Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция +РТ Стресс-факторы спортивной деятельности. Предстартовое секундирование
Наиболее значимо влияющие на результаты спортивной деятельности и часто встречающиеся стресс-факторы можно разделить на две основные группы — предсоревновательные и соревновательные, т. к. восприятие стресс-факторов спортсменом очень индивидуально и избирательно.
Предсоревновательные стресс-факторы
Соревновательные стресс-факторы
1. Предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты.
2. Конфликты с тренером, товарищами по команде или в семье.
3. Положение фаворита перед соревнованиями.
4. Плохой сон за день или за несколько дней до старта.
5. Плохое оснащение соревнований.
6. Предыдущие неудачи.
7. Завышенные требования.
8. Длительный переезд к месту соревнований.
9. Постоянные мысли о необходимости выполнения поставленной задачи.
10.Незнакомый противник.
11.Предшествующие поражения от данного противника.
1. Неудачи на старте.
2. Необъективное судейство.
3. Отсрочка старта.
4. Упреки во время соревнования.
5. Повышенное волнение.
6. Значительное превосходство соперника.
7. Неожиданно высокие результаты соперника.
8. Зрительные, акустические и тактильные помехи.
9. Реакция зрителей.
10. Плохое физическое самочувствие.
11. Болевой финишный синдром, страх смерти.
Предстартовое секундирование
Во время предстартовых контактов, начинающихся за 10–15 мин. до выхода на старт, всю необходимую спортсмену информацию нужно передавать, используя определенную динамику уровней возбуждения.
Тренер смотрит спортсмену в глаза, его поза внушает спортсмену уверенность своей раскрепощенностью и силой, голова гордо приподнята, он уверенно касается плеча спортсмена. Спокойно, негромко, но уверенно, глубоким (без фальцета) голосом говорит короткие, утвердительные и только позитивные В этих фразах должно быть ясно указано что делать, как делать, когда делать. фразы (в них ни в коем случае не должно быть безграмотных отрицаний типа «не ошибись», «не делай глупостей», «не падай раньше времени» и т. д.).
Четыре принципа предстартового секундирования
1. Необходимо, создав условия расслабления, несколько снизить уровень предстартового возбуждения спортсмена.
2. Кратко проанализировать проделанную работу, укрепить веру спортсмена в себя.
3. Коротко, уверенно и не торопясь повторить спортсмену, что предстоит ему сделать, сформировав тем самым психологическую установку на деятельность.
4. Подкрепить установку на максимальные по величине усилия и точность действия, провести мобилизацию, воодушевить спортсмена на жесткую, бескомпромиссную борьбу, поднять уровень возбуждения, если это необходимо.
Эти принципы так называемого «отдаленного» секундирования необходимо использовать в зависимости от состояния спортсмена.
Если он перевозбужден, больше внимания уделить реализации первого положения, а если заторможен и пассивен — четвертого.
Необходимо разработать для каждого спортсмена специально направленные разминки, включающие физические и психические компоненты для того, чтобы, выйдя на высокий уровень спортивного мастерства, спортсмен был достаточно самостоятельным и мог управлять своей готовностью в соревнованиях любого ранга.
И спортсмен, и тренер должны отчетливо представлять, как выглядят продуктивные и непродуктивные мысли, которые заполняют сознание спортсмена в предстартовый период, когда и возникает большинство трудностей. И не только представлять, а и осознанно изменять их направленность. Чаще всего это изменение происходит в форме внутреннего разговора (монолога). Монолог имеет определенную динамику.
— с появлением первых трудностей начинается внутренний монолог.
— с возрастанием трудностей он становится интенсивнее, негативное начинает преобладать над позитивным
— перед поражением побеждает убеждение, что вы уже больше ничего не можете, т. е. содержание ваших мыслей становится негативным.
Наша же задача — сохранить позитивность мыслей, сделать их продуктивными (табл. 14).
Таблица 14. Направленность мыслей продуктивного и непродуктивного характера в условиях предстартовой подготовки.
Время
Направленность мыслей
Продуктивный характер
Непродуктивный характер
За день до соревнований
Все идет по плану, могу четко представить свои движения, в любых условиях, при любой игре
Может быть, я недостаточно свежий? Может, недотренирован? Не уверен в себе?
Во время разминки
Я в хорошей спортивной форме, все получается, и погода, и условия — все на моей стороне
Может, мне повезет? Меня больше беспокоит подготовка. Я думаю о ней и виню себя за недостаточную тренированность
В самом начале соревнований
Полное спокойствие. Полная концентрация на соревновательной деятельности
Полное спокойствие. Полная концентрация на соревновательной деятельности
Я думаю о других вещах
В середине соревнования
Все под моим контролем. Удовлетворение от деятельности
Сильно нервничаю. Много технических ошибок, как с ними справиться?
Во время финальной части
Готовность к следующему старту, думаю о последующих действиях
Сойдет. Подумаю об этом завтра
Сразу после соревнования
Расслабляюсь. Я сделал все, что мог, и даже больше!
Слава богу. Всё кончилось
Через несколько часов после соревнования
Испытываю гордость и счастье! Хорошо поработал! Где можно добавить? Что улучшить?
Думаю, почему, почему это произошло?
В случае если спортсмен не прошел психологическую подготовку, а тренер не имеет возможности находиться рядом с ним, можно использовать простую систему саморегуляции и самовнушения, время освоения которой равно времени, потраченному на прочтение, запоминание и мысленное представление того, о чем написано на карточке, которую тренер вручает спортсмену.
Главное — соединить мысленный образ с мышечными ощущениями, о которых идет речь в тексте карточки (табл. 15).
Таблица 15. Психологическая система саморегуляции для снятия стресса во время соревнований.
1. Дышать как можно ровней, спокойней.
2. Улыбаться, так как положительные эмоции вызывают прилив крови к мозгу. Это повышает устойчивость к стрессу.
3. Сохранять правильную осанку, не горбиться.
4. Мышцы должны быть расслаблены.
5. Сконцентрироваться на том, что:
— Я хорошо подготовлен.
— Я способен выдать все, на что я готов!
— Я нацелен на победу!
— Я знаю, что, как и когда мне делать!
— Я справлюсь!