Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность и содержание теории управления.

  • 👀 593 просмотра
  • 📌 528 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность и содержание теории управления.» ppt
Теория управления Тема 1. Сущность и содержание теории управления. Токмакова Н.О. Вопросы 1. Предмет и основные проблемы управления. 2. Эволюция управленческой мысли. 3. Место теории управления в структуре современного знания. Понятие и содержание управления Термин «управление» первоначально означал умение объезжать лошадей и ими править. Английское слово «manage» (управлять) происходит от корня латинского слова manus (рука). Особенности категории управления • Историческая категория; • Формируется поздно в связи с дефицитом теоретических знаний , неразвитостью терминологии и недостаточным уровнем спроса на специалистов в этой области; • Определяется характером и уровнем развития производства. Условия развития управления • ОРГАНИЗАЦИЯ • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ • УПРАВЛЕНИЕ Организация-это • Свойство- внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; • Процесс- совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; • Организационная система- объединение людей, совместно реализующих целевую программу с помощью определённых процедур и правил (механизма управления) Деятельность -это • Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Управление - это • - вид деятельности человека, возникший в процессе разделения труда (ХУ111 век); • - объективная потребность всякой деятельности человека; • - фактор успеха деятельности человека; • - процесс целенаправленного организованного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов; Структура управленческой деятельности Ресурсы Субъект Результат Структура системы управления Внешнее директивное воздействие прямая связь Субъект управления  обратная связь Объект управления Внешнее возмущающее воздействие Определение субъекта и объекта • Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. • Объектами управления могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы. Субъект и объект управления должны бы ть: 1. совместимыми; 2. заинтересованными в результатах взаимодействия; 3. относительно самостоятельными; 4. взаимно соответствующими; Содержание понятия управления Управление – целенаправленное организованное воздействие субъекта на объект Упорядочение Регулирование Развитие Объектов и процессов Природы Общества Техники К особенностям управления можно отнести: 1. целенаправленность управления; 2. результативность управления; 3. непрерывность управления во времени и пространстве; Предмет теории управления • Отношения управления- сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия Особенности отношений управления • Передаются через информацию, отражающую формы связей в процессе управления; • Возникают позднее производственных отношений, но их содержание, характер, масштаб определяются этими отношениями; • Являются активной составляющей производственных отношений и оказывают обратное воздействие на развитие производительных сил; • Имеют базисно- надстроечный характер (влияют и на решение производственных задач и на воспитание человека); Классификация отношений управления • По иерархии (субординация и координация); • По отношению к окружающей среде( внешние и внутренние); • По характеру и числу носителей(межсистемные, внутрисистемные, смешанные); • По носителю( индивидуальные и коллективные); • По принадлежности(территориальные, отраслевые, межрегиональные, межотраслевые, территориально –отраслевые) Проблемы управления • Проблема понимания структуры управленческой деятельности (субъект, объект, связи или субъект, запланированный результат(цель), имеющиеся условия(ресурсы)); • Проблема визуализации субъекта и объекта управления; • Проблема социальной опосредованности управления; • Проблема разделения управляющих на две категории( предпринимателей, отвечающих за последствия принятых решений имуществом и менеджеров, отвечающих за ошибки репутацией); • Проблема профессиональной подготовки управленцев; • Проблема перехода к новым принципам управления с учётом качества( акцент на корпоративное планирование, оптимизацию организационных структур, мотивацию); • Проблема вовлечения персонала в управление. Два подхода к определению понятия управления Деятельность в управлении Что делает управленец? Как управляет управленец? Функциональный подход Процессуальный подход Функции управления Процесс принятия решения Основны е категории управления 1. 2. 3. 4. 5. 6. Если управление – это воздействие, то существуют субъект и объект управления. Если управление – это специфический вид деятельности человека, то существуют: методология и организация управления; социально-экономический (человек существо социальное и живет в условиях экономических отношений и интересов) и организационно-технический (характеризует возможности организации) аспекты; функции управления, отражающие его содержание; система управления – совокупность его взаимосвязанных элементов; процесс управления – этапы воздействия субъекта на объект от цели до решения; механизм управления – это рычаги или средства воздействия, которыми как правило являются интересы и общечеловеческие ценности; Три основны х вида управления 1. управление неживой природой – control; 2. управление государством – government; 3. управление хозяйством – management; Менеджмент - это • искусство, методы и технология решения управленческих задач; • зарубежный опыт управления; • аналог понятия «управление»; • прагматическое управление; • это тип управления в условиях рыночной экономики и ее государственного регулирования. Содержание понятия «менеджмент» Наука и практика управления Учебная дисциплина Менеджмент – управление рыночной организацией Управление самостоятельным видом деятельности Группа высших руководителей Основны е признаки менеджмента 1. область деятельности – объект управления; 2. условия деятельности – рыночная экономика; 3. организационные формы управления – венчурные (рисковые) структуры; 4. профессионализм менеджеров и персонала; 5. ориентация на человеческий фактор; 6. мотивирующий стиль управления; Основной комплекс внутренних проблем управления 1. Методология и организация управления. 2. Дифференциация и интеграция управления. 3. Формальное и неформальное управление. Лидерство и стиль. 4. Научность и искусство управления. В системе основных приоритетов менеджмента ведущее место принадлежит: 1. Экономическим проблемам; 2. Проблемам профессионализации управления; 3. Проблемам информатизации менеджмента; 4. Социализации менеджмента – учету человеческого фактора; 5. Интернационализации менеджмента; 6. Диверсификации менеджмента – расширению и совмещению различных видов менеджмента; • • • • • • Факторы , влияю щие на исторические тенденции управления объективные изменения, происходящие в управлении под влиянием развития производства, общества, людей; развитие науки; развитие управленческой мысли; потребность в знании истории; роль истории в жизни страны; потребности будущего; Этапы развития теории и практики управления • I этап – древний период (9-7 тысячелетия до н.э. – XVIII век); • II этап – индустриальный период (1776-1890); • III этап – период систематизации (1856-1960); • IV этап – информационный период (1960 – по настоящее время); Школы управления • Школа научного управления (1885-1920гг.) • Административная (классическая) школа (1920-1950гг.) • Школа человеческих отношений (1930-1950гг.) • Поведенческий подход (1950- по наст. вр.) • Количественный подход (1950 – по наст. вр.) • Процессный подход (1920 – по наст. вр.) • Системный подход (конец 1950-х годов – по наст. вр.) • Ситуационный подход (конец 1960г. – по наст. вр.) Вклад основны х школ в развитие теории и практики управления Школа научного управления 1. 2. 3. 4. 5. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. Отбор работников лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. Вклад основны х школ в развитие теории и практики управления Административная (классическая) школа управления 1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией. Вклад основны х школ в развитие теории и практики управления Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук 1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности. 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом. Вклад основны х школ в развитие теории и практики управления Количественны й подход 1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях. Вклад основны х специалистов в развитие управления Школа Вклад в развитие науки Выдающиеся представители Внешняя среда Классическ ая школа (школа научного управления ) Научное управление, система контроля, хронометраж, изучение трудовых движений, функции управления, административн ая теория и др. Г. Гант (1908), Ф.Тейлор (1911), Ф. и Л. Гилберт (1911), А.Файоль (1916), Дж. Муни (1931), Л. Урвик (1943) и др. Рост размеров организации, рост объемов рынка товаров, первая мировая война, депрессия в экономике, постиндустриа льная революция, рост влияния менеджеров. Вклад основны х специалистов в развитие управления Школа Вклад в развитие науки Поведенчес кая школа (школа человеческ их отношений) Учет особенностей конкретного индивидуума, мотивация труда, профессиональн ые менеджеры, управление в целом и др. Выдающиеся представители Э. Мэйо (1945), П. Друкер (1945), М. Вебер (1947), А. Маслоу (1960) Внешняя среда Вторая мировая война, рост влияния профсоюзов, потребность в подготовленных менеджерах. Вклад основны х специалистов в развитие управления Школа Школа управлен ческой науки Вклад в развитие Выдающиеся науки представители Исследование операций, моделировани е, теория игр, теория решений и др. Н. Винер (1949), Г. Саймон (1955), Д. Мак-Грегор (1960), И. Ансоф (1965), Л. Канторович (1976) и др. Внешняя среда Рост размеров корпораций, спад производства, развитие военнопромышленно го комплекса. Вклад основны х специалистов в развитие управления Школа Вклад в развитие науки Выдающиеся представители Внешняя среда Системны й подход в управлени и (ситуацион ный, маркетинг овый и др.) Динамическое окружение, матричные разработки, социальная ответственность, организационны е изменения, информационны е системы и др. Д. Томпсон (1967), П. Лоренс (1967), В. Оучи (1975), Г. Минцберг (1973), Р. Стюарт (1976), М. Портер (1980), и др. Расширяющаяс я (глобальная) экономика, космическое соперничество, высокотехнолог ичные продукты, рост числа профессий высокой квалификации. Точки зрения на проблему законов управления • это юридические законы, регламентирующие управление; • это законы, в соответствии с которыми развивается объект управления; • это законы, с помощью которых субъект управления воздействует на объект; Общие закономерности управления 1. Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства. 2. Закономерность преимущественной эффективности сознательного планомерного управления. 3. Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления. 4. Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Частны е закономерности управления 1. Закономерность изменения функций управления. 2. Закономерность оптимизации числа ступеней управления. 3. Закономерность концентрации функций управления. 4. Закономерность распространенности контроля. Закономерности управления 1. Закономерность интеграции деятельности людей в процессах менеджмента. 2. Закономерность иерархии управления. 3. Закономерность необходимой централизации. 4. Закономерность человеческого фактора в управлении. 5. Закономерность целесообразности управления. 6. Закономерность управляемости организации. 7. Закономерность соответствия целей субъекта и объекта управления. 8. Закономерность ресурсообеспечения управления. 9. Закономерность информационного обеспечения управления. Общие законы функционирования социальны х систем управления 1. Закон синергии (суммирующий эффект взаимодействия). 2. Закон информированности и упорядоченности. 3. Закон развития. 4. Закон композиции( составление, связывание). Общие законы управления в России 1. Закон специализации управления. 2. Закон интеграции управления. 3. Закон экономии времени. Принципы Фредерика У.Тейлора (1865-1915)  Научный отбор рабочего;  Научное обучение рабочего;  Специализация работы;  Важность побудительных мотивов заработной платы;  Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими; Принципы Харрингтона Эмерсона (1853-1931)  Отчетливо поставленные цели;  Экономический подход;  Привлечение специалистов;  Полный контроль и учет;  Экономичность норм;  Обеспечение условий;  Стандартизация операций;  Вознаграждение за производительность; Принципы Анри Файоля (1841-1925)  Разделение труда;  Полномочия и ответственность  Дисциплина;  Единоначалие;  Единство действий  Подчиненность личных интересов;  Вознаграждение персонала;  Централизация;  Скалярная цепь;  Порядок;  Справедливость;  Стабильность персонала;  Инициатива;  Корпоративный дух; Принципы Макса Вебера (1864-1920)  Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов;  Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;  Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность обязанностей и скоординированность задач;  Формальная обезличенность роли официального лица, позволяющая снизить эффект субъективных ошибок;  Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями, что защитит служащих от произвола начальства; Новая управленческая парадигма • Парадигма-ключевая идея, лежащая в основе построения научной концепции; • Современная парадигма управления основывается на разнообразных элементах управленческого воздействия. Она использует не только такие традиционные элементы, как власть, авторитет, персональная зависимость, экономическое принуждение, мотивация, но и такие относительно новые элементы, как творческое участие персонала, образование команд, приверженность, инновационность, управление знаниями. • Современная парадигма управления все в меньшей степени опирается на тейлоризм, она характеризуется не простой исполнительностью каждого работника, а его инициативой. • Еще одной общей тенденцией развития управления сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Место теории управления в системе современного знания • Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами. • В отличие от менеджмента абстрагируется от национальных и социокультурных факторов, концентрируясь на выявлении наиболее устойчивых черт управленческой деятельности Современны е проблемы теории управления • Эффективное разделение труда; • Выбор способов стимулирования труда; • Оптимизация разграничения полномочий между уровнями управления; • Подбор адекватных методов управленческого воздействия; • Адаптация организационной структуры к целям и особенностям деятельности Цель теории управления • Выработка общих закономерностей реализации управленческой деятельности, описание условий, способствующих формированию устойчивых схем принятия решений. Задачи теории управления • Обобщение опыта управленческой деятельности; • Выработка рекомендаций по оптимизации управленческого труда; • Оптимизация систем управления; • Выбор методов и средств регулирования социальноэкономических процессов; • Выявление и операционализация сложносоставных задач; • Обоснование видов управленческой деятельности; • Дифференциализация труда в деятельности крупных предприятий; • Разработка алгоритмов принятия эффективных решений; • Формирование условий для социального партнёрства. Типичны е свойства управления • Цикличность- устойчивая воспроизводимость управленческих решений, направленных на достижение целей; • Дискретность- структурирует управленческую деятельность, разлагая её на отдельные функциональные блоки; • Динамизм- реакция на постоянно изменяющиеся условия; • Иерархичность- соподчинённость между различными распорядительными уровнями; • Непрерывность связей- отсутствие разрывов в решении управленческих задач; • Скалярность- строгая соподчинённость между уровнями управления; • Взаимозависимость элементов- позволяет адаптироваться к неблагоприятным изменениям окружающей среды путём мобилизации внутренних ресурсов для нейтрализации негативных воздействий. Типичны е уровни и связи управления • Уровни: человек, группа людей( предприятие, организация), отрасль, территория; • Уровни: корпоративного управления (ориентация на прибыль), территориального управления( ориентация на качество жизни населения); Функции теории управления Организационные Производственные Базовые Базовы е функции • Выражают общий смысл управленческой деятельности безотносительно к её конкретному содержанию; • К ним относят: координационную, стимулирующую, компенсационную, контролирующую, производственную и коммуникационную. Производственны е функции • Направлены на формирование эффективного режима, лежащего в основе деятельности предприятия( организации) • К ним относят производственные подразделения, финансовую и маркетинговую службы Организационны е функции • Обеспечивают координацию работ различных звеньев производственного процесса; • К ним относят: управление персоналом, разрешение конфликтных ситуаций,стимулирование инновационной деятельности подразделений и др. Принципы управления Ральфа Стокдилла(1948 г.) положенны е в основу формирования профессиональны х навы ков управленцев • Принцип социальной эффективности; • Принцип организационной компетентности; • Принцип стратегического управления; • Принцип чувствительности к инновациям; • Принцип финансовой компетентности; • Принцип оптимизации инвестиционных вложений.
«Сущность и содержание теории управления.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 75 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot