Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
ТЕХНИЧЕСКИЕ CРЕДСТВА
Психоанализ всегда глубоко интересовался психопатологией изобразительного искусства.
Это связано с тем, что психоанализ признает, что творчество исходит из бессознательного.
Кроме того творчество очень близко к сновидению и может быть проанализировано.
Тем не менее специфичность психоанализа состоит в высказывании мыслей и эмоций в
свободных ассоциациях. Т.е. основное правило психоанализа базируется на речи. Но иногда
есть обстоятельства, когда речь не достаточно развита (дети, подростки).
Именно по этой причине в 20-х годах М. Клайн и Анна Фрейд основали детский психоанализ
базирующийся на изучении детского рисунка.
А также современная психиатрия с успехом использует творческую деятельность пациентов
для терапии.
2
Микропсихоанализ сохраняет основные характеристики психоанализа: свободные
ассоциации и сеттинг.
Тем не менее микропсихоанализ является более гибким методом, интегрирующим
другие инструменты в классическое исследование.
Доктор Фанти их назвал техническими поддержками:
1. изучение фотографии,
2. изучение планов домов,
3. чтение дневников и писем,
4.
изучение генеалогического дерева.
Фанти предлагал также другую возможность: выслушивание записи нескольких сеансов. Мы
перестали пользоваться этим инструментом, особенно в Италии, после выпуска закона о
приватности.
Технические возможности являются неотъемлемой частью длинных сеансов. Они
стимулируют ассоциации, экстернализации и воспоминания, и усиливают
психическую
обработку.
Человек, занимающийся психоанализом, рассказывает свои секреты и свою интимную
жизнь до семейных и наследственных корней. Он восстанавливает свое прошлое, от
которого отдалился из-за вытеснения, и тем не менее, именно это, вытесненное прошлое,
влияет на маленькие детали его жизни.
На самом деле, наше бессознательное состоит из нескольких представлений, эмоций, в
которых факты и персонажи нашего детства чувствительно далЕки от реальности. Как
1
доказывает каждый психоанализ, детские вспоминания на самом деле являются псевдовоспоминаниями: это восстановление под влиянием рассказов взрослых в связи с текущей
необходимостью, желаниями, защитами или детскими эмоциями.
Как психоаналитики могут помочь анализируемым воспроизвести незнакомую историю,
которая в их сознании представляется искаженной и замаскированной? Фрейд придумал
метод свободных ассоциаций (анализируемый говорит обо всем, что ему придет в голову, не
опуская и не выбирая ничего из появляющихся мыслей, образов или ощущений). Следуя
этим
правилам потихоньку анализируемый чувствует, что его ассоциации относятся к
некоторым воспоминаниям,
в которых он не уверен. Психоаналитик тогда предлагает
реконструкции или интерпретации на фоне ассоциативных элементов, детских испытаний,
эмоций и бессознательных желаний. Они субъективно правильные. С помощью технических
поддержек, интерпретаций и реконструкций психоаналитика рождаются более конкретные
доказательства. Психоаналитик может положиться на реальные данные.
Пример
3
Девочка клоун
Страдала о страха покинутости
О ФОТОГРАФИЯХ
4
Социологические исследования доказали, что каждый человек стремится сохранить
фотографии своей жизни, особенно ее счастливых моментов.
Дети очень любят рассматривать фотографии с изображением самих себя. Эти фотографии
их успокаивают, поскольку дети чувствуют, что они существуют, они являются частью
семьи, они важны для их родителей. Часто они обращают внимание на взгляд других лиц из
снимка, чтобы уловИть их отношение к себе.
Мы всегда стараемся выбирать фотографии, на которых мы красивее, когда показываем их
другим. Это связано с желанием признания самого себя и своих черт, а также с желанием
скрыть эмоции, ощущения и неприличные ощущения как само-осуждение.
Для психотерапевта важно воспринимать или улавливать эти внутренние характеристики
фотографии и учитывать человеческие желания признания своей личности. Это необходимо,
чтобы пациент чувствовал, что его понимают.
5
Фотографии это также средство общения. Тем более когда эмоции и мысли трудно
2
выразить словами.
Поэтому использование фотографий
очень
эффективно с
пациентами, которым трудно говорить, т.е. преодолеть препятствия к речи.
Пример моего анализанта подростка
6
Фотографии и время.
Фотография останавливает время, поскольку она замораживает эмоции определенного
момента.
Жизнь и смерть.
Фотографии сохраняют изображения наших предков, родственников, которых мы потеряли.
Смотря на них, мы сталкиваемся с потерей. С этой точки зрения, фотографии очень
эффективны с пациентами, которые не проработали свое горе потери.
Нужно
признать,
что
другие
психотерапевтические
направления
«поддержки» и, что в каждом из них есть своя специфика.
используют
эти
Преимущества
микропсихоанализа состоят в том, что технические инструменты интегрируются в динамике
свободных ассоциаций.
7
Первый интерес к применению фотографии в психотерапии появился в 1927 году, когда A.
M. Muhel написал работу о неудачных фотографиях, которые он интерпретировал как
результат
бессознательного
конфликта
фотографа.
Дальше Moreno and Rogers в 40 годах использовали разные средства сообщения в
психотерапии.
После войны интерес рос все больше и больше.
Кohut (1970) употреблял фотографии в психоаналитическом процессе для того, чтобы проще
ставить диагноз и выяснять важные моменты детства пациента.
8
В то же время Silvio Fanti и Nicola Peluffo начали использовать фотографии в процессе
интенсивного психоанализа с длительными сеансами.
9
Стюард дает следующее определение использованию фотографии в психотерапии «фотографии используются в терапии с целью уменьшения болезненных психологических
симптомов, а также для психологического развития пациента» 1979 год.
Фотографии - это другой способ выражения эмоций, по сравнению с речью.
Основное различие в том, что речь основана на символе и абстракции, а фотографии – на
3
изображении. Изображения намного ближе к конкретным объектам, что позволяет
установить более прямое отношение к реальности и эмоциям.
Вне зависимости от теоретического направления психотерапии, фотографии могут
быть использованы в качестве дополнительного терапевтического инструмента.
10
Теория и техника применения фотографии в микропсихоанализе
Во французском языке употребляется слово «appoint technique». Слово имеет двойное
значение: «вовремя»
и «поддержка». Это значит, что психоаналитик должен выбрать
правильный момент, когда использовать то или иное техническое средство.
Хочу добавить несколько слов о цели изучения фотографий:
1. Пытаться создать такие условия, чтобы анализант смог сконцентрироваться на своей
истории и заново пережить самые главные эпизоды.
2. Пытаться
ограничить
сопротивления,
в
частности
интеллектуализацию
и
рационализацию.
3. Пытаться открыть различные взаимосвязи между прошлыми и настоящими опытами,
между реальностью и фантазированием, между симптомами и психическими
элементами, которые их определяют; то есть бессознательные желания и защиты.
4. Пытаться развивать вербализацию до проявления ассоциативного кольца.
5. Пытаться сделать так, чтобы проявления переноса и контрпереноса связались с
ассоциативными кольцами, чтобы в результате проявились повторения.
В итоге, мы пытаемся укрепить естественную динамику длинных сеансов. Как уже было
сказано, это очень сильная динамика, направленная на дизактивацию основных психических
конфликтов, и на проявление опытов благополучия.
Тем не менее, в этом методе есть и недостатки.
11
Например, по затратам, он требует много времени и денег. По этой причине в конце 80-х
годов некоторые психоаналитики нашей ассоциации определили другие способы, которые
сохраняют основные характеристики оригинальной техники, но адаптировали их к
современным клиническим и общественным ситуациям. Таким образом, в зависимости от
ситуации работа проводится в строгом аналитическом сеттинге, либо психоанализ будет
иметь психотерапевтическое направление.
Эта гибкость отражается также в технике изучения фотографии:
в некоторых случаях
проводим много времени работая с иконографическим материалом, в других – материалом
пользуются только в продолжении двух сеансов.
4
В некоторых случаях психоаналитик молчит в течении изучения а в других вмешивается для
того, чтобы помочь человеку.
Обычно речь идет о фотографии, но в материалы включаются также и фильмы. Они не
изучаются так минуциозно и детально как и фотографии, но они имеют преимущество в том,
что показывают и движения, а иногда и речь.
Хотелось бы отметить возможную проблему. Два поколения назад фотографировались
только самые важные мероприятия, такие как свадьба и крестины. По этой причине мало
фотографий, сделанных до второй мировой войны. В 50-х годах появились фотоаппараты
типа Кодак и люди стали фотографировать и более банальные ситуации. С того момента у
каждого человека есть намного больше фотографий.
12
В настоящее время, в электронную эпоху, существуют фотоаппараты интегрированные в
мобильные телефоны. Все снимают любые ситуации и в психоанализе приходится выбирать
анализируемый материал. Выбор делает сам анализант, но иногда психоаналитик может ему
помочь, чтобы избежать потерю важных документов, которые клиент не выбирает из-за
бессознательного сопротивления.
Идеальная ситуация, когда анализант приносит свои фотографии, фотографии своей семьи
(родители, бабушки, дедушки), сделанные в разные периоды их жизни.
Стоит обратить внимание на фотографии, которые стоят на виду в доме. В них отражаются
семейные предрассудки. Они специально выбраны для того, чтобы сохранить иллюзию
семейной гармонии или вечной любви. Они очень часто маскируют ненависть, измены и т.д.
13
Когда лучше предлагать изучение фотографий в сеттинге?
Пациенту можно предложить собрать все фотографии имеющиеся у него и попросить
проклассифицировать их по времени (по годам).
В микропсихоанализе считается, что данное предложение может иметь место после более
близкого знакомства и освоения жизненного материала клиента. Часто это совпадает с
приближением к анализу Эдип-кастрации в течение терапии. В том периоде происходит
полная актуализация детских опытов в переносе, и возврат вытесненного в сознание
сталкивается с конкретными детскими объектами (людьми, ситуациями, и пр.).
14
Таким способом можно открыть, что «та девушка, которая вызывает в нас определенные
приятные ощущения, имеет такой ласковый взгляд как наша мама и позирует как она».
15
Можем также понять, что когда мы фотографировали нашего отца, часто отрезали кусочек.
5
16
Еще можем заметить, что до трех лет мы улыбаемся, а в фотографиях после трех летнего
возраста, когда у мамы был живот, у нас печальное, несчастное лицо.
17
Можно привести много таких примеров, но самое главное в употреблением фотографий в
микропихоанализе,
это взаимное отношение между изучением фотографий и
повторением детских травм в переносе.
Это понятие особенно дорого профессору Пелуффо, который в 1984 году опубликовал
книгу «Изображение и фотография». Он пишет, что в своей профессиональной
деятельности он часто замечал насколько сильные эмоции провоцирует просмотр
фильмов. В течении сеансов анализанты, рассказывающие сновидения, описывают
сцены или изображения, употребляя слово сон. Это отговорка, которая демонстрирует,
что в человеке произошла регрессия до того момента его детства, когда воображаемое и
реальность совпадают. Речь идет об этапе, в котором отношение между субъектом и
объектом является продолжительным, и где нельзя отличить изображение объекта от
его физического существования.
18
Проф. Пелуффо приводит следующий пример: 3-х летний ребенок рассматривает
изображения животных в книге и спрашивает: «разве они живые?». Я объясняю, что
это изображения и добавляю: «смотри не движутся, куда ты думаешь, что они идут».
Он отвечает: «В мою кровать». Несколько дней до этого разговора мальчику снился
сон, от которого он проснулся в испуге. Ему снился лев, который захотел съесть его.
Затем мальчик сказал, что он боится отца, потому что перед сном, когда отец выходит
из его комнаты ему кажется, что он превращается в льва и видит это изображение на
стене в своей комнате. Это значит, что опыт ребенка имеет форму изобразительного,
почти кинематографического.
И, что существует место, в котором перцепции
реального объекта преобразуются в прионирические и онирические изображения.
Перцептивный контакт сохраняет отношения с реальным объектом и когда он
прекращается аффект смещается на изображение. В итоге, по Пелуффо, изображение
это « вытесненная форма отношения с объектом». Форма отношения вытесненная и
соответственно остается бессознательное клеймо, которое продолжает существовать и
проявляется слепок следующих отношений.
Когда анализируемый приносит фотографии, в начале ему предлагается прокомментировать
их все, сИдя за столом.
6
Следующий этап – выбор пациентом нескольких фотографий из общего количества. Затем –
выбор со стороны психоаналитика, основанный на детальном изучении фотографий вне
сеттинга с помощью лупы. Психоаналитик предлагает фотографии из разных моментов
жизни пациента:
19-20-21-22-23-24-25-26
1. моменты кормления,
2. момент рождения сиблинга,
3. первый день в школе,
4. крещение,
5. причащение
6. свадьба,
7. защита диплома,
8. день рождения.
Пациент описывает фотографию сначала без лупы, рассказывает что это за фотография,
когда была снята и кто фотограф, кто и что на ней изображено.
Фигура фотограф очень важна по двум причинам:
1. от его чувств и ощущений зависит качество фотографии,
2. от отношений с ним лично зависят выражение лиц, взгляды и позы фотографируемых.
27
По этим причинам важно обратить внимание на ошибки, которые совершает
фотограф. Например, обрезанные фото (голова или другие части тела находятся вне
кадра). Конечно эти ошибки бессознательные, мы называем их «ошибочными
действиями».
28
Затем описания фотографии повторяется с помощью луп, увеличивающих размер
изображения. (пример цифровых фотографий)
Психоаналитик предлагает очень тонко и детально описать рассматриваемую деталь
фотографии, что позволяет очень глубоко анализировать позиции и позы всех людей, их
выражения лиц и тела.
Следующий этап проходит в обычном сеттинге (на кушетке). Предлагается свободно
ассоциировать на воспоминания и эмоции, которые фотография пробудила. Здесь очень
важно анализировать перенос. (добавить)
29
Фотография замораживает эмоцию и, когда мы ее глубоко анализируем и изучаем, мы
7
можем испытать аффект, зафиксированный в тот момент.
Изменение сеттинга также имеет важное значение.
В отличие от сеттинга сеанса, употребление фотографии является более активной техникой
и сам психоаналитик играет более активную роль. Ассоциации пациента соответственно
будут касаться не только фотографии, но всего того, что связанно с перцепцией, зрением и,
в том числе, переноса.
30
Это важно, когда данная техника используется в психотерапевтической работе, особенно в
общественных услугах, т.е. в ситуациях, где невозможен анализ переноса со стороны
пациента. Роль и обучение (тренинг) психотерапевта в таких случаях особенно актуальны
31
Другие техники, используемые в изучении фотографий:
1. промедлЕние (чтобы усилить внимание и сфокусированность на отдельной
фотографии или ее детали, психоаналитик предлагает пациенту не спешить и
остановиться подольше на определенном материале),
2. увеличение с помощью лупы, многократный анализ одной и той же фотографии, в
крайнем случае ее можно спроектировать на экран.
36
Клинические случай №2.
35-летняя домохозяйка довольна сама собой. Вдруг муж бросает ее без предупреждения.
Через некоторое время (в начале она реагировала хорошо), ей становится плохо.
Психоаналитическая работа началась без особых сопротивлений (рационализация и
интеллектуализация).
Затем она вспоминает детство, как наиболее счастливые моменты своей жизни, несмотря на
то, что оно было характеризовано отсутствием матери (здесь имеется в виду ложное
присутствие матери, эмоционально отдаленная от окружавшего мира). (Germaine Guex)
37
Анализантка просмотрев фотографии с друзьями (некоторые видела впервые) заметила, что
у нее было грустное выражение лица, и выглядела она твердой, как памятник.
Ночью у нее были спазмы в животе, она не смогла соотнести просмотр фотографий накануне
с этим психосоматическим симптомом.
38
8
«Мне было так плохо, что я думала, что скоро умру. Я никого не хотела рядом. Я думала о
маме и о том, что не хочу умереть раньше нее. Когда я была маленькая, у меня часто были
спазмы. И частая рвота».
Следующие ассоциации, касаются ее отношений с матерью и того, что она не может от нее
отойти.
Отца как будто в ее жизни не существует, ассоциации о нем отсутствуют.
На самом деле мать была очень сильным человеком.
На фотографиях психоаналитик заметил, что у пациентки было
39
одинаковое выражение лица на снимках в 12-13 лет, 6-7 лет, 9-12 месяцев. Продолжение
работы привело к открытию, что отдаление от мужа являлось повторением предыдущих
отдалений от других женихов, у которых были общие характеристики: очень маленький
интерес к другому человеку и неспособность к любви.
«Когда он ушел, я лежала и думала не о нем, а о себе, когда была совсем маленькой. Я
чувствовала пустоту, казалось, что я умру, потому что мне не хватает энергии жизни».
Эпизод спазмов повторяется в течение анализа, когда анализантка берет в руки фотографии
друзей, которые она видела до этого. Только в течение сеанса она смогла связать эту
реакцию с травматическим опытом своей жизни.
Она говорит: «Я поняла почему мне было так плохо. Смотря на те фотографии я видела не
себя, а свою травму. Вспомнила детские сновидения, где я была голая и мне было стыдно
перед аудиторией. Я вспоминаю и другие повторяющиеся сновидения, в которых я нахожусь
в концлагерях. Откуда я могу убежать, но боюсь оставить своего мучителя. Была ли это моя
мама, а затем мой муж? Или я искала такого мужчину, у которого были те же
характеристики, что и у мамы?» Пациентка переживает опыт одиночества.
Для того, чтобы испытать чувство одиночества, необходимо сначала отделить себя от
другого объекта. Чаще всего мы испытываем это чувство при разрыве отношений с
партнером и вновь переживаем все детские опыты одиночества.
Фотографии впервые дали ей возможность захватИть образ ее травмы.
Фотография это хорошая визуальная поддержка для восстановления психического
бессознательно образа, она одновременно стимулирует ассоциации и возврат вытесненного.
С помощью изучения фотографий можно проработать возврат вытесненного и осознать
представления и аффекты.
40
случай 2.
9
Мальчик Карло. Диагноз – аутизм, поставленный в результате долговременного пребывания
в детдоме.
Психомоторные отставания и отставание в речи.
В начале наблюдения он был очень нестабильным и возбужденным. Можно было установить
с ним лишь кратковременный контакт. Заинтересованности к взрослым не проявлял, были
лишь стереотипные движения рук и рта.
Т.к. фотографии его семьи отсутствовали, команда приняла решение снимать его в течение
логопедических сессий. Это исследование было придумано с гипотезой, что второстепенный
просмотр фотографий сможет подтолкнуть его к проживанию его детских аффектов и
представлений. Другими словами, с помощью визуального изображения, они пытались
стимулировать проективные и интроективные механизмы.
Все это основывалось на том, что, во-первых, несмотря на отставание биологического
развития, у мальчика продолжала существовать психическая активность, практически такая
же как и до травмы.
Во вторых, занятия с логопедом давали ему возможность сравнивать его аутистические
защиты с другим окружающим миром, в котором он находился и, где эти защиты были не
нужны.
41
Первые реакции (во время съемки) были очень типичны, как и у всяких обсессивнокомпульсивных невротиков - он закрыл уши, рот и глаза. Когда ему показали фотографии
впервые, он попросил еды. Интерпретация была следующая – он пытался взять то, что взяли
у него (через рот).
В течение следующих сеансов он проявляет желание активно контролировать предыдущий
опыт, который он прожил пассивно. Он просит сходить в туалет, берет стакан, наливает
воду, выливает половину в центр комнаты. Затем отходит от стакана и осматривает его со
всех сторон. Встает и начинает хлопать.
Интерпретация: это поведение его успокаивает, через проекцию внутреннего ощущения,
связанного с неконтролируемыми событиями, которые не зависят от него и, которые
способны изменять его мир.
10 сеанс. Карло подходит к фотографии и говорит логопеду слово «прокОл», связанное с
игрой, в которую он играл с логопедом. Это очень важный момент, потому что он
воспринимает виртуальное проникновение со стороны внешних объектов в его мир, другими
словами, что они не нарушают его внутренний мир. Во всяком случае постоянный импульс
фотографии, изображающей его, позволил построение первоначального Я, которое строится
через восприятие образа своего тела.
10
44
Применение фотографий в Медицинских Учреждениях
Роль и обучение (тренинг) психотерапевта, особенно важны,
когда используется эта техника в психотерапевтической работе, особенно в клиниках, т.е. в
ситуациях где невозможен анализ переноса со стороны пациента.
Тем не менее эта техника используется с успехом также в клиниках с психопатическими
пациентами (психоз) в интернатах.
45
Естественно при некоторых обстоятельствах:
1. Пациенты, которые в течение первого приема сами говорили о своих фотографиях.
2. Пациенты, которые уже прошли какую-либо психотерапию
3. Пациенты, которые не находились в стадии сопротивления.
4. Пациенты пограничные (наркоманы и алкоголики, с которыми полезно использовать
фото
вскармливания,
беременности
матери
и
вообще
все
то,
что
связанно
с
оральной/симбиотической стадией)
5. Пациенты, которым трудно спонтанно говорить, плохо вспоминают прошлое.
Изображение может помочь удержать контакт с реальностью.
Тем не менее нужно быть осторожными и, чтобы избежать резкого прерывания
психотерапии советуется использовать фотографии после длительного знакомства с
пациентом.
Есть хорошие результаты с пациентами (поликлиника) дежурного лечения (лечение,
предписанное государством вместе с приемом медикаментов), которые приходили по два
раза в неделю в течение 30/36 недель на сеансы по 1-1.5 часа.
Они сами выбрали фотографии, потому что их было очень мало
В течение работы продолжали принимать лекарства.
46
Пример А.
Ему было 33 года, когда он обратился в клинику по направлению организации, помогающей
Наркоманам и Алкоголикам . Раньше он уже прошел курс психотерапии из-за употребления
наркотиков . Тогда он бросил работу, жену с детьми и пропил все средства. После этого
11
много путешествовал и наконец-то вернулся в дом своего отца. Там он проводил время
между домом и баром в полном бреду. Он выражал бредом воздействие идеи всемогущества:
« Я могу контролировать весь мир моими мыслями и общаться с другими планетами».
Работа психотерапевта была трудна по разным причинам:
1. Он не признавал свою болезнь
2. Его родственники часто вмешивались в психотерапевтическую работу.
Пришлось
выписать
долгосрочно
–
эффективную
терапию
(лекарства
Имеющие
накопительный эффект), сроком на 9 месяцев, в течение которой проводились регулярные
встречи, но бред не проходил и пациент бросил лекарства.
Врач решил попробовать технику фото. Несмотря на небольшое и некачественное
количество фото, пациент быстро стал говорить о конкретных ситуациях, о своей жизни и
перестал высказать бредовые мысли.
«Я сделал очень важное открытие: могу контролировать ЦНС и больше не болею…»
Смотря на фото стал говорить: « я не приближаюсь к сестре потому что есть папа…не вижу,
что есть за шторами, там где спальня моих родителей… и отказывается от фото…»
Потом он смотрел на фото где ему было 2 года. Фотография отталкивает его, и наконец он
признает, что у него не было счастливого девства, как раньше думал.
Был повторный спад, после которого он сам предложил продолжение работы с фото. Были
хорошие ассоциации а также
признание его болезни, после которого он стал говорить о своих детях. Как следствие - опять
пошел на работу.
47
Использование фотографий в психотерапевтической работе с анорексиками
Пример
Молодая девушка-подросток страдает не тяжелой анорексией.
Работа с фотографиями позволяет создавать первичный контакт с реальностью. После
анорексического эпизода, ей прописали диету, которая не позволяла ей больше худеть или
же поправляться, т.е. она нацелена на сохранение ее нынешнего веса.
Поражает, что она очень хорошо одета, прекрасно говорит и ее жизнь точно организована,
как будто она менеджер.
Спустя несколько месяцев психотерапии она перестает говорить в такой жемАнной манере и
начинает выражать свою злость по отношению к поведению ее матери. Когда матери кто-то
противоречит, она может долго молчать и не разговаривать ни с кем по несколько дней. В
течение данной сессии проявляется депрессивное состояние, основанное на том, что девушка
чувствует себя брошенной.
12
Однако она быстро берет себя в руки.
В течение следующих сеансов, она приносит сновидения и ассоциации, в которых основная
тема – идеализация. Это продолжается несколько месяцев: депрессия – идеализация,
депрессия – идеализация.
Работа с фотографиями дает хороший толчок.
48
Особенно важной окажется одна фотография, потому что позволит ей подойти к образу
ложного присутствия матери.
Имеется в виду, отсутствующее поведение, практически полностью бессознательное, по
отношению к младенцу (отсутствие эмпатичных ощущений). Эта эмоциональная анестезия
считается экстремальной защитой, как торможение бессознательных агрессивных желаний к
ребенку. Мать физически присутствует, но эмоционально далека, она не в контакте.
49
Берем фотографию предыдущего года, которая изображает 15-летнюю девушку, одну на
террасе. Ее ассоциации фокусируются на ее взгляде. Она отмечает, что у нее темный взгляд
и говорит: «меня поражает, эта фотография как будто из газеты, словно у этой девушки
произошла беда». Она ассоциирует эту деталь фотографии с воспоминанием обмена
взглядами с матерью, в котором мама была эмоционально далеко.
Видимо, потерянный взгляд этой девушки был ответом на не присутствующий взгляд своей
матери.
Этот не присутствующий взгляд одновременно и отталкивает, и притягивает.
В одиночестве или в грустных обстоятельствах, у девушки бессознательно повторяется
испуганный, потерянный взгляд. Ассоциируя на фотографию, девушка говорит: «я такой
себя никогда не видела».
Скорей всего сильные защиты не позволяли ей это воспринимать.
Она отказывалась от просмотра фотографий, которые могли бы вызвать в ней такие чувства.
Работа с фотографией, позволила ей постепенно установить контакт со своими
депрессивными ощущениями, и снять так называемую «маску» с лица.
50
Изучение Планов домов.
Заниматься психоанализом значит рассказать о своей тайной интимности, значит в итоге
найти города, места и ситуации, в которых прошла своя жизнь. Квартира, в которой человек
провел свои первые годы жизни – это самое главное. В нашей психике зарегистрированы
впечатления малыша с колыбели: цвета или рисунки обоев, звуки, запахи и т.д.
Когда ребенок отходит от тела матери, он потихоньку открывает окружающий мир, который
13
является квартирой вместе с мебелью; и все это в отношении со своим телом. Квартира
представляет необходимости и реализованные и нереализованные желания определенного
этапа развития. С квартирой первых годов связаны также первые ощущения любви,
ненависти, соперничества, зависти и раздражения, которые как кульминация завершаются
Эдиповым комплексом. Каждый из этих основных опытов сексуального и агрессивного
характера связываются с определенной комнатой: со спальней, кухней, ванной и спальней
родителей.
Таким образом, понятно почему микропсихоанализ предлагает изучение планов домов. Оно
актуализирует географические особенности психотелесной интимности и заставляет
анализанта снова пережить опыты того периода. Так как психоаффективные опыты
первоначально связаны с физиологическими функциями они всегда ассоциированы с телом,
и в итоге с матерью.
Микропсихоаналитик принимает решение, когда анализируемый может начать работу с
планами домов. Это решение основывается на ассоциациях, которые высказывает пациент в
течении сессии, например, когда он сам спонтанно говорит о своих домах или видит их во
сне.
Пациент получает задание нарисовать по памяти и принести на сессию рисунки своих домов
( детство, юность), которые будет подробно описывать.
Следующий этап происходит в обычном сеттинге со свободными ассоциациями.
В течение описания рисунка, он может осознать, что пропустил комнату, забыл точное
расположение.
Эти упущения являются ошибочными действиями. Они бессознательные и связанны с его
вытесненными агрессивно-сексуальными желаниями.
Например анализируемый не может вспомнить место, где он спал, ел, мылся. Но в течение
обработки материала, восстанавливаются детали места и собственный опыт связанный с
ним.
Очень часто эта работа совмещается с работой на фотографии, чтением детских дневников и
просмотром детских рисунков.
Эта работа помогает освободиться от первичных страхов, фобий или психосоматических
эквивалентов.
51
Пример
Мужчина 29 лет страдающий клаустрофобией с подросткового возраста, не мог пользоваться
лифтом и находиться в тоннелях.
Имел приступы астмы с раннего детства без явной причины.
14
Он рисует квартиру, в которой жил с родителями до 16-ти лет. Квартира около 50-ти кв.
метров, состоит из маленького входа, кухни, спальни родителей, его спальной и ванной
комнаты.
Ему было тяжело проходить к себе через спальню родителей и когда они ложились спать,
его даже тошнило и не хватало воздуха.
52
В течение работы, он осознал, что этот нарисованный им план квартиры, это план после
ремонта. До 4-х лет он спал в одной общей комнате с родителями.
Его постель находилась за шторами. Это признание произошло с возвратом всех пережитых
эмоций связанных с возвращениями его выпившего отца домой.
Родители тогда ругались, кричали, били друг друга и занимались сексом.
Ребенок был испуган и ощутил тревогу, панику и желание их убить.
Фобическая симптоматика исчезла после обработки первичной сцены (участие при
сексуальных отношениях родителей), когда ребенок наблюдает или воображает сексуальные
отношения между родителями. Обычно ребенок истолковывает эту сцену, как акт насилия со
стороны мужчины.
53
Пример Музатти
Очень интересный пример приводит профессор Музатти. Его можно считать отцом всех
итальянских психоаналитиков. Он был научным редактором итальянского издания работ
Фрейда и автором многих книг, среди которых «Трактак психоанализа». В этой книге
рассказывается о клиническом случае одного пациента, страдавшего неврозом навязчивого
состояния. У пациента была идея фикс, он хотел выиграть в лотерею огромную сумму и
проводил целые дни думая о том как это сделать. У него была мечта вернуться в родной
город, где остался его ставший брат, с большой суммой денег и стать владельцем магазина
отца. Анализант проводил время, делая проекты дома, который хотел построить. Музатти
решил использовать неклассическую технику и предложил ему нарисовать дом. Пациент
рисует дом и располагает магазин брата с видом во двор, а не на улицу. Музатти осознал,
что рисунок дома – это зеркальное отражение института психологии, в котором проводились
сеансы. Психоаналитик комментируя рисунок говорит, что пациент согласился рисовать
дом, но поставил себя хозяином, перевернув детскую ситуацию. На самом деле он был
младшим ребенком, подчиняющимся отцу и старшему брату. Кроме того, в переносе он
поставил себя хозяином института и, таким образом, перевернул аналитическую ситуацию,
то есть он был психоаналитиком а не анализантом. Музатти замечает еще одну вещь, что
магазин выходит во двор. Таким образом он выражает желание более конфиденциальной
15
обстановки во время анализа.
54
Изучение Генеалогическое дерево
Исследование идет в сторону влияния филогенеза на онтогенез.
Понятие филогенеза (то что касается жизни наших родителей и предков) и онтогенеза (что
касается личного развития),
связаны с общим понятием наследственности.
Говоря о наследственности, обычно имеется в виду только передача генетических
характеристик, а как передаются психические характеристики, пока не полностью доказано,
не смотря на то, что
в настоящее время, в научных исследованиях уже есть доказательства о наследственности
психологических травм.
55
Новое исследование, опубликованное в Nature Neuroscience специалистами цюрихского
университета (Швейцария), поможет прояснить ситуацию с эпигенетическим наследованием
у животных. Изабель Мэнсуэй (Isabelle M Mansuy) преподавательница невроэпигенетики, и
её коллеги изучали молекулярные механизмы наследования поведения у мышей.
56
Для этого у животных вызывали детскую травму: пока они были маленькими, их каждый
день в течение двух недель на какое-то время отнимали от матерей. Этот непредсказуемый
стресс бил как по детёнышам, так и по самкам, которых к тому же сажали на время в тесную
трубу.
Когда стрессированные детёныши выросли, исследователи заметили, что они более
равнодушны к опасности: например, они меньше других боялись открытых и хорошо
освещённых пространств (обычная мышь, понятно, будет избегать таких мест). Подобное
равнодушие к риску считается признаком депрессии; можно сказать, из стрессированных
детёнышей вырастали депрессивные взрослые. Кроме того, различия были в обмене
глюкозы, то есть стресс в раннем возрасте продолжал сказываться не только на поведении,
но и на метаболизме взрослых животных.
57
Но что самое главное — эти изменения в поведении и метаболизме передавались по
наследству. Когда стрессированных в детстве мышей скрещивали с обычными, их потомство
тоже демонстрировало равнодушие к опасности, признаки депрессии, их организм также не
16
совсем нормально обращался с глюкозой. Причём всё это передавалось не только детям, но и
внукам, то есть ещё и во второе поколение.
Попытавшись определить молекулярные механизмы наследования, учёные обнаружили, что
сперматозоиды, сыворотка крови и гиппокамп у мышей с детской травмой и у обычных
грызунов разнятся по уровню некоторых микроРНК и piwiРНК (особой разновидности
некодирующих регуляторных РНК). Стрессовые изменения в регуляторных РНК были и у
детей стрессированных мышей (особенно в гиппокампе и сыворотке), и у их внуков.
Чтобы убедиться, что дело всё-таки в регуляторных РНК, исследователи взяли эти РНК из
сперматозоидов мышей с детской травмой и ввели их чужую оплодотворённую яйцеклетку
(иначе говоря, сами половые клетки в данном случае никакого стресса не испытывали).
58
После этого яйцеклетку имплантировали самке и дожидались, когда детёныши, зачатые
таким хитрым образом, появятся на свет. Как можно догадаться, повзрослев, мыши
демонстрировали те же особенности поведения и метаболизма, что и непосредственные
потомки стрессированных родителей.
То есть детская психологическая травма может аукаться на протяжении ещё двух поколений.
Теперь перед учёными стоит такая задача: надо понять, как именно регуляторные РНК,
доставшиеся по наследству, влияют на развитие метаболических путей нового организма и
его мозга. Выяснив детали этого механизма, мы узнаем, участвует ли он в формировании
других типов поведения и работает ли он у человека.
59
Фрейд рассуждал о психической наследственности:
«…биология может не согласиться, но я получил свои знания исследуя бессознательное
пациентов».
В конце жизни Фрейд написал книгу «Моисей и
монотеизм», в которой писал, что
архаическая наследственность человека включает в себя не только склонности, но и
отпечатки следов опыта предыдущих поколений.
В книге «Тотем и табу» он пишет, что мы можем задавать себе следующие вопросы:
-
на сколько важно психическое продолжение в течение нескольких поколений?
-
как передаются психические настроения на следующие поколения?
60
Когда мы работаем с генеалогическим деревом и предлагаем пациенту собрать историю
своих предков, часто бывает, что он впервые узнает о некоторых событиях из жизни своих
17
родственников, которые полностью повторялись бессознательно в его жизни.
61
Видео Интервью Д. Лизека и Бернарда Жакарда
62
Пример
Молодая девушка провела много часов анализа, рассказывая о страданиях, которые вызвало
собой отсутствие Причащения (постный хлеб) и праздника.
В том возрасте, в котором ритуал обычно совершается и отмечается, на самом деле, в
отличие от своих старших братьев и сестер, девочка не получила причащения из-за
изменений, которые произошли в семье.
Этот факт был субъективно травматическим для этой девочки, потому что она чувствовала
себя исключенной из семьи, где все остальные получили религиозное благословение.
Девушка не чувствовала себя членом семьи.
Она выбрала самостоятельный путь в жизни без признания и соглашения со стороны
родственников, как на работе, так и в личных отношениях, показывая сильную тенденцию к
независимости и самостоятельности.
Успехи
были, но она осталась разочарованной, потому что это не совпало с
мироустройством ее семьи.
Аналитическая работа на онтогенезе девушки разрешила конфликты Эдипового характера,
но не позволила полностью избавиться от навязчивого повторения, которое заключалось в
том, что она выбирала партнеров, с которыми невозможно было строить семью (женатый,
старый, из другой социальной среды).
Составив генеалогическое дерево семьи, она впервые узнала, что бабушка по отцовской
линии родила сына (ее отца) вне брака и вышла замуж через несколько лет за другого
человека. Отец был усыновлен в 4 года, а узнал об этом в зрелом возрасте. Очень страдал и
никому об этом не говорил, скрывая от детей.
Благодаря этим открытиям, в течение сессии девушка смогла полностью расслабиться и
избавиться от навязчивых повторений.
63
Этот клинический случай доказывает, что иногда анализ онтогенетического материала
пациента, разрешение Эдипового комплекса, связанного с его сексуально-агрессивными
18
желаниями, не прекращает навязчивое повторение в его жизни.
Человек чувствует, что как будто волшебная сила его притягивает и он постоянно находится
в одной и той же ситуации, вызывающей тревогу и ощущения неполноценности.
Эта сила как будто внешняя, чужая, даже не выражаемая.
64
Микропсихоанализ предлагает определение «генеалогически невыражаемый» чтобы
описать
это
ощущение
и
говорит,
что
в
нашем
бессознательном
существует
филогенетический образ, являющийся совокупностью аффектов и представлений, которые
передаются между поколениями и могут влиять на его «судьбу».
65
Пример
Пациент, у которого отмечался частый повторяющийся кошмар, в котором он задыхался и
умирал. Его напрягали разные жизненные ситуации, в которые он попадал и испытывал
такое же удушение.
К примеру у него была жена, любовница и еще несколько девушек. Каждый день у него
бывало по 4-5 свиданий.
Ему приходилось много врать.
Все это влияло на его работу, поскольку там он так же врал, но уже не своим женщинам, а
клиентам.
Естественно он не смог долго терпеть подобную ситуацию. Обычно все это заканчивается
полным развалом всего: семьи, работы, потери любовниц. Обычно остается жена, но нередко
и она уходит.
Такая же ситуация может возникать с учебой.
Кошмар и ситуации повторялись.
Он прошел хороший курс психоанализа, прорабатывал самые разные моменты онтогенеза и
достиг достаточно ровного баланса.
Больше он не попадал в такие очевидные капканы, однако кошмары все еще повторялись, но
реже. Наконец-то он провел генеалогическое исследование, собрал много документов и
узнал, что один из его предков был повешен.
Мы не имеем в виду, что наши предки продолжают свою жизнь через нас. Но сам факт, того
что он открыл это событие и проработал его в ходе сеанса, привел к исчезновению кошмара.
Можно
сказать,
что
таким
образом
он
выразил
(через
испытываемые
эмоции)
«генеалогически невыражаемое».
Сам факт, что в ходе психоанализа он смог признать травму как первоначальную причину
своих страданий, позволило ему освободиться от нее.
19
66
Микропсихоанализ
–
это
не
единственное
направление,
которое
использует
генеалогическое дерево.
К примеру, в семейной системной терапии используется генограмма. Важно понимать, что в
семье существуют тайны, секреты, мифы, которые никто не раскрывает. Они передаются из
поколения в поколение, и могут отравить жизнь человека, который бессознательно и
безвольно повторяет судьбу предков, при этом он чувствует себя недостойным, ему всегда
приходиться что-то скрывать.
Анн Анселин, писатель книги «Синдром предков» предлагает свою методику.
Видео Интервью Анны Анселина Шутцемберга
Пример
Молодая девушка приняла решение заниматься психоанализом из-за психического стресса,
который получила после расставания с первым мужем. Отношения были полны эпизодами
насилия и жестокости. Девушка была психически нормальным субъектом, из нормальной
семьи, с счастливым детством. Анализантка успешно прошла весь анализ, она анализировала
свой Эдипов комплекс, а также перенос.
При окончании психоанализа один вопрос остался открытым: почему она выбрала такого
жестокого мужчину? Она смогла случайно ответить на этот вопрос только когда начала
заниматься своим генеалогическим древом и решила посетить кладбище, где были
похоронены ее предки по линии матери. Нужно отметить, что ее мать родилась в другой
области, далеко от места рождения анализантки. И для того, чтобы посетить кладбище, ей
пришлось путешествовать.
67
В течении посещения анализантка впервые увидела на могиле фотографию своего
прадедушки, о котором в детстве рассказывала ее мать.
У матери были очень теплые воспоминания о своем дедушке и она описывала его как
великолепного, очень привлекательного человека. Увидев фотографию прадедушки,
анализантка поняла причину своего выбора: первый муж был очень похож на ее прадедушку.
68
Фрейд (Тотем и Табу): «Мы принимаем идею коллективной психики. В нас продолжает
существовать в течение нескольких веков чувство вины из-за преступления, совершенного
нашими предками. Мы сами можем даже не подозревать о самом преступлении, но
эмоциональный процесс продолжает существовать».
20
21