Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер

  • 👀 2055 просмотров
  • 📌 1976 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер» docx
Лекция № 1. Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер.   План: 1. Понятие педагогической профессии. 2. Гуманистическая направленность профессии учителя. 1. Понятие педагогической профессии. Под понятием «педагог» нередко понимается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности, и направленность личности. Специальность закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.). Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия обслуживает определенную сферу общественной деятельности. В рамках одной специальности могут реально существовать самостоятельные профессии (учитель – предметник, учитель языка и литературы, переводчик и т.д.). В специальности педагога имеется широкий спектр профессий: - воспитатель; - учитель; - школьный психолог; - социальный педагог; - валеолог; - методист и т.д. Педагогическая специальность – это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач. 2. Гуманистическая направленность профессии учителя. Учитель в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессии деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих, духовных ценностей и культуры. Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества. От качества подготовки учителя и его личностных качеств зависит успех в образовании и воспитании подрастающего поколения. Учитель является представителем самой гуманной профессии и вооружен таким комплексом наук, которые составляют основу его профессиональной деятельности и которые с полным правом можно назвать «человековедение». В.Г. Белинский профессию учителя называл гуманной: «Цель воспитания – человечность, средство – любовь»; «Хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего – справедливым». Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка. А любой учебный предмет служит средством для достижения этих целей. Лекция № 2. Профессия учителя. Педагогическая профессия предполагает следующие ценности: 1. Альтруистические – быть полезным обществу. 2. Ценности, связанные со спецификой труда – возможность общаться с детьми, преподавать любимый предмет. 3. Различные виды вознаграждения. 4. Самовыражение – творить, применять свои способности и др. Развитие личности учителя невозможно без самоопределения, т.е. наличия своей позиции в жизни, своего мировоззрения, умения понимать себя, других. Учитель вырабатывает позиции, и они отражены в мотивах к своей педагогической деятельности. Мотивационно-личностное отношение к профессии и своей деятельности связано с профессиональным самосовершенствованием. Это является основой для творчества и продвижения учителя в социальном плане. Здесь для него особое значение приобретает его субъектность. Личностное развитие учителя является стержневым фактором его педагогического труда. Основные сферы его деятельности – собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и его личностные качества – все они являются взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга. Особое влияние на их развитие оказывает активность учителя, его субъектная позиция, которая представлена как главная составляющая в личностной структуре учителя (по А.К. Марковой) (см. рис.). Карьера – путь продвижения по службе в какой-либо сфере деятельности, достижение успехов, известности, выгоды, славы. Инициатива учителя связана со стремлением к профессиональному росту. Учитель-карьерист стремится к максимальному раскрытию своего потенциала. Это творец своей судьбы. Рост может быть и по содержанию работы, и по линии административной, и вне школы, но главное – рост качественный и над другими, и над собой. Профессиональная карьера учителя требует его собственного личностного развития: чтобы отдавать другим, надо еще больше располагать, постоянно наращивая свой потенциал. Учительская профессия и карьера происходит вместе с детьми. В этом – ее счастливая трудность. Динамика учителя: от начинающего – к своему стилю, находкам (уровень ученого-методиста). Необходимо различать два понятия: 1. Квалификационная характеристика педагога связана с различными должностными уровням (завуч, методист, директор), а также различными специальностями (социальный психолог, социальный педагог, воспитатель, валеолог, педагог-организатор, учитель и т.д.). Здесь квалификационная характеристика напрямую связана с уровнем квалификации учителя (например, лучшего учителя выбирают завучем, методистом и т.д.). 2. Квалификационная характеристика учителя связана с профессиональной компетентностью, уровнем подготовки, мастерством. В школе проводится аттестация с определением уровней профессиональной компетентности: - учитель-стажер; - учитель; - старший учитель (учитель-мастер); - учитель-методист (новатор); - учитель-исследователь; - учитель-профессионал. Карьера учителя неразрывно связана с повышением квалификационных уровней учителя и педагога. При помощи специализации учитель может вырасти до районного или городского методиста, научного сотрудника института, вплоть до ученого-исследователя. Такой путь прошли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко А.В. Мудрик, В.А. Караковский, М.М. Поташник и др. Лекция № 3. Творчество учителя. План: 1. Понятие о творчестве учителя. 2. Уровни педагогического творчества. 3. Способы развития творчества учителя. 4. Творческий стиль деятельности. 1. Понятие о творчестве учителя. Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости). Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью. При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить его признаки: - преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия; - умение действовать самостоятельно; - способность осмысливать педагогическую деятельность; - отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа. Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур: а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации; в) видение новой функции в уже знакомом объекте; г) комбинирование ранее известных способов в новые условия. И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций. 2. Уровни педагогического творчества. Существуют следующие уровни педагогического творчества: 1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Здесь используется обратная связь, а коррекция идет по ее результатам. Этот уровень называется уровнем воспроизведения готовых рекомендаций, где творчества учитель не проявляет. 2. Уровень оптимизации – это оптимизация деятельности начинается с планирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения. 3. Эвристический уровень. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками. 4. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их постольку, поскольку они соответствуют особенностям личности учеников, конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. И данные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности. 3. Способы развития творчества учителя. Постоянное самосовершенствование, саморазвитие – это важнейшее направление творческой деятельности учителя, в которой проявляются и развиваются его педагогические способности. Систематическое обновление профессиональных знаний является субъективной потребностью учителя и объективной необходимостью. Повышение квалификации осуществляется по средствам различных форм организации обучения. Формы организации обучения: - курсы повышения квалификации; - семинары; - педагогические чтения; - научно-практические конференции; - заседания; - предметные комиссии; - методические объединения. Одним из наиболее эффективных средств повышения квалификации учителя является его постоянное самообразование: 1) изучение новейших достижений науки и их внедрение в учебно-воспитательную практику; 2) анализ, обобщение и использование передового педагогического опыта; 3) собственная научно-методическая работа и участие в педагогических исследованиях. Эти все направления взаимосвязаны между собой. Все они предполагают творческое решение учебно-воспитательных задач, но для реализации каждого направления необходима не только психологическая готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию, но и теоретическая и практическая подготовленность. Следовательно, под педагогическим творчеством учителя нужно понимать, прежде всего, целенаправленную созидательную деятельность, предполагающую систематическое совершенствование: а) учебно-воспитательной и общественно-педагогической работы; б) профессионального мастерства по средствам изучения и овладения передовым опытом, активизации собственных научно-методических поисков. Всё это будет влиять на постоянный рост педагогического мастерства, где будут осуществляться: 1) поиск знаний и овладение ими; 2) критический их анализ и применение в практической деятельности; 3) самостоятельное исследование. При этом происходит не только профессионально педагогическое самосовершенствование, но и совершенствование учебно-воспитательного процесса в классе. 4. Творческий стиль деятельности учителя. В своей работе учитель сначала адаптируется, приспосабливая свои индивидуальные особенности к условию своего рабочего места, в результате чего у него вырабатывается индивидуальный творческий стиль деятельности. Здесь мы видим, как изменяется личность учителя в целом, т.е. процесс его профессионализации (это приобретение профессиональных черт и привычек, которые характерны для представителей этой профессии, а также выработка определенного склада мышления и общения). В связи с профессионализацией у учителя вырабатываются определенные свойства и качества личности, здесь происходят изменения в самом процессе его профессиональной деятельности. Это ведет к определенной свободе в выполнении своей деятельности и при достижении нужного результата. И здесь причиной всех изменений выступает сама личность учителя. А поскольку индивидуальный стиль деятельности формируется и изменяется под влиянием личности, то это можно охарактеризовать как личностный стиль деятельности. В этом стиле отражается вся предшествующая деятельность человека, и изменения деятельности связаны в силу разнообразия жизненного пути учителя. И это что-то новое, что-то свое, связано с интересами самого учителя, следовательно, формирование стиля – это сложный динамический процесс. Этот процесс, когда в привычном и знакомом поведении обнаруживаются существенные различия, которые связаны с привнесением нового, оригинального, в уже знакомую ситуацию, связано с формированием творческого стиля учителя (личности). Лекция № 4. Педагогическая деятельность. План: 1. Структура педагогической деятельности. 2. Направления педагогической деятельности. 1. Структура педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. В основе этой деятельности лежит цель. Цели педагогической деятельности исторически менялись, но в любом случае педагогическая деятельность направлена на решение большого числа педагогических задач. Педагогическая задача решается педагогом с помощью определенных общепедагогических умений. Этапы решения педагогической задачи: I – анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов (прогноз), планирование педагогического воздействия; II – конструирование и организация учебно-воспитательного процесса; III – регулирование и корректирование педагогического процесса; IV – итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач. Педагог постоянно решает более или менее сложные педагогические задачи, а сама его педагогическая деятельность – это процесс решения типовых или оригинальных задач. Педагогическая ситуация представляет собой совокупность условий и обстоятельств, которая требует от учителя быстрого принятия педагогически верного решения. Это фрагмент реальной жизни учителя и ученика. Педагогическая задача — осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности и развитости по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести ее из одного состояния в другое. Педагог должен всегда осмыслить сложившуюся ситуацию с целью преобразования ее в педагогическую задачу. Педагогические ситуации постоянно создаются как учителем, так и учениками (спонтанно или специально). Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу представляет собой следующее действие: ситуация + цель = задача. Таким образом, педагогический процесс состоит из совокупности решения цепи педагогических задач. Структура педагогической деятельности имеет 2 стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя структура: - цель деятельности; - средство деятельности; - объект педагогического воздействия (учащиеся) и др. объекты; - субъект педагогической деятельности (учитель, учащиеся); - учебные действия и операции; - результат педагогической деятельности. Внутренняя структура: - мотивационный компонент (долг, вынужденность, необходимость, обязанность); - содержательный компонент (это те знания, которые необходимы для достижения цели); - гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские умения. Педагогическая деятельность имеет следующие характеристики уровней: 1. Репродуктивный. 2. Адаптивный. 3. Творческий. Репродуктивный – копирование, зеркально отраженный опыт другого учителя. Адаптивный – приспособление к новым меняющимся условием, здесь у учителя складывается индивидуальный стиль деятельности. Творческий – проявление нового и оригинального по сравнению с чужой или даже своей предыдущей деятельностью. 2. Направления педагогической деятельности. Для осуществления педагогической деятельности учитель должен иметь профессиональную готовность. Профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности включает в себя: - психологическая готовность – установка на работу в школе, сформированная направленность на педагогическую деятельность; - научно-теоретическая готовность – это необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний для педагогической деятельности; - практическая готовность – наличие сформированных на требуемых уровнях профессионально-педагогических умений и навыков; - психофизиологическая готовность – это наличие соответственных предпосылок для педагогической деятельности, овладение определенной учительской специальностью, сформированностью профессионально-значимых качеств личности; - физическая готовность – это соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности. Деятельность учителя имеет направления: I. Конструктивная деятельность связана с проектированием деятельности учителя и своей деятельности. Сюда относится следующие педагогические действия: а) формулировка педагогической цели; б) диагностика уровня образованности учеников; в) выбор содержания учебного материала; г) выбор методов обучения; д) проектирование своих действий и действий учеников. II. Организаторская деятельность предусматривает организацию своей и детской деятельности. Педагогические умения: а) установление дисциплины и рабочей обстановке на уроке; б) стимулирование деятельности учеников; в) организация своей деятельности по изложению учеником материала; г) организация своего поведения в реальных условиях; д) организация деятельности учеников; е) организация контроля, педагогического воздействие и коррекция. III. Коммуникативная деятельность направлена на организацию взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений школьников в коллективе. Педагогические действия: а) установление правильных взаимоотношений с учениками; б) осуществление учебно-воспитательной работы. IV. Гностическая деятельность – это деятельность, которая требует постоянного анализа своей деятельности, а также хода, развития и формирования личности детей (гностик – сомневающийся). Педагогические действия: а) анализ результатов обучения и воспитания; б) выявление отклонений результата от поставленных целей; в) анализ причин этих отклонений; г) проектирование мер по устранению этих причин; д) творческий поиск новых методов обучения и воспитания. Лекция № 5. Общая и профессиональная культура педагога. План: 1. Понятие о культуре. 2. Структура педагогической культуры. 3. Профессиональная культура учителя. 1. Понятие о культуре. Общая культура является и процессом и одновременно результатом деятельности, представляет собой социальное явление, которое охватывает всё, что творит человек, осваивая мир объектов. Можно утверждать, что структура культуры (субъект, цель, объект, средство, методы) порождена культурой. Исключение составляет лишь сам объект (человек), который частично уже окультурен на предшествующих этапах своего существования. По отношению к культуре существуют три подхода: - аксиологический (культура рассматривается как ценность, как система ценностей); - деятельностно-творческий (главное в культуре – это те способы деятельности, которые нужны для творческого развития); - личностный (мерой культуры выступает человек, который является ее носителем, хранителем и «развивателем»). Поэтому воспитание имеет три фундаментальные функции: - созидательно-культурную, - социализации и адаптации, - человекообразующую. Обычно культуру делят на материальную и духовную. Материальная культура – все те ценности, которые по преимуществу удовлетворяют наши материальные потребности. Некоторые специалисты выделяют еще художественную культуру. Духовная культура – ценности, у которых на передний план выступают их не вещественные качества (хотя материальные свойства им также присущи). Например, научная концепция, фольклор, религиозный догмат, юридический закон, политическая идея. Художественная культура – охватывает явления, у которых вещественные стороны в их взаимодействии на человека уравновешены. 2. Структура педагогической культуры. Педагогическая культура - сущностная характеристика личности педагога, способов его педагогической деятельности и тех ценностей, которыми он в ней руководствуется. Об уровне культуры общества можно судить по отношению общества к детям. На состояние и развитие педагогической культуры влияют многие факторы, в их числе - экономика страны, информационная культура, нравственная культура, религиозная (духовная) культура, национальная культура. Выделяют 4 аспекта педагогической культуры: - область отношений взрослых и детей как сфера человеческой практики, способ передачи жизненного опыта и национальных ценностей культуры; - область педагогического знания, включающая определенную систему педагогических ценностей, педагогической теории, педагогического мышления, опыта творческой деятельности, в которых интегрирован совокупный духовный опыт в сфере обучения и воспитания; - сфера профессиональной деятельности, включающая профессиональные знания, умения и т. п.; - личностная характеристика каждого педагога, его позиций, качеств, поведения. Структура педагогической культуры: 1. Культура целеполагания проявляется в определенной стратегии развития педагогического общества, и при разработке программ боле низкого уровня. 2. Культура педагогического знания – включает в себя фундированность накопленного опыта, наличие научных теорий и гипотез. 3. Мировоззренческая культура, ее уровень во многом определяет процесс и результат взаимоотношений учителя и учащихся. 4. Культура мышления, в процессе жизни индивида она формируется как обыденными средствами, так и специальными. 5. Культура чувств связана с выработкой умений любить, сопереживать, гордиться, стыдиться, мучиться и т.д., т.е. с выработкой широчайшей гаммы высших переживаний, без которых общение и труд воспитателя не приносит добрых плодов. Ее проявлению служит и способность высказывать квалифицированные суждения нравственного, эстетического, политического характера, правового, религиозного или философского. Оценка как отношение субъекта к действительности имеет иную природу, чем отношения в процессе познания, знания – предвзято, а оценка – субъективна. Но эта субъективность не выступает как форма произвола, а лишь отражает позицию, занимаемую субъектом в его отношении к кому-либо или чему-либо. 6. Культура общения учителя с учащимся, их родителями и др. 7. Организационная культура, позволяющая обеспечить на самых различных уровнях процессы обучения и воспитания. Педагог должен сам обладать навыками организатора и передать их воспитуемому. Взятая в целом педагогическая культура может быть представлена как: 1) предметно-продуктивная; 2) технико-технологическая. К предметно-продуктивной культуре относятся все достижения общества в сфере педагогического труда. К технико-технологической культуре относятся методы, средства, способы, с помощью которых получены результаты. А так как ни один этап или цикл этой деятельности невозможно разграничить, то любое конкретное педагогическое явление выступает, с одной стороны, как средство применения определенного метода, и с другой – как способ получения нового результата. В результате мы имеем 2 разновидности педагогических ценностей: 1) результаты культуры; 2) методы, технологии их получения. Носители педагогической культуры (педагоги, родители) существуют в рамках определенного культурно-исторического общества, поэтому заметно различаются степенью овладения ценностями педагогической сокровищницы. Зависит это от множества причин. Квалификация педагога определяет результат воспитания. Педагогическая несостоятельность большинства родителей в нашем обществе проявляется особенно наглядно. Здесь дают о себе знать и мировоззренческий примитивизм, и отсутствие специальных знаний и навыков, и неспособность ярко чувствовать и грамотно мыслить. Трудно сказать, где более опасен низкий уровень педагогической культуры: в семье или в воспитательном учреждении. В любом случае, наше общество сегодня нуждается в повышении уровня педагогической культуры. 3. Профессиональная культура учителя. Профессиональная педагогическая культура – это интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру, с педагогической профессией. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом. Содержание профессиональной культуры учителя: 1. Культура педагогического мышления – основана на глубоком теоретическом осмыслении как педагогической, так и социальной реальности. Это осознаний принципов развития педагогического процесса, предвидение результатов профессиональной деятельности. Характеристики педагогического мышления: гибкость, альтернативность, креативность. 2. Культура педагогического труда предполагает высокий уровень владения профессиональными умениями и навыками, способность к творчеству. Педагогическая деятельность – это творческий процесс, поскольку каждый учитель обладает индивидуальностью, то и культура педагогического труда является сугубо индивидуальной. 3. Культура творчества учителя – предполагает использование всей совокупности теоретических знаний и практических умений, нахождение новой проблемы во внешне знакомой ситуации и отыскание путей ее решения, поиск новых способов решении новых педагогических проблем. 4. Культура педагогического общения – осмысленное освоение норм взаимоотношений учителя со всеми окружающими. Руководствуясь этими нормами, учитель корректирует свои эмоции, волю, личные проявления характера и т.д. 5. Культура речи связана с культурой общения. Экспрессивно-речевые способности учителя начальных классов Слово учителя – важнейший инструмент воздействия на детей, поэтому к речи педагога выдвигаются следующие требования: а) логичность по форме и содержанию; б) правильность (фонетика, грамматика); в) эмоциональная выразительность; г) богатство словарного запаса и т.д. Лекция № 6. Педагогическое общение. Педагогическое общение – это взаимодействие учителя и учащихся. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата. Педагогика сотрудничества гласит: 1. Обучение эффективно, когда оно радостное, трудное, но победное, на основе сотрудничества, когда взрослый идет навстречу детям, стоит на тоске зрения ребенка, ведет за собой. 2. Демократизация личности (связана с идеями самоуважения самоуважения, ответственности, саморегуляции, уникальности, диалога). Взаимоотношения учителя с учеником можно рассматривать с 3 аспектов: 1. Социально-правовой аспект – он установлен законоположениями, правилами, традициями. 2. Учебно-деятельностный аспект – направлен на цели учебно-воспитательного процесса. 3. Эмоционально-психологический аспект – связан с характером взаимоотношений и эмоциями. Функции общения: 1. Коммуникативная функция – обеспечение связи между людьми. 2. Информативная функция – обогащение людей знаниями, умениями и навыками. 3. Педагогическая функция – формирование сознания, организация деятельности и отношений. 4. Нравственно-эстетическая функция – связана с переживаниями, эмоциями, волевыми проявлениями и т.д. Система педагогического общения. Учитель устанавливает в классе общение с детьми в следующей системе: 1 этап – моделирование общения. На этом этапе требуются знания особенностей аудитории, вероятностных затруднений, динамики работы. Материал должен быть представлен и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников (в различных вариантах). 2 этап – прогностический. Здесь необходима техника быстрого включения класса в работу. Необходимо владеть приемами самопрезентации (самопредставления, самоподачи) и динамического воздействия на окружающих. 3 этап – коммуникативная атака и управление общением. Необходимо учителю умение поддерживать инициативу детей. Организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. 4 этап – анализ общения, его моделирование на предстоящую деятельность. На этом этапе происходит соотнесение целей, средств и результата. Виды общения: 1. Межролевое (деловое) – т.е. каждый несет в себе определенную роль (начальник – подчиненный, учитель - ученик). 2. Межличностное (свободное) – реализуется вне организованной деятельности. Структура общения: I. Внешнее общение. II. Внутреннее общение. I. Внешнее общение бывает: 1. Межличностное (деловое, свободное). 2. Групповое (по интересам). 3. Массовое. 4. Коллективное. II. Внутреннее общение: 1. Внутренний диалог. 2. Общение с самим собой. 3. Столкновение двух «я». Стили руководства: 1. Авторитарный стиль («разящие стрелы») – общение с принуждением. 2. Либерально-попустительский («плывущий плот») – общение полной свободы. 3. Демократический стиль («возвращающийся бумеранг») – общение в стиле педагогики сотрудничества. Стиль педагогического общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия взрослого и ребенка. Стиль общения – категория социальная и нравственная. Здесь воплощаются социально-этические установки общества и конкретного воспитателя. Виды стилей педагогического общения: 1. Общение на основе увлеченности, совместной деятельности. 2. Общение на основе дружеского расположения. 3. Общение-дистанция. 4. Общение-устрашение. 5. Общение-заигрывание. 6. Общение-диалог. Барьер – это негативная установка на основании прошлого опыта общения. Барьеры общения: 1. Боязнь класса – это психологическая настройка учителя. 2. Физический барьер – удаление себя за стул, кафедру. 3. Социальный барьер – разный уровень социального общения. 4. Гностический барьер – разный уровень понимания учителя и учащихся. Лекция № 7. Профессиональные и личностные качества педагога. Для определения основных качеств профессии учителя используется профессиографический подход. Каждая профессия имеет свои качества, свои требования, поэтому в квалификационной характеристике (профессиограмме) должны быть отражены основные требования к формированию личности будущего специалиста. Профессиональные и личностные качества учителя могут быть представлены в следующей модели: I. Свойства и характеристики личности: а) Направленность личности: - мировоззрения, убеждения, идеалы; - система социальных ценностей, смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой деятельности; - отношение личности и общества – жизненное самоопределение, гражданская ответственность, взгляд на чувства долга и социальную активность; б) Познавательная деятельность (когнитивная): - уровень развития познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представления); - интеллектуальная активность (качества мышления и воображения); - стремление к познанию, самообразованию, научная эрудиция и т.д. в) Эмоционально-волевая деятельность: - оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность. г) Психические свойства: - темперамент – активность, реактивность, их соотношение, сензитивность (чувствительность к внешним и внутренним воздействиям), темп реакции, пластичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир); - характер – сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность, ее степень; - способности – дидактические, организаторские, экспрессивные, перцептивные (ощущения), коммуникативные, любовь к детям, волевые способности, педагогический такт, эмоциональные способности, высокая степень распределения, внимание, зоркость и наблюдательность, педагогическое воображение, научно-познавательные способности, субъективные способности (способность оказывать внушение, воздействие на людей). II. Требования к психолого-педагогической подготовке: а) знания: - психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены; - знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей развития личности на отдельных возрастных этапах; - знания методики изучения личности учащихся. б) умения: - дидактические (обучающие), общественные, организаторские, экспрессивные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные и т.д. III. Требования к специальной подготовке: - знание содержания предмета; - его наиболее актуальных проблем; - владение категориальным аппаратом предмета и т.п. IV. Требования к методической подготовке по специальности: а) знание основных компонентов процесса обучения: - целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на современном этапе развития образовательной школы; б) знания о самом себе как учителе: - особенности личности, профессионализм и его уровень, недостатки и т.п. Лекция № 8. Педагогические способности. Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. Способности развиваются только в определенной деятельности, они взаимосвязаны между собой. Эти же способности базируются на знаниях, умениях и навыках. Вырастают способности из задатков. Задатки – это врожденные особенности мозга, например, органы чувств и т.д., на основе которых развиваются способности. Поэтому И.П. Павлов различал 3 типа высшей нервной деятельности: 1. Художественный тип – преобладает первая сигнальная система. 2. Мыслительный тип – преобладает вторая сигнальная система. 3. Средний тип – уравновешенность сигнальных систем. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Развиваются они в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание формируют их, поэтому на развитие любых способностей влияет среда ребенка и целенаправленное обучение и воспитание. Способности бывают: 1. Общие – развитие познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения – они необходимы для выполнения многих видов деятельности. 2. Специальные – система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо отдельной деятельности (музыкальные, математические, литературные, педагогические способности). Каждая способность имеет свою сложную структуру. В ней различаются ведущие и вспомогательные свойства. Для педагогических способностей ведущими являются: 1. Педагогический такт. 2. Наблюдательность. 3. Любовь к детям. 4. Потребность к передаче знаний и др. Компоненты педагогических способностей: 1. Конструктивные способности – проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал, применительно к возрасту и индивидуальным особенностям детей. 2. Организаторские способности – проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность ребенка. 3. Коммуникативные способности – проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика. 4. Гностические способности – позволяют учителю глубоко проникать во внутренний мир школьника и на этой основе изучать его личность. Классификация общих педагогических способностей (по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой) Структура каждого вида педагогических способностей учителя – многосоставное явление, поэтому представлена группой входящих в нее знаний и умений. Например: Структура дидактических способностей учителя начальных классов Компоненты дидактических способностей Необходимые знания Умения 1 2 3 1. Способности, необходимые на этапе предварительной подготовки информации Способность анализировать информацию с точки зрения доступности ее учащимся. Знание программного материала и программ начальной школы. Знание уровня подготовленности учеников. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Умение определять цели и задачи урока, воспитательного мероприятия. Умение отобрать необходимый материал в соответствии с целями и задачами конкретного занятия и уровнем подготовленности к нему школьников. Умение выделить в подобранном материале возможные затруднения учащихся. Умение отбирать факты, в которых понятия, подлежащие изучению в начальных классах, проявляются наиболее ярко и убедительно. 1 2 3 Способность реконструировать (адаптировать) информацию к уровню подготовленности учеников. Глубокое знание языка, на котором ведется преподавание. Знание словарного запаса детей. Умение найти доступную форму объяснения незнакомых или трудных понятий, словосочетаний, высказываний и т.д., заменяя их синонимами, подбирая удачные примеры, изменяя, в случае необходимости, логику изложения информации и т.п. Умение формулировать четкие определения понятий, доступные младшим школьникам. Способность проектировать собственную деятельность (какой она должна быть на этапах непосредственной передачи информации учащимся, осуществление «обратной связи»). Знание методов и средств обучения и воспитания. Знание собственных индивидуальных особенностей. Умение выбрать рациональный в данном случае метод обучения, адекватный целям и задачам урока. Умение найти эффективный прием выяснения подготовленности учеников к восприятию новой информации. Умение спланировать ход занятия так, чтобы для объяснения нового материала было отведено оптимальное время и место на уроке. Способность проектировать деятельность школьников, в которой новая информация должна быть усвоена. Знание методики преподавания учебных предметов и воспитательной работы. Знание индивидуальных особенностей детей. Умение спланировать деятельность учащихся, способствующую пониманию и усвоению информации, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. 2. Способности, необходимые на этапе непосредственной передачи информации учащимся Способность овладеть вниманием учеников. Знание психологических особенностей внимания младших школьников. Умение активизировать внимание детей. Умение предвидеть отвлечение внимания и предотвратить его. 1 2 3 Способность «заражать» учащихся своим настроением. Знание мотивов учения младших школьников и условий их формирования. Знание эмоциональных особенностей детей. Умение создать психологический настрой на работу. Умение передать - ученикам свое положительное отношение к материалу. Умение возбуждать у учащихся активную, самостоятельную мысль. Способность делать свою мысль понятной для учеников. Глубокое знание материала, предназначенного для объяснения. Умение пояснять, разъяснять детям трудное и непонятное. Умение излагать материал ясными короткими фразами, состоящими из предложений, несложных конструкций. Способность, логично и последовательно вести объяснение. Знание законов логики в объяснения материала. Умение вести объяснение от простого к сложному. Умение логически правильно построить и вести конкретный рассказ, беседу, проблемное изложение. Умение формулировать вопросы в четкой, ясной и простой (краткой) форме. Способность опираться при объяснении на наглядные образцы. Знание содержательной сущности наглядного образца. Умение правильно демонстрировать подобранный к конкретному занятию наглядный материал. 3. Способности, необходимые на этапе осуществления «обратной связи» Способность «чувствовать класс», т.е. правильно воспринимать реакцию школьников на свое объяснение. Знание внешних форм проявления непонимания учащимися объяснения учителя. Умение диагностировать характер усвоения учениками нового материала. Способность корректировать Понимание детьми информации. Знание приемов проверки понимания объяснений учителя Умение в случае необходимости перестроить ход изложения материала. Уровни способностей: 1. Репродуктивный уровень (зеркально отраженный повтор) - обеспечивает первоначальное умение овладевать деятельностью. 2. Творческий уровень – создание в деятельности нового и оригинального. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них более ярко выражена, чем другая. Зато у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они обязательно будут различаться между собой по уровню развития. Для измерения способностей используют тесты, но более верный путь определения способностей – выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется е отдельными способностями, существующими сами по себе, а лишь сочетанием способностей. Высшим уровнем развития специальных способностей является талант, который проявляется только в определенной деятельности. Талант – яркое, благоприятное сочетание способностей; при этом человек имеет склонность к данному виду деятельности. Внешний уровень развития многих способностей делает человека гениальным, но главенствующее место в развитии способностей, таланта, гениальности занимает изнуряющий, длительный и кропотливый труд человека. Лекция № 9. Педагогические позиции учителя. Позиция педагога – система отношений учителя к миру. Педагогическая действительность и деятельность является источником активности человека. Общество определяет внешние источники требований, ожиданий и возможностей, у учителя действуют внутренние источники активности (мотивы, желания). В позиции педагога проявляется его личность, гражданское поведение, ценностные ориентации (педагогический идеал, мотивы, долг, честь и т.д.). Социальная позиция педагога вырастает из взглядов, убеждений и ориентаций. В процессе обучения в вузе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии. Это составляет ядро личности педагога. Социальная позиция влияет на профессиональную позицию. Здесь особое влияние оказывают личностные и характерные черты человека. Педагог может выступать в следующих типичных ролевых педагогических позициях: - информатор – он ограничивается сообщением ученику норм, требований; - друг – умеет проникать в душу ребенку; - диктатор – насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; - советчик – осторожное уговаривание учащихся; - проситель – педагог умоляет ребенка, занимается подхалимством, самоунижением; - вдохновитель – стремится увлечь, зажечь своими чувствами, целями, переживаниями и др. Педагогическая профессия многогранна по своей деятельности. Учитель выполняет множество социальных ролей. И каждая из этих позиций может давать положительных и отрицательный эффект. Это зависит от ситуации и личности педагога. Данная многогранность (полифункциональность) может быть условно представлена схемой (по В. Леви): Педагогическая позиция педагога очень важна для ребенка, т.к. она реализуется через взаимодействие педагога с ребенком, его деятельностью, поведением и окружением. Лекция № 10. Стиль педагогической деятельности. Стиль – неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, где характеризуется в своей совокупности индивидуальная стратегия и тактика педагога. Учитель имеет право на индивидуальный стиль в работе; здесь обеспечивается наилучший результат при минимальных затратах времени и сил. Работая в своем стиле, педагог меньше напрягается и устает. Стили педагогической деятельности: 1. Эмоционально-импровизационной стиль – учитель не любит четко планировать уроки, не любит заниматься повторением и закреплением. Учебный процесс выстраивает на развитии самостоятельности учеников. Любит работать с яркими учениками и поощряет их. На уроке сам увлекается, использует импровизацию, быстрый темп, ориентирует учащихся на писк нового; зато прочного усвоения знаний и навыков у школьников нет. 2. Эмоционально-методический стиль – ориентируется на процесс и результаты обучения, хорошо планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно обрабатывает учебный материал. Высокая оперативность, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся. 3. Рассуждающе-импровизационный стиль ориентирован на процесс и результаты обучения, адекватно него планирует педагогический процесс. Зато здесь меньше изобретательности в выборе методов обучения, невысокий темп работа, реже практикует коллективное обсуждение. 4. Рассуждающе-методичный стиль – четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Здесь уделяется много внимания повторению и закреплению. Невысокий темп работы со всеми учениками, хорошее качество знаний, но мало активности и инициативы самих школьников. Самооценка чаще невысокая. В литературе чаще дают два полярных стиля руководства: авторитарный и демократический. Внутри них возникают промежуточные стили педагогического руководства: 1. Эмоциональный – взаимное понимание, симпатия. 2. Деловой – связан с полезной деятельностью и достижением задач. 3. Направляющий – незаметное управление поведением и деятельностью. 4. Требовательный – нормы, правила, цели открыто ставится перед детьми. 5. Побуждающий – привлечение или специальное создание ситуаций. 6. Принуждающий – давление. Эти промежуточные стили всегда зависят от личности педагога и его отношений с детьми. Таким образом, индивидуальный стиль педагога обуславливает его социальную и профессиональную позицию. В свою очередь, индивидуальный стиль является следствием направленности личности педагога. Лекция № 11. Направленность личности педагога. План: 1. Социально-нравственная направленность. 2. Профессионально-педагогическая направленность. 3. Познавательная направленность. 1. Социально-нравственная направленность. Эта направленность связана с системой ценностных ориентаций педагога, среди которых особое место занимают гуманистические ориентации: педагогика сотрудничества, воспитание у детей гражданской активности, направленность на личность ребенка и т.д. Поэтому здесь претворяются убеждения, идеалы, вкусы, симпатии педагога. Социально-нравственная направленность связана также со свойствами и характеристиками личности. Выделяют: 1. Социальные потребности. 2. Моральные ориентации. 3. Чувство общественного долга. 4. Гражданская ответственность. Особая роль здесь принадлежит социальной активности педагога, высокая гражданственность (нетерпимость к нравственным порокам, чувство долга, ответственность, стремление к повышению своей педагогической компетентности и т.д.). 2. Профессионально-педагогическая направленность. Профессионально-педагогическая направленность является как бы стержнем, вокруг которого сосредоточены основные профессионально значимые свойства личности педагога. Эта направленность состоит из: - интереса к профессии; - педагогических призваний; - педагогических намерений; - склонностей. Таким образом, перечисленные выше параметры определяют различные качества и свойства личности: любовь к детям, зоркость и наблюдательность, педагогический такт, воображение, справедливость, требовательность, увлеченность, выдержка, работоспособность, самоотверженность и т.д. Педагогический долг – понятие, где сконцентрированы требования к личности педагога как профессионала (осуществлять трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с окружающими, правильно относиться к своей профессии и обществу в целом). Такие требования представляют собой своеобразный кодекс педагогической морали. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность педагога (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я. Корчак). Немаловажным является уровень взаимоотношений учителя с окружающими людьми, где проявляется долг, ответственность, составные компоненты педагогического такта. Здесь учитель выбирает тактику поведения, стиль, тон, уравновешенность своих действий и т.д. 3. Познавательная направленность. Качества личности являются предпосылкам для познавательной деятельности самого педагога, где находят отражение его духовные интересы и потребности. Эти потребности отражают уровень знаний, самоутверждение своей деятельности. Стремление к образованию – одна из самых возвышающих человека духовных потребностей. Учитель должен учиться всю жизнь, т.к. педагогическое образования должно быть непрерывно. Мотивационные и регулятивные факторы опираются на самостоятельную и даже познавательную деятельность педагога. Общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления. Основной признак – диалектичность – проявляется в стремлении увидеть в каждом педагогическом явлении противоречие, которое учитель должен победно разрешить. Культура мышления педагога так же проявляется в его познавательной активности: - стремление к учению; - сосредоточенность на предмете познания; - глубокое проникновение в сущность явлений; - свободное оперирование знаниями; - самостоятельность; - напряженность мыслительной деятельности. Хороший педагог не руководствуется однозначными оценками (хорошо или плохо), не делает выводов из единичных фактов, напротив, для него характерны: глубокое размышление, стремление анализировать противоречия, активно искать пути их правильного разрешения. Все рассмотренные виды направленности личности учителя должны соответствовать современным образовательным процессам. Лекция № 12. Профессиональная компетентность педагога. Профессионализм = квалификационная характеристика = профессиональная готовность = профессиональная компетентность. Эти понятия почти идентичны, совпадают по своей сущности. Таким образом, профессиональная компетентность – это свод требований (состав) к профессиональным знаниям, умениям и навыкам; это уровни теоретического и практического опыта. Содержание профессиональной компетентности определяется квалификационной характеристикой (профессиограммой). В литературе профессиональная компетентность представлена ее видами: - специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне; - социальная компетентность – владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничество, принятыми в данной профессии, приемами общения, социальная ответственность за результаты своего труда; - личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения, саморазвития и самоопределения, средствами противостояния профессиональным деформациям личности (профессиональным рискам); - индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению (застою), умение рационально организовывать свой труд. В общем виде профессиональная компетентность представляет собой сумму: а) научно-теоретической готовности; б) практической готовности. Педагогические знания и педагогические умения определяют структуру профессионализма педагога. В литературе встречают различные модели профессиональной компетентности учителя. Наиболее яркая модель связана с определением педагогических умений учителя-воспитателя. Эта модель представляет единство теоретической и практической готовности. Здесь умения разделены на группы умений: 1. Конструктивные – умение ставить педагогические задачи (анализ, прогнозирование результатов, планирование действий). 2. Организаторские – умения программировать педагогические действия, связанные с реализацией педагогического процесса. 3. Коммуникативные – умения выполнять педагогические действия в образовательном пространстве, связанные с регулированием педагогического процесса (перцептивные умения, умения общения, педагогическая техника, рефлексивные умения). 4. Гностические – умения изучать результаты решения задач, связаны с итоговым учетом, оценкой протекания педагогического процесса (рефлексивные умения, аналитические, прогностические, проекционные). Лекция № 13. Теоретическая готовность к педагогической деятельности. Теоретическая готовность – является элементом в структуре профессиональной компетенции. Представляет собой теоретическую деятельность, которая состоит из конструктивных и гностических умений. Конструктивная и гностическая деятельность требует 4 группы следующих умений: аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. 1. Аналитические умения – с их помощью извлекаются знания из практики (это связано с мыслительной операцией – анализом). Они лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить, и при решении педагогических задач состоят из следующих умений: а) расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы и т.д.); б) осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; в) находить в педагогических теориях идеи, выводы, закономерности, которые равнозначны (адекватны) логике рассматриваемого явления; г) правильно диагностировать педагогическое явление; д) вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения. 2. Прогностические умения (в основе лежит умение делать прогноз) – это связано с представлениями у педагога о конечном результате (цели). В основе такого целеполагания лежит вариативность в подборе всевозможных путей для решения педагогической задачи (здесь возникает способность к антиципации, т.е. предвидению результата до его осуществления – эта способность ярко проявляется у творческих педагогов). Прогнозирование деятельности педагога предполагает: - знания сущности и логики педагогического процесса; - закономерности возрастного и индивидуального развития учащихся; - знание особенностей коллектива и т.д. Состав прогностических умений: а) выдвижение педагогических целей и задач; б) отбор способов достижения педагогических целей; в) предвидение результата и возможных отклонений; г) определение этапов или стадий педагогического процесса; д) распределение времени; е) планирование совместно с учащимися жизнедеятельности. Прогностические умения здесь распределены на 3 группы: 1. Умения прогнозировать развитие коллектива: в динамике его структур, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений. 2. Умение прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей во взаимоотношениях и т.д. 3. Умение прогнозировать ход процесса: образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного материала, затруднение учащихся в учении, результаты применения методов, приемов и средств обучения и воспитания. Эти все умения требуют от учителя овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и т.д. 3. Проективные умения (триада «анализ – прогноз – проект» предполагает выделение группы умений, которые материализуют результаты педагогического прогнозирования конкретных планов обучения и воспитания). Разработка проекта педагогической деятельности означает перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, затем определение содержания и видов деятельности и наконец, прогнозирование развития обученности и воспитанности школьников. Планы обучения и воспитания (как проекты деятельности педагога) могут быть перспективными и оперативными. Перспективные планы – учебный план школы, разработка планов на четверть, полугодие, год. Оперативные планы – учебные планы на урок и разработка воспитательных мероприятий. Проектирование педагогической деятельности требует следующих проективных умений: а) переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи; б) при этом учитывать потребности учащихся, их интересы, материальную базу, свой опыт и личностные качества; в) определять главные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса; г) отбирать виды деятельности, которые соответствуют этим задачам; д) планировать индивидуальную работу с учащимися; е) отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; ж) планировать систему приемов стимулирования активности школьников; з) планировать способы создания развивающей среды и поддержки связей с родителями и общественностью. 4. Рефлексивные умения. Эти умения проявляются в контрольно-оценочной деятельности педагога, связанные с анализом собственной педагогической деятельности. Поэтому педагог должен быть способен к рефлексии, когда существует способность разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность. Педагог должен установить как положительные, так и отрицательные результаты, являющиеся следствием его деятельности. Рефлексивные умения требуют особых умений анализировать: а) правильная постановка целей, их перевод в конкретные задачи, адекватные исходным условиям; б) соответствие содержания деятельности учеников поставленным задачам; в) эффективность принимающихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; г) соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.д.; д) причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; е) опыт своей деятельности, его целостности и соотнесенности с критериями и рекомендациями педагогической науки. Рефлексия – это не просто знание или понимание учителем самого себя, но и выяснение, как другие (учащиеся, родители, коллеги) знают и понимают его, как понимают его личные особенности, эмоциональные реакции, познавательные представления и т.д. Лекция № 14. Практическая готовность к педагогической деятельности. Практическая готовность педагога является компонентом в структуре профессиональной компетентности и связана с умениями во внешнем проявлении педагога, т.к. умениях действовать. Эти умения связаны с организаторскими и коммуникативными умениями. Организаторские умения обеспечивают включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. К ним относятся: 1. Мобилизационные умения. 2. Информационные умения. 3. Развивающие умения. 4. Ориентационные умения. 1. Мобилизационные умения – привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению и другим видам деятельности. Для этого создают специальные ситуации, используют методы стимулирования, актуализируют знания и жизненный опыт детей, создают атмосферу совместных переживаний и т.д. 2. Информационные умения – изложение учебной информации. Для этого учитель должен уметь работать с печатными, компьютерными источниками, уметь ее преобразовывать и т.д., а затем четко и ясно излагать учебный материал, учитывая условия, особенности педагогического процесса, умение объяснять, беседовать, задавать вопросы, применять технические средства общения (ТСО), оперировать графиками, рисунками, учитывать усвоение деться материала, перестраивать ход изложения и т.д. 3. Развивающие умения. Такие умения предполагают нахождение «зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.), отдельных учащихся и класса в целом, уметь создавать проблемные ситуации, уметь стимулировать детей к учению, уметь ставить вопросы, сравнивать, создавать условия для индивидуального развития учащихся. 4. Ориентационные умения – умения, связанные с формированием морально-ценностных установок детей к окружающему миру; умения прививать интерес к учебной деятельности, к творчеству, к развитию нужных качеств личности детей. Влияние в воспитании – это форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя, в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания. Влияние в воспитании осуществляется посредством коммуникативных умений учителя. Коммуникативные умения – связаны с установлением целесообразных взаимоотношений учителя с окружающими людьми, т.к. деятельность педагога в любом случае осуществляется на фоне педагогического общения (здесь и обмен информацией, и установление взаимоотношений, и влияние через педагогические средства и т.д.). Состав коммуникативных умений: 1. Перцептивные умения – восприятие человека человеком, где происходит изучение особенностей окружающих людей и их расположение к учителю (относится плохо, нейтрально, хорошо). В результате возникает общее умение понимать и чувствовать других (эмпатия – способность «быть в шкуре» другого человека), учитель должен знать особенности ребенка, его потребности, интересы. А так же знать о самом себе свои положительные и отрицательные качества. Перцептивные умения могут быть представлены рядом умений: - воспринимать и адекватно понимать информацию от партнера; - проникать в личностную суть других людей; - определять состояние и переживания другого человека; - уметь замечать в другом человеке сходные и непохожие качества; - видеть главное в другом человеке и правильно учитывать его истинную сущность. 2. Умения собственно общения. В своей домашней работе учитель моделирует педагогический процесс и опирается при этом на свою память и воображение, поэтому учитель должен как бы сверху видеть окружающий мир и происходящие в нем процессы. При входе в класс необходимо умение устанавливать психологический контакт с классом (с целью умелой передачи информации, создания коллективного поиска в классе, совместной творческой деятельности, настроенность самих учеников на общение с педагогами). При управлении общением учитель должен уметь распределять внимание, поддерживать его устойчивость, выбирать нужные способы поведения и обращения, анализировать поступки детей, выделять мотивы, выбирать нужные средства для оптимизации взаимодействия. Обратная связь основана на эмпатийных процессах, возникающих у учителя и детей, учитель улавливает психологический настрой класса, его эмоциональное состояние, настроение, а также эмоции отдельных учеников в классе. Одним из средств общения является педагогическая техника. 3. Умения педагогической техники – это совокупность умений и навыков, связанных со стимулированием активности детей в классе. К этим умениям относятся всевозможные приемы работы учителя над самим собой. Поэтому вся совокупность работы учителя над самим собой по воздействию на окружающих людей называется личностной педагогической технологией. Сюда относятся умения: 1) выбирать стиль и тон в общении; 2) управлять вниманием детей, их деятельностью; 3) умение воздействовать на окружающих через нюансы голоса, манеры поведения, фигурой, одеждой, прической, внешностью, движениями, взглядом («колючие глаза»), походкой… Поэтому учитель должен регулировать свои психические состояния, владеть техникой релаксации (расслабления), уметь вызывать «по заказу» различные чувства, владеть техникой интонирования голоса и т.д. Кроме этого, учитель должен владеть хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: руководитель, тренер, массовик-затейник, руководитель кружка, шахматист, экскурсовод, умение писать, читать, считать и т.д. Лекция № 15. Педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К свойствам личности педагога относятся: 1) гуманистическая направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическая техника. 1. Гуманистическая направленность деятельности учителя – это педагогическая направленность учителя на следующие ценностные ориентации: а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя; б) на детский коллектив; в) на средства педагогического воздействия; г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности. 2. Профессиональные знания. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Здесь необходимо выделить особенности – комплексность и личная окрашенность знаний. 3. Педагогические способности. Выделяют шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности: - коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность; - перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция; - динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению; - эмоциональная устойчивость – способность владеть собой; - оптимистическое прогнозирование; - креативность – способность к творчеству. 4. Педагогическая техника – это форма организации поведения учителя. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей. К этим приемам и средствам относятся: 1. Внешнее поведение учителя связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимика, пантомимы, жестов, походки и т.д. 2. Управление своим самочувствием – выражено через эмоционально-волевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своими эмоциями, настроением, чувствами. 3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции. 4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включает в себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив. 5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом. 6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм). Таким образом, педагогическое мастерство – это комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытом педагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иные средства профессиональной деятельности. Отдельные компоненты или их синтез (педагогические знания, умения, способности, педагогическая техника) отличаются повышенным уровнем освоения профессионализма педагога, что достигается при помощи рефлексии, самообразования, самовоспитания. Педагогическое мастерство – это результат процесса самосовершенствования и самопознания. Критериями педагогического мастерства являются: - целесообразность (по направленности); - продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности школьников); оптимальность (в выборе средств); - творчество (по содержанию деятельности). Педагог должен в своей деятельности всегда осмыслить сложившуюся педагогическую ситуацию с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, превращения ее в педагогическую задачу. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно и специально. Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу (ситуация + цель = задача) осуществляется в условиях целенаправленной педагогической деятельности, т.е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений. Здесь можно иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой. Лекция № 16. Подготовка учителя в вузе (Профессиональное становление учителя). План. 1. Психолого-педагогическая подготовка. 2. Функции педагогических процессов в вузе. 1. Психолого-педагогическая подготовка. Ведущей задачей вуза является формирование и развитие личности будущего учителя-воспитателя, обладающего творческой индивидуальностью. Это означает, что не только научные знания для будущей профессиональной деятельности, но и овладение профессиональной культурой - как части общечеловеческой культуры. В начальной школе содержание учебного предмета реализуется только через личность учителя, следовательно, учитель должен обладать общей и профессиональной культурой, профессионально-педагогическим мышлением. Поэтому в вузе любой будущий учитель должен соответствовать определенным обще-профессиональным требованиям, быть носителем общечеловеческих качеств личности, обладать педагогическими знаниями и умениями для будущей профессиональной деятельности. Система многоуровневого педагогического образования. Ядром профессионально-педагогической подготовки являются знания в области педагогики и психологии. Эта часть подготовки является базовой, инвариантной (обязательной) для учителя любой специальности. Другая часть предметов связана с вариантной частью подготовки, т.е. учет особенностей профиля научной подготовки студента. В структуре инвариантной части выделяют 3 основные блока: БЛОК 1. - связан с общефилософскими проблемами воспитания. А. Воспитание как путь развития всех сущностных сил личности, как усвоение общечеловеческих и выработка индивидуально-личностных ценностей. Б. Биологическая и социальная деятельность и общение, диагностика и коррекция. В. Связи между всеми направлениями воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.д.) Г. Функции семьи и государства в воспитании, личность учителя в педагогике. БЛОК 2. - связан с теорией образования и обучения. А. Содержание образования (гуманизация). Б. Воспитывающий и развивающий характер обучения. В. Организационные формы и методы обучения. Г. Мотивация учения школьников. Д. Дифференциация и индивидуализация обучения. Е. Самообразование, самообучение школьников и т.д. БЛОК 3. - связан с организационными аспектами образования. А. Непрерывное образование. Б. Сравнительная педагогика образовательных систем разных стран. В. Школа как учебно-воспитательное учреждение (демократизация, гуманизация, и т.д.). Блок базового (или инвариантного) содержания педагогической подготовки будущих учителей (общедидактический, или технологический подход) Здесь студенты осваивают знания по: - Учебным программам, учебникам и методикам их использования; - Системе средств обучения и методикам их использования; - Способам общения учителя, учащимся; - Организации деятельности учителя и учащихся в условиях различных форм и видов учебной и внеучебной деятельности; - Проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся. Базовые (или инвариантные) профессионально-педагогические умения включают в себя следующие типы умений: 1. Диагностические умения – умения оценивать. 2. Проективные умения – умения прогнозировать. 3. Конструктивные умения – умения целенаправленно организовывать. 4. Коммуникативные умения – умения общения. 5. Аналитические – выделять, систематизировать. Базовые ( инвариантные) педагогические знания и умения – это стандартный механизм в содержании профессиональной подготовки педагога любого профиля. 2. Функции педагогического процесса в вузе. 1) Обучающая функция - связана с формированием знаний, умений, навыков. Знания учителя представлены в виде компонентов: А. Профессионально-педагогические знания. Б. Опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности. В. Опыт творческой педагогической деятельности. Г. Опыт ценностно-эмоциональной ориентации в процессе педагогической деятельности. 2) Развивающая функция - связана с развитием личности человека целом: психические процессы (память, мышление), способности, мотивация, установки и деятельность. 3) Воспитывающая функция – связана с формированием мировоззрения, нравственной, эстетической и общественной направленности личности с активной позицией по профессиональному становлению. 4) Интегративная функция – в ней отражается органичная связь различных учебных дисциплин: - педагогика, - философия, - медицина, - социология и др. 5) Профессиональная функция связана с обще-профессиональной психолого-педагогической подготовкой, развивает у будущих учителей общую и профессиональную культуру, педагогическую направленность мышления, профессионально значимые качества личности. Профессиональная функция - это системно-образующий стержень профессиональной подготовки учителя любого уровня. 6) Социализация личности – обучение, воздействуя на личность, способствует ее социализации, что влияет на формирование многих качеств личности. Хотя это процесс происходит под влиянием всех функций образования, профессиональная социализация служит организующим моментом (неким стержнем) в процессе развития личности и определяет стиль будущей профессиональной деятельности.
«Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot