Технология коллективной творческой деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Индивидуальное задание № 2
Разработать сценарий проблемной лекции «Технология коллективной творческой деятельности»
1. Название сценария: Технология коллективной творческой деятельности.
2. Сценарий предназначен для студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование».
3. Цель: знакомство с особенностями использования технологии коллективной творческой деятельности (КТД).
4. Задачи:
1. Знакомство с сущностью, принципами и этапами организации КТД.
2. Формирование умения проектировать фрагменты занятий с использованием технологии КТД.
3. Развитие коммуникативных и творческих способностей.
5. Содержание и структура сценария
№
Этапы
Цель
Формы и
методы работы
Количество часов
Методическое
Обеспечение
(материалы)
Критерии оценки показателей
Результаты, интерпретация
выводы и рекомендации после проведения занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1. Сущность коллективной творческой деятельности
Создание проблемной ситуации. Определение сущности коллективной творческой деятельности
Проблемная ситуация. Беседа.
20 мин.
Материал лекции
- знают основоположников КТД;
- способны охарактеризовать технологию КТД
Знакомы с создателями технологии КТД. Знают сущность технологии КТД. Рекомендуется чтение дополнительной литературы по теме лекции.
2
2. Принципы коллективной творческой деятельности
Характеристика принципов коллективной творческой деятельности
Мозговой штурм. Беседа
20 мин.
Опорные знания. Материал лекции. Учебник по педагогике. Методические пособия.
- знают принципы технологии КТД
- способы охарактеризовать принципы технологии КТД
Знакомы с принципы технологии КТД. Способны их охарактеризовать. Рекомендуется проектирование КТД с учетом обозначенных принципов.
3
3. Этапы организации коллективной творческой деятельности
Описание этапов организации коллективной творческой деятельности
Групповая работа. Моделирование ситуаций. Ответ на проблемный вопрос.
50 мин.
Материал лекции. Учебник по педагогике. Методические пособия.
- знают содержание этапов организации КТД;
- способны спроектировать фрагменты использования технологии КТД.
Знают этапы организации КТД. Способны спроектировать фрагменты занятий с использованием технологии КТД. Рекомендуется спроектировать воспитательное мероприятие с использованием технологии КТД.
6. Содержание
1этап. Сущность коллективной творческой деятельности
Современная система образования находится в стадии активной модернизации и требует от участников образовательного процесса перехода от воспроизводящей формы организации учебно-воспитательного процесса, направленной на освоение знаний, к развивающей форме обучения. Развивающая форма обучения характеризуется деятельностным мышлением, формированием творческой и креативной личности ребенка, способной к созиданию. Исходя из чего используемые педагогами технологии должны носить развивающий характер. Одной из таких технологий является технология КТД.
Авторами технологии коллективной творческой деятельности являются ленинградские педагоги-энтузиасты: И.П. Иванов и Ф.Я. Шапиро. Однако к сегодняшнему дню стараниями многочисленных последователей в процессе распространения и развития, видоизменения и насыщения воспитывающими возможностями появилось множество вариативных ее модификаций. Авторы технологии КТД утверждали, что сущность технологии заключается «в педагогике общей заботы».
Знакомы ли вы с технологией КТД? В чем заключается педагогический потенциал данной технологии? На поставленный вопрос мы попытаемся ответить в конце занятия.
Следует отметить, что какие бы вариативные формы не имела технология, все последователи принимали за основу ее ведущие идеи: коллективное творчество, коллективное целеполагание, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность.
И.П. Иванов под коллективной творческой деятельностью понимает: «организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».
Как вы думаете, что лежит в основе технологии КТД?
В чем заключается воспитательный эффект технологии?
Воспитательный эффект коллективной творческой деятельности заключается в том, что ученики получают возможность развивать и реализовывать свои способности, обогащать знания, развивать проектировочные навыки, формировать организаторские и творческие способности, развивать коммуникативные и рефлексивные умения.
Используя технологию коллективной творческой деятельности, классный руководитель развивает свой творческий потенциал, организаторские умения; получает возможность глубже изучить особенности детского коллектива и сплотить коллектив.
2. Принципы коллективной творческой деятельности
Основополагающими принципами технологии КТД являются:
1. принцип активности;
2. принцип творческой направленности;
3. принцип коллективизма;
4. принцип самостоятельности;
5. принцип соревновательности;
6. принцип эмоционального насыщения от деятельности;
7. принцип гуманного отношения к окружающим.
Мозговой штурм: характеристика принципов, предложение примеров использования принципов на практике.
3. Этапы коллективной творческой деятельности
Рассмотрим этапы организации коллективной творческой деятельности. Выделенные в педагогической литературе этапы на практике могут не иметь четких границ и переплетаться друг с другом.
Первый этап. Этап предварительной работы. Классным руководителем осуществляется диагностика интересов и потребностей воспитанников. Опираясь на полученные результаты, классный руководитель мотивирует детский коллектив на совместную творческую деятельность. Воспитанники начинают работать над созданием банка идей, затем определяется тема и замысел коллективного творческого дела. Происходит совместное обсуждение намеченных задач (Для кого КТД? Как его организовать? Где и когда будет проведено КТД? И др.).
Второй этап. Этап коллективного планирования. Ключевую роль на данном этапе выполняют участники коллективного творческого дела. Распределяясь по мини-группам, воспитанники начинают искать ответы на поставленные вопросы. Каждый воспитанник должен высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. На данном этапе необходимо определить Совет дела (ответственных организаторов). Каждая группа выдвигает кандидатов. После этого мини-группы объединяются в коллектив и начинают обсуждать идеи всех групп, формируется Совет дела. Совет дела должен обобщить предложения мини-групп и наметить примерный сценарий КТД. С этого момента на Совет дела возлагается функция организатора. Совет дела отслеживает всю деятельность и, при необходимости, вносит коррективы в сценарий коллективного творческого дела.
Успешность реализации коллективного творческого дела зависит от его организатора, от того, кто координирует деятельность, т.е. от классного руководителя. Классный руководитель направляет деятельность воспитанников на достижение планируемого результата, помогает сопоставить выдвинутые гипотезы и предлагает дополнительные задачи для размышления.
Результатом второго этапа является то, что воспитанники продумали все детали коллективного творческого дела от его создания до завершения; выбрали Совет дела, который теперь выполняет функцию главного ответственного за общее дело.
Третий этап. Этап коллективной подготовки творческого дела. На этом этапе руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Каждая мини-группа может подготовить свой добрый сюрприз, а старшие друзья направляют эту работу и помогают воспитанникам «по секрету». При этом воспитанники применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и те знания, умения и навыки, которые были получены ими или в учебном процессе, или во внеучебной жизни.
Четвертый этап (проведение коллективного творческого дела). На этой стадии осуществляется конкретный план, разработанный руководящим органом, со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке коллективного творческого дела. Возможна импровизация по ходу дела. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающие во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств, и ошибок, допущенных ребятами.
Главное для воспитателей как руководителей и ведущих участников КТД – пробуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.
Пятый этап (коллективный анализ). Данный этап очень важен, так как коллективное целеполагание, а после проведения КТД его анализ делают работу воспитателя и воспитанников осознанной, позволяют более точно строить свою последующую деятельность, развивают рефлексивные способности ребят и, соответственно, их самосознание. В ходе анализа учитель и ребята размышляют над вопросами: «Что было хорошо и почему? - Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?» В дальнейшем круг вопросов может быть расширен: «Принесло ли наше дело пользу и радость людям? С каким нравственно-психологическим настроем оно прошло? Насколько творчески мы подошли к делу? Насколько мы были самостоятельны?» В старших классах вопросы нужно формулировать так, чтобы они побуждали ребят к самоанализу. В коллективном анализе наряду с традиционным анализом организации общего дела должна присутствовать постановка вопросов, обращенных к анализу отношений, чувств, мыслей. Личностная ориентация такого анализа создается через постановку соответствующих «рефлексивных» вопросов (Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Помогло ли оно что-то понять в себе? и т.п.); через право выбора, на какие вопросы отвечать, о чем размышлять; через подчеркивание ценности для всех не только единства мнений, но и несовпадения позиций.
Шестой этап (ближайшие последействия коллективной творческой деятельности). На шестом этапе организуется общее собрание, где воспитатель и воспитанники детского коллектива высказывают свои предложения, впечатления и пожелания. Зачастую шестой этап на практике объединяется с пятым.
Моделирование ситуаций: вам предлагается в мини-группах смоделировать и представить фрагменты занятий с использованием технологии КТД. Определите тему, цель, задачи, используемые формы, методы и содержание КТД.
Демонстрация и обсуждение результатов.
Ответ на проблемный вопрос: в чем заключается педагогический потенциал технологии КТД?
Педагогический потенциал технологии КТД заключается в том, что данная технология позволяет реализовывать воспитательные задачи, развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, работать над сплочением коллектива, а также над формированием метапредметных умений.
7. Список использованной литературы:
1. Апиш М.Н. Использование технологии коллективных творческих дел (КТД) в развитии коммуникативных умений младших школьников [Электронный ресурс] / М. Н. Амиш // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 38. – С. 104–109. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/771308.htm
2. Иванов И.П. Коллективное творческое воспитание / И. П. Иванов // Семья и школа. – 1989. – № 8. – С. 14-16.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М.: Просвещение, 2017. – 498 с.
4. Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка / С. Д. Поляков. – М.: ИФ «Сентябрь», 2016. – 176 с.