Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Теория организации и организационное
поведение
2017/ 2018 учебный год
Ковалева Анна Сергеевна
к.соц.н., доцент кафедры международного
бизнеса СПбГЭУ
Лекция № 2
intermasterf@gmail.com
Тема 2
ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Личность и ее развитие в организации
Концепции личности
Психоанализ и фрейдизм
Психоаналитическая теория К. Юнга
Психоаналитическая концепция А. Адлера
Теория научения Скиннера
Социальные мотиваторы М. Вебера
Теория поля К. Левина
Теория самосогласования П. Леки
Мотивационная теория Макклелланда-Аткинсона
Ковалева А.С.
2
Пятифакторная модель личности
- нейротизм, то есть уровень эмоциональной стабильности или возможность
управлять собственными эмоциями;
- экстраверсия, то есть общительность, уверенность, активность, открытость.
- открытость опыту, то есть восприятие нового (любопытство, фантазия,
оригинальность и т.д.);
- дружелюбие, то есть готовность к сотрудничеству, к оказанию помощи;
- целеустремленность, сознательность, решительность, организованность.
Структура личности
Темперамент и
половозрастные
характеристики
Направленность
личности
Психические процессы и
состояния
Социальный опыт
личности
Характеристика подструктур – 1
Темперамент и половозрастные характеристики
Периодизация возрастных этапов жизненного пути по
Брамлею:
1. Взрослость:
- ранняя взрослость: 21-25 лет;
- средняя взрослость: 25-40 лет;
-поздняя взрослость: 40-55 лет;
2. Старение:
- удаление от дел: 62 лет;
- старость: 70-75 лет.
Характеристика подструктур – 2
Стадии развития в зависимости от возраста с точки зрения
Левинсона:
1. Вступление в мир взрослых: 23-28 лет;
2. Достижение зрелости: 33-40 лет;
3. Вступление в средний возраст: 45-50 лет;
4. Достижение вершины среднего возраста: 55-60 лет.
Левинсон выделял 4 переходных периода:
- тридцатилетних;
- переходный период середины жизни: 40-45 лет;
- пятидесятилетних: 50-55 лет;
- переходный период старшего возраста: 60-65 лет.
Характеристика подструктур – 3
Холл создал модель основных стадий развития карьеры.
Он выделил 4 этапа карьеры.
1) 15-20 лет - поиск
2) 25-45 лет - становление, продвижение
3) 45-50 (60) лет - рост поддержание стагнация
4) с 65 лет - спад карьерного роста
Свойства темперамента:
- Сензитивность - это чувственность к воздействиям внешней
среды, то есть нижний порог возникновения ощущений;
- реактивность – это особенности непроизвольных реакций, то
есть активность, которая определяет произвольные действия;
- пластичность поведения (адаптивность);
- экстраверсия – интроверсия;
- нейротизм – это эмоциональная стабильность.
Высокий
уровень
нейротизма
обуславливает
устойчивость к неопределенным ситуациям.
низкую
Типы темперамента:
-
меланхолик;
Человека
меланхолического
темперамента
можно
охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже
незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее
-
холерик; Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как
быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью,
преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного,
склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.
-
сангвиник; Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать,
как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и
неприятности
-
флегматик. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать
как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или
менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных
состояний
флегматик
меланхолик
холерик
сангвиник
Ковалева
10 А.С.
Нервная система и типы темперамента
Ковалева А.С.
11
Социализация личности
Процесс социализации – это непрекращающееся
воздействие окружающей среды на личность, которое
продолжается всю жизнь.
По Лютенсу содержание процесса социализации
определяется следующими задачами:
- изменение установок, ценностей и форм поведения.
содержание
этого
процесса
определяется
непрерывностью процесса социализации;
- приспособление к новым должностным обязанностям,
рабочим группам и к работе внутри организации;
взаимное влияние новых сотрудников и их
руководителей;
- первостепенная важность отводится начальному
периоду социализации.
Социализация – это есть еще и адаптация, то есть усвоение работником
элементов культуры и ценностей организации.
А. Нордкрафт и Нил выделили 7 шагов, обеспечивающих полную
социализацию:
1. отбор кадров;
2. проверка адаптивности, то есть получение от работников информации о
прежнем поведении, верованиях и т.д.
3. обучение, то есть новичков обучают базовым дисциплинам бизнеса;
4. результаты и вознаграждения;
5. ориентация на соблюдение базовых ценностей организации;
6. подкрепление миссии организации, традиций и верований;
7. формирование совместимости ролевых моделей.
Наставничество как процесс социализации делится на 4 фазы:
•предварительная (6 месяцев): познание друг друга;
•развития: отношения между учителем и учеником очевидны;
•разъединение: ученик не нуждается в наставничестве, он уже зрелая
личность;
•переоценка отношений (протеже).
Типология личности
Типология личности:
- интеллектуальный тип: рассудительная деятельность;
- эмоциональный тип: наиболее выделяется чувственное отображение.
Психологические типы людей в зависимости от подструктур личности: (!)
1. Гиперактивный тип: характерны энергичность, самостоятельность,
стремление к лидерству; часто меняют профессию и место работы.
2. Дистимичный: пониженное настроение, грусть, замкнутость,
пессимизм, не могут долго находиться в шумном обществе, очень
ценят друзей и готовы им подчиняться. Окружающим нравится в
них серьезность, высокая нравственность, справедливость. При
неблагоприятных условиях они склонны к депрессии.
3. Циклоидный: смена подъема и спада настроения, то есть сочетание
гиперактивного и дистимичного типа. В период спада очень
обостренно воспринимают все неприятности. Склонны к смене
профессий, места работы. Чаще всего встречается у меланхоликов.
4. Эмотивный: очень чувствителен, раним, предпочитает узкий круг общения.
5. Деконструктивный: стремится быть в центре, добивается целей любой ценой,
нередко бывает в состоянии аффекта, для них характерна высокая
приспосабливаемость к окружающим, достаточно обходителен с людьми,
характеризуется актерским дарованием. Отталкивает от других лживостью, эгоизмом,
склонностью к интригам, отклонение от работы.
6. Возбудимый:
конфликтность.
повышенная
раздражимость,
несдержанность,
угрюмость,
7. Педантичный: любят «пережевывать» подробности трудовой жизни, чрезмерно
аккуратен, требователен.
8. Тревожный: пессимизм, робость, неуверенность в себе, излишний самоанализ,
переживание с отрицательными эмоциями.
9. Конформный: в силу разных причин легко поддаются влиянию большинства.
Майерс-Бриггс
выдвинул 4 шкалы предпочтений по
отношению к типологии личности:
1. Восстановление энергии.
По этой шкале выделяются типы:
- экстраверт: предпочитает энергию черпать из внешнего мира;
- интроверт: предпочитает черпать энергию из своего
внутреннего мира (мыслей, эмоций, впечатлений).
2. Сбор информации:
-сенсорный (чувственный) тип: получает информацию по
средством органов чувств;
- интуитивный тип: получает информацию по средством 6-го
чувства и обращает внимание на возможности.
3. Принятие решений:
- аналитический тип: принимает решения «головой»,
основывается на логике и объективных соображениях:
- нормативный тип: принимает решения «сердцем»,
основывается на личных убеждениях и субъективных
ценностях.
4. Образ жизни:
решающий
тип:
предпочитает
упорядоченный,
распланированный образ жизни;
-воспринимающий тип: предпочитает спонтанный и гибкий
образ жизни.
Мини-кейс
Волк в овечьей шкуре
Порой жизнь подбрасывает такие ситуации,
для решения которых не было припасено
заранее готовых решений.
Обычная коммерческая компания, не
маленькая и не большая, сфера
деятельности…, а точнее то, ради чего
компания существует и работает, зачастую
представляется сотрудникам чем-то
отдаленным, почти эфемерным. Гораздо
ближе восприятие своих собственных
обязанностей на своем месте. Да и часто ли
загнанный нескончаемо срочными делами
сотрудник размышляет о своей роли в
большом организме целой компании?
Ковалева А.С.
18
Структура личности
Темперамент и
половозрастные
характеристики
Направленность
личности
Психические процессы и
состояния
Социальный опыт
личности
Психоанализ и фрейдизм – 1 (1856-1939)
Основы фрейдизма:
•
бессознательное лежит в основе всех явлений человеческой психики
•
бессознательное первично перед сознанием
Основные мотиваторы человеческих поступков:
-
мотиватор Эроса, основанный на стремлении к жизни и его подпитываемый
энергией либидо (энергией жизни)
- мотиватор агрессии, основанный на стремлении к смерти и разрушению.
-
второстепенный мотиватор - стремление получить удовольствие и стремление
избежать неудовольствия.
Ковалева А.С.
20
Психоанализ и фрейдизм – 2
У человека – три взаимодействующих психических инстанций:
ИД (оно) – источник желаний, в основе которого лежит действие мотиваторов Эроса и агрессии.
ЭГО (я) – формируется принципом реальности и складывается из восприятия реальности и
представлений о том, как необходимо вести себя, какие желания реализовать в соответствии с
нормами и правилами внешней среды.
СУПЕР-ЭГО или сверхличностная инстанция приобретается в процессе социализации и
представлено моральными и нравственными принципами личности, являясь внутреннем
ограничителем на «желания» Ид.
Указанный механизм имеет следующие функции:
Вытеснение − при котором все дискомфортные для психики явления (страх, зависть,
ревность, обида) вытесняются в бессознательное;
Сопротивление − бессознательное сопротивляется «проникновению» негативных
явлений и процессов, поэтому функция сопротивления противоположна функции
вытеснения;
Замещение, при котором ярко выраженное положительное или отрицательное
отношение к человеку в связи со страхом быть неправильно истолкованным меняется
на противоположное проявление;
Перенесение − выражается в том, что изначально негативное отношение к кому-либо
объясняется аналогичным отношением к данному человеку («Как я могу любить его,
если он(а) меня ненавидит?»);
Рационализация, при которой любое негативное явление психики обретает
причинную базу.
Ковалева А.С.
21
Психоаналитическая теория К. Юнга – 1 (1875 - 1961)
Главный мотиватор ─ цель, самореализация и прошлый опыт, опыт
предшествующих поколений, в частности.
В психике три
основные
составляющие:
Ковалева А.С.
• Эго, как основная составляющая сознания.
• Личное бессознательное, в основе которого лежат воспоминания, образы и личный
опыт.
• Коллективное бессознательное, определяемое опытом предшествующих поколений и
генетической памятью. Это - совокупность архетипов, самые главные из которых:
• самость − уникальная комбинация, отличающая данного человека от других;
• персона − отвечает за процесс социализации;
• тень − объединяет скрытые проявления психики;
• анима − внутренний идеальный образ женщины в мужчине;
• анимус − внутренний идеальный образ мужчины в женщине.
• Аттитюды, как психологические способы адаптации - интроверсию и экстраверсию, при
чем доминирование той или иной составляющей зависит от определенности и
предсказуемости ситуации.
• Интроверсия - характеризуется застенчивой, стремящейся к уединению натурой,
которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда
пребывать в несколько оборонительной позиции.
• Экстраверсия - характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой,
уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к ситуации; такая натура быстро
образует связи и привязанности и отбрасывает в сторону любые возможные
опасения и предчувствия, в незнакомой ситуации предпринимает рискованные
начинания с беззаботной уверенностью.
22
Психоаналитическая теория К. Юнга – 2
8 типологических групп:
• две личностные установки − интроверсию и экстраверсию
• четыре функции или типа ориентации (каждая из которых может действовать либо интровертным, либо
экстравертным способом):
• Рациональные функции:
• мышление - относится к процессу когнитивной познавательной мысли
• чувство - функция субъективного суждения или оценки.
• Иррациональные функции:
• ощущение - восприятие с помощью органов чувств
• интуиция - относится к восприятию с помощью бессознательного
При сочетании двух измерений (сбор информации и оценка) формируются четыре стиля решения проблемы: ощущение-чувство;
интуиция-чувство; ощущение-мышление и интуиция-мышление.
Ощущение-чувство. Такая персона настроена на межличностные отношения, уделяет внимание специфическим человеческим
деталям, характеризуется как дружелюбный, сочувствующий тип, поддерживает коммуникационный процесс, реагирует на
состояние окружающих людей в определенный момент времени, прекрасно сотрудничает с другими специалистами, выражая при
необходимости сочувствие.
Ощущение-мышление. Такой сотрудник ориентирован на технические детали, он способен проанализировать наиболее запутанные
проблемы, характеризуется как точный, предсказуемый, надежный, ответственный, прекрасно справляющийся с наблюдением,
упорядочиванием, систематизацией данных и их запоминанием.
Интуиция-чувство. Такой сотрудник склонен к озарениям и восприятию мистических явлений, характеризуется как идеалист,
творческая личность, оригинал, которому не чужды глобальные идеи, как, например, забота о благе людей. Такая личность
характеризуется богатым воображением, способностью создавать новые процессы и комбинации.
Интуиция-мышление. Эта персона склонна к умозаключениям, синтезу, интерпретации, при этом ей необходимо понимание. Такой
сотрудник не избегает расспросов, решения сложных проблем, и многие коллеги отзываются о нем как об объективном и
одновременно идеалистичном человеке.
Ковалева А.С.
23
Психоаналитическая концепция А. Адлера (1870 - 1937)
Главный мотиватор – это «стремление
лидировать», что воспринимается личностью как
стремление наилучшим образом реализовать
собственные таланты и способности.
Способность разных детей в семье реализовывать
собственный мотиватор
Человеческая природа обретает положительные
черты, так как его мотивы свидетельствуют о
стремлении к совершенствованию.
Ковалева А.С.
24
Социальные мотиваторы М. Вебера (1864 - 1920)
теория рациональной бюрократии – одна из базовых теорий классической школы
менеджмента.
Социальные мотиваторы:
мотиватор благосостояния − т.е. стремление обрести экономическую свободу и
возможность быть позиционированным в более «высокой» страте.
мотиватор власти – как возможность изменения поведения других людей вопреки
их воли.
мотиватор престижа – как желание нравиться благодаря определенному свойству/
качеству.
Если мотиватор престижа доминирует, то это характеризует поведение
конфликтного типа личности.
Если в поведенческой модели между указанными мотиваторами соблюдается
баланс, то речь идет об эффективно социализирующейся личности.
Ковалева А.С.
25
Теория научения Скиннера (1904 - 1990)
Выработка инструментальных условных рефлексов – это процесс контроля над поведением путем
манипулирования его последствиями:
Ответная реакция возникает автоматически вследствие стимула, часто на основе рефлекса.
Оперантная реакция возникает в ожидании стимула, и для ее формирования необходимо
закрепление.
Например, совестливый сотрудник при совершении нежелательного поведения в условиях
отсутствия наказания исключит такое поведение наилучшим образом.
Скиннер и его последователи были сторонниками положительного подкрепления – управления
положительными последствиями, которые склонны повышать вероятность повторения желательного
поведения в сходной обстановке.
Положительный стимул ≠ награда.
Признание, например, является одновременно наградой и потенциальным положительным
стимулом. Признание становится положительным стимулом только в том случае, если эффективность
человека в дальнейшем возрастает. Иногда награда может не быть положительным стимулом.
Чтобы обладать максимальной силой подкрепления, награда должна предоставляться только в том
случае, когда демонстрируется желаемое поведение - закон зависящего от обстоятельств
подкрепления.
Ковалева А.С.
26
Теория поля К. Левина (1890 - 1947)
Поведение есть функция поля, образованного двумя переменными факторами:
фактором внешней среды
личностным фактором.
При совершении «положительного» поведения, при успехах и достижениях, вспоминается только
личностный фактор;
при неудачах и промахах личность аппелирует к внешней среде.
Ковалева А.С.
27
Теория самосогласования П. Леки (1892–1941)
Самооценка складывается из возможных вариантов интерпретации сигналов
внешней среды:
• если сигналы отвергаются, и поведение не корректируется, это характеризует завышенную
самооценку
• если сигналы воспринимаются, и поведение корректируется, то самооценка определяется как
заниженная.
Самооценка всегда бывает либо заниженная, либо завышенная. Она колеблется, в чем и состоит
процесс самосогласования.
Ковалева А.С.
28
Мотивационная теория Макклелланда (1917 - 1998)-Аткинсона (1923…)
Мотиваторы:
• успех, достижение – желание делать что-либо лучше, совершеннее, выполнять сложную задачу;
• власть – желание контролировать окружающих, ведомых, влиять на их поведение и быть
ответственным за них;
• признание как желание, стремление сформировать дружественно окрашенные контакты с людьми,
окружающими, коллегами.
Ковалева А.С.
29
Упражнение.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
31