Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Ст ратегия и
технологии уст ны х
коммуникаций и
публичны х
вы ст уплений
Судакова Нат алия Евгеньевна
доктор философских наук,
кандидат педагогических наук,
профессор кафедры ЮНЕСКО
ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ
sudakova-ne@ranepa.ru
Время: 9:00-10:20
23 декабря 2020 г.
ТИПОВАЯ
(ТЕКСТ)__
Ст ратегияСТРАНИЦА
уст ны х коммуникаций
на
государст венной граж данской служ бе
Цель
коммуникации
определяет
и
модели
коммуникат ивного
поведения,
опосредованные
определённым набором речевых средств и приёмов, что
способствует достижению успеха и детерминируется
коммуникативной стратегией.
Любая цель конкрет ной коммуникации на ГГС
вы текает из общих целей данной деятельност и,
которые
включают
в
себя
целенаправленное,
организующее и регулирующее воздейст вие на
общест во и все его подсистемы , способст вующее
реализации прав и свобод граж дан, сохранению
эф ф ект ивной ж изнедеятельност и и правопорядка
путём
реализации
законодательны х,
исполнительны х , судебны х и ины х власт ны х
полномочий государст ва.
2
ТИПОВАЯ
(ТЕКСТ)__
Ст ратегияСТРАНИЦА
уст ны х коммуникаций
на
государст венной граж данской служ бе
Любой государст венны й служ ащий вы ст упает не
только
гарантом
социальной
справедливости,
реализации общественных законодательно закреплённых
норм и правил поведения, но и носителем эт их норм,
эт ических
идеалов,
культ урны х
ценностей,
транслируя их не только в речи, но и в поведении, что
накладывает на него высокую степень социальной
от ветст венност и.
Согласно ст. 18 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ
ГС обязан:
исходить из того, что признание, соблюдение и
защит а прав и свобод человека и граж данина
определяют
смы сл
и
содерж ание
его
проф ессиональной служ ебной деятельност и;
3
ТИПОВАЯ
(ТЕКСТ)__
Ст ратегияСТРАНИЦА
уст ны х коммуникаций
на
государст венной граж данской служ бе
ГС обязан:
обеспечиват ь
равное,
бесприст раст ное
от ношение ко всем ф изическим и юридическим
лицам, не оказы ват ь предпочтение каким-либо
общест венны м
или
религиозны м
объединениям,
проф ессиональны м
или
социальны м
группам,
граж данам
и
организациям и не допускат ь предвзятост и в
от ношении т аких объ единений, групп, граж дан
и организаций;
соблюдат ь
нейт ральност ь,
исключающую
возмож ност ь
влияния
на
свою
проф ессиональную служ ебную деятельност ь
решений
полит ических
парт ий,
других
общест венны х
объединений,
религиозны х
объединений и ины х организаций;
4
ТИПОВАЯ
(ТЕКСТ)__
Ст ратегияСТРАНИЦА
уст ны х коммуникаций
на
государст венной граж данской служ бе
ГС обязан:
не совершат ь пост упки, порочащие его чест ь и
достоинст во;
проявлят ь
коррект ност ь
в
обращении
с
граж данами;
проявлят ь уваж ение к нравст венны м обы чаям и
т радициям народов Российской Федерации;
учит ы ват ь культ урны е и ины е особенност и
различны х эт нических и социальны х групп, а
т акж е конф ессий;
способст воват ь
меж национальному
и
меж конф ессиональному согласию;
не
допускат ь
конф ликт ны х
сит уаций,
способны х нанест и ущерб его репут ации или
авторитет у государст венного органа;
соблюдат ь уст ановленны е правила публичны х
вы ст уплений и предост авления служ ебной
инф ормации.
5
Специф ика деловой риторики на
государст венной граж данской
служ
Характер деятельност
и ГГСбе
т ребует :
неукоснительного соблюдения общих установок,
критериев,
ориентиров,
принятых
в
сфере
государственного управления;
творческого мышления.
Ст ратегия коммуникации всегда вы текает из
ответа на вопрос « что» конкретно нужно донести до
сотрудников, партнёров, общества в целом, и только
потом формируется представление « как» это сделать.
Профессия
ГГС
вы нуж дает
принимать
нестандартные
решения,
проектировать
новую
реальность, быть драйвером инноваций, сохраняя
традиции и культурные ценности общества.
6
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
Специф ика
деловой риторики
на
государст венной граж данской служ бе
Государст венное
управление
имеет
определённы е признаки, которые влияют на
качест во и специфику коммуникации (по Е.В.
Охотскому):
масшт абност ь, распространенность управляющего
воздействия на все общество и за его рамками в
пределах проводимой международной политики;
власт ны й характер
(отличительны е
особенности
государст венной власт и:
носит полит ический характер;
от имени государст ва решения реализуют
соответствующие
органы,
организации
и
должностные лица;
едина, цент рализована, консолидирована;
вы полняет своего рода роль арбит ра в решении
социальных проблем и конфликтов (прежде всего
через судебные органы);
7
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
Специф ика
деловой риторики
на
государст венной граж данской служ бе
объ единяет
и
разделяет
население
по
административно-территориальному
и/или
национально-территориальному признаку;
имеет
свой
механизм
осущест вления,
реализуется специализированным государственным
аппаратом;
уполномочена применят ь легализованное
легит имное принуж дение);
возмож ност ь
использования
в
своей
управленческой деятельности всех имеющихся в
общест ве
ресурсов:
материальных,
интеллектуально-кадровых,
финансовых,
социальных, информационных, демографических и
т.д.;
органическая
целост ность
(проявление
диалектического
единства
интересов
власти,
общества и гражданина, реализация реальных
возможностей страны и общества).
8
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
Специф ика
деловой риторики
на
государст венной граж данской служ бе
Характер
деятельност и
ГГС
т ребует
максимальной поддержки государственного языка и
культуры РФ: согласно ФЗ от 1.06.2005г. № 53-ФЗ «О
государственном
языке
РФ»
не
допускается
использование
слов
и
выражения,
не
соответствующих нормам современного русского
литературного языка, за исключением иностранных
слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в
русском языке (п. 6 ст. 1).
Степень владения правилами деловой риторики
определяет профессионализм ГГС, способствует
приобретению авторитета, порождает доверие и
уважение, как к личности, так и к государству.
Один из самы х важ ны х навы ков ГГС – умение
слушать собеседника и задавать уточняющие
вопросы.
9
Формы деловой
коммуникации
на ГГС
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
ф орма меж личност ного общения (реализуется
как: «государственный служащий – государственный
служащий»; «государственный служащий – не
государственный служащий») реализуется в том
числе в формате кадровы х бесед;
ф орма социального общения (реализуется в
виде «государственный служащий – общество в
целом»);
ф орма
меж государст венного
общения
(реализуется как «государственный служащий –
иностранное государство»);
ф орма информационного взаимодействия
(реализуется в виде «государственный служащий –
информация: документация, СМИ, интернет – сайты,
блоги и пр.»).
Типы ДК: уст ная и письменная.
Устная коммуникация, являясь одним из типов
профессиональной коммуникации, реализуется не
только в форме межличностного взаимодействия, но и в
форме
профессиональны х
дискуссий
и
публичны х вы ст уплений.
10
Технологические
особенност
и
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
кадровы х бесед (в сф ере ГГС)
Пост упление на ГГС: собеседование.
Порядок поступления на государственную гражданскую
службу регламентирован Федеральным законом от
27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации», Законом города
Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной
гражданской
службе
города
Москвы»,
Указом
Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112
«О конкурсе на замещение вакантной должности
государственной гражданской службы Российской
Федерации», иными нормативными правовыми актами о
государственной гражданской службе Российской
Федерации и города Москвы.
Объект ивност ь критериев кандидат а имеет
первостепенное значение при приёме на работу ГГС.
Задача собеседования помочь организации оценить
кандидата на соответствие должности, а кандидату
оценить будущее место работы.
11
Технологические
особенност
и
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
кадровы х бесед (в сф ере ГГС)
В
рамках
индивидуального
собеседования
задаются
вопросы ,
направленные
на
оценку
профессионального уровня кандидата.
В этих целях с учетом должностных обязанностей по
каждой вакантной должности гражданской службы
сост авляется перечень вопросов.
Предварительное
индивидуальное
собеседование
мож ет
проводит ься
руководителем
структ урного подразделения государственного
органа,
на
замещение
вакантной
должности
гражданской службы в котором проводится конкурс, или
руководителем ст рукт урного подразделения
государст венного
органа,
в
котором
реализуется
област ь
профессиональной
служ ебной деятельност и по группе должностей
гражданской службы, по которой проводится конкурс на
включение в кадровый резерв.
12
Технологические
особенност
и
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
кадровы х бесед (в сф ере ГГС)
Групповое собеседование позволяет выявить
наиболее подготовленных и обладающих необходимыми
профессиональными
и
личностными
качествами
кандидатов, оценить умение работать в коллективе и с
отдельными людьми.
Даёт возможность оценить:
самостоятельность,
активность,
информированность,
логичность рассуждений,
коммуникабельность,
проявление лидерских качеств.
Преимущест ва метода:
возможность сравнить кандидатов;
выявить
умение
отстаивать
свою
позицию,
аргументировать тезисы, вести полемику, умение
работать в коллективе и с отдельными людьми;
возможность получить сведения о коммуникативных
умениях и речевых навыках претендентов.
13
СпецифСТРАНИЦА
ика коммуникат
ивного
ТИПОВАЯ
(ТЕКСТ)__
воздейст вия: увольнение
Расторжению трудового договора предшествует
разрушение
психологического
контракта
меж ду работ ником и работодателем.
Управленческие воздействия долж ны бы ть
направлены как на увольняемы х работников,
так и на оставшийся персонал.
Отсутст вие
управленческого
конт роля
и
психологического
сопровождения
увольняемых
способно
обернуться
непредвиденны ми
издерж ками для работодателя (среди оставшихся
работников синдром « уцелевших» ).
Связка «работник-работодатель» всегда обусловлена
изменениями в мотивации труда, готовности к риску и
инициативе, стрессами, апатией, конфликтами и т.п.
Увольнению по собст венному ж еланию предшествует подготовительный период разрушения
межличностных договорённостей («психологический
контракт – совокупные взаимные ожидания работника
и работодателя негласного характера»).
14
СпецифСТРАНИЦА
ика коммуникат
ивного
ТИПОВАЯ
(ТЕКСТ)__
воздейст вия: увольнение
Из-за дефицита информации о работе до момента
трудоустройства происходит « дост ройка» образа
трудовы х от ношений до целого у соискателя,
который постепенно трансформируется (посредством
успехов/неуспехов
на
работе,
повышения
ЗП,
карьерного продвижения и т.п.).
Дест рукт ивная
т рансф ормация
ст ановится
от правной точкой увольнения: неоправданны е
ож идания работ ника в дальнейшем оформятся в
намерении уволиться по собственному желанию, а
неоправданны е ож идания работодателя — в
намерении
расторгнуть
трудовой
договор
по
инициативе работодателя.
Синдром «уцелевших» может выражаться в широком
диапазоне поведенческих реакций, переживаний,
эмоций и психологических состояний. Оставшиеся
работники также испытывают достаточно сильные
чувства неуверенности, усиления стресса от работы и
общего состояния неудовлетворенности от работы.
15
СпецифСТРАНИЦА
ика коммуникат
ивного
ТИПОВАЯ
(ТЕКСТ)__
воздейст вия: увольнение
Общая схема разговора - по принципу позитивнегат ив-позит ив.
На
первом
эт апе
разговора
создать
благоприятный эмоциональный фон беседы (указать на
положительные качества сотрудника, его достижения,
продемонстрировать уважение к самому человеку, к
его личности), что подготовит собеседника ко
второму эт апу, на котором доводится информация о
предстоящем увольнении.
Реакция на сообщение об увольнении может
быть разнообразной (даже крики, слезы, угрозы,
жалобы и т. п.). Нужно поспособствовать выходу
негативных
эмоций
без
лишнего
выражения
сочувствия.
Заключительны й эт ап – позит ив, уместно
сообщить о гарантированных действиях работодателя
(выходное пособие, зачисление в кадровый резерв,
премия,
рекомендации
и
положительная
характеристика).
16
СпецифСТРАНИЦА
ика коммуникат
ивного
ТИПОВАЯ
(ТЕКСТ)__
воздейст вия: увольнение
Психологического сопровож дения требует и
сит уация расторж ения срочного контракта.
Письменное уведомление лучше от править
заранее и составить максимально корректно.
ВАЖНО:
Ост ающиеся
работ ники
долж ны
получит ь гарант ии заранее в рамках отдельной
встречи или собеседования с непосредственным
руководителям.
Полож ительно
влияют
на
остающихся
переводы внутри организации на другую
долж ность,
а
также
стимулирование
профессионального обучения и переобучения.
17
ТИПОВАЯ
Тех нологииСТРАНИЦА
публичны х вы(ТЕКСТ)__
ст уплений:
виды публичны х речей
Информационная речь
(публичная лекция,
отчёт ны й доклад, предст авление, объяснение,
инст рукция, сообщение, излож ение)
Протокольно-эт икет ная речь (приветственная,
поздравительная, т раурная и т.п.)
Убеж дающая
речь
(аргумент ирующая,
организационная,
воодушевляющая
и
агит ационная)
Развлекательная речь
18
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
Тех нологии
публичны х вы(ТЕКСТ)__
ст уплений:
виды и ж анры публичны х речей
Публичное вы ст упление (публичная речь) – это
устное монологическое вы сказы вание с целью
оказания воздейст вия на аудиторию.
Монологическая деловая речь (включает ж анры
отчета, доклада и сообщения на совещании (собрании),
выступления перед акционерами, соучредителями) – это
речь, читаемая с листа, имеющая письменную
природу, сущест вующая сразу в двух ф ормах –
устной и письменной.
Цель публичной речи - двойственного характера:
убедит ь/ проинформировать аудиторию, призвать
к каким-то дейст виям, в то же время сформировать
имидж (личный или организации).
19
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
Тех нологии
публичны х вы(ТЕКСТ)__
ст уплений:
виды и ж анры публичны х речей
Нечит аемы е виды
ПР: презентационная речь,
торжественная речь, приветственная речь, торговая речь
(рекламная),
информационная
речь,
доклад
(на
заседании, собрании), вступительное слово на различных
встречах и другие этикетные тексты (например,
поздравительная речь).
Общие правила ПР:
должна быть с начала и до конца захватывающе
интересной и полезной;
должна быть составлена правильно в композиционном
отношении (содержать вступление, основную часть и
заключение).
ПР т ребует даже от опытных ораторов т щательной
подготовки, а для начинающих деловых людей это
обязательное требование.
20
ТИПОВАЯДеловая
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
риторика:
принципы речевого воздейст вия
Деловая риторика отражает общий культурный
уровень ГГС, поскольку показы вает не только уровень
его владения нормами литерат урного язы ка, но и
искусст во убедительно и эф фект ивно доносить
до своего собеседника свою мы сль, умение
целенаправленно воздейст воват ь на него.
Принцип дост упност и: следует учитывать уровень
культуры
слушателей,
их
жизненный
и
профессиональный опыт.
Принцип ассоциат ивност и: связан с умением
вызывать сопереживание и мотивировать к размышлению
слушателей посредством обращения к их эмоциям,
используя образность высказываний.
Принцип
экспрессивност и:
эмоциональнонапряжённая речь, выразительная мимика, жесты, позы,
неподдельные эмоции свидетельствуют о самоотдаче
оратора.
Принцип интенсивност и:
темп выступающего
соответствует
темпераменту
слушателей,
их
подготовленности к восприятию информации.
21
ТИПОВАЯДеловая
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
риторика:
основны е правила успеха
Излож ите сут ь вопроса, выделив главное, избегая
обострений.
Вы скаж ите свое от ношение к теме, дайте
оценку, подкрепив значимость и важность для
практики, подт вердив аргумент ами, примерами
или ссылками на первоисточники, которые должны
быть понятны слушателю.
Пост ройте обращение к слушателям так, чтобы им
были понят ны цель и содерж ание обращения, а
полученная информация стала основой собственных
размышлений и выводов. Учитесь мот ивировать
слушателей к познанию.
Вы раж айте свою мы сль ясно и крат ко, используя
русский литературный язык, избегая слов-паразитов.
Используйте местоимение Вы в обращении в
собеседнику.
22
ТИПОВАЯДеловая
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
риторика:
основны е правила успеха
Эмоциональная
окраска
речи
должна
соответствовать деловому мероприятию и быть
умеренной либо вообще отсутст воват ь.
Часто
перед
выступлением
рассы лается
письменная форма доклада, что налагает
особую от ветст венност ь на вы ст упающего.
Учитесь использоват ь конт раргумент ы , но не
побуждать к конфликту.
Учитесь обобщат ь свою мысль. Вы воды –
важ нейшая
част ь
вы ст упления,
когда
неочевидное становится очевидным.
Практ ика – основа овладения искусством
деловой риторики.
23
ТИПОВАЯ
Ст рукт ураСТРАНИЦА
публичного вы(ТЕКСТ)__
ст упления
Приветст вие (Вст упление)
Постановка проблемы
Основная часть
Ответы на вопросы
Мот ивирующий
(вы воды )
Установить
контакт
со
слушателями
Создать
мотивацию
для
восприятия
(постановка
проблемы, её история)
Предпринять шаги и действия
для желаемых изменений –
описать тенденции развития
проблемы, накопленный опыт её
решения (положительный и
отрицательный),
ваши
предложения
по
решению
проблемы.
Получить обратную связь от
аудитории
итог Подтолкнуть
совершению
действий
слушателей
к
нужных
вам
24
ТИПОВАЯ
ПравилаСТРАНИЦА
подготовки вы (ТЕКСТ)__
ст уплений
Хорошо подготовленное публичное вы ст упление
- это:
Знак уваж ения к аудитории;
Заявка
о
себе,
как
о
вы сококвалифицированном
специалисте
и
интересной личност и.
Подготовка отработка
включаетнавыков
в себя этапы :
Предварительная
риторики
Непосредственная подготовка к
публичному выступлению
Анализ поведения оратора
25
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
Предварительная
от работ(ТЕКСТ)__
ка навы ков
риторики
Вы ст упление
перед
воображ аемы ми
слушателями с предварительно заданны ми
темат икой и сост авом аудитории (тематика должна
быть близка к сфере собственных профессиональных
интересов)
Краткое
излож ение
вы бранного
текста
(выбранный
текст
может
представлять
собой
журнальную или газетную статью, отрывок из какойлибо монографии и т.п.)
Использование
аудиои
видеозаписи
собст венны х вы ст уплений
Отработ ка определений каких-либо терминов и
понят ий
Использование опы т а ведущих ораторов
26
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
Непосредст
венная подготовка
к
публичному вы ст уплению
ТРИ ГЛАВНЫХ
ВОПРОСА
Что
сказать
Где
сказать
Как
сказать
27
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
Эт апы
подготовки(ТЕКСТ)__
речи
Обозначит ь тему и цели вы ст упления –
сообщение и воздействие.
Оценит ь будущую аудиторию и обст ановку.
Подобрат ь материал.
Написат ь план-конспект (можно написать полный
текст, тезисы или развёрнутый/краткий план).
Написат ь текст речи.
Подготовит ь тезисы для презент ации, вы брать
кульминационны й довод.
Репет иция вы ст упления (соблюст и регламент).
Предст авит ь будущую реакцию слушателей.
Продумат ь
вопросы ,
от вет ы
и
способы
получения обрат ной связи.
Суть: «Сначала расскажите то, о чём пойдёт речь
(вст упление), потом то, что собирались рассказать
(основная часть), а потом то, о чём Вы уже
рассказали (вы вод)».
28
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
Оценка
обст ановки и(ТЕКСТ)__
сост ава
слушателей
Небольшая аудитория в малом помещении (лучше за
столом);
Большая аудитория в большом помещении (лучше с
трибуны).
Неоднородная публика – самый сложный вариант!
Требует от оратора:
специальной подготовки,
предельной лаконичност и,
логичност и,
убедительности,
аргумент ированност и и точност и излож ения.
29
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
Обрат
ная связь: функции
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – значимая составляющая любой
коммуникации.
Реакция аудитории на высказывание говорящего
составляет сут ь общения, ее отсутствие приводит к
разрушению всего процесса.
Выполняет следующие функции:
Обратная связь, несущая сведения о том, как оратор
воспринят
в
процессе
общения
другими,
способствует адекватному образу "Я".
Переработка
обратной
связи
дополняет
предст авление о собеседниках.
Конструктивная
обратная
связь
помогает
скоррект ировать последующее поведение в
сторону его максимальной эфф ект ивности.
30
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
Обрат
ная связь: т (ТЕКСТ)__
ипы
Два т ипа обрат ной связи:
Сознательная – мы сознательно посылаем сигналы
слушателю
и
воспринимаем
сигналы
от
него,
интерпретируя тем или иным образом.
Бессознательная – информация, которая проходит вне
сознания (дыхание, поза, тон и тембр голоса и другие).
31
ТИПОВАЯ СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
Обрат ная связь:
правила и способы получения
Давайте обратную связь как мож но скорее.
Используйте
подт верж денны е
конкретны е
факты.
Вовлекайте слушателей в обсуж дение – дайте
высказаться: способ стимулировать самостоятельное
мышление слушателей
(его ответственность за те
решения, о которых вы договоритесь в процессе
разговора); создаете возможность получить важную
информацию от первого лица.
Постарайтесь говорит ь о том, что требует
изменений, формулируйте пожелания дальнейшего
сотрудничества в позитивном ключе.
Формирование обратной связи с учётом мотивов
собеседника: «Важна ли моя точка зрения
собеседнику? Уважает ли он меня? Какой результат
будет достигнут?»
Вербальное ож идание обрат ной связи – в виде
вопросов, и невербальное - жестами, мимикой,
взглядом.
32
ТИПОВАЯ
Обрат ная СТРАНИЦА
связь: способы(ТЕКСТ)__
получения
Наблюдайте, что происходит вокруг вас.
Интересуйтесь мнением окружающих вас людей.
В случае негативной обратной связи (критики) не
реагируйте болезненно, пы т аясь отстоять свою
позицию. Выслушайте, информация может быть
полезной.
В случае несовпадения вашего мнения и мнения
собеседника пост арайтесь понят ь его точку
зрения (чтобы заметить то, на что в будущем стоит
обратить внимание).
Благодарите людей, дающих вам обратную
связь. Она не всегда бывает приятной, однако
помогает расти и совершенствоваться.
Принимая обратную связь, смот рите на сит уацию, о
которой идет речь «со стороны » . «Без эмоций»
оцените позит ивны е намерения говорящего,
принимайте или не принимайте обратную связь, но
чувствуйте себя человеком, открытым для новых
знаний.
33
вет ы на вопросы
ТИПОВАЯ От
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
Слож ны е вопросы :
1) наивны е вопросы и критика авторитетны х людей (не
являющихся специалистами в обсуждаемой проблеме);
2) ироничны е вопросы с « подковы ркой» (ответ возможен
либо в духе мягкого юмора, либо серьезным тоном с
подчеркиванием
недопустимости
недооценки
важности
обсуждаемого вопроса);
3) сложные вопросы, заданные с целью « прощупать»
эрудицию и находчивость докладчика («решение этой задачи
не стояло перед нами»);
4) несуразны е вопросы от слушателей, которые невнимательно
слушали или не поняли суть (спокойно и кратко повторить ответ,
используя фразу: «Как уже отмечалось...»);
5) вопросы -замечания о несоответствии выводов докладчика
мнению какого-то авторитета («сегодня время, когда многие
мнения,
казавшиеся
единственно
истинными,
пересматриваются»);
6) вопросы , приниж ающие значимость проблемы или
полученны х результатов (не стоит эмоционально реагировать
на провокацию, следует заготовить фразу заранее).
34
Поведение оратора: правила
Должно быть естест венны м, соответствующим
заданной проблематике и составу аудитории;
Обязательно следить за регламентом выступления;
Анализ поведения лучше делать по видеозаписи;
Учитесь оцениват ь себя « со стороны » : тон, позу,
жесты, наличие «слов-паразитов»;
Проверьте,
оговорили
ли
Вы
значение
упот ребляемы х терминов;
Обращайте
внимание
на
степень
подготовленност и аудитории в обсуждаемом
вопросе;
Анализируйте,
насколько
Вы
готовы
проиллюст рироват ь
свою
точку
зрения
простыми житейскими примерами, конкретными
фактами, поговорками или притчами.
35
Поведение оратора: пут ь к успеху
« Говори как Черчилль, держ ись как Линкольн»
Дж еймс Х ьюмс
Уверенност ь всегда передаётся слушателям,
которые постепенно перестают критически оценивать
оратора, проникаясь к нему всё большим доверием.
«Имейте уверенный внешний вид – он действует на
слушателей положительно» (Поль Сопер).
«Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и
начинайте говорит ь так уверенно, как будто они
все долж ны вам деньги… Предст авьте себе, что
они собрались здесь, чтобы просить вас
отлож ит ь срок уплат ы » (Дейл Карнеги).
36
Поведение оратора: пут ь к успеху
1. Пауза. Начинайте выступление с паузы, чтобы вы не
говорили, в зале должна быть тишина. Смотрите на
аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из
слушателей. После мысленного вступления начинайте
говорить.
2. Первая фраза - самый мощный инструмент оратора,
его «прайм-тайм». В этот момент все готовы слушать
и слышать.
3. Сильное и яркое начало – беспроигрышный
вариант для того, чтобы остаться в памяти
слушателей. Если вы не заготовили афоризм, начните
с истории из вашей жизни: «Вчера в 10 часов утра…».
4 . Главная мы сль вашей речи должна быть
сформулирована раньше, чем вы составите свой план.
5 . Цит ат ы – ещё одна уловка сохранить внимание
слушателя. Многие ораторы делают паузу и лишь
потом с вы раж ением чит ают цит ат у : «Финал –
это последняя возможность для оратора произвести
впечатление на аудиторию» Джеймс Хьюмс.
37
Поведение оратора: пут ь к успеху
6 . Ост роумие
–
блестящий
приём
разрядить
обстановку в середине речи, но только если шутка
реалистична, релевантна ситуации и рассказана, а не
прочитана.
7. Чтение речи с лист а имеет свои особенности:
никогда не произносите слова, если ваши глаза
смотрят на бумагу. Используйте технику СОС:
смотреть-остановиться-сказать.
8 . Приёмы оратора – используйте рифмы, это делает
речь убедительнее: У. Черчилль «Мы должны
следовать принципам гуманизма, а не бюрократизма».
Помните! Рифма должна быть только одна, выразите
к ней ключевую мысль.
9 . Вопросы должны быть такими, чтобы вы смогли на
них ответить. Никогда не задавайте вопрос публике,
если не знаете ответ.
10.Чтобы произвест и впечатление в финале,
призовите на помощь «гордость, надежду, любовь и
другие чувства».
11. « Удивляйте, заст авайте врасплох аудиторию!
Будьте не т акими, как все!» Дж . Хьюмс.
38
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦАбарьеры
(ТЕКСТ)__
Психологические
ПБ
возникают
вследствие
индивидуальных
психологических
особенностей
коммуникантов
(скрытость, скромность, различие в типах темперамента),
а также в результате особенностей отношений между
ними (недоверие, апатия и пр.)
Первое впечатление – от того, насколько
положительное/отрицательное впечатление о человеке
при первой встрече зависит ход общения.
Барьер
предвзятост и
и
беспричинной
негат ивной уст ановки – внешне беспричинно
человек относится отрицательно к другому человеку в
результате первого впечатления или по каким-то
скрытым мотивам.
Барьер боязни конт акта с человеком –
характерен для людей, испытывающих сложности в
общении, имеющих в целом низкий уровень
общительности.
« Ож идание непонимания»
– перед самим
взаимодействием человека волнует только одно,
правильно ли его поймёт партнёр.
Барьер возраст а – между людьми разных
39
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
Психологические
барьеры
:
приёмы преодоления
Адекват ная
оценка
собственного
эмоционального состояния и состояния партнёра по
общению.
Учёт различий в степени компетентности
собеседников, различия их статусов.
Использование
специальны х
приёмов
и
методов, которые позволяют преодолеть барьеры
авторитета, избегания, избирательного слушания и
фильтрования информации.
Учёт
социального
полож ения
партнёра,
важность привлекательного внешнего вида.
Учёт личност ны х особенностей, пола, возраста,
темперамента собеседника.
40
ТИПОВАЯ
СТРАНИЦА
(ТЕКСТ)__
Средст ва
и приемы управления
аудиторией
Обращение к какому-либо собы т ию, времени или
мест у, в том числе исторического значения.
Отсылка к конфликт ной сит уации, противоречиям
во мнениях.
Обращение к общеизвест ной инф ормации или
общедоступному авторитетному источнику.
Риторический вопрос.
Возбуж дение любопы тст ва.
Рассказ о личном опыте, случае из жизни,
эмоциональном состоянии.
Демонстрация какого-либо предмет а.
Цит ирование известной личности или авторитетного
учёного.
Обращение к интересам слушателей, к тому, что
волнует их.
41
Вопросы для подготовки к семинару
1.
Какие
формы
деловой
коммуникации
на
государственной гражданской службе вы знаете?
2. В чём специфика увольнения?
3. Что такое синдром уцелевших и как его смягчить?
4. Что такое публичное выступление и в чём его цели?
5. Какова структура публичной речи?
6. Раскройте
основные
характеристики
публичной
коммуникации.
7. Что включает в себя предварительная отработка
навыков риторики?
8. Какие функции выполняет обратная связь?
9. Опишите правила и способы получения обратной связи.
10. Раскройте средства и приёмы управления аудиторией.
42
Литерат ура
1. Ратников В.П. и др. Деловые коммуникации. Учебник
для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2020.
2. Колышкина
Т.Ю.
Деловые
коммуникации,
документооборот и делопроизводство: учебное пособие
для вузов. 2 изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт,
2020.
3. Коноваленко М.Ю. Деловые коммуникации: учебник и
практикум для вузов. 2 изд. перераб. и доп. М.: Юрайт,
2020.
4. Дзялошинский И.М., Пильгун М.А.
Деловые
коммуникации. Теория и практика. Учебник для бакалавров
М.: Издательство Юрайт, 2019.
5. Жернакова
М.Б.,
Румянцева
И.А.
Деловые
коммуникации. 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум
для прикладного бакалавриата. М.: Издательство Юрайт,
2019.
43
Литерат ура
6. Короткий С.В. Деловые коммуникации: Учебное
пособие. Саратов: Вузовское образование, 2019.
7. Кузнецова Е.В. Деловые коммуникации. Учебнометодическое пособие. Саратов: Вузовское образование,
2017.
8. Лисс Э.М., Ковальчук А.С. Деловые коммуникации:
учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2018.
9. Спивак В.А. Деловые коммуникации. Теория и
практика. Учебник для академического бакалавриата. М.:
Издательство Юрайт, 2019.
44
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!