Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 1. Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи
ПЛАН
1. Виды нарушений голоса и их характерные проявления у детей с различными речевыми расстройствами
2. Технология коррекция голоса при заикании
3. Технология коррекции голоса при ринолалии
4. Технология коррекции голоса при дизартрии
1.Виды нарушений голоса и их характерные проявления у детей с различными речевыми расстройствами
Нарушения голоса у детей — сложная проблема, требующая пристального внимания специалистов. Во многих случаях причины нарушений неизвестны или неясны, поэтому таких детей необходимо тщательно и всесторонне обследовать, так как без точного диагноза невозможно разработать исчерпывающий план лечения. Установление диагноза и реабилитация, как правило, требуют длительного времени и терпения. Программа лечения нарушений голоса состоит из четырех этапов.
В диагностике и лечении должны участвовать специалисты в таких различных областях, как патология голоса и речи, аудиология, клиническая психология, социология, стоматология, отоларингология, педиатрия, аллергология, рентгенология, пластическая хирургия, неврология и психиатрия. Нарушение голоса у ребенка может быть впервые выявлено одним из этих специалистов. Например, тяжелую форму гиперназальности у ребенка может выявить при осмотре школьный логопед, а ребенка с охриплым голосом родители могут показать семейному врачу или ларингологу. Нарушения голоса у детей обычно выявляют в школе, а исходное обследование зачастую проводят в отделениях патологии речи различных больниц, привлекая всех необходимых специалистов.
В процессе обследования оценивают все аспекты нарушения голоса: ларингеальный тон, громкость, высоту тона, резонанс. Тщательно собирают анамнез. Результаты обследования заносят в историю болезни наряду с данными специфических тестов и лабораторных исследований, необходимых для выявления причин нарушений; на основании полученных результатов устанавливают диагноз. Часто это бывает трудно сделать, так как одни и те же симптомы могут быть обусловлены различными причинами, например, гиперназалыюсть может быть следствием неправильного заучивания, подражания или недостаточности небно-глоточного клапана. После установления диагноза составляют план лечения и прогнозируют степень ожидаемого улучшения. Лечение может включать голосовую терапию, различные медицинские процедуры, в том числе стоматологические и хирургические, а также психотерапию.
Изучение человеческого голоса современной наукой многопланово. С акустической точки зрения, голос анализируется как сочетание разнообразных по частоте, амплитуде, спектру звуков, воспроизводимых голосовым аппаратом человека и субъективно воспринимаемых в виде высоты, силы, тембра. Как анатомо-физиологический процесс, голос представляет собой сложно организованный нервно-мышечный акт и отражает особенности высшей нервной деятельности. Голосовая функция, непосредственно связанная с устной речью, имеет исключительно важное социальное значение, обеспечивая возможность передачи информации и общения между людьми. Представлены теоретические данные, характеризующие закономерности развития детского голоса с учетом возрастных и анатомо-физиологических особенностей. Голосовые реакции уже в первые месяцы жизни становятся средством эмоционального общения ребенка с матерью, в процессе которого протекает его раннее психическое и речевое развитие по А.Н.Гвоздев, Е.Н. Винарская, М.Е. Хватцев. Продолжая обогащаться и совершенствоваться, голос детей постепенно приобретает свои характерные качества, по мнению А.И. Максаков, И. Максимов, Н.Д. Орлова, М.С. Грачева. Сложность механизма голосообразования обусловливает то многообразие факторов, которые обеспечивают полноценное развитие голоса детей. В числе таких факторов многие исследователи рассматривают сформированность физиологического и фонационного дыхания в норме Н.И. Жинкин, Э.К. Сийрде и при речевой патологии Л.И. Белякова, И.И. Ермакова, М.В. Ишюлитова, К.А. Семенова и другие, сохранность слухового восприятия (Д.К. Вильсон, Е.В. Лаврова, Е.Н. Пустынникова, Е. Седлачкова), состояние носовой полости, носо- и ротоглотки (Т.Е. Шамшева, Н.Ф. Лебедева, И. Максимов и другие).
Голосовая функция детей, имеющих тяжелые речевые расстройства, формируется искаженно. Нарушения голосообразования постепенно приобретают стойкий, выраженный характер. Рассматривая структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, нарушения голосовой функции отмечают практически все отечественные авторы (Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, О.В. Правдина, К. А Семенова, М.В. Ипполитова, Т.Н. Воронцова, И.И. Ермакова, Л.И. Вансовская) и зарубежные ученые (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска и другие). Взгляды на природу голосовых нарушений при заикании весьма противоречивы. Часто авторы указывают на наличие судорог в голосовом аппарате, не рассматривая качество акустических характеристик голоса (В.А. Куршев, Н.П. Тяпугин). Другие исследователи отмечают изменение параметров голоса и интонационной стороны речи при заикании (М. Зееман, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Е.В. Оганесян, Л.З. Арутюнян, В.И. Филимонова). Практически не изучено состояние голосовой функции и интонационной стороны речи при алалии.
Традиционно выделяют четыре типа нарушений голоса: нарушения тембра голоса, который определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов - добавочных тонов, присоединяемых к основному тону определенное сочетание обертонов создает индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека. Изменения громкости, которая зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок. Изменения высоты тона, которая зависит от частоты колебаний голосовых складок и служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи, а также нарушения резонанса. Отклонения от нормы темпа речи иногда считают пятой категорией нарушения голоса, но чаще их относят к нарушениям артикуляции и ритма.
Нарушения тембра голоса
Изменения голоса вызваны нарушением ларингеального тона, в основе которого лежит звук, образующийся на уровне голосовых складок. Такие нарушения, как огрубление, придыхание, охриплость или чрезмерно выраженная дикротическая дисфония, относятся к дефектам образования тона.
Прежде чем охарактеризовать специфические нарушения тембра голоса, необходимо рассмотреть факторы, от которых он зависит. Тембр голоса определяется четырьмя основными факторами. Он может изменяться из-за нарушения строения одной или нескольких частей голосового механизма. Физиологическое состояние мышц и поверхностей гортани, глотки, полостей носа и рта должно соответствовать норме. Серьезное воздействие на тембр голоса могут оказать эмоциональные перегрузки, как хронические, так и острые. Тембр голоса зависит и от того, как используется голосовой аппарат. При неправильном использовании он может изменяться. Также ряд учёных, занимающихся проблемой нарушения голоса, в том числе и Д.К. Вильсон, выделяют разновидности нарушений тембра. Рассмотрим самые основные из них. Огрубление голоса. Огрубелый голос неприятен и режет слух. Он может сопровождаться дикротической дисфонией, напряжением, локализованным в области гортани, а также частым возникновением твердой голосовой атаки. При твердой голосовой атаке происходит плотное смыкание голосовых складок, что вызывает задержку воздуха под голосовой щелью. Для раскрытия складок необходимо большее, чем в норме, давление. Это приводит к тому, что голос становится сдавленным и резким. Огрубелый голос может иметь сниженную высоту тона, а также быть слабым, поскольку многим людям трудно говорить достаточно громко на низком тоне. Придыхание. Голос с придыханием представляет собой комбинацию звуков, издаваемых голосовыми складками, и похожих на шепот компонентов шума, производимого турбулентным потоком воздуха. При придыхании снижено аддукционное напряжение, а также ослаблены срединная компрессия и продольное напряжение голосовых складок. В результате этого голосовые складки вибрируют неэффективно и не всегда смыкаются по средней линии. При этом невибрирующий воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего к голосу добавляется шумовой компонент. Голосовые складки вибрируют, однако из-за неплотного их смыкания между ними постоянно проходит воздух, в результате чего ослабевает сила голоса и снижается высота тона. Придыхание может быть слабо выраженным и резким. В первом случае шумовой компонент невелик, тогда как при резко выраженном придыхании фонация пропадает и остается только шепот. Охриплость. Охриплость голоса возникает время от времени почти у всех людей. Часто логопеды не придают ей значения, поскольку она обычно связана с простудой и исчезает вместе с ней. Тем не менее она иногда является единственным признаком поражения гортани и может быть важным симптомом различных заболеваний. Нельзя оставлять без внимания охриплость, которая сохраняется более 10 дней. Необходимо выявить причины охриплости, по возможности устранять их и назначать голосовую терапию. Термином «охриплость» часто обозначают любое нарушение ларингеального тона, однако специалист должен уметь отличить хриплый голос от резкого и придыхательного.
Дикротическая дисфония. Она может быть воспроизведена сознательно путем спокойной фонации на самом низком тоне, чтобы звук вызывался из гортани отдельными порциями. Если дикротическая дисфония выражена слабо, то ее не следует рассматривать как отклонение от нормы, частота основного тона снижается до 92-2 Гц. Голосовая щель открыта очень короткое время и закрыта очень долго, в течение одного цикла не обнаружено многократного открытия и закрытия щели. Во время дикротической дисфонии отмечено снижение скорости воздушного потока и высокое давление в подскладочном пространстве. Логопед должен тщательно оценивать изменение ларингеального тона, чтобы отличить дикротическую дисфонию от других типов дисфункции гортани. Рассматривая нарушения резонанса, логопед сталкивается с двумя основными типами нарушений: гиперназальностью-чрезмерным использованием носовой полости как резонатора и гипоназальностью - недостаточным ее использованием. Гиперназальность (гнусавость) является одной из особенностей некоторых региональных диалектов, она также может имитироваться сознательно или неосознанно. Вторичные нарушения резонанса включают сочетание гипо- и гиперназальности, а также тупиковый резонанс, когда звук концентрируется в носовой полости вследствие частичного или полного закрытия передних отделов ноздрей. Гиперназальность и гипоназальность обычно относят к нарушениям голоса. Мы также рассматриваем первичные и вторичные нарушения резонанса, как одну из форм нарушения голоса. Вернёмся к гиперназальности. В любой речи присутствует в той или иной степени носовой резонанс. Звуки м, и, н в норме назализованы. Назализация гласных звуков не является нормой и рассматривается как гиперназальность. Гиперназальность может встречаться при произнесении некоторых согласных, когда требуется создание дыхательного давление в полости рта. Иногда эти звуки произносятся через нос с характерным фырканьем. Существуют два типа назальной эмиссии воздуха. В первом случае возникает слышимая турбулентность в результате неполного закрытия небноглоточного клапана при произнесении этих согласных, когда требуется создать повышенное давление в полости рта. Во втором случае назальная эмиссия или резонанс возникают при произнесении в процессе речи гласных или звонких согласных. Может встречаться ассимиляционная гиперназальность, когда гласные, произносимые до или после м, н и нъ, слишком назализованы из-за близкого соседства с нормально назализованными звуками. Глоточный резонанс заключается в неправильной локализации звука в глотке и задних отделах полости рта и часто носит название «глоточность» или «отсутствие проекции». По-видимому, в этих случаях звук концентрируется в ограниченном пространстве между голосовой щелью и спинкой языка. Речь людей с недостаточностью небноглоточного клапана характеризуется избыточной назальной эмиссией звуков, гиперназальностью и неадекватным ротовым дыханием, что серьезно ухудшает качество голоса и артикуляцию. Так гипоназальность наоборот представляет собой недостаток носового резонанса в фонемах м, и, нь. Человек говорит так, как будто он простужен, а при резко выраженной форме гипоназальности б звучит как м, д - как н, что приводит к словесной путанице. Например, бог звучит как мог, код - как кон.
Нарушения громкости также относится к расстройствам голоса. Ребенок в силу привычки может разговаривать так громко, что все соседи находятся в курсе его дел. Его голос можно легко расслышать в шуме школьной столовой, учитель постоянно просит его говорить тише, он громче всех поет. И наоборот, всегда найдется ребенок (обычно девочка) с тихим голосом, которого очень трудно расслышать. Все просят ее говорить громче и повторять сказанное, что вынуждает ее говорить только в случае необходимости. Когда она читает вслух, никто в классе ее не слышит, и учитель думает, что она недостаточно подготовлена. Часто ее считают чрезмерно застенчивой, но все дело состоит лишь в недостаточной громкости голоса. У детей с нарушениями громкости голоса необходимо исследовать слух. Результаты исследований уровня громкости зависят от расстояния между говорящим и измерительным прибором. При измерении уровня громкости на расстоянии примерно 1 м от измерительного прибора громкая речь достигает 86 дБ, а тихая - 46 дБ. При определении соответствующей громкости можно руководствоваться наиболее комфортным уровнем восприятия.
И последняя, четвёртая характеристика нарушений голоса, нарушение высоты тона. Об этом отклонении у ребенка говорят в тех случаях, когда его голос имеет одну или несколько из следующих характеристик: слишком высокую или слишком низкую частоту основного тона; очень узкий частотный диапазон; чрезмерные провалы высоты тона; слишком высокий или низкий для данной ситуации тон. Высота тона, характерная для детского голоса, но сохранившаяся и после того возраста, когда происходит перестройка голоса, должна рассматриваться как серьезное отклонение от нормы. При перестройке голос у мальчиков падает по высоте приблизительно на одну октаву, а у девочек - на 3 или 4 полутона. Если в голосе ребенка 12 лет присутствуют высокие тона, то он особенно не отличается от других детей. Однако у ребенка 14 или 15 лет, будь то девочка или мальчик, голос уже должен изменяться. Если у мальчика не происходит изменений голоса или у девочки голос становится слишком низким, необходимо принимать соответствующие меры. Например, у одного 17-летнего рослого старшеклассника был очень высокий голос. Обследование, проведенное семейным врачом, ларингологом и психологом, не выявило органических или физиологических отклонений. Уже после первых сеансов голосовой терапии нам удалось понизить высоту тона почти на целую октаву и примерно через месяц использование более низкого голоса вошло у него в привычку. Рассмотрим утверждение И.Б. Карелиной. В специальной литературе, она описывает, что нарушения голоса также наблюдаются у детей с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР) - это нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности: артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи. Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, поэтому в отечественной специальной литературе для обозначения этого нарушения используется термин «стертая дизартрия», предложенный О.А.Токаревой. Все симптомы при МДР проявляются в нерезко выраженной форме. Основной симптом МДР - стойкое нарушение произношения, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи. Для всех детей с МДР характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у данной категории детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков. Наряду с выраженными расстройствами звукопроизношения у детей с этой речевой патологией наблюдается нарушение формирования интонационной структуры предложения. При этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации. Голосовые нарушения у детей с МДР обусловлены нечеткой артикуляцией и легкими парезами мышц гортани, в результате чего нарушены все характеристики музыкальности речи. У детей с МДР отмечается недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении слуховой дифференциации звуков и нарушении фонематического анализа. Отклонения в развитии лексики и грамматического строя оказываются производными и носят характер вторичных нарушений. В основе звукопроизносительных расстройств при МДР лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов; моторная недостаточность артикуляционного аппарата и общей двигательной сферы, обусловленная диспраксическими расстройствами. Дифференцированная коррекция двигательной сферы и артикуляционной моторики детей позволяет устранить нарушения звукопроизношения, просодической стороны речи, способствует нормализации лексико-грамматической стороны речи. Е.Ф. Архипова описывает нарушения голоса у детей с церебральным параличом, таким образом, интонационные расстройства относят к основным и часто наиболее стойким признакам дизартрии. Именно они в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей. Нарушения голоса обусловлены парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса и ограничением подвижности. При этом наибольшее значение имеет паретичность мышц гортани. В особенности это относится к перстнещитовидным мышцам, натягивающим истинные голосовые связки. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным. Движения гортани тесно связаны с движениями языка, нёба, нижней челюсти. Поэтому при тяжелой спастичности указанных мышц и резком ограничении их движений обычно наблюдаются выраженные нарушения голоса. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата, может нарушать возможность вибрации голосовых связок и будет затруднять процесс образования звонких согласных, которые в этих условиях будут заменяться глухими. Вибрация голосовых связок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата. Сила голоса в этих условиях становится минимальной. Недостаточность проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования во всех случаях утяжеляет нарушения голоса у детей с церебральным параличом. Нарушения голоса у детей с церебральным параличом крайне разнообразны. При различных формах дизартрии они носят специфический характер. Однако наиболее часто отмечаются недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), отклонения тембра голоса (глухой, нозализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Необходимо отметить, что нарушения голоса у детей с церебральным параличом значительно усиливаются при выраженности у них позотонических рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом должна начинаться в рефлекс запрещающих позициях. Работа над голосом всегда является только одним из звеньев комплексной реабилитации детей с церебральным параличом. Для развития голоса у этих детей могут быть использованы различные содержащиеся в логопедической литературе ортофонические упражнения. Цель этих упражнений - развитие координированной деятельности дыхания, артикуляции и фонации. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом. Многие логопеды считают, что частота нарушений голоса у детей возрастает. По мнению логопедов, в последние годы нарушениями голоса страдают 5—6% детей. Половина из них нуждается в регулярном логопедическом лечении, а другая половина — в наблюдении врачей других профилей.
Логопедическая работа по развитию и коррекции голоса у детей
Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голос, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным н органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.
Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.
Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса. Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов. Восстановление голоса у детей при органических заболеваниях гортани - сложный и длительный процесс. Трудности логопедической работы с этими детьми обусловлены несколькими отрицательными факторами, из которых основное значение имеет нарушение анатомической целостности гортани в результате операций, а также раннее наступление заболевания гортани (чаще до трех лет) и его неблагоприятное влияние на психофизическое и речевое развитие ребенка. Все указанные факторы диктуют необходимость проведения логопедических занятий с учетом особенностей развития детского организма, с использованием основных дидактических принципов педагогики: наглядности, доступности, постепенного усложнения материала. Ребенок младшего возраста подчас не понимает предъявляемых ему требований, не проявляет интереса к занятиям. Поэтому его нужно заинтересовать ярким, наглядным материалом, все объяснения давать в простой, образной и понятной форме, широко использовать игры. Положительный результат логопедической работы достигается благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма. Как известно, у ребенка компенсаторные возможности к восстановлению утраченной функции организма выше, чем у взрослых, и последняя восстанавливается быстрее и лучше при создании соответствующих благоприятных условий развития, воспитания и обучения. Так, у детей с органическими нарушениями голоса в результате логопедических занятий роль деформированных или отсутствующих истинных голосовых складок берут на себя ложные складки, образуя ложносвязочный голос. При восстановлении голоса целесообразно применять так называемую «щадящую» терапию. Один из представителей этого метода - Г. Шоппе еще в 1888 г. указал на важность проведения массажа, который действует на мускулатуру и на слизистую оболочку гортани, регулирует кровообращение, уменьшает количество слизи.
Методика занятий при расстройствах голоса меньше всего разработана в логопедии. В последнее время над разрешением этой проблемы начали работать совместно логопеды, врачи-отоларингологи и фониатры.
Что касается органических нарушений голоса у детей, то единичные клинические наблюдения не исчерпывают сущности проблемы и не указывают на наиболее целесообразный и щадящий путь восстановительного обучения. Между тем без специальных логопедических занятий эти дети редко овладевают звучной речью, что ограничивает возможности их общения, задерживает полноценное развитие личности. Поэтому перед специалистами встала задача разработать методику восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани, пользуясь наиболее гуманными, не травмирующими ребенка методами. В процессе педагогического эксперимента специалисты пришли к выводу, что комплексный медико-педагогический и логопедический подход к нарушениям голоса создает наиболее благоприятные возможности для воздействия на личность ребенка и восстановления его голосовой функции. Следовательно, это заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом других лечебных мероприятий.
Ортофония - специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляционными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения - восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Основы этого метода были заложены еще в конце XIX в. Впоследствии советские фониатры и отоларингологи, логопеды, зарубежные специалисты углубили и расширили содержание этого метода.
Что же касается работ зарубежных специалистов, то Д.К. Вильсон предлагает свою методику коррекции нарушений голоса.
Она состоит из четырёх фаз.
В первой фазе «Введение в голосовую терапию» автор предлагает решить две основные задачи:
- проанализировать результаты вспомогательных исследований
- осуществить аудио и видеозаписи речи ребёнка
Ребенку объясняют сущность нарушений его голоса и обсуждают в общих чертах программу лечения. Заводят специальную голосовую тетрадь.
Во второй фазе «Анализ голоса» завершают тщательный анализ голоса ребенка. Для оценки голосовых характеристик и определения задач терапии применяют систему Баффало III, состоящую из 10 карт. Составляют расписание сеансов терапии и прогнозируют результаты.
Третья фаза «Изменение голосового поведения» включает тщательно продуманные мероприятия по лечению нарушений голоса. Перед проведением 10-ступенчатой терапии ребенку объясняют ее сущность. Сама терапия включает тренировку слухового восприятия и негативную практику. Обсуждают проявления различных форм перенапряжения голоса и осуществляют программу, направленную на их устранение или уменьшение.
Целью каждой лечебной процедуры является изменение определенных характеристик голоса: улучшение ларингеального тона, ротового и носового резонанса, изменение громкости, высоты тона, темпа и разборчивости речи, а также просодических параметров речи. Необходимо постоянно подчеркивать достигнутые изменения голоса и речи и закреплять новые навыки общения.
И, наконец, четвёртая фаза «Постановка хорошего голоса» включает в себя использование специальных технических приемов. В этой фазе создают основу для правильного использования голоса, включающую уменьшение гипертензии и достижение сбалансированного мышечного тонуса; применяют специфические упражнения для повышения тонуса голоса. Тщательно следуя 10-ступенчатой схеме тренировки слухового восприятия, добиваются изменения голоса и формирования новых голосовых навыков.
Рассмотрим подробней методику восстановления голоса, которую предлагает нам наша соотечественница К.С. Алмазова.
Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов - подготовительного и восстановительного и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную, гимнастику и голосовые упражнения.
В подготовительном этапе логопедических занятий необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание - на кимографе.
У детей с заболеваниями гортани часто выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении функции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия.
Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное значение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок. Цель артикуляционной гимнастики - выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности.
Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:
а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,
б) от переносицы к околоушной впадине,
в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,
г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.
Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м.
Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.
Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.
Таким образом, специфика проведения артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.
Большое значение имеет увеличение подвижности мягкого нёба, развитие движений нижней челюсти и голосовых складок.
Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2-3-го занятия) проводится дыхательная гимнастика - статическая и динамическая.
Цель статических дыхательных упражнений - выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.
Так в сочетании артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.
Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вздох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.
II. Восстановительный (основной) этап логопедических занятий
Трудности логопедической работы по восстановлению голоса у детей с органическими поражениями гортани обусловлены рядом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития. Поэтому методика восстановления органических нарушений голоса у детей существенно отличается от методов постановки речевого голоса, восстановления голоса при функциональных его нарушениях у взрослых. При органических расстройствах голосообразования особое значение приобретает знание анатомо-физиологических механизмов речи и голоса в норме и патологии. Используя данные физиологии, фонетики, фонологии, акустики, Е.С. Алмазова предлагает определенную систему упражнений для вызывания и закрепления голоса у детей. При этом учитывается нарастание произносительных трудностей для ребенка, связанных с большей или меньшей степенью напряжения голосовых складок, артикуляционных органов, увеличением импеданса и подсвязочного давления воздуха. Кроме того, образование гласных и согласных звуков зависит от усиления или ослабления обертонов при попадании их в ту или иную область частот (т. е. форматную область), а также от способа, места их образования, участия голоса и шума, объема глоточного и ротового резонаторов. Все эти данные позволяют представить весь процесс восстановления голоса в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы:
1. Вызывание звука голоса, который является наиболее важным, сложным и длительным процессом восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса (м) сочетается с гласными у, о, а, и в прямых и обратных слогах. Этот процесс продолжается в среднем три месяца. Вызывание голоса около 1-1,5 месяцев.
Качество полученного голоса зависит от ряда факторов, из которых первостепенное значение имеет полноценность функции истинных голосовых складок, тяжесть и длительность заболевания гортани и нарушения голоса, наконец, психологическая подготовка ребенка, и его желание восстановить голос.
Закрепление полученного голоса состоит из трёх этапов: автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными; Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико-мелодико-интанационной стороны речи; постановка певческого голоса
Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребёнка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.
Автоматизация процесса голосообразования заключается во введении голоса в повседневную речевую практику ребёнка, наша задача научить его пользоваться громким, звонким голосом свободно, легко, без напряжения, утомления и форсирования звука. Занятия с детьми необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.
Таким образом, исходя из этиологии и патогенеза заболеваний, основываясь на дидактических и методологических принципах, логопедическое воздействие при патологии голоса предусматривает активизацию и координацию голосового аппарата педагогическими приемами. В ряде случаев специальная постановка голоса — единственный способ преодоления нарушений. Дальнейшие исследования механизмов голосообразования наметят новые, более эффективные пути восстановительной работы. В настоящее время назрела серьезная потребность более полного и глубокого изучения патологии голоса у детей, особенностей ее проявления и разработки способов восстановления.
Следовательно, вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребёнка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.
2. Технология коррекция голоса при заикании
Л. И. Белякова и Е. А. Дьякова выделяют следующие задачи работы над
голосом при заикании:
1) развитие силы и динамического диапазона голоса;
2) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;
3) развитие мелодических характеристик голоса.
Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период
«щадящего речевого режима» или «режима молчания». Работа начинается с
изолированного произнесения гласных звуков.
Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков
обеспечивает выразительность речи. За счет изменения звучания гласных
возможно в дальнейшем применение других техник:
1) замедление темпа речи;
2) выравнивание послогового ритма
3) использование «полного стиля» произношения. В основном за счет
гласных звуков можно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее
слитного и плавного произнесения.
Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности:
1) Занимающимся предлагается сделать диафрагмальный вдох и на
выдохе произнести длительно, растягивая на весь выдох, звук «а». Звук должен
произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот
должен быть широко открыт, при этом звук «посылается» вперед. Следует
следить за тем, чтобы заикающиеся не произносили звук на «остаточном»
выдохе, т.е. чтобы начало выдоха и начало фонации совпадали во времени.
2) Затем таким же образом предлагается протянуть гласный «о». Для
объяснения рациональной артикуляции гласного «о» можно использовать
образ: «пинг-понговый шарик во рту».
3) При произнесении гласного «у» обращают внимание на то, что губы
вытянуты вперед, при «и» – губы растянуты в улыбку, при звуке «э» – рот
слегка полуоткрыт и т.д.
В развитии речевого голоса необходимо учитывать атаку звука и
регистр голоса.
Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу
голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых
складок и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: твердая, мягкая и
придыхательная. При придыхательной атаке звука сначала слышится легкий
шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на «Х-А-А-А». При мягкой атаке
момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.
Заикающиеся обучаются начинать произнесение каждого гласного с «мягкой» голосоподачи, или атаки. Логопед дает образец «твердой» атаки, т.е.резкого начала гласного звука и «мягкой» атаки, или мягкого «вплывания» в звук. После чего заикающиеся упражняются в подаче звука на мягкой атаке, произнося гласные и их сочетания, а затем слова и фразы, начинающиеся с гласного звука.
В речевом голосе принято выделять три регистра:
грудной, нижний регистр, в котором преобладает грудное
резонирование;
смешанный, средний регистр;
головной, верхний регистр, в котором преобладает головное
резонирование.
При работе над голосом заикающихся учат добиваться плавного
перехода из регистра в регистр.
В самом начале работы над голосом заикающиеся обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок. При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: [а], [о], [у], [и], [э]. Такая последовательность связана с тем, что звук [а] содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки [о], [у] относятся к резонаторам низких тонов, звуки [и], [э] – к резонаторам высоких тонов. Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.
Например:
«Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький
паровозик?» и т.д.
«Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И-И-И), а как
рычит маленький медвежонок высоким голоском?».
У взрослых для ощущения звука в грудном резонаторе можно
предложить произнести гласный [а] низким голосом, при этом ладонь
приложить к грудине, слегка постукивая по ней. Заикающийся должен
ощутить легкую вибрацию в области груди. Постановка диафрагмального
дыхания и включение в звучание голоса нижних резонаторов позволяют
поставить голос на «опору». Это снимает излишнее напряжение голосовых
складок, стенок гортани и глотки, т.е. способствует снятию «зажимов».
При постановке голоса очень важно вызвать у заикающегося ощущение
«открытой глотки», которое закрепляется при произнесении гласных звуков.
Важно, чтобы нижняя челюсть была расслаблена.
Использование диафрагмального дыхания, использование нижнего
резонатора, ощущение «открытой глотки» и расслабленной нижней челюсти
позволяет литься голосу свободно и легко. На этом этапе начинается работа
над развитием интонационно-мелодических характеристик.
Перед заикающимися ставится задача, используя ряд гласных звуков,
менять высоту голоса, придавать ему речевые интонации вопроса, ответа,
удивления; передавать голосом различные эмоциональные состояния радости, печали и пр. Работа над голосом продолжается затем на материале автоматизированных рядов, слов, словосочетаний и фраз.
Таким образом, формирование рациональной голосоподачи плавно переходит в развитие просодической стороны речи. Заикающиеся обучаются слитно произносить длинный ряд гласных (АоуиАоуиАоуиАоуи) при непрерывном артикулировании на одном речевом выдохе. Такое слитное произнесение обеспечивается непрерывным голосоведением. Оно должно обязательно сопровождаться интонационным модулированием голоса. Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение синтагмы.
Работа над голосом должна быть систематической, регулярной, длительной и проходить на всех этапах коррекционной работы. Объем работы над голосом и методические приемы зависят от возраста заикающегося. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания. Это указывает на большое значение состояния голоса у родителей, воспитателей и, тем более, логопеда.
Приемы постановки голоса описаны во многих руководствах
(Н. П. Вербовая и др., 1977; М. И. Буянов, 1989; Э. М. Чарели, 1991;
Л. З. Арутюнян, 1993 и др.).
Поскольку формирование навыка рациональной голосоподачи и голосоведения тесно связано с развитием интонации, то эти задачи решаются
практически одновременно.
3. Технология коррекции голоса при ринолалии
И. И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической
работы по коррекции голоса при ринолалии:
1) Нормализация тембра.
2) Развитие природных голосовых данных детей.
3) Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях
голосового аппарата.
4) Воспитание навыков правильного голосоведения.
Меры, способствующие улучшению голоса детей до пластической
операции нёба:
1) Постановка физиологического и фонационного дыхания.
2) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба.
Коррекция звукопроизношения. Работа над голосом после операции:
1) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая
внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление
небно-глоточного смыкания.
2) Выработка навыка правильного голосоведения, расширение
диапазона голоса, увеличение его силы, а также компенсация расстройства
двигательной функции гортани, если таковое имеется.
Работа над голосом при ринолалии проводится поэтапно.
I этап. Голосовые упражнения начинаются с постановки гласных фонем.
II этап. Голосовые упражнения продолжаются в виде вокальных
упражнений, которые дают наилучший эффект в развитии подвижности небной
занавески (растягивают её, активизируют всю мускулатуру гортаноглотки).
Вначале поются [а] и [э], через 2-3 урока – [о], через неделю – [и] и последним [у]. При ежедневных занятиях сроки сокращаются. Вокальные упражнения начинаются с пения терций. Детям это трудно, но интервалы меньше 2 тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией. К вокальным упражнениям приступают на 3-4 занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба, которую тренируют пением гласных в диапазоне терции одной октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми. При практически неподвижной небной занавеске или лишь при подергивании её края начинают с пения [а] или [э] на одной ноте, затем терции и трезвучия. При расслаблении неба занятия немедленно прекращают. Гласные поют 2-3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано, под магнитофон или с голоса логопеда, начинают с низкого тона.
Терции и трезвучия поют не менее 3 недель, верхнюю ноту трезвучия поют дважды, не прерывая фонации (чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки), поют громко и тихо (для развития силы голоса), но не форсируют голос (иначе нёбо провисает, звук назализуется). Упражнения выполняются стоя. Детский голос, как указывают В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, требует максимально щадящего отношения, отсюда следуют правила:
1) Петь только в соответствующем возрасту диапазоне.
2) Не использовать крайние ноты присущего возрасту диапазона.
3) Петь на коротких певческих фразах.
4) Петь без напряжения, не очень громко.
Наиболее легко детские голоса до мутации звучат в следующих
диапазонах (В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева):
3-4 года ми
1 - соль1 7-10 лет ре1 - ре2
5-6 лет ми
1 - си1 10-14 лет ми
1 - ре2
Далее переходят к упражнениям для воспитания правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка.
Начинают с изолированных гласных, потом их сочетаний (а, э, о, у, и). Далее переходят к «мычанию» протяжному произнесению [м] с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. Выбор фонемы [м] как исходной определяется её физиологической основой, удобной для правильной фонации. Затем переходят к произнесению слогов: ма, мо, му… 6-8 раз в день (после короткого трёхкратного произнесения [м]). Согласный протягивают, гласный поют коротко. Затем также работают над [л], с попарным произнесением слогов. Потом аналогично работают над [н], [й],[р], [в], [з], [ж].
Далее осуществляется переход к речевым упражнениям. И. И. Ермакова рекомендует работать в последовательности:
1) произнесение сочетаний из 2-х слов и спряжений глаголов: Вон Валя,
вон мама, вон яма. Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. Я съел(а) сметану.
2) распространение фразы, вводимое постепенно: Я поливал(а). Я
поливал(а) лилии. Я поливал(а )лилии из лейки.
3) ввод навыков в спонтанную речь.
Вначале осуществляется подготовка на материале скороговорок и стихов с опорой на сонорные звуки. Фразы в них должны быть короткими, включающими только правильно произносимые фонемы: На мели мы налима ловили. На крыше у Шуры жил журавль Жура.
III и IV этапы. Для увеличения силы и диапазона голоса применяются
вокальные упражнения:
1) распевание терций или трезвучий на гласных звуках, тише – громче;
2) мычание;
3) пение коротких музыкальных фраз и песенок, которые должны быть:
простыми, легко запоминающимися, иметь легкий ритмический рисунок и не
выходить за пределы диапазона. Сначала лучше петь только мелодию песни на гласных звуках (вместе с логопедом), а потом уже петь со словами (сначала медленно). Пение продолжается не более 15 мину т в течение занятия , по 3-5 минут за один приём.
Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду (т.е. интервалы не превышают 1-го тона). Это способствует более длительному удержанию нёбной занавески в смыкании. Упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок является наиболее сложным, доступным лишь при хорошо подвижном нёбе.
С. Ф. Иваненко предлагает упражнения (сугубо подражательного характера) по варьированию мелодики голоса, которые можно выполнять уже в процессе выработки дыхания и постановки гласных. В доступной наглядно-ситуативной форме – через подражание – детям дается понятие о голосоведении. По словам К. С. Станиславского, «...все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д., – все это пойдет вверх (высоко, звонко, громко). Все, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием (больно, грустно), – все это позвуковой лестнице пойдет вниз...».
С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:
1) Далеко – близко (или тихо – громко).
2) Высоко – низко (тонко поет птичка – толсто, грубо поет медведь).
3) Коротко – длительно (отрывисто, быстро, скоро – протяжно,
медленно).
4) Протяжно – отрывисто.
Звук [а] при постановке гласных идет первым, поэтому все понятия в изображении голосом даются с опорой на него. С целью тренировки (закрепления) голосового многообразного звучания используются следующие задания:
1) Звук [а] на качелях. Дети приседают, раскачиваются, произнося звук [а] (звук «взлетает» и «падает» в одном диапазоне – вдох! – выдох! – [а]).
2) Звук [а] раскачивается на ветке (слияние двух звуков [а] – [а] на
одном выдохе). Руки-ветки подняты вверх, под действием ветра наклоняются
вправо – влево.
3) Звук [а] поднимается по лесенке. Звук произносится радостно, громко, покоряется каждая ступенька (вариант твердой атаки).
4) Звук [а] взбирается на вершину горы. На горе тропа, по тропе идет [а]; звук произносится протяжно, с постепенным наращиванием подъема (!).
Заканчиваем победно, радостно! (Как кричим «Ура!».)
Таким образом, видно, что этапы работы над голосом при ринолалии тесно связаны между собой и плавно перетекают друг в друга, постепенно расширяя своё содержание и усложняя его. Вся работа основывается на активизации мягкого нёба, а результаты, в свою очередь, напрямую зависят от его подвижности.
4. Технология коррекции голоса при дизартрии
Лопатина Л. В. и Серебрякова Н. В. предлагают технологию работы над голосом у детей со стёртой дизартрией.
I. Упражнения по развитию силы голоса
1) Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса).
У – У АУ - АУИ УЗО -
О – О АИ - ОУИ УЗА -
З – З
2) Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко).
о о о о АУИ АУИ АУИ АУИ
в в в в АЗА АЗА АЗА АЗА
3) Ослабление голоса (громко – тихо – шёпот – беззвучно).
У У У У Ж Ж Ж Ж
ОУ ОУ ОУ ОУ АЗА АЗА АЗА АЗА
4) Те же упражнения, но без паузы:
УУУУ УУУУ АУАУАУАУ АУАУАУАУ
5) Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе:
УУУУУУУ ЗЗЗЗЗЗЗ УЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУ
6) Усиление голоса с увеличением длительности звучания:
А – А – А – А ЭУА – ЭУА – ЭУА – ЭУА
7) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
Э – Э – Э – Э ОА – ОА – ОА – ОА
8) Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:
1 2 3 4 5
9) Обратный счёт с пояснением ослабления голоса:
5 4 3 2 1
10) Называние дней недели с постепенным усилением и
последующим ослаблением силы голоса:
Понедельник, вторник – беззвучная артикуляция,
Среда, четверг – шёпот,
Пятница, суббота – средняя сила,
Воскресенье – громко,
Суббота, пятница – средняя сила,
Четверг, среда – шёпот,
Вторник, понедельник – беззвучная артикуляция.
Предложения: мама ушла домой; мама ушла домой.
11) «Эхо». Дети делятся на 2 группы и выполняют упражнение по
ролям: 1 группа – громким голосом, 2-я – тихим, потом меняются.
В лесу кричу: «Ау! Ау!»
А мне в ответ: «Ау! Ау!»
Горе кричу: «Ау! Ау!»
Гора в ответ: «Ау! Ау!»
12) «Игра на пианино».
Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие,
изменяя силу голоса в соответствии с текстом:
Ударяй тихонечко: стук – стук – стук – тихо
И тогда услышишь ты нежный звук – тихо.
Ударяй сильнее: стук– стук – стук – громко
И тогда услышишь ты громкий звук. – громко.
13) Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса:
А сова – всё ближе, ближе (голосом средней силы)
А сова всё ниже, ниже (голосом средней силы)
И кричит (громко) В тиши ночной: (тихо)
«Поиграй, дружок, со мной!» (громко)
II. Упражнения по развитию высоты голоса
Проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой
на движения руки и графические изображения.
1) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков
У, О, А, И, Э.
2) Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из 2-х
и 3-х звуков (слогов).
3) Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.
4) «Укачивание».
5) «Ступеньки».
6) Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.
7) «Вопрос – ответ». Дети делятся на 2 группы, произнося текст
разным по высоте голосом: вопросы – высоким, ответы – низким.
8) Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.
9) Пение песен. В работе используются стихи С. Я. Маршака,
О. Высотской и др. Можно рекомендовать также стихи А. Барто, И. Токмаковой и других детских поэтов.
Е. М. Мастюкова и М. В. Ипполитова отмечают, что у детей с церебральным параличом работа над голосом при дизартрии всегда является одним из звеньев комплексной реабилитации. Формирование голоса проходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых –развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования иартикуляции. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом.
Коррекционная работа ведётся поэтапно, но все этапы тесно связаны и плавно переходят друг в друга.
1. Работа над голосом всегда начинается:
А) с общего расслабления,
Б) артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики.
Известно, что при волнении дети с церебральным параличом склонны впадать в шепот и в беззвучную речь. Поэтому в процессе речевой коммуникации важно создавать у детей эмоционально положительный фон («ситуацию уверенности»).
Большое место в логопедической работе занимают круговые движения головой, активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука [а] на твердой атаке. Упражнение проводится перед зеркалом, под счет. Логопед привлекает внимание ребенка к ощущению поднятой и удерживаемой в этом положении (под счет) нёбной занавески. В качестве подготовительных могут быть использованы следующие упражнения:
– стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими
движениями при помощи языкового депрессора;
– обучение произвольному глотанию. Логопед из глазной пипетки
капает против задней стенки глотки капли воды. Голова ребенка несколько
запрокинута назад;
– стимуляция кашлеподобных движений и зевания.
Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребенок может открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевательные движения. Логопед может стимулировать поднятие нижней челюсти путем легкого и ритмичного постукивания по подбородку (челюстной дрожательный рефлекс) ребенка. Через некоторое время ребенок овладевает умением самостоятельно поднимать нижнюю челюсть. После этого его учат умению опускать нижнюю челюсть. Первоначально нижняя челюсть ребенка опускается самим логопедом (на 1-1,5 см). Затем логопед просит ребенка делать это самостоятельно. Постепенно челюсть ребенка опускается на оптимальное расстояние. Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании ее расслабления и напряжения. Например, ребенка просят до окончания зевательного движения произнести звук [а] и при широко открытом рте перейти от произнесения этого звука к звуку [и], задерживая воздух во рту под давлением, прежде чем произнести взрывной звук [и], привлечь внимание ребенка к ощущению состояния нёбной занавески.
2. При работе над голосом очень полезно использовать как можно больше совместного с логопедом пения, выразительной декламации. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся попеременно – то шепотом, то громко.
3. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по две гласных, затем по три, и, наконец, по четыре. Потом произносятся слоги с постепенным удлинением их цепочек, затем – слова с определенными звуками, на последних этапах –стихотворения, скороговорки; последние произносятся со сменой ударения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.
4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса. Например:
а) счет десятками с постепенным усилением и с ослаблением голоса,
б) произнесение букв в алфавитном порядке,
в) чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса.
Для развития высоты и тембра голоса большое значение имеют:
а) различные логопедические игры,
б) чтение сказок по ролям,
в) инсценировки и т. д.
Разыгрываемые детьми игры-инсценировки помогают также развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости и модуляции голоса. При подборе речевого материала необходимо учитывать следующие факторы: структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую задачу, а также воспитание нравственно-этических сторон личности. Необходимо помнить, что нарушения голоса у детей с дизартрией при церебральном параличе усиливаются при выраженности у них позотонических рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом должна начинаться с рефлекса в запрещающих позициях. Кроме того, дизартрия у детей с церебральным параличом осложняется наличием многих рефлексов орального автоматизма. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является подавление этих рефлексов. С этой целью ребенку придается соответствующая рефлекс запрещающая позиция. Логопед нежно прикасается к губам ребенка ваткой, другой рукой препятствуя рефлекторному движению губ. Таким же путем гасятся и другие рефлексы. Важно проводить эти упражнения систематически, 2-3 раза в день. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашних заданий по логопедии.
Список литературы
1.Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М., 1969.
2.Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.:1968 с. 550
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М.:
Астрель, 2006. – 319 с.
4. Белякова Л. И. Заикание / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : В.Секачев,
1998. – 304 с.
5. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990, 448 с.; ил
6. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996.
7. Волкова Г. А. . Логоритмическое воспитание детей с дислалией. //Методические разработки и проведение коррекционных занятий. – СПб.;1992.
8. Гаркуша Ю. Ф. . Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. – М.; 1992.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.; 1961.
10. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. – М., «Медицина», 1990.
11.Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. Для логопеда. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1996. – 143с.
12.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.; 1985.
13. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов
.