Типы личности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задание 2: Текст лекции 2 законспектировать.
Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.
Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений так и идеологии.
Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.
Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.
В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.
Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.):
- внешним слоем являются идеалы,
- внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения.
Фридрих Конрад Эдуард Вильгельм Людвиг Клагес (10 декабря 1872, Ганновер — 29 июля 1956, Кильхберг, Швейцария) предложил схему, включающую компоненты личности и характера:
1) материя;
2) структура;
3) движущие силы.
Реймонд Бернар Ке́ттел (Кеттелл) — британский и американский психолог, указывает на три аспекта личности:
1) интересы;
2) способности;
3) темперамент.
Сергей Леонидович Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:
1) направленность (установки, интересы, потребности);
2) способности;
3) темперамент и характер.
Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности:
сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.
Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.
Флегматикам совершенно чужда тревога. Их состояние – спокойствие, тихая удовлетворенность.
Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.
Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Холерики – наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.
Типы людей по доминированию инстинкта:
1) эгофильный тип – доминирует самосохранение;
2) генофильный тип – инстинкт продолжения рода;
3) альтруистический тип – инстинкт альтруизма;
4) исследовательский тип – инстинкт исследования;
5) доминантный тип – инстинкт доминирования;
6) либертофильный тип – инстинкт свободы; уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают, склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним.
7) дигнитофильный тип – инстинкт сохранения достоинства.
Психологическая структура личности включает следующие структурные компоненты:
1) направленность личности: потребности, мотивы, убеждения, идеалы, интересы, привычки, мировоззрение, установки, темперамент, характер;
2) индивидуально-типологические особенности: темперамент, характер;
3) возможности личности: способности, знания, умения и навыки;
4) психические процессы: познавательные, эмоционально-волевые;
5) система саморегуляции.
Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н. Мясищева,
теорию установки Д. Н. Узнадзе,
диспозиционную теорию личности,
структуру личности К. К. Платонова,
теорию интегральной индивидуальности.
А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот список попали Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и др.
А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующейся личности:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Межличностность и опыт высших состояний.
9. Чувство сопричастности, единение с другими.
10. Более глубокие межличностные отношения.
11. Демократическая структура характера.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
14. Самоактуализирующееся творчество.
Эрик Бёрн определил три возможных состояния «Я» человека: РОДИТЕЛЬ, ВЗРОСЛЫЙ И РЕБЕНОК. Человек в процессе взаимодействия (трансакции) с другим в каждый момент времени обнаруживает одно из этих состояний. Пояснить это можно так:
1. У каждого человека были родители, и каждый независимо от возраста хранит в себе набор состояний «Я», повторяющих состояния «Я» его родителей (как он их воспринимал).
2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их «Я». На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».
3. Любой человек был раньше ребенком, поэтому несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый таит в себе маленького мальчика или девочку.
План ответа:
-Понятие социальной роли
Социальные роли - это роли, которые люди играют как члены социальной группы. С каждой социальной ролью, которую вы принимаете, ваше поведение меняется в соответствии с ожиданиями, которые вы и другие испытываете в отношении этой роли.
-Виды и характеристики социальных ролей
Социальные роли относятся к набору поведения, которое ожидается от людей в рамках социальных институтов. Общество похоже на сцену, а люди - как действующие лица в обществе, в силу чего они должны играть разные роли в разных социальных институтах. Каждый человек имеет разный статус в разных институтах общества. Они должны выполнять набор ролей, связанных с их присвоенным или достигнутым статусом в конкретном учреждении. Например, в институте семьи можно иметь статус брата или сестры, сына или дочери, отца или матери. Однако на работе он может быть менеджером банка, дворником или президентом страны. При этом обязанности родителей заключаются в том, чтобы удовлетворить потребности своих детей в любви, питании, защите, образовании и т. д. Тогда как дети должны уважать своих родителей и подчиняться им. Человек, занимающий статус отца дома, может быть менеджером банка на работе. В офисе он должен выполнять ряд обязанностей в соответствии со своим статусом, например, контролировать, нанимать и обучать персонал, а также увеличивать доход филиала.
Более того, формальные нормы и обычаи данного общества определяют социальный статус и роли людей.
-Ролевые ожидания.
Социальные нормы и обычаи варьируются от общества к обществу. Человек должен выполнять ряд обязанностей, связанных с его / ее закрепленным статусом, в соответствии с общественными нормами и обычаями. Более того, социальные нормы и обычаи общества меняются с течением времени. В связи с чем меняются статусы и роли лиц. Не так давно современные общества разграничили роли людей по признаку пола, например, в рамках института семьи мать должна была выполнять домашние обязанности, такие как уход за детьми, приготовление пищи, уборка и т. д., тогда как отец должен был зарабатывать средства к существованию, чтобы поддержать свою семью финансово. Однако со временем социальная структура этих обществ эволюционировала.