Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

  • 👀 505 просмотров
  • 📌 449 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности» doc
Лекция 2.1 – Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности 1. Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности 2. Сущность, цели и методы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 3. Характеристика органов, осуществляющих таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности 1. Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности Государственное регулирование ВЭД — это система типовых мер законодательного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Функции государственного регулирования ВЭД. 1) Системообразующие: • отмена государственной монополии ВЭД; • формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики; • порядок осуществления ВЭД. 2) Системоутверждающие: • обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках; • рост качества и уровня жизни. 3) Системовосироизводящие: • достижение устойчивого экономического развития; • обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике; • расширение поля деятельности страны в мировом экономическом и политическом пространстве. Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности механизма регулирования ВЭД. Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на всех уровнях. Сфера регулирования государством ВЭД: 1) Федеральный уровень (макроуровень): • таможенные пошлины, налоги и сборы, субсидии и преференции участникам ВЭД; • эмбарго на поставку товаров и услуг, разработка и реализация общей стратегии развития ВЭД; • подготовка и принятие законов, регулирующих ВЭД; • государственная поддержка участников ВЭД; • обслуживание внешнего долга; • прогноз платежного баланса; • оценка состояния и проблем торгово-экономических отношений РФ с другими государствами; • таможенная политика; • обеспечение валютного и экспортного контроля; • нетарифное регулирование ВЭД; • контроль за уровнем цен; • лицензирование; • определение валютного курса; • валютные ограничениЯ. 2) Региональный уровень (мезоуровень): • региональная инвестиционная политика; • адаптация нормативной правовой базы; • формирование региональной инфраструктуры ВЭД; • стимулирование промышленного экспорта; • разработка и реализация систем гарантий и страхования экспортных кредитов; • заключение соглашений с зарубежными партнерами; • регулирование приграничной торговли; • информационное обеспечение ВЭД; • формирование и реализация региональных программ ВЭД; • регулирование местных налогов; • формирование отраслевой специализации региона; • предоставление гарантий и льгот участникам ВЭД; • региональные гарантии инвестиций. 3) Уровень организаций (микроуровень): • разработка и реализация стратегии выхода на зарубежные рынки; • обеспечение сбалансированности экономических интересов участников ВЭД; • заключение внешнеэкономических договоров; • создание и функционирование совместных предприятий; • производство конкурентоспособной продукции на экспорт и импортозамещающей продукции для внутреннего рынка; • создание совместных предприятий; • определение объемов, цен и условий поставки товаров и услуг (кроме специально регулируемых государством). Структура государственных органов и их функций в области регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: 1) Министерство финансов РФ проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику; 2) Федеральная налоговая служба контролирует соблюдение законодательства РФ о налогах и сборах, производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также соблюдение валютного законодательства РФ в пределах своей компетенции; 3) Министерство экономического развития и торговли РФ координирует и регулирует ВЭД как часть общих отношений с иностранными государствами. 4) Федеральная таможенная служба взимает все виды таможенных пошлин и сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, проводит мероприятия по их принудительному взысканию, осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; 5) Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства; 6) Центральный банк РФ обеспечивает регулирование денежного обращения, денежно-кредитной политики страны, обеспечивает устойчивость рубля, защищает интересы вкладчиков, банков, осуществляет операции по ВЭД; 7) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии при Министерстве промышленности и энергетики РФ проводит экспертизу и подготавливает заключения по проектам федеральных целевых программ; 8) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору при Министерстве сельского хозяйства РФ контролирует соблюдение требований законодательства РФ в сфере ветеринарии и карантина растений на Государственной границе РФ и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории РФ от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений и др. Немаловажную роль в развитии ВЭД играют общественные организации. Среди них одно из ведущих мест занимают торговые палаты. В мире насчитывается более 100 национальных и сотни тысяч местных торгово-промышленных палат. Крупнейшая международная неправительственная организация деловых кругов — Международная торговая палата, членом которой является Торгово-промышленная палата РФ. Ее деятельность регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». В соответствии с Уставом задачами ТПП в сфере ВЭД являются: • предоставление и защита прав и интересов российских организаций и предпринимателей по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей; • работа в сфере управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками; • содействие развитию экспорта российской продукции, оказание практической помощи в установлении деловых связей с иностранными партнерами; • участие в работе различных международных организаций; • ведение негосударственного реестра российских организаций и предпринимателей; • оказание российским и зарубежным фирмам информационных и консультационных услуг по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, также осуществления внешнеэкономических и валютно-финансовых операций; • удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения товаров, оформление документов, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг; • освидетельствование обстоятельств форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации; • организация мероприятий по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД; • выдача разрешений на открытие в России представительств иностранных торговых палат. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: • таможенно-тарифного регулирования; • нетарифного регулирования; • запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; • мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. Иные методы государственного регулирования не допускаются. 2. Сущность, цели и методы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности В современных условиях общемировой тенденции к либерализации внешнеэкономической сферы основной упор делается на применение инструментов таможенно-тарифного регулирования как воздействия на внешнеторговый сектор. В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая ТК ТС, международные соглашения, решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России Использование таможенных тарифов и пошлин применительно к участникам ВЭД регламентируется следующими законодательными актами: - Таможенный кодекс Таможенного союза (+Таможенный кодекс РФ 1993 года – глава 12 Свободный склад); - Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст.19), - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" - Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе Российской Федерации». С 1 июля 2010 года на территории РФ введен в действие ТК ТС, нормы которого имеют прямое действие. В его основу заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 года). Таможенный кодекс РФ (ТК РФ) до его отмены действовал в части, не противоречащей ТК ТС. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (п. 2 ст. 1 ТК ТС). Таможенный кодекс таможенного союза охватывает множество вопросов. В настоящее время имеется некоторая несогласованность в работе таможенных служб стран - членов таможенного союза. Это связано с тем, что в ТК ТС, вступившем в силу с 1 июля 2010 года, даются ссылки на национальное законодательство, а, например, документ о таможенном регулировании в РФ находится на стадии законопроекта. По этой причине федеральная таможенная служба РФ выпустила разъясняющие письма по вопросам применения ТК ТС. Важными новшествами в сфере таможенного регулирования являются: - Введение понятия "единая таможенная территория таможенного союза" (ст. 2 ТК ТС); создание единых условий транзита на всей территории таможенного союза; отмена таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, происходящими с территории государств - участников таможенного союза, и выпущенными иностранными товарами для свободного потребления на единой таможенной территории стран - участников таможенного союза. - Изменения коснулись и порядка декларирования товаров. В настоящее время формы и порядок заполнения декларации на товары определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, то есть они будут едиными на всей территории таможенного союза. Указанным решением предусмотрено, что форма декларации на товары и инструкция о порядке заполнения декларации на товары вступают в силу с 1 января 2011 года. До начала их действия применялись предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза формы (бланки) таможенных деклараций и порядок их заполнения. - ТК ТС предусматривает новые формы таможенного контроля по сравнению с формами, установленными ТК РФ, а именно: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности. Вместо формы таможенного контроля "таможенная ревизия" введена форма "таможенная проверка" (ст. 110 ТК ТС). Кроме того, ТК ТС содержит статьи о порядке задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля. В ТК РФ аналогичных норм не было. - Введена статья "Отказ в выпуске товаров" (ст. 201 ТК ТС), в соответствии с которой при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 и в п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению. - Увеличен срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. - После выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. В ранее действующей норме этот срок был равен одному году (ст. 361 ТК РФ). В соответствии с вновь принятым документом таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Более того, законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до пяти лет. - Некоторые сроки сокращены. Это можно назвать положительным моментом, так как изменения внесены с целью уменьшения времени таможенного оформления. Например, срок выпуска товаров сократился на один рабочий день. - И др. Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации. Закон РФ «О таможенном тарифе» «рамочный». В нем закреплены основные, наиболее важные правила таможенно-тарифного регулирования. В большинстве случаев его нормы не имеют прямого действия и содержат непосредственные или подразумеваемые отсылки к иным нормативным актам. Сферой действия Закона является единая таможенная территория РФ. Закон состоит из семи разделов и включает 38 статей. Все они так или иначе связаны с процедурой обложения таможенными пошлинами товаров, перемещаемых через таможенную границу. Структура Закона «О таможенном тарифе» представляет собой основные элементы таможенно-тарифной системы: Раздел 1. Общие положения: основные понятия, порядок установления и виды ставок таможенных пошлин. Раздел 2. Сезонные и особые пошлины. Раздел 3. Таможенная стоимость товара. Раздел 4. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения. Раздел 5. Определение стран происхождения товара. Раздел 6. Тарифные льготы. Раздел 7. Заключительные положения. Таким образом, данный Закон определяет виды таможенных пошлин, порядок их применения при таможенном оформлении, виды тарифных льгот, а также порядок и методы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, подлежащих таможенному обложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе из нее. Иными словами, таможенный тариф - это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин. Основными целями таможенного тарифа являются: • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в России; • защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; • обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. Группировка товаров в таможенных тарифах представляет собой сложную торгово-политическую задачу. Выделяя определенные товары в отдельные товарные позиции, таможенные власти могут более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. Иными словами, чем более дробной является структура тарифа, тем эффективнее он может быть использован в протекционистских целях. Из торгово-политической практики известно много случаев, когда изменение структуры тарифов резко усиливало уровень таможенной защиты тех или иных отраслей. Это свидетельствует о том, что создание товарной номенклатуры таможенного тарифа является задачей скорее торгово-политической, чем технической. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза (импорта) товаров на таможенную территорию РФ и вывоза (экспорта) товаров с этой территории. 3. Характеристика органов, осуществляющих таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Таможенные органы Российской Федерации - это государственные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело. Таможенные органы Российской Федерации включены в утвержденную Указом Президента РФ Структуру федеральных органов исполнительной власти. Исходя из понимания роли исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической организации и реализации норм и положений Конституции, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Здесь они выступают в качестве административно-исполнительных органов. Распорядительная деятельность заключается в принятии соответствующих правовых актов, Исполнительная деятельность может осуществляться в иных формах. Это, в частности, рабочие совещания сотрудников управлений, отделов и секторов таможенных органов; встречи по обмену опытом и в процессе переподготовки таможенных кадров; научно-методические и практические конференции и семинары. Основы деятельности и правомочий таможенных органов в настоящее время устанавливаются Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами. Важной отличительной чертой таможенных органов выступает то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Правоохранительный характер деятельности таможенных органов во многом обусловлен самой структурой таможенного дела, а также тем, что все основные задачи и полномочия в этой сфере они осуществляют с учетом интересов страны, укрепления ее экономического суверенитета и экономической безопасности. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации. Институт таможенных органов Российской Федерации выделен в самостоятельную весомую статью. Они являются правоохранительными органами и составляют единую систему: • Государственный таможенный комитет Российской Федерации; • региональные таможенные управления Российской Федерации; • таможни Российской Федерации; • таможенные посты Российской Федерации. ГТК РФ создает: • таможенные лаборатории; • научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования; • вычислительные центры, полиграфические, строительные и иные специальные предприятия и организации. Таможенные органы: • участвуют в разработке таможенной политики и реализуют ее; • обеспечивают соблюдение таможенного законодательства; • применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений; • взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; • участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; • обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; • ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу; • осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление; • ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; • ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности; • содействуют развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан; • осуществляют валютный контроль.
«Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 32 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot