Техническое задание.Заявка.Правила их формирования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ: ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ, ЗАЯВКА: ПРАВИЛА ИХ
ФОРМИРОВАНИЯ
Создание технического задания выступает одним из первых и чрезвычайно важных
этапов большинства проектов.
Техническое задание – это специальный документ, разработанный заказчиком и
утвержденный исполнителем, в котором изложены требования, параметры и основные
эксплуатационные характеристики проекта, объекта или системы. Это переход от этапа
планирования к этапам реализации (организация, контроль, завершение).
Основные его характеристики: понятность, конкретность, возможность реализации.
На этой основе вырабатываются требования к ТЗ:
Должно разрабатываться профессионалом, люди с высокой квалификацией и
безупречной репутацией, хорошо разбирающимся в специфике конкретного вида работ. Исход
проекта во многом зависит от грамотно составленного технического задания;
Полнота описания всех пунктов. От того, насколько подробно будут описаны
ожидания заказчика, зависит успех всего мероприятия. Это инструкция для работников, которая
позволяет сопоставить конечный результат с запланированным. Такое подробное описание
необходимо: 1. чтобы решить, следует ли перейти к этапам реализации проекта; 2.
для
руководителя проекта и рабочей группы ТЗ будет использоваться для принятия решений в
течение всего времени работы над проектом; 3. для административного контроля будет
использоваться, как справочная документация; 4. средство для ознакомления с проектом новых
членов
рабочей
группы,
чтобы
подготовить
к
его
выполнению
по
проекту;
5.
как документ-сводка для тех представителей организации, кто, не работая над проектом
непосредственно, должны иметь о нем представление.
Доступная понятная любому участнику форма изложения информации, без
использования сложной профессиональной терминологии. Это очень важно, т.к. несоблюдение
определенных норм, может повлечь санкции со стороны надзорных органов.
ТЗ составляется на основе расчетов и научных исследований, поэтому практически
исключает «провальность» мероприятий.
Правильно составленное техзадание (ТЗ) позволяет:
1.
Внести ясность в отношения заказчика и исполнителя, чтобы заказчик понял,
каким он хотел бы видеть выполненный проект. Необходимость постановки конкретных целей
стимулирует его к изучению возможностей и ограничений, присущих данному типу
деятельности ТЗ позволяет достичь максимально слаженной работы, т.к. заказчик знает, что
хочет получить в итоге. Таким образом, ТЗ регулирует ответственность сторон, т.к. документ
1
согласован и обоюдно принят Исполнитель и заказчик благодаря ТЗ могут очертить границы
своих обязанностей и возможностей;
2.
Сформулировать требования к характеристикам будущего объекта;
3.
Определить четкие критерии для административного контроля выполненной
работы по целям, задачам, срокам, результатам. Благодаря этому можно на любом этапе работ
определить ошибки и устранить недочеты.
4.
Служит для обучения членов рабочей группы.
Таким образом, техническое задание, выполняет важную функцию: оно помогает
разрешить возможные спорные ситуации. Будучи изложенными в письменном виде, его
требования к становятся ориентиром для обеих сторон. Исполнитель имеет право не выполнять
ту работу, которая не указана в техническом задании. Для дополнительных действий необходима
новая инструкция.
Таким образом, можно сформулировать ответственность со стороны заказчика:
Понять, как действовать на основе имеющихся ресурсов и технических знаний;
Требовать четкого исполнения всех пунктов документа от исполнителя.
Со стороны исполнителя:
Разработать план последовательности действий;
Не принять предложение или отказаться от тех работ, которые не указаны в ТЗ или
их невозможно выполнить.
С обеих сторон:
Сократить количество неточностей и ошибок;
Прийти к общему пониманию готового объекта;
Совершить согласование работ после каждого пункта.
Вместе с тем заказчик защищен от неполного или неправильного выполнения задания, так
как может проверить его характеристики и параметры по каждому отдельному пункту ТЗ.
Структура технического задания
1.
Вводная часть, где указываются общие сведения, характеристики объекта,
экономические данные; излагается назначение, цель и задачи проекта. Также может включать
список документов, необходимых для работы и изучения обеими сторонами. Здесь можно
указать и краткое название проекта, как сочетание из 2-3 слов, которое является уникальным
идентификатором данного проекта. Именно оно используется всеми для его обозначения.
2.
Перечень и объем работ с перечислением конкретных разделов, состава и
содержания мероприятий, требований к их исполнению.
3.
Методология выполнения работы, т.е. изложение содержания работы, которую
необходимо выполнить в рамках определенной модели.
2
4.
Сроки выполнения работ, т.е. график. Проанализировав схему проекта, можно
получить даты начала и завершения работ по каждому из заданий, к которым руководитель
проекта будет готов начать или предполагает завершить каждое из заданий в проекте.
5.
Требования к результатам работы и отчетности. Описание того, как должен
проходить контроль создания и процедура приемки. Порядок ведения документации. Порядок
приемки работ и сдачи всего заказа.
Документ является юридическим и включается в состав договора между сторонами.
ЗАЯВКА НА СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Существует универсальный формат для написания заявок на социальные проекты. Он
включает все возможные пункты, которые встречаются в этом типе документации, позволяет
выработать логический подход к планированию проектов.
Титульный лист включает:
название проекта, которое должно быть кратким, образным, привлекать внимание
и отражать суть предполагаемой деятельности;
название организации-заявителя с указанием юридического статуса;
контактная
информация,
включающая:
почтовый
(с
индексом)
адрес
организации, номера телефона, факса (с кодом населённого пункта), адрес электронной почты;
данные о руководителе проекта (иногда данные о бухгалтере проекта): Ф.И.О,
звания и ученая степень, должность, основное место работы, телефон/факс, электронная почта;
география проекта (перечислить все субъекты Российской Федерации, на которые
распространяется проект);
срок выполнения проекта (продолжительность, начало и окончание);
стоимость проекта: полная стоимость проекта, запрашиваемая сумма, имеющаяся
сумма (собственный вклад организации или средства, привлечённые из других источников);
дата заполнения заявки.
Первый раздел – это аннотация проекта, т.е. резюме, его краткое содержание.
Аннотация проекта должна повторять все части полной заявки (по 1-2 предложения на каждую
часть). По объему аннотация проекта, обычно бывает не более одной страницы. Аннотация
проекта содержит ясное и краткое описание сути проекта. Она должна привлечь положительное
внимание к заявке, побудить читать ее дальше.
В аннотацию должны быть включены ответы на вопросы:
1.
Кто будет выполнять проект?
2.
Почему и кому нужен этот проект? Например, проект направлен на
формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) в среде жителей небольших городов и
сельских районов агропромышленного Алтайского края. Ввиду объективных причин социально3
экономического характера качество их жизни и, вместе с тем, уровень представлений о
параметрах здорового образа жизни значительно более низки по сравнению с городским
населением.
3.
Каковы цели и задачи проекта? Например, цель проекта: консолидация действий
лидеров местного сообщества, некоммерческих организаций, органов исполнительной власти,
учреждений здравоохранения Алтайского края по формированию навыков здорового образа
жизни в молодежной среде сельских поселений и небольших городов посредством
просветительских программ.
4.
Каков
результат
проекта?
Например,
проект
повысит
уровень
информированности сельских жителей края о принципах здорового образа жизни. В процессе
работы с целевой группой предполагается сформировать у нее устойчивые навыки ЗОЖ,
воспитать медиаторов в сфере ЗОЖ.
5.
Каким образом проект будет реализован (т.е. основные мероприятия)? Например,
основные мероприятия по проекту: работа информационно-методического центра по вопросам
ЗОЖ; проведение семинаров/практикумов «Мы – против вредных привычек!»; творческий
конкурс школьных и студенческих работ; разработка и тиражирование методических брошюр.
6.
Какова продолжительность проекта?
7.
Сумма средств, необходимая для его реализации.
Аннотация проекта чаще всего располагается сразу после ее титульного листа. Надо
изначально понимать, что именно аннотация будет прочитана первой. Поэтому особо важно
сделать ее ясной, сжатой и конкретной, т.к. основная задача аннотации дать возможность
быстро ознакомиться с основной информацией о социальном проекте. В этом разделе должна
быть заявлена социальная проблема, которая будет решаться в ходе проектной деятельности, из
аннотации должно стать понятно, что представляет собой проектная организация, каков объем
проекта и его стоимость.
Второй раздел - описание организации, которая собирается реализовывать проект. Здесь
дается краткое описание 1. истории, 2. целей и 3. задач, 4. основной деятельности организации,
ее перспективы, как минимум, на ближайшие 2 года (объем описания организации обычно
бывает не более 2-3 абзацев). Как правило, заявки финансируются, исходя из репутации
организации-заявителя, а не только из качества самого проекта. Поэтому необходимо
обосновывать надежность организации, четко объяснить, почему именно данная
заявка
заслуживает поддержки.
Иногда в заявке (по просьбе финансирующей стороны) может быть включена информация о
людях (не более одного абзаца на сотрудника), занятых в организации для осуществления
данного проекта; указано их 1. образование и 2. опыт работы; 3. обосновывается необходимость
4
их участия в проекте (должностные обязанности и степень вовлеченности в проект). Если
персонал по проекту еще не определен, то может возникнуть необходимость указать критерии
подбора этого персонала. Даже если в этом разделе требования не столь жесткие, то в любом
случае
следует предоставить эти сведения либо в качестве комментариев к бюджету, либо
включить их в дополнительные материалы (приложения) к проекту.
Можно составить следующий примерный план построения описания организации:
1.
Миссия организации.
2.
Стратегические цели организации.
3.
Время создания организации.
4.
Прошлые достижения.
5.
Сотрудничество с другими организациями.
6.
Планы на будущее.
7.
Опыт проектной деятельности.
8.
Сотрудники и их квалификация.
9.
Уникальность.
10.
Ресурсное обеспечение.
11. Дополнительная
информация,
которая
может
повысить
вероятность
финансирования проектной деятельности организации.
Таким образом, описание организации - это не полная и подробная информация об
организации, а только те данные, которые важны в контексте данного социального проекта.
Третий раздел - обоснование необходимости проекта, в котором необходимо изложить
конкретную проблему, которую предполагается полностью или частично решить с помощью
данного социального проекта.
По объему данный раздел заявки обычно не превышает одной страницы. В нем
предполагается доказать и обосновать актуальность выполнения данного проекта: Почему
именно этот социальный проект необходим? Какие проблемы он будет решать?
Обозначенная социальная проблема должна быть актуальна для целевых групп. Например,
«Как помочь детям из детских домов получить доступ к высшему образованию?» или «Как
предотвратить рост числа наркозависимых среди рабочей молодежи в городе Н.?». Для грамотной
постановки проблемы организация должна владеть информацией о состоянии дел в
интересующей сфере. Целевые группы – это лица или организации, на которые проект будет
непосредственно положительно влиять в ходе реализации проектных целей.
Можно привести несколько советов по написанию данного раздела заявки:
1.
При формулировке проблемы следует учитывать следующие наиболее важные
составляющие:
5
a)
быть
реальность и конкретность (четкое понимание для кого, когда, где). Это должно
подтверждено
социологическими
исследованиями,
статистикой,
проведенными
мониторингами, информацией в СМИ и т.д. Желательно ориентироваться на социальноэкономические характеристики целевой группы и ее потребности; наличие исследований и
оценки состояния дел в данной сфере (например, сколько из выпускников детских домов получает
высшее образование на сегодняшний день?)
b)
решаемость, реалистичность, т.е. доступ к целевым группам; возможность
взаимодействия с органами власти, бизнесом; доступные каналы распространения информации
(пресса, Интернет);
c)
социальная значимость - опыт, ресурсы, предпосылки в обществе, кто еще и как
работает в этой сфере. Не следует считать, что все хорошо осведомлены о серьезности той
социальной проблемы, которую предполагается решить в рамках данного проекта. Поэтому
можно включить соответствующие статистические данные, процитировать выступления
представителей органов власти. Это будет служить дополнительным доказательством того, что
проблема актуальна.
d)
корректность и нейтральность – не стремится огульно обвинять кого-то в
возникновении / существовании проблем, используя нейтральный тон изложения.
2.
Проблемы не должны быть внутренними
самой проектной организации, а
направлены на решение социальных проблем во внешней среде.
3.
Не нужно усложнять данный раздел таблицами и схемами. Их лучше использовать
в приложении.
Более эффективно подобрать
фактическую информацию, наглядно
иллюстрирующую описываемую ситуацию.
4.
Важно помнить о разнице между самой социальной проблемой и методами ее
решения. Например, отсутствие в образовательном учреждении компьютеров - это не проблема,
а метод (их приобретение) решения каких-то более важных задач. Возможно, что в конечном
итоге покупка компьютеров и решит проблему наилучшим образом, но должно быть ясно, что в
проекте рассматривается как метод, а где имеет место анализ
социальной проблемы или
потребности.
Таким образом, в этом разделе объясняется, почему возникла необходимость в
выполнении проекта. Здесь надо доказать, что решение данной проблемы – приоритетная
задача.
Таким образом, при написании обоснования необходимости проекта важно связать задачи,
выполняемые организацией, с проблемами, которые предполагается
решить в рамках
социального проекта.
6
На этом этапе можно составить «дерево проблем» проекта, выявив причинно-следственные
связи между обозначенными проблемами; их причинами (корни проблем).
Шаги по построению «дерева проблем»:
Шаг 1. Открытый «мозговой штурм», где все участники формулируют проблемы, которые
считают приоритетными и решаемыми в рамках проекта. Все проблемы, выявленные на этом
этапе, кратко формулируются и записываются.
Шаг 2. Выбрать одну из ключевых проблем, выявленных на этапе мозгового штурма. Это
будет стартовая проблема.
Шаг 3. Отобрать проблемы, связанные со стартовой.
Шаг 4. Начать составление иерархии причин и следствий. Проблемы, которые являются
прямыми причинами стартовой проблемы, помещаются на уровень ниже. Проблемы, которые
являются прямыми следствиями стартовой проблемы, помещаются на уровень выше.
Шаг 5. Все остальные проблемы сортируются таким же образом, руководствуясь
вопросом: «в чем причины этого?».
Шаг 6. Свяжите проблемы стрелками от причины к следствию, ясно показывая ключевые
связи.
Четвертым разделом является описание целей и задач проекта. По объему данный раздел
обычно не превышает одной страницы и должен содержать перечень изложенных в сжатой
форме:
1.
Конкретной цели, которую ставит перед собой организация для решения
выбранной проблемы.
2.
Задач, которые будут решаться для достижения поставленных целей.
Рекомендуется формулировать для проекта одну общую цель и несколько задач, как
этапов ее достижения.
Цели не могут быть оценены количественно. Главный ориентир в постановке цели показать тип социальной проблемы, с которым имеет дело проект. Например, снизить число
подростковых
правонарушений;
создать
общественный
социально-психологический
консультативный для молодежи и т.п. Утверждения подобного рода не могут быть оценены
количественно, в этом их принципиальное отличие от задач.
Под задачами понимают конкретные и поддающиеся измерению результаты работы
данного социального проекта, его «шаги». Это все возможные элементы улучшения ситуации,
которые описываются в разделе «Обоснование необходимости проекта». При постановке задач
важно указать, кто охвачен проектом, что следует изменить, в каком направлении, насколько и
к какому сроку.
7
Задачи должны быть максимально конкретизированы, реалистичны и выполнимы и не
отождествляться с методами достижения поставленной цели.
В них могут содержаться и количественные данные о степени полезности проекта. Такие
данные называются показателями. Показатели – инструмент, позволяющий точнее определить
цели и задачи проекта и измерить его эффект.
Можно сопоставлять задачи с проблемами, обозначенными в разделе «Описание
проблемы». Тогда каждой проблеме будет соответствовать определенная задача/задачи. Для
формулирования цели и задач проекта часто используют графический прием построения «дерева
целей».
Шаги по построению «дерева целей».
Шаг 1. Переформулируйте все негативные ситуации, выявленные при анализе проблем, в
позитивные ситуации, которые являются желаемыми и реально достижимыми.
Шаг 2. В случае необходимости: пересмотрите формулировки; добавьте новые цели.
Проведенный анализ проблем и целей дает важную информацию для выбора стратегии
проекта. На этом этапе полезно ответить на следующие вопросы:
Следует ли пытаться решить все выявленные проблемы или только часть их?
Какова возможная связь данного проекта с другими проектами (текущими или
планируемыми) организации?
Какие воздействия на проблемную ситуацию наиболее вероятно приведут к
желаемым результатам и обеспечат устойчивость проекта?
Каким образом может быть достигнута максимальная польза для целевых групп?
Каким способом лучше всего обеспечить заинтересованность партнеров?
Какая стратегия наиболее эффективна в плане соотношения затрат и
результатов?
Какие финансовые средства могут быть предоставлены на реализацию проекта, из
каких источников?
Из целей и задач должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта,
какие изменения произойдут.
Пятым разделом является описание проекта, т.е. стратегия и механизм достижения
поставленной цели. Это один из самых объемных и подробных разделов заявки (3-4 страницы) В
этой части необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1.
Каким образом будут достигнуты намеченные цели?
2.
Как будут выполняться поставленные задачи?
3.
Кто будет осуществлять их реализацию?
8
Какие ресурсы будут использованы, как будет производиться отбор участников
4.
учебной программы или получателей услуг, как будет распространяться литература и т. д.
Таким образом, шаг за шагом должно быть обозначено, что будет происходить в рамках
данной социальной программы, кто будет это делать и кому конкретно эти действия будут
адресованы. Важно указать путь решения проектных задач в контексте бюджета и времени,
отводимого на реализацию проекта; определить план по управлению проектной деятельностью,
способы распространения информации и возможность тиражирования полученных результатов.
Особое внимание следует обратить:
На описание тех видов деятельности, которые необходимы для получения
1.
желаемых результатов;
Указать, каким образом будет выполняться работа, т.е. какие потребуются
2.
устройства и оборудование; чем будут заниматься исполнители; как будут обслуживаться
клиенты; как, где и какие дополнительные ресурсы будут привлекаться и др.
Поэтому одной из важных проблем методологии является кадровое обеспечение. Многие
проекты отклоняются от намеченного плана именно из-за того, что их организаторы не имеют
четкого представления о том, кто и что будет делать, а заявки, в которых нет такого объяснения,
как правило не получают финансирования. При этом ответственность всех участников
осуществления проекта также должна быть четко прописана в данной части заявки.
Существует 2 главных вопроса, которые должны быть здесь разъяснены:
1)
Какова основная стратегия в достижении желаемых результатов?
2)
Чем вызван выбор именно этой стратегии из всех возможных вариантов?
Ответ на последний вопрос требует знаний об аналогичных социальных проектах, которые
ранее реализовывались, в первую очередь, в данном регионе;
методах, которые в них
использовались. Рассмотрение альтернатив - важный аспект методологии. Демонстрируя
знания аналогичных работ и четко объясняя выбор используемых средств, создатель проекта
придает себе большую надежность в глазах других заинтересованных в проекте лиц. Тем самым,
за счет профессионального и качественного написания данного раздела можно значительно
повысить уровень доверия к себе как организатору социального проекта.
Шестой раздел - рабочий план реализации проекта. Он должен присутствовать в каждой
заявке, но не быть сложным и чрезмерно перегруженным информацией.
Наиболее оптимально график выполнения запланированных мероприятий с обязательным
указанием дат их проведения или таблицу сроков, с указанием деятельности по осуществлению
проекта.
Это
наглядно
и
ясно
иллюстрирует
основные
проектные
характеристики,
последовательность событий.
9
Он должен также включать: время начала проекта (иногда полезно бывает указать причины
выбора именно этого срока; особенно, если реализация проекта зависит от получения средств в
определенное время), длительность осуществления проекта.
Кроме всего, этот раздел должен содержать указание на то, когда и как будет оцениваться
проект. В этом случае необходимо определить, что будет считаться успешным выполнением
целей и задач проекта, подробно разработать процесс оценки и контроля.
Седьмой раздел - конкретные ожидаемые результаты. В нем содержится информация с
указанием количественных показателей о результатах проекта. По объему эта часть обычно
бывает не более одной страницы.
Конечный результат социального проекта связан с материально осязаемыми объектами
(товарами и услугами, фиксированной информацией и пр.). Например, если
запланировано
проведение семинара, нужно указать количество обученных слушателей; если реализуется
программа по предоставлению каких-либо услуг, нужно указать количество слушателей или
организаций (привести перечень этих организаций) пользующимися этими услугами; если
выпускается информационный бюллетень, нужно указать количество выпусков, тираж,
периодичность выпусков, способ распространения и доставки. Необходимо указать платно или
бесплатно распространяется бюллетень.
Это очень важный раздел заявки, демонстрирующий конкретные дела, которые будут
выполнены в ходе реализации проекта. Следует помнить, что финансирующие субъекты особо
заинтересованы в недорогих, но социально значимых проектах с максимально возможным
охватом заинтересованных сторон.
Например, основным результатом проекта станет разработка эффективной рабочей
модели деятельности какого-либо центра, которая внесет вклад в распространение каких-либо
прогрессивных идей, профилактику негативных социальных явлений; станет шагом на пути
изменения общественного сознания в лучшую сторону; повысит уровень каких-либо социально
значимых умений целевой группы.
Восьмой раздел - механизм оценки результатов. Он небольшой по объему (2-3 абзаца), и
должен содержать ответы на следующие вопросы:
1.
Каким образом будет оцениваться эффективность проекта в целом?
2.
Кто будет оценивать достижение поставленных задач и намеченных результатов,
как в ходе выполнения проекта, так и по его окончании? (описать процедуру оценки)
3.
Каковы критерии (индикаторы) оценки эффективности проекта?
4.
Каковы механизмы оценки?
Оценка
социального
проекта
нужна
по
двум
причинам.
Во-первых,
следует
проанализировать степень эффективности проектной деятельности в целом, чтобы осознать,
10
насколько удалось достичь поставленных целей. Это и есть оценка результатов. Во-вторых,
оценка может проводиться для получения сведений о ходе проекта, что позволит
откорректировать проект непосредственно в ходе выполнения, т.е. оценка хода работы.
Например, оценка образовательной программы будет выявлять отношение к ней
школьников, учителей, родителей и администрации, но не будет описывать осязаемого
улучшения учебы прошедших программу школьников.
Следует также указать, и каким образом будет оцениваться эффективность проекта, заранее
оговорить, какие данные будут собираться для оценки выполнения каждой задачи и как эти
данные будут проанализированы и использованы в последствии.
Многие механизмы оценки социальных проектов субъективны по своей сути. Это говорит о
том, что организаторы проекта не всегда ориентируются на оценку конкретных результатов
своей
работы.
Часто
приоритетным
оценочным
показателем
выступает
отношение
потенциальных объектов к социальному проекту, что они думают об этих действиях, но не
даются осязаемые количественные характеристики возможных изменений в их жизни в ходе
реализации данного проекта. Субъективизм также особенно заметен, если вы сами оцениваете
результаты своей работы, чувствуя, что от видимых хороших результатов зависит ваше
дальнейшее финансирование.
Один из способов достичь более объективной оценки – это попросить какую-нибудь
стороннюю организацию провести оценку предлагаемой проектной деятельности. Приемлемо,
чтобы такая организация сама предложила план оценки, который может быть представлен
спонсору как часть заявки. Это не только обеспечит большую объективность, но и повысит
уровень доверия.
Необходимо проработать индикаторы оценки результатов. С их помощью можно
подтвердить факт достижения результатов и прогресса в выполнении поставленных задач.
Количественные индикаторы отвечают на вопрос «Сколько?».
Например, если речь идет об обучении, то индикаторами могут быть количество
подготовленных участников, компетенции, которых они достигли; количество рабочих групп в
процессе обучения; количество и качество разработанных ими материалов и пр.
При проведении мониторинга нужны и количественные, и качественные индикаторы. Если
первый концентрируется на количественном описании – количество проведенных собраний,
число участников, присутствовавших на собраниях, и т. д., то второй сосредотачивается на
качестве результатов и самого процесса – какие люди выступали на собрании и что они
говорили, что изменилось у людей в результате посещений собрания и пр.
Качественные
индикаторы
оценки
позволяют
определить,
насколько
приемлемо/качественно была выполнена работа. Они обеспечивают измерение процессов,
11
способствуют более глубокому анализу и они требуют более высокой степени вовлеченности
участников исследования.
Индикаторы должны быть:
Конкретными, т.е. связанными с теми областями, где от проекта ожидаются
какие-либо изменения. Например, если проект нацелен на усиление членства в комитете,
индикаторы достижения могут включать уровень участия членов в общих собраниях.
Однозначными, чтобы их измерение и интерпретация не допускали двойного
толкования. Например, если повышение уровня доступности социальных услуг принимается как
индикатор, всем должно быть понятно, что подразумевается под словом «доступность».
Последовательными, т.е. важно, чтобы одни и те же индикаторы применялись на
протяжении длительного периода.
Собираемыми, т.е. должна существовать реальная возможность сбора информации
по отобранным индикаторам в приемлемые сроки и по умеренным ценам.
Серьезный вопрос возникает в связи с количеством индикаторов, необходимых для
измерения эффективности и влияния проекта. Важно, чтобы их число было разумно ограничено.
Лучше оценивать при помощи небольшого числа релевантных и управляемых индикаторов,
которые предполагают понимание происходящих изменений, чем перегружать и усложнять
работу неуправляемыми и амбициозными индикаторами.
Методы для оценки проекта можно разделить на 4 категории:
наблюдение (смотреть, слушать, считать),
опрос (задавать вопросы),
измерение (делать замеры, снимать показания),
анализ документов (читать, изучать).
Например, на финальной стадии проекта можно провести анкетирование, направленное на
выявление динамики ситуации. Или оценка эффективности проекта будет осуществляться
экспертами в виде рецензирования материалов, применяемых в проекте, экспертных заключений
о мероприятиях. Критериями количественной оценки может служить число принявших участие в
его мероприятиях и проявивших интерес к информационным материалам, которые вышли в свет
в ходе проекта.
Девятый раздел - дальнейшее развитие проекта (2-3 абзаца). Решить большинство
социальных проблем в рамках одного проекта весьма сложно, поэтому желательно, чтобы
социальный проект имел четкий и продуманный план дальнейшего перспективного развития.
В этом разделе заявки необходимо ответить на вопросы:
1.
Как
предполагается
развивать
деятельность
в
этом
направлении
после
официального окончания данного проекта?
12
Каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного
2.
проекта?
Указание на дальнейшее развитие
есть гарант надежности; непременное условие
конструктивного развития проектной деятельности и профессиональный и грамотный подход.
Десятый раздел - финансирование по окончании» (2-3 абзаца) неразрывно связан с
предыдущим, так как дальнейшее развитие проекта напрямую привязывается к перспективам
финансовой стабильности
проектной деятельности.
Поэтому в этой части предполагается
получение ответов на следующие вопросы:
1.
За счет каких ресурсов предполагается продолжать дальнейшую деятельность в
этом направлении?
2.
Каким образом данная программа будет существовать в дальнейшем?
3.
Из каких источников планируется изыскивать средства по окончании действия
данного проекта?
Не лишним будет проанализировать свои финансовые возможности в целом, перспективы
сохранения и налаживания
государственными
продуктивного взаимодействия с местными, частными или
учреждениями,
готовыми
обеспечить
экономическую
поддержку
в
дальнейшем.
Одиннадцатый раздел - эффект проекта в долгосрочной перспективе. В нем дается
представление о том, что в глобальном масштабе произойдет лучшего по сравнению с нынешним
положением дел, после реализации данного социального проекта. Его содержание призвано
разъяснить, каким образом, за счет каких ресурсов можно сохранить и расширить достижения
данного проекта в дальнейшем.
В нем прописаны ответы на такие вопросы:
1.
Как выполнение проекта будет воздействовать на ситуацию в регионе в
долгосрочной перспективе?
2.
Что изменится в регионе в результате выполнения проекта?
3.
Какие существуют возможные источники будущего финансирования?
4.
Кто готов продолжать финансирование данного проекта?
Следует помнить, что эффективный результат социального проекта связывается с умением
обеспечить удовлетворение (полностью или частично) социально значимых для общества
потребностей. Проектная организация - это только инструмент для реализации задуманных
планов. Поэтому важно увязать тематику социального проекта с теми реальными позитивными
изменениями, которые произойдут в окружающей социальной действительности.
13
Двенадцатый раздел - бюджет проекта. По объему он может занимать 3 и более
страницы. Он должен быть тщательно проработан и подробно объяснен. В него включается
следующая информация:
1.
Общая стоимость проекта и запрашиваемый объем финансирования.
2.
оплата труда: заработная плата штатных и внештатных сотрудников, гонорары -
с указанием доли рабочего времени от полной ставки в %, оплата разовых услуг консультантов
по договору, обязательные налоги и страхование - до 40,5% от фонда заработной платы;
3.
прямые основные расходы (аренда помещений, оборудование, офисные расходные
материалы, командировки, связь, типографские расходы и др.);
4.
непрямые расходы (если имеются);
5.
Детальное описание каждой из статей бюджета, обоснование расходов, указание
источников поступления имеющихся средств (денежных и в натуральной форме).
Бюджет описывает социальный проект с финансовой точки зрения, он показывает все
расходы по проекту и те средства, которые будут покрывать эти расходы. Это финансовый план,
из которого должно быть понятно, сколько средств предполагается использовать для реализации
данного социального проекта.
Бюджет помогает использовать деньги стратегически, т.к. все расходы предусмотрены и
прописаны заранее. Он должен быть достаточно подробным, чтобы предусмотреть все расходы.
Всякий бюджет должен опираться на цели и задачи, методологию проекта.
В бюджете четко определяется период времени, необходимый для финансирования
проекта. Все должно быть четко просчитано, чтобы не смогла возникнуть ситуация нехватки
средств на начало или на окончание проекта.
Таким образом, разработка бюджета дает возможность распределить во времени стоимость
социального проекта, его основных элементов, измерить и оценить стоимостное его исполнение.
Будет издано и распространено 2 тысячи экземпляров буклета по национальной и
социальной толерантности.
14