элементов плюс дополнительный элемент, предназначенный для раскрытия интегрирующих и частных дидактических целей модуля и его содержания; - представить содержание основных учебных элементов в теоретическом и практическом блоках модуля; теоретический блок содержит учебный материал в концентрированной форме и завершается резюме - обобщением содержания модуля в удобном для запоминания виде, например в форме опорного конспекта; практический блок содержит набор типовых задач, предназначенных для отработки новых понятий и умений, и алгоритмы их решения либо "ориентировочную основу действий", прикладные задачи и альтернативные способы их решения, тестовые задания разного уровня сложности, справочные данные, комплект задач для повышения "рейтинга", список рекомендуемой литературы. Принцип адаптивности отражается в таксономии дидактических целей, в проектировании модуля преемственности, в профессионально-прикладной направленности учебных элементов модулей, в вариативности модулей. Этот принцип конкретизируется следующими процедурами: - спроектировать содержание модуля преемственности соответствующих уровней образования; - определить область профессионально-прикладных проблем, разрешение которых возможно в рамках рассматриваемой дисциплины, и отобрать содержание для модулей, направленных на обеспечение профильной дифференциации; - дифференцировать содержание модулей по объёму в зависимости от специальности и специализации (полный, сокращенный, ознакомительный курсы); дифференцировать по уровню сложности комплект задач, входящих в модуль. Принцип реализации обратной связи требует, чтобы процесс усвоения знаний был управляемым и существовала возможность его корректировки и контроля. Для реализации этого принципа следует воспользоваться процедурами: - разработать методическое обеспечение контроля усвоения содержания обучения, то есть: - составить перечень знаний и умений по каждому модулю; - подготовить систему задач и упражнений, в которую включить задачи: типовые, проблемные (нестандартные, творческие) и диагностические (служащие средством контроля и анализа усвоения учебного содержания); дифференцировать задачи по сложности; - разработать эталоны ответов ко всем задачам, а к типовым - алгоритмы решения либо ориентировочную основу действий; - разработать блок контроля (текущий контроль - в конце каждого учебного элемента, рубежный - в конце модуля); текущий контроль может осуществляться в форме самоконтроля по имеющимся в модуле дидактическим тестам или заданиям. Рассмотренные выше принципы и реализующие их процедуры проектирования модульных программ (МП) могут выступать в качестве основы для алгоритмизации этого процесса. Сформулируйте комплексную дидактическую цель МП в соответствии с квалификационными требованиями Выделите обобщенные научные данные по дисциплине, имеющие фундаментальное и прикладное значение. В связи с этим определите названия модулей познавательного и познавательно-операционного типов Сформулируйте интегрирующие дидактические цели модулей познавательного типа Сформулируйте интегрирующие дидактические цели модулей познавательно-операционного типа Спроектируйте содержание модуля преемственности Определите область профессионально-прик­ладных проблем, решение которых возможно в рамках рассматриваемого модуля, и определите место операционных элементов, отражающих профессионально-прикладные проблемы, в содержании модуля Обеспечивает ли содержание модуля преемственности готовность обучающихся к дальнейшему изучению дисциплины? Отредактируйте содержание интегрирующих дидактических целей нет Отражены ли профессионально-прикладные проблемы в содержании МП? да да Откорректируйте структуру и последовательность изложения учебной дисциплины с учетом внутридисциплинарных связей и профессионально-прикладных проблем. Изобразите структуру МП в виде графа или блок-схемы нет Соответствует ли совокупность интегрирующих дидактических целей реализации комплексной дидактической цели? да Сформулируйте частные дидактические цели учебных элементов модуля. Изобразите структуру модуля в виде блок-схемы, отражающей его содержание нет Соответствует ли совокупность частных дидактических целей интегрирующей цели модуля? да Выработайте контролируемые характеристики модуля и укажите их после блок-схемы модуля Подберите содержание обучения, соответствующее частным дидактическим целям и контролирующим характеристикам. Наполните содержанием операционные элементы познавательно-операционных модулей. В соответствии с познавательными целями модуля разработайте систему задач и упражнений и дифференцируйте их по уровню сложности Для операционных элементов познавательно-операционных модулей подберите прикладные или профессионально ориентированные задачи нет Соответствует ли система задач и упражнений содержанию модуля? да Разработайте рейтинговую систему контроля для каждого уровня дидактических целей нет Охватывает ли система контроля все стадии (текущего, рубежного, итогового) контроля? да Применение модуля Алгоритм проектирования МП и модулей Решение проблемы проектирования модульной программы и модулей и обеспечения ими обучающихся является лишь первым шагом в организации модульного обучения. Особую важность представляет собственно организация модульного обучения. Конструирование программ открытого/гибкого обучения, построенных по модульному принципу, имеет следующие этапы: - определение проблемы; - формулирование целей обучения; - определение исходных условий и требований; - отбор и структурирование содержания обучения; - выбор стратегии преподавания/изучения, методов и средств обучения; - выбор стратегий и инструментов для оценки степени достижения целей обучения. Более детально эта последовательность представлена в табл. Таблица Этапы и действия по разработке программы обучения № п/п Этапы Действия 1 Определение проблемы Анализ образовательной политики, выявление целей и задач программы исходя из требований внешней среды/социального заказа Изучение потребностей в обучении с помощью определения уровня компетентности, которого должны достигнуть обучающиеся (выходной профиль специалиста), и исходного уровня компетентности (входной профиль специалиста) Оценка необходимых ресурсов и существующих ограничений для реализации программы 2 Формулировка целей Определение общих целей Определение частных целей 3 Определение входных условий Установление минимального исходного уровня компетентности, необходимого для обучения по данной программе 4 Отбор и структурирование содержания Отбор, анализ и организация содержания путем определения конкретных дидактических единиц (разделов, тем, units) и установления логической последовательности их изучения 5 Выбор стратегии обучении Выбор методов и средств обучения Создание системы поддержки 6 Выбор стратегии и инструментов оценивания Определение критериев оценки Выбор средств оценивания Любая модульная программа должна содержать собственно содержательную часть, состоящую из набора конкретных модулей, и методическую часть. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы содержательный и методический модули были одинаковыми структурно, что позволит всем участникам образовательного процесса работать по единым правилам, сохраняя при этом возможность гибкой адаптации своего поведения. Структурно все содержательные модули включают:  разделы, имеющие конкретные цели, содержащие теоретическую информацию, для изложения которой, как правило, используется дедуктивный метод (от понятий к примерам и практическим действиям)  задания-упражнения, которые требуют применения информации из модуля для анализа конкретной практической деятельности обучающегося  краткие выводы по изложенному содержанию каждого раздела  способы оценки качества выполненной работы  библиографию Первые несколько страниц каждого модуля содержат следующую информацию:  Перечень всех модулей, входящих в модульную программу   Оглавление модуля   Входные требования для изучения модуля   Общие цели изучения модулей   Введение   Карту содержания, графически изображающую взаимоотношения между разделами/темами модуля   Нормативное время для изучения модуля  Американским ученым-педагогом П. Гронлундом составлено краткое руководство к разработке «учебного пакета» (модуля). Оно представляет собой форму контрольного листа, к которому преподаватель обращается как в ходе подготовки «учебного пакета» (модуля), так и по ее окончании . Контрольный лист к разработке "учебного пакета" (модуля) Цель учебного раздела. 1. Ясно ли представлена тема учебного раздела? 2. Отчетливо ли объясняется цель изучения учебного раздела? 3. Является ли язык изложения цели ясным и доступным для восприятия? 4. Содержит ли формулировка цели мотивацию к учению? Учебные цели. 5. Являются ли учебные цели значимыми в образовательном отношении? 6. Сформулированы ли учебные цели так, чтобы их можно было наверняка достичь? 7. Является ли каждая из учебных целей достаточно ограниченной по объему, чтобы ее можно было достичь в рамках непродолжительного времени данной учебной единицы? 8. Является ли каждая из учебных целей содержательно связанной с более общей (конечной) целью курса? Предварительное и заключительное тестирование. 9. Четко ли сформулированы указания к работе с тестом? 10. Обеспечивают ли тестовые вопросы непосредственный контроль всех заданий, содержащихся в поставленных целях данного раздела? 11. Установлен ли обоснованный эталон (критерий) усвоения? Учебные материалы и запланированная деятельность обучаемых. 12. Четко ли сформулированы указания к действиям обучаемых? 13. Обеспечивают ли учебные материалы и виды учебной деятельности достижение учебных целей? 14. Удалось ли достичь разнообразия видов дидактических материалов и уровней их сложности? 15. Содержат ли запланированные виды учебной деятельности разнообразные пути достижения учебной цели? Тесты для самопроверки. 16. Четко ли сформулированы указания к работе с тестом? 17. Помогают ли проверочные вопросы усваивать содержание учебных материалов и следить за собственным продвижением? Дополнительная (углубленная) учебная работа (по выбору обучаемого). 18. Предусмотрен ли широкий перечень видов учебной работы? 19. Дают ли эти виды учебной работы возможность расширенного или углубленного изучения материала? 20. Достаточно ли ясно сформулированы указания для самостоятельной работы обучаемых? "Учебный пакет" (модуль) по сути дела содержит в себе полный обучающий цикл, составленный применительно к данному фрагменту материала. Такие комплекты можно использовать как для основного, так и для дополнительного, вспомогательного обучения. Особенно значительна их роль в заочной и дистанционной системах обучения взрослых. Методическое обеспечение модульной программы обычно представляется в виде «Руководства для преподавателя/тьютора» и «Руководства для обучающегося», содержание которых представлено далее. Руководство для преподавателя/тьютора (рекомендуемый перечень пунктов) 1. Предисловие: - объяснение значимости проблемы, темы; - суть модульной программы. 2. Содержание Руководства. 2.1. О чем модульная программа. 2.2. Целевые пользователи (для кого предназначена программа), визуальное представление траектории, маршрутов изучения программы. В этом разделе указывается, какие модули программы являются обязательными, а какие рекомендуемыми для каких категорий обучаемых в зависимости от исходного уровня компетентности 2.3. Общая цель модульной программы. В данном разделе формулируется общая цель (миссия) всей программы с указанием на умения, навыки, которые могут быть сформированы в результате ее изучения. 2.4. Цели конкретных модулей программы (желательно в табличной форме) (в качестве примера см. таблице). Таблица № п/п Название модуля программы Конкретные цели 1 2 3 и т.д. Конкретные цели модулей программы должны в совокупности привести к реализации общих целей (миссии) всей модульной программы. 2.5. Структура модулей программы. В начале каждого модуля указывается необходимый уровень квалификации для его усвоения, цели, а также дается краткое описание содержания каждого раздела и рекомендуемое время для его усвоения. Модуль делится на более мелкие структурные единицы - разделы с указанием конкретных специфических целей каждого из них. Каждая структурная единица содержит теоретическую информацию, которая сопровождается примером из практики и заданиями-упражнениями. Как правило, предлагаемые задания-упражнения предполагают применение излагаемого теоретического материала к практической деятельности обучаемого и его организации. Кроме того, каждый модуль должен содержать материал для контроля качества усвоения его содержания и библиографию. В некоторых случаях рекомендуется акцентировать внимание на дидактических принципах, положенных в основу развертывания содержания модульной программы. Например, можно указать, что в основе модуля лежит дидактический принцип развертывания содержания через практические примеры к практическим действиям. Целесообразно также в данном пункте давать краткую аннотацию каждого модуля. 2.6. Методологические положения, используемые в модульной программе. 2.6.1. Учебный процесс (рекомендации по организации и проведению). Здесь приводятся рекомендации относительно используемых методов и средств обучения и контроля. Кроме того, преподавателю/тьютору напоминают о необходимости тщательно подготовиться к учебному процессу, свободно владеть материалом модуля, адаптировать материал к конкретной учебной группе, спланировать периодичность и форму проведения занятий (очных, заочных, групповых/индивидуальных, самостоятельных). В случае дистанционного варианта преподаватель/тьютор должен предусмотреть возможность оказания педагогической консультационной помощи, определить время и способы ее осуществления, составить график сдачи контрольных работ и проведения очных групповых занятий. В целом этот раздел предоставляет свободу авторам программы давать любые рекомендации относительно способов и методов реализации, которые могут оказать помощь другим преподавателям-пользователям. 2.6.2. Целевые группы и маршрут их обучения. Для каждой категории обучаемых целесообразно выделять обязательный набор модулей, соответствующих их компетенции, и перечень модулей для повышения профессиональной эрудиции. Представленные в графической форме, они предлагают рекомендуемый маршрут изучения учебного материала. Фактически каждой категории специалистов соответствует свой маршрут изучения модульной программы, определяемый последовательностью изучения и взаимосвязью модулей. 2.7. Рекомендации по оценке качества обучения. В каждом конкретном случае необходимо выработать собственные критерии оценки результатов обучения с учетом специфики обучаемых, места их работы и вида их деятельности. Там, где это возможно, целесообразно использовать общепринятые критерии оценки качества. При выборе критериев необходимо помнить о сформулированных общих и конкретных целях обучения в рамках модульной программы. 2.8. Рекомендуемые стратегии (формы, методы, средства и продолжительность обучения) проведения очных занятий в рамках модульной программы. Данный раздел целесообразно представлять в табличной форме Таблица Стратегия проведения очных занятий с группой _________ Ключевые положения и действия преподавателя/ тьютора Формы обучения Средства обучения Время Приводятся основные положения, выносимые на очные занятия, и описание действий преподавателя/тьютора Мини-лекция, дискуссия, работа в малых группах, конференция и т.д. Наглядные материалы, технические средства обучения, сборники конкретных ситуаций, компьютерные программы, слайды, видеоаудиоматериалы, задания из модульной программы/модуля для выполнения в очном режиме В зависимости от имеющихся ресурсов Итого минимально необходимое время на изучение ________________________ часов 2.9. Рекомендуемые стратегии (формы, методы, средства и продол­жительность) проведения занятий в режиме открыто­го/гибкого/дистанционного обучения. 2.9.1. Продолжительность и общая организация учебного процесса с указанием на соотношение очных и заочных занятий, частоту проведения очных занятий; обоснование такого построения. 2.9.2. Описание входных условий. При проведении занятий в дистанционном режиме до изучения собственно программы рекомендуется организация очной встречи. На этой встрече представляется программа, объясняется методология обучения, выдаются комплекты учебных материалов и заданий, разрабатывается совместный график работы преподавателя/тьютора и группы и по возможности формируются малые группы по различным критериям (должность, стаж и т.д.). 2.9.4. Групповая работа. Групповые занятия проводятся на основе упражнений и заданий, предлагаемых в каждом модуле/разделе. На групповые занятия целесообразно выносить для обсуждения следующие вопросы: - разбор проблем, вызывающих трудности при изучении, рассмотрение спорных вопросов; - представление и обсуждение результатов индивидуальной и групповой работы; - оценка проводимых занятий; - достижение договоренности о будущих встречах.
«Требования к конструированию модульных программ и модулей» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot