Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Теория организации и
организационное поведение
2017/ 2018 учебный год
Ковалева Анна Сергеевна
к.соц.н., доцент кафедры международного
бизнеса СПбГЭУ
[email protected]
Лекция № 1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
теория
организации
организационная
культура
личность
конфликты
группа
лидерство
мотивация
коммуникации
власть
2
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Структура курса
Тема 1. Теория организации и эволюция и современное состояние
организационного поведения как научной дисциплины
Тема 2. Поведение личности в организации
Тема 3. Групповая динамика
Тема 4. Лидерство
Тема 5. Власть
Тема 6. Коммуникации
Тема 7. Мотивация
Тема 8. Конфликты в организации
Тема 9. Организационная культура
3
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Литература по курсу
Лапыгин Ю.Н. «Теория организации: учебное
пособие», М.: ИНФРА-М, 2011.
Трифонова Н.В., Кошелева Н.В.
«Организационное поведение: Учебное пособие»,
СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. «Теория
организации: Учебное пособие».
Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
Мильнер Б.З. «Теория организации», М.:
ИНФРА-М, 2000
Дафт Р. Менеджмент. СПб: Питер, 2012.
Виханский О.Н., Наумов А.Н. Менеджмент:
учебник. М.: Экономистъ, 2006.
Дафт Р. Л. Уроки лидерства. М.: Эксмо, 2007.
Красовский Ю.Д. Организационное поведение.
М.: Юнити-Дана, 2009.
Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р.
Организационное поведение. СПб: Питер, 2006.
Фред Лютенс Организационное поведение. М.:
ИНФРА-М, 1999.
4
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Теория
организации
?
Организационное
поведение
Ковалева А.С.
5
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Теория организации - это область научного знания об общих закономерностях
образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных
динамических систем, имеющих цель.
Ковалева А.С.
6
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Организационное поведение – это систематический научный анализ
индивидов, групп и организаций с целью понимания, предсказания и
усовершенствования индивидуального исполнения и функционирования
организации
Основные задачи организационного поведения
1. Систематизировать описание поведения людей в различных ситуациях в процессе
работы и общения.
2. Анализировать причины поступков людей в определенных условиях
3. Прогнозировать и корректировать поведение человека в организации
4. Развивать потенциал персонала организации и изыскать пути повышения эффективности
деятельности людей в организации
5. Разработать такой проект организационных мер, который ставил бы центр внимания
человека и его потребности
6. Создать организации, которые работают на принципах сотрудничества и сочетания
общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов
7
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Конечная цель изучения организационного поведения – овладение
навыками управления поведением людей в процессе труда и их
совершенствование
Предмет организационного поведения – это совокупность управленческих
отношений, возникающих между людьми в процессе совместной трудовой
деятельности и проявляющихся в различных формах их поведения и на
различных уровнях организации
Область изучения организационного поведения – исследование
индивидуальных и групповых параметров поведения человека в
организации на трех взаимосвязанных уровнях:
1.
2.
3.
Индивидуальное поведение личности в организации
Групповое поведение взаимодействующих субъектов
Поведение организации как целостного организма, который не может быть описан
на основе механической совокупности знаний от отдельных его элементах
Ковалева А.С.
8
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Система организационного поведения
─ Основная задача – идентификация важнейших человеческих и организационных
факторов, оказывающих влияние на достижение организацией поставленных целей,
и создание условий для эффективного управления ими.
─ Измерение конечных результатов:
─ Показатели деятельности организации
─ Степень удовлетворенности работников
─ Индивидуальный рост и развитие
Ковалева А.С.
9
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Силы, определяющие организационное поведение
Люди
Организационные структуры
Технологии
Внешняя среда
Ковалева А.С.
10
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Подходы к изучению организационного поведения
Биологический
Психоаналитический
Бихевиористский
Когнитивный
Подход социального научения
Задачи:
1. Понимание (объяснение), прогнозирование и
контроль
2. Определения должны быть точными и
операциональными
3. Измеряемые параметры должны быть
надежными и существенными
4. Методы должны быть систематичными
Ориентированный на
человеческие ресурсы
5. Результаты должны быть кумулятивными
Ситуационный
Системный
Ковалева А.С.
11
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Подходы к изучению организационного поведения – 2
Биологический подход
Поведение зависит от физических и биологических потребностей
Психоаналитический подход
Мотивы человека не всегда могут быть объяснены логически (З. Фрейд)
Бихевиористский подход
Анализ результатов, а не причин (Дж.Б.Уотсон). Вознаграждаемое поведение повторяется
Когнитивный подход
Анализ позитивных и добровольных аспектов поведения;ожидание, потребности,
поощрение.
Познание – восприятие некоторой информации.
Научение – ожидание события, ведущего к определенным последствиям.
Подход социального
научения
Поведение может быть проанализировано. Человек обладает самосознанием и его
поведение целенаправленно. Люди познают окружающую среду, изменяют ее, чтобы
сделать доступными подкрепляющие факторы. Важны правила и символические процессы
при научении.
Подход, ориентированный
на человеческие ресурсы
Анализ личностного роста и развития индивидов. Задача менеджмента – обеспечение
возможностей совершенствования навыков работников.
Ситуационный подход
Достижение эффективности в различных ситуациях предполагает специфические образцы
поведения.
Системный подход
Использование комплекса взаимодействующих элементов.
Ковалева А.С.
12
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Теории поведения человека в организации – 2
Начало XX в.
Ф.Тейлор, Фр. И Л.Гилбрет, А.Файоль, Х.Эмерсон.
Школа научного
менеджмента
•
•
•
•
•
•
Отделение функций управления от производственных функций
Изучение производственного процесса и разделение процесса на операции
Мониторинг производственного процесса
Обучение персонала
Контроль
Поощрение и наказание
Критика: механистическая оценка роли человека в промышленности:
• авторитарный стиль управления
• жесткая специализация
• сведение мотивации к чисто экономическим стимулам.
«+» - полномочия принимать действия или побуждать к ним должны быть
делегированы как можно ближе к месту действия
- важность учета человеческого фактора в организации (Тейлор)
- рабочему должна быть предоставлена возможность получения
удовлетворения от своей работы (Г.Гантт)
- идеи демократии на производстве (Г.Гантт)
13
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Теории поведения человека в организации – 3
20-е годы XX в.
М.Вебер, А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни
• Управление – универсальный процесс, состоящий из нескольких
взаимосвязанных функций
• Принципы управления – разделение труда, полномочия и ответственность,
дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных
интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная
Административная
цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для
школа
персонала, инициатива, корпоративный дух
• Иерархия в управлении
14
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Теории поведения человека в организации – 4
Середина XX в.
М.П.Фоллет, Э.Мэйо, А.Маслоу
Эксперименты в г. Хоторн (США), завод Вэстерн Электрикс (1924-1936)
• Феномен неформальной группы в производственном процессе
• Фактор сотрудничества в группе более важное обстоятельство, чем фактор
материального стимулирования
Школа
человеческих
отношений
• Формальная организация (Ч.Барнард)
• Неформальная организация (Ч.Барнард) → понятие «рабочая команда»
40-е гг. XX в.
• Новый взгляд менеджера на персонал
• Человек – ресурс организации:
• Взаимное влияние «организация-человек»
• Каждый сотрудник имеет собственные цели, иногда отличающиеся от целей
организации
• Для человека характерна возможность развития
• Индивидуальность
50-е гг. XX в.
Теории качества трудовой жизни
15
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Теории поведения человека в организации – 5
60-е гг. XX в.
• Теория «Х» и теория «Y» Д.Мак-Грегора
• Система стилей лидерства Р.Лайкерта
• Управленческая сетка Р.Р.Блэйка и Дж.С.Моутон
• Теория ожиданий В.Врума
•
•
Психологические
аспекты в теории
менеджмента
Разработка теории организации и поведения группы
Внедрение кружков качества
70-е гг. XX в.
• Основные функции менеджера (в дополнении к диспетчерским) –
регулирования поведения, совершенствования человеческих отношений
• Управленческая роль менеджеров: роль межличностных отношений,
информационные роли и роли, связанные с принятием решения (Минцберг)
• Тесная зависимость между характером внешних воздействий и поведением
фирмы, с одной стороны, и внутренней организацией фирмы, с другой
(И.Ансофф)
Начало 80-е х XX в.
• Подтверждение тесной связи между улучшением производственного процесса
и качеством, стилем управления, вовлечением служащих
• Теория рабочих команд и активное ее применение
• Концепция ситуационного подхода (П.Херси, К.Бланшард, Р.Гест)
• Теория «Z» М.Аоки
16
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
«Лида Смирнова»
Цель.
Раскрыть влияние организационного и внеорганизационного окружения
на поведение сотрудников, выявить особенности управления в данных
организациях.
Задание.
1. Определить факторы, влияющие на поведение работников (внутри
организации и за ее пределами).
2. Какие теории поведения человека в организации могут объяснить
поведение Анны и Лидии в их профессиональной деятельности?
Мини-кейс
Ситуация.
Лида Смирнова пристально смотрела на свой кофе и пирожок. После
трудного рабочего дня она пыталась расслабиться в кафе, часто
посещаемом деловыми людьми. Подняв взгляд, она заметила свою
давнюю подругу по университету, входящую в кафе. Прошло уже два
года, как она последний раз виделась с Анной Яблоковой. В то время они
были в одной группе на занятиях по курсу «Организационное
поведение».
– Анна! – воскликнула Лида, пытаясь привлечь ее внимание. –
Присаживайся. Я не видела тебя целую вечность. Я не знала, что ты
осталась в городе.
Ковалева А.С.
17
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Связь между
организационном
поведение со
стратегиями
компании
?
Ковалева А.С.
18
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Стратегия голубого океана
Чан Ким и Рене Моборн
Ковалева А.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Стратегия алого океана
Стратегия голубого океана
Борьба за существующее рыночное
пространство
Создание свободного от конкуренции рыночного
пространства
Победа над конкурентами
Возможность не бояться конкуренции
Эксплуатирование существующего спроса
Создание нового спроса и завладение им
Компромисс ценность - издержки
Разрушение компромисса ценность - издержки
Построение всей системы деятельности
компании в зависимости от стратегического
выбора, ориентированного либо на
дифференциацию, либо за низкие издержки
Построение всей системы деятельности компании в
соответствии с задачей одновременного достижения
дифференциации и снижения издержек
Ковалева А.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Ковалева А.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Ковалева А.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Ковалева А.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Ковалева А.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Шесть принципов стратегии голубого океана
Принципы разработки
Фактор риска для каждого принципа
Реконструируйте границы рынка
Поисковый риск
Сфокусируйтесь на общей картине, а не
на цифрах
Планировочный риск
Выйдите за пределы существующего
спроса
Риск масштаба
Правильно определите стратегическую
последовательность
Риск бизнес-моделей
Принципы воплощения
Фактор риска для каждого принципа
Преодолейте основные
организационные препятствия
Организационный риск
Встройте реализацию в стратегию
Управленческий риск
Ковалева А.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Ковалева А.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Преодоление основных организационных препятствий
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Целенаправленное
лидерство
Прокатитесь по
«электроканализации»
Пообщайтесь с
недовольными клиентами
Горячие точки, холодные
точки, обмен
Присмотритесь к «головным
кеглям»
Поместите «головные
кегли» в аквариум
Разделите задачу на части
Разрушьте политические
козни
Воплощение стратегии: сила
справедливого процесса
Ковалева А.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Решетка «упразднить-снизить-повысить-создать»:
Cirque du Soleil
Упразднить
Снизить
Приглашение звезд
Веселье и юмор
Номера с участием животных
Возбуждение и опасность
Сдачу в аренду площадей для розничной
торговли
Одновременное шоу на нескольких аренах
Повысить
Уникальность места проведения
представлений
Создать
Тему
Утонченную обстановку
Разнообразие постановок
Музыку и танцы иного типа
Ковалева А.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Ковалева А.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
30
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
31
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
32
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
33
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
34
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
35
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
36
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
37
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
38
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
39
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
40
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
41
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
42
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
43
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
44