Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Тереза Авильская

  • 👀 467 просмотров
  • 📌 405 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Тереза Авильская» docx
Лекция 3: «Тереза Авильская» Тереза Авильская – это архетип сильной и харизматичной женщины-реформатора. Это сильно отличается от эпитетов, которыми описывают женщин-святых в православной церкви: кроткие, смиренные. Кажется, что княгиня Ольга по силе характера могла бы сравниться с Терезй Авильской, однако пыл Ольги был направлен на язычников, тогда как Тереза Авильская занималась изменениями внутри церкви, которой принадлежала. Среди старообрядческих святых есть боярыня Морозова, которая почитается старообрядцами как святая. Она отстаивала свою позицию в церковном расколе, оппонируя царю Алексею Михайловичу. Но, в отличие от Терезы Авильской, она не была монахиней – ее уморили голодом по приказу царя. В православии личность и мистический опыт святой Терезы критикуется. Ей вменяют «блудную прелесть» - состояния, психических переживаний, при которых человек приписывает себе видения Бога. То, что католичество представляет как «духовно-благодатное», православие оценивает как бесовское. Одновременно с этими богословскими расхождениями напрашивается вывод, что православной культуре вообще не свойственен архетип сильной и харизматичной женщины. На примерах выше мы видим, что женщина в православии не была самостоятельной воинственной фигурой, но ценилась за то, что отдавала себя другим (как Матрона Московская или Ксения Петербуржская). В фильме Тереза Авльская же представлена, как женщина, ощущающая свои желания и возможности, при этом остающейся богобоязненной. Не случайно Лорига выбрал на роль Терезы броскую красавицу и «сильную женщину», бунтарку Пас Вега. Сложно в рамках эссе описать причины, по которым так сложилось. В последние годы, мне кажется, возрастает запрос на идеи феминизма и видимости сильных женщин (не в православной церкви, конечно). И образ Терезы Авильской может стать один из таких примеров. Часто слышится тезис о том, что, пройдя новое время, век просвещения и век атеизма, наша страна вновь возвращается к идее Бога. Например, даже в Конституцию внесли упоминание Бога. Это спорный тезис. Согласно карте культурных ценностей Инглхарта, религиозные ценности в последние несколько лет не стали значительно важнее для граждан России (в отличие от 90-х и начала 00-годов). В то же время со стороны государственного дискурса, действительно, эти ценности все более насаждаются. Почему религия снова начинает играть большую роль в культуре и политике России? На этот вопрос есть много сложных ответов. Если подойти к этому с точки зрения когнитивной психологии и антропологии Паскаля Буайе, то можно предположить, что религия – это нормальная часть человека, которая рождена особенностями работы психики и социального существования людей. Можно также предположить, что вера в Бога должна стать объединяющей идеей для народа, той самой «скрепой», которая сплотит нацию. Также нельзя забывать и о том, что православие как религия покорности и смирения – это удобное средство для злоупотребления властей и манипулирования гражданами. В контексте последнего тезиса особенно противоречиво выглядит фигура Терезы Авильской. Она-то, по задумке автора, является выражением совсем иного сообщения. Идея автора фильма многосоставна. Однако ни одну из тем и интенций нельзя исключить для понимания кинокартины. Во-первых, у режиссера-атеиста, вероятно, кризис среднего возраста. Он задумывается о том, что раньше не присутствовало в его жизни и казалось незначительным. Во-вторых, это возможность эпатировать религиозного зрителя Испании. Важнее то, что фильм о Терезе – это возможность нового взгляда на историю Испании в контексте современности. В фильме он пытается ответить на вопрос, что же такое для современных испанцев вера? Для Испании, которая прошла через Гражданскую войну и войну с религией, а потом через реабилитацию церкви при режиме Франко. Современная интерпретация жизни святых – это способ пересмотра сегодняшних ценностей, унаследованных от предков. Благодаря подобным фильмам можно понять, что навязанные традиционные ценности могут быть устаревшими. Или их трактовка может быть результатом исторической манипуляции.
«Тереза Авильская» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 39 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot