Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
3. СТРУКТУРА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
3.1. Этапы научно-исследовательской работы
Технология
магистерского
исследования
есть
разработка
последовательности и сроков работы над диссертацией, выполнения
отдельных еѐ элементов с конкретизацией результатов по ним, позволяющих
достичь положительного результата по работе в целом. При всѐм
многообразии подходов к выполнению магистерского исследования в общем
виде она реализуется следующей последовательностью (рис 4):
Выбор темы магистерской работы
Составление рабочего плана подготовки
магистерской диссертации
Организация написания работы
Рецензирование
Проведение обсуждения магистерской
работы, допуск к защите
Защита магистерской работы
Рис. 4 – Последовательность выполнения магистерского исследования
Процесс выполнения научного исследования можно представить в виде
логической укрупнѐнной последовательности, состоящей из 4 основных
уровней, которые располагаются в четко определѐнной последовательности,
следуя друг за другом, что соответствует общепринятой технологии (рис.5).
Технологические стадии находят свое отражение в структуре магистерской
диссертации.
2
начальный
исследовательский
этап оформления
защита работы
Рис. 5 – Технологическая последовательность выполнения магистерской
диссертации
Каждому этапу укрупненной последовательности характерно свое
содержание, которое сопряжено с результатом научно-исследовательской
работы магистра в семестре.
Цель научно-исследовательской работы в семестре – подготовить
студента-магистранта, к самостоятельной научно-исследовательской работе,
которая выполняется студентом-магистрантом под руководством научного
руководителя. При этом направленность, проводимых работ в каждом
семестре отличается характером и содержанием, формами и процедурами
исследовательской деятельности, но взаимосвязаны и объединены логикой
единого исследовательского замысла научно-исследовательской работы.
Задачи научно-исследовательской работы в семестре – дать навыки
выполнения научно-исследовательской работы и развить умения:
вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий;
формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения
научно-исследовательской работы;
выбирать необходимые методы исследования (модифицировать
существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного
исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении
заданий научного руководителя в рамках (авторской) магистерской
программы);
3
применять
современные
информационные
технологии
при
проведении научных исследований;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять
их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по
научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи,
курсовой работы, магистерской диссертации);
оформлять результаты проделанной работы в соответствии с
требованиями
и
др.
нормативными
документами
с
привлечением
современных средств редактирования и печати;
развивать другие навыки и умения, необходимые студентумагистранту, обучающемуся по конкретной магистерской программе.
Результатом научно-исследовательской работы магистра в первом
семестре является:
утвержденная тема диссертации, первый вариант структуры
диссертации;
постановка цели и задач диссертационного исследования;
определение объекта и предмета исследования;
обоснование актуальности выбранной темы и характеристика
масштабов изучаемой проблемы.
При выполнении научно-исследовательской работы магистра во
втором
семестре
диссертационного
необходимо
исследования.
провести
Обзор
обзор
литературы
литературы
по
теме
основывается
на
актуальных научно-исследовательских публикациях различного уровня и
содержит
критический
анализ
основных
результатов
и
положений,
полученных ведущими специалистами в области исследования, оценку их
применимости
в
рамках
диссертационного
исследования,
а
также
предполагаемый личный вклад автора в разработку темы. Основу обзора
научной
литературы
должны
составлять
источники,
раскрывающие
теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные
монографии и статьи научных журналов. Материалы сети Интернет, научно-
4
практических
изданий
и
деловой
печати
используются
в
качестве
вспомогательных источников. Результаты научно-исследовательской работы
магистранта на первом году обучения оцениваются научным руководителем
посредством дифференцируемого зачета во 2 семестре.
Научно-исследовательская работа в третьем семестре заключается в
сборе или разработке теоретического материала для диссертационной
работы,
включая разработку методологии
сбора данных, обработку
результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения
работы над диссертацией.
Результатом научно-исследовательской работы в четвертом семестре
является подготовка окончательного текста магистерской диссертации.
Начальный этап является очень важным и ответственным шагом, т.к.
заданный на этом этапе ритм научно-исследовательской работы определяет
ход и успех обучения. Данный период заключается в подготовке к
написанию магистерской диссертации и накоплению научной информации, а
также в подготовке к проведению теоретического исследования по
обоснованию научной идеи и сущности изучаемого явления или процесса.
Самым
главным
итогом
данного
этапа
является
выбранная
тема
магистерской диссертации.
Первостепенной задачей магистранта на данном этапе является
планирование своей предстоящей деятельности и осознание исследователем
собственных действий. Основным планом учебной работы магистра является
индивидуальный план.
Для организации и планирования научно-исследовательской работы,
опираясь на изложенные выше этапы работы в период обучения по
программе магистратуры, составляется поэтапный график работы на весь
период обучения.
5
3.2. Структура магистерской диссертации
Композиция (структура) и содержание магистерской диссертации,
обеспечивающие логическую последовательность изложения. Поскольку
магистерская
диссертация
является
квалификационной
работой,
ее
оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности
темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню
общеметодической подготовки этого научного произведения, что находит
отражение, прежде всего, в его структуре и композиции.
Композиция диссертации – это последовательность расположения ее
основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и
параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата.
Структура диссертации – это взаимосвязанная единым замыслом и
логикой исследования совокупность последовательно расположенных ее
составных частей, к которым относятся основной текст (введение, главы и
параграфы,
заключение),
использованных
титульный
источников
лист,
оглавление,
(библиографический
список),
список
а
также
приложения.
Традиционно сложилась определенная композиционная структура
диссертационного
университета
произведения.
регламентирует
Локальный
композицию
нормативный
документ
диссертационного
труда.
Предложенная структура отвечает четкому построению и логической
последовательности изложения материала. Основными элементами, которой
в порядке их расположения являются:
1. Титульный лист
2. Реферат
3. Содержание
4. Нормативные ссылки
5. Определения, обозначения и сокращения
6. Введение
7. Главы основной части (разделы, подразделы, пункты, подпункты)
6
8. Заключение
9. Библиографический список
10. Приложения
Логическая
схема
композиции
магистерской
выпускной
квалификационной работы представлена на рис. 6.
объем и структура диссертации
Титульный лист
количество иллюстраций, таблиц,
использованных литературных источников
перечень ключевых слов (15-20 слов)
Реферат
актуальность исследования
цель исследования
Содержание
объект исследования
Композиция магистерской диссертации
методы исследования
Нормативные ссылки
Определения,
обозначения и
сокращения
Введение
полученные результаты, их новизну,
научную и практическую значимость
сведения о публикациях
четкое и краткое обоснование выбора темы
и выдвигаемой гипотезы
определение актуальности, предмета и
объекта исследования
формулировка цели и задач исследования
Главы основной части
Заключение
описание методов исследования и
обработки данных
результаты теоретического исследования
описание методов и методик исследования
Библиографический
список
Приложение
экспериментальные исследования
промежуточные математические
доказательства, формулы и расчеты
таблицы вспомогательных цифровых
данных
протоколы испытаний
Рис. 6 – Композиционное решение магистерской диссертации
7
Реферат магистерской диссертации должен содержать следующие
сведения: объем и структуру диссертации; количество иллюстраций, таблиц,
использованных литературных источников; перечень ключевых слов (15-20
слов); актуальность исследования; цель исследования; объект исследования;
методы исследования; полученные результаты, их новизну, научную и
практическую значимость; сведения о публикациях.
Содержание диссертации включает введение, порядковые номера и
наименования всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют
наименования),
заключение,
список
использованных
источников
и
наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых
начинаются эти элементы диссертации.
Структурный элемент «Нормативные ссылки» содержит перечень
стандартов, на которые в тексте диссертации даны ссылки. Перечень
ссылочных стандартов начинают со слов: «В настоящей диссертации
использованы ссылки на следующие стандарты». В перечень включают
обозначения стандартов и их наименования в порядке возрастания
регистрационных номеров обозначений.
Структурный элемент «Определения, обозначения и сокращения»
содержит определения, необходимые для уточнения или установления
терминов
и
перечень
обозначений
и
сокращений,
применяемых
в
диссертации. Перечень определений начинают со слов: «В настоящей
диссертации
применяют
следующие
термины
с
соответствующими
определениями». Запись обозначений и сокращений приводят в порядке
приведения их в тексте диссертации или в алфавитном порядке с
необходимой расшифровкой и пояснениями.
Введение содержит краткую характеристику современного состояния
научной проблемы, отражает прикладной характер рассматриваемой задачи,
содержит оценку целесообразности темы, основание и исходные данные для
разработки темы, формулировку практической значимости исследования для
профессиональной сферы выпускника.
8
Основная часть должна содержать 2-3 раздела, в которых содержится
критический анализ состояния проблемы, описание объекта исследования,
обосновывается методика исследования, описывается процесс теоретических
и экспериментальных исследований, методы исследований, методы расчетов,
анализ полученных результатов.