Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г.КУЗНЕЦОВА
КАФЕДРА ВОЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
= У Т В Е Р Ж Д А Ю =
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА АКАДЕМИИ
ПО УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЕ
КОНТР-АДМИРАЛ Г. ПОЛЮХОВИЧ
"____" ______________ 2002 г.
ЛЕКЦИЯ N 16
ТЕМА: " СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛ И ВОЙСК ФЛОТА "
Текст лекции по дисциплине " Социологические и психолого-педагогические аспекты военного управления "
Обсуждена на заседании кафедры
"____"_______________ 2002 г.
протокол N ____
Санкт-Петербург
2002
Содержание:
Введение.
1. Сущность и содержание морально-психологического обеспечения.
2. Организация морально-психологического обеспечения операции
(боевых действий).
Заключение.
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Современная война является тяжелым и всесторонним испытанием для личности, общества, государства и его военной организации. Ход и исход войны в решающей степени зависят от морального фактора, готовности и способности личного состава вооруженных сил, всего населения страны к вооруженной борьбе, к перенесению тягот войны. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, изменением характера войн. Они становятся все более информационными. Вооруженное противоборство дополняется, а порой и замещается информационным противоборством. Его объектом становятся не только вооруженные силы, но и все население противоборствующих сторон, а также международные политические институты и мировое общественное мнение. В этой связи морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) должно быть тесно увязано с усилиями государства в сфере информационного противоборства.
Во-вторых, осуществлением информационного противоборства и иных непрямых действий также и в мирное время для достижения тех политических целей, которые ранее достигались средствами вооруженной борьбы. А это означает, что противодействие информационно-психологическому воздействию противника, как и морально-психологическое обеспечение в целом, должно осуществляться не только в военное, но и в мирное время.
В-третьих, изменением характера вооруженной борьбы. Все шире в ней используются новые технологии, высокоточное оружие, применяемое на всю глубину территории противника. Одновременно широко применяются партизанская тактика, разведывательно-диверсионные действия. Все это предъявляет высокие требования к морально-психологической устойчивости личного состава.
В-четвертых, большие изменения произошли в нашей стране в государственном устройстве, общественно-экономическом строе, массовом сознании.
Эти изменения сказались на положении военнослужащих в обществе, их морально-психологическом состоянии, системе ценностных ориентаций.
Все это обусловило введение в ВС РФ нового, самостоятельного вида их обеспечения – МПО. Оно является вполне закономерным, отражает объективную потребность развития военного дела.
Целью настоящей лекции является рассмотрение сущности, содержания и организации МПО операций (боевых действий).
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Деятельность по формированию, поддержанию и восстановлению морально-психологического состояния личного состава, необходимого для выполнения поставленных задач в боевых (экстремальных) условиях, составляет сущность морально-психологического обеспечения.
Совокупность целей и задач, объектов и субъектов, видов, методов, средств и форм представляет собой содержание морально-психологического обеспечения.
Целью морально-психологического обеспечения является формирование и поддержание морально-психологического состояния личного состава, позволяющего выполнять поставленные задачи в боевых (экстремальных) условиях.
Основными задачами морально-психологического обеспечения являются:
- изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния личного состава и факторов, влияющих на него, в том числе военно-политической обстановки в мире и на ТВД, социально-политической обстановки в стране и районе (зоне) боевых действий, а также изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния войск (сил) противника;
- формирование у военнослужащих мировоззренческих, морально-политических качеств - патриотизма, личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Отечества; разъяснение личному составу военно-политической обстановки (причин, характера, политических целей войны), решений высших органов государственной власти и военного управления и задач, стоящих перед Вооруженными Силами и объединением (соединением);
- формирование и поддержание устойчивости личного состава к психотравмирующим факторам боевой (экстремальной) обстановки, прогнозирование психогенных потерь и проведение морально-психологической реабилитации пострадавших;
- формирование морально-психологической готовности личного состава к выполнению поставленных задач, его боевой (служебной) мотивации и активности;
- противодействие информационно-психологическому воздействию противника и проведение мероприятий психологической борьбы с целью снижения морально-психологического состояния противника;
- создание социальных и правовых условий жизни и деятельности личного состава в боевой (экстремальной) обстановке.
Обобщенно в качестве объекта морально-психологического обеспечения называют личный состав войск (сил). Однако, в зависимости от уровня анализа можно рассматривать этот объект на уровне отдельных военнослужащих; на уровне воинских коллективов, объединяющих военнослужащих подразделений, частей и кораблей; на уровне военно-социальных общностей, объединяющих военнослужащих соединений и объединений, либо различные категории военнослужащих.
Личный состав является объектом различных видов обеспечения. Специфика морально-психологического обеспечения состоит в особом предмете обеспечения.
На уровне отдельного военнослужащего - это его психика, личностная целостность его психических проявлений - направленности, самосознания, воли, характера, психических процессов, состояний и свойств личности.
На уровне воинского коллектива подразделения, части, корабля - это коллективная психология, включая коллективные цели, коллективное (общественное) мнение, коллективные настроения, коллективные традиции и обычаи, социально-психологическую структуру и межличностные отношения.
На уровне больших военно-социальных общностей - это общественное сознание как совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, волеизъявлений, общественного мнения, присущих этим общностям.
С уровнями анализа морально-психологического состояния личного состава связаны также различные компоненты этого состояния.
Психофизиологический компонент морально-психологического состояния определяется психофизиологическим состоянием организма военнослужащего, состоянием его психики. Показателями психофизиологического компонента могут быть: физическое самочувствие; уровень тревожности; нервно-психическая устойчивость; эмоциональная напряженность; функциональное состояние; настроение; боевая (служебная) активность.
Социально-психологический компонент морально-психологического состояния определяется состоянием психологии воинского коллектива. Его показателями могут быть: сплоченность воинского коллектива; характер межличностных отношений и социально-психологический климат в воинском коллективе; уверенность военнослужащих в товарищах; отношение к непосредственным командирам; коллективное мнение по поводу выполняемых задач; коллективные настроения; коллективные традиции и обычаи.
Военно-профессиональный компонент морально-психологического состояния определяется военно-профессиональной готовностью личного состава. Его показателями могут быть: профессиональная подготовленность; знание и понимание боевой задачи; готовность к участию в боевых действиях; уверенность в оружии и боевой технике; надежность профессиональной деятельности в боевых (экстремальных) условиях.
Морально-политический компонент морально-психологического состояния определяется состоянием общественного сознания, различных его форм (прежде всего политического, нравственного, правового и религиозного сознания) и уровней (общественной психологии и идеологии). Его показателями могут быть: преданность Отечеству и готовность выполнять конституционный долг по его защите; отношение к военной службе; поддержка государственной политики в области обороны, военного строительства; доверие военно-политическому руководству страны; удовлетворенность положением военнослужащих в обществе; отношение к местному населению; информированность об обстановке в мире, стране, на ТВД и в районе (зоне) боевых действий; понимание причин, характера, целей войны и связи выполняемых задач с защитой интересов Родины.
Таким образом, неправомочно сводить морально-психологическое состояние личного состава только к психическому состоянию военнослужащих, это понятие - более емкое.
Исходя из вышеизложенного под морально-психологическим состоянием личного состава будем понимать интегральную характеристику относительно устойчивого и ограниченного во времени состояния психики отдельных военнослужащих, психологии воинских коллективов и общественного сознания военно-социальных общностей, характеризующую, прежде всего, их морально-психологическую устойчивость при различных условиях обстановки и морально-психологическую готовность к выполнению поставленных задач.
Помимо личного состава войск (сил), объектом морально-психологического обеспечения является также население (и соответственно предметом - его общественное сознание).
Субъектами морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах являются командующие (командиры), штабы, органы воспитательной работы и другие органы военного управления. Однако, в связи с тем, что на морально-психологическое состояние личного состава, особенно на общественное сознание, влияют многие факторы, лежащие вне Вооруженных Сил, то субъектами морально-психологического обеспечения являются также органы государственной власти и управления, политические лидеры и политическая элита, общественные объединения и религиозные организации.
К основным методам морально-психологического обеспечения можно отнести следующие:
а) методы изучения и оценки морально-психологического состояния личного состава - наблюдение, анализ документов, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик, анкетный опрос, социометрия, метод фокус-групп, экспертный опрос, медицинский (психофизиологический, психиатрический) осмотр, методы статистического анализа данных и др.;
б) методы воздействия на морально-психологическое состояние личного состава - убеждение и переубеждение, принуждение, заражение, упражнение, пример, соревнование, моральное и материальное стимулирование, формирование общественного мнения, аутотренинг, психологическая и фармакологическая коррекция, активная и пассивная мышечная релаксация, изоляция деморализованных военнослужащих, психотерапия, организация питания, быта, отдыха и досуга и др.
Основными средствами морально-психологического обеспечения являются: телерадиовещание, печатные средства массовой информации с их полиграфической базой, различные виды искусства и соответствующие учреждения культуры, технические и наглядные средства воспитания, средства морального и материального стимулирования, а также используемые при проведении оперативной и боевой подготовки средства имитации боевой (экстремальной) обстановки. Кроме того в интересах морально-психологического обеспечения могут и должны использоваться средства других видов обеспечения - оперативного (боевого), технического и тылового, прежде всего средства разведки, психологической борьбы, РЭБ, связи, медицинского и материального обеспечения. Средства морально-психологического обеспечения могут принадлежать военному ведомству, так и привлекаться со стороны в соответствии с решениями органов государственной власти и управления.
Исходя из решаемых задач основными видами морально-психологического обеспечения являются:
-психофизиологическое обеспечение;
-социально-психологическое обеспечение;
-информационно-воспитательное обеспечение;
-социально-правовое обеспечение;
-культурно-досуговое обеспечение;
-противодействие информационно-психологическому воздействию противника.
Эти виды морально-психологического обеспечения организуются комплексно, в тесном единстве с другими видами оперативного (боевого), технического, тылового и международно-правового обеспечения, а также во взаимодействии с органами государственной власти и управления, другими субъектами морально-психологического обеспечения в интересах формирования и поддержания морально-психологического состояния личного состава, необходимого для выполнения поставленных задач. В связи с этим все виды обеспечения должны быть скоординированы, организованы под общим руководством командующего (командира).
Дадим краткую характеристику содержания основных видов морально-психологического обеспечения.
Психофизиологическое обеспечение - это комплекс медицинских и психологических мероприятий, направленных на оценку и прогнозирование динамики функционального состояния организма военнослужащего и коррекцию его военно-профессиональной работоспособности [34,с.5]. Оно включает: психологическое изучение и психофизиологическое обследование личного состава; профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих по военным специальностям; выявление лиц с функциональными и патологическими расстройствами; оценку психофизиологических аспектов боеспособности подразделений и частей; проведение мероприятий психологической и фармакологической коррекции и реабилитации; прогностическую оценку вероятного проявления отдаленных последствий боевого стресса и разработку рекомендаций по оказанию специализированной медико-психологической помощи. Психофизиологическое обеспечение осуществляется в основном специализированными психофизиологическими группами медицинской службы (типовой состав: начальник группы, врач-психофизиолог, психиатр, медицинский психолог), а также группами профессионального психологического отбора и психологами органов воспитательной работы.
Социально-психологическое обеспечение имеет целью сплочение воинских коллективов, формирование, поддержание и восстановление у военнослужащих, в воинском коллективе психологической устойчивости к психотравмирующим факторам боевой (экстремальной) обстановки и боевой (служебной) активности. Оно предусматривает: изучение социально-психологического климата и характера межличностных отношений в воинском коллективе, укрепление его сплоченности; своевременное и рациональное комплектование подразделений с учетом психологической совместимости; выявление особенностей предстоящей операции (боевых действий), оценку их влияния на морально-психологическое состояние личного состава и возможных психогенных потерь; оперативную диагностику морально-психологического состояния личного состава и оказание ему социальной и психологической помощи в ходе операции; социальную и психологическую реабилитацию участников боевых действий. Социально-психологическое обеспечение осуществляется в основном командирами подразделений и частей, органами воспитательной работы.
Информационно-воспитательное обеспечение организуется и осуществляется в целях информирования личного состава о военно-политической обстановке в мире, стране и на ТВД, разъяснения причин, характера и политических целей войны, решений высших органов государственной власти и военного управления, задач, стоящих перед Вооруженными Силами, объединением (соединением); воспитания у военнослужащих необходимых морально-политических качеств; противодействия информационно-психологическому воздействию противника. Оно предполагает: изучение, оценку и прогнозирование военно-политической обстановки в мире, стране и на ТВД, социально-политической обстановки в районе (зоне) боевых действий, подготовку выводов и предложений командующему; организацию и проведение общественно-государственной подготовки и информирования личного состава; изучение общественного мнения и настроений военнослужащих, выработку мер по их оптимизации; осуществление контрпропагандистских мероприятий; воспитание у личного состава верности Родине, конституционному и воинскому долгу, ненависти к противнику. Информационно-воспитательное обеспечение осуществляется в основном органами воспитательной работы.
Социально-правовое обеспечение организуется и осуществляется в целях создания необходимых социальных и правовых условий жизни и деятельности личного состава в боевой (экстремальной) обстановке, поддержания воинской дисциплины, организованности и правопорядка. Оно включает: разъяснение законов военного времени, международных правовых норм ведения боевых действий, обращения с военнопленными и гражданским населением; анализ и прогнозирование социальной обстановки в войсках (силах), доведение до командования нужд и запросов личного состава, принятие мер по их удовлетворению; выполнение мероприятий по социальной защите военнослужащих и членов их семей; профилактику отклоняющегося поведения военнослужащих и поддержание воинской дисциплины. Социально-правовое обеспечение осуществляется силами органов воспитательной работы и юридической службы во взаимодействии с органами тылового обеспечения, военной прокуратуры, а также с органами государственной власти и управления, местного самоуправления.
Культурно-досуговое обеспечение организуется и осуществляется в целях поддержания и восстановления морально-психологического состояния личного состава, его мобилизации на успешное выполнение боевых задач. Оно включает: организацию отдыха и досуга личного состава с учетом условий конкретной боевой обстановки; кино-, теле- и радиообслуживание личного состава, обеспечение его литературой и периодическими изданиями; проведение культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий, способствующих отдыху и поднятию морального духа личного состава; участие в морально-психологической реабилитации участников боевых действий, снятие отрицательных эмоциональных состояний у военнослужащих. Культурно-досуговое обеспечение осуществляется органами воспитательной работы с привлечением работников и учреждений культуры, художественных коллективов.
Противодействие информационно-психологическому воздействию противника организуется и осуществляется в целях обеспечения устойчивости личного состава к этому воздействию, срыва и нейтрализации психологических операций противника, исключения рефлексивного управления с его стороны. Оно включает: разведку сил и средств психологических операций противника, оценку их возможностей и каналов воздействия на силы (войска), их первоочередное уничтожение с началом боевых действий; охрану, оборону и оперативное восстановление собственных и привлекаемых сил и средств морально-психологического обеспечения; постоянное отслеживание активности и направленности информационно-психологического воздействия противника на силы (войска), подавление каналов этого воздействия и оперативное реагирование на него, осуществление мероприятий контрпропаганды и активной, упреждающей информационно-воспитательной работы, разъяснение личному составу пропагандистских замыслов противника, пресечение слухов и паники. Противодействие информационно-психологическому воздействию противника осуществляется штабами с использованием сил и средств разведки, психологической борьбы, радиоэлектронной борьбы, воспитательной работы во взаимодействие с органами ФСБ, МВД, ФАПСИ, органами государственной власти и управления, средствами массой информации.
Морально-психологическое обеспечение может осуществляться в следующих формах.:
-морально-психологической подготовки личного состава, как заблаговременной к действиям в боевых (экстремальных) условиях, так и непосредственной к выполнению конкретных поставленных задач;
-морально-психологической поддержки (сопровождения) личного состава в ходе выполнения поставленных задач;
-морально-психологической реабилитации личного состава после выполнения поставленных задач в боевых (экстремальных) условиях.
Таковы сущность и содержание морально-психологического обеспечения. Его эффективность непосредственно в части, соединении будет определяться умением командира, штаба, органа воспитательной работы грамотно спланировать и умело организовать этот вид обеспечения.
ОРГАНИЗАЦИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАЦИИ (БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ)
Общее руководство морально-психологическим обеспечением операции (боевых действий) осуществляет командующий (командир). Непосредственное руководство и ответственность за планирование и выполнение мероприятий морально-психологического обеспечения операции (боевых действий) возлагается на начальника органа воспитательной работы.
Работа по организации морально-психологического обеспечения операции (боевых действий) включает: уяснение полученной боевой задачи и роли морально-психологического обеспечения в ее выполнении; оценку военно-политической обстановки на ТВД и социально-политической обстановки в районе (зоне) боевых действий, их влияния на морально-психологическое состояние личного состава; оценку морально-психологического состояния своих сил (войск) и сил (войск) противника; подготовку предложений по вопросам морально-психологического обеспечения в решение командующего (командира) на операцию (боевые действия); планирование морально-психологического обеспечения и доведение задач по морально-психологическому обеспечению до сил (войск); организацию взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения; управление силами и средствами морально-психологического обеспечения; контроль и оказание помощи в организации морально-психологического обеспечения в подчиненных силах (войсках); оценку эффективности морально-психологического обеспечения.
При уяснении полученной боевой задачи командующий (командир) и начальник органа воспитательной работы должны понять роль морально-психологического обеспечения в ее выполнении, особенности организации морально-психологического обеспечения операции (боевых действий) в конкретных условиях обстановки, требования директивы (распоряжения) по морально-психологическому обеспечению вышестоящего командования и мероприятия морально-психологического обеспечения, выполняемые вышестоящим командованием в интересах сил (войск).
При оценке военно-политической обстановки на ТВД и социально-политической обстановки в районе (зоне) боевых действий учитываются: причины, характер и политические цели войны (вооруженного конфликта); политико-правовая оценка причин и характера войны (вооруженного конфликта) международными политическими институтами (ООН и ее Советом Безопасности, ОБСЕ и др.) и мировым общественным мнением (общественным
мнением стран на ТВД); правовые условия подготовки и ведения операции (режим военного, чрезвычайного или мирного положения); отношение к войне (вооруженному конфликту) и силам (войскам) местного населения, степень его поддержки действий сил (войск); национальный и социальный состав населения, его вероисповедание; социально-экономическое положение населения (уровень жизни, уровень безработицы, удовлетворенность населения своим положением, социальная напряженность, наличие акций протеста); степень доверия населения военно-политическому руководству страны; наличие и эффективность органов государственной власти и управления, местного самоуправления; наличие политических партий, общественных объединений и религиозных организаций, их военно-политические ориентации и степень влияния на население; особенности национальной психологии, обычаи и нравы населения; степень подверженности населения информационно-психологическому воздействию противника; наличие, возможности воздействия на население и направленность вещания (публикаций) средств массовой информации; криминогенная обстановка, состояние правопорядка. На основании оценки военно-политической обстановки на ТВД и социально-политической обстановки в районе (зоне) боевых действий делаются выводы: о степени и характере их влияния на морально-психологическое состояние сил (войск); о районах, где обстановка благоприятствует выполнению задач и районах, где есть угроза противодействия со стороны местного населения; о возможностях наращивания сил и средств морально-психологического обеспечения за счет привлекаемых сил и средств; о возможных направлениях и механизмах взаимодействия с органами государственной власти и управления, местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными организациями, средствами массовой информации.
При оценке морально-психологического состояния своих сил (войск) анализируются и учитываются основные показатели морально-психологического состояния: морально-политические (преданность Отечеству и готовность выполнять конституционный долг по его защите; отношение к военной службе; поддержка государственной политики в области обороны, военного строительства; доверие военно-политическому руководству страны; отношение к местному населению; информированность об обстановке в мире, стране, на ТВД и в районе (зоне) боевых действий; понимание причин, характера, целей войны и связи выполняемых задач с защитой интересов Родины); военно-профессиональные (профессиональная подготовленность; знание и понимание боевой задачи; готовность к участию в боевых действиях; уверенность в оружии и боевой технике; надежность профессиональной деятельности в боевых (экстремальных) условиях); социально-психологические (сплоченность воинского коллектива; характер межличностных отношений и социально-психологический климат в нем; уверенность военнослужащих в товарищах; отношение к непосредственным командирам; коллективное мнение по поводу выполняемых задач; коллективные настроения; коллективные традиции и обычаи); психофизиологические (физическое самочувствие; уровень тревожности; нервно-психическая устойчивость; эмоциональная напряженность; функциональное состояние; настроение; боевая (служебная) активность). На основании оценки морально-психологического состояния делаются выводы о морально-психологической готовности личного состава к выполнению задач и необходимых мерах по укреплению его морально-психологического состояния, а также прогнозируются возможные психогенные потери.
При оценке морально-психологического состояния сил (войск) противника анализируются и учитываются: государственная принадлежность сил, особенно при коалиционном составе; национальный состав, характер отношений между военнослужащими различных национальностей, рядовым, сержантским и офицерским составом; соотношение между кадровыми военнослужащими и призванными из резерва; опыт военной службы и боевых действий, уровень боевой подготовки личного состава; вероисповедания личного состава, наличие межконфессиональных противоречий; состояние воинской дисциплины, организованности и порядка; отношения с местным населением; характер и степень идеологической обработки личного состава; состояние психологической готовности к ведению боевых действий; возможности сил и средств психологических операций. На основании оценки морально-психологического состояния сил (войск) противника делаются выводы о сильных и слабых сторонах личного состава противника, возможных способах снижения его морально-психологического состояния.
На основании оценок военно-политической обстановки на ТВД и социально-политической обстановки в районе (зоне) боевых действий, морально-психологического состояния своих сил (войск) и сил (войск) противника готовятся предложения командующему (командиру) по организации морально-психологического обеспечения операции (боевых действий): цель и задачи морально-психологического обеспечения операции (боевых действий); основные меры по укреплению, поддержанию и восстановлению морально-психологического состояния личного состава, снижению психогенных потерь; расстановка сил и средств морально-психологического обеспечения, способы их наращивания и восполнения; взаимодействие с органами государственной власти и управления, другими субъектами морально-психологического обеспечения в целях укрепления морально-психологического состояния личного состава и поддержки действий сил (войск) со стороны населения и средств массовой информации; необходимые меры по противодействию информационно-психологическому воздействию противника и снижению его морально-психологического состояния.
Планирование морально-психологического обеспечения осуществляется на всех уровнях (стратегическом, оперативном и тактическом) в соответствии с поставленными задачами и этапами операции (боевых действий).
План морально-психологического обеспечения является составной частью плана операции (боевых действий). Он разрабатывается графически (на карте), к нему прилагается пояснительная записка. План морально-психологического обеспечения подписывается начальником штаба и начальником органа воспитательной работы, утверждается командующим (командиром). В плане отражаются: цель и задачи морально-психологического обеспечения; основные мероприятия морально-психологического обеспечения при подготовке и в ходе ведения операции (боевых действий) и сроки их выполнения; привлекаемые силы и средства, порядок их использования; организация взаимодействия с органами государственной власти и управления, средствами массовой информации, общественными организациями, органами воспитательной работы других войск и воинских формирований; расстановка офицеров органов воспитательной работы на пунктах управления и в силах (войсках); мероприятия по восстановлению морально-психологического состояния своих войск (сил); порядок восполнения некомплекта офицеров в органах воспитательной работы и подготовки их к работе в боевой обстановке; порядок восстановления потерь; организация контроля и оказания помощи подчиненным органам воспитательной работы в проведении морально-психологического обеспечения в войсках (силах); порядок и сроки представления донесений о морально-психологической обстановке.
При этом на карте отражаются: общее положение своих сил (войск) и сил (войск) противника; дислокация сил и средств психологических операций противника, их возможные задачи и каналы воздействия; места размещения телерадиовещательных станций; районы повышенной социально-политической и национально-этнической напряженности; пункты размещения органов воспитательной работы, сил и средств морально-психологического обеспечения, их задачи и возможности; оценка морально-психологического состояния своих сил и сил противника; расчеты возможных психологических потерь личного состава и порядок их восстановления; необходимые справочные материалы.
В случае необходимости для успеха операции (боевых действий) проведения мероприятий морально-психологического обеспечения на более высоком уровне (государственном, стратегическом, оперативном), а также для наращивания и восполнения сил и средств морально-психологического обеспечения, привлечения сил и средств других ведомств, командующий (командир) подает предложения вышестоящему командованию.
Задачи по морально-психологическому обеспечению операции (боевых действий) доводятся до сил (войск) директивами (ГК ВМФ и командующего флотом) и распоряжениями (командующего объединением, командира соединения).
В директиве (распоряжении) по морально-психологическому обеспечению указываются: краткие выводы из военно-политической, оперативной, социально-политической и морально-психологической обстановки; цель и задачи морально-психологического обеспечения операции (боевых действий); какие мероприятия по морально-психологическому обеспечению и в какие сроки необходимо провести при подготовке и в ходе операции (боевых действий); какие силы и средства морально-психологического обеспечения необходимо задействовать, в т.ч. привлекаемые; организация взаимодействия и управления силами и средствами морально-психологического обеспечения; порядок восстановления морально-психологического состояния своих сил; порядок и сроки представления донесений о морально-психологической обстановке.
В соответствии с установленными порядком и сроками в адрес вышестоящего командования представляются донесения о морально-психологической обстановке.
В донесении о морально-психологической обстановке указываются: оперативная (боевая) обстановка, характер боевых действий противника, его морально-психологическое состояние; боевая задача соединения, объединения и результаты ее выполнения; общие и психогенные потери в личном составе, а также потери в боевой технике; оценка морально-психологического состояния личного состава; основные проведенные, проводимые и планируемые мероприятия морально-психологического обеспечения; информация о подвигах военнослужащих, примерах работы командования по мобилизации личного состава на выполнение боевых задач;
состояние правопорядка и воинской дисциплины; отношения с местным населением; вопросы, требующие принятия мер старшим начальником, предложения, просьбы.
Взаимодействие с органами государственной власти и управления, местного самоуправления, средствами массовой информации, общественными объединениями и религиозными организациями, органами военного управления других войск и воинских формирований организуется и осуществляется в целях формирования благоприятного для войск (сил) общественного сознания, поддержки действий сил (войск) со стороны населения и средств массовой информации, наращивания сил и средств морально-психологического обеспечения. Организация взаимодействия включает: достижение единого понимания задач морально-психологического обеспечения, способов и сроков их выполнения; определение привлекаемых сил и средств морально-психологического обеспечения и согласование порядка их использования; взаимное информирование об обстановке; проведение совместных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию военнослужащих и населения, нейтрализации негативных массовых явлений; реализацию установленных законодательством социальных гарантий и прав военнослужащих и членов их семей; проведение культурно-досуговых и благотворительных мероприятий для личного состава; оказание помощи населению, пострадавшему от военных действий, природных и техногенных катастроф.
Управление силами и средствами морально-психологического обеспечения осуществляется в общей системе управления силами (войсками) с пунктов управления. Для постоянного отслеживания морально-психологической обстановки, оперативного реагирования на ее изменение, управления силами и средствами морально-психологического обеспечения на пунктах управления организуется пост морально-психологического обеспечения с оперативным дежурством офицеров органа воспитательной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение морально-психологического обеспечения боевой и повседневной деятельности войск (сил) является реализацией объективной потребности практики военного дела, реакцией на усиление роли морального фактора в современной войне. Морально-психологическое обеспечение должно основываться на прочном научном фундаменте, опираться на выводы и рекомендации психологии, социологии, психиатрии, военной науки, имеющийся исторический опыт. Опыт морально-психологического обеспечения применения сил флота и вооруженных сил в целом, как и опыт морально-психологического обеспечения в вооруженных силах зарубежных государств, должен постоянно анализироваться и обобщаться.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ МАТЕРИАЛА:
- изучить и обобщить требования руководящих документов к содержанию и
организации морально-психологического обеспечения;
- изучить опыт морально-психологического обеспечения в вооруженных силах зарубежных государств;
- изучить методику оценки морально-психологического состояния своих сил и сил противника, подготовиться к практическому занятию по этой теме.
ЛИТЕРАТУРА
1. О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих ВС РФ. Приказ МО РФ 1998 г. N 440.
2. Наставление по обеспечению военных действий ВС РФ (проект). - М., 2002.
2. БУ ВМФ. Уточнения и дополнения. 1993, ст.389.
3. Руководство по организации социально-психологической работы и психологического обеспечения деятельности сил (войск) ВМФ. Приказ ГК ВМФ 1994 г. N 300.
4. О совершенствовании системы воспитательной работы в ВМФ. Директива ГК ВМФ 1999 г. N ДФ-40. ст. 8.
5. Броневицкий Г.А., Зуев Ю.П., Столяренко А.М. Основы военно-морской психологии. - М.: Воениздат, 1977.
6. Броневицкий Г.А. Управление психическими состояниями моряков в походах. - М.: Воениздат, 1981.
7. Военная психология и педагогика /Под ред. В.Ф.Кулакова.- М.: Совершенство, 1998. Гл. 13.
8. .Дмитриева Е.В. Социально-психологическое здоровье военнослужащих. СПб.: ВМА, 1999.
9. Дулич Л.М., Клепиков Д.В., Пряхин Ю.Д. Морально-психологическое обеспечение применения сил флота. - СПб.: ВМА, 2000.
10. Дулич Л.М. Социальная психология управления. СПб.: ВМА, 2001
11. Дулич Л.М., Клепиков Д.В. Социологические и психолого-педагогические аспекты военного управления. Учебно-методическое пособие. СПб.: ВМА, 2002
12. Коупленд Н. Психология и солдат. - М.: Воениздат, 1991.
13. Кулаков В.Ф. Морально-психологическое обеспечение: проблема и пути решения //Военная мысль, 1999, N 6.
14. Управление социально-психологическими процессами на корабле (в соединении). - СПб.: ВМА, 1999. Раздел IV.
15. Психология управления воинскими коллективами.-СПб.: ВСОК ВМФ, 1993, гл. 5.
16. Ковалевский Ю.В., Петровский В.А. Пограничники в районах вооруженных конфликтов //Социологические исследования, 1995, N 12.
17. Методические разработки по МПО на КОТУЗ-17 и ЗКШВИ.
Разработал
начальник кафедры, кандидат исторических наук, доцент
капитан 1 ранга Л.Дулич
"___"______________ 2002 г.