Сущность и содержание теории управления.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Теория управления Тема 1.
Сущность и содержание теории
управления.
Токмакова Н.О.
Вопросы
1. Предмет и основные проблемы
управления.
2. Эволюция управленческой мысли.
3. Место теории управления в структуре
современного знания.
Понятие и содержание
управления
Термин «управление» первоначально
означал умение объезжать лошадей и
ими править. Английское слово
«manage» (управлять) происходит от
корня латинского слова manus (рука).
Особенности категории
управления
• Историческая категория;
• Формируется поздно в связи с
дефицитом теоретических знаний ,
неразвитостью терминологии и
недостаточным уровнем спроса на
специалистов в этой области;
• Определяется характером и уровнем
развития производства.
Условия развития
управления
• ОРГАНИЗАЦИЯ
• ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• УПРАВЛЕНИЕ
Организация-это
• Свойство- внутренняя упорядоченность,
согласованность взаимодействия более или
менее дифференцированных и автономных
частей целого, обусловленная его строением;
• Процесс- совокупность действий, ведущих к
образованию и совершенствованию
взаимосвязей между частями целого;
• Организационная система- объединение
людей, совместно реализующих целевую
программу с помощью определённых
процедур и правил (механизма управления)
Деятельность -это
• Специфически человеческая форма
активного отношения к окружающему
миру, содержание которой составляет
его целесообразное изменение и
преобразование.
Управление - это
• - вид деятельности человека, возникший в
процессе разделения труда (ХУ111 век);
• - объективная потребность всякой
деятельности человека;
• - фактор успеха деятельности человека;
• - процесс целенаправленного
организованного воздействия субъекта
управления на объект управления для
достижения определенных результатов;
Структура управленческой
деятельности
Ресурсы
Субъект
Результат
Структура системы управления
Внешнее директивное
воздействие
прямая связь
Субъект управления
обратная связь
Объект управления
Внешнее
возмущающее
воздействие
Определение субъекта и объекта
•
Под субъектом управления
понимается физическое или
юридическое лицо, от которого исходит
властное воздействие.
• Объектами управления могут быть
физические и юридические лица, а
также социально-экономические
системы и процессы.
Субъект и объект управления
должны бы ть:
1. совместимыми;
2. заинтересованными в результатах
взаимодействия;
3. относительно самостоятельными;
4. взаимно соответствующими;
Содержание понятия управления
Управление –
целенаправленное организованное воздействие субъекта на объект
Упорядочение
Регулирование
Развитие
Объектов и процессов
Природы
Общества
Техники
К особенностям управления
можно отнести:
1. целенаправленность управления;
2. результативность управления;
3. непрерывность управления во
времени и пространстве;
Предмет теории управления
• Отношения управления- сложный
комплекс устойчивых взаимосвязей и
взаимодействий людей и коллективов в
процессе управленческого воздействия
Особенности отношений
управления
• Передаются через информацию, отражающую
формы связей в процессе управления;
• Возникают позднее производственных отношений, но
их содержание, характер, масштаб определяются
этими отношениями;
• Являются активной составляющей
производственных отношений и оказывают обратное
воздействие на развитие производительных сил;
• Имеют базисно- надстроечный характер (влияют и на
решение производственных задач и на воспитание
человека);
Классификация отношений
управления
• По иерархии (субординация и координация);
• По отношению к окружающей среде( внешние и
внутренние);
• По характеру и числу носителей(межсистемные,
внутрисистемные, смешанные);
• По носителю( индивидуальные и коллективные);
• По принадлежности(территориальные, отраслевые,
межрегиональные, межотраслевые, территориально
–отраслевые)
Проблемы управления
• Проблема понимания структуры управленческой деятельности
(субъект, объект, связи или субъект, запланированный
результат(цель), имеющиеся условия(ресурсы));
• Проблема визуализации субъекта и объекта управления;
• Проблема социальной опосредованности управления;
• Проблема разделения управляющих на две
категории( предпринимателей, отвечающих за последствия
принятых решений имуществом и менеджеров, отвечающих за
ошибки репутацией);
• Проблема профессиональной подготовки управленцев;
• Проблема перехода к новым принципам управления с учётом
качества( акцент на корпоративное планирование, оптимизацию
организационных структур, мотивацию);
• Проблема вовлечения персонала в управление.
Два подхода к определению
понятия управления
Деятельность в управлении
Что делает управленец?
Как управляет управленец?
Функциональный подход
Процессуальный подход
Функции управления
Процесс принятия решения
Основны е категории управления
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Если управление – это воздействие, то существуют
субъект и объект управления.
Если управление – это специфический вид деятельности
человека, то существуют:
методология и организация управления;
социально-экономический (человек существо социальное и
живет в условиях экономических отношений и интересов) и
организационно-технический (характеризует возможности
организации) аспекты;
функции управления, отражающие его содержание;
система управления – совокупность его взаимосвязанных
элементов;
процесс управления – этапы воздействия субъекта на
объект от цели до решения;
механизм управления – это рычаги или средства
воздействия, которыми как правило являются интересы и
общечеловеческие ценности;
Три основны х вида управления
1. управление неживой природой –
control;
2. управление государством –
government;
3. управление хозяйством –
management;
Менеджмент - это
• искусство, методы и технология
решения управленческих задач;
• зарубежный опыт управления;
• аналог понятия «управление»;
• прагматическое управление;
• это тип управления в условиях
рыночной экономики и ее
государственного регулирования.
Содержание понятия
«менеджмент»
Наука и практика
управления
Учебная
дисциплина
Менеджмент – управление
рыночной организацией
Управление
самостоятельным
видом деятельности
Группа
высших
руководителей
Основны е признаки менеджмента
1. область деятельности – объект управления;
2. условия деятельности – рыночная
экономика;
3. организационные формы управления –
венчурные (рисковые) структуры;
4. профессионализм менеджеров и
персонала;
5. ориентация на человеческий фактор;
6. мотивирующий стиль управления;
Основной комплекс
внутренних проблем управления
1. Методология и организация
управления.
2. Дифференциация и интеграция
управления.
3. Формальное и неформальное
управление. Лидерство и стиль.
4. Научность и искусство управления.
В системе основных приоритетов
менеджмента ведущее место
принадлежит:
1. Экономическим проблемам;
2. Проблемам профессионализации
управления;
3. Проблемам информатизации менеджмента;
4. Социализации менеджмента – учету
человеческого фактора;
5. Интернационализации менеджмента;
6. Диверсификации менеджмента –
расширению и совмещению различных видов
менеджмента;
•
•
•
•
•
•
Факторы , влияю щие на
исторические тенденции
управления
объективные изменения,
происходящие в управлении под
влиянием развития производства,
общества, людей;
развитие науки;
развитие управленческой мысли;
потребность в знании истории;
роль истории в жизни страны;
потребности будущего;
Этапы развития теории и
практики управления
• I этап – древний период
(9-7 тысячелетия до н.э. – XVIII век);
• II этап – индустриальный период
(1776-1890);
• III этап – период систематизации
(1856-1960);
• IV этап – информационный период
(1960 – по настоящее время);
Школы управления
• Школа научного управления (1885-1920гг.)
• Административная (классическая) школа
(1920-1950гг.)
• Школа человеческих отношений
(1930-1950гг.)
• Поведенческий подход (1950- по наст. вр.)
• Количественный подход (1950 – по наст. вр.)
• Процессный подход (1920 – по наст. вр.)
• Системный подход
(конец 1950-х годов – по наст. вр.)
• Ситуационный подход
(конец 1960г. – по наст. вр.)
Вклад основны х школ в развитие
теории и практики управления
Школа научного управления
1.
2.
3.
4.
5.
Использование научного анализа для определения
лучших способов выполнения задачи.
Отбор работников лучше всего подходящих для
выполнения задач, и обеспечение их обучения.
Обеспечение работников ресурсами, требуемыми
для эффективного выполнения их задач.
Систематическое и правильное использование
материального стимулирования для повышения
производительности.
Отделение планирования и обдумывания от самой
работы.
Вклад основны х школ в развитие
теории и практики управления
Административная (классическая) школа
управления
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход к
управлению всей организацией.
Вклад основны х школ в развитие
теории и практики управления
Школа человеческих отношений и школа
поведенческих наук
1. Применение приемов управления
межличностными отношениями для
повышения степени удовлетворенности и
производительности.
2. Применение наук о человеческом
поведении к управлению и формированию
организации таким образом, чтобы каждый
работник мог быть полностью использован
в соответствии с его потенциалом.
Вклад основны х школ в развитие
теории и практики управления
Количественны й подход
1. Углубление понимания сложных
управленческих проблем благодаря
разработке и применению моделей.
2. Развитие количественных методов в
помощь руководителям,
принимающим решения в сложных
ситуациях.
Вклад основны х специалистов в
развитие управления
Школа
Вклад в
развитие науки
Выдающиеся
представители
Внешняя
среда
Классическ
ая школа
(школа
научного
управления
)
Научное
управление,
система
контроля,
хронометраж,
изучение
трудовых
движений,
функции
управления,
административн
ая теория и др.
Г. Гант (1908),
Ф.Тейлор
(1911),
Ф. и Л. Гилберт
(1911),
А.Файоль
(1916),
Дж. Муни
(1931),
Л. Урвик (1943)
и др.
Рост размеров
организации,
рост объемов
рынка товаров,
первая
мировая война,
депрессия в
экономике,
постиндустриа
льная
революция,
рост влияния
менеджеров.
Вклад основны х специалистов в
развитие управления
Школа
Вклад в развитие
науки
Поведенчес
кая школа
(школа
человеческ
их
отношений)
Учет
особенностей
конкретного
индивидуума,
мотивация
труда,
профессиональн
ые менеджеры,
управление в
целом и др.
Выдающиеся
представители
Э. Мэйо
(1945),
П. Друкер
(1945),
М. Вебер
(1947),
А. Маслоу
(1960)
Внешняя среда
Вторая мировая
война, рост
влияния
профсоюзов,
потребность в
подготовленных
менеджерах.
Вклад основны х специалистов в
развитие управления
Школа
Школа
управлен
ческой
науки
Вклад в развитие Выдающиеся
науки
представители
Исследование
операций,
моделировани
е, теория игр,
теория
решений и др.
Н. Винер
(1949),
Г. Саймон
(1955),
Д. Мак-Грегор
(1960),
И. Ансоф
(1965),
Л. Канторович
(1976)
и др.
Внешняя среда
Рост размеров
корпораций,
спад
производства,
развитие
военнопромышленно
го комплекса.
Вклад основны х специалистов в развитие
управления
Школа
Вклад в развитие
науки
Выдающиеся
представители
Внешняя среда
Системны
й подход в
управлени
и
(ситуацион
ный,
маркетинг
овый и
др.)
Динамическое
окружение,
матричные
разработки,
социальная
ответственность,
организационны
е изменения,
информационны
е системы и др.
Д. Томпсон
(1967),
П. Лоренс
(1967),
В. Оучи (1975),
Г. Минцберг
(1973),
Р. Стюарт
(1976),
М. Портер
(1980),
и др.
Расширяющаяс
я (глобальная)
экономика,
космическое
соперничество,
высокотехнолог
ичные
продукты, рост
числа
профессий
высокой
квалификации.
Точки зрения на проблему
законов управления
• это юридические законы,
регламентирующие управление;
• это законы, в соответствии с
которыми развивается объект
управления;
• это законы, с помощью которых
субъект управления воздействует на
объект;
Общие закономерности
управления
1. Закономерность соответствия социального
содержания управления формам
собственности на средства производства.
2. Закономерность преимущественной
эффективности сознательного планомерного
управления.
3. Закономерность соотносительности
управляющей и управляемой систем, субъекта
и объекта управления.
4. Закономерность усиления процессов
разделения и кооперации труда в управлении.
Частны е закономерности
управления
1. Закономерность изменения функций
управления.
2. Закономерность оптимизации числа
ступеней управления.
3. Закономерность концентрации
функций управления.
4. Закономерность распространенности
контроля.
Закономерности
управления
1. Закономерность интеграции деятельности людей в
процессах менеджмента.
2. Закономерность иерархии управления.
3. Закономерность необходимой централизации.
4. Закономерность человеческого фактора в управлении.
5. Закономерность целесообразности управления.
6. Закономерность управляемости организации.
7. Закономерность соответствия целей субъекта и
объекта управления.
8. Закономерность ресурсообеспечения управления.
9. Закономерность информационного обеспечения
управления.
Общие законы
функционирования социальны х
систем управления
1. Закон синергии (суммирующий
эффект взаимодействия).
2. Закон информированности и
упорядоченности.
3. Закон развития.
4. Закон композиции( составление,
связывание).
Общие законы управления в
России
1. Закон специализации
управления.
2. Закон интеграции управления.
3. Закон экономии времени.
Принципы Фредерика
У.Тейлора (1865-1915)
Научный отбор рабочего;
Научное обучение рабочего;
Специализация работы;
Важность побудительных мотивов
заработной платы;
Справедливое распределение
ответственности между рабочими и
управляющими;
Принципы Харрингтона
Эмерсона (1853-1931)
Отчетливо поставленные цели;
Экономический подход;
Привлечение специалистов;
Полный контроль и учет;
Экономичность норм;
Обеспечение условий;
Стандартизация операций;
Вознаграждение за производительность;
Принципы Анри Файоля
(1841-1925)
Разделение труда;
Полномочия и ответственность
Дисциплина;
Единоначалие;
Единство действий
Подчиненность личных интересов;
Вознаграждение персонала;
Централизация;
Скалярная цепь;
Порядок;
Справедливость;
Стабильность персонала;
Инициатива;
Корпоративный дух;
Принципы Макса Вебера
(1864-1920)
Четкое разделение труда, что приводит к появлению
высококвалифицированных специалистов;
Иерархичность уровней управления, при которой
каждый нижестоящий уровень контролируется
вышестоящим и подчиняется ему;
Наличие взаимоувязанной системы обобщенных
формальных правил и стандартов, обеспечивающих
однородность обязанностей и скоординированность
задач;
Формальная обезличенность роли официального лица,
позволяющая снизить эффект субъективных ошибок;
Осуществление найма на работу в строгом
соответствии с квалификационными требованиями, что
защитит служащих от произвола начальства;
Новая управленческая
парадигма
• Парадигма-ключевая идея, лежащая в основе построения
научной концепции;
• Современная парадигма управления основывается на
разнообразных элементах управленческого воздействия. Она
использует не только такие традиционные элементы, как
власть, авторитет, персональная зависимость, экономическое
принуждение, мотивация, но и такие относительно новые
элементы, как творческое участие персонала, образование
команд, приверженность, инновационность, управление
знаниями.
• Современная парадигма управления все в меньшей степени
опирается на тейлоризм, она характеризуется не простой
исполнительностью каждого работника, а его инициативой.
• Еще одной общей тенденцией развития управления сегодня
стало распространение концепций, методов и моделей
управления, доказавших свою эффективность в коммерческих
организациях, на некоммерческие организации.
Место теории управления в
системе современного знания
• Тео́рия управле́ния — наука о принципах и
методах управления различными системами,
процессами и объектами.
• В отличие от менеджмента абстрагируется от
национальных и социокультурных факторов,
концентрируясь на выявлении наиболее
устойчивых черт управленческой
деятельности
Современны е проблемы
теории управления
• Эффективное разделение труда;
• Выбор способов стимулирования труда;
• Оптимизация разграничения
полномочий между уровнями
управления;
• Подбор адекватных методов
управленческого воздействия;
• Адаптация организационной структуры
к целям и особенностям деятельности
Цель теории управления
• Выработка общих закономерностей
реализации управленческой
деятельности, описание условий,
способствующих формированию
устойчивых схем принятия решений.
Задачи теории управления
• Обобщение опыта управленческой деятельности;
• Выработка рекомендаций по оптимизации управленческого
труда;
• Оптимизация систем управления;
• Выбор методов и средств регулирования социальноэкономических процессов;
• Выявление и операционализация сложносоставных задач;
• Обоснование видов управленческой деятельности;
• Дифференциализация труда в деятельности крупных
предприятий;
• Разработка алгоритмов принятия эффективных решений;
• Формирование условий для социального партнёрства.
Типичны е свойства
управления
• Цикличность- устойчивая воспроизводимость управленческих
решений, направленных на достижение целей;
• Дискретность- структурирует управленческую деятельность,
разлагая её на отдельные функциональные блоки;
• Динамизм- реакция на постоянно изменяющиеся условия;
• Иерархичность- соподчинённость между различными
распорядительными уровнями;
• Непрерывность связей- отсутствие разрывов в решении
управленческих задач;
• Скалярность- строгая соподчинённость между уровнями
управления;
• Взаимозависимость элементов- позволяет адаптироваться к
неблагоприятным изменениям окружающей среды путём
мобилизации внутренних ресурсов для нейтрализации
негативных воздействий.
Типичны е уровни и связи
управления
• Уровни: человек, группа
людей( предприятие, организация),
отрасль, территория;
• Уровни: корпоративного управления
(ориентация на прибыль),
территориального
управления( ориентация на качество
жизни населения);
Функции теории управления
Организационные
Производственные
Базовые
Базовы е функции
• Выражают общий смысл
управленческой деятельности
безотносительно к её конкретному
содержанию;
• К ним относят: координационную,
стимулирующую, компенсационную,
контролирующую, производственную и
коммуникационную.
Производственны е функции
• Направлены на формирование
эффективного режима, лежащего в
основе деятельности
предприятия( организации)
• К ним относят производственные
подразделения, финансовую и
маркетинговую службы
Организационны е функции
• Обеспечивают координацию работ
различных звеньев производственного
процесса;
• К ним относят: управление персоналом,
разрешение конфликтных
ситуаций,стимулирование
инновационной деятельности
подразделений и др.
Принципы управления Ральфа Стокдилла(1948 г.)
положенны е в основу формирования
профессиональны х навы ков управленцев
• Принцип социальной эффективности;
• Принцип организационной
компетентности;
• Принцип стратегического управления;
• Принцип чувствительности к
инновациям;
• Принцип финансовой компетентности;
• Принцип оптимизации инвестиционных
вложений.