Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Курс лекций по Экономике для студентов заочного отделения
Раздел 3 Сущность макроэкономики
Тема 8. Национальная экономика: структура и измерение результатов
1. Структура национальной экономики и макроэкономика.
2. Проблемы национальной экономики.
3. Основные макроэкономические показатели.
1. Структура национальной экономики и макроэкономика. Макроэкономика - это отрасль экономической науки, изучающая функционирование экономики в целом с точки зрения обеспечения условий, устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.Приведенное определение подчеркивает, во-первых, отличие предмета макроэкономики от микроэкономики (в целом!), во – вторых, очерчивает круг основных проблем, которые изучает эта наука. Остановимся подробнее на различиях микро– и макроэкономики. …Микроэкономика, как известно, изучает поведение отдельных экономических субъектов на индивидуальных рынках. Результатом микроанализа является утверждение о том, что рыночный механизм, представляющий собой взаимодействие спроса и предложения на основе конкуренции, обеспечивает эффективное использование ресурсов. Микроэкономика дает ответы на вопросы: как определяется цена товара, каков объем производства данного товара, как (и какие) ресурсы направляются на производство товара, кто получит товар?
Главное отличие макроэкономики состоит в том, что если микроэкономика изучает особенности равновесия на отдельных рынках, то макроэкономика изучает экономику как целое, то есть это наука об агрегированном поведении в экономике.
Это означает, прежде всего, что макроэкономика исследует все рынки благ как один рынок, как будто вся экономика состоит из одной фирмы (производителя) и одного домохозяйства (потребителя). Все рынки рабочей силы рассматриваются как один рынок. То же самое относится и к рынкам капитала, финансовым рынкам. Конечно, агрегирование искажает и упрощает действительность, зато дает возможность изучать закономерности экономики как единого целого. В результате агрегирования народное хозяйство предстает как взаимодействие четырех макроэкономических субъектов:
1. сектор домашних хозяйств;
2. предпринимательский сектор;
3. государственный сектор;
4. сектор «остальной мир».
Агрегированию подвергается и характер поведения: в макроэкономике мы имеем дело не со «спросом», а с «совокупным спросом»; не с «предложением», а с «совокупным предложением».
Макроэкономика использует специфические показатели - агрегаты. Агрегаты (или совокупности) характеризуют общий объём производства, общий уровень цен, совокупную рабочую силу.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что агрегирование не сводится к простому суммированию: свойства целого не сводятся к сумме свойств его частей.
2. Проблемы национальной экономики.
В приведенном выше определении названы три важнейшие проблемы, составляющие предмет исследования макроэкономики: занятость, инфляция, и экономический рост. Многие экономисты считают, что круг проблем макроэкономического анализа существенно шире (некоторые доводят их число до тридцати). Действительно, спецификой макроэкономики является то, что ее объект постоянно трансформируется. Кроме того, одной из специфических черт является непосредственная связь макроэкономики с экономической политикой (поэтому в макроэкономике особенно тесно переплетается позитивный и нормативный анализ). И, наконец, в настоящее время, в эпоху глобализации национальные экономики все теснее переплетаются друг с другом. Поэтому представляется правомерным выделение следующих проблем в качестве предмета макроэкономики:
· безработица (занятость);
· инфляция;
· экономический рост;
· национальный продукт;
экономический цикл;
· макроэкономическая политика;
· внешнее взаимодействие национальных экономик.
Однако при всем отличии макроэкономики от микроэкономики следует подчеркнуть, что это разделы единой науки с единым предметом – экономическое поведение людей. Это сходство отражается и на сходстве метода: как микро- , так и макроэкономика используют равновесный подход в анализе экономических процессов.
3. Основные макроэкономические показатели.
Национальное счетоводство основано на использовании системы обобщающих показателей (агрегатов), отражающих результаты функционирования национальной экономики в целом за определённый период времени (обычно 1год). Исходным показателем в системе национальных счетов с 1992 года является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). До 1992 года таким показателем был валовой национальный продукт (ВНП).
ВВП – это исчисленная по рыночным ценам совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых внутри страны за определённый период времени (обычно за 1 год).
Так как ВВП измеряет объем национального годового производства, он служит источником роста национального богатства страны, которое представляет собой совокупную стоимость имущества (активов), принадлежащего частным физическим, юридическим лицам, а также государству.
Вся произведённая за данный период времени продукция делится на промежуточнуюи конечную. Деление продукции на промежуточную и конечную необходимо для того, чтобы избежать при подсчете ВВП повторного счета.
Промежуточная продукция – это продукция, которая производится в данном периоде, и в данном же периоде направляется в дальнейшую переработку или перепродажу (например, выращенный в данном году картофель и в данном же году проданный предприятию, производящему крахмал).
Конечная продукция – это продукция, которая производится и приобретается в течение данного периода для конечного потребления (личного или производительного), то есть не используется как промежуточная продукция. (Например, выращенный в данном году картофель и проданный населению для личного потребления или произведенное в данном году и проданное предприятию оборудование для производства крахмала). Именно и только эта продукция включается в состав ВВП. Следует подчеркнуть, что в качестве конечной продукции рассматривается и прирост товарно-материальных запасов, который, соответственно, включается в состав ВВП. (Например, прирост запасов картофеля или произведенное, но оставшееся на складе непроданным оборудование).
Для того чтобы из общего объема произведенной продукции исключить промежуточную продукцию используют метод расчета «по добавленной стоимости».
Добавленная стоимость фирмы – представляет собой объем продаж фирмы (общая выручка) за вычетом стоимости сырья и материалов, купленных у других фирм для производства продукции.
(Добавленная стоимость фирмы = амортизация + факторные доходы.)
Чтобы получить ВВП необходимо сложить добавленные стоимости всех фирм.
Хотя ВВП измеряет объем всей произведенной конечной продукции и услуг, на практике учесть все конечные товары и услуги невозможно, так как часть их не проходит через рынок (например, услуги домашних хозяек). Кроме того, во всех странах существует теневая экономика: производимые в ней товары и услуги проходят через рынок, но не могут быть учтены в ВВП, так как теневой бизнес не платит налогов.
Следует подчеркнуть, что ВВП учитывает только товары и услуги, произведенные в данном периоде. Сделки с ранее созданными активами не входят в ВВП данного периода. Например, цена дома, купленного в данном году, но построенного в прошлом году не войдет в ВВП данного года, а вот оплата услуг посредника – войдет. По этой же причине в ВВП не учитывается покупка подержанных товаров.
В ВВП не входят трансфертные платежи (так как это безвозмездные выплаты населению).
ВВП измеряет выпуск продукции, создаваемой на территории данной страны независимо от того, кому принадлежат ресурсы. Однако страна может иметь собственность заграницей, граждане данной страны выезжают на заработки в другие страны. С другой стороны, в данной стране могут функционировать иностранные предприятия и работать иностранные граждане. Для измерения объема товаров и услуг, произведенных с помощью собственных ресурсов страны, используют показатель валового национального продукта (ВНП). До 1992 года именно ВНП служил исходным показателем системы национальных счетов. ВНП – это исчисленная по рыночным ценам совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощью собственных ресурсов страны за определенный период времени (независимо от того, на какой территории осуществлялось производство).
ВНП = ВВП + чистые поступления из-за границы
Для большинства крупных стран ВВП»ВНП. ( Это не относится к России, где очень велика утечка капитала). Поэтому в дальнейшем анализе мы не будем принимать во внимание разницу между ними.
Исчисление ВВП (ВНП) по рыночным ценам означает, что в состав ВВП и ВНП входят чистые косвенные налоги. (Чистые косвенные налоги – это разница между общей суммой косвенных налогов и суммой дотаций фирмам).
Показатель ВВП часто используют для сравнения благосостояния людей в различных странах. Однако для этих целей показатель ВВП обычно дополняется системой социальных показателей оценки индивидуального благосостояния. Эти показатели сгруппированы в следующие блоки:
1. образование;
2. здоровье;
3. работа и качество условий труда;
Существует два способа измерения ВВП (и ВНП).
Первый способ связан с измерением потока расходов, необходимых для того, чтобы выкупить произведенные товары и услуги, входящие в состав ВВП (или ВНП). Он называется расчетом ВВП (или ВНП) по расходам.
Второй способ связан с измерением потока доходов, полученных собственниками факторов производства, использованных для производства тех же товаров и услуг, и называется расчетом ВВП (или ВНП) по доходам.
Очевидна взаимосвязь двух способов измерения ВВП (ВНП): расходы покупателей товаров и услуг формируют доходы продавцов факторов производства, поэтому
ВВП по расходам = ВВП по доходам.
ВНП по расходам = ВНП по доходам.
ВВП по расходам. Валовые и чистые инвестиции.
Чтобы рассчитать ВВП по расходам, необходимо суммировать расходы всех макроэкономических субъектов:
1. домашние хозяйства покупают потребительские товары и услуги, т.е. осуществляют личные потребительские расходы (С);
2. предпринимательский сектор (фирмы) покупает (и производит) инвестиционные товары, и товары для пополнения товарно-материальных запасов – осуществляют инвестиционные расходы (Ig). (Сюда входит все строительство, включая жилищное.)
Валовые (внутренние, частные) инвестиции (Ig) представляют собой общую сумму расходов фирм данной страны, направленных в течение данного года на возмещение и увеличение основного капитала и прирост товарных запасов.
Чистые (частные, внутренние) инвестиции (In) измеряют величину прироста капитала и запасов за год
Чистые инвестиции представляют собой валовые инвестиции за вычетом амортизации (затрат на потребление капитала):
3. государственный сектор (государство) покупает различные товары и услуги (вооружение, здания для органов государственного управления, государственных учебных заведений, услуги государственных служащих и т.д.), то есть осуществляет государственные расходы для закупки товаров и услуг (G).
4. остальной мир. Часть ВВП (ВНП) страны выкупается иностранными потребителями, фирмами и государствами, то есть они осуществляют расходы на экспорт (X). В то же время потребители, фирмы и государство осуществляют расходы на импорт (M) товаров из других стран. Разница между ними называется расходами на чистый экспорт:
Х – М = Xn.
Подведем итог.
ВВП по расходам состоит из суммы расходов (четырех макроэкономических субъектов), необходимых для того, чтобы выкупить весь объем произведенного в стране ВВП:
ВВП по расходам = С+Ig+G+Xn
(ВНП по расходам состоит из тех же частей: разница между ВВП и ВНП (чистые поступления из-за границы) скажется лишь на значении Xn.)
Чтобы рассчитать ВВП по доходам, нужно сложить все доходы, полученные от факторов, использованных внутри страны. В результате мы получим внутренний доход (ВД).
ВД можно получить и другим путем:
ВВП – амортизация = ЧВП (чистый внутренний продукт);
ЧВП - ЧКН (чистые косвенные налоги) = ВД (внутренний доход).
Следовательно, если к внутреннему доходу прибавить чистые косвенные налоги, мы получим чистый внутренний продукт. Если к нему прибавить амортизацию, то получим ВВП по доходам, куда, очевидно, входят две недоходные величины: амортизация (это не доход, а часть издержек производства) и чистые косвенные налоги (доход государства, а не факторный доход).
Внутренний доход – это чистый внутренний продукт, измеренный в факторных ценах (без учета косвенных налогов).
Аналогичным образом можно получить и ВНП по доходам:
ВНП – амортизация = ЧНП (чистый национальный продукт).
ЧНП - ЧКН = НД(национальный доход).
Таким образом, мы получили одну из важнейших макроэкономических категорий – национальный доход (НД).
Национальный доход представляет собой сумму факторных доходов, полученных собственниками национальных факторов производства.
НД = сумма факторных доходов= заработная плата (оплата труда наемных работников) + доход самостоятельно занятых (доходы неинкорпорированных производителей) + рента + процентные выплаты + прибыль корпораций :
ВНП по доходам = НД + чистые косвенные налоги + амортизация
В дальнейшем анализе макроэкономических процессов мы не будем принимать во внимание разницу между ВВП и ВНП и будем рассматривать:
ВВП по расходам = C + Ig + G+ Xn
ВВП по доходам = НД + амортизация + чистые косвенные налоги.
В заключение приведем диаграмму, в которой показано соотношение важнейших показателей системы национальных счетов.
Располагаемый личный доход - это совокупный доход, доступный для непосредственного использования домашними хозяйствами (РЛД).
В основе располагаемого личного дохода лежит национальный доход:
РЛД = НД - прибыли корпораций + дивиденды по акциям частных лиц - налоги (прямые) + трансфертные платежи (социальные выплаты).
Прибыль корпораций, будучи частью национального дохода, распадается на три части:
1. налоги на прибыль корпораций, которые идут в доход государства, – следовательно, эта часть прибыли корпораций не может войти в РЛД;
2. нераспределенная прибыль – часть прибыли корпораций, остающаяся в их распоряжении и предназначенная для расширения производства, то есть для прироста инвестиций;
3. оставшаяся прибыль может быть выплачена собственникам акций в виде дивидендов. Собственниками акций могут быть частные лица (домашние хозяйства) и фирмы. В располагаемый личный доход входят дивиденды, полученные только частными лицами.
Если не принимать во внимание существование государства, а также пренебречь тем фактом, что корпорации выплачивают домашним хозяйствам в виде дивидендов только часть прибыли, то между национальным доходом и располагаемым личным доходом разницы нет.
Личные потребительские расходы (С в системе национальных счетов) – расходы домашних хозяйств на покупку потребительских товаров (исключая покупку недвижимости).
Процентные выплатыпредставляют в основном выплаты по потребительскому кредиту (очень небольшая доля в РЛД, поэтому в дальнейшем анализе мы будем ими пренебрегать).
Личные сбережения (S в системе национальных счетов) представляют собой часть личного располагаемого дохода, который люди используют для накопления (увеличения богатства). Формы личных сбережений: увеличение счета в банке, покупка ценных бумаг, покупка недвижимости, уплата старых долгов. Норма личных сбережений - это доля личных сбережений в РЛД. (Сбережения не входят в состав ВВП!)
Тема 9. Роль государства в экономике.
1. Функции государства и методы государственного регулирования.
2. Цели и объекты государственного регулирования экономики.
3. Характеристика основных видов экономической политики государства (КДП, финансовая политика, социальная политика, перераспределительная политика).
1. Функции государства и методы государственного регулирования.
В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т. п. выполняло определенные функции в сфере экономики. Достаточно указать на организацию денежного обращения, сбор налогов и т. д. В современных условиях любая развитая рыночная экономика является, по сути, экономикой смешанной уже в силу существования наряду со свободным предпринимательством государственного регулирования, государственного сектора в национальном хозяйстве.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во – первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во – вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.
Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей.
Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как приватизация государственной собственности.
Отметим только, что в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает здесь особенно важное значение.
Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально – экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.
Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.
Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко – и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.
Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.
Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно – командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объемов производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.
Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из –за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается переток квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.
Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно – денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно – денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно – денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.
На более поздних этапах переходного периода, по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции, все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно – денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.
Методы государственного воздействия на рынок.
Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги – типичные методы административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.
Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.
Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.
Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов. Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы. Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно – денежную политику.
2. Цели и объекты государственного регулирования экономики .
Более точно, среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие:
– невозможность успешного экономического развития без определённости её территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в конечном итоге через потребление. А оно привязано к социальной среде, имеющей чёткую территориальную организацию. Её определённость гарантируется и обеспечивается именно государством. Без надёжной вертикали исполнительной и законодательной власти, без единого экономического, информационного и правового пространства не может быть преуспевающей экономики, а рынок, как правило, не может самостоятельно обеспечить этих принципов. Весомы функции государства и в отладке международных связей народного хозяйства, защите положения её субъектов на мировом рынке.
– необходимость формирования и поддержания моральной, этической и психологической среды, являющейся носителем коренных целей, задач развития нации, долговременных интересов населения в целом. На определение их государством должен влиять менталитет общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры. Оно должно обеспечивать уважение этих целей бизнесом, т.к. подавление или игнорирование их может привести как к отдельным социальным протестам, так и к неприятию экономической формации в целом большинством населения.
– необходимость создания баланса экономических интересов в стране. Недопустимо подчинение государства узким экономико-политическим интересам отдельной социальной группы. Как правило (и это не раз подтверждено исторической практикой), такое положение вещей чревато возникновением социально-взрывоопасной обстановки, когда государство сметается вместе с «элитой», но ещё раньше в самой «элите» начинается клановая война, что делает государство недееспособным.
– необходимость институционального определения целей экономики и государственной корректировки негативных проявлений, вызванных неодолимостью законов расширенного воспроизводства, означающего как поступательное развитие производительных сил общества, так и возникновение циклических диспропорций между фазами воспроизводства, между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению.
– необходимость и однозначная полезность как бизнесу, так и домохозяйствам от динамичного развития инфраструктуры в самом широком смысле этого слова.
– необходимость как стабильности, преемственности, так и динамики развития институциональной среды (нормативной базы, институтов права, систем информации, консалтинга, профессиональной экспертизы, не политизированного и высокообразованного аппарата управления и контроля и т.д.).
Собственно, непосредственно из причин государственного вмешательства в экономические процессы вытекают и цели этого вмешательства. Следует отметить, что на каждом этапе развития общества они зависят от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, её существующей и желаемой структуры, меры включённости в международное разделение труда, социальной и психологической ситуации в стране. Особенно велико многообразие целей для экономики, находящейся в неустойчивом, переходном состоянии. Кроме того, можно выделить текущие и стратегические цели по предполагаемому времени их реализации.
Особенно важна определённость в выборе экономических целей, ни в коем случае нельзя допускать подмены целей средствами их достижения. «Если вы целитесь в ничто, то вы каждый раз это и получаете», - говорил Т.Рузвельт.
Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.
От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.
Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.
Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели подчиняются ей.
Объекты государственного регулирования.
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые лишь в отдаленном будущем при помощи рыночных механизмов, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования это:
• экономический цикл;
• секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
• условия накопления капитала;
• занятость;
• денежное обращение;
• платежный баланс;
• цены;
• условия конкуренции;
• социальные отношения, социальное обеспечение;
• подготовка и переподготовка кадров;
• окружающая среда;
• внешнеэкономические связи.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты, например, заинтересовывать частные фирмы в развитии научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).
3. Характеристика основных видов экономической политики государства.
Экономическая политика — это поведение государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы.
Регулярную экономическую политику можно представить в виде цепочки взаимосвязанных эпизодов: появление объективных трудностей, — политические действия, включающие оценку трудностей, принятие решений их законодательное утверждение — экономический эффект, т.е. ответная реакция рынки, экономических агентов. Само собой разумеется, что временные разрывы здесь неизбежны. Многое зависит от скорости распространения информации, от развития сети коммуникаций, деловой активности людей и т.д.
Основные направления государственного вмешательства в экономику:
1. Цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т. п.
В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
□ операции на открытом рынке, т. е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;
□ политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
□ изменение норматива обязательных резервов.
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.
Тема 10. Модель совокупного спроса и предложения
1. Совокупный спрос
2. Совокупное предложение.
3. Равновесие и его нарушение.
1. Совокупный спрос.
Получив представление об исчислении основных макроэкономических агрегатов и соотношениях между ними, можно переходить к собственно макроэкономическому анализу, основным методологическим инструментом в котором служат макроэкономические модели.
Совокупный спроспредставляет собой общую сумму планируемых расходов на приобретение отечественных товаров и услуг за некоторый период времени.
Таким образом, если ВВПпо расходам = С + Ig + G + Xn, то
AD = C + Igплан. + G + Xn,
где AD – совокупный спрос.
Если фактические валовые инвестиции равны планируемым валовым инвестициям, то разница между совокупным спросом (AD) и ВВП по расходам пропадает. Однако из прошлой лекции известно, что в валовые инвестиции входит прирост товарно-материальных запасов. Он может совпадать с планируемым уровнем, а может и отклоняться от него. Следовательно, фактические инвестиции могут отличаться (и, как правило, отличаются) от запланированных инвестиций.
На графике совокупный спрос представляет собой кривую, показывающую различный объем товаров и услуг, т.е. реальный объем ВВП, который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственный сектор и остальной мир готовы (планируют) купить при любом возможном уровне цен за некоторый период времени (год).
Кривая совокупного спроса (AD) имеет отрицательный наклон, что объясняется следующими причинами:
1. Эффект богатства (эффект Пигу): если уровень цен повышается, это приводит к сокращению реальной ценности денежных активов домашних хозяйств, вследствие чего они сократят потребительские расходы (С).
2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): при повышении уровня цен растет и процентная ставка (цена пользования деньгами), что приводит к сокращению инвестиционного спроса предпринимательского сектора, а также некоторых потребительских расходов домашних хозяйств.
3. Эффект импортных закупок: при повышении уровня цен на отечественные товары и услуги отечественные потребители переходят на закупки импортных товаров и услуг, что увеличивает импорт иностранных товаров в страну и сокращает экспорт отечественных товаров из страны. В результате сокращаются расходы на чистый экспорт (Xn).
Объединяясь, эти три эффекта приводят к тому, что при повышении уровня цен объем совокупного спроса сокращается, а при снижении уровня цен объем совокупного спроса растет. Это и отражается в отрицательном наклоне кривой AD. Другими словами, изменение уровня цен вызывает движение вдоль одной и той же кривой совокупного спроса (при прочих равных условиях).
Кроме уровня цен (ценовой фактор) на совокупный спрос воздействуют и неценовые факторы, при изменении которых (хотя бы одного из них) кривая AD сдвигается вправо, если совокупный спрос растет, или влево, если совокупный спрос сокращается.
2. Совокупное предложение.
Совокупное предложение представляет собой общий объем отечественных товаров и услуг (в номинальном выражении), производимых в экономике за некоторый период времени (год).
На графике совокупное предложение может быть изображено в виде кривой, которая показывает объем производства отечественных товаров и услуг (реальный ВВП) при каждом возможном уровне цен за некоторый период времени (год).
(Единого мнения относительно формы кривой совокупного предложения не существует; ниже предлагается один из вариантов этой кривой).
Кривая совокупного предложения ASсостоит из трех отрезков (сегментов):
1. горизонтальный (кейнсианский) отрезок;
2. промежуточный (восходящий) отрезок;
3. вертикальный (классический) отрезок.
Кейнсианский отрезок. На протяжении всего отрезка уровень цен не изменен. Фактический Q < Q0 (< Qf), из чего следует, что значительная часть ресурсов не используется: производственные мощности простаивают, высок уровень безработицы, то есть, экономика находится на глубоком спаде, так как фактический уровень реального объема ВВП «не дотягивает» до потенциального уровня. Если объем производства начнет расти (движение вправо вдоль горизонтального отрезка), то уровень цен не изменится, так как фирмы просто начнут использовать простаивающие производственные мощности и увеличивать занятость за счет безработных, которые не станут требовать повышения заработной платы. Поэтому издержки производства не возрастут, а значит, и цены не изменятся. Восходящий отрезок. Движение вдоль промежуточного отрезка от Q0 до Qf означает, что экономика приближается к потенциальному уровню реального ВВП. В некоторых отраслях ощущается нехватка имеющихся ресурсов. Спрос на новые ресурсы (обусловленный ростом реального ВВП) повышает цену на них, что приводит к росту издержек и, как результат, растет уровень цен.
Классический отрезок. Экономика достигает потенциального уровня реального ВВП (Qf). Движение вдоль вертикального отрезка приведет только к росту уровня цен, так как реальный ВВП достиг потенциального уровня и, по крайней мере, в краткосрочном периоде не вырастет.
Итак, фактором, определяющим движение вдоль кривой AS, выступает уровень цен (Р).
Однако на совокупное предложение воздействуют и неценовые факторы, которые сдвигают кривую совокупного предложения AS вправо и вниз в положение AS1, если совокупное предложение растет, и влево и вверх в положение AS2, если совокупное предложение сокращается.
3. Равновесие и его нарушение.
В макроэкономике, как и в микроэкономике, для анализа поведения экономических переменных используется равновесный подход. На рисунке представлен механизм приведения к равновесию на кейнсианском (горизонтальном) и восходящем (промежуточном) отрезках кривой совокупного предложения.
Рис. 7.5 а) б)
На горизонтальном отрезке отклонения от равновесия обусловлены только отклонением значений Q от Qe, так как уровень цен Ре неизменен.
При данном уровне цен Ре объем реального ВВП Q1 не будет выкуплен (как видно на рисунке а, он мог бы быть выкуплен только при более низком уровне цен). Это вызовет рост фактических товарных запасов фирм по сравнению с запланированным уровнем, что станет сигналом для сокращения производства (стрелка влево). При Q2 на товарных рынках будет ощущаться избыток спроса (как видно на рисунке , объем реального ВВП Q2 полностью выкупается уже при более высоком уровне цен). Следовательно, фактические товарные запасы начнут сокращаться по сравнению с запланированным уровнем - фирмы получают сигнал к наращиванию производства.
Таким образом, механизм приведения к равновесию на горизонтальном отрезке связан с колебанием величины товарных запасов.
На промежуточном отрезке действует механизм приведения к равновесию, аналогичный тому, который был охарактеризован при анализе спроса и предложения . Если уровень цен ниже равновесного уровня Ре, то возникает избыток совокупного спроса: величина совокупного спроса Q1 больше величины совокупного предложения Q2. Избыток совокупного спроса приводит к росту уровня цен до уровня Ре и сокращению реального ВВП до уровня Qе .
Если анализировать механизм приведения к равновесию на вертикальном отрезке, то следует отметить: поскольку на протяжении всего отрезка объем реального ВВП (равный Qf) не может меняться, этот механизм связан только с колебаниями уровня цен вокруг равновесного уровня.
Рассмотрим сначала, как меняется равновесие, если при неизменном совокупном предложении изменяется совокупный спрос.
(1) Предположим: AS = const, AD
1. Рост AD на горизонтальном отрезке. AD1 переходит в AD2: равновесный реальный ВВП растет (с Q1 до Q2), уровень цен неизменен.
2. Рост AD на промежуточном отрезке. AD3переходит в AD4: рост равновесного реального ВВП (с Q3 до Q4) сопровождается ростом уровня цен, то есть инфляцией, которая называется преждевременной инфляцией, так как в экономике не достигнут уровень потенциального ВВП (Qf).
3. Рост AD на вертикальном отрезке. AD5переходит в AD6: равновесный реальный ВВП остается на достигнутом ранее уровне Qf, растет уровень цен, то есть имеет место инфляция, вызванная избыточным совокупным спросом. (если совокупный спрос продолжает расти, когда уже достигнут потенциальный ВВП, такой совокупный спрос называется избыточным).
Если совокупное предложение сокращается, то кривая AS переходит в положение AS2: сокращаются и равновесный реальный ВВП, и потенциальный ВВП, и все это сопровождается ростом уровня цен, то есть инфляцией (инфляция, обусловленная сокращением совокупного предложения, называется инфляцией издержек). Это состояние экономики получило название стагфляция.
Факторы сдвига кривой совокупного предложения обычно называют шоками предложения. Если совокупное предложение растет, говорят о положительных шоках предложения; если сокращается, то говорят об отрицательных шоках предложения.
Положительные шоки чаще всего связаны с техническим прогрессом, вызывающим рост производительности труда.
Отрицательными шоками чаще всего выступают растущие цены на ресурсы, прежде всего на энергоносители и рабочую силу при повышении минимальных.
Тема 11. Цикличность и экономический рост
1. Сущность цикличности и стабилизационная политика.
2. Экономический рост.
1. Сущность цикличности и стабилизационная политика.
Экономический цикл представляет собой периодически повторяющиеся и следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности на фоне общей тенденции экономического роста.
Впервые экономический цикл проявил себя в Англии, где в 1825 году был отмечен первый кризис перепроизводства (так тогда называли экономический спад или рецессию). С тех пор периодически раз в 7-12 лет это явление повторяется. С 1857года цикл стал носить мировой характер, так как в этом году экономический спад (рецессия) поразил все наиболее развитые страны. Наиболее глубокий спад в капиталистических странах имел место в 1929-1933гг и вошел в историю под названием «Великая депрессия»: падение производства достигало в некоторых странах 40%.
Научную теорию циклического развития разработал К.Маркс в «Капитале» на основе трудовой теории стоимости. Классики и неоклассики не признавали закономерного характера циклического развития. Они полагали (многие их последователи полагают и сейчас), что спады вызываются экзогенными (то есть внешними для экономики) факторами: войнами, революциями, но в основном неправильной денежно-кредитной политикой государства.
Экономический цикл делится на четыре фазы :
а) депрессия – период быстрого падения совокупного спроса в сочетании с быстрым падением ВВП и ростом безработицы, который, в конце концов, завершается достижением низшей точки цикла (достижение низшей точки цикла возможно и без депрессии).
б) подъем – повышение совокупного спроса в сочетании с ростом ВВП и сокращением безработицы;
в) бум – период, когда совокупный спрос достигает, а затем, по мере приближения к пику цикла, превышает уровень потенциального ВВП. Достигается полная занятость, появление избыточного спроса приводит к росту общего уровня цен (инфляция).
г) спад – фаза, следующая за бумом. Совокупный спрос снижается, вызывая вначале умеренное сокращение ВВП и безработицу, а затем, по мере дальнейшего сокращения совокупного спроса, начинается депрессия.
В дальнейшем были открыты циклы иной продолжительности, связанные с периодическим обновлением составных частей основного капитала и товарных запасов.
Циклы малой продолжительности (3-4 года) называются циклами Китчина, связаны с колебаниями товарных запасов;
Н. Кондратьев открыл «большие циклы экономической конъюнктуры» (1928г.) - циклы продолжительностью в 40-50 лет, связанные со структурными изменениями в экономике;
В 40–е годы ХХ столетия австрийский экономист Дж. Шумпетер создал общую картину циклов различной продолжительности. Они как бы нанизываются один на другой и то ослабляют, то усиливают друг друга (рисунок 8.3).
Рис. 8.3
В современной экономической теории нет единства взглядов на проблемы циклического развития. Многие экономисты, например, представителимонетаризма (М.Фридмен), будучи в этом вопросе последователями неоклассиков, признают наличие макроэкономических колебаний, но не признают закономерного и регулярного характера экономических циклов. Вслед за классиками и неоклассиками они высказывают убеждение в экзогенной природе макроэкономических колебаний, утверждая, что главной их причиной выступает неправильная экономическая, прежде всего денежно-кредитная, политика.
Видный представитель теории рациональных ожиданий Р. Лукаш полагает, что циклы вызваны денежными шоками, но не всякими, а только неожиданными.
Также можно отметить «Теорию реального экономического цикла» А.Стокмена.
Довольно популярны теории, объясняющие экономический цикл периодическими колебаниями в экономической политике: государство, стремясь избежать циклических крайностей (безработицы и инфляции) в период предвыборных кампаний, способствует раскачиванию экономики.
Стабилизационная политика представляет собой управление уровнем совокупного спроса в экономике при помощи бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики с целью смягчения или даже устранения колебаний уровня экономической активности (реального ВВП и занятости), связанных с экономическим (деловым) циклом.
Рис. 8.7
ВВП
годы
Главная цель стабилизационной политики состоит в «точной настройке» совокупного спроса для того, чтобы не допустить:
1. недостаточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (чтобы избежать потери в выпуске продукции и безработицы);
2. избыточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (для предотвращения инфляции);
Конечно, идеальной была бы политика, которая обеспечивала бы такой рост совокупного спроса, который точно соответствовал бы росту потенциального ВВП (сплошная прямая линия на рисунке 8.7). Однако разработка и осуществление стабилизационной политики сталкиваются с рядом проблем, связанных с точностью прогноза экономического развития, точным определением времени и объёма осуществляемых мероприятий. Действительные результаты этой политики выглядят скромнее: в лучшем случае государству удается смягчить спады и бумы (пунктирная кривая на рисунке 8.7).
В качестве методов стабилизационной политики выступают инструменты бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, которые будут проанализированы в лекции.
2. Экономический рост.
Экономический рост имеет место, когда растет уровень потенциального объема производства во времени. (Графически это может быть представлено как сдвиг кривой производственных возможностей вправо, или как сдвиг вправо кривой совокупного предложения в модели AD – AS.)
Однако обычно под экономическим ростом понимают рост реального объема производства во времени.
Экономический рост можно определить двумя способами:
1. как увеличение реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства);
2. как увеличение реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства) на душу населения. Этот показатель рассчитывается как отношение суммарного выпуска (дохода) к численности населения.
Оба эти способы применяются для характеристики экономического роста, однако, для различных целей.
Если хотят сравнить экономический и военно-политический потенциал различных стран, то используют первый способ. Для сравнения жизненного уровня населения (в разных странах или в одной и той же стране, но в разные периоды времени) применяют второй способ.
Однако какой бы способ не использовался, измеряется экономический рост годовыми (среднегодовыми) темпами роста (точнее, прироста), в%.
Достижение высокого темпа экономического роста выступает одной из основных целей макроэкономической политики. Значение экономического роста заключается в его вкладе в экономическое процветание общества. Чем выше темп экономического роста, тем (при прочих равных условиях) больше благосостояние населения. Однако прежде чем использовать показатель экономического роста необходимо помнить о следующих ограничениях, в связи с тем, что ВВП (а также ВНП, ЧНП, НД) недостаточно адекватно отражает жизненный уровень населения, так как:
· включает в свой состав лишь объем продукции, измеряемый деньгами, и не отражает, например, рост свободного времени;
· включает в себя затраты на оборону и полицию, рост которых сокращает долю ВВП, идущую на потребление;
· появление новых товаров и услуг затрудняет долгосрочные сравнения.
Не все экономисты и, тем более, общественные деятели согласны с тем, что экономический рост желателен. Критики экономического роста признают, конечно, что он дает возможность обществу потреблять больше товаров и услуг, а также увеличивает объем предоставляемых общественных благ (медицина, образование и т.д.), повышая реальный уровень жизни. В то же время экономический рост приводит к исчерпанию невоспроизводимых природных ресурсов и обострению проблемы загрязнения окружающей среды.
Однако большинство экономистов стоит на позициях признания экономического роста не просто как явления желательного, а как явления, которое необходимо всемерно поощрять. Для этого необходимо выяснить, каковы источники и факторы экономического роста.
Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, пять из которых связаны с физической способностью экономики к росту:
1. рост количества и качества капитальных благ (основного капитала);
2. рост количества и качества рабочей силы;
3. рост количества и качества природных ресурсов;
4. эффективное использование факторов производства с тем, чтобы, повышая их производительность, максимизировать их вклад в расширение выпуска продукции;
5. разработка и внедрение технически прогрессивных методов производства и новых продуктов (технологическая прогрессивность).
Последние два фактора особенно важны, если на экономическое состояние страны влияет международная торговля, усиливая значение конкурентоспособности для стран с высокой долей экспорта и импорта.
Все перечисленные факторы относятся к факторам предложения, и именно они определяют потенциал экономического роста.
Вместе с тем следует различать способность к росту и фактический рост. На степень фактической реализации потенциала экономического роста влияет еще один фактор:
6. уровень совокупного спроса. Уровень совокупного спроса должен быть достаточно высок, чтобы полностью использовать растущие производственные возможности экономики.
Факторы предложения и факторы спроса в действительности тесно взаимосвязаны. Так, безработица обычно замедляет темпы накопления капитала и рост расходов на научно-технические исследования. Наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и инвестиций могут стать главной причиной безработицы.
Увеличение реального продукта и дохода может быть осуществлено двумя основными способами:
1. вовлечением большего количества ресурсов, что выражается в росте трудозатрат;
2. более производительным использованием имеющихся ресурсов, что выражается в росте производительности труда.
В зависимости от того, каким способом осуществляется экономический рост, различают экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.
Если источником экономического роста выступает рост производительности труда, имеет место интенсивный тип экономического роста.
Однако эти два типа скорее выступают как идеальные модели. В реальной действительности экономический рост может быть определен как преимущественно экстенсивный, если преобладающую роль в увеличении продукта играют экстенсивные факторы. Если же преобладают интенсивные факторы, то экономический рост характеризуют как преимущественно интенсивный.
Для современной эпохи, эпохи научно-технической революции характерен преимущественно интенсивный тип экономического роста. Главным же источником роста производительности труда, а значит, и экономического роста в целом в настоящее время является совершенствование научно-технических знаний. Именно этот источник обеспечивает, по расчетам американских экономистов, около четверти всего роста выпуска продукции.
Следует подчеркнуть, что на экономический рост воздействуют расходы только на гражданские исследования.
Теории экономического роста изучают долгосрочные явления, связанные с воздействием сбережений и инвестиций на увеличение уровня потенциального ВВП и национального дохода.
На экономический рост влияет та часть инвестиций, которая сдвигает вправо кривую производственных возможностей. Это, во-первых, частные инвестиции, увеличивающие производственные мощности. Во-вторых, это государственные расходы, расширяющие сеть дорог и т.п., улучшающие услуги здравоохранения и образования, повышающие уровень фундаментальных исследований.
Что касается сбережений, то известно, что в краткосрочном плане (на спаде) рост частных сбережений приводит к сокращению совокупного спроса и, следовательно, к снижению равновесного уровня выпуска (доходов).
Однако в долгосрочном плане увеличение уровня частных сбережений может привести к росту уровня частных инвестиций. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, экономика должна иметь развитую и надежную сеть финансовых посредников (банки, рынки ценных бумаг и т.д.).
Общие национальные сбережения включают частные сбережения, а также бюджетный профицит (со знаком «плюс») или бюджетный дефицит (со знаком «минус»): чем больше бюджетный дефицит, тем при прочих равных условиях ниже уровень национальных сбережений, и наоборот.
В целях стимулирования экономического роста, государство использует методы бюджетно-налоговой (снижая налоги и увеличивая государственные расходы) и денежно-кредитной политики, увеличивая денежную массу и снижая процентные ставки, то есть, осуществляет политику управления спросом.
Кроме того, государство осуществляет политику управления предложением, стимулируя рост производственного потенциала экономики. Эта политика включает:
· меры по уменьшению налогообложения для увеличения доли работающих в общей численности населения;
· финансовое стимулирование инвестиций в здания и оборудование, а также инвестиций в технологию, изобретение новых изделий и инновации;
· меры по образованию и переподготовке кадров для увеличения числа работников требуемых квалификаций;
· стимулирование конкуренции в финансовом секторе для повышения эффективности рынков капитала;
· приватизацию и сокращение государственного контроля над промышленностью для поддержания эффективности промышленного производства;
· содействие региональной политике, стимулируя мобильность рабочей силы;
· снижение налоговых ставок и реформирование системы пособий по социальному обеспечению для создания стимулов к интенсивному труду;
· обуздание власти профсоюзов для увеличения гибкости рынков труда.
Увеличению производственного потенциала экономики способствует также проводимая государством промышленная политика: государство берет на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Эта политика, во-первых, включает меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных в высокопроизводительные отрасли. Во-вторых, государство берет на себя расходы на фундаментальные исследования, стимулируя научно-технический прогресс. И, наконец, в-третьих, государство увеличивает расходы на образование, повышая качество рабочей силы и рост производительности труда.