Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность и принципы технического регулирования

  • 👀 539 просмотров
  • 📌 492 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Сущность и принципы технического регулирования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность и принципы технического регулирования» pdf
Качество и техническое регулирование Понятие «качество» Если вы внимательно прочитали описание нашего курса, то знаете, что все три его раздела объединены понятием «качество», и в каждом из разделов изучаются инструменты обеспечения качества технических объектов. Зачем современному специалисту нужно владеть этими инструментами? Качество является основой конкурентоспособности продукции, услуг, работ. А в рыночных условиях ничто не спасет предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность и безопасность своей продукции. Что такое качество? В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» качество (quality) – это степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям. Т.е. с одной стороны у любого технического объекта можно определить присущие ему характеристики, например, измерив его геометрические параметры, массу и т.д. Характеристика – это отличительное свойство объекта (продукции, процесса, системы). Существуют различные классы характеристик, такие как:  физические (например, механические, электрические, химические или биологические характеристики);  органолептические (например, связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);  этические (например, вежливость, честность, правдивость);  временные (например, пунктуальность, безотказность, доступность);  эргономические (например, физиологические характеристики или связанные с безопасностью человека);  функциональные (например, максимальная скорость самолета). С другой стороны для таких объектов в нормативных документах устанавливаются определенные требования. Требование можно определить, как документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения. То есть, с одной стороны, у любого технического объекта можно определить присущие ему характеристики, например, измерив его геометрические параметры, массу и так далее. С другой стороны, для технических объектов в нормативных документах устанавливаются определенные требования. Тогда при высокой степени соответствия присущих характеристик документально изложенным требованиям можно говорить о высоком качестве технического объекта. Тогда при высокой степени соответствия присущих характеристик документально установленным требованиям можно говорить о высоком качестве технического объекта. Если представить понятие качества в виде схемы, то наглядно видно роль и метрологии, и стандартизации, и оценки соответствия в деятельности по обеспечению качества технических объектов. Действительно, для того, чтобы получить информацию о количественных характеристиках, присущих техническим объектам, нужно владеть основами метрологии. Для того, чтобы устанавливать, применять требования к техническим объектам, оценивать соответствие этим требованиям, надо уметь использовать инструменты технического регулирования, в том числе стандартизации и оценки соответствия. Приведенное определение наглядно показывает роль и метрологии, и стандартизации, и оценки соответствия в деятельности по обеспечению качества технических объектов. Действительно, для того, чтобы получить информацию о количественных характеристиках, присущих объектам, нужно владеть основами метрологии. Для того, чтобы устанавливать, применять и исполнять требования к техническим объектам, оценивать соответствие этим требованиям, надо уметь использовать инструменты технического регулирования, в том числе стандартизации и оценки соответствия. Сущность технического регулирования Термин «техническое регулирование» был введен в России Федеральным законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 (официальное опубликование текста Федерального закона в "Российской газете" от 31 декабря 2002 г. N 245). С введением в действия этого закона в июле 2003-го года в России началась реформа в области технического регулирования, направленная на создание современной системы, которая гармонизирована с механизмами технического регулирования в развитых странах и основана на базовых принципах Соглашения Всемирной торговой организации о технических барьерах в торговле. В Федеральном законе № 184-ФЗ дается такое определение: техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Если вчитаться в достаточно скучное и громоздкое определение технического регулирования, то можно понять, что речь идет практически обо всем, что нас окружает: о любых предметах, процессах их изготовления, использования… вплоть до утилизации. В определении также просматриваются главные элементы технического регулирования – правовое регулирование в трех областях:  во-первых, в области установления, применения и исполнения обязательных требований к объектам технического регулирования;  во-вторых, в области применения на добровольной основе требований к таким объектам;  в-третьих, правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Таким образом, базовым положением системы технического регулирования, введенным Федеральным законом № 184-ФЗ, является четкое разделение требований на обязательные для соблюдения и предназначенные для добровольного применения. Причем обязательные требования устанавливаются только в специальных документах, которые соответствуют самым современным международным и европейским подходам, и называются техническими регламентами, а добровольные требования устанавливаются в других документах – в документах по стандартизации. Давайте попробуем разобраться, для чего нужно четкое разделение требований к объектам технического регулирования на обязательные и добровольные? Никто не будет спорить с тем, что вся продукция, которой мы пользуемся, должна быть как минимум безопасна для нас и наших близких. Ведь у всех нас, несмотря на наши особенности и различия, заботят безопасность собственной жизни, зданий, где мы живем; нам важно сохранить здоровье, для чего, например, следует есть безопасную пищу, носить безопасную одежду; мы хотим пользоваться безопасной техникой в быту и безопасными станками на работе... Вот здесь-то и призвано помочь техническое регулирование – на первый взгляд, скучное и наукообразное явление, но при ближайшем рассмотрении – такое необходимое и близкое каждому. По сути, именно оно помогает сделать нашу жизнь безопасной, защищает рынок от недоброкачественной продукции, накладывает соответствующие обязательства на производителей и других участников рынка. Безопасность – вот первое ключевое слово технического регулирования. Любой человек должен быть проинформирован о свойствах продукции и быть уверен в том, что она не должна причинить ему вред. Техническое регулирование заставляет производителей строго соблюдать обязательные требования, которые установлены в технических регламентах в отношении различных товаров. Проще говоря, любое предприятие, завод или фабрика, даже в ущерб прибыли, не должны выходить за рамки обязательных правил ради сохранения нашей безопасности. Однако технические регламенты, определяя обязательные требования к продукции, не ограничивают производителей в возможности выбора путей удовлетворения потребностей, запросов потребителей. Все мы потребители – разные и требуем разных товаров и услуг, разного свойства и качества. И будет неправильно изготавливать продукцию только одного вида. Пусть на 100 процентов безопасного, но только одного. Это означало бы, что у всех покупателей был бы только один вариант без возможности выбора. Современная система технического регулирования в России не допускает таких ограничений. Она дает производителю широкий спектр возможностей. Производители сами решают, каким способом, используя какие материалы, какие конструкции, какую технику, они могут добиться внимания потребителей к своей продукции. При этом используются документы по стандартизации, которые можно применять по своему выбору, добровольно, для производства продукции более высокого качества, расширенных характеристик. Можно, например, работать по стандартам, которые утверждены на национальном уровне. А можно использовать собственные стандарты, стандарты организации, в целях приобретения конкурентного преимущества на рынке. Только через добровольную сферу можно развивать качество, не навязывая чиновничье видение ни потребителю, ни изготовителю, а лишь стимулируя первого к выбору, а второго – к производству более качественной продукции. Но в любом случае требования безопасности неизменны. Только соответствующая им, т. е. техническим регламентам, продукция допускается на рынок. Таким образом, с помощью технического регулирования государство обеспечивает баланс между ограничением по безопасности поступающей на рынок продукции и свободой перемещения качественной конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей разнообразные потребности потребителей. Причем современная система технического регулирования в России призвана обеспечить свободу перемещения товаров не только внутри нашей страны, но и в рамках международной торговли, так как она основана на базовых принципах Соглашения Всемирной торговой организации о технических барьерах в торговле и гармонизирована с механизмами технического регулирования в развитых странах. Закон «О техническом регулировании» решил еще одну проблему правового регулирования отношений в области установления и применения требований к техническим объектам. Проблема была связана с дуализмом стандартов, в которых до 2003 года устанавливались как обязательные, так и добровольные для применения требований. Нечеткость отнесения в действовавших стандартах требований к обязательному или добровольному применению приводило к тому, что предприниматели трактовали их по-своему, контролирующие органы – по-своему. Введение технических регламентов, как документов, специально разрабатываемых для установления только обязательных требований, с исключением обязательных требований из любых других документов, позволило решить данную проблему. Однако для перехода от старой системы технического регулирования к новой, основанной на 184-м Законе, требуется переходный период, который начинается с момента вступления в силу Федерального закона, т.е. с 01 июля 2003 года, и продолжается до вступления в силу соответствующих технических регламентов. В переходный период используют обязательные требования, установленные в нормативных документах, принятых до 2003 года, но в ограниченном объеме, только в части, соответствующей целям обеспечения безопасности, энергетической эффективности и ресурсосбережения, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принципы технического регулирования Закон «О техническом регулировании» устанавливает принципы технического регулирования. Одним из важнейших принципов, обеспечивающих возможность практического применения всех механизмов правового регулирования в этой сфере, является соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики. Несоблюдение этого принципа может привести к нарушению баланса между ограничением по безопасности продукции и свободой деятельности для отечественных предприятий. В нескольких пунктах Закона «О техническом регулировании» устанавливается также единообразный подход к формированию элементов технического регулирования:  установлению и применению требований;  аккредитации;  испытаниям при проведении процедур обязательной оценки соответствия. Еще один важный принцип технического регулирования – это недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации. Этот принцип подразумевает необходимость поддержания конкуренции между субъектами, равенство прав и возможностей для лиц и организаций, намеренных проводить соответствующую работу, недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо органов в этой области. Далее в 184–м законе устанавливается необходимость обеспечения четкого разделения функций и взаимной независимости субъектов технического регулирования. Например, под независимостью органов по сертификации от изготовителей продукции, продавцов, исполнителей работ и услуг, приобретателей продукции следует понимать отсутствие организационной, административной, экономической, финансовой или любой иной формы зависимости. И наконец, принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением обязательных требований. Направлен на обеспечение независимости органов государственного контроля в финансовой области, что является необходимым условием эффективного выполнения стоящих перед ними задач.
«Сущность и принципы технического регулирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 170 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot