Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Объем времени, отводимого для изучения темы: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория согласно расписанию.
Методы проведения: объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый метод.
Материально-техническое обеспечение занятия:
1. Мультимедийное оборудование.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (15 штук – из библиотеки ФПП).
Цели занятия:
1. Учебная (образовательная): дать понятие предупреждение правонарушений нарядами патрульно-постовой службы полиции.
2. Методическая: обеспечить формирование прочной системы знаний о назначении, задачах, функциях и правовой основе службы полиции, полномочиях нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений.
3. Развивающая: Развивать навыки работы с первоисточником.
4. Воспитательная: Вырабатывать чувства справедливости и законопослушности, развивать толерантность, политическую и гражданскую позицию.
План лекции
1. Введение
2. Основные вопросы
1) Сущность организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел.
2)Тактика охраны общественного порядка и общественной безопасности сотрудниками органов внутренних дел.
3. Заключение:
Распределение учебного времени
1.
Введение
5 мин.
2.
Основная часть
первый вопрос
второй вопрос
30 мин.
20 мин.
.
3.
Заключение (выводы)
5 мин.
ЛИТЕРАТУРА:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант». http://garant.ru
4. Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
5. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
6. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
7. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
8. Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
9. Приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
10. Приказ Росгвардии от 21 сентября 2018 г. N 420 "Об утверждении Наставления по организации службы строевых подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации"// Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
Основная:
1. Анохина, Н.В. Взаимодействие полиции с государственными органами по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности [Текст]: лекция / Н.В. Анохина. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
2. Патрульно-постовая служба полиции [Электронный ресурс] : учеб. пособие / сост.: В. И. Косяченко, В. Ю. Батурин, С. Н. Титов. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград: ВА МВД России, 2019. - Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
3. Профессиональная подготовка полицейских [Текст]: учебник. Ч. 2. Профессиональный цикл / ред. В. Л. Кубышко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ДГСК МВД России, 2017. - 472 с.
4. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел по должности "Полицейский". Правовая подготовка [Текст]: учеб. пособие / ред. Н. В. Щетинина. - М.: ДГСК МВД России, 2016. - 208 с. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
Дополнительная:
1. Тхаровская О.Ю. Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции [Электронный ресурс]: лекция / О.Ю. Тхаровская. – Электрон. текстовые дан. – Новороссийск: Новороссийский филиал КрУ МВД России. - Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
2. Поезжалов, В.Б. Особенности несения службы нарядами полиции при охране общественного порядка [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Б. Поезжалов, И.Н. Черненко, О.В. Газизова.- М.: ДГСК МВД России, 2016. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
Введение
Актуальность темы лекции объясняется тем, что отношения в сфере охраны общественного порядка и безопасности наиболее тесно связаны с повседневной жизнью, трудовой и общественно-политической деятельностью граждан, с их правами, свободами и законными интересами. Именно поэтому проблемы охраны общественного порядка и безопасности находятся в зоне повышенного интереса органов внутренних дел, а также ученых-юристов, которые свое внимание акцентировали на определении объектов общественного порядка и безопасности, перечень которых в последнее время значительно расширился, что свидетельствует об увеличении потенциальных внешних и внутренних угроз для граждан, общества и государства.
Теоретическая значимость и практическая значимость лекции заключаются в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в качестве научной основы для дальнейшего изучения проблемы предупреждения организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел .
Предметом лекции являются правовые нормы, регулирующие деятельность правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
Целью лекции является получение новых знаний по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел.
Указанные цели обусловили задачи лекции:
- рассмотреть сущность организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел;
- проанализировать тактику охраны общественного порядка и общественной безопасности сотрудниками органов внутренних дел;
- исследовать функции органов внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности;
- рассмотреть деятельность органов внутренних дел Республики Коми по охране общественного порядка и обеспечению безопасности;
- проанализировать организационные мероприятия органов внутренних дел по подготовке к охране общественного порядка и общественной безопасности при массовых мероприятиях;
- рассмотреть управление силами органов внутренних дел, участвующими в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Вопрос 1. Сущность организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел.
В настоящее время проводимая политика Президента и Правительства России направлена на полное совершенствование деятельности всех государственных органов в области обеспечения внутренней безопасности МВД России. И эти и другие меры касаются, прежде всего, МВД России в плане налаживания работы полиции в области ООП и безопасности внутри страны.
Поставленные задачи в области правопорядка и безопасности должны быть реализованы, прежде всего, на уровне районных территориальных органов МВД России (РТОВД) сотрудников ОВД (полиции), обслуживающих муниципальные и иные территории.
В связи с этим в президентских нормативных правовых актах и министра периодически уделяется особое внимание вопросам организации ООП и безопасности территориальными ОВД. Кроме того, пересматривается их правовое положение. Так, если ранее как в нормативном плане, так и практически понималось обслуживание одной муниципальной территории одним конкретным территориальным (городским, районным, сельским) ОВД одной муниципальной территории, то сегодня под понятием районного территориального ОВД следует понимать ОВД, обслуживающий несколько(ких) муниципальных территорий (сельских поселений) и иных территорий.
Так, подразделениями районного уровня сегодня являются: территориальный орган МВД России на районном уровне (с постоянным населением менее 25 тыс. чел.); отдел (отделения, пункты) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне.
В целом сегодня систему МВД России следует рассматривать в следующем порядке.
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел (ОВД), включающие в себя полицию; внутренние войска (ВВ); организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. При этом все они имеют непосредственное отношение к вопросам правопорядка и безопасности. В состав ОВД входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования ВВ МВД России); территориальные органы МВД России; образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России; представительства МВД России за рубежом; иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
Все они участвуют (при необходимости содействуют, задействуются) в ООП и безопасности. В сущности, городские, районные и сельские территориальные ОВД, обслуживающие муниципальные (несколько) территории, являются основным опорным и решающим звеном системы МВД России в области обеспечения правопорядка. От их деятельности зависит эффективность борьбы с преступностью, ООП и обеспечение общественной безопасности. Они выступают как первоначальные территориальные органы МВД России, поскольку заявления, обращения, почти любые события начинаются (возникают) с места события, т.е. из муниципальной территории.
В связи с этим укрепление ОВД всех уровней (звеньев) городского, районного и сельского населенных пунктов, оснащение их современной техникой, связью, модернизация, улучшение форм и методов работы подразделений применительно к современным требованиям представляют первоочередные задачи совершенствования оперативно-служебной деятельности в целом. В области организации и управления территориальными органа внутренних дел и пресечения противоправных действий сотрудника полиции одним из проблемных моментов является процедура принесения извинений перед гражданами.
Извинения гражданину РФ, иностранному гражданину и лицу без гражданства, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, приносятся сотрудником полиции, нарушившим права и свободы гражданина, или вышестоящим по отношению к этому сотруднику руководителем (начальником).
Извинения приносятся при установлении (подтверждении) руководителем (начальником) факта нарушения сотрудником полиции прав и свобод гражданина по итогам рассмотрения (проверки) жалобы гражданина на действия (бездействие) сотрудника полиции, а также при вступлении в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции.
Кроме того, извинения гражданину приносятся в возможно короткий срок, но не позднее 1-го месяца со дня установления (подтверждения) факта нарушения прав и свобод гражданина сотрудником полиции или вступления в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции, если иное не установлено судом. А также извинения приносятся гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями. Несомненно, в данном случае надо отметить, что в процессе исполнения госфункций по пресечению правонарушений сотрудники полиции допускают противоправные действия (превышения своих должностных полномочий) зачастую в основном в подразделениях полиции УР, ППС, ПДН, ГИБДД, УУП и др.
Обеспечение эффективной охраны общественного порядка, надежная зашита прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства неразрывно связаны с необходимостью четко налаженной, построенной на научных основах организации работы всех аппаратов и подразделений полиции.
Организация охраны общественного порядка (ООП) и общественной безопасности органами внутренних дел представляет собой осуществление комплекса основанных на законе, выработанных наукой и практикой управленческих функций, направленных на обеспечение их целенаправленной, согласованной и эффективной деятельности по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Необходимо отметить, что управленческая деятельность полиции по организации ООП неразрывно связана с осуществлением функций по непосредственной охране порядка и безопасности, с предупреждением и пресечением правонарушений в этой сфере. Органы внутренних дел (полиция) не только организуют, но и практически осуществляют ООП, обеспечивают личную безопасность граждан и общественную безопасность, т.е. непосредственно, своими силами, проводят в жизнь профилактические мероприятия, предупреждают нарушения общественного порядка и правил безопасности, пресекают совершаемые в этой сфере правонарушения, привлекают нарушителей к ответственности, а также выполняют такие действия, как охрана, конвоирование и содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осуществляют лицензионно-разрешительные действия в сфере оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности и др Хамхоев Б.Т. Генезис формирования понимания сущности общественной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8. С. 11-17..
Рассматривая вопрос о сущности организации ООП и безопасности, прежде всего, следует отметить, что по своей целевой направленности и содержанию понятия организации и тактики представляют собой взаимосвязанные и взаимообусловленные составные части единого процесса ООП, обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности. Организация и тактика охраны общественного порядка дополняют друг друга и тем самым способствуют наиболее полному и эффективному выполнению правоохранительных задач в этой сфере.
Система организации охраны общественного порядка развивается и совершенствуется как неотъемлемая часть организующей деятельности государства.
К основным факторам, влияющим на организацию ООП, относятся:
• социально-экономические условия, в которых органы внутренних дел осуществляют охрану порядка и безопасности;
• наличие и профессиональная подготовленность сотрудников ОВД, выполняющих функции охраны порядка и безопасности, их социальная защита и техническая оснащенность;
• полнота и качество правового регулирования организации и деятельности ОВД (полиции), правовая защита их сотрудников;
• состояние преступности и других нарушений общественного порядка, правил безопасности;
• результаты и эффективность деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка.
Определяется цель, функциональная, предметная, территориальная и процессуальная компетенция (права, обязанности, предметы ведения), организационно-структурная компоновка, ответственность. Применительно к деятельности ОВД организация охраны общественного порядка включает следующие основные функции:
• определение объективно необходимых и научно обоснованных целей и задач ОВД по обеспечению общественного порядка;
• разработку и совершенствование структуры служб и подразделений полиции;
• определение функциональных обязанностей сотрудников служб и подразделений, руководителей органов внутренних дел по охране общественного порядка;
• осуществление и совершенствование работы служб и подразделений, обеспечивающих общественный порядок, на основе научной организации труда, внедрения передового опыта, укрепления законности и усиления связи с населением;
• кадровое, материально-техническое, правовое и организационно-методическое обеспечение служб и подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка.
Система управления органами внутренних дел в сфере ООП представляет собой общегосударственную систему, которая строится и функционирует на трех уровнях управления: федеральном, субъектов Федерации (региональном) и местном.
Структурными звеньями единой системы МВД России, осуществляющими охрану общественного порядка, являются патрульно-постовая служба, ДПС Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), вневедомственная охрана, другие подразделения полиции. Наряду с ОВД в эту же систему входят ВВ, призванные защищать интересы личности, общества и государства, конституционные права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
Объектом целенаправленного управленческого воздействия служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности является правоохранительная деятельность. Органы внутренних дел, как и все другие органы исполнительной власти, свои основные усилия направляют не на решение "собственных", внутриорганизационных задач, а вовне - на достижение целей осуществления желаемых изменений в социальной среде - в среде функционирования. Вместе с тем степень решения внутриорганизационных задач как раз и предопределяет результаты внешней целевой деятельности, непосредственно влияет на конечные результаты по ООП.
Управленческие отношения, складывающиеся в процессе организации деятельности служб и подразделений полиции в области ООП и обеспечения общественной безопасности, подразделяются на две тесно взаимосвязанные группы:
• внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в подразделениях, осуществляющих ООП;
• внешнеорганизационные управленческие отношения, складывающиеся между подразделениями полиции (их сотрудниками), между ними и другими государственными органами и общественными организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
Вывод: Рассмотренные выше организационные принципы охраны общественного порядка при их глубоком знании и умелом использовании могут служить надежной основой для принятия управленческих решений и осуществления тактических действий органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка. Поэтому следует подчеркнуть, что сотрудники ОВД должны не только иметь теоретические знания названных принципов, но и выработать в себе практические навыки и умения их использования сообразно с конкретно складывающейся обстановкой.
Вопрос 2. Тактика охраны общественного порядка и общественной безопасности сотрудниками органов внутренних дел.
Органы внутренних дел (полиция) не только организуют, но и практически осуществляют охрану общественного порядка, обеспечивают личную безопасность граждан и общественную безопасность, т.е. непосредственно, своими силами, проводят в жизнь профилактические мероприятия, предупреждают нарушения общественного порядка и правил безопасности, пресекают совершаемые в этой сфере правонарушения, привлекают нарушителей к ответственности, а также выполняют такие действия, как охрана, конвоирование и содержание подозреваемых и обвиняемых, выдают разрешения на приобретение и хранение оружия и др.
По своей сущности применение полицией основанных на законе, выработанных наукой и практикой наиболее целесообразных приемов, способов, форм и методов непосредственной охраны порядка и безопасности составляют содержание тактики охраны общественного порядка. Организация и тактика ООП представляют собой взаимосвязанные и взаимообусловленные составные части единого процесса охраны общественного порядка, обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности. Они дополняют друг друга и тем самым способствуют наиболее полному и эффективному выполнению правоохранительных задач в этой сфере. По отношению к тактике организация ООП занимает главенствующее положение: определяет ее задачи и направления развития, оказывает существенное влияние на формирование тактических принципов ООП и безопасности. Существуют и обратные связи и взаимозависимости .
Например, при организации ООП в городе по микрорайонам, зонам профилактического обслуживания, патрульным участкам учитываются тактические возможности нарядов полиции и представителей общественности, характер и особенности их действий в конкретной обстановке, так как в конечном счете тактические успехи в непосредственной охране порядка, конкретные результаты по предупреждению, пресечению и раскрытию правонарушений определяют эффективность ее организации.
Под влиянием развития системы охраны общественного порядка, совершенствования структуры органов внутренних дел и их управленческой деятельности, внедрения передового опыта охраны порядка и безопасности, а также использования новейших достижений науки и техники, взаимосвязи и взаимозависимости между организацией и тактикой становятся все более многогранными и динамичными.
Организация, как правило, предшествует решению тактических вопросов ООП. На выбор эффективных тактических действий по обеспечению ООП существенное влияние оказывает правильно поставленная организаторская деятельность руководителей ОВД. Например, при разработке планов охраны общественного порядка, проведения специальной операции по задержанию вооруженных преступников и других правоохранительных мероприятий, во время инструктажей участвующего в них личного состава, с одной стороны, определяются варианты тактических действий сотрудников по выполнению соответствующих задач. С другой стороны, в процессе организации ООП на основе комплексной расстановки сил и средств (единой дислокации) учитываются тактические возможности нарядов полиции, других служб ОВД, представителей общественности, характер и особенности их действий в конкретной обстановке .
В практической деятельности (территориального органа МВД России районного уровня (РТОВД) по организации и определению тактики ООП используется многообразие организационных форм, тактических приемов и способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
В целях обеспечения общественного порядка и безопасности применяют два вида охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: обычную или усиленную их охрану.
Обычная охрана общественного порядка и безопасности - это повседневный вид организационных мер и тактических действий органов внутренних дел, их аппаратов, подразделений, служебных нарядов в обычных условиях оперативной обстановки, с нормальной степени напряженности в использовании различных средств без увеличения нагрузки личного состава, а также с соблюдением повседневного распорядка работы в органе (подразделении) внутренних дел.
Организация патрульно-постовой службы полиции при обычной охране общественного порядка строится по планам комплексного использования сил и средств (единой дислокации) с соблюдением обязательных норм суточного выделения для этого численности нарядов полиции и патрульного транспорта, без привлечения дополнительных сил и осуществляется на основе решения начальника органа внутренних дел об организации несения службы на предстоящие сутки.
Усиленная охрана - это ограниченный по времени интенсивный вид организационных мер и тактических действий органов внутренних дел (полиции), их служб и подразделений, служебных нарядов, связанный с необходимостью усиления личной безопасности граждан и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, в условиях стихийных бедствий или вызванный осложнениями оперативной обстановки, совершением особо опасных преступлений либо другими чрезвычайными обстоятельствами.
В Российской Федерации неоднократно проводились крупномасштабные операции "Мак", "Сигнал", "Гастролер", "Арсенал", "Путина", "Металл", "Граница", "Черное золото", "Вихрь-антитеррор" и другие комплексные мероприятия по охране общественного порядка и борьбе с наиболее опасными и распространенными видами преступлений. В рамках этих операций применялись рейды, заслоны и другие мероприятия, в которых участвовали силы территориальных и транспортных органов внутренних дел, подразделений ВВ, образовательных учреждений МВД России, органов и войск ФСБ России, таможенных и иных правоохранительных органов. Один и тот же участок несения службы по охране общественного порядка может и должен обслуживаться различными формами и методами, причем одни из них на данном участке являются основными, а другие - дополнительными (сопутствующими), но в то же время не менее важными. Все это позволяет непрерывно менять и совершенствовать тактику охраны общественного порядка.
Вывод: Выбор и применение конкретных форм охраны общественного порядка проводятся с учетом целей, задач, состояния оперативной обстановки, наличия сил и средств, необходимых для проведения практических правоохранительных мероприятий. В практике деятельности органов внутренних дел активно используются локальные, районные (городские), а также широкомасштабные - всероссийские, межрегиональные и региональные - операции, комплексные профилактические и целевые мероприятия, другие формы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Заключение
Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного порядка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы общественной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.
Поэтому общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны подразделений полиции по охране общественного порядка.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению общественного порядка и безопасности в системе исполнительной власти создаются разнообразные государственные органы. Среди них можно выделить те, которые специально созданы для обеспечения общественного порядка и безопасности. К ним относятся органы внутренних дел, которые входят в систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. ОВД находятся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, ему подотчетны и подконтрольны.
В юридической литературе в последние годы все чаще поднимаются вопросы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, поскольку общественная безопасность сегодня приобрела статус глобальной проблемы, актуальной для всего мирового сообщества. Указанные проблемы, прежде всего, связаны со слабостью государства, неспособностью его правоохранительных органов противостоять новым современным антиобщественным угрозам, которые становятся, к сожалению, устойчивым фактором, дестабилизирующим процессы демократического развития.
Сказанное свидетельствует о высокой вероятности возникновения социально опасных ситуаций, которые, оказывая разрушительное воздействие на сложившуюся систему общественных отношений, культурно-исторические традиции и обычаи, обусловливают нарастание степени риска для жизнедеятельности каждого человека, а также угрозы национальным и международным интересам.
Рекомендуемая литература
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. ФЗ от 03.08.2018 № 442-ФЗ) [Электронный ресурс] //Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
2. Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант»
3. Приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант»
4. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ // Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
5. Капустина Е.Г. Административная деятельность полиции [Текст]: учеб. Пособие: в 4 ч. / Е.Г. Капустина, Е.С. Лимарева. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http:libkrumvd.ru.