Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теория организации и организационное поведение.Часть 2

  • ⌛ 2018 год
  • 👀 235 просмотров
  • 📌 191 загрузка
  • 🏢️ СПбГЭУ
Выбери формат для чтения
Статья: Теория организации и организационное поведение.Часть 2
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теория организации и организационное поведение.Часть 2» pdf
Теория организации и организационное поведение 2017/ 2018 учебный год Ковалева Анна Сергеевна к.соц.н., доцент кафедры международного бизнеса СПбГЭУ Лекция № 2 [email protected] Тема 2 ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ  Личность и ее развитие в организации  Концепции личности  Психоанализ и фрейдизм  Психоаналитическая теория К. Юнга  Психоаналитическая концепция А. Адлера  Теория научения Скиннера     Социальные мотиваторы М. Вебера Теория поля К. Левина Теория самосогласования П. Леки Мотивационная теория Макклелланда-Аткинсона Ковалева А.С. 2 Пятифакторная модель личности - нейротизм, то есть уровень эмоциональной стабильности или возможность управлять собственными эмоциями; - экстраверсия, то есть общительность, уверенность, активность, открытость. - открытость опыту, то есть восприятие нового (любопытство, фантазия, оригинальность и т.д.); - дружелюбие, то есть готовность к сотрудничеству, к оказанию помощи; - целеустремленность, сознательность, решительность, организованность. Структура личности Темперамент и половозрастные характеристики Направленность личности Психические процессы и состояния Социальный опыт личности Характеристика подструктур – 1 Темперамент и половозрастные характеристики Периодизация возрастных этапов жизненного пути по Брамлею: 1. Взрослость: - ранняя взрослость: 21-25 лет; - средняя взрослость: 25-40 лет; -поздняя взрослость: 40-55 лет; 2. Старение: - удаление от дел: 62 лет; - старость: 70-75 лет. Характеристика подструктур – 2 Стадии развития в зависимости от возраста с точки зрения Левинсона: 1. Вступление в мир взрослых: 23-28 лет; 2. Достижение зрелости: 33-40 лет; 3. Вступление в средний возраст: 45-50 лет; 4. Достижение вершины среднего возраста: 55-60 лет. Левинсон выделял 4 переходных периода: - тридцатилетних; - переходный период середины жизни: 40-45 лет; - пятидесятилетних: 50-55 лет; - переходный период старшего возраста: 60-65 лет. Характеристика подструктур – 3 Холл создал модель основных стадий развития карьеры. Он выделил 4 этапа карьеры. 1) 15-20 лет - поиск 2) 25-45 лет - становление, продвижение 3) 45-50 (60) лет - рост поддержание стагнация 4) с 65 лет - спад карьерного роста Свойства темперамента: - Сензитивность - это чувственность к воздействиям внешней среды, то есть нижний порог возникновения ощущений; - реактивность – это особенности непроизвольных реакций, то есть активность, которая определяет произвольные действия; - пластичность поведения (адаптивность); - экстраверсия – интроверсия; - нейротизм – это эмоциональная стабильность. Высокий уровень нейротизма обуславливает устойчивость к неопределенным ситуациям. низкую Типы темперамента: - меланхолик; Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее - холерик; Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. - сангвиник; Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать, как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности - флегматик. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний флегматик меланхолик холерик сангвиник Ковалева 10 А.С. Нервная система и типы темперамента Ковалева А.С. 11 Социализация личности Процесс социализации – это непрекращающееся воздействие окружающей среды на личность, которое продолжается всю жизнь. По Лютенсу содержание процесса социализации определяется следующими задачами: - изменение установок, ценностей и форм поведения. содержание этого процесса определяется непрерывностью процесса социализации; - приспособление к новым должностным обязанностям, рабочим группам и к работе внутри организации; взаимное влияние новых сотрудников и их руководителей; - первостепенная важность отводится начальному периоду социализации. Социализация – это есть еще и адаптация, то есть усвоение работником элементов культуры и ценностей организации. А. Нордкрафт и Нил выделили 7 шагов, обеспечивающих полную социализацию: 1. отбор кадров; 2. проверка адаптивности, то есть получение от работников информации о прежнем поведении, верованиях и т.д. 3. обучение, то есть новичков обучают базовым дисциплинам бизнеса; 4. результаты и вознаграждения; 5. ориентация на соблюдение базовых ценностей организации; 6. подкрепление миссии организации, традиций и верований; 7. формирование совместимости ролевых моделей. Наставничество как процесс социализации делится на 4 фазы: •предварительная (6 месяцев): познание друг друга; •развития: отношения между учителем и учеником очевидны; •разъединение: ученик не нуждается в наставничестве, он уже зрелая личность; •переоценка отношений (протеже). Типология личности Типология личности: - интеллектуальный тип: рассудительная деятельность; - эмоциональный тип: наиболее выделяется чувственное отображение. Психологические типы людей в зависимости от подструктур личности: (!) 1. Гиперактивный тип: характерны энергичность, самостоятельность, стремление к лидерству; часто меняют профессию и место работы. 2. Дистимичный: пониженное настроение, грусть, замкнутость, пессимизм, не могут долго находиться в шумном обществе, очень ценят друзей и готовы им подчиняться. Окружающим нравится в них серьезность, высокая нравственность, справедливость. При неблагоприятных условиях они склонны к депрессии. 3. Циклоидный: смена подъема и спада настроения, то есть сочетание гиперактивного и дистимичного типа. В период спада очень обостренно воспринимают все неприятности. Склонны к смене профессий, места работы. Чаще всего встречается у меланхоликов. 4. Эмотивный: очень чувствителен, раним, предпочитает узкий круг общения. 5. Деконструктивный: стремится быть в центре, добивается целей любой ценой, нередко бывает в состоянии аффекта, для них характерна высокая приспосабливаемость к окружающим, достаточно обходителен с людьми, характеризуется актерским дарованием. Отталкивает от других лживостью, эгоизмом, склонностью к интригам, отклонение от работы. 6. Возбудимый: конфликтность. повышенная раздражимость, несдержанность, угрюмость, 7. Педантичный: любят «пережевывать» подробности трудовой жизни, чрезмерно аккуратен, требователен. 8. Тревожный: пессимизм, робость, неуверенность в себе, излишний самоанализ, переживание с отрицательными эмоциями. 9. Конформный: в силу разных причин легко поддаются влиянию большинства. Майерс-Бриггс выдвинул 4 шкалы предпочтений по отношению к типологии личности: 1. Восстановление энергии. По этой шкале выделяются типы: - экстраверт: предпочитает энергию черпать из внешнего мира; - интроверт: предпочитает черпать энергию из своего внутреннего мира (мыслей, эмоций, впечатлений). 2. Сбор информации: -сенсорный (чувственный) тип: получает информацию по средством органов чувств; - интуитивный тип: получает информацию по средством 6-го чувства и обращает внимание на возможности. 3. Принятие решений: - аналитический тип: принимает решения «головой», основывается на логике и объективных соображениях: - нормативный тип: принимает решения «сердцем», основывается на личных убеждениях и субъективных ценностях. 4. Образ жизни: решающий тип: предпочитает упорядоченный, распланированный образ жизни; -воспринимающий тип: предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни. Мини-кейс Волк в овечьей шкуре Порой жизнь подбрасывает такие ситуации, для решения которых не было припасено заранее готовых решений. Обычная коммерческая компания, не маленькая и не большая, сфера деятельности…, а точнее то, ради чего компания существует и работает, зачастую представляется сотрудникам чем-то отдаленным, почти эфемерным. Гораздо ближе восприятие своих собственных обязанностей на своем месте. Да и часто ли загнанный нескончаемо срочными делами сотрудник размышляет о своей роли в большом организме целой компании? Ковалева А.С. 18 Структура личности Темперамент и половозрастные характеристики Направленность личности Психические процессы и состояния Социальный опыт личности Психоанализ и фрейдизм – 1 (1856-1939) Основы фрейдизма: • бессознательное лежит в основе всех явлений человеческой психики • бессознательное первично перед сознанием Основные мотиваторы человеческих поступков: - мотиватор Эроса, основанный на стремлении к жизни и его подпитываемый энергией либидо (энергией жизни) - мотиватор агрессии, основанный на стремлении к смерти и разрушению. - второстепенный мотиватор - стремление получить удовольствие и стремление избежать неудовольствия. Ковалева А.С. 20 Психоанализ и фрейдизм – 2 У человека – три взаимодействующих психических инстанций: ИД (оно) – источник желаний, в основе которого лежит действие мотиваторов Эроса и агрессии. ЭГО (я) – формируется принципом реальности и складывается из восприятия реальности и представлений о том, как необходимо вести себя, какие желания реализовать в соответствии с нормами и правилами внешней среды. СУПЕР-ЭГО или сверхличностная инстанция приобретается в процессе социализации и представлено моральными и нравственными принципами личности, являясь внутреннем ограничителем на «желания» Ид. Указанный механизм имеет следующие функции: Вытеснение − при котором все дискомфортные для психики явления (страх, зависть, ревность, обида) вытесняются в бессознательное; Сопротивление − бессознательное сопротивляется «проникновению» негативных явлений и процессов, поэтому функция сопротивления противоположна функции вытеснения; Замещение, при котором ярко выраженное положительное или отрицательное отношение к человеку в связи со страхом быть неправильно истолкованным меняется на противоположное проявление; Перенесение − выражается в том, что изначально негативное отношение к кому-либо объясняется аналогичным отношением к данному человеку («Как я могу любить его, если он(а) меня ненавидит?»); Рационализация, при которой любое негативное явление психики обретает причинную базу. Ковалева А.С. 21 Психоаналитическая теория К. Юнга – 1 (1875 - 1961) Главный мотиватор ─ цель, самореализация и прошлый опыт, опыт предшествующих поколений, в частности. В психике три основные составляющие: Ковалева А.С. • Эго, как основная составляющая сознания. • Личное бессознательное, в основе которого лежат воспоминания, образы и личный опыт. • Коллективное бессознательное, определяемое опытом предшествующих поколений и генетической памятью. Это - совокупность архетипов, самые главные из которых: • самость − уникальная комбинация, отличающая данного человека от других; • персона − отвечает за процесс социализации; • тень − объединяет скрытые проявления психики; • анима − внутренний идеальный образ женщины в мужчине; • анимус − внутренний идеальный образ мужчины в женщине. • Аттитюды, как психологические способы адаптации - интроверсию и экстраверсию, при чем доминирование той или иной составляющей зависит от определенности и предсказуемости ситуации. • Интроверсия - характеризуется застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции. • Экстраверсия - характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к ситуации; такая натура быстро образует связи и привязанности и отбрасывает в сторону любые возможные опасения и предчувствия, в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью. 22 Психоаналитическая теория К. Юнга – 2 8 типологических групп: • две личностные установки − интроверсию и экстраверсию • четыре функции или типа ориентации (каждая из которых может действовать либо интровертным, либо экстравертным способом): • Рациональные функции: • мышление - относится к процессу когнитивной познавательной мысли • чувство - функция субъективного суждения или оценки. • Иррациональные функции: • ощущение - восприятие с помощью органов чувств • интуиция - относится к восприятию с помощью бессознательного При сочетании двух измерений (сбор информации и оценка) формируются четыре стиля решения проблемы: ощущение-чувство; интуиция-чувство; ощущение-мышление и интуиция-мышление. Ощущение-чувство. Такая персона настроена на межличностные отношения, уделяет внимание специфическим человеческим деталям, характеризуется как дружелюбный, сочувствующий тип, поддерживает коммуникационный процесс, реагирует на состояние окружающих людей в определенный момент времени, прекрасно сотрудничает с другими специалистами, выражая при необходимости сочувствие. Ощущение-мышление. Такой сотрудник ориентирован на технические детали, он способен проанализировать наиболее запутанные проблемы, характеризуется как точный, предсказуемый, надежный, ответственный, прекрасно справляющийся с наблюдением, упорядочиванием, систематизацией данных и их запоминанием. Интуиция-чувство. Такой сотрудник склонен к озарениям и восприятию мистических явлений, характеризуется как идеалист, творческая личность, оригинал, которому не чужды глобальные идеи, как, например, забота о благе людей. Такая личность характеризуется богатым воображением, способностью создавать новые процессы и комбинации. Интуиция-мышление. Эта персона склонна к умозаключениям, синтезу, интерпретации, при этом ей необходимо понимание. Такой сотрудник не избегает расспросов, решения сложных проблем, и многие коллеги отзываются о нем как об объективном и одновременно идеалистичном человеке. Ковалева А.С. 23 Психоаналитическая концепция А. Адлера (1870 - 1937) Главный мотиватор – это «стремление лидировать», что воспринимается личностью как стремление наилучшим образом реализовать собственные таланты и способности. Способность разных детей в семье реализовывать собственный мотиватор Человеческая природа обретает положительные черты, так как его мотивы свидетельствуют о стремлении к совершенствованию. Ковалева А.С. 24 Социальные мотиваторы М. Вебера (1864 - 1920) теория рациональной бюрократии – одна из базовых теорий классической школы менеджмента. Социальные мотиваторы: мотиватор благосостояния − т.е. стремление обрести экономическую свободу и возможность быть позиционированным в более «высокой» страте. мотиватор власти – как возможность изменения поведения других людей вопреки их воли. мотиватор престижа – как желание нравиться благодаря определенному свойству/ качеству. Если мотиватор престижа доминирует, то это характеризует поведение конфликтного типа личности. Если в поведенческой модели между указанными мотиваторами соблюдается баланс, то речь идет об эффективно социализирующейся личности. Ковалева А.С. 25 Теория научения Скиннера (1904 - 1990) Выработка инструментальных условных рефлексов – это процесс контроля над поведением путем манипулирования его последствиями: Ответная реакция возникает автоматически вследствие стимула, часто на основе рефлекса. Оперантная реакция возникает в ожидании стимула, и для ее формирования необходимо закрепление. Например, совестливый сотрудник при совершении нежелательного поведения в условиях отсутствия наказания исключит такое поведение наилучшим образом. Скиннер и его последователи были сторонниками положительного подкрепления – управления положительными последствиями, которые склонны повышать вероятность повторения желательного поведения в сходной обстановке. Положительный стимул ≠ награда. Признание, например, является одновременно наградой и потенциальным положительным стимулом. Признание становится положительным стимулом только в том случае, если эффективность человека в дальнейшем возрастает. Иногда награда может не быть положительным стимулом. Чтобы обладать максимальной силой подкрепления, награда должна предоставляться только в том случае, когда демонстрируется желаемое поведение - закон зависящего от обстоятельств подкрепления. Ковалева А.С. 26 Теория поля К. Левина (1890 - 1947) Поведение есть функция поля, образованного двумя переменными факторами: фактором внешней среды личностным фактором. При совершении «положительного» поведения, при успехах и достижениях, вспоминается только личностный фактор; при неудачах и промахах личность аппелирует к внешней среде. Ковалева А.С. 27 Теория самосогласования П. Леки (1892–1941) Самооценка складывается из возможных вариантов интерпретации сигналов внешней среды: • если сигналы отвергаются, и поведение не корректируется, это характеризует завышенную самооценку • если сигналы воспринимаются, и поведение корректируется, то самооценка определяется как заниженная. Самооценка всегда бывает либо заниженная, либо завышенная. Она колеблется, в чем и состоит процесс самосогласования. Ковалева А.С. 28 Мотивационная теория Макклелланда (1917 - 1998)-Аткинсона (1923…) Мотиваторы: • успех, достижение – желание делать что-либо лучше, совершеннее, выполнять сложную задачу; • власть – желание контролировать окружающих, ведомых, влиять на их поведение и быть ответственным за них; • признание как желание, стремление сформировать дружественно окрашенные контакты с людьми, окружающими, коллегами. Ковалева А.С. 29 Упражнение. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 31
«Теория организации и организационное поведение.Часть 2» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 179 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot