Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Технологии взаимодействия между обучающимися

  • 👀 751 просмотр
  • 📌 692 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Технологии взаимодействия между обучающимися» pdf
Технологии взаимодействия между обучающимися Хайдарова Марина Олеговна, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики АО ИОО Понятия: «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «эффективное взаимодействие», «сотрудничество». Взаимодействие – взаимодействие с кем-то или чем-то: с внешним миром. Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт педагога с обучающимися (родителями и воспитателями), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Основными характеристиками взаимодействия считают:  взаимопознание,  взаимопонимание,  взаимоотношение,  взаимные действия,  взаимовлияние. (Л. В. Байбородова) Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность. К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость. Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия. Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке. В связи со сложностью и многосторонностью образовательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации. В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак: 1. По субъекту и объект-субъекту:  личность – личность (ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог, педагог – родитель и т.д.);  коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, группа - группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т.д.). 2. По направленности взаимодействия:  прямое,  косвенное. 3. По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной, трудовой, спортивной и другой деятельности. 4. По наличию или отсутствию цели:  целенаправленное,  стихийное. 5. По степени управляемости:  управляемое,  полууправляемое,  неуправляемое. 6. По типу взаимосвязи:  «на равных»,  руководство. 7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность (безразличие, равнодушие, безучастность), конфронтация, конфликт. В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников образовательного и воспитательного процессов и требует принятия оперативного решения. Эффективное взаимодействие – это совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного, преодоления стереотипизации восприятия, эмоциональнодушевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации. Сотрудничество как основа взаимодействия - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов детей. Приемы педагогического сотрудничества - одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос. Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:  Интенсифицировать работу школы и детского дома на основе партнерского взаимодействия; Создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития; Подходы к организации педагогического взаимодействия:  Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.  Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения. Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:  Добровольность  Сотрудничество  Уважение интересов друг друга  Соблюдение законов и иных нормативных актов  Модели взаимодействия участников образовательного процесса: Ребенок – ребенок: Педагог – ребенок  свободно общается со сверстниками;  приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);  развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;  самовыражается через совместную творческую деятельность;  учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;  учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.  признание ценности личности ребенка;  признание индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;  выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;  приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;  ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, социальной, духовной жизни;     Педагог -педагог     адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; диалоговое взаимодействие с ребенком; актуализация тенденции ребёнка к личностному росту; активизация творчески интересов ребёнка; создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем добровольность в сотрудничестве. искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детских отношений; уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам коллег; конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом). На основе личностно-ориентированного подхода в условиях образовательной организации реализуются следующие педагогические технологии, направленные на эффективное взаимодействие:  Личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская);  Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);  Коллективный способ обучения.  Технологии адаптивной системы обучения;  Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);  Технология коллективной творческой деятельности;  Технология ТРИЗ;  Проблемное обучение;  Коммуникативная технология;  Игровые технологии. Остановимся подробнее на некоторых из них. Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие, а не формирование заранее заданных, индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь становлению их личности путем организации познавательной деятельности. В детских объединениях во внеурочной деятельности педагоги не заставляют ребенка учиться, а создают условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит кружки, секции, студии и другие формы внеурочной деятельности самостоятельно, в свое свободное время от уроков в школе, добровольно выбирает направление деятельности или интересующий его предмет, а также и понравившегося ему педагога. В соответствии с данной технологией педагог должен не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого обучающегося, организовать совместную познавательную, творческую деятельность детей. Для каждого ребенка составляется индивидуальная образовательная программа, которая носит индивидуальный характер, основывается на личностных индивидуальных характеристиках, гибко приспосабливается к возможностям и динамике развития каждого обучающегося. Взаимодействие обучающихся при данной технологии возможно в условиях учебных групп однородного состава; внутригрупповой дифференциации для разделения по уровням познавательного интереса; профильного обучения в старших группах на основе диагностики, самопознания и пожеланий детей и родителей. Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения это совокупность организационных решений, средств и методов обучения, охватывающих определенную часть образовательного процесса. Данная технология предполагает несколько этапов: Ориентационный этап. Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно. Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие. Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам, но работает в коллективе. Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей. Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. В урочной деятельности индивидуализация обучения осуществляется со стороны педагога, а во внеурочной деятельности – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ребенка и следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении, не снижает самооценки и позволяет самоутвердиться в детском коллективе. Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Выделяются следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные виды занятий (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.). Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Выделяют следующие уровни коллективной деятельности в группе:  одновременная работа со всей группой;  работа в парах;  групповая работа на принципах дифференциации. Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативность. Групповая технология складывается из следующих элементов:  постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;  планирование работы в группах;  индивидуальное выполнение задания;  обсуждение результатов;  сообщение о результатах;  подведение итогов, общий вывод о достижениях. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), где достижение творческого уровня является приоритетной целью. В основе данной технологии лежат организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых; романтизм и творчество. Цели технологии – выявление и развитие творческих способностей детей, и приобщение их к многообразной творческой деятельности, результатом которого становится конкретный творческий продукт (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.). В ходе технологии коллективной творческой деятельности происходит воспитание общественно-активной творческой личности и осуществляется организация социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Главным мотивом коллективной деятельности детей становится стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Можно использовать приемы игры, состязания, соревнования. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности. Технологии коллективной творческой деятельности с учетом возраста:  Начальный уровень общего образования: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты. Технология коллективной творческой деятельности имеет следующие черты:  свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;  педагогика сотрудничества, сотворчества;  применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;  стремление к творчеству, самовыражению, самореализации. Включает следующие этапы (И.П. Волков, И.П. Иванов):  Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).  Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).  Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).  Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.  Собственно деятельность (высокий культурный уровень).  Осуществление разработанного плана.  Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?  Результаты коллективного дела. Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Различают следующие классификации педагогических игр:  по видам деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые,  социальные, психологические;  по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.;  по игровой методике: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.;  по игровой среде: с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др. Основные принципы игровых технологий:  природо- и культуросообразность;  умение моделировать, драматизировать;  свобода деятельности;  эмоциональная приподнятость;  равноправие. Цели образования игровых технологий обширны:  дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;  воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;  развивающие: развитие качеств и структур личности;  социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. В практической работе педагоги часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Особенностью таких занятий является подготовка обучающихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ребенку необходимо действовать. Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки. Игровая технология применяется педагогами в работе с обучающимися различного возраста, используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии. Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:  Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).  Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).  Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации). На занятиях во внеурочной деятельности часто используется для включение детей во взаимодействие коллективная технология проектной деятельности, которая позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ (здоровьесбережения, гражданственности, информационнопознавательная, социального взаимодействия человека и социальной сферы, сотрудничества и общения, трудовая). Применение этой технологии даёт возможность обучающимся больше работать, с одной стороны, самостоятельно, а с другой стороны, развивать свои способности, проявлять лидерские качества и личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Информационно-методическое обеспечение проектного обучения включает учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной деятельности, конструкторской и технической документации, выставки лучших изделий учащихся. Обучающиеся учатся работать с информацией, систематизировать материал, демонстрировать результаты своей деятельности. Включение элементов метода проектов в учебный процесс даёт педагогу возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников. Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в образовании детей, направлены на то, что бы: развивать активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей. Современные технологии в работе учреждений образовательных организаций сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития; являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, так как способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.
«Технологии взаимодействия между обучающимися» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot