Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 6. БИЗНЕС-ПЛАН
Сущность и значение бизнес-плана. Примерный состав бизнес-плана.
Последовательность составления бизнес-плана и основные разделы бизнесплана.
Сущность и значение бизнес-плана
Мировая практика показывает, что наиболее часто бизнес-план
разрабатывается для двух целей:
1. Для привлечения финансовых средств и потенциальных партнеров к
проекту.
2. Для
выработки
стратегии
предприятия,
которой
будет
руководствоваться менеджмент при работе над проектом.
Для инвестора, бизнес-план – это документ, в котором анализируются
возможности для начала или расширения бизнеса и дается четкое
представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен
использовать эти возможности. На этапе реализации проекта, для которого
был составлен бизнес-план, этот документ – главный механизм анализа хода
реализации проекта, при условии, если на предприятии ведется учет
фактических и плановых показателей. Менеджмент предприятия с помощью
бизнес-плана и данных фактического учета может видеть соблюдаются ли
темпы реализации проекта, вышел ли проект на запланированные
показатели, что будет происходить через неделю, через месяц, через год.
Идея
предпринимателя
Деньги
предпринимателя
Продукт
Рынок
Рисунок1 - Что должен показать бизнес-план:
Деньги инвестора
Деньги инвестора
При составлении бизнес-плана необходимо ответить на такие вопросы,
как: Так ли уж хороша сама идея? На кого рассчитан новый продукт или
услуга? Найдет ли этот продукт или услуга своего покупателя? С кем
придется конкурировать?
Составление бизнес-плана становится крайне актуальным в силу трех
причин:
во-первых, предприниматели, планирующие привлечь инвестора,
должны уметь обосновывать свои проекты и доказывать инвесторам, что
способны просчитать все рыночные возможности для своего проекта и
аспекты использования инвестируемых средств.
1
во-вторых, интенсивная конкурентная среда на рынке ставит
руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать
свои будущие шаги и готовиться к жесткой борьбе с конкурентами, в
которой не бывает мелочей и все должно быть заранее продумано и
спланировано;
в-третьих, в ходе реализации проекта, каждый руководитель, так или
иначе, контролирует развитие своего бизнеса, и здесь не обойтись без бизнесплана, который позволит анализировать ход выполнения проекта и
сопоставлять фактические показатели с плановыми показателями.
Следует понимать, что инвестор (будь то банк или венчурный фонд)
отчетливо понимает, что если вы не можете сделать нормальный бизнесплан, то уж тем более не сможете организовать и управлять предприятием.
Таким образом, цель бизнес-плана для инвестора – убедительно показать,
каким образом деньги или иные ресурсы инвестора превратятся в еще
большие деньги для того же инвестора. Инвестор должен увидеть прибыль не
после, а до того, как истратит деньги на предлагаемый проект.
Отсутствует понимание того, что прибыль – это не разница между
доходом и расходом, а приращение капитала, увеличение рыночной
стоимости предприятия. Люди, которые делают инвестиции, должны иметь
гарантии, прежде всего, прав собственности, и никто не будет вкладывать
деньги в стране, где не умеют управлять, считать прибыль.
Необходим минимум гарантий для привлечения инвестиций:
• Поставленный, устойчивый бизнес (после реализации бизнес-плана
он должен выйти на новый качественный уровень).
• Управленческая команда (проект не должен быть ориентирован на
одного человека).
• Имущественные гарантии (залог, пакет акций предприятия).
Два принципиальных отличия бизнес-плана от плана в плановой
экономике:
1) В плановой экономике понятие плана было сужено: фактически это
был закон, который определял количественные параметры выпуска
продукции и ресурсы, которые требуются для обеспечения этого выпуска.
Если старый план предприятия вложить в бизнес-план, то это будет один из
его разделов, причем по объему расчетов и другой информации он составит,
может быть, одну десятую часть. Децентрализация экономики и борьба с
Госпланом привели к уменьшению планирования на российских
предприятиях, хотя давно известно, что объем плановой работы в западных
компаниях гораздо больше, чем был в советских. Причем речь идет и о
количестве, и о качестве: планируются не только выпуск продукции и
ресурсы (организация, логистика), не только количественные параметры, но
и все остальные стороны деятельности компании по каждому проекту. А
комплексно спланированный проект легче реализуется.
2) Информационная база. Поскольку целью Госплана было
директивное планирование, включая планирование спроса, информационный
поток для него сознательно сужался. У бизнес-плана прямо противоположная
2
задача: спрос не планируется, а изучается, следовательно необходим
максимум маркетинговой информации. Поэтому и говорят, что бизнес-план –
это план маркетинга, а не производства, блок маркетинга обычно занимает в
нем одно из ведущих мест.
Практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнеспланов и социально-экономических планов, сложившихся на российских
предприятиях. Однако между этими видами планов существуют и различия,
свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного
предмета и места, как в сфере внутрифирменного планирования, так и во
всей системе рыночного хозяйствования.
Во-первых,
бизнес-планирование,
в
отличие
от
внутрипроизводственного или корпоративного планирования, включает не
весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из
важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирований
нового вида деятельности или бизнес-проекта.
Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные
проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по
истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается.
Внутрифирменное
планирование
производится
и
осуществляется
непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. Бизнес-план имеет не
только четкие временные, но и более узкие пространственные границы, тогда
как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет.
В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии
предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта
необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных
средств. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для
собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних
инвесторов и кредиторов.
В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под
руководством и при личном участии предпринимателя – учредителя фирмы.
Внутрифирменным
планированием,
как
правило,
занимаются
профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и
функциональных подразделений предприятия.
Преимущества использования бизнес-плана:
• Обеспечивается фокус на потребителя и гибкость в его
обслуживании.
• Повышается общая эффективность управления в силу ориентации
на достижение результата и эффективное использование ресурсов.
• Улучшается интеграция и координация взаимодействия между
отдельными звеньями и работниками.
• Улучшается контроль, так как сравнение фактических показателей с
плановыми позволяет оценить степень приближения к заданным целям.
3
Примерный состав бизнес-плана
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров
будущего проекта и сферы, к которой он относится, а также от размера
предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста
создаваемого предприятия.
Что касается структуры бизнес-плана, то не существует какой-то
универсальной последовательности составления бизнес-плана. Не важно, с
чего начать, все равно придется пройти все необходимые разделы, и сделать
это не один раз. Но это не значит, что в структуре бизнес-плана нет
внутренней логики. Структура бизнес-плана представлена в виде трех блоков
(рисунок 1): 1 блок – это управленческий анализ и описание проекта или того
состояния бизнеса, которого вы хотели бы достичь, с точки зрения всех
компонентов менеджмента. Во второй и третий блоки выносятся те из
разделов первого, которые поддаются количественному выражению: план и
последовательность административных мероприятий, направленных на
достижение поставленных целей, и финансовый план.
Соответственно, когда речь идет о внутреннем пользовании, могут
возникать различные комбинации из указанных блоков. Например, для
функциональных служб, когда качественная сторона дела ясна, составляются
операционные планы и операционные бюджеты. Если процесс стационарен и
понятен, то качественное описание опускается, план мероприятий
опускается, и от бизнес-плана остается его финансовая часть.
Структура
Логистика
Финансы
Блок 1.
Управленческий
анализ всего проекта
Учет
Маркетинг
Экономика
Персонал
Блок 2.
План и последовательность
мероприятий
Блок 3.
Финансовый план
Рисунок 1 - Структура бизнес-план с точки зрения компонентов менеджмента
В общем виде основные разделы бизнес-плана представлены в Таблице
1
Таблица 1 - Примерный состав бизнес-плана
Разделы бизнес-плана
1. Вводная часть
Краткое содержание разделов
название и адрес фирмы; учредители; суть и цель проекта;
стоимость проекта; размер и форма финансирования;
4
2. Описание предприятия
3. Анализ положения дел в
отрасли
4. Анализ рынка
5. Существо предлагаемого
проекта
6. План маркетинга
7. Производственный план
8. Организационный план
9. Анализ рисков
10. Финансовый план
11. Приложения
прогнозируемые результаты (доля рынка, объем продаж,
прибыль)
основные данные о компании;
история создания компании;
текущая организация бизнеса;
краткая характеристика инфраструктуры бизнеса;
главные факторы, которые приведут компанию к успеху
текущая ситуация (структура и показатели деятельности) и
тенденции развития отрасли
потенциальные потребители продукции; потенциальные
конкуренты; размер рынка и его рост; оценочная доля на
рынке; конкурентные преимущества
продукция (услуги или работы); технология; лицензии;
патентные права
товарная, ценовая политики; каналы сбыта; реклама;
прогноз новой продукции
местоположение; производственный процесс; объем
производства; производственные помещения;
оборудование; источники поставки сырья, материалов,
оборудования и рабочих кадров; определение издержек;
точка безубыточности;
форма собственности; сведения о партнерах, владельцах
предприятия; сведения о руководящем составе;
организационная структура; трудовые соглашения;
кадровая политика
Определение (идентификация) рисков, определение
потенциальной опасности каждого риска; разработка
мероприятий по снижению риска
план доходов и расходов; план денежных поступлений и
выплат; балансовый план;
показатели эффективности
копии контрактов, лицензии и т.п.; копии документов, из
которых взяты исходные данные; прейскуранты
поставщиков.
5
Последовательность составления бизнес-плана и основные разделы
бизнес-плана
Порядок разработки бизнес-плана представлен на рисунке 2.
Описание
предприятия
Анализ рынка
Анализ положения
дел в отрасли
Существо
предлагаемого
проекта
План маркетинга
Производственный
план
Анализ рисков
Организационный
план
Финансовый план
Вводная часть
(резюме)
Рисунок 2 - Порядок разработки бизнес-плана
Среди наиболее важных разделов бизнес-плана можно выделить:
а) анализ отрасли и рынка (SWOT-анализ);
б) план маркетинга;
в) анализ рисков и расчет финансовых показателей;
г) резюме.
Для разработки бизнес-плана необходим максимум маркетинговой
информации. Поэтому и говорят, что бизнес-план – это план маркетинга, а не
производства, блок маркетинга обычно занимает в нем одно из ведущих
мест.
Чтобы установить деловые контакты с инвесторами недостаточно
показать эффективность деятельности через финансовые показатели. В
рыночных отношениях для достижения высоких результатов недостаточно
просто произвести требуемый товар, а необходимо завоевать доверие
покупателей, обеспечить его продажу и получить запланированную прибыль.
6
Следовательно, нужно тщательно провести анализ отрасли, чтобы изучить
существующую ситуацию на рынке: структуру рынка, конкуренцию, других
поставщиков аналогичной продукции или ее заменяющей, эластичность
спроса по ценам, реакцию рынка на социально-экономические процессы,
описание каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.п.
Также необходимо привести результаты анализа конкурентных качеств
продукции, которые оказывают значительное влияние на разработку ценовой
и сбытовой политик стратегии маркетинга и используются при
формировании плана производства. Анализ конкурентоспособности
продукции проводят, как правило, по показателям потребительских качеств и
стоимостным показателям. Сопоставление продукции с имеющимися
аналогами определяет ее место среди них, т.е. позволяет позиционировать
свой продукт (отстроиться от конкурентов по параметрам качества и цена).
Например, для рынка лекарственных препаратов необходимо найти
ответы на следующие основные вопросы:
1) Какова в РФ ситуация с заболеванием для которого разрабатывается
препарат (динамика числа заболеваний, формы заболеваний,
политика властей, и т.п.)?
2) Какие основные способы борьбы с данным видом заболевания
используются: профилактика (прививки или таблетки, капсулы) или
лечение?
3) Каков годовой оборот каждого из сегментов рынка (под сегментами
понимаем – способы лечения заболевания)?
4) Как изменялись доли выделенных сегментов рынка препаратов для
борьбы с данным заболеванием за прошедшие несколько лет? Как
будут изменяться доли выделенных сегментов в ближайшие
несколько лет?
5) Кто является основными производителями препаратов для борьбы с
заболеванием в каждом из сегментов рынка?
6) Какие доли рынка занимают эти конкуренты?
7) Есть ли рыночная ниша для Вашего препарата (в чем сильная
сторона Вашего продукта)?
А теперь рассмотрим один из методов, который позволяет удобно
систематизировать и анализировать информацию при работе над бизнеспланом: SWOT-анализ.
SWOT-АНАЛИЗ – это определение сильных и слабых сторон вашего
предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего
окружения (внешней среды), что позволяет получить ясную оценку сил
вашего предприятия и ситуации на рынке.
Даже если руководители предприятия уверены, что и так прекрасно
обо всем осведомлены, лучше все же провести SWOT-анализ, так как в этом
случае он поможет структурировать имеющуюся информацию о
предприятии и рынке и взглянуть на нее по-новому.
7
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы,
изображенной на рисунке 3, т.н. «матрицы SWOT-анализа». В
соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые
стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями
и угрозами позволит руководителям ответить на следующие вопросы,
касающиеся дальнейшего развития своего бизнеса:
1.
Как я могу воспользоваться открывающимися возможностями,
используя сильные стороны предприятия?
2.
Какие слабые стороны предприятия могут мне в этом помешать?
3.
За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать
существующие угрозы?
4.
Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, мне
нужно больше всего опасаться?
Заполнив эту матрицу можно определить:
• основные направления развития вашего предприятия (ячейка 1,
показывающая, как Вы можете воспользоваться открывающимися
возможностями);
• основные проблемы вашего предприятия, подлежащие скорейшему
решению для успешного развития вашего бизнеса (остальные ячейки
матрицы).
УГРОЗЫ
ВОЗМОЖНОСТИ
1.
2. и т.д.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
1.
2.
3. и т.д.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
1.
2.
3. и т.д.
1. Как воспользоваться
возможностями
3. Что может помешать
воспользоваться возможностями
1.
2. и т.д.
2. За счет чего можно снизить
угрозы
4. Самые большие опасности для
фирмы
Рисунок 3 - Матрица SWOT - анализа
План Маркетинга
Так как в условиях жесткой конкуренции маркетинг является основной
функцией предприятия, то и план маркетинга доминирует над другими
разделами и разрабатывается в первую очередь, и вот почему:
• решения в области маркетинга являются приоритетными, так как
определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где
продавать, как рекламировать;
8
• содержание маркетингового плана оказывает непосредственное
влияние на показатели других планов (вопросы ценообразования,
определяемые в маркетинговом плане, влияют на финансовые показатели,
решение о разработке и выпуске новой продукции окажет влияние на
производственный план);
В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут покупать
продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается продавать
новый товар или услугу, какую за него назначить цену и как проводить
рекламную политику. Конкретные детали маркетинговой стратегии часто
оказываются сложными, комплексными и затрагивают такие области, как
ценовая политика, торговая политика, реклама и т.д. В любом бизнесе при
формировании проектов, связанных с продажей и сбытом, требуется
детальный анализ этих факторов.
Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим
компонентом успеха нового предприятия, поэтому к его составлению
следует отнестись серьезно - нужно тщательно все продумать и убедиться,
что предполагаемая стратегия действительно может быть реализована. На
действующих предприятиях план по маркетингу составляется на год вперед.
За его выполнением внимательно следят и ежемесячно вносят в него
поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. Начинающий
предприниматель должен научиться составлять план маркетинга и сверять с
ним свои текущие решения.
Понятие риска, его оценки, прогнозирования и даже управления им вещь достаточно сложная для отечественных предпринимателей, хотя их
повседневная деятельность сопряжена с большим уровнем риска. Здесь
возможен различный уровень анализа. Для крупных проектов необходим
тщательный просчет рисков с использованием специального, довольно
сложного - математического аппарата теории вероятностей. Для проектов
же попроще (и подешевле) достаточен анализ риска с помощью чисто
экспертных методов.
Главное тут - не сложность расчетов и не точность вычислений
вероятности сбоев до второго знака после запятой, а умение авторов бизнесплана заранее предугадать все типы рисков, с которыми они могут
столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. А затем
разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь,
которые они могут вызвать. Одним из способов анализа риска является
анализ чувствительности (изменение срока окупаемости, если появится
новый конкурент, или существующий конкурент снизит цену на свою
продукцию; как это отразится на объеме продаж).
Таким образом, необходимо рассмотреть угрозы, которые могут
помешать данному предприятию и как их влияние может сказаться на
проекте:
1) какие разработки по подобным продуктам ведутся в мире
(конкурирующий аналог);
9
2) предпочтения потребителей и возможности их изменения,
изменения в законодательных актах (снижение доходов населения,
экономический кризис и т.п.);
3) изменение входных барьеров на рынок.
Чем глубже предприятие проработает эту проблему, тем выше будет
доверие потенциальных партнеров и инвесторов. Верят (и дают деньги) не
тому, кто оптимистично утверждает, что его дело - беспроигрышно, а тому,
кто способен заранее предсказать «камушки» на своей дороге и объяснить,
как он собирается конструировать свой «автомобиль» и вести его по дороге,
чтобы не слететь в кювет.
Результатом разработки бизнес-плана является финансовый план.
Этот раздел бизнес-плана призван обобщить материал предыдущих частей и
представить их в стоимостном выражении. Здесь приводятся самые важные
финансовые показатели, которые говорят об эффективности вашего проекта:
срок окупаемости, доход NPV, прибыль после возврата кредита и т.п.
Инвесторам интересно насколько быстро вернуться их деньги и в каком
объеме.
В заключении необходимо сказать о важном разделе бизнес-плана резюме, который готовиться в самом конце работы, когда готовы все
основные разделы и вы, вместе со своими сотрудниками и внешними
консультантами, достигли полной ясности во всех аспектах вашего проекта,
а представляется в самом начале. Работа над резюме чрезвычайно важна,
поскольку если оно не произведет благоприятного впечатления на тех, к
кому предприятие обращается за инвестициями, то дальше они данный
бизнес-план читать просто не станут и уж тем более средств не дадут.
Объем резюме не должен превышать четырех машинописных страниц,
а написано оно должно быть так, как если бы попытаться объяснить все
громадные преимущества проекта первому попавшемуся прохожему на
улице. Отсюда - предельная простота и лаконичность изложения, минимум
специальных терминов. Максимальное же внимание должно быть уделено
разъяснению того, что предприятие собирается сделать, за счет чего, чем
будущий продукт будет отличаться от продукции конкурентов и почему
покупатели захотят приобрести именно его.
Последняя страница резюме должна быть посвящена основным
финансовым результатам, которых руководители предприятия ожидают от
своего проекта в будущем. Здесь необходимо привести сведения о
прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, выручку от продаж,
затраты на производство, валовую прибыль и уровень прибыльности
вложений в данное дело и, наконец, срок, в течение которого предприятие
сможет гарантировано вернуть те средства, которые планировало одолжить.
10