Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 5. Технологии обучения дошкольников физическим упражнениям
5.1 Ходьба
Виды ходьбы.
1. Обычная ходьба в умеренном темпе (нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание).
2. Ходьба на носках.
3. Ходьба на пятках.
4. Ходьба высоко поднимая колени.
5. Ходьба широким шагом. Примерная длина шага различна для детей разных возрастов (32—35 см в 2 года, 55—60 см к 7 годам).
6. Ходьба перекатом с пятки на носок.
7. Ходьба приставным шагом.
8. Ходьба в полуприседе и приседе.
9. Ходьба скрестным шагом.
10 Ходьба выпадами.
11 Ходьба с закрытыми глазами.
12. Ходьба спиной вперед.
13. Гимнастическая ходьба.
Программные требования к ходьбе в каждой возрастной группе.
1 младшая группа (2-3 г.)
1) ходьба стайкой за воспитателем в заданном направлении;
2) ходьба по кругу, взявшись за руки;
3) ходьба парами, держась за руки;
4) ходьба в разных направлениях
5) ходьба по дорожке шириной 20 см.
6) ходьба между предметами («змейкой»);
7) ходьба в колонне друг за другом небольшими группами и всей группой;
8) приставной шаг в сторону.
К концу года дети должны ходить не наталкиваясь.
2 младшая группа (3-4 г.)
1) ходьба в колонне;
2) ходьба шеренгой с одной стороны площадки на другую;
3) ходьба на носках;
4) ходьба с высоким подниманием колен;
5) с выполнением заданий;
6) ходьба «змейкой»;
7) ходьба приставным шагом вперед;
8) приставные шаги вперед и назад;
9) ходьба в горку и с горки.
К концу года дети должны уметь:
• ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя правильное направление;
• выполнять задания воспитателя: остановиться присесть, повернуться.
Средняя группа (4-5 лет)
1) ходьба в колонне со сменой ведущего, темпа;
2) ходьба в разных направлениях;
3) ходьба на пятках;
4) ходьба на внешней стороне стопы;
5) ходьба мелким и широким шагом;
6) ходьба с разными положениями рук
7) ходьба по кругу с переменой направления;
8) ходьба приставным шагом в сторону, вперед, назад;
9) ходьба в чередовании с другими движениями.
К концу года дети должны уметь:
• ходить, согласуя движения рук и ног;
• строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
Старшая группа (5-6 лет)
1) ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы;
2) ходьба широким шагом;
3) ходьба в полуприседе;
4) ходьба со сменой положений рук – вперед, вверх, с хлопками;
5) ходьба перекатом с пятки на носок;
6) ходьба в колонне с перестроением в пары;
7) ходьба «змейкой»;
8) ходьба в чередовании с другими движениями.
9) проходить с закрытыми глазами 3-4 м;
10) продолжительная ходьба в спокойном темпе 35-40 мин.
К концу года дети должны уметь:
• ходить легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
• перестраиваться в колонну по три, четыре, равняться, размыкаться в колонне, шеренге, выполнять повороты направо, налево, кругом.
Подготовительная группа (6-7 лет)
1) ходьба скрестным шагом;
2) ходьба в приседе и полуприседе;
3) ходьба выпадами;
4) ходьба спиной вперед;
5) ходьба гимнастическим шагом;
6) чередование разных видов ходьбы
7) ходьба в разных построениях;
8) проходить с закрытыми глазами 4-5 м;
9) ходьба с преодолением препятствий;
10) продолжительная ходьба 40-45 мин.
К концу года дети должны уметь:
• выполнять правильно все виды ходьбы, пользоваться ими в зависимости от условий
• перестраиваться в колонну по три, четыре, в 2-3 круга на ходу в 2 шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.
5.2 Бег
Виды бега.
В спортивной практике:
• спринт (60-100м),
• бег на средние дистанции (400-1000м),
• бег на длинные дистанции (от 2000м),
• марафонский бег,
• кроссовый бег,
• бег с препятствиями,
• барьерный бег,
• оздоровительный бег в небольшом темпе (трусцой).
1. Обычный бег – умение бегать свободно, легко с естественными движениями рук.
Продолжительность бега:
• 10-15'' – младшие группы;
• 35-40'' – старшая группа;
• до 1минуты – в подготовительной группе.
а) бег на носках;
б) бег с высоким подниманием колен;
в) бег широким шагом;
г) бег с отведением назад согнутой в колене ноги;
д) бег скрестным шагом;
е) бег прыжками.
2. Бег в быстром темпе. (Длительность – 5-8 сек, повтор 4-5 раз.)
3. Медленный бег.
4. Бег в переменном темпе:
а) челночный бег;
б) бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх;
в) бег в разных естественных условиях.
Программные требования к бегу в каждой возрастной группе.
1 младшая группа (2-3 г.)
1) бег стайкой на расстояние до 10м;
2) бег в разных направлениях небольшими группами и всей группой;
3) бег за предметом или с ним;
4) бег в колонне небольшими группами и всей группой;
5) бег по кругу;
6) бег между двумя линиями;
7) бег в медленном темпе 30-40 с.
К концу года дети должны бегать не наталкиваясь.
2 младшая группа (3-4 г.)
1) бег в колонне;
2) бег по кругу, взявшись за руки, держась за веревку;
3) бег в разных направлениях;
4) бег с одной стороны площадки на другую, расстояние 10-20 м;
5) бег по прямой и извилистой дорожке;
6) бег в чередовании с ходьбой;
7) бег с остановками;
8) бег со сменой направления;
9) бег с ловлей и увертыванием;
10) бег в быстром темпе (расстояние 10 м);
11) бег в медленном темпе (50-60 с).
К концу года дети должны уметь бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя.
Средняя группа (4-5 лет)
1) бег в колонне по одному и парами;
2) бег в разных направлениях с ловлей и увертыванием;
3) бегать «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы;
4) бег с ускорением и замедлением темпа;
5) бег со сменой ведущего;
6) бег по узкой дорожке, между линиями;
7) бег широким шагом;
8) бег в быстром темпе (расстояние 15-20 м);
9) бег в медленном темпе (50-60 с);
10) бег 40-60 м в чередовании с ходьбой.
К концу года дети должны уметь бегать, согласуя движения рук и ног.
Старшая группа (5-6 лет)
1) бег на носках;
2) бег широким и мелким шагом;
3) бег, высоко поднимая колени;
4) бег с выполнением заданий;
5) бег в сочетании с другими движениями;
6) бег в быстром темпе на 10 м (повторить 3-4 раза);
7) бег на скорость на расстояние 20-30 м;
8) челночный бег (3 раза по 10 м);
9) чередование ходьбы и бега на 2-3 отрезках пути, по 60-100 м в каждом;
10) бег в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние до 150-200 м;
11) бег в медленном темпе (1,5-2 мин.).
К концу года дети должны уметь бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
Подготовительная группа (6-7 лет)
1) бег, отводя назад согнутые ноги в коленях;;
2) бег, поднимая вперед прямые ноги;
3) бег прыжками;
4) бег в сочетании с другими движениями (ведение мяча, со скакалкой, прыжками);
5) бег широким шагом через препятствия высотой 10-15 см;
6) бег из разных стартовых положений;
7) бег на скорость на расстояние 30 м;
8) челночный бег (5 раз по 10 м);
9) чередование ходьбы и бега на 3-4 отрезках пути, по 100-150 м в каждом;
10) бег в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние до 200-300 м;
11) бег в медленном темпе (2-3 мин.).
К концу года дети должны уметь выполнять правильно все виды бега, пользоваться ими в зависимости от условий.
5.3 Прыжок
Прыжок - движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение.
В прыжке есть определенная последовательность двигательных элементов и ритм. Прыжок состоит из четырех фаз: 1) подготовительной - принятие исходного положения, или разбег; 2) основной - отталкивание; 3) полет и 4) заключительной - приземление.
Подготовительная фаза при прыжке с места заключается в приседании, понижающем ОЦТТ, отведении рук назад в целях более сильного взмаха при толчке, растягивании мышц ног для лучшего их сокращения в следующей фазе.
При прыжках с разбега — ускоряющийся разбег, безостановочный переход к отталкиванию одной ногой.
Основная фаза - отталкивание и полет. Первое связано с сильным сокращением разгибающих мышц, обеспечивающим начальную скорость полета и правильное направление; второй придает нужное положение телу при подъеме и подготовку к приземлению.
Заключительная фаза - приземление, окончание полета без резкого сотрясения и толчков. Чтобы сохранить при этом равновесие, необходима координация всех движений.
При прыжке в длину с места (не менее 100 см) и с разбега (не менее 180-190 см) приземление происходит сразу на обе ноги, с пятки на всю стопу.
Прыжок в высоту с места (через шнур, небольшой кубик) и с разбега (не менее 50 см) требует приземления вначале на носки с последующим перекатом на всю ступню, что позволяет стопе играть роль амортизатора.
При прыжках в глубину (спрыгивание) приземление происходит на носки с последующим опусканием на всю ступню.
Дети до 3-х лет редко правильно прыгают, так как у них нет необходимой для этого координации движений, равновесия, подготовленности опорно-двигательного аппарата, пружинящие свойства у них недостаточные. При обучении основное внимание отводится мягкому приземлению. Постепенно вводятся простейшие упражнения, подготавливающие детей к овладению в дальнейшем техникой прыжка (параллельная постановка ног в исходных положениях, сгибание ног в колене – «пружинка», свободное движение рук).
Для совершенствования в прыжках рекомендуются упражнения с короткой, длинной и вращающейся скакалкой, поочередное подпрыгивание на одной ноге (игра «Классы»), различные подскоки с прямым и перекрестным движением ног, прыжки через ряд положенных на полу предметов; прыжки с поворотами и различными движениями рук; прыжки с поворотами и различными движениями рук; с продвижением вперед, назад, в сторону и др.
Виды прыжков: прыжок в длину с места, в длину с разбега, прыжок в глубину, прыжок в высоту с места, прыжок в высоту с прямого разбега, прыжок в высоту с бокового разбега способом «перешагивание», прыжки через короткую, длинную скакалку, различные подскоки.
5.4 Метание
Характеристика метания.
Метание – движение ациклического типа. В дошкольном возрасте ребенку доступно метание вверх, вперед, вниз. Оно способствует развитию всех групп мышц, особенно плечевого пояса, а также воспитанию ловкости, гибкости, быстроты, равновесия, глазомера.
Элементы техники метания.
Элементы техники - и.п., замах, бросок. При метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами; одновременно дети упражняются в силе броска в соответствии с расстоянием. При метании в цель волевое усилие сочетается с сосредоточенностью, целенаправленностью и координацией движения при обязательной глазомерной оценке расстояния.
Виды метания и способы.
Метание может производиться на дальность и в цель. С детьми дошкольного возраста применяются различные способы метания на дальность и в цель: «из-за спины через плечо», «прямой рукой снизу», «с прямой рукой сверху», «прямой рукой сбоку» (Д. В. Хухлаева).
5.5 Общеразвивающие упражнения - это специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
Значение ОРУ:
1) способствуют оздоровлению и укреплению организма;
2) развивают двигательные, психические качества ребенка;
3) развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, подготавливают к овладению сложными действиями;
4) активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма, способствуют укреплению сердечной мышцы;
5) формируют правильную осанку;
6) способствуют формировать навыки рационального дыхания, заключающееся в умении регулировать силу и длительность вдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения;
7) воспитывают художественный вкус, любовь к движениям, вызывают у детей положительный эмоциональный тонус.
Классификация ОРУ:
1. По анатомическому признаку.
1. Упражнения для рук и плечевого пояса:
1) поднимание и опускание прямых рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно; то же со сжиманием и разжиманием кистей рук;
2) сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных исходных положениях;
3) круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;
4) повороты рук внутрь и наружу из положения руки вперед, вверх, в стороны, назад;
5) взмахи и рывковые движения рук;
6) свободное потряхивание расслабленных рук.
2. Упражнения для туловища и шеи:
1) наклоны, повороты, круговые движения головой;
2) повороты головы и туловища вправо, влево;
3) наклоны головы и туловища вперед (с прямой и согнутой спиной с поворотами направо и налево), наклоны в стороны с различными положениями рук — из разных исходных положений;
4) круговые движения туловища с различными положениями рук;
5) поднимание и опускание туловища лежа на животе, на спине;
6) сгиб. и разгиб. туловища в упоре лежа, в упоре стоя на коленях;
7) расслабление мышц тела из положения сидя, лежа, круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;
3. Упражнения для ног:
1) поднимание и опускание ног из и.п. сидя, стоя, лежа;
2) сгибание и выпрямление ног;
3) махи ногами вперед, назад, в стороны с опорой и без опоры руками;
4) приседы и полуприседы, пружинящие движения в приседе;
5) круговые движения стоп ног из разных исходных положений;
6) удерживание ног в различных положениях — нога согнута в колене, вытянута вперед, в сторону, назад;
7) оставление ноги на носок вперед, в сторону, назад;
8) прыжковые упражнения.
2. По методической направленности:
2.1 Упражнения, направленные на развитие двигательных качеств:
1. Упражнения для развития гибкости.
2. Упражнения для развития силы.
3. Упражнения для развития координации, ловкости, пространственных и временных ориентировок.
2.2. Упражнения, направленные на повышение функционального уровня систем организма:
1. Упражнения для формирования правильной осанки.
2. Упражнения для развития сердечно-сосудистой системы.
3. Упражнения для укрепления дыхательной системы.
3. По способу построения:
1. Свободное построение в звенья, в круг.
2. Построение в колонны, в кругу с большими веревками.
3. группами с большими гимнастическими обручами, веревками.
4. Парами.
5. По использованию предметов:
1. Без предметов.
2. С использованием различных предметов и снарядов (гимнастические палки, мячи, скакалка, флажки, на гимнастической скамейке, бревне, стульях и пр.).
Требования к отбору упражнений:
1. В комплекс входят упражнения для разных частей тела, необходимые для развития разных физических качеств.
2. Особое внимание уделяют упражнениям на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы, дыхания.
3. Каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего. Упражнения для разных мышечных групп чередуются.
4. В работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением нагрузки. Из двух однотипных упражнений одно подбирается простое, другое более сложное.
5. Упражнения, сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем, которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием (приседания, упражнения из исходного положения лежа и т. д.)
6. Упражнения соответствуют назначению комплекса (комплекс для утренней гимнастики направлен на укрепление, оздоровление организма, упражнения известные; комплекс физкультминутки — предупреждение умственного напряжения, повышение обменных процессов, упражнения известные, предельно простые).
Последовательность расположения упражнений в комплексе:
1. Специальные дыхательные упражнения (если они есть) проводятся первыми, так как требуют внимания.
2. Упражнения для рук и плечевого пояса — для формирования правильной осанки. При отсутствии специальных дыхательных упражнений по возможности надо фиксировать вдох и выдох.
3. Повороты туловища, наклоны в стороны или наклоны вперед.
4. Упражнения для ног из и.п. стоя (махи, приседания и т. д.; упражнения на координацию с некоторыми элементами спортивной гимнастики: выставление ног с оттягиванием носка; на развитие функции равновесия).
5. Наклоны туловища вперед (с прямой или согнутой спиной из исходного положения стоя, стоя на коленях и др.).
6. Упражнения для ног и брюшного пресса из и.п. лежа на спине, сидя и т. д.
7. Упражнения для туловища из исходного положения лежа на животе.
8. Для утренней гимнастики заканчивать комплекс общеразвивающих упражнений следует прыжковыми упражнениями или бегом, чередуя его с ходьбой. На ф.к. занятии прыжковые упражнения и бег снимаются. Снимают нагрузки и регулируют дыхание упражнения для плечевого пояса и рук, ими можно заканчивать занятия.
Методы и приемы обучения ОРУ:
Каждое упражнение начинается с и.п.: правильного положения тела и необходимого для данного упражнения положения рук и ног. Важную роль играет правильное дыхание ребенка. Оно заключается в полноценном интенсивном по глубине вдохе и в постепенном умеренном выдохе, фиксируемом произнесением звуков тс, шш, пф, ух, урр, а также слов вниз, сели и т. п. Детей надо обучать правильному сочетанию фазы движения с фазами дыхания и тем самым совершенствовать работу дыхательного аппарата.
Вдох в упражнениях, развивающих мышцы плечевого пояса, всегда совпадает с расширением грудной клетки при разведении рук в стороны, отведении их назад, поднимании вверх шире плеч; выдох связан с сужением ее при опускании рук вниз, проведением их вперед, хлопком перед собой.
В упражнениях, развивающих мышцы ног и брюшного пресса, вдох происходит при выпрямлении ног, выдох — при сгибании их в колене, при приседания. В упражнениях для туловища, развивающих мышцы спины и гибкость позвоночника, при наклонах вперед вдох совпадает с выпрямлением, выдох - с наклоном туловища вперед-вниз; при боковых наклонах выдох — с наклоном в одну сторону, а вдох - в другую или: выдох с наклоном в одну сторону, вдох - с выпрямлением. При полных поворотах туловища вдох делается при повороте в одну сторону, выдох - в другую (поочередно в каждую сторону). При полуоборотах вдох совпадает с поворотом в одну сторону, выдох с положением прямо, то же - в другую сторону. В процессе выполнения упражнений надо приучать детей к вдоху через нос.
Систематическое применение физических упражнений постепенно образует у детей стереотип ритмического дыхания.
Усложнение требований к детям. При обучении детей 2 лет используются несложные упражнения. Наиболее эффективно применение игровых приемов, эмоционально-образных упражнений, выполнение действий детьми одновременно с воспитателем типа «птички», «погремушки» и др.
Дети 3 лет имеют некоторый двигательный опыт, умеют слушать объяснения, следить за показом движений, достаточно правильно воспринимать их. Это позволяет увеличить объем упражнений, разнообразить их, повысить требования к четкости выполнения.
Ребенок 4 лет обладает достаточно устойчивым вниманием, понимает требования к выполнению движений, стремится к самостоятельности, интересуется результатом своих действий. С учетом этих изменений можно усложнять упражнения, увеличивать нагрузку, предъявлять большие требования к осанке, использовать наглядный и словесный приемы обучения с применением пространственной терминологии при ориентировке на предмет, предоставлять большую самостоятельность действий.
У детей 5 лет вырабатывается точность, координация, уверенность движений. Повышаются требования к осанке, четкости, целенаправленности действий, самостоятельности. Увеличивается нагрузка, интенсивность выполнения, требования к точному воспроизведению образца, выполнению упражнений по словесной инструкции с использованием пространственной терминологии.
Дети 6 лет обладают хорошо выработанной осанкой, большим запасом двигательных навыков, способностью к самоконтролю и правильной оценке качества движений. Они правильно реагируют на словесную инструкцию, воспроизводят движения четко, уверенно; объясняют процесс их выполнения, пользуясь пространственной терминологией. Дети эмоционально воспринимают творческие задания: изменяют, комбинируют по-разному движения, придумывают новые.
Использование предметов. ОРУ выполняются детьми большей частью с предметами: палками, флажками, обручами, лентами, шнурами, шестами, шарами и т. п.; на предметах - гимнастической стенке, скамейке, стульях, бревне; у предметов - гимнастической стенки, стены. Различные предметы позволяют многократно повторять одни и те же полезные для детей упражнения, поддерживать к ним интерес. Предмет содействует большей конкретности задания, делает движения более. Многократное повторение упражнения с предметом помогает выработать правильный мышечный тонус, который сохраняется у ребенка и в дальнейшем при выполнении таких упражнений без предмета.
5.6 Строевые упражнения
Значение строевых упражнений:
• у детей воспитывается ориентировка в пространстве, согласованность действий в коллективе;
• строевые упражнения влияют на формирование у ребенка правильной осанки;
• строевые упражнения, как и др. гимнастические упражнения, повышают функциональные процессы в организме, влияют на физическое и всестороннее развитие ребенка.
2. Виды строевых упражнений:
• построения (в круг, колонну, шеренгу и т.п.);
• перестроения (из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, в шеренгу и т.п.);
• повороты в разные стороны (направо, налево, кругом);
• размыкания, смыкания;
• все передвижения в пространстве (в различных построениях и врассыпную).
3. Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах.
Строевые упражнения могут выполняться с различными предметами, сопровождаться песней, музыкой или ударными инструментами (бубен, барабан).
В младших и средних группах дети воспринимают пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «Повернитесь к окну - направо!» В старших группах - без ориентира: «По диагонали - марш!»,. «На противоположную сторону - становись!», «Первое звено - направо, второе – налево - марш!» и т. п.
Начиная со второй младшей группы детей приучают на занятиях строиться с помощью воспитателя в круг, в колонну друг за другом, запоминая впереди стоящего ребенка. При обучении построению в круг используется длинный шнур, положенный посередине зала, в форме круга. Дети, взявшись за руки, обходят его и выравнивают круг. Позднее учатся строиться вокруг стула, большой лошадки и т. п.
В колону, дети строятся возле стены, разложенного вдоль нее шнура.
Перестроение из колонны по одному в пары выполняется путем поворота впереди стоящего ребенка к следующему за ним (то же делают остальные).
Ведущие дети постоянно меняются, и таким образом каждый учится вести колонну (с опорой на зрительный ориентир: флажок, игрушка, стул и т. п.), овладевает восприятием пространства и посильной ориентировкой в нем.
В средней группе эти навыки закрепляются у детей в результате самостоятельного выполнения упражнений и постепенного усложнения их в соответствии с требованиями программы. Дети быстро строятся и перестраиваются не только на месте, но и в движении по неожиданному сигналу (в 2—3 круга, в пары, в колонну и т. д.).
В старших группах все дети самостоятельно выполняют по указаниям (сигналу) воспитателя построения и перестроения из колонны в пары, четверки путем прохождения через центр зала и расхождения направо и налево. Они строятся в ровные шеренги без ориентира. Выполняют смыкания и размыкания колони, используя приставной шаг; проверяют расстояние между колоннами и друг другом с помощью вытянутой руки; овладевают построением по глазомеру, ориентируясь на водящих; осваивают повороты на месте по команде «Напра-во. Раз-два!».
Подвижная игра – это комплексный воспитательно-образовательный процесс. Это метод совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
Значение подвижной игры.
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения. Имеет воспитательное значение. Это средство познания окружающего мира.
Классификация подвижных игр.
1) по содержанию;
2) подвижные игры с правилами:
• сюжетные (жизненный или сказочный эпизод),
• несюжетные (двигательные задания, ведущие к достижению цели);
3) спортивные игры (в старшей и подготовительной группах);
4) игры с элементами соревнований;
5) игры-эстафеты;
6) игры с предметами;
7) игры, различающиеся по их двигательному содержанию;
8) игры-забавы.
Объединяющим признаком всех игр является общность оздоровительной, образовательной и воспитательной задач, возможность совершенствования движений.
Для подведения детей к спортивным играм важны навыки свободного владения мячом. Существуют игры большой, средней и малой подвижности.
Таблица
«Методика обучения подвижным играм в разных возрастных группах»
Возр.
группа
Методика обучения
1 младшая группа
Организация. Ежедневно, по 6-8 мин. Проводить на улице, но в плохую погоду – в группе. Принуждение и торопливость не годятся. Движения проводить с каждым ребенком отдельно, давать больше самостоятельности.
Особенности п/и детей 3-го г.ж. Игры с простым и доступным сюжетом. Правила просты и тесно связанны с сюжетом. Игровые упражнения не имеют сюжета, в них включены простые двигательные задания. Во время игры все дети выполняют одинаковые роли и движения. Главная роль одна: сначала ее выполняет воспитатель, затем один из детей.
Подготовка к игре. Необходимо предварительное знакомство с условиями проведения игры, с предметами, которые будут в ней использоваться. Воспитатель тщательно готовится к ее проведению.
Выполнение правил развивает организованность, дисциплинированность; воспитывает умение подчинять свои действия общим для коллектива задачам, умение сдерживать себя и действовать осмысленно. Для усвоения всех тонкостей игры и приобретения необходимых навыков воспитатель может часто повторять одну и ту же игру. Воспитатель регулирует двигательную нагрузку, учитывая степень подвижности каждого ребенка.
Руководство игрой. Воспитатель, участвуя в игре, показывает пример правильности движений. При объяснении игры необходимо четко выделить сигналы, по которым детям придется изменять свои действия, взрослый подсказывает и поясняет. Важно активизировать общение детей между собой.
2 младшая группа
Организация. Ежедневно, по 6-10 мин. Проводится в разное время дня, но не сразу после завтрака. Требуя на занятиях концентрации внимания, поощрять п/и средней интенсивности движений. Дети 4-го г.ж. стремятся к коллективным формам общения.
Особенности п/и детей 4-го г.ж. Сюжеты становятся более разнообразными. Интересное содержание игровых действий повышает двигательную активность в игре, придает действиям яркую эмоциональную окраску. В п/и детей 4-го г.ж. встречаются довольно сложные движения. В этой группе широко применяются игры с пением и рифмованным текстом, что способствует одновременности действий детей.
Подготовка к игре. Воспитатель продумывает условия проведения игры, готовит игровой материал. Он обдумывает ход игры, расположение и возможные перемещения детей на площадке, распределение ролей и т.д.
Выполнение правил. Основным требованием является воспитание умения действовать сообща, начинать и заканчивать действия по указанию и в соответствии с сюжетом игры, двигаться определенным способом в заданном направлении, обращать внимание на выразительность движений. При повторении игра несколько видоизменяется и усложняется. Одна и та же игра без изменений повторяется 2-3 раза.
Руководство игрой. Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя персонажи игры, подчеркивает характерные черты движения каждого из них. Необходимо требовать четкого и точного выполнения условий и правил игры. Воспитатель изредка поручает ответственную роль уже не только более энергичным и сообразительным детям. Участие воспитателя в п/и способствует установлению дружеских контактов между воспитателем и детьми и развивает положительные коллективные взаимоотношения детей.
Возр.
группа
Методика обучения
Средняя группа
Организация. Ежедневно, в разные периоды дня по 8-12 мин. Для игры лучше объединять детей группками по 5-6 человек. Воспитатель организует игры и для всей группы одновременно. Это п/и с правилами, построенные на выполнении действий одновременно всеми играющими.
Особенности п/и детей 5-го г.ж. Разнообразие сюжетов связанно с растущими представлениями о явлениях окружающего мира. Усложняются взаимоотношения детей в игре. Включаются игры с ловлей и увертыванием. Результаты некоторых игр зависят от согласованности действий 2-х или нескольких детей. Т.о. в п/и возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, исход игры. В этом возрасте выполнение взятой на себя роли становится основным содержанием игрового поведения ребенка.
Подготовка к игре в ср.гр. не имеет специфических особенностей. К приготовлению пособий воспитатель активно привлекает детей. Перед новой игрой проводится предварительная беседа.
Руководство игрой. Существенное значение имеет объяснение правил. Воспитатель сообщает название игры, излагает ее содержание, объясняет правила. Воспитатель изредка играет роль ведущего. В течение года он приучает всех детей к роли ведущего. Воспитатель следит за действиями играющих, подсказывает ход игры, делает замечания нарушителям правил.
Выполнение правил. Правила усложняются. Вводятся ограничение движений – ловить, только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и др. Воспитатель добивается более точного выполнения правил. Внимание воспитателя должно быть направленно не на увеличение новых игр, а на усложнение уже знакомых.
Старшая группа
Организация. Продолжение до 10 мин. В утреннее время воспитатель уделяет внимание отстающим в движениях детям. После завтрака целесообразны индивидуальные и малогрупповые игры невысокой интенсивности. Активная деятельность целесообразна на прогулках. Руководство воспитателя на участке осуществляется в 2-х планах: 1) предлагает детям объединиться в небольшие группы для п/и и помогает выбрать ведущего; 2) организует общие для всех п/и и игры-забавы во 2-ю половину дня. Все шире к организации и проведению игр привлекаются сами дети.
Особенности п/и детей 6-го г.ж. Содержание усложняется, включаются новые сюжеты. Нередко воспроизводятся яркие события современной жизни. В играх дети делятся на группы. Воспитатель следит за распределением детей (по силе примерно одинаковые группы). Большое место занимают бессюжетные игры. Правила становятся сложнее и требуют большей точности. Воспитатель приучает детей справедливо оценивать действия товарищей и свои.
Руководство игрой. Дети достаточно самостоятельны и организованны. Ответственные роли выполняют сами дети. Участие воспитателя необязательно. Распределение ролей происходит при участии воспитателя.
Выполнение правил. Правила рассказывают перед игрой и успешность игры зависит от того как дети поняли правила. Детей интересует не только процесс игры, но и ее результат. Поэтому в конце игры воспитатель подводит итог.
Возр.
группа
Методика обучения
Подготовительная группа
Организация. Дети самостоятельны, им известны многие п/и. Это позволяет выбирать игры по интересам. На занятиях и между ними целесообразно проводить несложные гимнастические упражнения, снимать утомление от статических положений. Основное время проведения – утренняя и вечерняя прогулка. До завтрака и после рекомендуются самостоятельные игры по интересам. В день проводится несколько п/и. Учитывая необходимый уровень развития у детей организаторских способностей, воспитатель поручает им иногда проведение п/и сначала с небольшой группой, а потом и со всей группой.
Особенности п/и детей 7-го г.ж. Проявлению высоких физических и морально-волевых качеств способствует участие детей в п/и, в которых общий результат зависит от взаимодействия играющих. В командных играх детей приучают, добиваясь высоких личных результатов, заботиться об общекомандном результате, проявляя товарищество и взаимопомощь. Требование точных выполнений правил содействует воспитанию выдержки и дисциплинированности. Эмоциональность п/и способствует тому, что дети начинают в них играть по собственной инициативе.
Руководство игрой. Подготовку к игре воспитатель полностью доверяет детям. При выборе игры решающее слово остается за воспитателем, но при этом учитываются желания детей. Дети сами выбирают ведущих. Первичное объяснение сложной игры сопровождаются показом наиболее трудных ее моментов. Указания воспитатель делает по ходу игры. Для командных игр команды распределяются пол силам. Правильная оценка поведения детей в игре очень важна в воспитательных целях. В подготовительной группе все дети должны научиться самостоятельно организовывать и проводить п/и. Воспитатель целенаправленно приучает их к этому. Воспитатель поощряет игровое творчество детей.