Теория и методика воспитательной работы в школе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
«Теория и методика воспитательной работы в школе»
1. Теория воспитания как часть педагогической науки
Теория воспитания – это часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Уже давно педагогической аксиомой является положение о том, что ребенок не только объект воспитания, но и его субъект. Однако на практике педагоги редко создают условия для полноценной реализации указанной закономерности воспитательного процесса. Ребенок, конечно, проявляет себя как субъект воспитательной деятельности, когда он "относится" к тем или иным факторам, воздействиям на него.
Мы имеем в виду, что внешне он может вести себя так, как от него ожидают педагоги, родители, но внутренне его отношение к тому, что и как он делает, может не совпадать с внешним поведенческим репертуаром: внешне он подчиняется, выполняет поручения, а мотивом деятельности является желание благополучия (страх перед наказанием), тщеславие и т. д. При этом происходит становление совсем не тех психических новообразований, для развития которых была организована деятельность. В этом смысле ребенок действительно всегда не только объект, но и субъект воспитания.
1.1. Цель воспитания
Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.
Таким образом, воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учеников, конечная цель которого - развитие личности, нужной и полезной обществу.
Воспитание, как процесс и как система, имеет ряд особенностей:
• целенаправленность;
• многофакторность;
• сложность;
• длительность;
• непрерывность;
• комплексность;
• вариативность и неопределенность;
• двусторонний характер.
Одним из важнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем.
Эффективность воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости человека к воспитанию. Восприимчивость меняется с возрастом: чем младше ребенок, тем он восприимчивее. Но человек подвергается воздействиям всю жизнь.
В зависимости от характера чувствительности люди делятся на три типа:
1) внушаемый, с высокой чувствительностью ко всяким воздействиям;
2) с высокой избирательной чувствительностью;
3) с низким уровнем восприимчивости к любым воздействиям.
Воспитание как целенаправленный процесс осложняется следующими обстоятельствами:
• наличием разнообразнейших влияний на ребенка, часто противоречащих друг другу;
• наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов;
• трудностью изучения внутреннего состояния учащегося;
• вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.
Цель воспитания - результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.
Цели подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.
Выделяются цели общие и индивидуальные. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.
В рамках одной воспитательной системы цель воспитания одна. Именно цель и средства ее достижения отделяют одну систему воспитания от другой.
Цель воспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижений философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства. В любом государстве цели воспитания в школе направлены на укрепление существующих общественных отношений.
В настоящее время делается попытка реализовать идею независимости воспитания от идеологии, выведения целей воспитания из общечеловеческих ценностей и норм жизни. Практически воспитание исключается из образовательных учреждений и перекладывается полностью на семью.
История педагогики - это история зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания и педагогических систем. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
Таким образом, цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся.
Воспитание осуществляется в определенных условиях, которые должны учитываться при комплексном подходе к формированию личности. Среди способствующих или противодействующих воспитанию факторов можно выделить сложившийся образ жизни, средства массовой информации, особенности коллектива, нормы взаимоотношений, индивидуальные особенности.
Воспитание как одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется его общим закономерностям:
- зависимость воспитания от объективных и субъективных факторов общественной среды;
- единство и взаимосвязь воспитания с общим развитием личности;
- признание деятельности и общения основой и главным источником формирования общественно ценных качеств личности;
- связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью учащихся.
Итак, воспитание - длительный и противоречивый процесс, результаты которого имеют отдаленный характер. Оно начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием.
1.2. Понятие о содержании воспитания
Содержание воспитания - составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. (Газман О. Вестник образования, 1991/8).
Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.
Программа формирования базовой культуры школьника во многом совпадает с содержанием воспитания в бывшей советской школе. Это естественно, поскольку процесс воспитания не может быть резко перестроен по причинам теоретическим и организационным. Неверно было бы также отбросить ценное в опыте классической советской педагогики. Описываемое содержание воспитания в целом, хотя и не во всем, совпадает с мировой практикой отбора содержания воспитания, то есть с тем, как разные общества определяют моральные, гражданские, эстетические и другие нормы, знания, требования к новым поколениям людей.
Например, Тезаурус ЮНЕСКО по образованию содержит термины, говорящие о содержании элективных курсов для учеников, которые носят прежде всего формирующий, воспитывающий характер. Вот некоторые термины и курсы: нравственное, трудовое, религиозное, эстетическое, музыкальное воспитание, воспитание в духе мира. Санитарное просвещение, куда входит антинаркоманное и антиалкогольное воспитание, физическое, половое воспитание, обучение домоводству и оказанию первой помощи, обучение домоводству и технике безопасности.
В Российских школах в настоящее время имеются курсы "Основы безопасности жизни", "Граждановедение", ориентированные на выработку знаний и норм поведения, необходимых в обществе, в семье, на улице, в быту.
1.3. Результаты воспитательного процесса
Результаты воспитательного процесса - достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить соответствие воспитанности и планируемых результатов помогает диагностика.
Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. Данная проблема в педагогике разработана слабо и является дискуссионной.
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:
- связанные с проявлением результатов воспитанности во внешней форме: суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
- связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя: мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.
Содержание воспитания - система знаний, убеждений, умений и навыков, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи:
• реализм целей воспитания;
• совместная деятельность детей и взрослых;
• самоопределение;
• личностная направленность;
• коллективизм.
Содержание воспитания отражает в единстве его общую цель, задачи и направления.
Каждое направление воспитания, как имеющее собственную цель, методы, организацию, реализуется в его результатах.
Основными направлениями в содержании воспитания являются: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, политическое, эстетическое, физическое и пр. воспитание.
Результатом воспитательной и учебной работы является сформированное научное мировоззрение. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных и пр. взглядов на мир.
Мировоззрение определяет социальную ориентацию, тип поведения и деятельности. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение.
Субъективным отражением объективной действительности, результатом усвоения коллективного и индивидуального опыта людей являются убеждения. Убеждения - это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Убеждения выполняют регулятивную функцию, то есть определяют направленность личности, ценностные ориентации, интересы, чувства, поступки.
Проблема воспитания личности, способной решать на высоком научном уровне современные задачи, тесно связана с развитием интеллектуальных способностей человека. Развитие творчески мыслящей личности - задача умственного воспитания. Оно направлено на развитие интеллектуальной культуры, личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности и осуществляется в тесном единстве с формированием научного мировоззрения. Основные пути умственного воспитания - систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеучебная работа по развитию умственной культуры.
В отечественной педагогике вопросами умственного воспитания много занимались Л. Выготский, Л. Занков, П. Гальперин, А. Матюшкин, Д. Эльконин и др.
Умственную деятельность активизируют познавательные потребности или мотивы, формируемые у учащихся под влиянием педагогов, средств массовой информации, художественной и научно-популярной литературы. Познавательные мотивы имеют свою градацию и характеризуют личностный смысл учения, действенность мотива, самостоятельность возникновения и проявления, уровень осознания, степень распространения.
Задачи идейно-нравственного, политического, правового воспитания взаимосвязаны и решаются в комплексе. Идейно-нравственное сознание личности - форма психического отражения человеком действительности, выражающаяся в его представлениях, убеждениях, которые перерастают в принципы. Данными принципами руководствуются люди, принимая решения и выбирая способы поведения.
Эмоциональная сторона идейно-нравственной жизни человека проявляется через его чувства. Нравственные чувства характеризуют субъективное отношение человека к другим людям, самому себе, общественным явлениям.
Идейно-нравственное воспитание в учебных заведениях охватывает весь процесс учебно-воспитательной работы. Все формы обучения воспитывают учащихся нравственно.
Составной частью нравственного воспитания является экологическое воспитание. Отношение человека к природе имеет глубокий гуманистический смысл и перерастает в нравственное отношение к самому себе.
Правовое воспитание также связано с нравственным и обусловлено нарушениями в нравственной и правовой областях. Причины, порождающие антиобщественные поступки, во многом связаны с низким уровнем правового сознания, неверными представлениями о материальных и духовных ценностях общества.
Задача правового воспитания заключается в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться, чтобы эти требования приобрел для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.
Более сложным является перевоспитание, которое направлено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих развитие личности. Процесс перевоспитания предполагает установление существенных причин отклонений в нравственном развитии, определение путей, средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения.
Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений.
Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина страны составляет следующее: знание политики, политической системы страны, органов управления государством, лояльное отношение к политической организации общества, умение участвовать в политической жизни страны. Все это является для некоторой общей системой задач формирования политической культуры учащихся и определяет содержание и средства такой работы.
Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности - уважения к закону и стремления его выполнять. Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежной преступности. Нельзя, однако, думать, что возможно формировать правовую культуру, сознание отдельно от нравственности. Правовая культура - часть нравственной культуры человека.
Это относится и к культуре межнациональных отношений, основное содержание которой состоит в следующем: любовь к культуре своего народа и уважение, терпимость к другим народам. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести знание истории, культуры, искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение; наконец, умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах взаимоуважения и толерантности.
Формирование здорового образа жизни является очень важным в свете современного состояния нравственного индифферентизма и дезориентации подростков. Содержание его не должно сводиться к "анти", то есть к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой гармонической и счастливой жизни каждого.
Средствами формирования здорового образа жизни являются методы убеждения и организации деятельности детей. На Западе имеются многочисленные программы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию. В России был курс "Этика и психология семейной жизни", который отчасти выполнял задачи формирования здорового образа жизни. Сейчас в школах России эти задачи частично решаются с помощью курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направление воспитания. Другим важным средством формирования здорового образа жизни является организация внеучебной разнообразной деятельности детей, в том числе досуговой, а также общение подростков и личное влияние, пример учителей, взрослых.
2. Методика организации воспитательной работы в школе
В структуре педагогического процесса важнейшее место занимает система методов воспитания.
Метод – определенный способ достижения поставленной цели. С другой стороны, под методом понимают систему действий и операций теоретического и практического понимания действительности.
Методика воспитательной работы — прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы.
ВОСПИТАНИЕ — сложное философско-педагогическое понятие. Существует ряд его пониманий. В широком смысле слова – это процесс и результат развития личности.
Воспитательная работа — целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через организацию воспитательной работы реализуется воспитательный процесс.
Рассматривая воспитание в общеобразовательной школе, можно отметить, что для педагога освоение действительности – это способность управлять ходом воспитательного процесса и строить его целесообразно в соответствии с логикой и закономерностями развития.
Если воспитание в наших представлениях – это специфическая деятельность педагога, то метод является специфическим «орудием труда», который преобразует в каком-либо направлении воспитательный процесс.
Тогда метод воспитания будет представляться как совокупность действий учителя, которые направлены на решение конкретной задачи, а также как систему действий, без помощи которой непосредственный участник воспитательного процесса (учащийся) не сможет реализовать себя как личность.
В любом методе воспитания учитель должен понимать, каких результатов можно добиться при помощи данного метода, каковы причины построения именно этого набора действий.
Заметим, что метод также не может быть осуществим без предварительного и тщательного обдумывания необходимых средств и путей достижения желаемого результата.
С помощью вспомогательных вопросов учитель постепенно и поэтапно обеспечивает развертывание процесса воспитания во времени.
Система действий учителя, которая является структурной единицей метода воспитания, имеет две стороны:
1) материально-организационную – средства и формы воздействия на учащегося;
2) социально-психологическую – позиция и приемы учителя.
Каждый педагог располагает определенными средствами воспитания.
Под средствами воспитания следует понимать любой предмет, явление, процесс, который концентрирует в себе основные достижения человеческой культуры, доступные для использования в педагогических целях. В качестве средства воспитания в каком-то конкретном случае могут выступать книга, слово, игра, познание, труд. Универсальными средствами называют деятельность и общение.
При построении собственной системы действий учитель должен предусматривать определенный выбор средств, которые будут обеспечивать материальную основу метода воспитания. И уже при помощи этих материальных средств участники воспитательного процесса могут взаимодействовать между собой в разнообразных формах:
1) индивидуальная;
2) групповая;
3) коллективная;
4) фронтальная.
Социально-педагогическая сторона определенной системы действий включает позицию педагога, которая может быть различной. Учитель может выступать с позиции организатора, консультанта, непосредственного исполнителя, зрителя и др. Любые взаимодействия людей сопровождают глубокие психологические процессы. Учитель обязан их учитывать.
2.1. Методы формирования личности
Данная категория методов воспитания находится в тесной связи с детской психологией, так как правильное формирование личности отдельного ребенка невозможно без четкого представления о специфических особенностях детской психики.
С помощью использования положительного примера можно реализовывать разнообразные воспитательные задачи. В процессе воспитания нельзя ограничиваться такими приемами, как подражание и копирование.
Целью любого воспитателя должно быть индивидуальное, своеобразное развитие каждой личности. Это возможно реализовать только в том случае, если пример стимулирует у учащихся развитие сознательного поведения, творческую активность и самостоятельность. В качестве положительного для ученика стимула может выступать определенное требование воспитателя.
Причем форма данного требования опять же зависит от индивидуальных особенностей личности отдельно взятого школьника.
Ученику с плохой памятью требование может быть представлено в форме напоминания о каких-то обязанностях. Или же другому школьнику, страдающему отсутствием сообразительности, нужно вовремя намекнуть на последовательность действий и т. д. Возможно для учителя выразить свое требование в категоричной форме.
Обязательным условием данного метода является учет возрастных особенностей, характера и соблюдение педагогического такта. Для правильного формирования и развития индивидуальных качеств школьника иногда используют игру в качестве метода воспитания. Но только в том случае, когда игра побуждает к созидательной деятельности.
С целью воспитания положительных качеств в процессе формирования личности педагог может искусственно создать педагогическую ситуацию (предположения, неопределенности, конфликта, опровержения и пр.). Данный прием может быть использован для преодоления страха, застенчивости, необязательности, невнимательности, неисполнительности и т. д.
Даже самый совершенный и продуманный до мелочей метод воспитания не может дать положительных результатов, если не учитывать следующие особенности:
1) индивидуальные особенности школьников;
2) возраст;
3) воспитательный уровень;
4) определенная обстановка;
5) совокупность метода со всей системой воздействия, которая оказывается на ребенка взрослыми.
Успех процесса воспитания напрямую зависит от того, насколько правильно и целесообразно педагог применяет в собственной деятельности то или иное средство, метод или прием воздействия на школьников.
Также важнейшим является условие включения средства в общую систему воспитания школьного коллектива. Кроме того, применяемые в каждом отдельном случае средства, методы и приемы должны точно соответствовать поставленным задачам и целям воспитания.
Не следует думать, что выбор методов воспитания – произвольный педагогический акт. Существует подчинение данного выбора различным закономерностям и зависимостям, среди которых важнейшее значение приобретают цель, содержание и принципы воспитания.
2.2. Методы стимулирования
К методам стимулирования относятся следующие: соревнование; поощрение; наказание; одобрение; порицание; педагогическое требование; установка перспективы.
Такой метод воспитания как соревнование может помочь воспитателю увидеть и правильно, по достоинству, оценить возможности каждого ребенка.
Знание потенциальных способностей каждого отдельно взятого учащегося делает возможным наметить разумную перспективу в дальнейшем развитии способностей, которая должна быть по силам этому ребенку.
Так соревнование в школьном коллективе воспитывает волю и характер школьника. Под поощрением в воспитании понимают педагогическое воздействие на отдельного ребенка или на коллектив, в процессе которого педагог дает положительную оценку поступков или поведения учащегося или в целом коллектива. Заметим, что основанием для подобного поощрения должно быть выполнение требования коллектива. Поощрение должно быть доказательством того факта, что коллектив, в котором живет, работает и учится человек, вполне удовлетворен его деятельностью.
Школьный коллектив может закрепить навыки правильного поведения учащегося или же искоренить негативные свойства его поведения. Следовательно, поощрение поможет дать стимул учащемуся (или целому коллективу) стремиться к совершенству в поведении и поступках.
Наказание в педагогическом смысле этого слова – внушение учащемуся, что учитель (или в общем случае коллектив) недоволен поведением ученика, отношением к школьным делам, его конкретными поступками. С помощью наказания учитель получает уникальную возможность корректировать поведение ребенка и сделать доступным его пониманию причину и содержание его ошибки. Данный педагогический прием в общем случае вызывает у учащихся переживание (достаточно неприятное для детской психики) и чувство стыда.
Методами одобрения и осуждения должен пользоваться только опытный педагог, так как они требуют проявления большого такта и мастерства. Заметим, что именно в результате нарушения такта или недостаточности педагогического мастерства и возникают чаще всего конфликтные ситуации в классе.
Установка перспективы (завтрашней, ближней, средней или дальней) – это определение жизненной цели учащегося.
Этот педагогический прием дает возможность сконцентрировать все усилия учителя на положительное развитие личности отдельного школьника. Любое педагогическое требование должно следовать из достаточного владения педагогическим тактом.
Педагогический такт в наших представлениях – это знание индивидуальных и возрастных особенностей человека, доброжелательность и внимание к ребенку. Одобрение, похвала, осуждение, порицание – это этические средства исправления поведения школьников. Их не следует совмещать с методами поощрения и наказания.
Целесообразность и эффективность педагогического процесса будет напрямую зависеть от того, насколько правильно сочетаются основные положительные стимулы с принудительным характером методов.
2.3. Методы формирования поведения
Методами воспитания в педагогике называют способы педагогического воздействия на отдельную личность в целях формирования у них сознания и поведения. Немалые трудности в типологии и классификации методов воспитания создают их многообразие и вариативный характер. Поэтому ученые-педагоги практически условно делят методы воспитания на следующие группы:
1) методы формирования сознания личности;
2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
3) методы стимулирования поведения и деятельности;
4) методы контроля;
5) методы самооценки в воспитании.
К данной группе методов относятся методы разнообразного воздействия на сознание каждого отдельно взятого ребенка, проявление чувств, воли учеников с целью формирования у них определенных взглядов и убеждений на конкретные вещи. Формами, которые учитель использует в данной группе методов, могут быть следующие: разъяснение; внушение; рассказ; беседа; внеклассное чтение; убеждение.
Любое воспитание по своей сути меняет личность в соответствии с поставленными целями. Воспитание ведет к возникновению мыслей, чувств, эмоций, потребностей, которые в свою очередь побуждают к определенным поступкам. Значит, необходимо в процессе воспитания школьников осторожно, чтобы не задеть педагогическим давлением инициативы и самобытных особенностей школьников, формировать их поведение.
Основой процесса формирования личностного поведения будем считать, прежде всего, опыт, который приобретается в повседневной жизни и деятельности, во взаимосвязях со взрослыми и сверстниками. Следует понимать, что воспитание не должно начинаться и заканчиваться только личным опытом самого учащегося.
Важнейшим фактором является также то, как воспринимает, осмысливает и оценивает человек данный жизненный опыт. Главным оказывается вся совокупность скрытой работы человеческого сознания. Однако только личный опыт отдельного ученика не может составить полную картину воспитания.
Важно подключить к личному опыту индивидуального характера нравственный и социальный опыт всего человечества. Все приведенное выше показывает структуру метода формирования поведения, которую можно реализовать только с помощью словесного воздействия, которое в свою очередь организует преподаватель. Само понятие воспитания можно трактовать по-разному. Воспитание есть нечто иное, как упражнение учащихся в правильных поступках и действиях.
Под упражнением в широком смысле этого слова понимают организацию жизни, разумной, с определенной целью, разносторонней деятельности учащихся. Кроме того, сюда же относится и приучение школьников к выполнению стандартных норм и правил поведения человеческого общества.
Основной задачей воспитания и конкретно данного метода является формирование характера. Характер – совокупность прирожденных наклонностей и приобретенных жизненных привычек и убеждений. Особое значение приобретают воспитательные упражнения в деятельности.
2.4. Понятие о воспитательных системах
Под формами воспитания будем понимать различные способы организации воспитательного процесса. За многовековую практику воспитания сложилось великое множество подобных форм.
Классификация форм воспитания:
1) индивидуальные (к примеру, индивидуальная беседа на этическую тему);
2) групповые (сборы, собрания, классные часы и др.);
3) массовые (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования и др.).
На современном этапе развития педагогической мысли в учебно-воспитательных учреждениях все большее значение приобретают разнообразные групповые и массовые формы воспитательной работы. Если рассматривать данный аспект применительно к условиям работы в общеобразовательной школе, то данными являются различные формы внеклассной работы по предметной области (к примеру, работа кружка), формы общевоспитательного характера (по определенному плану работы классного руководителя).
Из опыта предыдущих поколений учителей в школе можно увидеть, что наибольший воспитательный эффект дает соблюдение следующих обязательных требований к организации внеклассной воспитательной работы:
1) содержание занятия необходимо сделать научным (если речь здесь идет о занятии, связанном с развитием познавательных интересов и способностей детей), политически выраженным, с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся, соответствовать определенному уровню подготовки и развитию детей;
2) как правило, по объему внеклассные занятия не превышают 45 мин; однако, могут быть занятия длительностью в 15–20 мин. К ним относятся беседы, часы занимательной физики, химии, математики и др. Вечера, диспуты, читательские конференции в старших классах могут проходить в такое время, которое полностью исключает перегрузку учащихся, их длительность 1,5–2 ч;
3) любое внеклассное мероприятие готовится при участии самих школьников и классного актива. При этом нужно учить школьников приемам организации внеклассного занятия;
4) методика проведения внеклассного занятия должна отличаться от урока: больше самостоятельности предоставляется самим ученикам – они выступают с докладами, демонстрируют опыты и т. п. Нужно так построить занятие, чтобы вызвать интерес школьников, используя элементы игры, соревнования;
5) важно уметь правильно оценивать труд учащихся, правильно подводить итоги занятия, чтобы у учащихся осталось чувство удовлетворения своим трудом, желание сделать другую работу. Оценивая деятельность коллектива, важно помнить и об индивидуальной оценке деятельности каждого;
6) любое внеклассное занятие нужно готовить на основе заранее продуманного и утвержденного учителем плана. План мероприятия необходимо обязательно согласовать с дирекцией школы, потому что это связано с выделением помещения и вторжением в режим школьника;
7) воспитательный эффект мероприятия будет достаточно высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам ученик, если он подойдет к нему с творчеством и выдумкой.
2.5. Социально ориентированное воспитание и социализация личности
На современном этапе развития педагогической науки в научный обиход вошло понятие «социальное воспитание», которое осуществляется в зависимости от потребностей общества. В расширенном смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания: нравственное, трудовое, физическое и др. Главная задача социального воспитания сводится к формированию человека, который готов к выполнению общественных функций трудового человека и гражданина.
Под социализацией будем понимать непрерывный и разносторонний процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Заметим, что рассматриваемый процесс наиболее интенсивно протекает в детстве и юности, когда закладываются практически все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные принятые в человеческом обществе социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.
Окружающая среда непосредственно взаимодействует с процессом социализации ребенка, его формирования и развития, становления личности школьника.
Данная среда оказывает на данный процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Социальная педагогика рассматривает социум, социальную среду, прежде всего с точки зрения процесса включения учащегося в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. Эта социальная среда находится наиболее близко к отдельно взятому индивиду, и ее освоение происходит последовательно и постепенно.
Младенец после своего рождения развивается в идеальном случае в семейной обстановке, но чем старше человек становится, тем больше разнообразных новых социумов входит в его жизнь. Приведем примеры подобных социумов:
1) дошкольные учреждения;
2) школьные учреждения, лицеи, гимназии;
3) компании друзей;
4) дискотеки;
5) студенческая среда;
6) среда рабочего коллектива.
С возрастом освоенная маленьким человеком социальная «территория» все больше и больше расширяется. Ребенок находится в постоянном поиске той среды, которая для него является в высшей степени комфортной, где люди его лучше понимают, относятся с большим уважением и т. п.
В процессе социально-педагогического развития большое значение имеет тот факт, какие установки формируют различные виды социума, в котором находится человек, какой социальный багаж может накапливаться у ребенка в той среде (положительный или негативный).
Среда – это не просто улица, дома и вещи, которые расположены таким образом, чтобы, войдя в эту среду, чувствовать себя там комфортно и безопасно.
С другой стороны, среда – это также разнообразные общности людей, которые характеризуются своеобразной системой отношений и правил, которая распространяется на всех членов данной общности. Важнейшей составляющей процесса социализации личности является усвоение разнообразных социальных ролей.
Главная сложность состоит в существовании в обществе противоположных статусов: от одобряемых им до противоречащих общественным нормам и ценностям. Таким образом, в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.
2.6. Этика воспитательного процесса
Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Сегодня ученые-педагоги пытаются признать и установить приоритет общечеловеческих ценностей, нравственного воспитания над интеллектуальным развитием. В сегодняшней современной жизни, полной жестокости, коммертизации в духовной сфере, постепенно происходит размывание нравственных норм в воспитании школьника. И единственная опора в данной ситуации – нравственные критерии жизни. Реализовать их возможно путем включения в воспитательный процесс системы воспитания этической культуры, которая основана на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностей.
Цель этических воспитательных норм – помочь ребенку раскрыть окружающий мир, сформировать у него конкретные представления о нормах отношений между людьми, о себе как об одном из представителей человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях.
Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он – человек, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что школьник научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные нравственные мотивы поведения, которыми он, в свою очередь, будет руководствоваться в своих поступках.
Каждый учитель самостоятельно производит отбор познавательных задач исходя из современных требований к обучению школьников:
1) придание обучению развивающего характера;
2) обеспечение максимальной активности детей в процессе познания;
3) интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса;
4) роли педагога;
5) конструирование педагогом педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.
Для школьников младшего возраста программа этического воспитания выглядит следующим образом:
1) формирование представлений детей о существующих нормах отношений между людьми;
2) усвоение форм приветствия, обращения, выражения просьбы;
3) прививание основных навыков поведения в театре, общественном транспорте, в гостях;
4) воспитание бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам;
5) воспитание умения говорить спокойно, внимательно, сосредоточенно слушать собеседника;
6) обогащение словаря детей;
7) развитие детского внимания, мышления, творческого воображения;
8) создание условий для реализации ребенком своих чувств, ощущений, переживаний.
Для школьников более старшего возраста данная программа выглядит несколько по-иному:
1) формирование у школьников культуры общения, поведения, этических представлений;
2) развитие умения адаптироваться к людям, взаимодействовать с ними;
3) воспитание важнейших коммуникативных качеств и навыков;
4) развитие умения сочувствовать людям, сопереживать людям, животным, окружающим предметам, растениям;
5) закрепление навыков поведения в общественных местах;
6) активизация словаря детей, развитие воображения, мышления – качеств творческой личности;
7) поиск путей сотрудничества с родителями учащихся для достижения результатов работы по данной программе.
2.7. Система форм и методов воспитания
Нравственное воспитание
На сегодняшний день российское общество находится в моральном смятении, и мы постоянно можем наблюдать дисгармонию социальных отношений и ценностных приоритетов. В такой ситуации важнейшей задачей является нахождение побудительной основы восстановления нравственных сил общества и приложения усилий к этически выверенным ориентирам воспитания растущего поколения. Что в данном случае может здесь сделать школа и преподаватель?
В первую очередь следует подумать об органичном включении в систему учебно-воспитательного процесса предметов воспитательной значимости, которые направлены на формирование ценностных ориентации учащихся, гуманистического основания их жизнедеятельности, нравственных отношений к окружающему миру, близким людям и к самим себе.
Здесь мы рассматриваем существенное значение уроков этики, необходимость которых продиктована самой жизнью с ее социальными потрясениями и попранной нравственностью. Современные дети морально дезориентированы и нуждаются в этических уроках-диалогах о самых важных вопросах человеческого существования и смысле жизни. На эти диалоги с растущим и неопределившимся человеком важно мобилизовать возможные усилия учителей и профессиональный поиск, чтобы они стали востребованы и значимы для учеников. Мы сможем пронаблюдать, насколько богат воспитательный потенциал подобных уроков, если ввести их в практику образовательного учреждения.
Этика – область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, это наука о нравственной жизни человека. В этике проявляется живое отношение к живой жизни. Рассматривая человека и жизнь как высшую ценность, мы движемся к тому, что это станет содержанием курса этики в школе, который в свою очередь создаст основу этической культуры в подрастающем поколении.
Структурные компоненты разработанной и широко распространенной в педагогической практике системы этического воспитания обладают расширенным спектром нравственного действия на учащихся, охватывают все аспекты школьной жизни: урок, межурочное пространство, внеурочная деятельность. Они, взаимодействуя, создают педагогические предпосылки для формирования и развития этической культуры учащихся.
Журнал «Этическое воспитание» является важнейшим методическим пособием, ориентированным на комплексное использование системы воспитания этической культуры. Примером вырабатывания у подрастающего поколения нравственных привычек может стать проведение урока этики в школе.
Вопрос о том, должен ли такой урок в школе стать обязательным предметом, существует три точки зрения:
1) первая точка зрения сводится к мнению о том, что подобный предмет в школах жизненно необходим;
2) сторонники второй точки зрения считают, что воспитанием должна заниматься семья. Действительно, такой урок важен, но применяется только в качестве факультатива. Или же проведение классного часа на тему «Этика» классным руководителем;
3) учить этике бесполезно. Уроки в школе должны быть совершенно другого содержания.
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание – это воспитание чувств, идеалов, стремления к прекрасному. Основными задачами эстетического воспитания являются следующие:
1) развитие умения видеть и подвергать оценке красоту;
2) понимать прекрасное, гармоничное;
3) рассматривать свое поведение и собственные поступки с точки зрения эстетических представлений.
Эстетическое воспитание можно подразделить на категории, называемые эстетическими:
1) прекрасное и безобразное;
2) трагическое и комическое;
3) высокое и низменное.
Каждая из категорий подвергается историческим изменениям. Совершенно определенные общечеловеческие ценности неизменны. Незнание или не придание этому значения приводит к трагическим последствиям, таким как отсутствие или слабое развитие эстетического вкуса, поглощение и использование некачественной и непотребной (с точки зрения эстетики) продукции, неумение, нежелание и отсутствие интереса к пониманию полноценного искусства, музыки, произведений великих мастеров.
Видами или средствами в эстетическом воспитании называют природу, искусство, окружающую реальность, труд человека и др.
Существует мнение, что урок, проведенный на лесной лужайке, у холодного ручья, даст несомненно гораздо более положительный эффект в смысле этического воспитания. Общение с искусством приумножает и развивает эмоциональный мир воспитания.
Искусство – одно из универсальных и оптимальных средств постижения истории. В эстетическом воспитании можно проследить следующую цепочку: достигнув успехов в одном из жанров искусств (живопись, музыка, литература и т. д.), возникает интерес к постижению других жанров.
Многие известнейшие люди (М. В. Ломоносов, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин) обладали талантами в разных областях научного знания. Отсюда можно сделать вывод, что окружение ребенка с детства входит в его подсознание и определяет его дальнейшие внутренние способности. Это интерьер, архитектурный облик городов, поступки людей, взаимоотношения, музыка, которую слушают родители и т. д.
Эстетическое воспитание реализовывается в общеобразовательных и внешкольных учреждениях. Рассмотрим некоторые любопытные опыты подобных реализаций:
1) школа радости – вариант идеального совмещения внеклассной и учебной работы (М. Щетинин);
2) единые органы управления имеют художественная, музыкальная и общеобразовательная школы, с помощью этого осуществляется идеальная согласованность в расписании учебных занятий, а также в содержании работы в целом (белгородские сельские школы-комплексы).
В стандартных образовательных школах развивать духовный мир учащегося призваны такие предметы, как литература, изобразительное искусство, музыка. Однако для полного всестороннего развития духовной сущности необходима более стройная согласованная система, которая, к сожалению, пока не реализована в типовых школах.
Физическое воспитание
Под физическим воспитанием будем понимать многосторонний педагогический процесс, который направлен на организацию активной познавательной, воспитательной и физкультурно-оздоровительной деятельности школьников. Данная деятельность направлена на:
1) укрепление потребностей в занятиях отдельными видами спорта в общем и физической культурой в частности;
2) развитие физических сил и здоровья;
3) выработку санитарно-гигиенических навыков;
4) решение задач всестороннего гармонического развития личности.
В стандартной общеобразовательной школе в процессе физкультурных воспитательных дел используют определенные средства и методы обучения.
К основным методам обучения следует отнести:
1) методы слова – объяснение, рассказ, указание, команда, разбор и т. п.;
2) методы демонстрации – живая демонстрация учителем или учеником и показ наглядных пособий. К наглядным пособиям относятся кинофильмы, разнообразные схемы, рисунки, кинограммы и др.;
3) методы упражнения – это, как правило, практическое выполнение, т. е. выполнение упражнения в целом или по отдельно взятым частям;
4) методы убеждения – разъяснения и положительный пример руководителя группы;
5) методы одобрения – выделение «из общей толпы» учеников самых отличившихся, различные поощрения: от словесной положительной характеристики до вручения памятных грамот.
В многовековой истории педагогической мысли возникло и благополучно развивается большое многообразие различных форм внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию. Однако среди них можно выделить наиболее эффективные и интересные.
Самыми эффективными, безусловно, можно считать те, которые помимо интереса учащихся вызывают еще и значительный оздоровительный эффект. К таким формам физического воспитания можно отнести:
1) разнообразные секции;
2) межклассовые, межшкольные и городские спортивные соревнования;
3) туристические походы;
4) различные военизированные игры;
5) спортивные вечера, посвященные разнообразным темам.
По мнению Пьера де Кубертена, к последним можно отнести вечера с олимпийской тематикой «Олимпиада не только для олимпийцев» или же проведение какого-либо соревнования под следующим девизом «Не важна победа, а важно участие».
В отдельно взятой общеобразовательной школе следует подойти к вопросу организации различных спортивных секций и кружков очень серьезно. Здесь наблюдается явная зависимость секционного многообразия от интереса школьников к физической культуре и спорту.
Ученик находит отдельный вид спорта для себя наиболее приемлемым, у него возникает интерес к спорту вообще и таким образом стимулируется положительное отношение к другим видам спорта. Преподавателю физической культуры следует обращать особое внимание на учеников во время сдачи обязательных для каждой четверти нормативов.
Именно в это время можно выделить учеников, которым интересно проявить себя в отдельных формах упражнений. В дальнейшем развитие физических способностей этих детей позволит им принять участие в разнообразных соревнованиях.
Экологические программы в системе воспитания
Задачи экологического образования с позиции экологической педагогики. Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания эта общая задача конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования.
1. Формирование адекватных экологических представлений.
Данная система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.
С позиций экологической педагогики именно через подструктуру представлений в наибольшей степени формируется психологическая включенность в мир природы, которая свойственна экологической личности.
Таким образом, главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности понимания единства человека и природы, которое способствует возникновению у нее психологической включенности в мир природы.
2. Формирование отношения к природе.
Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.
С позиций экологической педагогики именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется субъективный характер восприятия природных объектов, который свойственен экологичной личности.
Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности субъектной модальности субъективного отношения к природе.
3. Формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.
Для того чтобы экологически целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий.
Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.
С позиций экологической педагогики именно через подструктуру стратегий и технологий взаимодействия с природой в наибольшей степени формируется стремление к непрагматическому взаимодействию с ней, которое свойственно личности.
Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является организация такой деятельности личности, в процессе которой происходит освоение непрагматических стратегий и соответствующих технологий взаимодействия с природой.
Определяя сущность экологического воспитания, можно выделить существенную особенность этого процесса – ступенчатый характер, который в свою очередь подразделяется на длительность, сложность, скачкообразность, активность.
Трудовое воспитание
Под трудовым воспитанием в школе понимают формирование у детей трудолюбия, осознанного и добросовестного отношения к труду, глубокого уважения к трудовым людям, формирование трудовых и профессиональных умений, развитие навыков труда как физических, так и умственных. Труд – это первая жизненная потребность. Поэтому в общеобразовательных школах большое значение должно придаваться тщательной подготовке школьников к выполнению доступных видов профессиональной деятельности. На современном этапе развития школьного образования достаточно полно разработана система трудового воспитания учащихся. Данная система содержит следующие важнейшие компоненты:
1) учебный труд;
2) овладение основами политехнических знаний и умений при изучении учебных дисциплин;
3) трудовое воспитание непосредственно на уроках труда;
4) дополнительные занятия в школьных мастерских особо отличившихся и заинтересованных школьников;
5) трудовое воспитание детей в семье.
Учебное трудовое воспитание состоит из следующих видов работы школьников:
1) работа с учебной и справочной литературой;
2) проведение лабораторных работ;
3) наблюдения;
4) измерения и расчеты лабораторных работ;
5) овладение навыками самостоятельной работы в школе;
6) самостоятельная домашняя работа.
Что касается политехнических знаний и умений, то они формируются непосредственно в процессе выполнения заданий и изучения основных наук и специализированных технических предметов.
Общие основы промышленности и производства изучаются на таких уроках, как физика, химия, биология и т. д. Здесь же в рассмотрение вводятся принципиальные положения, лежащие в основе работы машин, аппаратов, приборов. Кроме того, овладение школьниками основными явлениями, которые заложены в технологических процессах.
Трудовое воспитание в средней общеобразовательной школе на занятиях труда продолжается с первого по одиннадцатый класс.
На уроках труда ученикам последовательно и постепенно прививаются элементарные приемы ручной работы, которые являются порой жизненно необходимыми для любого человека. Кроме того, овладение школьниками с 5–6 класса основными важнейшими умениями по обработке древесины, металла, пластмассы.
В современном обществе подрастающему поколению обязательно знание необходимых навыков электротехнических работ и разнообразных видов и форм бытовой техники. В самых старших классах трудовое воспитание школьников становится все более сложной и дифференцированной структурой. Ведь именно в этом возрасте учащиеся приобретают достаточно основательную допрофессиональную подготовку.
На занятиях труда в 10–11 классах трудовое воспитание и обучение имеет следующее строение:
1) технический труд;
2) обслуживающий труд;
3) сельскохозяйственный труд.
Семейная обстановка должна способствовать тому, чтобы домашний труд для ребенка являлся основой трудового воспитания. По содержанию труд в семье подразделяется на:
1) труд по самообслуживанию;
2) уход за младшими членами семьи;
3) уход за больными родственниками;
4) ведение домашнего хозяйства.
2.8. Внешкольные формы организации воспитательной работы
Одной из старейших внешкольных форм воспитания является бойскаутизм, возродившийся после длительного запрета. Основателем скаутского движения является английский полковник Роберт Баден-Пауэлл, создавший среди английских подростков организацию скаутов, т. е. разведчиков. Эта организация должна была в серьезной деятельности и в играх воспитывать английскую молодежь, готовить ее к службе отечеству, т. е. прививать рыцарский дух.
В 1909 г. в Англии и в других странах получила популярность книга полковника «Юный разведчик», в которой были изложены основные принципы организации. Капитан русской армии Олег Иванович Пантюхов, вдохновившись идеями этой книги, основал первый отряд русских скаутов. В него вошли семеро мальчиков.
В то время в России уже существовала внешкольная детская организации, имевшая название «потешные войска» или просто «потешные». В ней мальчики учились маршировать строем, петь строевые песни, выполнять приемы деревянными ружьями. Это были военизированные отряды для молодежи, созданные в 1908 г. Министерством просвещения. Пантюхов отвергал милитаризацию детей. Свой отряд он назвал «Бобер».
Правила русских скаутов были одинаковыми с английскими. Вот некоторые из них: исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем; быть честным и полезным гражданином России; никогда не падать духом, помогать всем людям и животным. Многие атрибуты скаутов позднее переняли пионеры.
В Советском Союзе очень широко велась внешкольная работа. Существовали такие организации, как Дворцы и Дома пионеров, пионерские лагеря, станции юных техников, натуралистов, туристов, спортивные, музыкальные, художественные школы, детские театры, клубы юных моряков, пожарников, строителей и др.
Сегодня, после распада СССР, некоторые организации остались, некоторые возрождаются. Требования к внешкольным организациям вытекают из общих принципов организации внешкольной работы.
Это свободный выбор детьми характера творческой деятельности, сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, сочетание методов просвещения, организации деятельности детей, стимулирования творческой деятельности и контроля за эффективностью воспитания детей.
К массовым формам работы относятся лекции о достижениях науки и техники, экологических и нравственных проблемах, встречи с деятелями искусства, науки, ветеранами ВОВ, коллективный просмотр кинофильмов, проведение выставок детского творчества, организация олимпиад, смотров, конкурсов, аттракционов и т. д.
Групповые формы работы охватывают кружки, секции, клубы, бригады, студии и др. Индивидуальные формы внешкольной работы проводятся во внешкольных учреждениях, включающих выполнение учениками творческих индивидуальных заданий, занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, изобразительную деятельность в художественных школах, индивидуальные занятия на компьютере и др.
3. Классное руководство в школе
Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Классным руководителем назначается один из учителей, на которого возлагается особая ответственность за воспитательную работу в данном классе.
В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др., изменилась деятельность общеобразовательной школы.
Соответственно изменился институт классного руководства.
Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
1) учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
2) классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, т. е. имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами;
3) классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель).
В некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а так же тьютора (от лат. «защитник, покровитель, опекун»). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.
В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.
Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названий этой должности примерно одинаковы.
Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.
Классный руководитель выполняет несколько функций: аналитическую, организационно-координирующую, коммуникативную.
Аналитическая функция включает в себя:
1) изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера);
2) изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии.
Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей 10–11 классов – с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива.
Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (сочинение типа «наш класс»), анализ и оценку семейного воспитания учащихся. Если семья неблагополучная, то сведения есть у классного преподавателя и у администрации школы.
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценки результата корректировать профессиональную деятельность.
Классный руководитель – это наставник, который больше всех следит за успеваемостью, дисциплиной в классе и отвечает за это.
3.1. Основные направления деятельности классного руководителя
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе – в конце каждой четверти (триместра), в старшей – через полгода (или в конце триместра). Подводить итоги и корректировать деятельность – личную и учителя класса – надо с помощью психолога и педагогов. Объединить эту деятельность должен классный руководитель.
Организационно-координирующая функция предполагает:
1) установление и поддержку связи школы и семьи (лично, вместе с социальным педагогом);
2) организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);
3) работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и 5–7 классов – с воспитателями группы продленного дня;
4) индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.
Коммуникативная функция предполагает:
1) формирование позитивных взаимоотношений между детьми, управление взаимоотношениями в классе;
2) формирование оптимальных отношений в системе «учитель – ученик».
Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить так называемый «компромисс Иггина» – третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны (конфликты чаще всего происходят из-за «несправедливой» оценки и нарушения дисциплины на уроках.
Классный руководитель – административное лицо. Он имеет право:
1) получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
2) контролировать успеваемость каждого ученика;
3) контролировать посещаемость учебных занятий детьми, координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
4) организовать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
5) выносить на рассмотрение администрации, Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
6) приглашать родителей в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
7) получать помощь от педагогического коллектива школы;
8) определять индивидуальный режим работы с детьми, исходя из конкретной ситуации;
9) отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.
3.2. Основные требования предъявляемые к классному руководителю
Классный руководитель должен быть профессионалом в своем деле. Он должен постоянно совершенствоваться, опираться на опыт других классных руководителей.
Классный руководитель должен знать:
1) психолого-педагогические основы воспитания, особенности возраста;
2) содержание, формы и методы воспитания;
3) индивидуальный подход в воспитательной работе;
4) педагогическое руководство и сотрудничество с учащимися, с опорой на ученическое самоуправление;
5) как планировать внеурочную воспитательную работу;
6) как формировать интерес к учебе, развивать познавательные потребности учащихся;
7) как совмещать работу классного руководителя с учителями, работающими в классе;
8) как взаимодействие с родителями;
9) осуществлять взаимодействие с социальным окружением.
Если оценивать с самой положительной точки зрения, то деятельность классного руководителя оценивается следующим образом: он владеет принципами современной психолого-педагогической концепции воспитания, использует их как основу в работе. Также проявляет глубокие, разносторонние знания, свободно ориентируется в методической литературе по проблемам воспитания, в нормативных документах, систематически изучает особенности учащихся, ведет таблицу уровня воспитания, осуществляет индивидуальную работу с каждым воспитанником.
Стиль старшего товарища во взаимоотношениях с учащимися, рациональная структура самоуправления. Коллективно-творческая деятельность как основа в организации жизнедеятельности. С учетом уровня воспитанности определяются цели и задачи воспитания. Планируется систематическая работа с учетом интересов. Имеет место система работы по развитию познавательных интересов, формированию культуры умственного труда, навыков самообразования.
Тесный контакт с учителями в изучении возможностей учащихся, уровня их развития в организации познавательной деятельности воспитанников.
Классный руководитель хорошо знает семьи, их воспитательные возможности, активно привлекает их к воспитательной работе, систематически проводит совместные мероприятия. Хорошо ориентируется и знает воспитательные возможности ближайшего окружения, использует их в воспитательной работе, общается с руководителями объединений, посещаемых учащимися вне школы, работает увлеченно.
Классный руководитель должен суметь организовать работу в классе, т. е. чтобы ученики были вовлечены в жизнь школы, принимали в ней активное участие. Классный руководитель должен посещать уроки своего класса, узнавать о поведении и успеваемости каждого его подопечного. Очень велика ответственность классного руководителя в школе. Это очень важное дело – быть классным руководителем. Он должен уметь разрешать конфликты, спорные ситуации. Должен объективно оценивать ситуации и делать правильные выводы. Работа классного руководителя является сложной, но интересной. Если установить контакт с детьми, будет только польза для всех.
3.3. Обязанности классного руководителя
Классный руководитель имеет право вести экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности. Обязанности же классного руководителя заключаются в следующем:
1) организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
2) оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);
3) установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, без психолога, социального педагога).
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности. В частности, овладеть методиками воспитания.
Классный руководитель должен правильно и грамотно организовывать учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Он также выполняет несколько важных функций: аналитическую, организационно-координирующую, коммуникативную.
Классный руководитель – это особый наставник, который должен помогать другим учителям в порученном ему классе, найти контакт с детьми, устранять возникающие конфликтные ситуации.
Классный руководитель должен уделять огромное внимание своему классу. Он должен присутствовать на остальных уроках в этом классе (хотя бы 1 раз в неделю), проводить мероприятия, праздники. Часто в школах проводятся конкурсы между классами. Как правило, проводят такого рода состязания классные руководители. Это помогает найти более близкий контакт с детьми, понять их внутренний мир и чувства.
Родительские собрания по большей части проводят тоже классные руководители. Собрание проводится примерно 1 раз в 2 месяца. Классный руководитель должен знать всех родителей (или лиц, их заменяющих) лично, поговорить с каждым отдельно, помочь решить проблемы или попытаться найти общее решение вместе с родителями.
В школах, помимо учебы, существует масса организационных вопросов. Например, сбор денег на ремонт школы. В обязанности классного руководителя входит подробное объяснение родителям, на что пойдут эти деньги, он должен найти подход не только к ученикам, но и к их родителям, найти со всеми общий язык.
Внеклассные мероприятия, проводимые вне школы, тоже должен организовывать классный руководитель. Например, поход детей в цирк или театр. Для детей это будет память и еще возможность пообщаться вне школы.
Классный руководитель – это своего рода «опекун» над классом.
Деятельность классного руководителя регламентируется Уставом школы.
Классным руководителем назначается один из учителей, на которого возлагается особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Классный руководитель должен относиться со всей ответственностью к своей работе.
3.4. Модель идеального классного руководителя
Основное в работе классного руководителя – это воспитание коллектива учащихся. Это важно потому, что, выйдя из школы, ребенок войдет в различные коллективы. От того, насколько успешно пройдет его адаптация в этих коллективах, зависит и его психологический комфорт, и успешность в любой деятельности. В классном коллективе ребенок строит модели и проверяет взаимоотношения в мире взрослых.
Воспитание коллектива невозможно без формирования межличностных отношений в нем. Система взаимоотношений складывается из деловых и личных отношений, тесно связанных и взаимовлияющих.
Задача «идеального» классного руководителя заключается в том, чтобы суметь организовать работу коллектива (класса) так, что каждый ребенок чувствовал себя в нем уютно. Тогда ребенок начнет тянуться к коллективу. Принимать активное участие в жизнедеятельности коллектива. Роль классного руководителя здесь огромна.
Деловые отношения складываются в коллективе автоматически с момента организации класса. Классный руководитель сразу берет управление в свои руки. Сначала он знакомится с классом, знакомит ребят между собой. Руководитель присматривается к каждому ученику, делает определенные выводы для себя.
Идеальных руководителей практически не существует. Так как коллектив большой, у каждого ребенка свое восприятие учителя и ситуации. Кому-то даже очень хороший учитель может не нравиться. Но нужно стремиться стать как можно лучше, грамотнее, образованнее.
Хороший руководитель – тот, у которого хорошие взаимоотношения с классом. Когда учитель не повторяет просьбу несколько раз, а когда ученики с охотой выполняют все, что попросит учитель. Установить хорошие взаимоотношения с учениками – это не так просто. Здесь нельзя только играть на том, что учитель может занижать оценки (если ребенок что-то не сделал по просьбе учителя), а здесь нужно действовать методом установления хороших взаимоотношений с детьми.
Личные отношения симпатии, безразличия, неприязни возникают между людьми в условиях пространственной и временной близости в результате взаимодействия, имеющего своим содержанием сопереживание, информационный обмен или достижение каких-либо целей в ходе совместных действий.
Положительные межличностные отношения – именно их должен формировать «идеальный» руководитель. Это устойчивые и смысловые контакты учащихся класса, складывающиеся в ходе совместной деятельности, при которых каждый член данного коллектива имеет как можно больше друзей, а с остальными одноклассниками его связывают отношения взаимной симпатии, доверия, уважения, а также чувство сопереживания. Если эти отношения будут установлены, то в этом огромная заслуга «идеального» руководителя.
Хороший руководитель всегда подходит к любой проблеме обстоятельно, взвешивает все подробно. «Идеальный» руководитель или приближенный к нему учитель всегда готов помочь ученикам, какого бы рода проблемы у них не были. Он откликается на все просьбы, сопереживает, сочувствует.
ВЫВОДЫ: Воспитательный процесс является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.