Теория государства и права.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КУРС ЛЕКЦИЙ
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Демокрит, известный своей энциклопедичностью, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Теория государства и права изучает сущность, признаки, функции и формы государства, признаки и структуру права.
Тема 1. Государство.
План:
1. Понятие и признаки государства
2. Функции государства.
3. Формы государства: понятие и элементы.
4. Механизм государства.
5. Органы государства.
Лекция 1. Понятие и признаки государства.
К основным признакам относятся:
1. Суверенитет – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.
2. Население – т.е. совокупность индивидов объединенных не кровным родством а общностью территории проживания, гражданством или подданством.
3. Территория – пространство, в пределах которого действует суверенная государственная власть (сухопутная часть, водная часть, воздушное пространство, недра и иные объекты пределах границ государства).
4. Государственный аппарат – т.е. специальный аппарат управления и принуждения.
5. Денежная система – государство имеет монополию денежного обращения.
6. Налогообложение.
7. Национальное законодательство – только государство осуществляет управление общество по средствам правовых норм.
8. Государственная символика (гимн, герб, флаг и.т.д).
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Лекция 2. Функции государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач.
Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связанны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач.
К наиболее значимым признакам функций государства относятся:
1. устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
2. непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением;
3. направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей;
4. определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
Функции государства делятся на следующие виды:
1. Внутренние функции государства к ним относятся:
а) Экономическая функция государства – она заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме.
б) Функция налогообложения – налог выступает главным методом системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, внешнеполитической и т.д.
в) Социальная функция – социальная защита есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности.
г) Экологическая функция – она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды.
д) Культурная функция – призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями.
2. Внешние функции государства к ним относятся:
а) Функция обороны страны – оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственных границ и т.п.
б) Функция сотрудничества с другими государствами – она направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран.
Лекция 3. Формы государства: понятие и элементы.
Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Элементами формы государства являются:
1. Форма государственного правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.
Формы правления подразделяются на 2 вида:
а) Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха, короля, царя, императора, шаха и т.д.)
Признаки монархии:
1. власть передается по наследству;
2. осуществляется бессрочно;
3. не зависит от волеизъявления населения.
Монархии бывают:
• Неограниченными (абсолютными), т.е. в них отсутствует представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Бруней);
• Ограниченными (относительными, конституционными) т.е. в них наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия).
б) Республика – эта форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
1. выборность власти;
2. ограниченность срока полномочий власти;
3. зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на:
• президентские республики (США, Бразилия, Аргентина, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль т.е. президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства, президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью;
• парламентские республики (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент т.е. правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним, парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра;
• смешанные (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент т.е. двойная ответственность и перед президентом и перед парламентом.
2. Форма государственного устройства – этот элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
В зависимости от этого критерия различаются следующие формы:
а) Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (Польша, Венгрия, Болгария, Италия);
б) Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (Германия, Индия, Мексика, Канада);
в) Конфедерация – союз суверенных государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей; в рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились и лишь координирующего свойства (Европейский союз, СНГ).
3. Политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два режима: демократический и антидемократический
а) Демократический режим означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политической властвование, пока нигде не реализована.
Основными характеристиками демократического режима являются следующие:
• провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
• решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
• предполагается существование правового государства и гражданского общества;
• выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
• политический плюрализм;
• гласность.
б) К антидемократическим режимам относятся:
• тоталитарный режим – он характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии;
• авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа;
• деспотический режим – абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве;
• тиранический режим – основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления;
• военный режим – основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.
Лекция 4. Механизм государства.
Механизм государства – система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой;
б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами;
в) его основным элементом выступают государственные органы обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Структура механизма государства включает в себя:
1. Государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями.
2. Государственные организации – это такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства.
3. Государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства.
4. Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы.
Лекция 5. Органы государства.
Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Признаки органа государства:
1. Представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;
2. Действует от имени государства и по его поручению;
3. Образован и функционирует на основе нормативных правовых документов;
4. Выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
5. Имеет собственную компетенцию;
6. Состоит из государственных служащих и подразделений.
Государственные органы могут подразделяться по следующим критериям:
1) по порядку образования органы государства классифицируются на органы,
• избираемые непосредственно народом;
• формируемые другими государственными органами.
2) по форме реализации государственной деятельности на,
• законодательные (представительные) органы;
• исполнительно-распорядительные органы;
• судебные органы.
3) по иерархии на,
• центральные;
• республиканские;
• местные.
4) по порядку осуществления компетенции на,
• коллегиальные;
• единоначальные.
5) по характеру компетенции на,
• органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство);
• органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие государства?
2. Каковы признаки государства?
3. Какие функции государства.
4. Дайте понятие формы государства?
5. Перечислите элементы форм государства?
6. Дайте понятие механизм государства?
7. Какова структура механизма государства?
8. Какие признаки и критерии органов государства.
Тема 2. Право
План:
1. Понятие, признаки и сущность права.
2. Понятие и виды источников (форм) права.
Лекция 1. Понятие, признаки и сущность права.
Право – есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Право – социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном определении. Эти признаки заключаются в следующем:
1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит большинства членов общества;
2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
4) связь с государством состоит в том, что право многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью;
5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть точно определены, воплощены во вне;
6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.
Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством:
• регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);
• защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);
• обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересованно общество);
• решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);
• определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы).
Лекция 2. Понятие и виды источников (форм) права.
Источники (формы) права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
Выделяют четыре основных источника (формы) права:
1. нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: Конституция, законы, подзаконные акты и т.п. (Германия, Франция, Италия, Россия и т.п.);
2. правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.
3. юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Прецедентная форма права широко используется в Англии, США, Канаде, Австралии и т.п.;
4. нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеральный договор РФ).
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие права?
2. Каковы признаки права и в чем сущность права?
3. Дайте понятие источников права?
4. Какие виды источников (форм) права вы знаете?