Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теория безопасности: основные понятия и категории

  • 👀 629 просмотров
  • 📌 558 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Теория безопасности: основные понятия и категории
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теория безопасности: основные понятия и категории» doc
Лекция 1. Теория безопасности: основные понятия и категории Вопрос 1: Экономическая безопасность: содержание, методы, инструменты Укрупнено выделяют виды безопасности. 1. Международная глобальная безопасность. Основная сложность в решении проблемы обеспечения безопасности в глобальных масштабах связана с тем, что в большинстве случаев принимаемые решения носят скорее консультативный, чем директивный характер и не могут в одностороннем порядке заставить все государства их выполнять. 2. Международная региональная безопасность. Имеет сложности обеспечения, во многом схожие с обеспечением международной глобальной безопасности. 3. Национальная безопасность. Объектом безопасности является конкретное государство как единая система, характеризующаяся своими национальными ценностями и национальными интересами. Внутренняя структура национальной экономической безопасности включает виды безопасности: экономическая безопасность; производственная безопасность; ресурсная безопасность; технологическая безопасность; инфраструктурная безопасность; демографическая безопасность; стоимостная безопасность. Категория «экономическая безопасность», как составная часть национальной безопасности, трактуется по-разному:  экономическая безопасность – это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности;  экономическая безопасность означает такое состояние экономики, при котором осуществляется снятие социальной напряженности внутри государства посредством роста благосостояния населения, возрастания престижа страны на мировом уровне и приоритета национальных интересов, установления конкурентоспособности новейших технологий и видов производства и приумножение потенциала страны во внешнеэкономическом пространстве;  экономическая безопасность – это такое состояние экономики, при котором обеспечивается ее устойчивый рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях. Уровень экономической безопасности определяется: 1. Различиями в национальных интересах, 2. Ограниченностью природных ресурсов  разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами. 3. Значением фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров. Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три еѐ важнейших элемента: 1. Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает еѐ конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями. 2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех еѐ формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.). 3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики. Обеспечение экономической безопасности выражается, прежде всего, в формировании государственной политики, направленной на удержание экономической системы в устойчивом состоянии, на обеспечении государством устойчивого развития. Структурные элементы экономической безопасности и устойчивого развития страны: 1. Защищенность, готовность, иммунитет государства в целом 2 Суверенитет, независимость, самостоятельность проведения государственной политики в различных областях 3 Стабильность, устойчивость, сбалансированность, равновесие экономической системы 4 Обеспеченность, достаточность, благосостояние народонаселения 5 Обновление, совершенствование, расширение технического развития экономики и государственного управления 6 Развитие, прогрессия, модернизация, достижение, трансформация науки, государственной политики, институтов власти и экономической системы 7 Способность, возможность, конкурентоспособность национального хозяйства 8 Результативность, эффективность экономической системы 9 Совокупность, целостность геополитического и экономического пространства 10 Сохранность, гармоничность, ограниченность природных и социальных систем Методы государственной поддержки экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности представлены в таблице 1. Таблица 1 – Методы государственной поддержки экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности Страхование Государственные заказы Ключевая ставка Государственные займы Резервная ставка Государственные дотации Целевые кредиты Государственные субсидии Валютные интервенции Государственные компенсации Операции открытого рынка Бюджетные ссуды Кредитные льготы Государственные планы Налоговые ставки Государственные программы Таможенные пошлины Законодательные и подзаконные акты Налоговые льготы Антимонопольные запреты Государственные инвестиции Минимальные социальные стандарты Государственный мониторинг Лимиты цен Меры и инструменты государственного воздействия обеспечения экономической безопасности распределяются по фазам экономического цикла. Соотнесение инструментов осуществляется экспертным путем исходя из приоритетности их применения в тот или иной период цикла. Это обосновано тем, что комплекс рычагов государственного воздействия можно определить только в реальный момент времени. Кроме этого все инструменты государственного регулирования в той или иной степени интенсивности могут использоваться на всех этапах экономического развития, и их применение зависит от многих факторов: макроэкономической конъюнктуры, влияния внешней среды, уровня квалификации персонала, ресурсных возможностей и т.д. Структура мер и инструментов регулирования экономической безопасности в зависимости от фаз цикла представлена в таблице 2. Таблица 2  Структура мер и инструментов гос. регулирования экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства в зависимости от фаз цикла Вопрос 2. Угрозы экономической безопасности Угрозы экономической безопасности – явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность для национальных интересов и образа жизни. Угрозы делятся на внешние и внутренние. К внутренним угрозам экономической безопасности относятся:  структурная деформация экономики страны;  разрушение научно – технического потенциала страны;  низкий уровень инвестиционной и инновационной активности;  высокая степень зависимости экономики страны от состояния топливно-сырьевого сектора;  усиление имущественного расслоения страны;  криминализация экономики и общества. Особое внимание необходимо уделить проблеме деформации структуры экономики, так как без ее решения невозможно добиться устойчивого экономического роста. В этой связи основными направлениями перестройки экономики должны стать следующие: - оптимизация структуры производства с учетом структуры спроса; - определение тех отраслей экономики, которые содействуют созданию оптимальной структуры народного хозяйства (в первую очередь в законодательном порядке); - привлечение капитала (в том числе и иностранного) в тех сферах экономики, которые в значительной степени влияют на структурные сдвиги. К серьезным угрозам экономической безопасности относится разрушение научно – технического потенциала. Укрепление материально – технической базы, ускоренное развитие наукоемких отраслей производства – неотъемлемые элементы обеспечения экономической безопасности. Оптимизация структуры производства должна сопровождаться постепенным снижением доли экспорта топлива и сырья, чтобы снизить степень зависимости экономики от этого сектора, а также увеличением доли обрабатывающей промышленности. Опасность представляет собой усиление имущественного расслоения общества. Базой воспроизводства бедного населения является низкий уровень развития экономики. Поэтому для снижения уровня бедности необходимо повысить темпы экономического роста. К внешним угрозам экономической безопасности относятся:  нарастание импортной зависимости, особенно по потребительским товарам и продовольствию  «утечка умов» за границу;  «бегство капитала» за рубеж;  излишняя открытость экономики;  низкий уровень развития транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций. Вешние угрозы экономической безопасности охватывают все сферы общественной жизни (экономическую, социальную, военную, экологическую, информационную и др.) «Утечка умов» за границу ведет к сокращению интеллектуального потенциала, что ведет к сдерживанию экономического роста. Основные причины интеллектуальной эмиграции: низкая оплата научного труда в стране выбытия; низкий уровень оснащенности научных исследований; политическая нестабильность в странах выбытия. Меры по предотвращению этого процесса: решение проблемы «утечки мозгов» сделать приоритетной задачей государственной политики; повысить оплату труда высококвалифицированным специалистам и ученым; увеличить финансирование науки из государственного бюджета; системный подход к осуществления экономических, социальных, правовых, информационных и других мер, имеющих глобальный характер. Ключевое угрозой экономической безопасности выступает явление, называемое «бегство капитала». Недостаток инвестирования негативно сказывается на экономическом росте и уровне жизни населения. Особенности «бегства капитала» из России состоят в следующем: ускоренная трансформация экономической и политической систем; высокий уровень инфляции; низкий уровень доверия инвесторов к национальной валюте. Обеспечивая экономическую безопасность страны, необходимо избегать излишней открытости экономики. В современных условиях открытость экономики, то есть ее ориентированность на активное участие в мирохозяйственных отношениях, объективно необходимое явление. Но при этом надо учитывать интересы и степень защищенности отечественных производителей, финансовой системы, стратегических сфер производства. Степень открытости экономики определяется: объемом экспорта на душу населения; размером экспортной квоты, то есть отношением стоимости экспорта к стоимости ВВП. Вопрос 3. Идентификация национальных экономических интересов РФ Трансформация экономической системы Российской Федерации остро поставила перед государством задачу обеспечения национальной безопасности во всех ее проявлениях, включая, экономическую, институциональную, экологическую, технологическую и другие. Это обосновано тем, что обеспечение экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности позволяет добиться устойчивого и эффективного развития экономики, а, следовательно, как результат, достичь экономической независимости, своевременного технического обновления, повышения благосостояния людей и внешнеэкономического равновесия. Государство, понимая необходимость решения проблем обеспечения экономической и др. безопасности, осуществляет воздействие, направленное на укрепление устойчивости экономической (технологической, институциональной и др.) систем. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органов исполнительной власти РФ и ее регионов. Идентификация национальных экономических интересов имеет ключевое значение для разработки стратегии обеспечения экономической безопасности государства, поскольку, в конечном счете, эта стратегия ориентируется на реализацию национальных экономических интересов. Выделяется ряд этапов в эволюции национальных экономических интересов Российской Федерации (таблица 4), каждому из которых присущ специфический набор методов регулирования и достижения. Таблица 4 – Динамика национальных экономических интересов Российской Федерации в постсоветский период Период Национальные экономические интересы Инструменты достижения Риски 1992 – 2000 гг. Интеграция в глобальную экономику, ликвидация плановой экономики и строительство рыночного хозяйства Либерализация экономики, отказ от социальных обязательств, выстраивание нового класса собственников Ликвидация промышленного и технологического потенциала страны, резкое падение уровня жизни, переход государства к обслуживанию экономических интересов олигархических группировок 2000 – 2008 гг. Восстановление экономического суверенитета Ликвидация олигархических группировок, создание условий для экономического роста, усиление роли государства в экономике Ручное управление экономикой, низкое качество экономического роста 2009 – 2014 гг. Развитие экономического потенциала страны, повышение качества регулирования национальной экономики Локализация производств, очистка финансового сектора, протекционистские меры по поддержке национальных производителей Снижение конкуренции в финансовой отрасли 2014 г. – н/вр. Построение конкурентоспособной суверенной экономики Выдавливание с рынка иностранных поставщиков (контрсанкции), поддержка отечественных производителей Риски экономической изоляции, чрезмерное усиление роли государства Ретроспективный анализ показал, что трансформация национальных экономических интересов РФ происходила в направлении от полного отказа государства от участия в экономике и стремления к полной интеграции в мировую экономическую систему к максимизации роли государства в национальной экономике и выстраиванию суверенного, самодостаточного хозяйства. Обе эти крайности опасны с точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности. В первом случае государство лишается возможности отстаивать интересы страны, общества и граждан, тогда как во втором случае происходит отказ от использования преимуществ международного разделения труда и рыночного хозяйства, государство берет на себя чрезмерные обязательства перед обществом (возможно, неявные) и может не справиться с их выполнением. Современный этап развития национальных экономических интересов начался в конце 2014 г. и продолжается до сих пор. Переходом к нему можно считать секторальные санкции США и их союзников и введение Россией встречных репрессалий против коллективного Запада в виде продовольственных контрсанкций – первой ответной меры против экономического и политического неравноправия нашей страны, реализованной после 1991 г. Национальные экономические интересы этого этапа можно охарактеризовать как построение глобально эффективной суверенной экономики за счет развития импортозамещения и снижения рисков импортозависимости. В ходе этого этапа России удалось успешно решить задачу достижения продовольственной безопасности по основным продуктам питания. При этом постепенно происходит переход от производства конечных продуктов питания к локализации в России всей агропродовольственной производственной цепочки. Кроме того, Россия становится экспортером продовольствия. В других отраслях столь же заметных успехов, к сожалению, пока что достичь не удалось. Такая национально ориентированная парадигма, при ее внешнем соответствии требования НЭБ, на самом деле, скорее создает угрозу для нее. Полная экономическая независимость страны означает невозможность в полной мере использовать преимущества международного разделения труда и неизбежно приведет в будущем к падению эффективности национальной экономики.
«Теория безопасности: основные понятия и категории» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot