Теоретико-методологические проблемы дидактики
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Теоретико-методологические проблемы дидактики
Дидактика – (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы
образования и обучения в их наиболее общем виде.
Дидактика
Общая
исследует процесс
обучения, изучает его
закономерности,
определяет методы,
формы и средства.
Частные*
дидактики изучают
закономерности процесса
обучения, содержание, методы
и формы преподавания
различных учебных предметов.
*Частные дидактики называют методиками преподавания
Рисунок 1. Классификация
Категория
Преподавание
Учение
Обучение
Образование
Знания
Умения
Навыки
Таблица 1. Основные дидактические категории
Определение, характеристика
упорядоченная деятельность педагога по реализации
цели и задач обучения, обеспечение информирования,
восприятия, осознания, усвоения, упрочения и
практического применения знаний
процесс собственной деятельности учащегося, в ходе
которого на основе познания, упражнения и
приобретенного опыта у него возникают новые
знания, умения, формы деятельности и поведения,
совершенствуются ранее приобретенные
совместная деятельность педагога и учащихся,
упорядоченное их сотрудничество, направленное на
достижение поставленной цели
система приобретенных в процессе обучения знаний,
умений, навыков, способов мышления
отражение познаваемого мира в мысли человека,
совокупность
идей,
в
которых
выражается
теоретическое овладение определенным предметом
овладение способами (приемами, действиями)
применения усвоенных знаний на практике
умения, доведенные до автоматизма, высокой степени
Цель
Содержание
Организация
Форма
Метод
Средство
Результаты
совершенства
то, к чему стремится обучение, будущее, на которое
направлены его усилия
система научных знаний, практических умений и
навыков, способов деятельности и мышления,
которыми обучающимся необходимо овладеть в
процессе обучения
упорядочение
дидактического
процесса
по
определенным критериям, придание ему необходимой
формы с целью наилучшей реализации поставленной
цели
способ существования учебного процесса, оболочка
для его внутренней сущности, логики и содержания.
Выбор формы обучения связан с количеством
обучаемых, временем и местом обучения, порядком
его осуществления и т. п.
путь достижения (реализации) цели и задач обучения
предметная
поддержка
учебного
процесса.
Средствами являются голос (речь) педагога, его
мастерство в широком смысле, учебники, классное
оборудование и т. д. Для поддержки учебного
процесса используются разнообразные технические
средства
то, чего достигает обучение, конечные следствия
учебного процесса, степень реализации намеченной
цели
Таблица 2. Современные дидактические принципы высшей школы
1 Развивающее и воспитывающее обучение
2 Научность и доступность
3 Сознательность и творческая активность студентов
4 Наглядность и развитие теоретического мышления
5 Системность и систематичность обучения
6 Переход от обучения к самообразованию
7 Связь обучения с практикой профессиональной деятельности
8 Коллективный характер обучения
9 Гуманизация и гуманитаризация обучения
10 Компьютеризация обучения
11 Интегративность обучения, учет межпредметных связей
12 Инновационность обучения
Разработка
методов
контроля и
оценки
результатов
обучения
Определение и
совершенствование
организационных
форм учебной
работы в
образовательновоспитательных
учреждениях
Определение
педагогических
основ
содержания
образования
Определение
цели и
функций
обучения
Дидактика
Разработка
системы
общепедагогических методов
обучения и
условий их
наиболее
эффективного
применения
Изучение
закономерностей учебнопознавательной
деятельности
учащихся и
путей её
активизации в
процессе
обучения
Исследование сущности,
закономерностей и
принципов обучения, а
также путей повышения
его развивающие воспитательного влияния
на учащихся
Рисунок 3. Основные проблемы дидактики
Как обучать? — Отбор дидактических принципов, методов и
форм обучения, способствующих эффективности педагогической
деятельности
Чему обучать? — Определение содержания образования,
разработка образовательных стандартов, учебных программ и
методического сопровождения к учебному процессу
Основная задача
Для чего обучать? — Цели образования, связанные с
мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной
деятельности
Конструирование общей стратегии организации бинарного
процесса преподавания и учения в целях оптимизации
соотношений между ними и преодоления существующих
противоречий. Это возможно за счет четкого определения
специфики основных дидактических категорий — целей,
содержания и методов организации двустороннего
педагогического процесса
Генеральная задача: приобщение подрастающего поколения к
общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее
значимыми достижениями человеческой цивилизации с целью
приобретения прочных и истинных знаний об основных явлениях
и закономерностях природы, общества и человека и их
осознанной и активной реализации в собственной практической
деятельности
Специфические задачи дидактики как теории обучения:
определение объема и содержания научного знания;
формирование технологического инструментария,
ориентированного на функции дидактики; выявление
прогностически-целевых позиций дидактики, т.е. создание
оптимальных условий организации учебного процесса и их
коррекция
Специфические задачи технологии обучения: выявление
дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его
познавательной (гносеологической) сущности; конструирование
модели обучения в соответствии с ее структурными
характеристиками
Дидактическая деятельность, т. е. взаимосвязь деятельности
учителя и деятельности учащихся
Предмет
дидактики
Таблица 3. Дидактическая взаимосвязь предмета, цели и задач
Иерархия задач, которые призвана решить теория
Дидактика предполагает
обучения
поиск ответа на вопросы
Процесс обучения основывается на психолого-педагогических концепциях – дидактических системах. Под
дидактической системой (от греч. sistema — целое, составленное из частей, соединение) понимается выделенное
по определенным критериям целостное образование.
Цели образования
Цели обучения
Дидактические закономерности,
Методы контроля и
оценки результатов
Содержание обучения
студент
учение
преподаватель
преподавание
Результаты обучения
Формы организации обучения
Дидактические условия
Методы обучения
Дидактические средства обучения
Рисунок 2. Характеристика внутренней целостности структур дидактической системы
Таблица 5. Сравнение основных дидактических концепций
Дидактическая
концепция
Система взглядов, определяющих понимание сущности, цели, содержания и
организации учебного процесса, объединённых фундаментальным замыслом, ведущей
идеей.
Развивающий характер, активно-деятельностный способ
Отличительная черта современных
обучения.
дидактических концепций
Дидактическая концепция характеризуется внутренней целостностью структур, образованных
единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Три принципиально
отличающиеся между собой концепции в педагогике. Разделение концепций на три группы производится на
основе того, как понимается процесс обучения.
Традиционная концепция И.Ф.
Педоцентрическая концепция
Современная дидактика Л. Занкова
Гербарта
Д. Дьюи
В традиционной системе обучения В основе педоцентрической Современную
дидактическую
доминирующую
роль
играет концепции
–
деятельность концепцию создают такие направления,
преподавание,
деятельность ребенка, главная роль отводится как программированное, проблемное
учителя.
учению.
обучение, развивающее обучение,
педагогическая
технология
и
предлагал
строить педагогика сотрудничества.
Дидактика
Гербарта Дьюи
характеризуется такими понятиями, процесс обучения исходя из
как
управление,
руководство потребностей, интересов и Цели обучения в этих современных
учителя, регламентации, правила, способностей ребенка, стремясь подходах предусматривают не только
развивать
умственные формирование знаний, но и общее
предписания.
Главный
вклад
Гербарта
в способности и разнообразные развитие
учащихся,
их
дидактику состоит в вычленении умения детей, обучая их в интеллектуальных,
трудовых,
«школе труда, жизни», когда художественных умений,
этапов (ступеней) обучения.
учеба
Продолжение таблицы 5
Процесс обучения протекает от носит
самостоятельный, удовлетворение познавательных и
представлений к понятиям и от естественный,
спонтанный духовных потребностей обучающийся.
понятий к умениям теоретического характер, получение знаний Педагогическое сотрудничество – это
характера. Практика в этой схеме обучающегося происходит в гуманистическая идея совместной
отсутствует.
Эти
формальные ходе
их
спонтанной развивающей деятельности детей и
уровни не зависят от содержания деятельности, т. е. «обучение педагогов на основе взаимопонимания,
обучения, определяют ход учебного через делание».
проникновения в духовный мир друг
процесса на всех уроках и по всем
друга, коллективного анализа хода и
предметам.
результатов этой деятельности.
Традиционная концепция И.Ф. Гербарта
И.Ф. Гербарт, критически оценивая работы своих предшественников, попытался создать «научную систему
педагогики», основанную на теоретических достижениях этики и психологии и представленную в двух его
произведениях: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806 г.) и «Педагогические лекции»
(1835 г.). Дидактику он рассматривал как часть педагогики.
Этика, которую И.Ф. Гербарт считал наукой о моральной красоте, указывает цель воспитания, психология –
пути достижения этой цели. Главной целью воспитания и образования является формирование
нравственного характера.
Логика процесса обучения строится на понимании материала посредством объяснения, обобщения и
применения понятий. Гербарт вводит понятие воспитывающего обучения, то есть, структура обучения и
порядок в учебном заведении должны способствовать созданию морально волевой личности.
В основе поведения людей, обладающих таким характером, лежат моральные идеи, которые определяют идеал
личности:
- идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутреннюю гармонию»;
- идея доброжелательности, обеспечивающая согласование и подчинение воли одного человека воле других;
- идея права, предупреждающая нарастание конфликтов, возникающих в результате столкновения
противоречивых устремлений отдельных людей;
- идея справедливости как руководящее начало при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу,
Продолжение таблицы 5
или о наказании того, кто нарушает его законы. Эта идея налагает на личность обязанность компенсировать
неприятности и обиды, причиненные другому человеку или людям;
- идея внутренней свободы, позволяющая согласовывать волю человека с его желаниями и убеждениями и
делающая человека цельным.
Главными средствами
формирования
нравственного характера
являются:
Руководство детьми и молодежью, дисциплина и тесно связанное с ней обучение.
При этом он отводил основное место в данном процессе воспитывающему
обучению. Употребляя это понятие, И.Ф. Гербарт желал подчеркнуть, что
воспитание нельзя отделять от обучения, что воля и характер развиваются
одновременно с разумом.
Ценность воспитывающего По мнению И.Ф. Гербарта состоит, в объединении, увязывании этих знаний с
обучения
развитием их чувств и воли, то есть с тем, что сегодня называют мотивационнопотребностной сферой личности. Обучение должно обеспечивать формирование
интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.
Для достижения указанных целей обучение должно
строиться по четырем ступеням:
Эти ступени фактически определяли структуру обучения:
они непременно должны следовать друг за другом в
приведенном порядке в любом предмете школьного
обучения. Данная система получила осуждение в начале
ХХ в. Она не способствовала развитию мышления,
творчества, самостоятельности. Это дало толчок к
появлению новых подходов.
- Ступень ясности: выбор материала и его
глубокий анализ;
- Ступень ассоциаций: связь нового материала с
предыдущим;
- Ступень системы: наличие выводов,
изложения понятий, законов;
- Ступень метода: понимание теорий, их
применение к новым явлениям.
Продолжение таблицы 5
Традиционная система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и
интересов ребенка, за то, что данная система обучения ориентируется больше на память, чем на мышление и
лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества,
подавляет самостоятельность обучающегося. В недостаточной степени учитываются индивидуальные
особенности восприятия информации обучающегосями.
Педоцентристская концепция Д. Дьюи
Ее называют также прогрессивистская, обучением через делание и связывают с именем американского педагога
Д. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Д. Дьюи
предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка.
Педоцентрическая концепция говорит о наличии главной роли ребенка и его деятельности. Он высказал
мнение о создании процесса обучения согласно интересам и потребностям детей для приобретения знаний в
качестве их самопроизвольной деятельности.
Цель обучения:
Развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.
Обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как
открытие, получение знаний обучающегосями в ходе их спонтанной деятельности.
Структура
обучения:
процесса Ощущение трудности в процессе деятельности → формулировка проблемы →
сути затруднения → выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы →
выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием.
Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Несомненно,
такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения
подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения
решать проблемы. Для активизации применялась различная деятельность детей, выраженная при помощи
сочинений, рисунков, практических работ.
Окончание таблицы 5
Однако абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение:
переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате
систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала, требует больших
затрат времени. Учитель уходит на второй план, превращается в консультанта, что ведет к снижению уровня
обучения.
Современная дидактика Л. Занкова, основывающаяся на восприятии процесса обучения
Единой дидактической системы как таковой в науке нет, имеется ряд теорией, в которых есть нечто общее.
Цели обучения в большинстве походов предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие
учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения.
Содержание обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и
в старших классах. Процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и
потому понимается как двусторонний и управляемый: учитель руководит учебно-познавательной
деятельностью обучающийсяов, организует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу,
избегая крайностей традиционной, объяснительной и реформистской, исследовательской, дидактики и
используя их достоинства.
Современная дидактическая система опирается на преподавании и учении в качестве процесса обучения.
Система состоит из направлений: программированного, проблемного и развивающего обучения,
гуманистической и когнитивной психологии, педагогики сотрудничества.
В последние годы развиваются такие направления, как информатизация обучения, модульное обучение.
Обозначенные направления, адекватно описывающие педагогическую действительность, наблюдающиеся в ней
явления и процессы, формулируют принципы и правила деятельности субъектов образовательного процесса,
связанной с их потребностями, возникающими в процессе обучения.
Система имеет и свои недостатки: сложность подготовки к занятиям;, трудность управления, контроля и оценки
познавательной деятельности учащихся; требуется больше времени на достижение цели уровка.
Дидактические концепции дополняются дидактическими теориями
В теории поэтапного
В ассоциативной теории (Дж.
формирования умственных
Локк, Я.А. Коменский) обучение
действий и понятий (П.Я.
связано с чувственным
Гальперин, Н.Ф. Талызина)
познанием; основной метод –
устанавливается возможность
упражнение, но не обеспечивается
управления процессом обучения,
самостоятельный поиск новых
если обучающиеся проходят
знаний и формирование
взаимосвязанные этапы
творческой деятельности. Идеи
экстериоризации-интериоризации
концепции развиты Ю.А.
действий. Теория особенно
Самариным в современной
результативна при подготовке
ассоциативной теории умственной
рабочих кадров в профессиональном
деятельности.
образовании.
Рисунок 3. Дидактические теории
В управленческой теории (В.А.
Якунин и др.) обучение
осуществляется на основе
соотнесения стратегических,
тактических, оперативных целей и
задач. Выделяются этапы
организации обучения как процесса
управления: формирование целей и
содержания – прогноз – принятие
решений – организация исполнения
– координация и коммуникация –
контроль и оценка результатов –
коррекция.
Таблица 6. Современные дидактические модели
Название теории/концепции
многоуровневого непрерывного профессионального образования
интегративно-модульного обучения
проблемно-развивающего обучения
информатизации и компьютеризации
технологизации образования
педагогической
деятельности,
в
которой
отражен
полифункциональный подход
контекстного (знаково-контекстного) обучения
Представители
С. А. Шапоринский, А. П. Беляева
А. П. Беляева
М. И. Махмутов
Е. П. Велихов, И. В. Роберт, А. Я. Савельев
Е. П. Велихов, В. А. Извозчиков
А. Н. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, Г. И.
Хозяинов
А. А. Вербицкий
Основная литература:
1. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие /
В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный
ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982777
2. Самойлова, И.В. Психология и педагогика высшей школы [Электронный ресурс] / И.Н. Мавлюдов, И.В.
Самойлова .— Пенза : РИО ПГСХА, 2015 .— 266 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/488357
Дополнительная литература:
Варданян, А.Н. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : метод. рекомендации / Варданян Асмик
3.
Нориковна, А.Н. Варданян .— М. : РГУФКСМиТ, 2013 .— 36 с. — Режим
доступа: https://lib.rucont.ru/efd/236411
4. Кокорева Е.А. Педагогика и психология труда преподавателя высшей школы [Электронный ресурс]:
учебное пособие в вопросах и ответах/ Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б., Сорокина-Исполатова Т.В.—
Электрон. текстовые данные.— М.: Институт мировых цивилизаций, 2017.— 152 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/77634.html.— ЭБС «IPRbooks»
5.
Романов, Д. В. Педагогика высшей школы: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Д. В.
Романов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 30 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/349949
6.
Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы : [16+] / Г.Г. Солодова ; Министерство образования
и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Кемеровский государственный университет», Институт образования, Межвузовская
кафедра общей и вузовской педагогики. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. –
55 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481633 (дата
обращения: 27.11.2019). – ISBN 978-5-8353-2156-8. – Текст : электронный.