Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекции 10,11,12, 13 Теоретические методы исследований
План лекции:
1. Логические методы
2. Идеализация и моделирование
3. Интерпретационные методы
10. Логические методы
Все логические методы представляют собой способы рассуждения, приводящие к получению теоретического знания.
Анализ и синтез
Анализ – это расчленение, разложение изучаемого объекта на составляющие его части, а синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта в единое целое. Это взаимодополняющие методы мысленного рассмотрения явления: при анализе требуется удержание представления о качествах целостности рассматриваемого, а при синтезе – сохранения представления о структурных его компонентах. В аналитических и синтезирующих суждениях выявляется сходство или различие свойств, качеств объектов.
Спецификой применения методов анализа и синтеза в гуманитарных науках является необходимость сущностного, содержательного анализа. Л.С. Выготский обосновывал необходимость такого целостного метода исследования, который опирается на анализ, разлагающий целое на элементы, каждый из которых не содержит свойства, присущие целому, а на анализ, разлагающий целое на единицы, каждая из которых есть «такая часть целого, в которой содержатся хотя бы в зачаточном виде, все основные свойства, присущие целому» (Выготский лекции по педологии, с. 35). Он указывал на два свойства такого анализа: во-первых, анализ, разлагающий на единицы, выделяет «такие части целого, которые не утратили свойств, присущих этому целому», а во вторых, такой анализ «не обобщение, как химический анализ, он не относится ко всей природе данного явления в целом, а он может быть анализом, разложением для объяснения различных свойств отдельных сторон какого-то сложного целого» (там же, С. 35-36). Выготский для объяснения своей мысли приводит следующие примеры: «Если мы возьмем биохимическую формулу какого-либо органического вещества, то это будет анализ, разлагающий на элементы, а если будем изучать жизнь, физиологию живой клетки организма, это будет единица, потому что живая клетка сохраняет в себе основные свойства, присущие целому организму, она в основном есть живая клетка, т.е. она рождается, питается, ей присущ обмен веществ, умирает, изменяется, может болеть и т.д. Иначе говоря, в клеточке мы имеем дело не с элементом, а с единицей» (там же, с. 35)
Абстрагирование и конкретизация
Абстрагирование (от латинского abstractio — отвлечение) – метод исследования, основанный на том, что при изучении некоторого явления, процесса исследователь не учитывает его несущественные стороны и признаки, выделяя одно родовое, сущностное для целей исследования свойство изучаемого. Конкретизация – такой метод осмысления воспринимаемого явления, в котором совершается переход от родового свойства изучаемого к видовому, когда общие положения раскрываются через их конкретные проявления. Часто отдельно выделяют метод восхождения от абстрактного к конкретному, в результате чего проясняется как изучаемое, взятое как целостность, связано с действительностью. В.И. Загвязинский отмечает, что «Психолого-педагогическое знание по самой своей сути должно быть конкретизировано, чтобы воссоздать многообразные связи социума с образованием и личностью, воссоздать саму личность как целостность и обеспечить процесс развития этой личности в педагогической системе, а также самой педагогической системы» (Загв. Атахан., 136)
Обобщение
Метод, при котором происходит переход от сведений об единичных фактах к суждению об общем для фактов, ситуаций, явлений, от понятия меньшей общности к понятиям большей общности на основе выделения признаков, общих для разных явлений.
Различают:
• Индуктивное (эмпирическое, синтетическое) обобщение – переход от рассмотрения ряда конкретных эмпирически выявляемых фактов, явлений к обобщающим суждениям и понятиям.
• Аналитическое обобщение – мысленный переход от одних суждений к другим без обращения к эмпирической реальности.
При этом в обобщении может быть сформулировано новое знание в виде суждений, понятий, законов и тогда это знание становится важным компонентом научного исследования. Но обобщение может быть и вспомогательным методом, упрощающим, оптимизирующим получение нового знания на основе других методов – абстрагирования, моделирования, идеализации.
Аналогия
Аналогия (от греч. Analogia – сходство) – метод, основанный на умозаключении, при котором знание о свойствах и отношениях одного объекта, сходного по каким либо параметрам с рассматриваемым объектом, переносится на свойства и отношения рассматриваемого объекта. К аналогии прибегают в случаях, когда свойства изучаемого объекта не могут быть изучены непосредственно. Строгая (полная) аналогия невозможна, но сам метод дает неплохие результаты, если в качестве оснований аналогии взяты сущностные, действительные свойства и отношения изучаемого.
Индукция и дедукция
Индукция – направление движения мысли, от частного к общему, когда из отдельных единичных положений выводится суждение, содержащее положения более общие, чем каждое отдельное суждение. Как научный метод индукция была оформлена Дж.Ст. Миллем, опиравшимся на подходы, намеченные еще Аристотелем (который, приписывая использование Сократу, называл индукцией всякий переход нашей мысли от частного к общему, и разделял ее на полную – от полного перечня видов к роду, и неполную – заключение от немногих случаев ко всем случаям того же рода) и Бэконом.
Дедукция – противоположное индукции направление движения мысли – от общего к частному. В индукции частные суждения логическим путем выводятся из общего, причем такой вывод представляет собой цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой вытекают друг из друга. Дедуктивные умозаключения начинаются с аксиом, гипотез, теорий, являющихся общими утверждениями и заканчиваются суждениями, конкретизирующими проявления следствий общих утверждений. Процесс рассуждений при этом – чаще всего и есть то, что называют доказательством.
11. Идеализация
(лат. Idealis – идеальный) – метод, основанный на мысленном создании абстрактных теоретических объектов, не существующих в действительности, но являющихся отражением объективных предметов и явлений.
Загв. Атахан 135
12. Моделирование
Изучение предмета исследования может осуществляться на основе создания его мысленной копии – модели.
У термина «модель» (от лат. modulus – мера, мерило, образец, норма) несколько обыденных значений (образец, служащий эталоном для воспроизведения чего-то; устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо другого устройства) и несколько научных определений. В наиболее широком понимании модель – структурированное представление, копия, образ (в том числе мысленный) какого-либо объекта (системы объектов), процесса (процессов), способный при определённых условиях служить «заместителем» (или «представителем») в имитации их свойств, признаков, действий. Моделью можно назвать и глобус, и чертеж детали (в том числе еще не созданной) конструкции, нотный текст в музыке, любые условные образы, схемы, логические и математические формулы (модель атома, молекулы, вселенной; аэродинамическая труба, как модель потока воздуха с определенными свойствами; модель психики и т.п.).
Моделирование, как создание мысленных или материальных «заместителей» явлений, процессов, вещей и мысленное или реальное манипулирование ими, служит методом изучения свойств явлений и процессов, или условий, в которых рассматриваемый предмет существует, с целью получения объяснений различных фактов и предсказания интересующих исследователя феноменов. Основой метода моделирования является умозаключение по аналогии: «если это проявляется в реальности на данном объекте, то это должно проявиться и в объекте-заместителе».
В гуманитарные науки моделирование пришло из математики, где давно создана теория моделей, в рамках которой под моделью понимается произвольное множество с заданными на нём наборами предикатов и (или) операций. Однако и физика, химия, и другие науки внесли свой вклад в формирование представлений о модели: модели атома, гена, молекулы, модели органов тела человека и животных, модели вселенной, модели грамматических конструкций, модели вселенной, нотный текст и пр. – все это «заместители» объектов в определенных отношениях, показывающие действие этих объектов.
К моделированию как методу исследования обращаются тогда, когда нужно отразить, выявить, объяснить механизмы того, как «работает» тот или иной процесс, какова структура и динамика какой либо системы, как развертывается процесс. Модель, становясь «заместителем» исследуемого предмета, позволяет делать определенные выводы, служит средством проверки, доказательства гипотезы. Модель может стать и способом выражения определенного утверждения, имеющего научную ценность. Тогда ее истинность нужно доказывать через моделирование определенных процессов и последующую проверку того, какие результаты получаются в реальности.
Моделирование сегодня является одним из плодотворных методов и в педагогике и в психологии. «Модель обучения», «Модель поведения», «модель здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении», «Модель стимулирования инноваций в образовании» и другие формулировки можно встретить сегодня и в названиях, и в текстах научных работ. Это связано с тем, что предметы психолого-педагогических наук настолько сложны, что отображение их в виде системы, структуры, набора функций часто обедняет содержание, и требуется более целостный способ описания связей и процессов. Кроме того, модель позволяет делать предлагаемые идеи практикоориентированными, наглядными, и учитывать многообразные взаимодействия с окружающими системами и структурами. Модель служит средством конкретизации, наглядного представления абстрактного содержания. Не последнюю роль играет и то, что именно педагогическая или психологическая модель часто дает возможность формализации и перехода к математическим моделям.
Ограничениями моделирования как средства исследования являются такие свойства моделей, как упрощение отражаемого явления, отражение в модели только тех связей и отношений, которые считаются существенными, что приводит к тому, что другие свойства (возможно, также важные), не учитываются и знание искажается. Кроме того, в модели всегда появляются собственные свойства, не относящиеся к свойствам оригинала и «паразитные» по отношению к нему, а, значит, при использовании модели могут быть получены неверные данные (см. Поддьяков 2006, 24-25). Нужно всегда помнить, что знание, полученное в результате моделирования всегда только вероятностно, что создавая реальную (а тем более мысленную, схематическую) модель, мы создаем новый объект, только похожий на то, что он отображает, и всегда есть опасность потери сущностных свойств самого объекта.
13. Интерпретационные методы
Классификация
Классификация (от лат. Classic – разряд, facere – делать, исполнять) – метод, заключающийся в том, что рассматриваемые объекты распределяются по классам (группам, совокупностям) на основе наличия или отсутствия определенных общих, важных для объектов признаков, выделенных исследователем. Выделенный признак, становится критерием отнесения того или иного объекта к определенному классу, определяя межклассовые различия. Единицей осмысления при классификации становится класс как совокупность реальных (или предполагаемо реальных) объектов. По классификационному методу создаются библиотечные тематические каталоги, деление психических явлений на процессы, свойства, состояния, отнесение образовательных дисциплин к гуманитарным и естественнонаучным, категории населения, которым оказываются те или иные услуги и т.п.
Как и всякий имеющий субъективную составляющую метод, классификация имеет ряд видов, выделяемых по разным основаниям.
По характеристикам признаков, на которые опирается составитель, выделяют естественные (опирающиеся на существенные свойства рассматриваемых объектов) и искусственные (безразличные к свойствам объектов) классификации. Естественные классификации могут быть объективными (например, по физическим свойствам предмета: вес, размер, окраска и пр.) и субъективными (по отношению к нуждам классификатора, например, по удаленности, по сложности, по смежности). В искусственных классификациях используются основания, несущественные для объекта, но используемые для других классификаций (например, алфавитный каталог в библиотеке).
Типологизация
Типологизация (от греч. tipos – отпечаток, форма, образец и logos – слово, учение) – метод научного познания, заключающийся в мысленной разбивке рассматриваемой совокупности явлений, процессов, объектов на упорядоченные по определенному свойству, критерию группы. Типологизирующее свойство (критерий) выделяется либо по теоретическим, концептуальным основаниям, либо по эмпирически выявленным качествам. Важно помнить, что типологизация должна осуществляться по основаниям, отражающим сущность изучаемого.
При типологизации рассматриваемые явления не делятся на точные множества, как при классификации, здесь может и не быть четких границ. Можно сказать, что определенные в результате типологизации типы не охватывают всю совокупность исследуемых объектов, поэтому типизация применяется при необходимости изучения взаимосвязи определенных признаков, для разделения некоторой совокупности на подгруппы для получения вариативных сравнительных данных и т.п.
По процедурам построения типов выделяют теоретические (по концептуально введенным основаниям) и эмпирические (по выявленным эмпирически основаниям); морфологические, структурные (статические) и процессуальные (динамические); генетические (учитывающие признаки появления и развития рассматриваемого явления); сравнительно-исторические типизации (по основаниям, выявленным в процессе развития явления и появлявшихся в сходных процессах).
При эмпирической типологизации принадлежность к типу должна определяться в терминах наблюдаемых признаков, а в теоретической – в терминах, которые свидетельствуют о концептуальной принадлежности признака.
Типология может быть как многоуровневой (на основе обнаруженной однородности первого уровня выделяется однородность второго, более сущностного уровня, на этом основании и – третьего и т.д.) и комбинированной, когда типы выделяются на основе комбинирования нескольких исходных оснований.
Систематизация
Систематизация (от греч. systema – целое, состоящее из частей) – совокупность мыслительных операций, в процессе которых изучаемые объекты располагаются в контексте определённой системы на основе выбранного принципа. Это и процесс определения, установления системы, и «структурирование системы внутри систем разных уровней (объектов в классах, классов в их множестве и т.д.) и сопряжение этих систем с другими одноуровневыми системами, что позволяет получать системы более высокого уровня организации и обобщенности» (Никандров В.В. Неэмпирические…, с. 43). При систематизации на основе установления причинно-следственных отношений между изучаемыми явлениями выделяются основные единицы (компоненты системы) изучаемого, происходит упорядочение данных по определенным основаниям, которые обусловлены системными свойствами рассматриваемых объектов, связанные между собой элементы приводятся в соответствующую поставленной цели исследования систему. Систематизация связана с другими логическими операциями: анализом и синтезом, обобщением, сравнением (можно сказать, что систематизация проводится на их основе). Частью систематизации может быть и классификация: систематизироваться могут как принадлежность к определенному классу, так и отношения между классами и их множествами, что приводит к выявлению максимально возможных в данном случае числа и характера связей изучаемого, что может быть положено в основу многомерных классификаций.
В предельно широком смысле в науке часто говорят о таком методе, как системный анализ, в котором анализируемое явление изучается с точки зрения системных свойств (элементов и их внутренних и внешних связей, системных качеств, видов структурных и процессуальных характеристик и т.п.).
приведению ”.
Периодизация
Периодизация – методологически выверенный способ упорядочения существования объекта на хронологической «ленте», при котором выделяются стадии, этапы, периоды возникновения, развития, существования изучаемого объекта. Каждый такой «отрезок» существования объекта выделяется по определенным основаниям, ведущим признакам, характеризующим его, при одновременном сохранении общего основания, объединяющего весь период бытия объекта. Метод широко применяется как в психологии (этапы социализации личности, стадии развития психики в онтогенезе, фазы развития групп и пр.) и в педагогике (периоды развития педагогики, этапы становления учебных умений и навыков, стадии развития профессионального мастерства учителя и пр.).
Генетический метод
Генетический метод – метод исследования явлений или предметов, основанный на анализе процесса возникновения, становления, последовательности стадий его развития. Генетический метод предполагает сведение многообразия явлений к фундаментальным исходным элементам и выведение из них исследуемого явления.
Структурный метод
Структурный анализ –метод, позволяющий выяснить значение отдельного социального явления для функционирования и развития определенным образом структуризованного социального целого. При структурном анализе в ходе сравнительного изучения социальных феноменов выделяются большей частью формальные элементы, взаимосвязь которых рассматривается как основа сохранения в неизменном виде структуры данной системы.
Методы математической статистики
Математическая статистика - наука, изучающая методы раскрытия закономерностей, свойственных большим совокупностям однородных объектов, на основании их выборочного обследования. Задачей математической статистики является построение методов оценки вероятности или принятия решений о характере событий наоснове статистических данных.
Описательная статистика
Descriptive statistics
Описательная статистика - техника сбора и суммирования количественных данных, используемая для превращения массы цифровых данных в форму, удобную для восприятия и обсуждения.
Непараметрическая статистика
Non-parametric statistics
Непараметрическая статистика - техника статистического анализа, применение которой не приводит к допущениям относительно точной формы распределения генеральной совокупности.
Параметрическая статистика
Parametric statistics
От итал.Stato - государство
Параметрическая статистика – анализ одновременного распределения двух или более переменных и выявление отношений между ними.
Статистический вывод
Statistic conclusion
Статистический вывод - процесс получения обобщений относительно генеральных совокупностей на основе данных выборки.
Дисперсионный анализ
Dispersion analysis
Дисперсионный анализ – предложенный Р.Фишером метод статистического анализа, позволяющий определить достоверность гипотезы о различиях в средних значениях на основании сравнения дисперсий распределений.