Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Структурные элементы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  • ⌛ 2017 год
  • 👀 594 просмотра
  • 📌 551 загрузка
  • 🏢️ СПБ ГДТЮ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Структурные элементы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» pdf
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Городской центр развития дополнительного образования ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ Методические комментарии Санкт-Петербург 2017 1 Грецкова С.А., Колганова А.И., Якушева Е.Л. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Методические комментарии. – ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2017. В подготовке материалов сборника приняли участие: Бабич Е.Н. Дядькова Л.Г. Котова А.А. Лазарева Е.Я. Миронова А.А. Михайленко О.В. Мороз Е.О. Прасолова С.В. Сабинина Н.Н. Сеничева И.О. Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, 2017 Городской центр развития дополнительного образования, 2017 Печать РИС ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» Заказ Т 161, тираж 300 экз. 2 Содержание От авторов ………………………………………………………………… 3 Титульный лист…………………………………………………………… 4 Пояснительная записка …………………………………………………. 5 Учебный план …………………………………………………………….. 12 Календарный учебный график…………………………………………. 13 Рабочая программа………………………………………………………. 14 Оценочные и методические материалы……………………………… 18 Приложения……………………………………………………………….. Приложение 1 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях СанктПетербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» / Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р………………............................….................................................... Приложение 2 Хуторской А.В. Ключевые компетенции………………………………….... 23 23 29 ОТ АВТОРОВ Методические комментарии разработаны в соответствии с Распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» (Приложение 1 к Комментариям). Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – программ) должно осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами, согласно перечню в Приложении 1 к Распоряжению Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р. В тексте программ в отношении лиц, осваивающих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, в соответствии с п.2 ст.33 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, необходимо использовать термин «учащиеся». 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 рассматривает образовательную программу как «… комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов…». В соответствии с этим дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает следующие структурные элементы:  Титульный лист  Пояснительная записка  Учебный план  Календарный учебный график  Рабочая программа  Оценочные и методические материалы ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Титульный лист (лат.Titulus — надпись, заглавие) — первая страница, служащая источником информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе указывается: - Наименование образовательной организации, осуществляющей реализацию программы (в соответствии с Уставом ОО) - Гриф организации* (согласования, рассмотрения, принятия и т.д.) в соответствии с порядком, предусмотренным Уставом или локальным актом образовательной организации - Гриф утверждения программы - Название программы - Срок реализации - Возраст учащихся - ФИО и должность разработчика (ов) программы 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пояснительная записка содержит основные характеристики программы: - Направленность программы - Актуальность программы - Отличительные особенности программы/новизна - Адресат программы - Объем и срок реализации программы - Цель и задачи программы - Условия реализации программы - Планируемые результаты Направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определены приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: техническая; естественнонаучная; физкультурно-спортивная; художественная; туристско-краеведческая; социально-педагогическая. К объединениям, реализующим программы технической направленности, относятся объединения, направленные на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-технической и конструкторской деятельности, способствующие повышению технологической грамотности в области инженерных профессий, адаптированные к современному уровню развития науки и техники. К объединениям, реализующим программы естественнонаучной направленности, относятся объединения, направленные на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области медицины и естественных наук, на развитие у детей исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними. К объединениям, реализующим программы физкультурноспортивной направленности, относятся объединения начальной и общей физической подготовки, объединения по олимпийским и неолимпийским видам спорта. К объединениям, реализующим программы туристско-краеведческой направленности, относятся объединения по всем видам туризма и направлениям краеведения, способствующие изучению родной страны и ее исторического и культурного наследия, получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе, безопасного общения с природной средой. 5 К объединениям, реализующим программы художественной направленности, относятся объединения по всем видам искусства: музыкальные, хореографические, театральные, фольклорные, цирковые, литературные, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, а также могут относиться объединения кино-фото-видео творчества при условии преобладания в содержании программы творческо-художественной составляющей. К объединениям, реализующим программы социально-педагогической направленности, относятся объединения по всем видам гражданскопатриотического и духовно-нравственного воспитания детей, культурологические, языковые, психолого-педагогические, социальноэкономические, предшкольного образования и т.п., ставящие своей целью накопление детьми и подростками нового положительного социального опыта, развитие интеллектуальных способностей, творческой активности, помогающие познать свои внутренние психологические характеристики, собственные способности, сформировать профессионально значимые качества и умения, готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Актуальность программы включает в себя обоснование необходимости реализации данной программы с точки зрения современности и социальной значимости и состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка, соответствовать государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества. Актуальность может базироваться на:  анализе социальных проблем общества, города, района;  анализе детского или родительского спроса;  современных требованиях модернизации системы образования;  интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС;  возможности поддержки детей с особыми образовательными потребностями (одаренные, с ограниченными возможностями здоровья, инофоны и т.п.);  материалах научных исследований;  анализе лучших педагогических практик;  потенциале образовательного учреждения и т.д. Отличительные особенности программы / новизна (при наличии) характерные свойства, отличающие программу от других; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие. Новизна программы – это признак, наличие которого дает право на использование понятия «впервые» при характеристике программы, что означает факт отсутствия подобных программ. 6 Отличительные особенности программы указываются, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих; следует описать наличие предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Отличительные особенности/новизна могут быть отражены:  в ином решении проблем дополнительного образования;  в использовании технологий и методик преподавания, которые в программах по данному виду творчества не применялись ранее или использовались в другом качестве;  в нововведениях в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Адресат программы – характеристика категории учащихся по программе. Описывается примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по программе:  пол, возраст детей, участвующих в освоении программы;  степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;  наличие базовых знаний по определенным предметам;  наличие специальных способностей в данной предметной области;  наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы;  физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний). Объем и срок реализации программы – указывается общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, и количество лет, необходимых для освоения программы (определяется уровнем освоения программы (Приложение 5 к Распоряжению Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р), ее содержанием, возрастными особенностями учащихся, требованиями СанПиН). Цель и задачи программы Цель: «То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить» (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка). «Конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который возможно достичь к четко определенному моменту времени» (Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995). Цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, перспективна, достижима, значима для учащегося. Цель программы должна быть сформулирована конкретно, однозначно, соответствовать направленности и отражать специфику конкретной программы. Результаты достижения цели должны быть измеримы. 7 Цель должна отражать современные тенденции развития дополнительного образования детей. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (п.3), цель должна быть направлена на:  формирование и развитие творческих способностей учащихся (указать, каких именно, в соответствии с направлением творчества);  обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;  формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;  профессиональное самоопределение учащихся;  личностное развитие учащихся;  подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;  социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;  формирование общей культуры учащихся;  выявление и поддержку талантливых и одаренных детей. ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ  Духовно-нравственное, творческое и физическое развитие учащихся посредством знакомства с национальной культурой и изучением танцев разных народов.  Развитие индивидуальных способностей, самореализация личности учащегося на основе формирования интереса к техническому проектированию в процессе занятий автомодельным спортом.  Формирование у учащихся интереса к истории Санкт-Петербурга и мировой художественной культуре через знакомство с основными понятиями теории искусства на примере памятников культуры города.  Формирование высоконравственной, разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию.  Социализация и личностный рост подростков посредством овладения знаниями, умениями и навыками музееведческой деятельности.  Раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой индивидуальности личности через обучение технологиям изготовления и дизайну одежды.  Реализации творческого потенциала подростков путем приобщения их к культуре современного танца через популяризацию хореографического творчества как альтернативного вида досуга. 8     Развитие инженерного мышления, конструкторских и изобретательских способностей ребенка с помощью познания основ мира электроники, компьютерных технологий и ТРИЗ. Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством привлечения в процесс обучения игре на фортепиано средств арт-терапии. Успешная социализация старшеклассников и повышение их готовности к самостоятельной взрослой жизни посредством формирования социальной компетентности и гармонизации отношений с окружающим миром и людьми. Развитие и творческое самовыражение личности ребенка посредством освоения технологий художественной обработки текстиля. Выполнение поставленных задач - поэтапный способ достижения цели программы, т.е. тактика педагогических действий. Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности учащихся, быть конкретными, четко сформулированными, понятными всем участникам образовательного процесса. В программе должны быть определены следующие группы задач:  обучающие: что узнает учащийся, какие представления получит, чем овладеет, чему научится, освоив программу (раскрыть теоретические знания, практические умения и навыки).  развивающие: какие качества, способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие средствами конкретного вида деятельности (творческие способности, внимание, память, мышление, воображение, речь, волевые качества и т.д.), на развитие каких ключевых компетенций будет делаться упор при обучении.  воспитательные: какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся. Условия реализации программы К условиям реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы относятся:  условия набора в коллектив: принимаются все желающие или набор производится на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в данной области деятельности и т.д. При проведении набора необходимо указывать параметры и критерии оценки результатов (в соответствии с локальными актами образовательной организации);  условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор учащихся на второй и последующие годы обучения и на какой основе (тестирование, прослушивание, собеседование и т.д. в соответствии с локальными актами образовательной организации). 9 При формулировании условий реализации программы необходимо учитывать, что списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы или по норме наполняемости: на 1-м году обучения – не менее 15 человек; на 2-м году обучения – не менее 12 человек; на 3-м году обучения – не менее 10 человек;  количество детей в группе (с обоснованием, например, меньшего количества учащихся в объединениях технической направленности);  особенности организации образовательного процесса (особое построение содержания и хода освоения программы, описание этапов, модулей, ступеней прохождения программы и т.п.);  формы проведения занятий (с обоснованием выбора): акция, аукцион, встреча, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, репетиция, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка и др.;  формы организации деятельности учащихся на занятии с указанием конкретных видов деятельности: · фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.); · коллективная (ансамблевая): организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (репетиция, постановочная работа, концерт, создание коллективного панно и т.п.); · групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности); · индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков;  материально-техническое оснащение программы (помещения, площадки, оборудование, приборы, инструменты, материалы в расчете на каждого учащегося в объединении);  кадровое обеспечение (если необходимо). 10 Планируемые результаты освоения программы Планируемые результаты - совокупность личностных качеств, метапредметных и предметных компетенций (знаний, умений, навыков, отношений), приобретаемых учащимися в ходе освоения программы. В настоящее время дополнительное образование не стандартизировано. Однако реализация концептуальных идей развития дополнительного образования детей предполагает достижение каждым учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. - - Личностные результаты сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений учащихся к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность: сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственноэтическая ориентация и др. Метапредметные результаты - освоенные учащимися общие способы деятельности, ключевые компетенции (Приложение 2 к Комментариям), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - освоенный учащимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или предпрофессиональные/предметные компетенции – конструкторская, техническая, технологическая и т.п.. Планируемые результаты формулируются с учетом цели и задач обучения, развития и воспитания, а также уровня освоения программы. 11 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план включает название разделов/тем программы, общее количество часов, отведенных на изучение темы с разделением на количество теоретических и практических часов и указанием форм контроля по каждой теме (должны соответствовать описанным в разделе «Оценочные и методические материалы»). Учебный план оформляется в табличной форме. Учебный план № п/п 1. 2. … 5. Название раздела, темы Всего Количество часов Теория Практика Формы контроля Вводное занятие Контрольные занятия и итоговые Итого Для программ более одного года обучения приводятся учебные планы на каждый год обучения. При проектировании комплексной программы необходимо оформить сводный учебный план, включающий перечень программ с указанием количества часов реализации по каждому году обучения. Сводный учебный план № Название программ Года обучения 1-й 2-й 1. 2. 3. ИТОГО: 12 3-й 4-й 5-й Всего часов КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебных недель, дней и часов, а также режим занятий. Календарный учебный график должен быть составлен с учетом проведения во время каникулярного времени экспедиций, поездок, походов, учебно-тренировочных сборов, профильных лагерей, летних школ др. По программам, предусматривающим полевые выезды, практики, походы, выезды в детские оздоровительные лагеря, учебный год заканчивается по окончании выездов. В графе «Режим занятий» необходимо указать количество и продолжительность занятий в неделю (с учетом рекомендаций, определенных в Приложении № 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14). Порядок утверждения Календарного учебного графика определяется локальным актом образовательной организации. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Название» на _________________ учебный год Год обучения Дата начала занятий Дата окончания занятий Количество учебных недель 1 год 2 год 3 год 13 Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Рабочая программа составляется в соответствии с локальным актом образовательной организации на каждый год обучения и включает следующие структурные элементы: Титульный лист (оформляется в соответствии с локальным актом образовательной организации); Особенности организации образовательного процесса конкретного года обучения; Задачи конкретного года обучения (обучающие, развивающие, воспитательные); Содержание конкретного года обучения; Планируемые результаты конкретного года обучения (личностные, метапредметные, предметные); Календарно-тематический план конкретного года обучения на каждую учебную группу (составляется и утверждается в соответствии с локальным актом образовательной организации). Задачи и планируемые результаты реализации программы прописываются на каждый год обучения в динамике развития знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, опыта деятельности, социальнозначимых компетенций. Содержание программы должно соответствовать: направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; - достижениям мировой культуры, науки и техники, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; - возрастным и психолого-физиологическим особенностям учащихся; - уровню освоения программы; - современным образовательным технологиям, отраженным в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности и т.д.); формах и методах обучения (дистанционное обучение, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов, дидактических материалов). Содержание программы раскрывается через описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей. В «Теории» телеграфным стилем (в именительном падеже) перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему (без методики), называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи. - 14 В «Практике» описывается практическая деятельность учащихся. При планировании экскурсий желательно указывать тему и место проведения экскурсии. ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ Художественная направленность ДООП «Бисерная мозаика» Тема «Плетение нитью» Теория Простые цепочки в одну и две нити. Цепочки: «змейка», «с пупырышком», подвесы, цепочка в 1.5 ромба («восьмерочка»). Браслет«фенечка». Роль в современной моде и назначение в традиционной культуре. Цветоведение: цветовой круг, гармоничное сочетание цветов, метод цветка. Практика Подбор бисера по цвету. Чтение технологических карт. Зарисовка схем, создание своих простых композиций из элемента «клетка». Отработка техники низания на мелких изделиях (браслет). Зашивка изделия – индивидуальная консультация. ДООП «Народный танец» Тема «Элементы историко-бытовых танцев» Теория Историко-бытовой танец «Полонез». Примеры сценических вариантов этого танца на современной сцене. Значение музыки и определение характера исполнения танца, погружение в историческую эпоху. Влияние костюма на характер движений. Техника выполнения элементов и движений. Практика Разучивание и отработка элементов танца «Полонез» (музыкальный размер ¾), партии проучиваются с воображаемой партнершей:  мужской поклон, подача руки, проходящий поклон (в движении - встреча и расставание с партнером);  основной ход;  выпад с подачей руки;  опускание на колено (в узкую позицию, в широкую позицию). Туристско-краеведческая направленность ДООП «Охтинские следопыты» Тема «Многонациональный Петербург» Теория Национальный состав Петербурга через призму истории: от древнейшего прошлого края до современности. Памятники этнографического наследия в Петербурге. 15 Практика Экскурсии в Кунсткамеру, Российский этнографический музей, Музей религии, библиотеки национальных литератур. Анкетирование в классе, школе, среди друзей, родственников. Выполнение проекта «Многонациональный Петербург». ДООП «Юный музеевед» Тема «История музеев мира» Теория Коллекционирование в античную эпоху и в эпоху Средневековья. Возникновение музеев. Западноевропейские музеи в 18-19 вв. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Коллекции эпохи эллинизма. Частные и общественные собрания Древнего Рима. Храмы и сокровищницы эпохи Средневековья. Коллекционирование в Средневековье. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения. Идеология просветителей и концепция музея. Практика Выполнение поискового задания по составлению музейной карты города по справочникам и интернет-источникам «Отражение эпох античности и Средневековья на музейной карте Санкт-Петербурга». Социально-педагогическая направленность ДООП «Психология личности и общения» Тема «Классификация психических явлений. История психологии» Теория Психология как наука о душе. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении. Понятие психологии, понятие психики. Сознательное и бессознательное в психике человека. Отличие психики человека от психики животных. Классификация психических явлений: психические процессы, состояния, свойства. Практика Выработка правил работы в круге. Социально-психологический тренинг. Физкультурно-спортивная направленность ДООП «Акробатика» Тема «Координация» Теория Терминология разучиваемых упражнений. Техника выполнения упражнений. Практика Выполнение упражнений на сохранение равновесия:  в статических положениях (сохранение стойки на носках, на одной ноге, с изменением положений рук, «ласточка»);  в движении (ходьба по скамейке, бревне: на носках, спиной вперед, приставными шагами, галоп и т.д.);  равновесие с захватом голени;  подвижные игры, игры на координацию; 16   повороты (на 90°, 180°, 360°), то же в прыжке; преодоление полос препятствий. ДООП «Шахматный клуб «Дебют» Тема «Дебют» Теория Понятие о дебюте и его роли. Основные принципы и правила разыгрывания дебюта. Центр и его роль. Примеры. Итальянская партия. Стратегические и тактические идеи. Примеры. Защита двух коней. Стратегические и тактические идеи. Примеры. Испанская партия. Стратегические и тактические идеи. Примеры. Практика Практическая игра с применением дебютов для закрепления теоретических знаний. Научно-техническая направленность ДООП «От простого чертежа к трехмерной модели корабля» Тема «Простейшие электрические цепи» Теория Электрическая цепь, состоящая из источника тока потребителя (лодочный электродвигатель, лампочка накаливания) и выключателя. Обозначение элементов на электрических схемах. Понятия: аккумулятор, ток зарядки, напряжение, частота вращения, скорость движения, короткое замыкание, ходовые огни судна, силиконовые герметики. Правила безопасной работы с зарядными устройствами аккумуляторов. Практика Установка лодочного мотора на модель. Герметизация дейдвудной трубы силиконовым герметиком. Установка выключателя и ходовых огней. Чтение схем электрических цепей. Сборка электрической цепи по схеме на катере. Естественнонаучная направленность ДООП «Техника экологического эксперимента» Тема «Экология человека» Теория Экология человека как направление экологической науки. Здоровье человека: индивидуальное и популяционное. Взаимодействие в системе «ЧеловекОкружающая среда». Феномен адаптации. Стресс-реакция. Воздействие экологических факторов на здоровье. Физические, химические, биологические воздействия. Геопатогенные зоны. Практика Практическая работа № 1. Определение параметров физического развития школьников и состояния их здоровья. Практическая работа № 2. Определение некоторых видов антропогенного воздействия на школьный процесс (шум, освещенность, влажность). Практическая работа № 3. Опрос населения и обработка анкеты «Твое здоровье в твоих руках». 17 ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценочные материалы — краткое описание диагностических методик и материалов, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Необходимо указать сроки и формы проведения контроля, формы фиксации и предъявления результатов. Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль. Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение или осваивающих программу 2-го и последующих лет обучения, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года (при сроке реализации программы более одного года). Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе. В зависимости от направленности программы формами контроля могут быть следующие: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, творческий показ, спектакль, семинар, конференция, зачет, контрольная работа, выставка, конкурс, фестиваль, концерт, соревнование, сдача нормативов, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях. Возможные формы фиксации результатов  Информационная карта «Определение уровня развития физических качеств учащихся»;  Информационная карта «Определение уровня развития личностных качеств учащихся»;  «Карта учета творческих достижений учащихся» (участие в концертах, праздниках, фестивалях); 18      Анкета для родителей «Отношение родительской общественности к качеству образовательных услуг и степень удовлетворенности образовательным процессом в объединении»; Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения»; Бланки тестовых заданий по темам программы; Видеозаписи и фотографии выступлений коллектива, участия в соревнованиях, выставках и т.п.; и другие, разработанные в учреждении. ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДООП «Добры молодцы» (народно-характерный танец) Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей и определения природных физических качеств (ритм, шаг, прыжок, выносливость, артистичность и т.д.). Формы:  педагогическое наблюдение;  выполнение практических заданий педагога. Диагностика физических качеств проводится с каждым ребенком индивидуально по 6 параметрам (чувство ритма, выворотность ног, подъем стопы, активная гибкость, танцевальный шаг, выразительность). Во время проведения входной диагностики педагог заполняет Информационную карту «Определение уровня развития физических качеств учащихся», пользуясь следующей шкалой: Оценка параметров начальный уровень средний уровень высокий уровень Уровень по сумме баллов 5-9 баллов начальный уровень 10-14 баллов средний уровень 15-18 баллов высокий уровень 1 балл 2 балла 3 балла Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся. Формы:  педагогическое наблюдение;  опрос на выявление умения рассказать правила исполнения и показать основные элементы, рисунки и манеру исполнения танцев по программе обучения;  выполнение тестовых заданий на знание терминологии или истории народных танцев;  творческий показ;  анализ педагогом и учащимися качества выполнения творческих работ, приобретенных навыков общения. 19 Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь, май) с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения. Формы:  устный и письменный опрос;  выполнение тестовых заданий;  игровые формы (например, по аналогии с телевизионными программами «Своя игра», «Самый умный», «Поле чудес» и т.п.);  технический зачет, который содержит в себе проверку знаний методики исполнения народных танцев, а также умения выразительно исполнять учебные комбинации и танцы разных народов. Среди критериев, по которым оценивается качество выполнения танцевальных номеров, выделяются:  танцевальная память;  артистичность, выразительность, эмоциональность;  музыкальность;  техника исполнения танцевального материала.  показ и анализ танцевальных этюдов и номеров  творческий отчет (концерт) в конце каждого полугодия  анализ участия коллектива и каждого обучающегося в концертах, праздниках, фестивалях Результаты участия учащихся в творческих мероприятиях заносятся в «Карту учета творческих достижений». Участие, призовые места, победа отмечаются в таблице баллами (от 1 до 5) в зависимости от уровня творческого конкурса:  в коллективе - от 1 до 3 баллов;  на уровне района и города - от 2 до 4 баллов;  на всероссийском или международном уровнях - от 3 до 5 баллов. Педагог подсчитывает баллы каждого учащегося и коллектива в целом, затем по общей сумме баллов выводит рейтинг творческой активности каждого ребенка. Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Формы:  открытое занятие (в разной форме) для педагогов и родителей. Учащиеся на занятии должны продемонстрировать уровень овладения теоретическим программным материалом. Для этого проводятся: тестирование, письменный или устный опрос (возможен в игровых формах: викторина, брейн-ринг, «Самый умный» и т.п.), зачет;  анализ участия коллектива и каждого учащегося в концертах, праздниках, фестивалях, гастролях;  класс-концерт для родителей, сверстников, учащихся младших групп, педагогов, на котором выпускники демонстрируют практические навыки, приобретенные за время обучения по программе. 20 Диагностика уровня личностного развития учащихся проводится по следующим параметрам: культура речи, умение слушать, умение выделить главное, умение планировать, умение ставить задачи, самоконтроль, воля, выдержка, самооценка, мотивация, социальная адаптация. Итоги диагностики педагог заносит в информационную карту «Определение уровня развития личностных качеств учащихся», используя следующую шкалу: Оценка параметров начальный уровень средний уровень высокий уровень Уровень 11-16 баллов 17-27 баллов 28-33 балла 1 балл 2 балла 3 балла начальный уровень средний уровень высокий уровень МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ   - В данном разделе должны быть представлены: используемые методики, методы и технологии (современные педагогические, информационные технологии, технологии дистанционного и электронного обучения, групповые и индивидуальные методы обучения и т.п.) с описанием применения в процессе реализации программы; дидактические средства с указанием формы и тематики методических материалов, в т.ч. электронные образовательные ресурсы; информационные источники: · списки литературы для разных участников образовательного процесса — педагогов, учащихся, родителей, включающие учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники), художественную и психолого-педагогическую литературу. Списки оформляются в соответствии с требованиями: ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. · интернет-источники – названия и адреса образовательных и профессиональных сайтов, расположенных в сети Интернет, используемых педагогом в образовательном процессе и рекомендуемых учащимся и родителям. Дидактические средства и информационные источники могут быть представлены в виде разделов учебно-методического комплекса к программе по форме, разработанной в образовательной организации или самостоятельно педагогом. 21 ПРИМЕР ОПИСАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Учебно-методический комплекс программы «Народно-характерный танец» 1. 2. 3. УМК программы состоит из трех компонентов: учебные и методические пособия для педагога и учащихся; система средств обучения; система средств контроля результативности обучения. Первый компонент включает в себя составленные педагогом списки литературы и интернет-источников, необходимых для работы педагога и учащихся, а также сами учебные пособия. Второй компонент – система средств обучения. Организационно-педагогические средства:  дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, поурочные планы, конспекты открытых занятий, проведенных педагогом в рамках реализации программы и выступлений на конкурсах;  методические рекомендации для педагогов по проведению занятий, по вопросам обучения народному танцу;  методические рекомендации для родителей по вопросам воспитания;  разработанные педагогом памятки для детей и родителей по вопросам подготовки к концертам, гастрольным поездкам;  нотный материал (для аккомпаниатора). Дидактические средства  иллюстративный материал к темам программы: · плакаты с изображением строения скелета человека и его мышц; · фотографии великих деятелей хореографического искусства; · иллюстрации костюмов, вариантов грима и т.п. к хореографическим постановкам; · политическая карта мира;  электронные образовательные ресурсы: · компьютерные презентации, разработанные педагогом, по темам программы; · банк учебных фильмов; · банк видеоматериалов с записями выступлений ведущих ансамблей народных танцев России и мира, мастер-классов по характерному танцу; · банк видеоматериалов выступлений коллектива на концертах, конкурсах, фестивалях;  фонотека музыкальных произведений для репертуарных номеров, импровизационных композиций, музыкальных тем для разминки. Основой третьего компонента системы средств контроля результативности обучения по программе – служат:  диагностические и контрольные материалы (диагностические и информационные карты, анкеты для детей и родителей, задания по темам программы, и т.д.),  нормативные материалы по осуществлению групповых и массовых форм работы с учащимися (Положения о конкурсах, смотрах, фестивалях, и т.п.). 22 Приложение 1к Комментариям 1. Общие положения Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273 ФЗ), Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242) рассматривают дополнительную общеобразовательную программу как комплекс основных характеристик образования, в котором должны быть отражены концептуальные, содержательные и организационные подходы к образовательной деятельности и ее результативности, определена своеобразная «стратегия» образовательного процесса. В соответствии с пунктом 2 статьи 75 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Методические рекомендации устанавливают единые подходы к проектированию, содержанию и оформлению дополнительных общеразвивающих программ. 2. Проектирование дополнительных общеразвивающих программ 1. Проектирование дополнительных общеразвивающих программ (далее - программ) должно осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами согласно перечню в приложении 1. 2. Программа должна включать в себя следующие структурные элементы:  титульный лист;  пояснительная записка;  учебный план;  календарный учебный график;  рабочая программа;  оценочные и методические материалы. 2.1. На титульном листе указывается: наименование образовательной организации, осуществляющей реализацию программы, гриф утверждения программы в соответствии с порядком, предусмотренным Уставом образовательной организации, название программы, срок ее реализации, возраст учащихся, ФИО и должность разработчика(ов) программы по форме согласно приложению 2. 23 Пояснительная записка содержит: Основные характеристики программы: Направленность (техническая, естественнонаучная, физкультурноспортивная, художественная, туристско-краеведческая, социальнопедагогическая). Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей). Отличительные особенности (при наличии) - характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие. Адресат программы - характеристика категории учащихся по программе. Цель и задачи программы обучения должны отражать современные тенденции развития дополнительного образования. Цель должна быть направлена на:  формирование и развитие творческих способностей учащихся;  обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;  формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;  профессиональное самоопределение учащихся;  личностное развитие учащихся;  подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;  социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;  формирование общей культуры учащихся;  выявление и поддержку талантливых и одаренных детей. Достижение цели должно раскрываться через следующие группы задач: обучающие, развивающие и воспитательные. Условия реализации программы (условия набора и формирования групп, возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения; необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы; особенности организации образовательного процесса). Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы). 2.3. Учебный план включает название разделов/тем программы, количество теоретических и практических часов, форм контроля по форме согласно приложению 3. При проектировании комплексной программы необходимо оформить сводный учебный план, включающий перечень дисциплин (программ) с указанием количества часов реализации по каждому году обучения. 2.4. Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебных недель, дней и часов; режим занятий по форме согласно приложению 4. 2.5. Рабочая программа, включающая задачи и планируемые результаты, а также особенности каждого года обучения; календарно-тематическое планирование (на каждую учебную группу) и содержание обучения. 2.2. 24 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Содержание обучения раскрывается через описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей. 2.6. Оценочные и методические материалы содержат основные составляющие УМК: педагогические методики и технологии, дидактические материалы, информационные источники, используемые при реализации программы; систему контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, а также их периодичности. 2.7. Объем и сроки освоения программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН). При формулировании условий реализации программы необходимо учитывать, что списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы или по норме наполняемости: на 1-м году обучения – не менее 15 человек; на 2-м году обучения – не менее 12 человек; на 3-м году обучения – не менее 10 человек. При проектировании программы учитываются требования к уровню ее освоения по форме согласно приложению 5. Календарный учебный график составлен с учетом проведения во время каникулярного времени экспедиций, поездок, походов, учебно-тренировочных сборов, профильных лагерей, летних школ др. В период школьных каникул могут быть реализованы краткосрочные программы (модули) с переменным составом учащихся. Порядок создания рабочей программы, ее содержание и структура закрепляются локальным актом образовательной организации. В тексте программы в отношении лиц, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с пунктом 2 статьи 33 273-ФЗ необходимо использовать термин «учащиеся». Утверждение программы осуществляется в соответствии с Уставом образовательной организации и на основании локального акта образовательной организации, в которой будет реализована программа. Приложение 1 к Методическим рекомендациям Нормативно-правовые основы проектирования дополнительных общеобразовательных программ Основные характеристики программ Порядок проектирования Условия реализации Нормативные акты Федеральный закон №273-ФЗ (ст.2, ст.12, ст. 75) Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75) Федеральный закон №273-ФЗ (гл. 2, ст. 13, п.1,2,3,9; гл.2, ст.13, п.3; ст. 14, п.1, 5, 6; ст.15,16; гл.4, ст.33, п.1; ст.34, п.1; гл.10, ст.75, п.3) 25 Содержание программ Организация образовательного процесса СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41) Федеральный закон №273-ФЗ (гл.1ст.2,п.9, 22, 25; гл.2, ст.12,п.5; гл.10, ст.75, п. 1 , п. 4), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Концепция развития дополнительного образования детей //Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р Федеральный закон №273-ФЗ (гл.2,ст.15, ст16, ст.17, п. 2,п.4,п.5; гл.10, ст.75, п. 2 , п.3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41) Приложение 2 к Методическим рекомендациям Образец титульного листа НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (в соответствии с Уставом) ГРИФ ОРГАНИЗАЦИИ* УТВЕРЖДЕНА Приказом №____ от ______ 20_г. Руководитель образовательной организации _______________________/ ФИО Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» Возраст учащихся: Срок реализации: Разработчик(и): ФИО, должность *- гриф «Рассмотрена», «Принята», «Заслушана» - в соответствии с Уставом образовательной организации 26 Приложение 3 к Методическим рекомендациям Учебный план ________ года обучения № п/п 1. 2. … 5. Название раздела, темы Всего Количество часов Теория Практика Формы контроля Вводное занятие Контрольные занятия и итоговые Приложение 4 к Методическим рекомендациям Календарный учебный график Год обучения Дата начала занятий Дата окончания занятий Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 2 год 3 год Приложение 5 к Методическим рекомендациям Требования к уровню освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Уровень освоения программы* Показатели Срок реали зации Общекультурный 1-2 года Целеполагание Максималь ный объем программы в год до 144 ч. · формирование и развитие творческих способностей детей; · формирование общей культуры учащихся; · удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; · формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; · укрепление здоровья и организация свободного времени 27 Требования к результативности освоения программы   освоение прогнозируемых результатов программы презентация результатов на уровне учреждения до 288 ч. · создание условий для личностного самоопределения и самореализации; · обеспечение процесса социализации и адаптации к жизни в обществе; · выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности; · развитие у учащихся мотивации к творческой деятельности, интереса к научной и научноисследовательской деятельности · освоение прогнозируемых результатов программы; · презентация результатов на уровне района, города; · участие учащихся в районных и городских мероприятиях; · наличие призеров и победителей в районных конкурсных мероприятиях от 3-х лет до 432 ч. · развитие у учащихся интереса к научной и научно-исследовательской деятельности; · формирование личностных качеств и социальнозначимых компетенций; создание условий для профессиональной ориентации; · повышение конкурентоспособности выпускников на основе высокого уровня полученного образования · освоение прогнозируемых результатов программы; · презентация результатов на уровне города; · участие учащихся в городских и всероссийских мероприятиях; · наличие призеров и победителей в городских конкурсных мероприятиях; · наличие выпускников, продолживших обучение по профилю Углубленный Базовый 2-3 года *программа может осваиваться учащимися с любого уровня 28 Приложение 2 к Комментариям КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Хуторской Андрей Викторович, д.п.н., академик Международной педагогической академии, г.Москва Основываясь на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, выделяет следующие группы ключевых компетенций: 1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, созидательную направленность, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности очень широк: это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и Всечеловеческого понимания мира. 3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, эвристической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, генерации идей, анализа, рефлексии, самооценки учебнопознавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 29 4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. 6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социальнотрудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. 30
«Структурные элементы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot