Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семьи.
Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности, а для этого на сегодняшний день необходима структурно-функциональная модель взаимодействия ДОО и семьи по вопросам развития ребенка.
Обе взаимодействующие стороны заинтересованы в детях, в их совместном, осуществляемом в ходе сотрудничества воспитании. Для того чтобы данные сферы были согласованы, воспитателям необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием.
Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь ДОО, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь ДОО. Так как родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОО предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь ДОО.
Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОО и семьи по вопросам развития ребенка может состоять из трех блоков:
• информационно-аналитического;
• практического;
• контрольно-оценочного.
Рассмотрим каждый из них.
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы ДОО. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся:
• опрос;
• анкетирование;
• патронаж;
• интервьюирование;
• наблюдение;
• специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п. Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).
Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия:
• игротеки;
• выставки выходного дня;
• традиции;
• театральная пятница;
• встреча с интересным человеком;
• праздники;
• издание семейных газет, журналов;
• защита семейных проектов;
• ведение домашних читательских дневников и многое другое.
Второй – практический блок, содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, связанных с развитием детей. Данный блок может состоять из таких форм работы, как:
• психологический тренинг - интерактивное общение с родителями;
• «виртуальная приемная», которая предполагает виртуальное общение с родительской общественностью на сайте «Образовательный портал».
Формы и методы работы, которые могут использоваться специалистами, педагогами и психологами зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.
С целью решения задачи эффективного взаимодействия ДОО с семьей вводится третий блок – контрольно-оценочный, т.е. это анализ (количественный и качественный) эффективности мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов. В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Таким образом, работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогических коллективов ДОО и семьи, и может явиться отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.
Вся система работы в ДОО направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
• изучение потребности родителей в образовательных услугах;
• просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы. Анализ практики работы ДОО выявил два вида форм совместной работы:
• совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.
• совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОО и территории.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
Родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.
В настоящее время собрания вытесняются новыми формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», Родительские конференции, Семинары-практикумы – их основная цель – обмен опытом семейного воспитания и др. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Кроме того, для установления контакта с ребенком, его родителями много дает посещение семьи ребенка.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОО, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Выделяют следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Информационно-аналитические: анкетирование, опрос, «почтовый ящик».
Досуговые: праздники, совместные досуги, акции; участие родителей в конкурсах, выставках.
Познавательные: родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания и консультации, устные журналы, экскурсии, педагогический брифинг, семейный практикум, педагогическая библиотека, игры с педагогическим содержанием. Наглядно-информационные: родительские клубы, мини-библиотека, информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости», выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОО, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОО, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Ознакомление родителей с ДОО, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе ДОО. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с ДОО, особенностями его функционирования, с деятельностью педагогов и т.п. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе – это дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
Проведение «Круглых столов» происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Заранее планируются противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОО вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОО носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОО. В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы ДОО с разными типами семей.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. И хотя, ДОО и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство». Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОО всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.
Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию. Так, использование структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка, состоящей из информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного блоков, позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с семьей.
Основные направления работы с родителями: информационно-аналитическое, познавательное направление, наглядно-информационное направление, досуговое направление. Цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Успешное взаимодействие ДОО и семьи осуществляется при соблюдении обязательных условий:
– осознание цели деятельности каждым участником процесса;
– обеспечение индивидуального подхода к каждой семье воспитанников;
– четкое планирование деятельности взаимодействия ДОО с семьей.
Проанализировав опыт работы ДОО с родителями можно утверждать, что взаимодействие ДОО с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Основной трудностью является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей единомышленников в воспитании детей.
В заключение выделим основные направления, по которым должны строиться и оцениваться уровень и основные показатели взаимодействия ДОО с семьей:
– изучение семьи и условий семейного воспитания;
– повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей и общей культуры семьи;
– дифференцированная и индивидуальная помощь семьям воспитанников;
– изучение, обобщение и распространение лучшего опыта семейного воспитания;
– включение родителей в осуществление педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, данное исследование позволяет прийти к следующему главному выводу – объединение усилий воспитателей ДОО и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач.
Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Цель работы социального педагога заключается:
• в создании благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
• оказании комплексной социально-психологической помощи ребенку;
• в защите ребёнка (в его жизненном пространстве).
Задачи социального педагога в поликультурных коллективах дошкольного возраста:
• проводит социальную диагностику семей;
• составляет программу помощи семье;
• просвещает родителей в вопросах воспитания детей и ухода за ними;
• осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
• изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
• выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
• выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
• определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
• способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде;
• содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
• взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Так как ребенку-билингву (инофону) сложно овладеть сразу активным и пассивным словарем языка социализации, он может оказаться неуспешным в ряде вопросов, связанных с коммуникацией, самопрезентацией, реализации базовых потебностей (физических, психических, духовных). Ему нужна помощь.
Ему нужен индивидуальный подход, дополнительное время на осмысление информации, учет индивидуально-личностных характеристик и т.п.
Инструментально, на практике для этого подходят технологии здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, предлагаемые в этом курсе, опираются на ортобиотический подход
Под технологией мы понимаем такую систему знаний и умений, которая позволяет овладеть ими, доводя до операционального уровня. Наличие операционального уровня свидетельствует о том, что новое знание последовательно «прожито» и принято не только на логическом, но в первую очередь на эмоциональном плане.
В парадигме гуманистического образования это означает, что во внутриличностных структурах ребенка происходит образование и принятие новых научных понятий. Именно это помогает ему качественно понять учебный материал.
Л.С. Выготский так говорил о значении формирования понятий в жизни человека: «... только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний»
Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем совокупность форм, методов и приемов организации образовательной деятельности без ущерба для физического, психического и духовно-нравственного здоровья дошкольников.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Говоря в дальнейшем о здоровье, мы будем рассматривать его в концепции ортобиоза (здорового образа жизни), где представлены три его составляющие: здоровье физическое, психическое и духовно-нравственное.
Они рассматриваются в единстве. Разрушение одной из составляющих грозит нарушением жизненной гармонии
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ – это такое состояние человека, при котором реализуется его идеальная потребность в познании законов строения вселенной; характеризуется наличием у человека таких моральных принципов, которые являются основой социальной жизни человека: речь идет о сознательном отношении к труду, овладении сокровищами человеческой культуры, неприятии нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни граждан.
Значение сказки в жизни ребенка.
А теперь обратимся к сказке. Сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и танцы, традиционные ремесла и т.д. – все это составляет культурный пласт ментальности народа, они помогают освоению культуры народа.
Их изучение дает возможность прикосновения к многовековой мудрости и овладения духовными и нравственными ценностями. Именно поэтому на протяжении веков каждый народ обращается к изучению своего фольклора, используя его как способ обучения своих детей.
Жанр сказки наиболее всего подходит для обучения маленьких детей, так как познавательные процессы и речевые навыки еще недостаточно развиты. Жанр сказки (так же, как и сновидения) обращен непосредственно к механизмам бессознательного, поэтому при работе со сказками необходимо различать их виды, чтобы предполагать результат воздействия.
Так как именно сказка в раннем возрасте помогает ребенку усвоить морально-нравственные нормы, характерные для какого-либо народа (культуры), то можно предложить ему для знакомства бытовые сказки, воспринимаемые как истории о жизни. Кроме этого для маленьких детей хорошо подходят сказки – басни, проясняющие и закрепляющие некую моральную норму, сказки – загадки (истории о хитрецах) активизирующие познание, сообразительность, развивающие жизнестойкость, а также сказки о животных, воспроизводящие человеческие взаимоотношения.
Для детей постарше (5-8) можно предложить волшебные сказки. Волшебные сказки содержат воспоминания о древних ритуалах и вселенских архетипах, переносят героев в потусторонний мир, поэтому так отличаются от бытовых.
Преодоление сказочных коллизий подготавливает ребенка ко взрослой жизни, к прохождению кризисов, выходу из стресса, преодолению депрессивных состояний [6].
Основная образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планЕта».
Программа включает в себя технологию здоровьесбережения, основанную на триединстве физической, психической и нравственной составляющих здоровья человека (Шепель В.М., Онишина В.В.).
•Условиями сохранения и развития физической составляющей здоровья могут служить подвижные игры, специально подобранные физические упражнения.
•Для поддержания психической составляющей здоровья ребенка важно создать ему условия для рефлексии и саморефлексии (работа с эмоциями и активизация познавательных процессов).
•Развитие духовно-нравственной составляющей здоровья ребенка достигается при условии ориентации взрослого на гуманистические ценности и предоставления ребенку возможностей для самоактуализации. Этот опыт имеет ярко выраженное этическое начало («что такое хорошо и что такое плохо…» и др.). Этика является стержнем духовного развития человека. Вокруг этого стержня концентрируются знания, практические навыки по здоровьесбережению и прочие качества, что образует суть нравственного становления ребёнка.