Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4.
ИССЛЕДОВАНИЯ.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
И
РАБОЧИЙ
ПЛАН
Стратегический план исследования
В зависимости от целей и задач исследования, состояния знания об
изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном
случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского
поиска, определяющая последовательность операций, осуществляемых социологом.
Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана:
поисковый, описательный и экспериментальный.
Поисковый план социологического исследования применяется в тех
случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте
исследования. Цель плана — формулировка проблемы. В той области, где еще
мало соответствующей научной литературы или ее вовсе нет, исследование
начинается с общего поиска. В процессе поискового исследования
формулируется проблема, определяется основной набор исследовательских
средств — методик исследования, порядок их применения, очередность задач,
подлежащих решению, с точки зрения их важности. Нередко обнаруживается,
что выдвинутые задачи слишком широки, а имеющихся знаний и технических
средств для их решения недостаточно.
Поисковый план предполагает три основных этапа работы изучение
документов, опросы экспертов и осуществление наблюдений.
Прежде всего рекомендуется просмотреть всю имеющуюся литературу
по избранной теме, не забывая смежные области исследования. При этом
составляется возможно более полная библиография
Опрос экспертов — специалистов-учёных и специалистов-практиков —
дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом социальном
объекте и сформулировать несколько первичных гипотез. Рекомендуется
заранее составить список лиц и учреждений, к которым необходимо
обратиться за консультацией.
Наблюдение — завершающий этап поиска. К этому моменту социолог уже
располагает некоторой информацией об изучаемом объекте. Поисковое
наблюдение не формализовано, имеется лишь перечень вопросов для
изучения, но отсутствует пока детальное чтение вопросов по пунктам.
Работа по поисковому плану завершается ясной и четкой формулировкой
проблемы и выдвижением гипотезы.
Поисковый план следует отличать от такой исследовательской
процедуры, как пилотажное исследование. Цель поискового плана, как мы
уже отмечали формулировка проблемы и выдвижение гипотез, Цель
пилотажного (пробного) исследования — проверка методик, которую можно
осуществлять при любом стратегическом плане.
Описательный план социологического исследования применяется в тех
случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и
сформулировать описательную гипотезу, т. е. гипотезу о структурно-
функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого
социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту
гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественноколичественные характеристики изучаемого объекта. Здесь необходимы
строгость эмпирической интерпретации понятий и точность фиксирования
данных.
При описательном плане исследования недостаточно изучения
литературы, неформализованного наблюдения и интервью. В данном случае
обычно применяется другой набор исследовательских средств: выборочное
или монографическое обследование, опрос, статистический анализ
полученных данных и др.
Нередко к исследованиям по описательному плану предъявляются
претензии в связи с тем, что они не раскрывают причинно-следственных
связей или дают тривиальные результаты. Однако то, что известно на уровне
здравого смысла, еще не является научно доказанным. Исследование по
описательному плану помогает упорядочению зачастую известных фактов,
установлению соотношения между ними — иногда в количественной форме.
Описательный план исследования имеет вполне обоснованную научную
ценность, если он обеспечивает довольно полное и строгое описание
изучаемого социального объекта вне зависимости от того, что результаты
исследования не отвечают на вопрос о причинно-следственных связях
изучаемого объекта. Такое исследование заканчивается классификацией
эмпирических данных, относящихся к структуре объекта.
Экспериментальный план социологического исследования применяется в
тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать
объяснительную гипотезу. Цель плана— установить причинно-следственные
связи в объекте, раскрыть не только структуру последнего, но и причины,
обусловливающие его функционирование или развитие. Элементы
экспериментального плана фактически присутствуют в описательном плане.
Явно или неявно социолог стремится разработать классификационные и
структурно-функциональные гипотезы, опираясь хотя бы на чисто интуитивные представления о некоторых причинно-следственных связях
изучаемых социальных объектов. После того как завершена работа по
описательному плану, возникают более четкие и ясные объяснительные
гипотезы. И здесь открывается возможность осуществить эксперимент, т. е. не
только зафиксировать наличие связей, но и определить их направленность.
В реальной практике социологических исследований редко бывает так,
чтобы один из трех описанных типов стратегического плана существовал в
чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все три плана:
начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, а
затем уже следует уяснение причинно-следственных связей путем реализации
экспериментального плана исследования.
Помимо вышеназванных стратегических планов, социологи используют
ряд специфических исследовательских стратегий.
Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо
социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве
представителя целого класса подобных объектов.
Сравнительные исследования. Сравнение и сопоставление явлений и
процессов — один из важнейших моментов практически любого
социологического исследования. Однако в ряде случаев сравнение выступает
как специальная задача, и тогда выделяют два основных вида сравнительных
исследовании — территориальные и временные.
Стратегии временных исследований ориентированы на изучение
развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать : три
главные стратегии.
Панельные исследования. В этом случае изучаются изменения во времени
одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности
(индивидов, семей и т.д.). Например, если в первый момент базовое
исследование включало выборочный опрос школьников десятых классов, то
при повторении его через 10 лет мы обязаны найти этих, теперь уже бывших
школьников и опросить их вновь. В результате мы имеем возможность
зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения во всех
социальных группах в целом.
Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение
изменений данной социальной группы как определенной целостности. В
отличие от панельного исследования при повторном опросе нет нужды
сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности.
Необходимо обеспечить лишь их принадлежность к определенной социальной
группе.
Когортные исследования изучают более специфические совокупности
(когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является
группа людей, родившихся в один и тот же год. Тогда задачей изучения может
быть периодический опрос этой когорты при достижении ее членами 18, 20,
30 и т.д. лет. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать
различные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же
когорте.
Рабочий план исследования.
Современное социологическое исследование основывается на детальном
разделении труда, поскольку количество вычленяемых операций или
отдельных видов работ достаточно велико, а с развитием техники и
технологии исследования их число будет нарастать. Четкое выделение
отдельных видов работ важно не только для планирования, но и для научной
организации социологического труда, в частности для установления
различных нормативов деятельности. С этой целью наряду с программой
социолог разрабатывает рабочий план исследования. Этот план составляется
после завершения разработки программы социологического исследования и
утверждается одновременно с программой. Завершений разработки
программы является исходным пунктом составления рабочего плана.
По своему назначению рабочий план призван упорядочить основные
этапы исследования в соответствии с его программой, календарными
сроками, материальными и людскими затратами, необходимыми для
достижения конечных целей исследования. Основными звеньями этого плана
являются пилотажное исследование (или проба) методик сбора первичных
данных, полевое обследование (массовый сбор данных на объекте),
подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, их анализ и
интерпретация, изложение результатов.
Пилотажные исследования позволяют оценить качество вопросников,
протоколов наблюдений, процедур анализа документов, модели выборки, а
также внести необходимые коррективы изменения. Итоги этих исследований
фиксируются в рабочих документах: составляются окончательные варианты
методик, инструкции по выборке и организации сбора исходных данных.
Полевое обследование обеспечивает сбор основного материала на
объекте. Планом предусматривается обеспечение соблюдения инструкций,
разработанных
на
стадии
пилотажных
исследований,
контроль
доброкачественности исходных данных по мере их поступления, организация
системы хранения первичных данных.
Подготовка данных для обработки включает редактирование,
кодирование, контроль качества данных после ввода.
Обработка данных планируется с учетом имеющихся средств: вручную,
или с применением специальной программы. Анализ данных осуществляется
в соответствии с решаемыми задачами и гипотезами исследования. Итоги
исследования оформляются в виде отчета.
Отчет — определенная форма подведения итогов эмпирического
социологического исследования — выполняется по определенному плану. Он
содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение
используемых теорий и методологического аппарата, а также описание и
объяснение полученных данных. От чет представляет собой вполне
самостоятельный результат научной деятельности и нередко публикуется в
печати полностью или с сокращениями.
Рабочий план включает в себя временной (сетевой) график,
осуществления различных видов работ, подбор и подготовку исполнителей,
расчеты необходимых материальных затрат на исследование,,
разъяснительную работу, разработку форм контроля за проведением
исследования.
Сетевой график проведения социологического исследования.
Для того чтобы ввести фактор времени в организационно-методический
план исследования и обеспечить четкое и своевременное выполнение
отдельных видов работ, обычно используется в том или ином виде схема
сетевого графика.
Каждый из названных видов работ состоит, из ряда элементарных
операций, которые выделяются в организационно-методическом плане
исследования и представляются в виде сетевого графика.
Укрупненные виды работ, предусмотренные организационнометодическим планом, вовсе не должны реализоваться в той последовательности, в которой они были представлены. Многие из этих работ могут
и должны выполняться параллельно.
Сетевой график непрерывно пересоставляется в течение реализации
программы исследования с учетом накопленного опыта и изменения величины
ресурсов. При помощи сетевого графика можно выявить так называемый
критический путь, который предполагает выполнение работ, являющихся
узким местом. Зная критический путь, можно разумно маневрировать
ресурсами и, в частности, пойти на удлинение сроков реализации тех видов
работы, которые не находятся на критическом пути, за счет сокращения
времени вы- волнения работ, оказавшихся на этом пути.
Из опыта реализации программ социологического исследования
известно, что узким местом часто являются тиражирование методических
документов, кодировка, контент-анализ, аналитическая работа и некоторые
другие.
Использование сетевого графика или более простых методов контроля за
выполнением видов социологических работ предполагает создание
определенной организационной структуры проведения исследования в целом
и -отдельных видов работ.
Подбор и подготовка исполнителей для социологического исследования.
При проведении полевого исследования и подготовке информации к
обработке важнейшим вопросом является подбор и обучение исполнителей. В
связи с этим приходится решать вопросы выбора типов исполнителей для
проведения данного полевого исследования, обеспечения их подготовки,
установления времени использования и численности исполнителей.
Например, для проведения опроса необходимы анкетеры или интервьюеры.
Их подготовкой в соответствии с требованиями программы и на основе
рабочих документов занимается ответственный, назначенный из основного состава участников исследования.
Необходимое число исполнителей предварительно устанавливается, при
определении размера выборки, но окончательно конкретизируется после
построения выборки. Непосредственный подбор исполнителей также зависит
от типа выборки. Если она локально сосредоточена на постоянном объекте
(что может иметь место при работе социологической службы в рамках одного
предприятия), набор производится на месте. Если выборка географически
разбросана, подбор исполнителей обычно производится в пунктах проведения
полевого исследования.
Срок на который требуются исполнители, зависит от календарного плана
проведения процедуры.
Исполнители могут приглашаться на почасовую или временную работу.
Задача обеспечения исследования исполнителями становится наиболее
острой на этапе поступления первичных данных и их подготовки к обработке.
Здесь речь идет главным образом о кодировщиках.
Подготовка исполнителей проводится непосредственно перед началом
полевого этапа исследования. Она заключается в ознакомлении часто
совершенно неподготовленных лиц с общими задачами той части
исследования, которая имеет отношение к проведению определенной
процедуры, с соответствующими методическими материалами и
практическими руководствами для работы.
Наиболее типичная процедура подготовки интервьюеров состоит в
следующем. Будущим интервьюерам объясняются социально-психологические особенности интервью как формы общения; рассматривается
опросный лист и инструкция интервьюеру; - проводятся контрольные
интервью между исполнителями; объясняются и анализируются наиболее
типичные ошибки. После отсева лиц, неспособных к проведению интервью,
дается одно - два контрольных задания на проведение интервью. Качество
заполнения опросного листа является критерием для дальнейшего отсева. Как
правило, если исполнители привлекаются со стороны, проводятся выборочные
проверки.
Нормирование груда исполнителей. Вопросы норм и нагрузок для
исполнителей в ходе полевых исследований пока еще не получили
необходимой разработки. Можно исходить из сравнения имеющихся в
публикациях данных об организации и распределении работы между
исполнителями.
Планируемая нагрузка на анкетера или интервьюера должна учитывать
сложность и длительность заполнения анкеты, процедуру поиска респондента,
тип анкетера (добровольцы или плановые) и другие конкретные факторы,
влияющие на качество выполняемой работы.
Опыт показывает, что при опросах населения с помощью анкет при
средней продолжительности заполнения анкеты 50—70 мин. оптимальная
нагрузка на одного анкетера составляет 4—6 интервью.
Бюджет расходов на проведение социологического исследования.
Проведение социологического исследования требует значительных затрат.
Поэтому наряду с рабочим планом исследования следует составлять и смету
расходов, необходимых для его проведения.
Основные
задачи
разъяснительной
работы.
Проведение
социологического исследования предполагает большую разъяснительную
работу, которая включает инструктаж всех участников исследования, издание
соответствующих приказов и распоряжений, использование средств массовой
пропаганды и агитации, проведение бесед с участниками исследования на
рабочих местах, организацию лекций.
В крупном социологическом исследовании участвуют специалиста самых
различных научных и практических направлений: социологи, экономисты,
психологи, математики, инженеры, партийные, профсоюзные, комсомольские
работники и т. д. Каждый из них делжен знать и понимать общие цели и задачи
исследования, быть в состоянии выполнять свою часть работ па
соответствующем уровне.
Инструктаж проводят специалисты, которые участвовали в разработке
или всего исследования, или определенной его части.
Чтобы обязать штат помощников с обследуемого, объекта включиться в
исследование, необходимы соответствующие приказы и распоряжения.
Объяснение обследуемым, необходимости их участия в сборе информации
должно фиксироваться в этих же документах, но не в виде приказа или
распоряжения в их адрес, а в виде просьбы с указанием значения проводимой
работы для всего коллектива, в том числе и для каждого его члена.
Все приказы и распоряжения по этим вопросам обязательно
согласовываются с партийной и общественными организациями. Приказы и
распорядительные документы не исчерпывают всех возможностей
разъяснительной работы. Они являются лишь начальными документами для
ее развертывания.
Выступления в печати, по радио и телевидению дают больший простор
для разъяснения целей и задач, необходимости и пользы данного
исследования. Эти средства дают возможность организовать разъяснительную
работу среди различных категорий работников, членов семей сотрудников
обследуемого объекта, среди широкой общественности.
Проведение бесед с участниками исследования на их рабочих местах (или
по месту жительства, если исследование проводится в микрорайоне, поселке,
селе и т. д.) — необходимый элемент разъяснительной работы. Здесь участие
руководителей, ученых и т. п. практически необходимо, а эффективность их
деятельности зависит от инициативы и уровня всей организационной и
общественной работы как в исследовательской группе, так и на объекте
исследования.
При организации лекций по теме исследования на изучаемом объекте
необходимо учитывать уровень аудитории, широко освещать опыт данной
работы, ее возможные результаты и показать ее пользу на конкретных
примерах. Лекции теоретического плана можно организовать для
сравнительно узкого круга людей, интересующихся проблемой