Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические подходы в семейной терапии

  • 👀 926 просмотров
  • 📌 885 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Теоретические подходы в семейной терапии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические подходы в семейной терапии» docx
Лекция 1. теоретические подходы в семейной терапии ПлАН 1. Понятие семейной психотерапии. 2. Классификация теоретических подходов в семейной терапии. 3. Интегративный подход в семейной психотерапии. Литература 1. Черников А.В. Системная семейная терапия. – М., 2001. – С. 2. Практикум по семейной психотерапии /Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Речь, 2010. – С. 8-10 (определение психотерапии, семейной психотерапии). 1. Понятие семейной психотерапии Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии. — Чем отличается семейная психотерапия от других видов терапии? Отнесение семейной психотерапии к самостоятельному направлению достаточно спорно и в нашей стране имеет больше противников, чем сторонников. Практическое задание. Эдмонд Г. Эйдемиллер приводит пять определений семейной психотерапии (Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб., 2010. – С.8 – 9). Первое: семейная психотерапия является формой проведения психотерапии, опи­рающейся на принципы основных методов: личностно-ориентированного, методов аналитической психотерапии, аналитической психодрамы, гештальт-терапии и др., — применительно к проблемам конкретной семьи [Карвасарский Б. Д., 1985, 2000]. Второе: семейная психотерапия — это комплекс приемов и методов психотерапии, направленных на коррекцию психологического, социального и биологического статуса клиента в семье и при помощи семьи. Согласно этому определению, семья содержит в себе как саногенный, так и патогенный потенциал [Кабанов М. М., 1985]. Третье: семейная психотерапия — самостоятельное направление в психотерапии, включающее в себя ряд методов, опирающихся на определенные теории (теория систем, кибернетика, учение о коммуникационных каналах, «психология отношений» В. Н. Мясищева, психоанализ 3. Фрейда, нарративный подход и др.). За этим определением стоит проблема эклектики и/или интеграции различных методов и техник психотера­пии, исходящих из конкретного психотерапевтического запроса клиента (клиентов). Четвертое: семейная психотерапия — это система психологических воздействий на семью как на живую открытую систему с целью оптимизации ее функционирования [Эйдемиллер Э. Г., 2000]. Это определение отражает системный подход в семейной психо­терапии, и соответствующий метод получил название системной семейной психотерапии [Сельвини-Палаццоли М. и др., 1978; Николе М„ 1984; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999]. Наконец, пятое определение семейной психотерапии, которое может показаться чита­телю несколько непривычным: семейная психотерапия — это переговоры членов семьи с участием и при помощи психотерапевта, выступающего в роли переводчика, посредника и инициатора изменений с целью оптимизации семейного функционирования. За каждым определением семейной психотерапии стоит своя история, свои верования, тео­рии и практика, которые впитали и впитывают в себя все многообразие человеческого бытия. Объектом психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Под семейным диагнозом подразумевается определение характера и степени дисфункции семьи, проявляющейся в нарушениях структуры семейных ролей, внешних и внутренних границ, коммуникаций, механизмов интеграции и формирования психологических защит («семейных мифов»). Цели семейной психотерапии Практическое задание: на основании частных целей сформулируйте общую цель семейной психотерапии. Частные цели разных методов семейной психотерапии можно представить следующим образом: • изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о возник­шей проблеме; • трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально- личностных к целостным и согласованным; • модификация проницаемости границ между подсистемами; • создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; • уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; • коррекция различных форм иерархи­ческого несоответствия; • прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел»; • рас­крытие семейных секретов; • улучшение коммуникативного стиля общения членов семьи. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям и акцен­тировать внимание на решении актуальных проблем. Вывод. В широком смысле семейная психотерапия – это вид психотерапии, направлен­ный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоцио­нальных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. Обычно семейная психотерапия сосредоточена не на одном члене семьи, хотя может иметь дело с одним из ее представителей на протяжении всего курса лечения. Симптом Основной целью любого вида психотерапии является устранение симптома. К симптоматическому поведению в семейной психотерапии относят: - клинические признаки болезни (болит сердце, голова); - отклоняющееся поведение (протестные реакции, нарушение поведения и эмоций и др.); - различные психологические проблемы, заставляющие «носителя симптома» и его родственников обратиться за психотерапевтической помощью. Идентифицированный пациент Идентифицированный клиент — носитель симптома (в англо-американской литературе), носитель симптоматического поведения. Идентифицированный пациент — это тот индивид, которого идентифицируют как пациента члены его семьи и помогающий специалист (психотерапевт, психолог), при этом его самоидентификация может быть иной. Чаще всего носитель симптома в дисгармоничных семьях появляется в результате следующих обстоятельств (Практикум по семейной психотерапии/Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, 2010, с. 83): 1. Члены семьи игнорируют проблему на системном уровне, отказываются распознавать симптом и разделять ответственность за него. 2. Закрытые внешние границы дисгармоничных семей ограничивают взаимодействие членов семьи с другими системами, не позволяют получить ресурс извне для решения проблем и тем самым блокируют рост и развитие самой семейной системы. Дифффузные границы между подсистемами стимулируют процесс» хронической беспомощности» у всех членов семьи, но особенно у «идентифицированного пациента». 3. Нередко кризис, переживаемый идентифицированным пациентом, — единственный способ вызвать и испытать эмоции в семье. Идентифицированный пациент нарушает жесткие семейные правила. (Практикум по семейной психотерапии / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, 2010, с. 92). По мнению Э.Г. Эйдемиллера, «симптом суть манифестации ведущей темы» (Практикум по семейной психотерапии / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, 2010, с. 86). Пример 1. (Практикум по семейной психотерапии / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, 2010, с. 86-88). Тема еды. Практическое задание. Пример 2. Мой пример. Консультация мамы и девочки 2 класса, которая плохо читает. Поскольку в каждой семье имеется множество различных тем, психотерапевт старается обнаружить ту, что имеет непосредственное отношение к возникновению симптома и расширить узкий репертуар коммуникаций членов семьи в ответ на симптом. Психотерапевт, использующий ведущую тему в дискуссии с семьей, помогает ее членам снять фиксацию на симптомах. Функции симптомов в семье Задача психотерапевта: определить функцию симптоматического поведения. Одни и те же симптомы в разных семьях могут нести противоположный смысл и иметь разные функции. Понимание того, что может означать то или иное симптоматическое поведение в контексте отношений семьи, каков ее смысл для отдельных членов семьи и для всей семьи в целом – одна из важнейших задач семейного психотерапевта. С.А. Кулаков и Э.Г. Эйдемиллер выделяют две основные функции симптомов в семейной системе: - морфостатическая функция; - морфогенетическая функция. Морфостатическая функция. Симптом является способом разрешения конфликтов (снятия напряжения) между членами семьи. Например энурез ребенка – попытка обратить на себя внимание или снять напряжение между конфликтующими родителями. Морфогенетическая функция. Цель симптома: изменение семейной системы, переход на другую стадию функционирования. Например, суицидальная попытка подростка предпринята для того, чтобы получить больше жизненного пространства для самого себя и изменить жесткие семейные правила. Выгодность симптома Симптоматическое поведение может быть психологически выгодно как носителю симптома, так и другим членам семьи. Что произойдет, если симптом исчезенет? Как семья будет функционировать без симптома? Организация семейной терапии В настоящее время семейная терапия представляет собой достаточно гибкий подход и может включать в себя: • индивидуальные встречи с членами семьи; • работа с отдельными семейными подсистемами (супружеской, дет­ско-родительской диадой, триадой “родители и проблемный ребенок”, подсистемой сиблингов и т.д.); • встречи с нуклеарной семьей или с многопоколенной, распространенной семьей. 2. Классификация теоретических подходов в семейной терапии Классификация 60-ых годов Что касается теоретических ориентаций, то среди множества концепций борьба и взаимопроникновение идет в основном между двумя полюсами: психодинамикой и теорией систем. Определение теоретических подходов идет по следующим критериям: индивид — система. Одной из известных ранних классификаций школ семейной терапии является исследование Комитета по семье группы прогресса в психиатрии, предпринятое в 1965—1966 гг. в США. Их доклад определил три теоретические позиции: 1. Психоаналитическая теория (индивидуальная ориентация). Представители: Бошормени-Надь, Фрамо и др. Терапевты этого направления являются психодинамически ориентированными индивидуальными терапевтами и рассматривают семейную терапию как один из методов в их терапевтическом репертуаре. Они будут иногда встречаться с семьями, оставаясь сфокусированными на индивидуальном пациенте. Семья рассматривается как стресс-фактор, с которым их пациент должен справиться. Ожидается, что терапевт будет склонен подчеркивать сбор исторической информации, диагноз, выражение аффекта и инсайт. 2. Теория систем (межличностная ориентация). Представители: Хейли, Джексон и др. Терапевты, разделяющие данную позицию, придерживаются исключительно системной семейной ориентации. Они рассматривают семейную терапию не как метод, но как фундаментально новый подход к проблеме психического здоровья. Вся терапевтическая деятельность рассматривается ими с точки зрения влияния на семью в целом. Для терапевта важно осознавать причастность всей семьи и последовательность их действий. Терапевты этого направления антиисторичны, сфокусированы на настоящих взаимодействиях. 3. Терапевты, которые находятся посередине — они склонны смешивать психодинамические и семейные системные понятия. Классификация 80-ых годов Левант (1980) отмечает, что за годы, прошедшие с начала движения семейной терапии, процесс конструирования теории происходил в ответ на изобилие новых данных и опыта, которые появились в результате работы с целыми семьями. Для клас­сификации теоретических подходов в семейной психотерапии Левант использовал две шкалы: • ориентация на прошлое или на настоящее семьи; • если терапевт выбирает настоящее, то перед ним встает вопрос: воздействовать на структуру/ процесс семьи или на аффективные реакции членов семьи? На основе данных критериев Левант разбивает все школы семейной терапии на три кластера: 1) подходы, ориентированные на семейную историю; 2) подходы, ориентированные на структуру или процесс семьи; 3) подходы, ориентированные на переживание. Историческая парадигма включает в себя следующие школы семейной терапии: • психодинамическую (Уэйн, Лидс, Аккерман, Фрамо, Фридман, Сирлз, Пол, Билс и Эпштейн); • многопоколенную (Боуэн); • межпоколенную (Бошормени-Надь, Спарк) Эти подходы рассматривают личность внутри системы. Разрабатывая идеи системной семейной терапии с одним членом семьи, Боуэн категорически настаивал, что интенсивные эмоциональные проблемы не могут быть решены внутри ядерной семьи, и отстаивал возможность даже игнорировать текущий кризис, чтобы сосредоточиться на терапевтической работе с родительскими семьями одного или обоих супругов. Парадигма “структура/процесс” включает в себя следующие школы семейной терапии: • коммуникативную (Джексон, Хейли, Вацлавик, Уикленд); • проблемно-разрешающую или стратегическую (Хейли); • краткосрочную, сфокусированную на проблеме (Вацлавик, Уикленд, Фиш); • триадическую (Зук); • структурную (Минухин); • поведенческую (Паттерсон, В. Сатир, M. Сельвини-Палаззоли, Л. Хофманн и П. Пэпп). Данные школы делают акцент на текущих паттернах взаимодействия в семье и взаимоотношении этих паттернов с симптомами или представленными проблемами идентифицированного пациента. Среди них существуют некоторые варианты: рассматривать ли паттерны взаимодействия через структуру семьи (Минухин) или с точки зрения семейного процесса (В. Сатир); ставить ли главной целью изменение структуры или облегчение симптома; ориентироваться в большей степени на теорию систем или на теорию обучения и др. Подходы, ориентированные на переживание, включают в себя следующие школы семейной терапии: • гештальт­и­ст­скую (Кемплер, Рабин, Хетчер, Каплан и Каплан); • эмпирическую (Витакер, Мэлон, Уоркентин, Непье, Фербер): • клиент-центрированную (Ван дер Вин, Левант). Эти направления больше заинтересованы в повышении качества жизни индивидуальностей в семье, чем в преодолении симптомов или изменении семейной системы. Они принципиально основываются на экзистенциально-феноменологических теоретических концепциях. Подход к терапии в этих школах основан на попытке интенсифицировать аффективный опыт для личностного роста и самоактуализации членов семьи. Роль терапевта состоит в фасилитации, отражении семейного взаимодействия и присоединении к семейному процессу так же, как к подлинной не защищающейся личности. Некоторые клиенты, приходящие на терапию, намерены получить опыт собственного личностного роста, зная, что это стимулирует семью сделать то же самое. Современные опросы показывают [Бейкер, 1990], что более 70% семейных терапевтов США относят себя к системному направлению семейной терапии, использующему парадигму структура/процесс, находя свое место среди школ второго кластера. Ясно, что подобное деление в определенной мере является упрощенным и не затрагивает всех аспектов сложного и противоречивого движения семейной терапии. Возьмем, к примеру, Вирджинию Сатир, которую автор классификации, в целом справедливо, причисляет ко второму кластеру. Действительно, В. Сатир участвовала вместе с Джексоном, Хейли, Вацлавиком и Уиклендом в работе Института психических исследований в Пало Альто (Калифорния). Этот институт, как и коммуникативный подход к семейной терапии, вырос из исследовательского проекта коммуникаций Грегори Бейтсона. Однако в своей работе В. Сатир использует смесь коммуникативного, системного и гуманистического подходов. И, следовательно, многие аспекты ее работы можно описать в терминах направлений третьего кластера. Кроме того, В. Сатир часто стремится дополнить картину взаимоотношений “здесь и теперь” историческим анализом семьи. Посвящая несколько встреч реконструкции семейной истории, она как бы исподволь подготавливает семью к феерическому и очень динамичному этапу работы с актуальными проблемами. Этот этап можно уподобить мощному взрыву, цель которого — расшатать привычные стереотипы семейных взаимоотношений, подвергнуть всех членов семьи без исключения потрясающим переживаниям, заставив их глубоко пережить чувство близости друг с другом. По мнению В. Сатир, такой импульс выталкивает семейную систему из болота, приводя к конструктивным изменениям. 3. Общая теория систем как общая методологическая основа семейной терапии Основатель общей теории систем Людвиг фон Берталанфи считал, что существуют два фундаментальных взгляда на мир — механистический и организмический. Для механистического, или ньютоно-галилеевского, взгляда на мир характерна линейная причинно-следственная обусловленность происходящего (линейное мышление). Организмический взгляд на мир происходит из биологии и для него характерно рассмотрение явлений как системы, отдельные части и процессы которой взаимно влияют друг на друга и взаимно обусловлены. Основные положения системной теории: — Что такое система? “Система — это комплекс объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами (определениями). Объекты являются составными частями системы, атрибуты — это свойства частей, а отношения связывают систему воедино” [Hall & Fagen, 1956]. Семья рассматривается как динамическая система, в которой господствует движение. Для этой организации характерна взаимозависимость, которая означает, что влияние одного предмета на другой или отношение одного предмета к другому оказывает воздействие на все его части. Все предметы и отношения влияют друг на друга и испытывают на себе воздействие. Система обладает таким свойством, как нон-суммарность: целое больше суммы составных частей. Лес не может пониматься как совокупность деревьев, человек — не собрание клеток, а семья не равна сумме некоторого количества индивидов, каждый из которых действует сам по себе. Понятие целого требует, чтобы мы поставили в центр внимания систему как таковую. То “новое” и “большее”, что мы тогда получим, будет связано с функцией системы как целого. Системный подход содержит парадокс. С одной стороны, нужно понимать целое, исходя из его частей, а части — с точки зрения целого. С другой стороны, мы никогда не сможем полностью понять целое, даже с помощью самого хитроумного анализа частей и их взаимодействия между собой, так же как никогда не получим полного представления о части, только исходя из ее роли в более широком контексте, в который она входит. Решение этого парадокса подразумевает и то и другое: мы понимаем часть и как самостоятельную единицу, и как интегрированную часть целого, переходя от одной наблюдательной позиции к другой и обратно. В психотерапии такой подход означает, что мы можем лучше понять пациента, рассматривая его не только через призму интрапсихических проблем (тревожность, внутренние дилеммы, психосоматика и т.д.), но и с точки зрения целого, т.е. в контексте социальных связей, составной частью которых он является. Поведение отдельного пациента, на первый взгляд представляющееся отклонением от нормы, необычным или странным, при индивидуальном подходе может стать естественным или, по крайней мере, понятным, если рассматривать его как ответ на взаимоотношения, которые имеют место в некоей центральной для него системе, частью которой он является (например, в семье). Наше понимание, может быть, усилится, если раздвинуть перспективу и представить семью пациента в качестве подсистемы, взаимодействующей с другими подсистемами, например, с соседями по дому. Отметим в связи с этим еще один важный аспект теории систем — иерархичность. Это значит, что всякая система может рассматриваться как подсистема в рамках другой, более крупной системы. Психолог выбирает уровень для изучения системы. Выбираемый уровень расщепления оказывает значительное влияние на то, что мы видим и как оцениваем увиденное. При работе с ребенком в психиатрической клинике мы воспринимаем его психическое заболевание как нечто происходящее в нем самом. Работая с его семьей, мы можем сделать вывод о связи его симптомов с семейным конфликтом. Сделав следующий шаг, мы можем увидеть общее неблагополучие семьи в широком социальном контексте, например, проблемы в школе, низкооплачиваемая работа родителей, плохие жилищные условия и т.д. Границы системы. Каждую систему можно определить исходя из ее границ по отношению к окружению. Все, что находится внутри границы, относится к системе; то, что лежит за пределами, к ней не относится. В некоторых случаях границы воспринимаются как фиксированные, в других — как подвижные (проницаемые). Рис. Для удовлетворительного функционирования системы необходимо, чтобы разграничительные линии обозначались ясно и четко, но при этом были подвижны. В этом случае они способствуют сохранению внутренней стабильности, и вместе с тем система обладает той открытостью, которая необходима для ее адаптации и развития в соответствии с изменениями внутри и вне системы. Фиксированные границы ведут к уменьшению обмена с другими системами, следствием чего является изоляция и застой. Слабые и нечеткие границы приводят к неясностям относительно дифференцирования и функций внутри системы. В зависимости от характера внешних границ системы могут быть открытыми и закрытыми. Системы считаются открытыми, когда между ними и средой происходит обмен (ввод, вывод), или закрытыми, когда такого обмена не происходит. К открытым системам относятся все биологические и социальные системы. Они ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться как изолированные единицы, т.к. всегда связаны с другими системами отношениями подчинения, отношениями одного уровня или превосходства. Однако обмен материалами, энергией или информацией с окружающей средой в социальных системах может быть более обширным или менее обширным, в связи с чем можно говорить об относительно открытых или относительно закрытых системах. Процессы в системе могут быть непрерывными или прерывистыми. Для непрерывного процесса характерно то, что его протекание может быть разделено на бесконечное число мелких шажков, при которых разница в состоянии системы между двумя ближайшими отрезками не поддается измерению и не ощущается. При прерывистом процессе развитие происходит скачкообразно. Система переходит из начального состояния в конечное, минуя промежуточные. Примерами непрерывных процессов являются нормальное старение человека, получение им образования. Примерами прерывистых могут служить несчастья, катастрофы, но также и влюбленности, и религиозные новообращения. Источник преобразования системы или ее функций лежит обычно в самой системе. Поскольку это связано с целесообразным характером поведения систем, существеннейшая черта целого ряда семейных объектов состоит в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами [Гильбух, 1972, Садовский, 1970]. Для системы характерны гомеостатические процессы. Наряду с тем, что система находится в состоянии постоянного изменения, она должна стремиться к сохранению своей идентичности по отношению к окружению. Равновесие реализуется через механизм обратной связи, предоставляющий системе информацию о нарушениях баланса. При получении системой таких сигналов в ней активизируются другие механизмы, нацеленные на восстановление нарушенного равновесия. Такие механизмы называются гомеостатическими. Социальные системы бывают стабильными только в том случае, если они обладают способностью изменяться по требованию окружения. Семья в своем развитии проходит через разные фазы, требующие от нее изменений (рождается ребенок, взрослые дети покидают дом и т.д.). Если семья не справляется с необходимой в каждой фазе реорганизацией, возникает риск ее дисфункции. Гомеостатические процессы в узком смысле слова — процессы, направленные на поддержание определенного состояния системы. Под состоянием системы в данном случае понимается одно или много глобальных, обычно поддающихся измерению, качеств системы. Пример: семейные мифы, семейные правила, хронические болезни и т.д. В дальнейшем мы будем рассматривать, как системная теория может быть применена в семейной терапии. Интегративный подход В области психологических практик XXI век все чаще называют веком интеграции. На смену конкурирующим или игнорирующим друг друга точкам зрения, теориям, направлениям, школам приходит интегративное научно-практическое мировоззрение. Интегративный подход развивается и в рамках психотерапии. Что характерно для интегративного подхода? 1. Для интегративного подхода характерна теоретическая интеграция. Сьюзан Джонсон создала интегративную модель супружеской терапии – ЭФТ. В основе этой модели лежит системная теория семейных систем Сальвадора Минухина (системный взгляд на процесс взаимодействия в паре), Гуманистическая психология Карла Роджерса (вера в способность человека к саморегуляции и ориентация на здоровье) и теория привязанности Джона Боулби (теория развития, травмы). В результате интеграции этих трех теорий возник целостный гештальт ЭФТ, наполненный особым смыслом и большими возможностями для работы с супружескими парами. 2. Для интегративного подхода характерен также и методический эклектизм: использование принципов, методик и техник из разных направлений. Так, терапевты в рамках ЭФТ используют методы гуманистической психологии (безусловное принятие клиента, эмпатия и подлинность терапевта) и техники структурной семейной терапии Сальвадора Минухина. — В чем преимущества интегративного подхода? В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля (1967): какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффективна для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или - по выражению М. Эриксона (1975): для каждого пациента - своя психотерапия. Смешение разных факторов и стилей интеграции создает "дикую психотерапию", чреватую, как подчеркивает А. Лазарус (1995), непредсказуемыми эффектами. Задания для самостоятельной работы Задание: проанализируйте определения семейной терапии и выделите ее специфические особенности. Эдмонд Г. Эйдемиллер приводит пять определений семейной психотерапии (Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб., 2010. – С.8 – 9). Первое: семейная психотерапия является формой проведения психотерапии, опи­рающейся на принципы основных методов: личностно-ориентированного, методов аналитической психотерапии, аналитической психодрамы, гештальт-терапии и др., — применительно к проблемам конкретной семьи [Карвасарский Б. Д., 1985, 2000]. Второе: семейная психотерапия — это комплекс приемов и методов психотерапии, направленных на коррекцию психологического, социального и биологического статуса клиента в семье и при помощи семьи. Третье: семейная психотерапия — самостоятельное направление в психотерапии, включающее в себя ряд методов, опирающихся на определенные теории (теория систем, кибернетика, учение о коммуникационных каналах, «психология отношений» В. Н. Мясищева, психоанализ 3. Фрейда, нарративный подход и др.). Четвертое: семейная психотерапия — это система психологических воздействий на семью как на живую открытую систему с целью оптимизации ее функционирования [Эйдемиллер Э. Г., 2000]. Пятое: семейная психотерапия — это переговоры членов семьи с участием и при помощи психотерапевта, выступающего в роли переводчика, посредника и инициатора изменений с целью оптимизации семейного функционирования. Цели семейной психотерапии Задание: на основании частных целей сформулируйте общую цель семейной психотерапии. 1) изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о возник­шей проблеме; 2) трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально- личностных к целостным и согласованным; 3) модификация проницаемости границ между подсистемами; 4) создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; 5) уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; 6) коррекция различных форм иерархи­ческого несоответствия; 7) прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел»; 8) рас­крытие семейных секретов; 9) улучшение коммуникативного стиля общения членов семьи.
«Теоретические подходы в семейной терапии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot