Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность и виды институционализма и институтов

  • 👀 1009 просмотров
  • 📌 969 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Сущность и виды институционализма и институтов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность и виды институционализма и институтов» pdf
Вопросы по дисциплине «Институциональная экономика» 1. Сущность и виды институционализма и институтов 2. Сущность неоклассической экономической теории 3. Основы традиционного институционализма 4. Основные положения неоинституционализма 5. Теория прав собственности 6. Теория трансакционных издержек 7. Теория контрактов 8. Теория организаций 9. Модель сетевой экономики 10. Неоинституциональный анализ государства 11. Институциональные изменения 12. Институциональные проблемы российской социально-экономической системы 2 Институциональная экономика 1. Сущность и виды институционализма и институтов Институционализм – это наука изучающая воздействие институтов на экономику. Она развивается на границах экономической науки и «соседних» общественных наук (история, социология, психология, политология и др.), то есть является междисциплинарной. Основными видами институционализма являются: 1. Традиционный институционализм. Основные его направления: социально- психологическое (Т. Веблен) и социально-правовое (Дж. Коммонс). 2. Новый институционализм (О. Уильямсон) и неоинституционализм (Д.С. Норт). Каждый из них имеет свои особенности, но поскольку они основаны на единых предпосылках и имеют общие характеристики, то мы будем рассматривать их как синонимы. Новая институциональная теория отличается от неоклассической не только введением трансакционных издержек, но и модификацией части основополагающих принципов при сохранении других (так, не подвергается сомнению неоклассический постулат о строгой ориентации индивидов собственные интересы). Напротив, неоинституциональная теория опирается на принципы рационального оптимизирующего поведения экономических субъектов в условиях заданной системы ограничений. Особенность подхода, свойственного неоинституциональной экономической теории, заключается в интеграции категории трансакционных издержек в структуру неоклассического анализа, а также в расширении категории ограничений за счет учета конкретных особенностей структуры прав собственности. Институции – это устойчивые привычки мышления, присущие большой группе людей (система ценностей и верований, обычаи и традиции, условности, кодексы поведения и т.п.). На основе институций возникают институты. Институты – это «правила игры» в обществе. Под правилами понимают общепризнанные и защищенные предписания, запрещающие или разрешающие определенные виды действий индивида или группы при взаимодействии их с другими людьми. Под защищенностью понимают наличие процедур для обнаружения отклонения от них и механизмов по принуждению к исполнению правил. Их применение уменьшает неопределенность выбора и обеспечивает предсказуемость результатов действий, облегчая взаимодействие между людьми. При этом они, ограничивая доступ к ресурсам (социальным, экономическим, политическим и др.), обладают возможностью их распределения в соответствии с установленными процедурами. Выделяют две основные группы правил: формальные и неформальные. 3 Под неформальными правилами понимают общепринятые условности (обычаи, традиции, общественное мнение) и этические кодексы поведения людей. Они передаются посредством социальных механизмов (подражание, внушение, обучение) и являются частью культуры поведения. В результате они становятся внутренне обязательными стандартами поведения, что позволяет избегать обдумывания ситуаций, когда приходится делать выбор. Под формальными правилами понимают нормы поведения, закрепленные в письменном виде и защищенные властными структурами (например, законы или внутренние требования в организациях). Норма определяет как должен вести себя индивид в различных ситуациях. При этом ее выполнение носит либо добровольный характер, либо основывается на санкциях (социальных, экономических, политических и т.п.). В основе поведения людей лежат неформальные правила. Они являются самоподдерживающимися и самовыполняющимися правилами, то есть существуют без вмешательства третьей стороны. При этом если формальные правила могут быть изменены или устранены очень быстро, то неформальные могут изменяться только малыми приращениями. В результате большая часть формальных правил изначально основана на обычаях и традициях, которые в дальнейшем превращаются в законы. Если формальные правила начинают противоречить неформальным, то их реализация вызывает серьезное противодействие (эмиграция, демонстративное несоблюдение, создание видимости их соблюдения, частичное соблюдение и т.п.). 2. Сущность неоклассической экономической теории Неоклассическая экономическая теория исследует поведение так называемого «экономического человека». Его основными чертами являются: 1. Эгоизм, предполагающий стремление человека исключительно к максимизации собственной выгоды; 2. Независимость, означающая, что он принимает самостоятельные решения исходя из своих личных предпочтений; 3. Рациональность, сводящаяся к последовательному стремлению к поставленной цели с учетом сравнения издержек и выгод различных вариантов действия; 4. Информированность, означающая, что человек не только хорошо знает свои потребности (в том числе выстраивает их в иерархическом порядке (пирамида Маслоу: физиологические потребности, потребность в безопасности, любви и дружбе, уважении, самовыражении)), но и обладает информацией о средствах их удовлетворения. Основными ошибками неоклассиков являются: 4 1. Признание того, что «экономический человек» близок к «естественному человеку»; 2. Предположение, что все свойства «экономического человека» имеют внеисторический и внесоциальных характер; 3. Не учет экономических изменений, то есть предположение, что все институты статичны, и их можно вывести из процесса анализа; 4. Предположение, что следующие допущения, сделанные при описании рынка совершенной конкуренции, схожи с действительной ситуацией на рынках: 4.1. Бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей, при этом доля каждого в совокупности сделок купли-продажи незначительна; 4.2. Однородность и делимость продаваемой продукции; 4.3. Отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; 4.4. Возможность свободного перемещения капитала из отрасли в отрасль; 4.5. Равный и полный доступ всех участников рынка к информации; 4.6. Невозможность отдельному участнику контролировать цены. Это является следствием бесконечно большого количества экономических агентов. В результате неоклассическая экономическая теория изучает децентрализованную экономику, регулируемую только формальными правилами. Ее основное внимание сосредоточено на анализе проблемы распределения ограниченных ресурсов при помощи ценового механизма. При этом неоклассики считают, что этот механизм выражает всю необходимую информацию о состоянии рынка. Подобная позиция не учитывает влияние на рынок политики государства (например, запреты на повышение цен продуктов питания, топливноэнергетических товаров и т.п.), профсоюзов, общественных и иных организаций. Кроме того, они делают допущение о полноте доступной всем информации. Субъектом этой теории является внеисторический и внесоциальный индивид, рациональный и компетентный, стремящийся исключительно к максимизации собственной выгоды. В связи с тем, что эти допущения совершенно не соответствуют действительности, основные положения и следствия этой теории следует признать в корне не верными. 3. Основы традиционного институционализма Традиционный институционализм полагает, что поведение человека зависит от воздействия на него окружающих его институтов. Он исходит из того, что именно неформальные правила регулируют экономическую деятельность. Объектом его анализа становятся не чисто экономические вопросы, а экономические проблемы во взаимосвязи с проблемами социальными, политическими, этическими, правовыми и др. Основными методами анализа эко- 5 номики традиционалисты считают методы «соседних» общественных наук: исторические, социологические, психологические, политологические и т.п. Традиционалисты полагают, что человек следует не только своим интересам, но и заложенным в нем привычкам и культурным ценностям. Т. Веблен считает, что на его привычки в основном влияют инстинкты соперничества и мастерства. При этом инстинкт соперничества объясняет мотивы конкуренции на рынке и отношение к собственности (эффект престижного потребления). Г. Шмоллер полагает, что вместе с чувством собственных интересов на людей влияют чувства общности и справедливости. Т. Веблен и Дж.К. Гэлбрейт доказали, что в рыночной экономике что потребители подвергаются значительному общественному и психологическому давлению заставляющему принимать их нерациональные решения (например, японцы покупают в основном японские товары, поддерживая отечественного производителя, не смотря на то, что они в более дорогие, чем иностранные). В результате традиционалисты изучают так называемого «социологического» человека. На его поведение значительное влияние оказывают культурные ценности. Ему присуща иррациональность поведения. Он часто действует под влиянием страха, плохо осознанных стремлений и давления со стороны общества. Его цели продиктованы ему обществом, которое и вознаграждает его за выполнение определенных социальных ролей. У «экономического» же человека цели свои, а общество лишь определяет законные средства их достижения. В связи с этим традиционалисты акцент делают на изучении институтов, то есть приоритет отдается исследованию групповой, а не индивидуальной психологии. Т. Веблен полагает, что эволюция общественного устройства является процессом естественного отбора социальных институтов. В результате для традиционалистов экономика в первую очередь наука не о функционировании, а о развитии общества. По их мнению, важно не просто регулировать экономические процессы, а менять картину экономического развития, поэтому в состав экономики должна войти теория общественного развития. При этом для прогнозирования развития институтов следует учитывать историю их возникновения. Однако общая теория традиционного институционализма пока не сложилась. Это связано с тем, что он основан главным образом на индуктивном методе, то есть стремится идти от частных случаев к обобщениям. При этом не выработаны эффективные инструменты для изучения его институтов. 4. Основные положения неоинституционализма Основой неоинституцианализма является то, что его представители, признавая влияние на экономику социальных институтов, изучают их методами неоклассической экономики (в основном микроэкономики и теории игр). Так Г. Беккер считает, что большинство преступ- 6 ников нарушают закон после сравнения суммы доходов, которую они могут получить от его нарушения и затрат, под которыми понимаются расходы на подготовку преступления, вероятность его раскрытия и суровость наказания. Если выгода от преступления превышает прибыль от возможной легальной деятельности, то оно совершается. Например, если при официальном найме сотрудника организация выплачивает 30% от зарплаты во внебюджетные фонды (22% в Пенсионный фонд, 2,9% в социальный фонд и 5,1% в фонд медицинского страхования). В то же время неофициальный наем фрилансера позволит сэкономить эту сумму. При этом вероятность раскрытия преступления исчезающее мала, а ответственность ограничивается штрафом в 300 тыс. руб. В этом случае будет множество небольших фирм, заменяющих часть своих сотрудников неофициальными фрилансерами и значительное число компаний выплачивающих «серую» зарплату. В неоинституционализме объектом анализа в первую очередь становятся формальные правила, как явные и легко поддающиеся экономическому анализу ограничители человеческого поведения. Основным инструментом этой теории является дедуктивный метод, то есть идут от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений человеческой жизни. При этом делается допущение о стабильности предпочтений и вкусов индивида. При этом неоинституционализм изучает поведение независимого индивида, который по своей воле и в соответствии со своими интересами решает членом каких коллективов ему выгоднее всего быть. По сути, институты выступают в виде набора альтернатив, из которых индивид может выбрать наилучшую, в соответствии со своими предпочтениями, а не набора правил и норм, определяющих всецело поведение человека. Осознание того, что функционирование институтов обходится обществу не бесплатно и сделало возможным их включение в экономический анализ в качестве внутренних переменных. В то время как традиционалисты считают, что общественные институты воздействуют на экономику в качестве внешних переменных. В результате данная теория является развитием неоклассической экономической теории. Она также изучает деятельность «экономического» человека, но с учетом еще и трансакционных издержек, то есть издержек связанных с обменом прав собственности (затраты на поиск партнера, сбор и обработку информации о нем, расходы в области проведения переговоров (в основном для достижения наилучших условий соглашения и получения гарантий его выполнения) и принятия решения, траты на контроль и юридическую защиту выполнения контракта. Если заключенный договор расторгается, то возникают издержки, обусловленные его перезаключением с другим потенциальным партнером). Эти издержки были добавлены потому, что в рамках этой теории любая деятельность рассматривается как об- 7 мен. Так, при таком подходе государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Тем не менее, некоторые допущения неоклассической теории в рамках неоинституционализма были ослаблены: 1. Признание принципиальной не полноты информации о внешней среде. 2. Учет ограниченной способности индивида в отношении сбора и обработки информации, зависящей от его интеллектуальных способностей. В результате ограниченная рациональность будет характеризоваться не понятием «максимизация», а понятием «поиск удовлетворительного результата». Чаще всего индивид не доходит до оптимального результата, останавливаясь на каком-либо приемлемом для себя варианте. Г. Саймон считает, что люди будут обращаться в организации для получения необходимой информации и ее обработки (подобные действия обуславливают возникновение трансакционных издержек). 3. Л. Мизес и Ф. Хайек полагают, что в условиях ограниченной познавательной способности рациональнее следовать нормам. В результате индивиды придерживаются нерациональных правил не потому, что они доминируют в их поведении, а для снижения неопределенности во взаимодействии и соответственно достижения своих рациональных целей. 4. Замена мотива «эгоизм» на понятие «оппортунистическое поведение», то есть стремление к личной выгоде с использованием коварства, включающего просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути, обману, сокрытию информации и другие действия, мешающие реализации интересов организации. В то время как при простом эгоизме индивиды играют в игру с фиксированными правилами, которым они, безусловно, подчиняются; 5. Понимание, что институциональные альтернативы в первую очередь должны сравниваться друг с другом, а не с идеальной моделью (рынком совершенной конкуренции). В результате в рамках неоинституционализма были разработаны теории: прав собственности, трансакционных издержек, контрактов и организаций. 5. Теория прав собственности Под собственностью неоинституционалисты понимают пучки полномочий имеющиеся у того или иного индивида. В основе этого подхода лежит предположение, что любой обмен – это обмен пучками правомочий, то есть обмен не собственностью, а правами собственности. Это означает признание, что товар – это определенная сумма не только физических характеристик, но и связанных с ним прав и юридических ограничений. Например, если при покупке дома владелец не имеет права сдавать его в аренду или передавать по наследству, то его ценность будет ниже, чем при наличии этих прав. В России достаточна типична ситуация когда собственность (чаще всего гаражи или дачи) продаются без официально закреп- 8 ленного права собственности на землю и строение. Эта проблема связана с тем, что оформление этого права обычно занимает не менее двух лет. В связи с этим данная собственность обычно продается без соответствующих документов, что снижает ее стоимость. Подобный подход предполагает оценку не только официальных прав (А. Оноре выделяет следующие права собственности: право владения – физического контроля над собственностью; право пользования – личного использования вещи; право управления – решение, как и кем, вещь может быть использована; право на доход — т. е. на блага, получаемые от предшествующего личного использования вещи или от разрешения другим лицам пользоваться ею; право на остаточную стоимость — т. е. на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи; право на безопасность — гарантия иммунитета от экспроприации; право на переход вещи по наследству или по завещанию; бессрочность — неограниченность обладания правомочиями во времени, если иное не оговорено специально в контракте; право на запрещение вредного использования — запрет использовать вещь, если это связано с производством негативных внешних эффектов; ответственность в виде взыскания — возможность изъятия вещи в уплату долга; остаточный характер — ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи), но и социального признания приобретенных прав собственности. Например, приобретение собственности в неблагоприятном для Вас районе предполагает возникновение затрат на социализацию в нем. При изучении этого аспекта Р. Коуз выявил, что при нулевых трансакционных издержках и идеальной спецификации прав собственности конечный результат не зависит от правовой позиции сторон, то есть эти права все равно будут эффективно распределяться между участниками. Например, фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам. Но запрет на загрязнение обернется ущербом для владельца фабрики. Если права на воздух будут специфицированы, то он станет объектом купли-продажи. В этом случае если выгода фабриканта больше потерь фермеров, то он должен выплатить компенсацию равную величине оцененного ущерба. В противном случае фермеры могут выкупить у фабриканта право на запрещение загрязнения или закрытие фабрики. Если в конфликт вовлечены обычные жители (например, когда отравляется воздух в городе или общественный водоем), то неоинституционалисты рекомендуют государству установить приемлемые уровни загрязнения, а затем открыть торговлю правами на законное загрязнение. Например, последствием Криотского договора стало возникновение торговли квотами на выбросы парниковых газов в атмосферу. Основным выводом из первой теоремы Р. Коуза является рекомендация для государства: создание четко специфицированных и защищенных новых прав собственности в тех 9 сферах деятельности, в которых они еще не были установлены. В этом случае стороны будут более склонны договариваться между собой, чем обращаться за помощью к государству. Например, в России при автомобильной аварии с суммой ущерба менее 25 тыс. руб., стороны могут договориться о точной сумме ущерба между собой не вызывая сотрудников ГИБДД, не неся судебных и прочих издержек и не создавая проблем другим участникам движения. Это произошло благодаря полной спецификации прав собственности в этой области. При этом Р. Коуз считал, что допущение о равенстве нулю трансакционных издержек является не реалистичным. В связи с этим он отмечает, что учете этих издержек изначальное разграничение законных прав влияет на эффективность экономической системы. Выводом из второй теоремы Р. Коуза является рекомендация выявлять все виды трансакционных издержек, возникающих при обмене правами собственности и точно их оценивать. 6. Теория трансакционных издержек Трансакционные издержки возникают при обмене правами собственности. Они охватывают следующие виды деятельности: 1. Поиск партнера, сбор и обработку информации о нем (в основном о его репутации). В этом случае возникают затраты времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, расходы на приобретение, накопление, обработку и проверку информации, потери связанные с ее не полнотой и несовершенством. Для их минимизации используются такие институты как биржа, реклама (помогает только «экономическому» человеку, так как он считается независимым (невнушаемым); в противном случае она действует по принципу «создай спрос и удовлетвори его») и репутация. Еще есть издержки измерения. Они растут с повышением требований к точности товара или услуги. В свое время появление системы мер, весов и денежных расчетов существенно снизило издержки измерения. Выделяют три группы благ: 1.1. Опытные, то есть блага с запретительно высокими издержками измерения качества до их приобретения (например, новые образцы техники (автомобили, сотовые телефоны и т.п.)). Для снижения этих издержек, при продаже предлагают гарантийное обслуживание, возможность замены в течение определенного срока бракованного товара и т.п.; 1.2. Исследуемые, то есть блага со сравнительно дешевой процедурой предварительного определения качества (например, товары народного потребления, продукты питания (орехи, семечки) и т.п.); 1.3. Доверительные, то есть блага с высокими издержками как до, так и после покупки (например, медицинские и образовательные услуги). 10 2. Проведение переговоров и принятие решения. В этом случае возникают затраты времени и ресурсов на обсуждение условий обмена (например, представительские расходы, «откаты», наем консультанта по переговорам с тем или иным зарубежным партнером и т.п.), расходы на разработку, составление и заключение контракта. Инструментом снижения этих издержек является стандартизация договоров (при заключении типовых контрактов). Иногда возникают расходы на участие в торгах и аукционах. 3. Обеспечение контроля и гарантий выполнения контракта. В этом случае возникают затраты на предотвращение оппортунистического поведения: обмана, отлынивания, вымогательства и т.п. При этом считается, что «экономические» индивиды всегда будут уклоняться от условий договора, то есть предоставлять услуги меньшего объема или худшего качества в тех пределах, в каких это не угрожает их экономической безопасности. Иногда в качестве гаранта приглашают третью сторону. Если предполагается, что договор может быть расторгнут, то учитываются издержки, обусловленные его перезаключением с другим партнером. 4. Защита прав собственности от невыполнения контракта и посягательств третьей стороны. В этом случае возникают затраты времени и ресурсов необходимые для восстановления нарушенных прав (судебные или арбитражные издержки, государственные расходы на обеспечение законности), потери от плохой спецификации прав собственности. Иногда к ним относят затраты на поддержание в обществе правильной идеологии. Если все члены общества следят за соблюдением общепринятых правил и этических норм, то издержки государства гораздо меньше, чем когда этим занимаются только представители специальных органов. Для снижения трансакционных издержек следует использовать возможность их экономии на масштабах. Так, когда информация собрана ею может пользоваться неограниченное число продавцов и покупателей; договоры стандартизируются; стоимость разработки законов или административных процедур не зависит от того, какое число лиц подпадает под их действие. Однажды установленные права собственности могут почти бесконечно распространяться на другие районы с малыми дополнительными издержками. Общая методика оценки трансакционных издержек пока не создана. Тем не менее, при поэлементном разбиении, многие составляющие этих издержек оказываются измеримы. О. Уильямсон выделил закономерности, объясняющие величины издержек обмена: 1. Частые и усиливающие друг друга неопределенности приводят к росту издержек на рынке, способствуя тем самым централизации трансакций внутри фирмы. 2. По мере роста частоты трансакции снижаются связанные с ней трансакционные издержки. 3. Чем более специфичен актив, тем больше будут его трансакционные издержки. 11 7. Теория контрактов Контрактом является соглашение об обмене правомочиями и их защите. В неоинституционализме основными факторами при выборе типа контракта являются: 1. Трансакционные издержки; 2. Экономический риск; 3. Правовая и политическая структура общества. В теории контрактов особое внимание обращают на такой элемент трансакционных издержек как расходы на оппортунистическое поведение. Выделяют два его типа: 1. Предконтрактное, выражаемое в сокрытии истинной информации. Его результатом является не благоприятный или ухудшающий условия обмена отбор. Например, на рынке подержанных автомобилей, более худшие авто вытесняют лучшие автомобили. Это связано с тем, что покупатель готов заплатить за автомобиль определенную сумму, но не способен оценить в полной мере его качество (автомобиль является опытным благом). В итоге в выигрышной ситуации неизбежно окажутся продавцы худших автомобилей. Еще пример, если ставка заработной платы устанавливается фирмой на уровне средней производительности труда, то наиболее производительные работники откажутся заключать с ней контракт. А непроизводительные работники могут получить больший доход, чем в условиях полной определенности. В результате на работу поступают лица, средняя производительность которых ниже, чем та, на которую рассчитана установленная ставка зарплаты. Решением этой проблемы является установление системы сигналов (данные об образовании работника, рекомендации с предыдущих мест работы, собеседование, анкетирование, результаты тестовых заданий) и самоотбор (например, в Японии широко используется принцип выбора соискателя между изначально высокой оплатой труда без гарантий дальнейшего трудоустройства и низкой стартовой зарплатой с долгосрочными перспективами занятости и повышения оплаты труда). 2. Постконтрактное, заключающееся в нарушении условий договора. Например, использование рабочего времени в собственных целях, вложение денежных средств предназначенных для реализации инвестиционного проекта в ценные бумаги, настаивание на изменении контракта и т.п. Его основными причинами являются не полнота контракта и сложность измерения качества деятельности сторон. Выделяют две формы постконтрактного оппортунизма: 1. «Отлынивание», т.е. индивид работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору. Часто оно возникает, когда получение действительной информации о его поведении требует существенных издержек или вообще не возможно. Оно особенно распростране- 12 но, когда руководитель знает лишь примерно, сколько труда в работу вложил подчиненный. Для устранения этой проблемы вводится система наблюдения за деятельностью работников, наказание за отлынивание и схемы вознаграждения, основанного на результатах работы. Как подсказывает теория, оптимальные схемы вознаграждения представлены сложными нелинейными функциями с множеством переменных; однако на практике они обычно просты, линейны и зависят от очень немногих переменных; 2. «Вымогательство». Оно возникает, когда член команды становится незаменимым или уникальным для остальных участников. Это значит, что если он решит их покинуть, они не смогут найти эквивалентную замену на рынке и понесут невосполнимые потери. Исходя из предполагаемой величины трансакционных издержек, выбирается один из следующих видов контрактов: 1. Классический (полный) контракт. Он предполагает, что в нем отражены все условия взаимодействия его участников и пути преодоления всех проблем, которые потенциально могут возникнуть. Его характеристиками являются: разовость, личные качества участников сделки не влияют на его условия, решение споров возможно в гражданском суде, при нарушении договора отношения с контрагентом прерываются. 2. Неоклассический контракт – это долговременный неполный контракт, действующий в условиях неопределенности, так как не все будущие события могут быть предусмотрены и оговорены. Его участники соглашаются на привлечение третейской стороны, выступающей арбитром в их спорах. Его объектом являются неспецифические или малоспецифические активы. Он обычно не разовый и предполагает возможность возобновления отношений. 3. Имплицитный (не оговоренный до конца или отношенческий) контракт. В нем нет четкого определения условий взаимодействия, участники рассчитывают на его спецификацию в ходе его реализации. Его параметры не оговариваются в силу того, что издержки контракции чрезмерно высоки. Он требует взаимного доверия сторон. Оно может появиться при долговременных, сложных и взаимовыгодных отношениях между участниками, где обоюдная заинтересованность является решающим фактором. В нем обычно неформальные правила преобладают перед формальными. В результате контрагенты предпочитают решать споры между собой, не прибегая к помощи третьей стороны. На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. При высокой неопределенности или сложности сделки нужны неполные контракты; 2. При специфичности активов или высокой вероятности оппортунизма участники более склонны к полному и гарантированному контракту. 3. Чем более специфичен актив, тем на больший срок заключается контракт. 4. Чем более неопределенна сделка, тем на меньший срок заключается контракт. 13 5. Заключение неполных контрактов вероятнее в тех странах, где принуждение к исполнению обязательств обеспечено хорошим качеством институтов. 6. При увеличении сроков поставки и технологической неопределенности увеличивается склонность к использованию более гибких процедур установления цены. 7. Отсутствие альтернативных поставщиков увеличивает привлекательность более четких условий ценообразования. 8. Теория организаций По мнению Р. Коуза организации возникают, когда трансакционные издержки на осуществление операций происходящих внутри организаций меньше, чем рыночные издержки на осуществление тех же операций. Так если заказать оценку недвижимости в организации будет дешевле, чем провести ее самостоятельно, то это будет служить предпосылкой к возникновению соответствующих консалтинговых организаций. В неоинституционализме организация – это средство минимизации трансакционных издержек направленное на согласование взаимодействий хозяйствующих субъектов. Она состоит из сплетения взаимовыгодных контрактов устанавливающих долгосрочные деловые связи и иерархические отношения, позволяющие их участникам согласовывать условия взаимодействия без обращения к третьим лицам. В определенной степени теория организаций – это теория несовершенных контрактов (в основном отношенческих). Однако увеличение размера фирмы обычно приводит к росту цены на ее продукцию и к поиску иных возможностей ее получения. Это связано с тем, что при ее расширении: 1. Растут затраты на осуществление дополнительных трансакций; 2. Снижается возможность разместить факторы производства в тех точках, где они обладают наивысшей ценностью; 3. Увеличиваются издержки оппортунизма; 4. Повышается число ошибок совершаемых руководством организации и т.п. Основными видами организаций являются: 1) Унитарная фирма, т.е. находящаяся в единоличном владении. Для нее характерна: 1. Деятельность, связанная с совместным использованием ресурсов; 2. Наличие нескольких собственников ресурсов; 3. Присутствие центрального агента (владельца). Он выбирается из состава команды для минимизации издержек оппортунизма, которые неизбежны при командной работе (см. теорию контрактов). Для снижения оппортунизма этого агента он получает право на остаточный доход фирмы. Его задачи: 14 3.1. Сбор и обработка информации; 3.2. Нахождение, заключение и прекращение контрактных соглашений с сотрудниками и контрагентами организации и обеспечение их выполнения; 3.3. Минимизация издержек кооперации и затрат на обеспечение выполнения контрактов. Основными недостатками унитарной фирмы является то, что: 1. Ее деятельность ограничена размером богатства ее собственника; 2. Есть высокие издержки принятия риска, способные повысить ее стоимость. 2) ОАО или открытая кооперация. Ее владельцы не имеют права на изменения членства в команде или состава контрагентов фирмы. При этом их право на контроль за другими членами коалиции сводится к праву контролировать высших управляющих компании. Основными ее преимуществами является: 1. Схема прав на остаточный доход способствует крупномасштабным и рискованным инвестициям. 2. Владельцы компании защищены от взаимного оппортунизма; 3. Наличие специализации членов организации на выполнении разных функций, связанных с ее существованием, повышает эффективность деятельности фирмы. Основной проблемой ОАО является оппортунистическое поведение ее высшего менеджмента (см. теорию контрактов). В качестве основных механизмов, создающих мотивы менеджерам действовать в интересах акционеров можно назвать: 1. Меры по стимулированию менеджеров (разработка эффективного компенсационного пакета: зарплата, премии по итогам года, фондовые опционы, варранты). 2. Прямое вмешательство акционеров в оперативное управление компанией (от проведения независимого аудита до прямого принуждения менеджеров); 3. Угроза увольнения (решением акционеров собственной фирмы) 4. Угроза поглощения компании (с последующим увольнением менеджеров решением акционеров фирмы-захватчика). Еще одним следствием поглощения является повышение стоимости акций поглощаемой компании (предполагается, что менеджмент фирмызахватчика будет управлять компанией более эффективно). 3) Государственные фирмы. В них отсутствует право на свободную продажу всех остальных правомочий и есть ограничение прав на остаточный доход и управление. В подобной ситуации оппортунизм их менеджеров значительно больше чем, в ОАО. Обычно они существуют потому что, государство создает для них более благоприятные условия функционирования, чем для частных компаний. 15 9. Модель сетевой экономики Сетевая экономика – это экономические отношения, ограниченные одновременно в географическом, социальном и нормативном пространстве. Например, географически близкий поставщик может оказаться далеким в социальном смысле, если велики сомнения о его благонадежности. Круг участников трансакций конечен и оказывает существенное влияние на их результат. Сеть обычно возникает, когда трансакционные издержки на ее создание и функционирование меньше, чем затраты при работе с неизвестными партнерами. По сути, ее участники стремятся защитить себя от неблагоприятных воздействий и неопределенностей внешней среды, окружая себя «защитной оболочкой» – сетью. Например, при появлении возможности сделки с новыми партнерами с большей прибылью, но большим риском (так как партнеры не известны), выбирается сделка с меньшей прибылью, но с проверенными партнерами для получения гарантированного результата. Объединениями и отношениями, обладающими признаками сетей являются: 1. Община; 2. Отношения, основанные на взаимности (сегодня я выручу тебя, а завтра ты меня); 3. Клика (дзайбатсу) – семейные отношения между партнерами; 4. Клан – семейные и дружественные отношения между партнерами; 5. Клиентела – отношения типа: патрон – клиент; 6. Блат; 7. Дистрикт. Он занимает промежуточное место между вертикально интегрированной фирмой и конкурентными отношениями между поставщиком и покупателем; 8. Кластер, то есть сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом; 9. Проектное соглашение; 10. Сеть, то есть совокупность устойчивых контактов или сходных с ними социальных отношений между индивидами или группами. Сетевые отношения, облегчая их участникам процесс взаимодействия, одновременно ограничивают экономическое развитие, как собственное, так и общественное. Так после включения в сеть всех согласных с этим и подходящих ей индивидов она останавливается в развитии. При этом наличие установленных ею барьеров не позволяет другим расширить границы обмена с незнакомыми партнерами и соответственно увеличить рыночные опера- 16 ции. Кроме того, устанавливая для своих участников приоритет внутренних норм перед законами, сеть способствует развитию теневой экономики. Теневая экономика – это совокупность экономических взаимодействий, совершаемых их участниками с нарушением буквы или духа законов страны. А именно: реализация запрещенной законами деятельности; скрывание от государства разрешенной деятельности для неуплаты налогов, не соблюдения качества выпускаемых товаров (работ, услуг) и установленных в стране взаимодействий с контрагентами и окружающей средой; «обхождение» законодательства с помощью выискивания «дыр» в законах. Возникновение теневой экономики зависит от государства, в котором: 1. Отсутствует эффективная защита прав собственности; 2. Есть высокие трансакционные издержки легального бизнеса; 3. Высоко подчинение государственных институтов группам с определенным экономическим интересом. В результате теневая экономика создается, когда прибыль от нарушения законов больше, чем затраты на их соблюдение. Однако развитие теневых сетей еще больше усугубляет ситуацию. Так образуется институциональная ловушка, то есть неэффективная устойчивая норма, имеющая самоподдерживающийся характер (например, привычка к неуплате налогов). После ее формирования возврат к начальным условиям не приводит к ее разрушению. Негативные последствия неформальной сетевой экономики: 1. Рост теневой экономики и ее криминализация (сращивание государственных и преступных структур); 2. Бегство капитала из страны; 3. Сокращение инвестиций в реальный сектор экономики; 4. Возникновение административных барьеров: 4.1. При входе организации на рынок; 4.2. Связанных с допуском товаров на рынок; 4.3. Связанных с административными затратами фирм в процессе текущей деятельности. 10. Неоинституциональный анализ государства Государство – это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных. Оно определяет и следит за соблюдением формальных правил поведения субъектов в социальной и экономической области. Это означает, что политические институты первичны перед экономическими. 17 В неоинституционализме есть следующие взгляды на функции государства: 1. Государство как институт предназначено для поддержания порядка с наименьшими трансакционными издержками. Основные пути их минимизации: 1.1. Воспитание в гражданах стремление к честности, ответственности и справедливости по отношению к окружающим. 1.2. Спецификация спорных прав собственности, т.е. обозначение объекта собственности, определение ее субъекта и раскрытие механизма наделения и обмена собственностью; 1.3. Повышение правовой защиты контрактов; 1.4. Создание каналов обмена информацией; 1.5. Уменьшение административных барьеров. 1.6. Разработка стандартов мер, весов и средств платежа; В результате должно сложиться соотношение сторон, обеспечивающее устойчивое развитие социально-экономической системы. 2. Государство как организация, стремится исключительно к максимизации своей выгоды. В этом случае проблемы его взаимодействия с гражданами схожи с конфликтом между акционерами и руководством компании (см. теорию организаций). Обычно рациональный гражданин, соотнеся выгоды от влияния на депутата с издержками, обладает минимальным желанием воздействовать на него. Тогда как крупные организации, создав группы могут существенно снизить затраты, если устраивающий их законопроект будет принят. Дело в том, что выгоды от принятия закона реализуются внутри группы (например, среди нефтедобывающих компаний), а издержки распределяются на общество в целом. Часть проблем злоупотребления властью может быть решена наличием в стране многопартийности. Тем не менее, в России она есть только формально. В результате все это приводит не к созданию новых социальных возможностей, товаров, работ и услуг, а к перераспределению имеющихся. 3. Государство как чиновничий аппарат стремится получению ренты, то есть личных выгод за счет политического или общественного процесса. В результате конкуренция из рыночной сферы переносится в сферу воздействия на государство. Так в компании затраты на инновации заменяются расходами на финансирование партий, лоббирование, взятки и т.п. Это становится возможным при наличии влияния на чиновников со стороны частных агентов, наличии конкуренции (так как если ее нет то, у частных агентов нем мотива выдавать чиновникам ренту), административных барьеров, низких моральных качествах госслужащих, незначительном контроле за использованием средств и действий чиновника и т.п. В настоящий момент Счетная палата РФ не является органом независимого контроля, так как кандидатура ее председателя выдвигается Президентом РФ, а Государственная Дума только утверждает или отклоняет ее. В случае отклонения предложенной кандидатуры 18 Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение Госдумы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. В результате неоинституционалисты выступают за уменьшение экономической роли государства. 11. Институциональные изменения Формальные и неформальные правила, являясь ограничителями человеческого поведения, одновременно задают мотивы поведения, позволяющие добиться вознаграждения, действуя в рамках этих ограничений. Например, если институциональная среда создает мотивы для развития, то изменения будут направлены на поиск возможностей для развития, то есть создание инноваций, новых методов управления, организационных форм и т.п. Если же в институциональной среде предпочтительной является перераспределительная деятельность (институты пиратства, коммунизма, бюрократии и т.п.), то усилия индивидов будут направлены на поиск информации о механизме функционирования этой деятельности и возможности встроиться в нее. В результате эти правила формируют институциональную среду, которая определяет направления долгосрочного развития общества. Институциональные изменения выражаются в появлении новых правил с соответствующими механизмами их обеспечения и исчезновении старых правил. Это становится возможным, когда новые идеи овладеют умами большинства индивидов или станут преобладать в доминирующей группе. Эти изменения происходят: 1. Эволюционным путем, когда индивиды, ориентируясь на сдвиги в структуре относительных цен, реализуют появившиеся возможности, постепенно образуя новые правила и меняя старые. 2. Революционно, когда излишне резкие институциональные изменения вызывают активное противодействие или при существенном накоплении новых возможностей сдерживаемых старыми правилами. Например, английские буржуазные революции (1640, 1688-1689 гг.) были реакцией на право королей произвольно определять и взимать налоги. По ее итогам эти права были переданы парламенту. После этих изменений снова достигается институциональное равновесие, то есть ситуация в которой институциональные агенты не считают для себя выгодным тратить ресурсы на изменение правил. Основная борьба идет за пересмотр формальных правил. Она определяется экономическими интересами, осуществляется политическим путем и ведет к изменению экономических правил. В итоге выживают наиболее эффективные институты, обеспечивающие развитие 19 сложившейся институциональной среды, которая обычно направлена либо на экономический подъем, либо на реализацию перераспределительной деятельности. Сохранение неэффективных институтов обусловлено наличием такой величины затрат, которая не доступна индивидам желающим перейти к более совершенной институциональной структуре. Важнейшим их элементом являются издержки на преодоление сопротивления тех слоев общества, чьи экономические интересы будут ущемлены. Оно преодолевается либо путем убеждения, что приводит к выработке компромиссов, либо навязывается силой. Особенно серьезным это сопротивление будет, когда оно помимо экономических интересов оно связано с личными ценностями и представлениями, пронизывающими все мировоззрение человека. Именно поэтому гражданская война в России длилась так долго и закончилась почти полным уничтожением носителей иных ценностей. В связи с тем, что практически все институты функционируют в государствах, одним из ограничений институциональных изменений является требование сохранения власти. По сути, любое «правило игры» можно рассматривать как результат власти, так как оно устанавливается людьми, выражает их интересы и реализуется на основе их властных полномочий, принуждающих к его выполнению. В рамках социологии власть – это способность одного человека или группы людей навязывать свои цели другим. Из этого следует, что экономический мир – это мир преимущественно неравных отношений. Факторами, влияющими на институциональные изменения, являются: 1. Количество и качество новаций сдерживаемых старыми правилами. Они могут накапливаться в области технологий, социальных позиций, политических взглядов; 2. Величина вложений необходимых для реализации этих изменений; 3. Наличие или отсутствие информации о процессе и результатах ранее произошедших схожих изменений. 4. Прошлая институциональная система. Степень принятия людьми ценностей новой системы обуславливает скорость преодоления социальной инерции. При этом часть элементов прошлой системы всегда переносится в новую систему. При эволюционном пути доля старых элементов достаточно велика, а при революционном – мала. 5. Наличие или отсутствие в новой системе идеологии и способность большинства населения страны принять ее. 12. Институциональные проблемы российской социально-экономической системы В неоинституционализме эффективными считаются институты, способствующие максимизации общественного богатства. Обычно к ним относят рыночные институты. Однако в 20 России их введение снизило эффективность экономики. Основная причина этого в рассогласовании формальных и неформальных правил, образующих институциональную среду. При социализме когда собственность была государственной и центральный агент не получал право на остаточный доход, самой выгодной стратегией было оппортунистическое поведение. А именно: отлынивание (при превышении плана, в следующий план будет заложен новый уровень достижений, который будет считаться нормальным), повсеместный вынос государственного имущества, работа на себя на государственном оборудовании и т.п. После разрушения института коммунизма, новый был создан не сразу (отсюда и выражение «лихие 90-ые», то есть период многочисленных нарушений закона). В результате не до конца разработанные новые формальные правила, отсутствие эффективных механизмов их исполнения, контроля и принуждения, привели к тому, что достаточно долго сохранялись прежние неформальные нормы, а новые не были ориентированы на соблюдение закона. Основными отличиями российской институциональной среды от западной являются: 1. Пренебрежительное или отрицательное отношение к формальным правилам; 2. Наличие раздаточного механизма распределения ценностей (льгот и привилегий) в соответствии социальным статусом. В этой ситуации рыночные институты стали одним из инструментов борьбы за эти привилегии. Не случайно приватизация закончилась залоговыми аукционами, а после принятия закона о банкротстве стали создаваться организации, доводящие до банкротства, эффективно работающие предприятия. В результате формальные правила стали действовать в режиме неформальных, приводя к недейственности первых или к избирательной их применимости. В российской экономике законы и контракты начинают действовать в зависимости от того достаточно ли у заинтересованных сторон ресурсов, чтобы запустить их в действие или наоборот заблокировать их применение. 3. Кооперация (сеть) как основной способ взаимодействия, тогда как на западе главным была конкуренция (эгоизм). Это связано с тем, что работа в условиях оппортунизма невозможна без сотрудничества с надежными партнерами с теми же личными ценностями. В результате важными становятся: личные связи, способность принять ценности коллектива и беспрекословно выполнять указания свыше. При образовании бизнеса профессиональная компетентность тоже является одним из важнейших факторов успеха, а в период поддержания жизнедеятельности организации перемещается на последние позиции. 4. Наличие взаимодействия в рамках «свой – чужой». На западе эти отношения постепенно устраняются, так как в рыночной экономике нет места «своим». В России же понятие «свой» имеет огромное значение. В том числе оно отражает потребность в причастности к чему-то большему, чем собственная личность. Изначально «своих» объединяло государство. После того, как оно перестало создавать единую и близкую для всех представите- 21 лей общества цель, группы «своих» трансформировались в «кланы», созданные для борьбы с агрессивным окружением. Политические институты тоже пронизаны отношениями «свой – чужой», то есть государство утратило положение независимого арбитра и не способно ликвидировать кланы более эффективным принуждением к исполнению формальных правил. В свою очередь низкая эффективность формальных институтов (в первую очередь экономических и политических) и их не соответствие с традиционными представлениями о справедливости приводят к широкому распространению сделок заключаемых со «своими». 5. Взаимоотношения граждан и государства в российской истории близки к такой идеологии как консерватизм. Она предполагает наличие потребности в причастности к чему-то доброму и вечному, какой-либо великой идее, деянию или задаче, действий во имя абсолютного идеала. В то время как либерализм, лежащий в основе рыночной экономики, провозглашает доминирование «экономического» человека, которому чужды все эти стремления. 6. В России под гражданином понимается человек любящий свою родину, переживающий ее боль и страдание. Еще А.Н. Некрасов писал: «А что такое гражданин? Отечества достойный сын». Например, памятник «гражданину Минину и князю Пожарскому» поставлен именно такому гражданину. На западе под гражданином понимается носитель законных прав и обязанностей, зафиксированных в социальном контракте (конституция), который ограничивает произвол власти, запрещая нарушение прав личности. 7. Власть рассматривается как институт ограниченный не правом, а традициями, нравственными обязательствами и ценностями. Предполагается, что власть должна исполнять своеобразный нравственный долг, по отношению к тем, кто находится в зависимости от нее. В том числе отражая и поддерживая систему традиционных ценностей, скрепляющих общество. Если власть не выполняет этот долг, не уважает права граждан, относясь к ним как к человеческому материалу и источнику государственных доходов, то граждане не соблюдают своих обязанностей и стремятся обмануть государство. В результате можно заключить, что протяжении всей истории России рыночные институты имели в ней второстепенный характер, вплетаясь в систему социальных связей. При реформах не учет зависимости от прошлой институциональной системы стал основной ошибкой. В настоящее время ситуация не изменилась: власти по-прежнему пытаются импортировать либеральные ценности без учета национальных особенностей россиян. Все это в перспективе должно привести к распаду общества. Решением этой проблемы будет, либо изменение политических и экономических институтов под традиционные российские ценности, либо уничтожение этой системы ценностей, что равносильно ликвидации этноса. Реформы можно будет считать завершенными после формирования основ новой экономики и достижения инерционности ее развития.
«Сущность и виды институционализма и институтов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot