Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тех нологии
домашнего
обучения
математ ике
Кислякова Мария Андреевна
План
1
Актуализация общей ТиМОМ
2
Познавательные барьеры в математике
3
Самостоятельная работа учащихся
при изучении математики
4
Роль учителя при организации домашнего обуче
5
Примеры
Актуализация общей ТиМОМ
1. Предмет изучения теории и методики обучения математики:
пять основных вопросов.
2. Возрастные особенности учащихся.
3. Цели обучения математике в школе.
4. Содержательно-методические линии.
5. Средства образовательной коммуникации: формы, методы и
средства обучения.
6. Контроль в обучении математики.
Познавательные барьеры учащихся при изучении
математики
В настоящее время существует несколько причин неуспеваемости по математике и
математическим дисциплинам.
1.
Во-первых, снижение активности когнитивных функции учащихся, неразвитость такой
способности как обучаемости. Исследования показали, что у многих учащихся не
достаточно развиты функции внимания, памяти, мышления, воображения.
2.
Во-вторых, не сформированное «обобщённое» умение решать задачи. Умение решать
задачи является одним из основных показателей уровня математического развития
учащихся, глубины освоения учебного материала. Однако, при встрече с новой задачей,
учащиеся не видят закономерностей, аналогий, единого подхода к анализу условия, не
могут устанавливать связь между теорией и условием задачи.
3.
В-третьих, недостатки методик и технологий обучения математике. Сложности в
организации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению математике
приводят к тому, что у учащихся не формируются необходимые понятия, умения и навыки.
В образовательном процессе не обеспечивается индивидуальная траектория обучения
математике, что приводит к неуспеваемости учащихся и возникновению математической
тревожности.
4.
В-четвертых, несформированность умений метакогнитивного опыта интеллекта. Учащиеся
не могут определить свои наличные интеллектуальные ресурсы, не знают, что они знают,
что умеют, каким опытом владеют. Не умеют полученный опыт запечатлевать в памяти,
эмоциях, мышлении. Именно поэтому при решении задач, каждая задача им кажется новой,
непонятной, неизвестной и трудной.
Познавательные барьеры учащихся при изучении
математики
Трудности при изучении математики имеют три аспекта:
•
когнитивный (трудности понимания, запоминания, представления),
•
практический аспект (трудности применения),
•
личностный аспект (трудности мотивации).
Психологический барьер - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной
пассивности личности, что препятствует выполнению ею тех или иных действий. Одним из
видов является познавательный барьер при изучении математики.
Математическая тревожность – новое понятие, характеризует эмоциональное состояние
затруднения при выполнении математических заданий.
Типы неуспевающих по математике!!! (см. классификацию)
Познавательные барьеры учащихся при изучении
математики
Л.С. Славина вы деляет пять типов неуспевающих по математике:
I тип – школьники с неправильным отношением к изучению математике.
II тип – дети, усваивающие учебный материал с трудом.
III тип – учащиеся, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы.
IV тип - школьники, не умеющие трудится.
V тип – школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
Н.И. Мурачковский вы деляет три типа неуспевающих:
I тип характеризуется низким качеством мыслительной
положительным отношением к изучению математике.
II тип – высоким качеством мыслительной
отношением к изучению математики.
деятельности
деятельности
и
и
отрицательным
III тип – низким качеством мыслительной деятельности и отрицательным (беспечным)
отношением к учению вообще.
Самостоятельная работа учащихся
при изучении математики
В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и сложной чем организация
самостоятельной работы учащихся. Практика показала, что уменьшение числа аудиторных часов на 50 % не решает
проблему самостоятельной работы.
Самостоятельная работа – планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве
преподавателя, но без его непосредственного участия.
Выделяют пять уровней СР: первый уровень – дословное и преобразующее воспроизведение информации, второй
уровень – самостоятельные работы по образцу, третий уровень – реконструктивно-самостоятельные работы,
четвертый уровень – эвристические самостоятельные работы, пятый уровень – творческие и исследовательские
самостоятельные работы.
Для эффективного выполнения самостоятельной работы необходимо владеть учебными стратегиями, т.е.
устойчивым комплексом действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов задач.
При внеаудиторной самостоятельной работе важную роль играет корректирующий, констатирующий,
самоконтроль и итоговый контроль.
Самостоятельная работа учащихся
при изучении математики
Особое значение приобретают умения работать с книгой при самостоятельном
изучении математики. О работе с учебником математики написано много.
1.Чтение текста.
2.Постановка вопросов к тексту.
3.Анализ текста.
4.Ответы на вопросы учебника.
5.Работа с терминами, понятиями.
6.Работа с математическими формулами.
7.Составление плана.
8.Составление конспекта, тезисов.
9.Пересказ текста.
10.Составление листа опорных сигналов.
11.Составление блок-схем.
Информационные технологии при самообучении / самостоятельном
изучении математики
1.Готовые домашние задание онлайн
2.Онлайн калькуляторы
3.Мобильные приложения
4.Компьютерные программы
Роль учителя при организации домашнего обучения математике
1.
Понятие
домашнего
обучения
(Причины,
Нормативные
документы, плюсы и минусы)
2.
Рабочие
программы
по
математике
и
тематическое
планирование при домашнем обучении
3. Психологические, педагогические и методические особенности
домашнего обучения при обучении математике
http://freeedu.ru/modx/
http://www.familyeducation.ru
Понятие домашнего обучения (Причины, нормативные документы, плюсы и
минусы)
Основная причина: по состоянию здоровья (620 тыс. детейинвалидов в возрасте до 18 лет) ученик не может посещать ОУ.
Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по
вспомогательной или по общей программе. Все нюансы надомного
обучения детей-инвалидов прописаны в Постановлении Правительства
РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении порядка воспитания и
обучения детей-инвалидов на дому».
Домашнее обучение математике по индивидуальному плану
Понятие домашнего обучения (Причины, Нормативные документы, плюсы и
минусы)
Вторая причина: по собственному желанию (по желанию родителей) в связи
с семейными обстоятельствами. Право родителей самим дать ребенку общее
начальное, основное общее и среднее полное образование в семье гарантировано
пунктом 3 ст.52 Закона РФ "Об образовании" и пунктом 2 "Положения о
получении образования в семье".
Принцип получения домашнего образования строится следующим образом:
1.Ребенка закрепляют за образовательным учреждением.
2.Родители самостоятельно организовывают учебный процесс.
3.Ребенок сдает экзамены и тестирование в закрепленной школе.
Семейное обучение математике (без плана)
Понятие домашнего обучения (Причины, Нормативные документы, плюсы и
минусы)
Достоинства домашнего обучения:
Возможность растягивать процесс обучения или наоборот проходить программу нескольких классов
за один год. Ребенок учится рассчитывать только на себя и только на свои знания.
Возможность более углубленного изучения интересующих предметов.
Ребенок на некоторое время огражден от вредного влияния (хотя многие психологи считают это
недостатком).
Родители могут корректировать недостатки школьной программы.
Недостатки домашнего обучения:
Отсутствие коллектива. Ребенок не умеет работать в команде.
Нет опыта выступления на публике и отстаивать свое мнение перед сверстниками.
У ребенка нет стимула делать домашнее задание каждый день.
Родители могут упустить формирование важных умений и навыков.
Рабочие программы по математике и тематическое
планирование при домашнем обучении
Рабочая программа по математике
домашнее обучение
«__» класс
на 2017-2018 учебный год
Составитель: _______________
Хабаровск, 2017
Рабочие программы по математике и тематическое
планирование при домашнем обучении
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащегося ___
класса VII вида обучения.
Календарно – тематическое планирование уроков домашнего обучения по
математике составлено в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, на основе
примерной программы основного общего образования по математике
(«Примерная программа по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы». Под ред. А.А.
Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М. Кондакова, М., «Просвещение», 2011) и авторской программы В.И.
Жохова «Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6 классы» (авт.-сост.
В.И. Жохов; – М.: Мнемозина, 2010).
Рабочие программы по математике и тематическое
планирование при домашнем обучении
Пояснительная записка
Были внесены следующие изменения. Уменьшено количество часов,
отведенных на изучение всех разделов и тем в связи с тем, что планирование
составлено для ребенка – инвалида, обучающегося на дому. Основанием является
Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном
обучении больных детей на дому», регламентирующее количество часов по предметам по
учебному плану в зависимости от класса при организации обучения на дому.
Необходимость составления рабочей учебной программы обусловлена
индивидуальным учебным планом учащегося, находящегося на домашнем
обучении. При составлении программы было допущено варьирование учебного материала
в плане изменения количества часов на изучение отдельных разделов.
Программа предназначена для работы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.
Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда «Математика-5», Москва,
«Мнемозина», 2012 г.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа. Срок реализации
программы 1 год.
Рабочие программы по математике и тематическое
планирование при домашнем обучении
Пояснительная записка
Цели обучения математ ике (на примере 5 класса):
• систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять, устно и письменно,
арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями;
• решать несложные линейные уравнения, производить вычисления по формулам;
• переводить практические задачи на язык математики; находить значения числовых выражений;
• распознавать и изображать геометрические фигуры, производить простейшие измерения и
построения при помощи циркуля и линейки, угольника, транспортира;
• решения практических задач в повседневной жизни, подготовка учащихся к изучению
систематических курсов алгебры и геометрии.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема
Конт роль
Домашнее
задание
1
…
…
…
2
3
4
Рабочая программа составлена с учетом
следующего УМК:
1. Жохов В.И. Преподавание математики в 5 классе: Методические рекомендации для
учителя к учебникам Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова,
С.И.Шварцбурда.2009
2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика - 5. Учебник2008.
3. Математический тренажер. 5 класс. Авторы: В. И. Жохов, И.М.Митяева. Москва 2010
4. Попова Л.П. Поурочные разработки по учебнику Н.Я. Виленкина 2011
5. Журнал : Математика в школе.
Психологические, педагогические и методические
особенности домашнего обучения при обучении
математике
1. Педагогическая поддержка в преодолении познавательных
затруднений
2. Подбор учебно-методического материала, удовлетворяющим
ряду требований (последовательность, посильность, логичность,
своевременность и т.д.)
3.
Использование
информационных
технологий
самостоятельной математической деятельности учащегося.
в
Особо стоит отметить!
Внедрение обучения метакогнитивным стратегиям в математическое
образование позволит в решении проблемы неуспеваемости по математике,
обучить учащихся:
– четко разделить известное и неизвестное в решении математических задач;
– вербализировать собственные познавательные трудности при решении
математических задач;
– планировать собственную интеллектуальную деятельность при выполнении
математических заданий;
– выбирать оптимальные пути решения математической задачи на основании
собственных метакогнитивных знаний;
– преодолевать познавательные затруднения при решении математических
задач на основании собственных метакогнитивных знаний;
– оценивать эффективность собственного мышления, анализировать
достигнутый результат при выполнении математических заданий.
Задание к зачету
1. Найти и оформить рабочие программы по индивидуальному обучению
математике (5-9 класс) по следующим УМК:
Вариант 1. Дорофеев Г.В. (5 класс)
Вариант 5. Дорофеев Г.В. (9 класс)
Вариант 2. Дорофеев Г.В. (6класс)
Вариант 6. Дорофеев Г.В. (5 класс)
Вариант 3. Дорофеев Г.В. (7 класс)
Вариант 7. Никольский С.М. (5 класс)
Вариант 4. Дорофеев Г.В. (8 класс)
Вариант 8. Никольский С.М. (6 класс)
2. Составить карточки для коррекции знаний по любой теме
3. Написать методические рекомендации по организации самостоятельной
работе по следующим темам
Рекомендации по работе с учебником (справочником)
Рекомендации по использованию онлайн калькуляторов
Рекомендации по ведению домашней рабочей тетради
Рекомендации по составлению вопросов к учителю
Рекомендации по организации контроля собственной деятлеьности