Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Мини лекция
Техника может быть предметом анализа с точки зрения любого традиционного раздела философии (К. Митчем)
Наука представляет собой особый тип знания, выраженного посредством идей и теорий. Подобным образом и философия связана с наукой посредством идей и теорий — как теорий науки (то есть научных теорий), так и теорий о науке. К научным теориям относятся гелиоцентрическая астрономия (представленная в вариантах Коперника, Кеплера, Галилея и другие), теория кровообращения (Гарвей), теория биологической эволюции (Дарвин), теория относительности (Эйнштейн) и так далее. Эти теории и связанные с ними идеи оказывают сильное влияние на наше видение естественного порядка (космологию) и на нас самих (психологию). Они, таким образом, создают имплицитные философии — даже научные философии — так же, как философия просто означает определённое видение мира.
Именно идеи или теории о науке составляют стержень философии науки в её первичном или эксплицитном виде. Научные теории считают, что они истинны. Когда же кто-то ставит под сомнение эту истинность, пытается выявить когнитивный статус или структуру научных теорий, он тем самым начинает разрабатывать не только сами теории науки, но прежде всего идеи о теориях науки: что такое наука?
Является ли наука истинной? Что представляет собой логика научной аргументации и научного объяснения? Какова природа объекта науки, такого, например, как закон, атом или кварк? В чём значение науки, каким образом наука связана с другими аспектами жизни человека, включая этику и политику? Эти вопросы являются ключевыми в философии науки.
Поскольку техника, понимаемая как изготовление и использование артефактов, есть прежде всего практика или деятельность, то связь между техникой и идеями не является столь очевидной и прямой, как связь между наукой и идеями. Например, существование особых технических идей и теорий не представляется столь же очевидным, как существование научных теорий. Когда идеи связаны с техникой, они часто воспринимаются просто как научные идеи, использованные в новом контексте. И в самом деле, именно это заставляло многих думать о современной технике как о прикладной науке и препятствовало развитию философии техники.
Вместе с тем часто представляется, что техника использует идеи лишь для получения практических результатов и ей не удаётся серьёзно оценить их именно как идеи. Тем не менее особые технические идеи всё же существуют, — свидетельства этому имеются в технических науках. Понятия машины (в его различных вариантах — от Аристотеля и Витрувия до Франца Рело и Алана Тьюринга), идея коммутатора, идеи изобретения, эффективности, оптимизации, теории аэродинамики, кинематики и кибернетики, теории автоматов, информации, управления, линейных систем и так далее, являются по своей природе техническими. Такие идеи не встречаются в физике, химии или биологии, они свойственны таким дисциплинам, как механика, стротельство гражданских объектов, электротехника, электроника, промышленная техника. В самом деле, можно аргументированно доказать, что использование механики в науке (как в случае с ньютоновской небесной механикой) восходит к ранним современным технологиям (особенно большое значение здесь имела техника изготовления часов), и поэтому наука в некотором смысле может быть представлена именно как теоретическая техника.
В силу внутренне присущего им практического характера такие идеи раскрывают Lebenswelt (жизненный мир) и общее выражение этого мира жизни легко принимает форму философии в смысле видения мира. (Немецкое Lebenswelt (Гуссерль и другие) стало техническим термином и часто употребляется без перевода (английская калька — lifeworld). Этот термин переводится как «жизненный мир» — словосочетанием, оставляющим слишком широкое поле «интерпретаций». Lebenswelt означает окружающий человека мир, внутри, в условиях и в зависимости от которого он живёт, хотя отношение человека и к Lebenswelt не пассивное. В «Трансцендентальной феноменологии» Гуссерля, впервые давшего это понятие, Lebenswelt объединяет в себе социальные и исторические реальности, в окружении которых и осознавая которые человек живёт. — Прим. ред.)
Такое видение мира или сознание было описано Жаком Эллюлем в его Технике (Lа Тесniqие, 1954). Вследствие практического характера идей, включённых в это сознание, вопросы, возникающие по поводу специфически технических идей, по сути своей отличаются от вопросов, которые ставятся в связи с идеями научными. В области техники важно не то, что технические теории являются истинными, а то, что они работают и что их функционирование является благом и приносит пользу. Постановка вопросов о функционировании технических теорий и об их полезности, выражение сомнений или даже проявление интереса по поводу практического характера или нравственного значения технических действий и их результатов, а равным образом и идей, которые лежат в их основе, представляет собой не просто и не только развитие теорий техники, а прежде всего развитие идей о теориях техники. Что такое техника? Всегда ли техника является благом и всегда ли она приносит пользу? Что в технике является благом? Какова логика технической мысли и действия? Какова реальность технических объектов? Какой тип знания содержит технические науки? Каково значение техники, то есть каким образом техника связана с другими аспектами жизни человека? Такие вопросы являются основными в философии техники.
Поскольку вопросы, возникающие с самого начала по поводу науки и техники, различны по самой сути, философия науки более тесно связана с логикой и эпистемологией, а философия техники — с этикой и практической философией. Однако было бы ошибкой сводить философию техники к практическим вопросам или же рассматривать её только как наиболее общую форму прикладной философии. Техника может быть предметом анализа с точки зрения любого традиционного раздела философии. Вопросы, интересные для исследователя, составляют широкий спектр — от теоретических и до метафизических.
Список литературы
1. Митчем К. Что такое философия техники. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 149 с.
2. https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-tehniki-i-ee-predmet