Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теории личности в отечественной психологии

  • 👀 1073 просмотра
  • 📌 1028 загрузок
  • 🏢️ Восточно – Европейский институт психоанализа
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теории личности в отечественной психологии» pdf
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Лекция 12. Теории личности в отечественной психологии 1. Периодизации исследования личности в отечественной психологии 2. А. Ф. Лазурский: Наклонности (аналог личностных черт). Характер Личность; «эндопсихика» и «экзопсихика». Отношения личности. Психический уровень личности. Классификация личностей. 3. В. Н. Мясищев: Личность Отношения личности Компоненты отношений. Система отношений Четырехкомпонентное описание личности. Типология личности. Характер. Патология личности 4. Л. С. Выготский. Низшие и высшие психические функции. Понятие личность. Процессы интериоризации и экстериоризации. Значение «зоны ближайшего развития». Диалогичность сознания. 5. А. Н. Леонтьев Личность как особая реальность. Развитие личности. Автономизация индивидов из первичной совокупной личности. Два рождения личности. Внутренняя работа личности. Структура личности. Личностный смысл. Характер. 6. С. Л. Рубинштейн. Принцип детерминизма и психический облик личности. Проблема жизненного пути личности Субъект жизни Уровни организации субъекта жизни: Качество личности как субъекта жизни 7. Принцип деятельностного опосредования. Событийный подход к анализу жизненного пути 8. Б. Г. Ананьев Понятие личность. Структура личности. Психологическая концепция жизненного пути личности. Особенности личностного развития Методические рекомендации к изучению темы В истории отечественной психологии выделяются различные подходы к пониманию личности в разные исторические отрезки времени. Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это - школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Современные исследователи преимущественно проявляют интерес не к абстрактному понятию и описанию идеальной гармонически развитой личности, как это было раньше, а к изучению реальной личности. Данная лекция представляет ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) собой краткий обзор теорий личности классиков отечественной психологии. Рассматриваются не все концепции, а наиболее важные, прошедшие проверку временем. Материал дается кратко, представлены основные понятия, которые далеко не исчерпывают разработки авторов. При желании более подробного знакомства с теориями личности, лучше обращаться к первоисточникам. Прочтите материалы лекции и ответьте на вопросы самопроверки. Периодизации исследования личности в отечественной психологии. А. В. Петровский К. К. Платонов Авто р Период Трактовка личности 1917-36 г.г. личность как профиль психических черт 1936-50 г.г. личность как опыт человека 1950-62 г.г. личность как темперамент и возраст 1962- 70 г.г. личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности 1950-60 г.г. личность как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека («коллекционерский» подход) 1960- 70 г.г. личность как биосоциальное существо (структурный подход). конец 70хг выделение системообразующих признаков личности (структурно-системный подход) ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) К.А. Абульханова Славская Дистанционное обучение (do.eeip.ru) 80-90-х г  возрождение интереса к изучению реальной личности  В указанный период исследователи обратились:  к этическим проблемам: нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации;  к вопросам психического здоровья;  к развитию техник психотерапии и консультирования;  к применению системного подхода в исследовании конкретных проблем (эмоций, способностей, мотивации), они стали изучаться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания;  к развитию типологического подхода. И.Б.Котова конец  интерес к вопросам превращения человека в личность – ХIХ – социально желаемый итог развития. Появление целостных начало психолого-философских концепций: В.М.Бехтерев, ХХ века М.М.Батхин, А.Ф.Лазурский, С.Л.Франк. Разработка вопросов, связанных с выделением единиц системы человекознания, уникальности и индивидуальности личности и характерологии. 1930- 60-е сохранение сущности личности в столкновении с обществом. Личностный принцип в психологии (С.Л.Рубинштейн, гг. Б.Г.Ананьев и К.К.Платонов). середина 1960-х конец 80х гг. разработка концепции «советского человека» Психология личности теряет истинный предмет исследования, выполняя идеологический заказ партии. 1990-е гг. период исследования новых граней личности: духовного мира, неадаптивной активности, ценностно-смысловой сферы, персонализации (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев, В.А.Петровский, А.Б.Орлов). Концепции личности отечественных психологов Александр Федорович Лазурский - основоположник дифференциальной психологии и разработчик метода естественного эксперимента. А. Ф. Лазурский считается одним из основоположников Санкт-Петербургской психологической школы. Наклонности (аналог личностных черт). Наклонность - возможность неоднократного повторения какой-либо особенности душевного процесса. Она может проявляться слабее или сильнее, или не проявляться. Наклонности бывают простые и сложные. Они по-разному развиты у разных людей. Их ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) описывают по следующим параметрам: 1) интенсивность «возбудителя» наклонности – у одного человека наклонность проявляется, «с пол-оборота», а для другого - требуется более интенсивное воздействие; 2) степень развития наклонностей, то есть интенсивность их проявлений; 3) взаимное соотношение разных наклонностей. Различают степень развитости наклонностей и степень их напряженности. Наклонность может проявляться сильнее не за счет ее развития, того, а за счет того, что она в данной ситуации у человека находится в напряженном состоянии. А.Ф.Лазурский отобрал 72 характеристики, затем сгруппировал их: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) память, 4) воображение, 5) мышление, 6) речь, 7) общие особенности умственной сферы, 8) настроения и аффекты, 9) чувства, относящиеся к собственной личности, 10) чувства по отношению к другим людям, 11) высшие идейные чувствования, такие, как например, интеллектуальное, эстетическое, нравственное, религиозное, 12) общие особенности эмоциональной сферы, 13) движения, 14) психическая активность и волевое усилие, 15) принятие решений и процесс выбора. Характер - «совокупность свойственных данному лицу наклонностей, преимущественно основных; каждую из этих наклонностей следует брать в наибольшей интенсивности, какая только возможна для данного человека». Для практических целей анализа характера, множество особенностей человека сводят к небольшому количеству основных типичных наклонностей. Совмещения в одном характере прямо противоположных наклонностей или групп наклонностей обычно называют гибкостью характера. Личность; «эндопсихика» и «экзопсихика». Личность - это единство двух психологических механизмов: эндопсихики и экзопсихики. Эндопсихика – внутренний механизм психики, психофизиологическая основа, ядро личности, включает основные психические функции или способности: восприимчивость, память, внимание, комбинирующую деятельность (мышление и воображение), аффективную возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстроту, силу и обилие движений. Эндочерты преимущественно врожденные. Сторона личности, которая обнаруживается в вышеперечисленных проявлениях, обозначается терминами «темперамент», «характер» и «умственная одаренность». Экзопсихика - это отношения личности к природе, материальным предметам, к людям, социальным группам, духовным благам, а также к самой себе. Она складывается на основе эндопсихики, но при взаимодействии человека с социальной средой. Экзопсихика совокупный результат разнообразных внешних воздействий: условий воспитания и профессиональной деятельности, сословных традиций, воззрений эпохи. Отношения личности. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Для описания отношений человека А.Ф.Лазурский предложил ряд оснований: 1. Наличие или отсутствие определенного отношения и степень его интенсивности (отрицательное, положительное, индифферентное, утилитарное) 2. Специальные формы, качественные особенности интереса (по предмету отношения и способу его осуществления) 3. Уровень развития или дифференцированности интереса (степень сознательности, утонченности и культурности) 4. Широта или объем его (количество сторон объекта или объектов, на которое распространяется данное отношение) Совместно с С.Л.Франком были выделены следующие 15 видов отношений: Психический уровень личности. Процесс «психического развития» отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте, по мере же приближения к 25-30 годам он постепенно замедляется. В зрелом возрасте человек достигает предельного доступного уровня психического развития. При нормальных условиях и соответствующем воспитании и образовании этот уровень определяется одаренностью человека, сводящейся к общему запасу нервно-психической энергии. Классификация личностей. В книге «Классификация личностей» предлагается классификация, которую автор считал не только психологической, но и психосоциальной. Классификация индивидуумов производится не только на основании преобладания у них той или иной группы взаимосвязанных основных психических функций (эндопсихика), но и на основании социального положения людей, их профессии, направления интересов и т.п. (экзопсихика). Владимир Николаевич Мясищев В.Н. Мясищев был преемником идей А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева, и пытался совместить их противоречивые взгляды. Центральным в концепции личности В.Н.Мясищева является понятие «отношение». Отношение - это системообразующий элемент личности, а личность - система отношений. В.Н.Мясищев первый поставил вопрос о структуре личности. За пределы структуры личности он выводил понятия «направленность», «темперамент» и «эмоциональность». Направленность - «выражает доминирующее отношение, или его интеграл». Темперамент – это динамическая сторона отношений, а характер – проявление системы отношений в реальной жизни. Представляя этипонятия, он использовал метафору дерева: корни – темперамент, ствол и ветки – характер, а крона – личность в узком смысле ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) слова или ядро личности. Если взять всё дерево – это будет личностью в широком смысле слова или индивидуальностью. Личность Личность – интегральное образование, которое разлагается на части только для удобства анализа. Личность – это система отношений, структурированных по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений, однако они всегда являются личностными. Единицы исследования личности - отношения. Это – интегральная система избирательных сознательных связей личности с различными сторонами действительности, вытекающая из всей истории развития человека и внутренне определяющая его действия и переживания. Психическое отношение выражает активную, избирательную позицию личности, определяющую характер деятельности и отдельных поступков. В отношении выделяют три стороны: «эмоциональную», «познавательную» и «поведенческую» («конативную»). Эмоциональный компонент отношения выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств – неприязни, вражды, антипатии. Познавательный компонент выражает восприятие и оценку (осознание, понимание, объяснение) объектов среды, людей и самого себя. Она проявляется в принятых моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах. Волевой компонент определяет выбор стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) объектам среды, людям и самой себе. Система отношений как потенциальное образование совпадает с понятием о системе потребностей, привязанностей, интересов и идеалов человека 1. Иерархичность. На примере строения атома есть ядро, и есть отношения, близкие к ядру личности, самые важные, есть отношения подальше и т.д. 2. Уровни развития. Мясищев выделяет 3 уровня развития отношений: a. низшему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативнообусловленный характер отношений - влечений; b. среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера – конкретная симпатия, антипатия непосредственного утилитарного интереса и расчета; c. высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений-убеждений. Четырехкомпонентное описание личности 1. Направленность выражает доминирующее отношение или его интеграл. В.Н. Мясищев считал, что сам термин не вполне корректен, так как является очень общим. Лучше говорить о направленности интересов, вкусов, но не личности. Личность многосторонняя, избирательная, динамична и различна в разных системах и меняется в процессе жизни. 2. Психический уровень - Уровень ее отношений и функций, уровень желаний и уровень достижений (историческое значение личности) 3. Динамика личности. Описание личности со стороны динамики связано с понятием темперамент. Изучать динамику поведения нужно не абстрактно, а в связи с наиболее ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) значимыми отношениями личности, так как темперамент наиболее ярко проявляется в области активных отношений. 4. Структура личности Взаимосвязь основных компонентов или общая структура личности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, цельность, широта, глубина, функциональный профиль. Этот интеграл свойств, объединяющий все характеристики, называют характер. Понятие личность шире, чем понятие характер. В.Н.Мясищев считал, что разработка типологий личности преждевременна, на данном этапе становления психологии можно указать только критерии разработки типологии. К ним относятся: а) Характер господствующих отношений (направленность) прежде всего соотношение тенденций объективно-социальной и субъективно-индивидуальной. По этому критерию люди подразделяются на: коллективистов, индивидуалистов, смешанные типы: амбидентный, ситуативно-социальный, тип с конкретно-личной социальностью, лицемер, общественный карьерист. б) Общий уровень развития отношений и функций (прежде всего, интеллектуальных и волевых) в) Динамика темперамента (с различным соотношением активности и аффективной возбудимости) г) Структурно - характерологические особенности Лев Семенович Выготский - один из методологов психологии, предложивший программу и приемы эмпирического исследования психики ребенка. За десять лет интенсивной научной работы в области психологии им было написано свыше 180 работ. Главная идея Л.С. Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций в связи с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. Низшие и высшие психические функции. Различие между низшими (элементарными) и высшими психическими функциями состоит в уровне произвольности. Натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими процессами человек может сознательно управлять. Сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено – орудие или знак. Отличие знаков от орудий состоит в том, что орудия направлены «во вне», на преобразование действительности, а знаки «во внутрь». Слово — средство произвольного направления внимания, формирования понятий, а также произвольного контроля собственных психических операций. Понятие личность ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Личность - понятие социальное. В личности представлено все надприродное и историческое. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития». Можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность. «…личность – первичное, что созидается вместе с высшими функциями». А сами эти функции – «перенесенные в личность, интериоризованные отношения социального порядка…»(Л.С.Выготский). Личность выступает как основа, вокруг которой строится вся психика человека, деятельность и сознание. Личность – это динамическая смысловая система, включающая мотивационные, волевые, эмоциональные процессы, динамику действия и динамику мысли. Личность как единица высшего порядка представляет собой единство интеллекта и аффекта. Процессы интериоризации и экстериоризации. Поведение человека отличается от поведения животных использованием речи и применением орудий труда. Использование речи (овладение знаком и значением) знаменует возникновение новых психологических функций. Операция «употребления знака» ребенком первоначально имеет форму внешней деятельности, затем происходит ее превращение из интерпсихической в интрапсихическую. Это превращение проходит несколько стадий. Начальная стадия связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное «психологическое орудие», направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, пишет Л.С. Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды –сначала как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренняя - способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь. Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане. Значение «зоны ближайшего развития» В различных видах активности ведущая роль принадлежит субъекту (здесь справедлив принцип: внешнее всегда действует через внутреннее). Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Л.С. Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: хорошее обучение всегда упреждает развитие. Диалогичность сознания. Диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». «Слово относится к сознанию так же, «как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу». Алексей Николаевич Леонтьев выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности. Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается "как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития" Теория личности А.Н.Леонтьева представляет собой целостную самостоятельную психологическую теорию. В житейском понимании личность - это «хозяин психических процессов», или то, что управляет отдельными психическими процессами, деятельностью и поведением. Взаимосвязь психических процессов – это то, что относится к психической реальности. Такой взгляд подводит личность под категорию «психики»; она оказывается одной из структур психики. А.Н.Леонтьев, напротив, принципиально выводит понятие личности за пределы понятия психики в плоскость отношений с миром. В его понимании личность имеет иную природу: «проблема личности есть проблема единства, взаимосвязи отдельных деятельностей», а не психических процессов. Личность есть особая реальность, заслуживающая особого предмета, «личность не есть простое биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. «Индивид превращается в личность … в ходе своей биографии. В этом смысле личность и есть «сгусток» биографии». Однако неправильно ее считать полностью продуктом своей биографии. С одной стороны, личность формируется в процессе жизни, биографии, с другой стороны, она – не только результат того, что происходит, но и результат того, что человек делает из себя. Личность имеет строение. С самого начала вводится разведение индивида и личности. Если индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, то личность — небиологическое единство. Она постепенно возникает, формируется в ходе жизни, поэтому есть строение индивида, и есть независимое от него строение личности. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Развитие личности Индивид – это связь естественных органов и их функций, которая возникает на основе дифференциации и одновременно интеграции живых схем. Это связь естественных потребностей, определяющая естественную иерархию деятельности. Личность, напротив, есть «связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически» Она определяется процессом дифференциации деятельности и их переподчинения, новой иерархизацией, возникают новые, вторичные, высшие связи. Автономизация индивидов из первичной совокупной личности Изучая филогенез личности А.Н.Леонтьев показывает, что «первоначально возникающая личность…еще не индивидуальная личность. Люди при первобытно-родовом обществе… не оторвались еще… от пуповины первобытного общества» .Они образуют некоторую единую цельность.. Изначально общность, социальная группа представляет собой единую личность, потом постепенно из нее выкристаллизовывается автономный индивид . Два рождения личности Личность «рождается дважды: Первое рождение совпадает с кризисом трех лет, когда впервые возникает иерархизация и соподчинение действий, отсрочка удовлетворения. Второе рождение – с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование. «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» – это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался Структура личности Структуру личности характеризуют:  «…многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его жизнь. Это и есть основание, реальный базис личности». А.Н. Леонтьев, правда, делает оговорку: человек делает целый ряд вещей, которые к его внутренней жизни могут не иметь никакого отношения, быть чем-то внешним для него.  «степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой. Вектор развития личности — это одновременно вектор ее иерархизации, упорядочивания.  тип строения личности: моновершинный, поливершинный и т.д., тот есть имеется в виду общий структурный профиль. Не всякий мотив или жизненная цель способна стать вершиной, вынести всю нагрузку вершины личности. Существует не пирамида ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) с широким основанием внизу и сужающаяся кверху, к высшей жизненной цели, а скорее наоборот, перевернутая пирамида, стоящая на вершине — жизненная цель несет на себе всю ее нагрузку. И от того, какова главная жизненная цель, ведущий мотив, будет зависеть, выдержит ли он всю конструкцию на себе, или не выдержит. Ведущий мотив человека должен быть таким, чтобы держать на себе всю конструкцию. Личностный смысл Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от личности форме. А.Н. Леонтьев приводит пример того, как изменяется личностный смысл при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях поразному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента. Сергей Леонидович Рубинштейн основоположник российской версии экзистенциальной психологии, а точнее – психологии человеческого бытия. «Бытие человека и есть процесс его человеческой жизни», – пишет он. Важным моментом в исследовании личности являются особенности ее включения в более широкий контекст - не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. Принцип детерминизма и психический облик личности Любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее под влиянием внешних воздействий. Каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности. 1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются; 2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности; 3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:  чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах; ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru)  что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;  что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере. Проблема жизненного пути личности в отечественной психологии была поставлена С. Л. Рубинштейном в 1935 году. Жизненный путь – это история становления личности в определенном обществе, подчиненная социальным закономерностям. Однако, жизненный путь личности не столько отражает закономерности общественного образа жизни, сколько воплощает и индивидуализирует эти закономерности. В своей последней работе «Человек и мир» автор расширяет понятие жизненного пути личности и переводит его в плоскость проблемы личной жизни. Субъект жизни – это личность, которая активно строит, модифицирует, совершенствует жизненные отношения и тем самым детерминирует индивидуальный жизненный путь. Личность способна сбросить с себя бремя детского опыта и в любой точке круто изменить течение жизненного пути. Субъект жизни обладает своей собственной историей. Субъект жизни – это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни. Уровни организации субъекта жизни: 1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность). 2. Личностный склад (особенности характера). 3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида). Качество личности как субъекта жизни Психологическое качество личности как субъекта жизни зависит от качества жизненных отношений, которые продуцирует личность. Оптимальная конфигурация жизненных отношений личности достигается сочетанием широты, высокой иерархизации и структурированности. Принцип деятельностного опосредования Это принцип развития личности по ходу жизненного пути: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? Для того, чтобы стать субъектом жизни, личности необходимо совершать поступки, направленные на овладение своими жизненными отношениями. Это предполагает активное вмешательство в естественный ход событий, перехват инициативы и принятие ответственности. Событийный подход к анализу жизненного пути Жизненный путь личности структурирован на элементарные единицы – события. С.Л. Рубинштейн различат внешние события и внутренние. Внешние события, преломляясь через внутренние условия (внутренний мир личности), превращаются в переживания – внутренние события; внутренние события – переживания побуждают личность совершать поступки, которые изменяют жизненный путь и становятся его поворотными пунктами – внешними событиями. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Внутренние события являются следствием субъективации внешних событий; внешние события являются результатом объективации внутренних событий. Именно так выглядит диалектика внешних и внутренних событий с точки зрения принципа детерминизма. Объективным критерием настоящего события является его судьбоносность, то есть способность события повлиять на жизненный путь личности. Настоящее событие должно также найти отклик во внутреннем мире личности, отразиться в личностных переживаниях. Поэтому внешним событиям обязательно соответствуют переживания личности, из которых слагается история ее внутренней, душевной жизни. В силу способности затронуть личность, породить субъективные переживания биографический факт становится фактом психическим. Борис Герасимович Ананьев виднейший отечественный психолог, автор работ, как "Человек как предмет познания", "О проблемах комплексного человекознания". Особенностью концепции Ананьева является включение человека в более широкий, чем деятельность, контекст человекознания. Б.Г. Ананьев выделял такие уровни исследования человека, как личность, индивид, субъект, индивидуальность. Б.Г. Ананьев предложил антропологический подход к исследованию человека, который был реализован с помощью проведения системных и многолетних генетических исследований. В этих исследованиях он показывает, что индивидуальное развитие - внутренне противоречивый процесс, зависящий от многих детерминант. Б.Г. Ананьев придерживался идеи социальной детерминации личности. Социальный фактор изучался им опосредованно, через призму социального статуса, ситуации и т.п. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций. Эта интеграция обеспечивается различными механизмами. Структура личности, например, организуется по двум принципам субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах. Проблема интеграции позволила Ананьеву включить психическое развитие в более широкий контекст - онто-, социо- и персоногенез. Понятие личность Личность — это социальная подсистема человека, современник определенной эпохи, и это определяет множество его социально-психологических свойств. Человек как личность принадлежит к определенному социальному классу, он является сверстником своего поколения, входит в семейную структуру, занимает в ней определенное положение. Он принадлежит этнической группе и важнейшей его характеристикой является национальная принадлежность. Человек личностью не рождается, она формируется в процессе социализации. Личность рассматривается как более позднее образование по сравнению с индивидом. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Первичную сущность человека составляют общественные отношения: экономические, социально- политические, правовые, нравственные. Психическое как душевное и духовное это сущности второго и третьего порядка. Для человека как личности существенными считаются лишь те характеристики, которые связаны с развитием общества, особенно с производством его материальной жизни, и выполняют определенную социальную функцию. Структура личности Первый класс личностных свойств: статус, общественные функции - роли и ценностные ориентации Для правильного понимания личности необходимо начинать с анализа интериндивидуальной структуры того социального целого, к которому принадлежит человек. Структурной единицей общества считается не отдельный человек, а группа, и личность как общественный индивид выступает преимущественно как объект общественно-исторического процесса. Положение личности в обществе - экономическое, политическое, правовое называется статусом. К примеру, в социальной ситуации семьи один занимает статус отца, другой – сына и т.д. Статус объективен, как место личности в социуме, он задается сложившейся системой общественной отношений, но может осознаваться личностью адекватно или неадекватно, активно либо пассивно. Позиция личности - деятельная сторона ее статуса. Она представляет собой систему отношений личности (к окружающим людям, объективной среде, самому себе) установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. Вся эта сложная система свойств реализуется посредством исполняемых личностью ролей в заданных социальных ситуациях развития. Конкретная роль личности достаточно жестко запрограммирована той общественной функцией, которую человек выполняет в определенной ситуации социального развития. Переход от одной функции к другой, от одного уровня обязанностей и прав к другим совершается по мере взросления и накопления опыта. Общество постоянно регулирует эти переходы определенными возрастными индексами права. Социальная заданность поведения делает личность в определенном отношении функционером. Опираясь на социологический анализ первичного класса личностных свойств - статуса, функций-ролей и ценностных ориентаций, Б.Г.Ананьев обращается к системе внутренних субъективных отношений, установок и мотивов личности. Второй класс личностных свойств: мотивация поведения, общественное поведение, структура личности Личность всегда сочетает в себе свойства объекта и субъекта социально-исторических процессов. Активность и самостоятельность личности Б.Г.Ананьев понимал как относительное качество. В континууме активности на объектном полюсе личность выступает в качестве социального индивида - функционера, на субъектном полюсе - как творческая самобытная личность – индивидуальность. Из объекта воздействия личность в процессе жизни постепенно превращается в субъекта, однако она никогда не теряет свойств объекта. Человек осуществляет социальные функции по-разному, в зависимости от ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) их осознания и отношения к ним. Личность может воспротивиться предписаниям, направляя деятельность на преобразования своего статуса и системы ролей. Она не только функционер, но и деятель. Статус, роли и ценностные ориентации интегрируются интраиндивидуальной структурой. Внутренние психические образования самой личности включают пять иерархически связанных подструктур: психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками. Структура личности строится одновременно по принципу субординации (соподчинения более общих и частных свойств) и принципу координации, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией. Основной блок в структуре собственно личностных свойств - мотивация. В мотивах социального поведения актуализируется направленность личности. Структура общественного поведения также входит в структуру личностных свойств, ведь в социальном поведении осуществляются функции - роли и в нем реально функционируют мотивы. Его содержание определяется общественными отношениями, преломленными в сознании личности. Общественное поведение – это личностный план деятельности, реакция на социальные стимулы – предписания, нормы, ожидания. Поведение направлено не на создание какого-либо продукта, а на защиту, отстаивание, утверждение жизненных целей, преодоление препятствий на пути к ним. Общественное поведение может становиться борьбой, исходом которой будет успех, победа, триумф или неудача, поражение, крушение личности. Эти исходы отражаются в психических состояниях личности и влияют на формирование и развитие ее характера. Поведение имеет личностные и мотивационные эффекты, связанные с тенденциями личности. Третий класс личностных свойств: характер и склонности. Совокупность свойств интраиндивидуальной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, другим людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личностных свойств. Генетическим предшественником характера является темперамент, но он не определяет содержание и сущность характера. Темперамент в структуре характера является его динамической формальной стороной и теряет свое значение в регуляции поведения. Б.Г. Ананьев даже считал, что под влиянием характерогенеза может измениться тип темперамента. Вопросы для самопроверки: 1. Зачем нужна периодизация исследования личности в отечественной психологии? 2. Как трактовал личность А. Ф. Лазурский? 3. Как трактовал личность В. Н. Мясищев? 4. Как трактовал личность Л. С. Выготский? 5. Как трактовал личность А. Н. Леонтьев? ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) 6. Как трактовал личность С. Л. Рубинштейн? 7. Как трактовал личность Б. Г. Ананьев?
«Теории личности в отечественной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot