Технология выполнения магистерского исследования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
4. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАГИСТЕРСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Выбор темы исследования
Выбор темы диссертационного исследования имеет важнейшее, во
многом определяющее значение. Тема диссертации выбирается магистром
самостоятельно,
практических
исходя
интересов,
из
личных
научных,
склонностей
и
профессиональных
способностей
в
и
рамках
специализации выпускающей кафедры. На первом этапе допускается
формулировка предварительного названия темы, которая впоследствии будет
уточняться.
От правильного выбора темы диссертации зависит успех всего дела. Ее
нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться вашим
способностям, знаниям, интересам. Естественно, чем больше Вы занимались
той или иной темой, чем больше Вы имеете по ней публикаций, выступлений
с научными сообщениями, чем больше у Вас оригинальных идей, связанных
с ней, тем лучше и богаче получится Ваша работа. Большое значение имеет
знание иностранных языков: если Вы достаточно свободно читаете научную
литературу на иностранном языке, Вы можете почерпнуть там немало
полезной информации, тогда серьезной опорой и украшением Вашей
диссертации станут ссылки на непереведенные иностранные источники по
Вашей теме.
Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо
научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость
научных представлений создают основания для проведения научного
исследования. Приступая к поиску научной темы, необходимо провести
подготовительную работу и решить четыре задачи, имеющие кардинальное
значение для всей работы над диссертацией:
1) Определить степень разработанности проблемы, изучить ее
историографию, оценить выводы предшественников, определить, какие из
них остаются незыблемыми, а какие нуждаются в переосмыслении,
2
вычленить вопросы, которые обойдены исследователями, и на базе этого
обосновать новизну предстоящего исследования.
2) Обосновать научную необходимость и значимость, актуальность
темы,
сформулировать
главную
цель
исследования
и
задачи,
способствующие ее осуществлению, определить предмет исследования,
установить хронологические рамки исследования изучаемого явления.
3) Определить методологию проводимого исследования, оценить круг
имеющихся источников, наметить теоретические вопросы, по которым в
диссертации будут предлагаться новые трактовки и выводы.
4) Обосновать практическую значимость проводимого исследования,
выяснить, на кого и в какой степени оно ориентировано, в каких сферах
могут быть применены его результаты.
Помощь
в
выборе
темы
может
оказать
просмотр
каталогов
защищѐнных диссертаций, обзорных научных публикаций в специальной
научно-методической периодике. На данном этапе на основе изучения
литературных источников производится научный поиск, определяется общая
проблемная ситуация в выбранном направлении (объекте) исследования и
выявляются противоречия, требующие разрешения. Результатом процесса
является выделение нерешѐнной задачи или круга подобных задач (рис. 7).
Научные и
профессиональные
интересы
Литературный
обзор научных
публикаций
Выявление
противоречий
Формулировка
научной проблемы
Выбор темы
исследования
Рис. 7 – Схема последовательности выбора темы исследования
3
При выборе темы магистерской диссертации магистру необходимо
руководствоваться следующими, имеющими принципиальное значение,
существенными критериями:
тема должна быть актуальной, соответствовать современному
состоянию и перспективам развития науки, техники и технологии;
тема
должна
основываться
на
проведенной
научно-
исследовательской работе в процессе обучения в магистратуре;
при выборе темы необходимо учитывать степень разработанности
и освещенности ее в литературе;
руководствоваться интересами и потребностями предприятий и
организаций, на материалах которых выполняется работа.
Обоснование актуальности темы исследования является начальным
этапом исследования и характеризует научную зрелость и профессиональную
подготовленность магистранта. Актуальность темы отражает еѐ важность,
своевременность выполнения и перспективность достигнутых решений.
Обоснование актуальности содержит доводы, свидетельствующие о
научной и прикладной значимости исследования. Прежде всего, необходимо
конкретизировать систему исследования (отрасль, предприятие, элемент
инфраструктуры).
Далее
необходимо
убедительно
показать,
что
в
современном состоянии изучаемого вопроса имеются неразрешенные или не
полностью решенные аспекты какой-либо проблемы. При формулировке
актуальности темы исследования проводят краткое изложение сути
проблемной ситуации, границы между знанием и незнанием о предмете
исследования, необходимости и своевременности решения задачи в
соответствии с требованиями науки и практики.
Примерный перечень тем диссертаций формируется выпускающей
кафедрой с учетом тематики научных школ кафедры, вуза, а также научных
и(или) практических интересов магистранта.
Обычно в процессе подготовки актуальности темы идут по пути от
общего к частному, увязывая этот путь с названием диссертации. При этом,
4
сначала дается краткая характеристика отрасли, для которой решается
научная задача. В числе проблем, стоящих перед отраслью, выделяется
наиболее значимая, характеризуется эффективность при успешном решении
данной проблемы, рассматриваются причины возникновения проблемы,
после чего делается вывод об актуальности решаемого вопроса.
4.2. Определение целей и задач исследования
Постановка цели и задач исследования – важнейший этап написания
диссертации. Цель магистерского исследования – желаемый конечный
результат (главный) на достижение которого направлено исследование,
разрешение
проблем
и
устранение
недостатков
в
ходе
научно-
исследовательской работы магистра. Цель исследования должна конкретно
формулироваться
прогнозируемого
и
находить
состояния,
в
свое
выражение
котором
в
желательно
описании
видеть
исследования, т.е. цель выступает как стратегия исследования рис 8.
Цель магистерской диссертации
«Цель выпускной квалификационной работы – …»
1шаг. Выбрать действие для достижения цели
Разработать, определить, исследовать, выявить, обосновать
+
2 шаг. Обозначить основной научный результат (что?)
Тенденции, закономерности, законы, принципы, правила, методики,
концепции, методы, способы, подходы, модели, системы, критерии,
требования, характеристики, проектное решение
+
3 шаг. Найти практическую потребность, для
удовлетворения которой решается поставленная задача
(для чего?)
Повышения, снижения, обеспечения, оптимизации, улучшения
усовершенствования и т.д.
Рис. 8 – Схема формулировки цели ВКР
того
предмет
5
Не следует начинать формулировку цель как «Исследование…»,
«Анализ...», «Изучение...» потому, что эти слова указывают на средство
достижения цели, а не на саму цель.
В
магистерских
диссертациях
рекомендуется
для
грамотной
формулировки цели сначала обозначить основной научный результат,
который планируется получить, а уже после найти точки сопряжения его с
практической
потребностью,
которая
инициировала
поиск
решения
поставленных задач.
Для формулировки цели чаще всего используют шаблонную фразу:
«Цель диссертационного исследования –…». Например, цель магистерской
диссертации на тему «Ключевые факторы успеха в ИТ-консалтинге» может
быть сформулирована так: «Разработать набор ключевых факторов успеха,
обеспечивающих укрепление конкурентных позиций компании в ИТконсалтинге».
Задачи
исследования.
Задачи,
поставленные
и
решѐнные
в
магистерской диссертации, должны быть выполнены на современном уровне
развития науки и техники по выбранному направлению.
Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели
исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на
которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть
обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).
Четко сформулированные задачи исследования, которые, но существу,
являются декомпозицией цели на ряд частных подцелей, определяют тактику
исследования. Выделяются обычно три-четыре задачи, которые необходимо
решить для достижения цели исследования.
В определении задач надо стремиться к тому, чтобы в этой цепи стали
известными как можно больше звеньев изучаемого явления в его взаимосвязи
с другими явлениями. Выявление отдаленных взаимосвязей без прояснения
ближайших снижает ценность работы.
6
Наиболее часто встречающаяся ошибка в формулировании задач
исследования состоит в том, что изложение исследовательских задач
подменяется описанием плана предстоящей работы. В этом случае задачи
формулируются как описание обычной последовательности шагов научного
исследования:
1) проанализировать литературу по теме,
2) провести эксперимент (обследование),
3) обработать эмпирические данные,
4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Описание
использованием
задач
обычно
таких
делается
глаголов:
в
форме
изучить…,
перечисления
описать…,
с
выявить…,
установить…, выделить…
Цель работы связана с объектом и предметом исследования, а также с
его конечным результатом и путями его достижения.
4.3 Определение объекта и предмета исследования
Объект и предмет исследования как категории научного процесса
соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его
часть, которая служит предметом исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, которые избраны для
изучения,
содержат
проблемную
ситуацию
и
служат
источником
необходимой для исследователя информации. Объектом исследования или
областью, в пределах которой существует исследуемая проблема, является
система
показателей,
закономерностей,
связей,
отношений,
видов
деятельности, процесс и т.д. Другими словами объектом выступает то, что
исследуется.
Формулировка предмета исследования направлена на выделение из
объекта исследования более узкой и конкретной области исследования.
Предметом исследования является то, что в этом объекте получает научное
объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
На
начальном
этапе
магистерского
исследования
проводится
7
конкретизация методов и методик исследования. Метод исследования –
совокупность приемов, способов и правил, которые исследователь применяет
для получения новых знаний и фактов, новых формулировок категорий и
выработки обоснованных практических рекомендаций. Характеристика
методической
части
выпускной
квалификационной
работы
магистра
предполагает описание методов сбора научно-практической информации и еѐ
обработки
(наблюдение,
сравнение,
измерение,
эксперимент,
абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование,
восхождение от абстрактного к конкретному и т. д.).
Методика – последовательность решения частных задач на основе
выбранного
метода
исследования,
система
условий,
требований
и
ограничений проведения исследования. Например, выбранный метод цепных
подстановок
конкретизируется
последовательностью
расчетов:
в
в
методике
первую
определѐнной
очередь
оцениваются
количественные показатели (факторы), затем – качественные.
Методы и методики исследования служат инструментами в решении
поставленной цели исследования.
Для конкретизации темы и определения целей и задач исследования
необходимо изучить современное состояние вопроса по литературным
источникам. Обзор литературы позволяет выбрать методы решения,
наметить этапы исследования, определить конечные цели выполнения
исследовательской работы.
4.4. Изучение состояния вопроса
Изучение истории научного вопроса и анализ его современного
состояния опирается непосредственно на научную литературу. Важно найти
правильные
ориентиры
исследования.
При
при
поиске
проведении
научной
научного
литературы
литературного
по
теме
поиска
целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают
максимальным
ориентиром
научным
отбора
авторитетом
научной
в
данной
литературы
области.
является
Главным
грамотно
8
сформулированная на начальном этапе цель магистерского исследования и
выбранные источники научной информации.
Литературный
обзор
является
обязательным
компонентом
диссертации. Теоретическая основа исследования обязательно включает
изучение и использование научных трудов отечественных и зарубежных
авторов в области тематики, связанной с магистерским исследованием.
Теоретическая
часть
исследования
теоретических
основ
исследуемых
ориентирована
вопросов,
на
разработку
использование
новых
концепций и идей в выбранной области исследования, а ее результат
демонстрирует научную новизну. На основе поставленных в обосновании
задач производится выбор методов исследования и математического
аппарата, необходимого для достижения поставленной цели, а также
методики и техники исследования.
Источник научной информации – это условное обозначение научного
документа
или
издания,
которые
служат
не
только
важнейшими
источниками, но и средством передачи научной информации в пространстве
и времени.
Во многих руководствах в качестве основного подхода к проведению
научного поиска лежат рекомендации выбора источников в наибольшей
степени соответствующих конкретным задачам (цели) поиска. Однако, такая
рекомендация выполнима, когда речь идет о многообразии чего-то, в
основном однородного.
Выбор научных источников должен быть подчинен определенной
системе, последовательности, в которой должен идти поиск документальных
источников информации. Существует подход к разделению всей научной
информации по виду на первичные и вторичные источники рис. 9.
По форме представления источники научной информации делят на
документальные (книга, журнал и т.д.) и электронные (электронные версии
документальных источников научной информации, электронные базы,
глобальные информационные сети).
9
В
зависимости
от
режима
доступа
электронные
источники
информации делят на источники локального доступа (с информацией,
зафиксированной
удаленного
на
доступа
отдельном физическом носителе)
и
(с
либо
информацией
на
винчестере
источники
других
запоминающих устройствах или размещенной в информационных сетях, в
Интернете). Электронные источники научной информации позволяют
наиболее
эффективно
ускорить
и
оптимизировать
процесс
поиска
исследуемого вопроса.
Виды научной информация
Вторичная информация
Первичная информация
Научные отчеты
Информационные ресурсы
патентной информации
Справочники
Материалы конференций,
семинаров
Диссертации, авторефераты
Нормативные документы
Ведомственные обзоры
Книги, монографии
Журнала
Реферативные журналы
Библиографические указатели
Рис. 9 – Виды информации
Университет обеспечивает каждого обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории образовательной
организации, так и вне ее индивидуальным неограниченным доступом к
электронно-библиотечным системам, содержащим все издания основной
учебной и научной литературы. Кроме того, обучающимся и педагогическим
работникам обеспечен доступ к современным профессиональным базам
10
данных (в том числе международным реферативным базам данных научных
изданий) и информационным справочным системам.
Электронная
располагает
библиотека
широкими
научных
возможностями
публикаций
поиска
и
eLIBRARY.RU
анализа
научной
информации. Это крупнейший российский информационно-аналитический
портал в области науки, технологии, медицины и образования. Библиотека
интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) –
созданным по заказу Минобрнауки РФ с бесплатным общедоступным
инструментом
измерения
публикационной
активности
ученых
и
организаций. eLIBRARY.RU и РИНЦ.
Поиск научной информации осуществляется с возможностью отбора
статей по тематике, авторам, журналу, году публикации, названию статьи,
аннотации, ключевым словам, названию организации, списку цитируемой
литературы, а также по полному тексту. Поиск журналов в каталоге научной
периодики проводится с возможностью отбора и сортировки по различным
параметрам, в том числе по числу статей, числу цитирований и импактфактору журнала.
Основная задача магистранта – найти самостоятельную позицию,
которая опиралась бы на все лучшее, что можно почерпнуть из авторитетных
источников.
Этому
характеризующий
способствует
теоретические
критический
основы
обзор
исследуемой
литературы,
проблемы.
Он
позволяет выделить главное и существенное в современном состоянии
изученности проблемы, оценить результаты ранее сделанные другими
исследователями и сформировать контуры своего исследования.
В результате анализа научных трудов должно быть сформулировано
своѐ
конструктивное
отношение
к
известным
законам,
процессам,
принципам, что в дальнейшем может рассматриваться как вклад в развитие
теории вопроса. Логическим завершением работы с научной информацией
является
констатация
состояния
проблемы,
степени
изученности
и
разработки на сегодняшний момент. Следовательно, нужно четко и ясно
11
охарактеризовать состояние проблемы: в виде нерешенного вопроса или
ситуации, уточнения теоретической или практической цели и т.п.
Информация, полученная из источников, может использоваться в
тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно – либо внутри авторского
текста в переработанном виде, либо пересказа в произвольной форме
содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте
используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и
давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать
авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования
своих доводов или для полемики с автором. Цитаты привлекают и для
иллюстрации собственных суждений.
Поиск научной литературы достаточно серьезный этап исследования.
Качественно проведенный поиск дает исчерпывающее представление о
проблеме
и
путях
ее
решения.
Существующее
информационное
пространство может представить источники в большом количестве и
многообразии. При этом, обращение ко всем библиографическим источникам
одновременно становится совершенно нереальным занятием. Бессистемный
поиск всегда отнимает чрезвычайно много времени и одновременно не дает
гарантии его полноты.
Для систематизации поиска научной литературы предлагается провести
следующие действия:
1. Определить цели, для которых разыскивается опубликованная
информация.
2. Определить виды изданий, в которых может публиковаться
достоверная информация, пригодная для указанных целей.
3. Выбрать наиболее подходящие общепринятые методы поиска
литературы.
4. Провести
поиск
литературы
с
минимальными
затратами,
предусмотрев время на задержки в выдаче информации и непрерывно
12
оценивая, как выбор источников информации, так и пригодность собранных
данных.
5. Поддерживать точную и полную картотеку признанной полезной
информации.
6. Составлять и постоянно обновлять небольшую библиотечку для
быстрого отыскания нужной информации.
Изучение
научной
литературы
–
серьезная
работа.
Изучение
литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы
получить представление об основных вопросах, к которым примыкает
избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Поэтому статью
или книгу следует читать с карандашом в руках, делая заметки и выписки в
тетради. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых
материалов.
Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
беглый просмотр всего содержания;
чтение в порядке последовательности расположения материала;
выборочное чтение какой-либо части произведения;
выписка представляющих интерес материалов;
критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая»
запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.