Торговая политика и ее инструменты
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Торговая политика и ее инструменты
I
Международная среда бизнеса:
- Система регулирования внешнеэкономических связей
- Влияние на деятельность компаний?
- Взаимодействия государства и бизнеса?
Многосторонняя торговая система и торговая политика представляют собой свод правил, норм, при помощи которых регулируются внешнеэкономические связи. Фактически, все эти нормы и правила формируются на уровне государственного и оказывают непосредственное влияние на деятельность компании.
Ни одна компания не может функционировать даже если эта компания не связана с внешнеэкономической деятельностью непосредственно. Тем не менее она не может функционировать без оглядки на те нормы и правила, которые устанавливаются государством и на те обязательства, которые государство взяло на себя в рамках международных организаций.
В этом ключе крайне актуальным является вопрос взаимодействия государства и бизнеса. Поскольку, именно в рамках государства и бизнеса может формироваться отчетливо понятное бизнесу, направленное на защиту или продвижение интересов бизнеса торговая политика.
II
Существует классическое определение торговой политики. В русском языке существует два термина. Это «торговая политика» и «внешнеторговая политика». Под внешнеэкономической политикой традиционно понимались все нормы и правила, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность, в то время как торговая политика является термином максимально приближенному к международной терминологии - trade policy – если вы переведете на все свои изучаемые языки, вы получите примерно то же самое. Но, фактически, ни в одном языке нет такого сложного термина, как внешнеэкономическая политика. Хотя в русском языке мы его достаточно часто употребляем.
Торговая (внешнеэкономическая) политика – это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и, одновременно, на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.
Фактически, это система государственных мероприятий. Из определения напрашивается, торговая политика из комплекса мер наступательных и защитных. Теоретически, это так, однако, на практике мы должны понимать, что любая мера, будь то защитная мера или наступательная мера всегда имеет второе прочтение, всегда имеет дополнительный оттенок.
Например, возьмем защитную меру таможенную пошлину. Мера абсолютно защитная, однако, если мы посмотрим на эту пошлину, на эту меру, то особенно высокие пошлины всегда являются предметом приговоров, предметом требования уступок. Соответственно, высокие пошлины вообще в современных условия держать невозможно. Поэтому, любая пошлина, если она очень высокая, может сохранять свою защитную функцию достаточно временно, потому что в какой- то момент все равно она станет предметом приговоров и такие пошлины придется снижать.
Конечно, это абсолютно эмпирическое, неклассическое понимание мер. Возьмем другие меры – наступательные. Например, субсидирование, которое представляется абсолютную наступательную меру, помогает коммерческим предприятиям и национальным компаниям продвигать свои товары и услуги на внешних рынках, но, фактически, субсидия, как дотация, защищает производителя товаров и услуг от каких-то дополнительных издержек, связанных с выходом на внешние рынки.
III
Направления торговой политики:
- Свобода торговли (ВТО)
- Протекционизм?
В чистом виде не существуют!
В экономике существует понимание двух направлений торговой политики. Первое направление представляет собой свободу торговли, второе – протекционизм.
Давайте разберемся. Если бы я задала вопрос в аудитории «Какое направление торговой политики преобладает сегодня?», Вы бы ответили протекционизм, поскольку именно протекционизм четко и полно освещается СМИ, мы с вами читаем достаточно много сведений о торговых современных войнах, о том, как та или иная страна ужесточает доступ на свой рынок, или продвигает своих производителей за счет каких-то дополнительных стимулов. Тем не менее, этот ответ был бы не правильный.
На сегодняшний день преобладающим направлением является свобода торговли именно потому, что это обеспечено самыми первыми положениями о создании ВТО и всеми соглашениями, подписанными в рамках ВТО.
Что же такое свобода торговли и какое ее противоречие с протекционизмом? В этом случае, мы с вами получаем ответ, заключающийся в том, что свобода торговли, известная нам как принцип достаточно давних времен. Родоначальниками принципов концепции свободы торговли являлись еще Адам Смит и Давид Рекардо. Сегодня свобода торговли имеет совершенно новое прочтение, нежели это было во времена, когда эта концепция только зародилась.
Современное наше прочтение свободы торговли означает, что страны не отказываются, победить протекционизм практически невозможно, и отказаться от него тоже невозможно. Но, если уж сложилась такая ситуация и протекционистские меры используются, то максимальным обеспечением свободы торговли будет прозрачность и транспорентность.
Что имеется в виду под прозрачностью и транспорентностью? Выходя на разные рынки и зная, что вы можете столкнуться на этих рынках с теми или иными протекционистскими мерами, как правило, вам необходимо быть уверенными в том, что вы будете иметь полную информацию о том, как эти меры применяются, что является основанием для введения тех или иных мер протекционистских защитных или наступательных и можно ли эти меры оспорить. Это является максимальным проявлением свободы торговли.
На сегодняшний день мы с вами должны отметить, что ни свобода торговли, ни протекционизм в чистом виде не существуют! Торговая политика любой страны представляет собой комплекс этих мер.
IV
Современный протекционизм:
- Сверхпротекционизм
- Наступательный (Агрессивный)
- Частно-монополистический
- Коллективный
Какие опасности и какие новые вызовы влечет за собой современный протекционизм?
Так, в частности, современный протекционизм является сверхпротекционизмом. Это означает, что под защиту попадают не только и не столько слабые отрасли, сколько и без того сильные. Почему возникает такая проблема? Слово протекционизм имеет свой корень от «защита». Протекционизм – это защита, концепция, и защитой должны пользоваться в первую очередь слабые, те, кто не может без поддержки государства продвинуть свои интересы или защитить себя.
Тем не менее, на практике мы видим, что наибольшую поддержку получают не слабые отрасли, а те, которые являются лицом национальной экономики и достаточно плотно стоят на ногах и имеют хорошую систему лоббирования своих интересов.
Наиболее ярким примером сверхпротекционизма является очень известный кейс (это спор, который обсуждался в рамках системы разрешения споров ВТО на протяжении многих лет, потом он закончился, и сейчас он получает новый импульс), получивший название Boeing и Airbus. Спорящие стороны – это две компании. Если мы вникнем в технику разрешения споров в рамках ВТО, то мы будем говорить о том, что участниками споров в рамках ВТО являются государства. Но, за позицией каждого государства стоят интересы той компании, которую данный спор затрагивает. Поэтому, этот спор – наиболее яркий пример, каков механизм применения разрешения споров так и того, как оспариваются протекционистские меры, этот спор получил название Boeing и Airbus, хотя, в рамках ВТО и в базе данных ВТО вы найдете его как спор по мерам в отношении гражданской авиатехники.
В чем суть этого спора? США и ЕС взаимно обвиняли друг друга в предоставлении неразрешенных субсидий таким компаниям, как Boeing и Airbus. Инициирован этот спор был США. Которые первыми выдвинули претензию Европейскому Союзу о предоставлении Европейской комиссии, а также, правительствам Германии и Франции субсидий компании Airbus. На что Европейский Союз ответил в свою очередь аналогичными претензиями в отношении мер торговой политики США, связанными с поддержкой копманией Airbooking. Как вы понимаете, ни Airbus, ни Boeing не являются маленькими начинающими предприятиями американской и европейской промышленности соответственно, это монстр американской и европейской экономики и получение ими поддержки представляет собой пример сверхпротекционизма.
Вторая черта современного протекционизма – это наступательный (агрессивный) протекционизм. В чем заключается эта черта? Дело в том, что применение защитных мер в правилах ВТО регламентировано крайне строго. Поэтому, страны стремятся обойти некоторые ограничения и, в некоторых случая, вместо защиты национальных производителей используют меры поддержки, т.е. продвижение интересов национальных кампаний на мировых рынках.
Третья черта современного протекционизма – это частно-монополистический протекционизм. Он означает, что меры, которые принимаются от лица государства, инициированы и в значительной мере пролоббированы крупными компаниями, зачастую являющимися монополиями. С одной стороны, это не очень хорошо, потому что любая монополизация рынка противоречит принципам свободной конкуренции, с другой стороны – в какой-то мере мы можем считать эти меры оправданными, потому что именно компании могут и должны обосновывать меры торговой политики, которые им необходимы. И в тех случае, когда государство само по себе формирует торговую политику, она получается достаточно сложной, не всегда рациональной, не всегда отвечающей рациональным интересам. Национальные интересы в нашем случае — это интересы национального бизнеса.
Безусловно, монополисты получают больший доступ к государственной системе принятия решений и могут лоббировать свои интересы, но именно компании знают, что бы им непосредственно было нужно в то время, как государство имеет возможность скорректировать предложение компаний с учетом тех обязательств, которые именно государство несет в рамках международных организаций.
Последняя черта современного протекционизма – то, что зачастую он выступает как протекционизм коллективный.
Коллективный протекционизм – это меры защитные или наступательные, это меры протекционистской торговой политики, которые принимаются от лица группировки.
Наиболее ярким примером является Европейский Союз, который, начина с 1960 года проводит единую торговую политику, постоянно развивая, совершенствуя и расширяя спектр мер, подпадающих под единое европейское регулирование и, соответственно, европейскую компетенцию. Другим примером может служить Евразийский экономический союз, который, в значительной степени, основывался и существует, работает с учетом опыта Европейского Союза.
Коллективный протекционизм в той или иной степени с формы интеграции Таможенный Союз. Это будет четвертая лекция, посвященная интеграции.
Таможенный Союз – это первая стадия коллективного протекционизма, когда появляется такой инструмент, как единый таможенный тариф.
V
Когда мы говорим о торговой политике страны, нам нужны количественные показатели. На одной из первых лекций мы говорили о том, что мы должны на каждое утверждение иметь количественную оценку. К сожалению, таких количественных оценок немного, но, тем не менее, некоторыми количественными показателями мы можем оперировать.
Говоря о характере торговой политике и, насколько она протекционистская или нет, мы можем судить по такому показателю, как средневзвешенный уровень тарифной защиты.
Средневзвешенный уровень тарифной защиты означает, что уровень тарифной защиты рассчитывается не только, как среднее арифметическое, но и с учетом доли того или иного товара в товарообороте рассматриваемой страны.
Средневзвешенный тариф (в %)
Запретительный
40-100
Ограничительный
25-40
Умеренный
15-25
Открытый
5-15
Свободный
<5
Из таблицы видно, если таможенный тариф превышает 40%, иногда он может быть и выше 100%, то торговая политика страны является запретительной, то есть очень сильно выражен протекционистский характер. Дальше идет снижение.
Например, торговая политика США или торговая политика Европейского Союза. В частности, у США по данным за 2019 год средний уровень тарифной защиты составлял 3,7%. Этот уровень говорит нам о том, что торговая политика страны, а точнее доступ на рынок является свободным. Так ли это на практике? Если бы нам сейчас услышали китайские или европейские компании, они бы сильно удивились этому утверждению.
Возьмем другой пример, Европейский Союз. Средний уровень тарифной защиты 5,4% по данным за 2019 год. Является ли на практике доступ на рынок США и ЕС свободным, как в случае с США или открытым, как в случае с ЕС? Нет, конечно. Когда мы получаем такие цифры, м должны понять, где же кроется хитрость и в чем заключается проблема. При глубоком анализе мы можем увидеть, что многие страны пошли на сильное снижение и на сильную либерализацию с точки зрения тарифных мер. Часть тарифных мер были заменены различными сборами (в случае с ЕС) или автономными мерами (характерно для торговли сельскохозяйственными товарами с участием ЕС). В некоторых случаях от тарифных мер готовы были отказаться, поскольку тарифные меры являются инструментом ценовой конкуренции.
Современный этап международной конкуренции отличается неценовым характером. Это значит, что товары конкурируют не только по цене, сколько по качественным параметрам. Т.е. конкуренция неценовая означает конкуренцию качественную, а точнее технологическую.
Ценовые инструменты не позволяют гибко регулировать ценовую конкуренцию. Потому что, если товар технологически более продвинутый, более совершенный, мы выберет более дорогой и надежный товар, нежели дешевый и ненадежный. Поэтому даже если вы установите высокую таможенную пошлину, вы не добьетесь защиты. В данном случае заменой тарифным мерам служат меры нетарифного характера, в частности, различное техническое регулирование, санитарные стандарты.
VI
Другой показатель, который позволяет нам оценить торговую политику страны — это количественные ограничения.
Количественные ограничения – это степень покрытия торговли количественными ограничениями.
Количественные ограничения (%):
Закрытый
>40
Относительно открытый
>25
Открытый
<10
Из таблицы следует, какой процент внешней торговли закрыт количественными ограничениями. В основном речь идет о количественном ограничении на импорт. Количественные ограничения дают более ясную картину. Но тоже не обеспечивают полного представления о том, как применяются реально меры протекционистского характера.
VII
Что такое торговая политика на национальном уровне?
Система регулирования внешнеэкономических связей каждой страны состоит из комплекса мер. Прежде всего это автономные меры, которые представлены национальным законодательством.
Далее идут двусторонние меры, которые составляют в себе состояние торгово-политического режима с какой-то второй страной, например, соглашения о свободной торговле или таможенные союзы, но между двумя странами. Кроме того, к двусторонним мерам относится результаты, которые были получены в итоге торгового спора и принимают решения органов разрешения споров ВТО.
Еще одна новая группа мер, характерная для последних 30 лет, это плюрилатеральные меры. К этим мерам относятся все решения меры, которые распространяются на страны в количестве больше двух (потому что это двусторонние меры и договоры, но где верхняя граница?) Верхней границей будет являться цифра 167, потому что именно 167 – это число стран членов ВТО и все решения, принимаемые уже 167 странами, относятся к многосторонним мерам, тем общим принципам и правилам, которые разработаны и применяются в рамках ВТО.
Если мы встроим эти 4 группы мер в иерархическом порядке, то мы получим следующую картину.
Первостепенное значение имеют многосторонние меры (для стран членов ВТО, потому что они обязаны трансплантировать в национальное законодательство все те правила, под которыми они подписались в рамках своего членства)
Далее следуют плюрилатеральные меры. К ним будут относится все правила, соглашения с ограниченным числом участников. Или, США уже долгое время назад инициировали соглашение по торговле услугами, как альтернативу генеральному соглашению по торговле услугами системы ВТО. Зона свободной торговли Транс Тихоокеанская – 12 стран – тоже плюрилатеральное соглашение.
Плюрилатеральные и двусторонние меры занимают одно положение в нашей иерархии в то время, как автономные мер, т.е. национальное законодательство для стран членов ВТО в значительной степени представляет собой перевод мер и правил ВТО, которые не носят характер норм прямого действия в национальное законодательство.
Когда мы говорим о подобной классификации мер, мы имеем в виду только торговую политику, потому что в других сферах законодательства ситуация складывается иначе.
VIII
Все меры торговой политики регулируются при помощи торговых договоров и соглашений.
Торговые договоры и соглашения представляют собой правовую базу осуществления внешнеэкономических связей.
Необходимо провести разграничение между отдельными видами торговых договоров и соглашений, чтобы понимать, какое отношение они имеют к реальному бизнесу и какие правила применения этих договоров и соглашений.
С точки зрения участников, классификация договоров нам ясна: двусторонние, плюрилатеральные и многосторонние.
Иная классификация обстоит с классификацией договоров по содержанию. Если мы возьмем договоры общего типа, то для них характерны следующие черты:
1. Закрепляют широкую сферу сотрудничества и фиксируют базовые принципы взаимодействия. К таким базовым принципам относятся принцип режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Кроме того, в правилах ВТО эти принципы расширены, в них также входит принцип транспарентности и т.д.
2. Подписываются только на межгосударственном уровне, т.е. главами государств в зависимости от конституционного устройства государства.
3. Все договоры, подписанные на межгосударственном уровне, подлежат ратификации и вступают в силу не с момента подписания, а с момента ратификации. Если вы заинтересованы в том, что какой-то договор очень важен для вашего бизнеса, вам нужно дождаться не момента подписания, а момента ратификации. Как показывает практика, процесс ратификации может затянуться. Так, например, с документом соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС , который был подписан в 1994 году, а в силу вступил только в 1997 году, потому что слишком большое число национальных парламентов должны были ратифицировать этот документ + добавился еще европейский парламент и российский парламент. Для реальной практической деятельности это имеет значение.
4. Являются долгосрочными, подписываются на срок 10 лет и более, если ни одна страна из участвующих сторон не заявила о денонсации.
Посмотрим