Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Статус личности в политической системе общества. Структурные компоненты (подстатусы) социального статуса личности

  • 👀 1046 просмотров
  • 📌 995 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Статус личности в политической системе общества. Структурные компоненты (подстатусы) социального статуса личности» docx
1. Статус личности в политической системе общества. Структурные компоненты (подстатусы) социального статуса личности (социально-экономический, социально-культурный, социально-политический). Рассмотрение статуса личности, в том числе ее социально-политического статуса, требует особого методологического основания. Таковым основанием выступает понимание социального статуса личности как ее места в системе социальных отношений, социальной структуре общества. Обладание социальным статусом – неотъемлемое свойство всякой личности. Каждый из нас, представляя свою профессию, национальность, пол, возраст, образование, занимает ту или иную ступеньку на социальной лестнице. Причем использование слова «ступенька» здесь – не случайно. Статус имеет соотносительный характер. Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны. Статус – совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Специфика социального статуса личности определяется ее включенностью именно в социальные отношения. Социальные отношения интегральны, а потому разнокачественны. Они включают в себя связи материальные и идеальные, объективные и субъективные, экономические и политические, эстетические и нравственные, правовые и религиозные, и т. д. Но разнопорядковость составляющих предполагает целостность социальных отношений, которая приобретается в процессе приведения всего разнообразия социальных связей к «общему знаменателю». В качестве такого «знаменателя» выступает характеристика места личности в социальной структуре. Содержание социальных отношений составляют только те стороны общественных отношений, которые обращены непосредственно к человеку, характеризуют место индивидов в обществе с точки зрения их социального равенства и неравенства. Комплексный характер социальных отношений находит свое отражение в структуре социального статуса личности, складывающегося как совокупность соответствующих под статусов (статусов): социально-экономического, социально-культурного, социально-политического. Социально-экономический статус есть результат взаимодействия экономической и социальной систем общества. Чтобы строить дороги, каналы, эксплуатировать заводы, нужны объединения большого числа людей как работников. Это производственный, собственно экономический аспект деятельности. Ее субъектами выступают промышленные предприятия, экономические ведомства, территориальные органы хозяйственного управления, банки, предприятия торговли и т. д. Подобные организации оказывают огромное влияние на социальную структуру общества. Оно осуществляется посредством характера и содержания труда, в который вовлечены люди. В ходе производственной деятельности они занимают определенное социально-экономическое положение (социально-экономический статус), которое описывается рядом показателей: средний размер заработной платы, объем душевого дохода, жилищные условия, имущественная обеспеченность, степень удовлетворения потребностей в различного рода услугах – транспортных, медицинских, бытовых и др. Связи, возникающие в процессе развития индивида, его нравственного и умственного совершенствования, «возделывания» души и тела, составляют социально-культурный статус личности. С этой точки зрения учитываются показатели образования, духовного облика людей, их приобщения к культурному наследию, социализированности, развитости индивидуальных способностей и др. Многообразные государственные органы, политические организации, движения, комитеты, фронты, центры взаимодействуют между собой по поводу власти, ее завоевания, удержания, укрепления, использования. Возникающие взаимоотношения имеют собственно политический характер. Вместе с тем государство, иные политические институты, движимые необходимостью эффективного политического управления, взаимодействуют также с разнообразными социальными группами и с составляющими их индивидами. В свою очередь каждый индивид не только объективно включен в политическую систему общества. Удовлетворяя или недостаточно удовлетворяя свои потребности и интересы, он субъективно стремится прямо или косвенно приобщиться к управлению общественными процессами, устанавливает для этого связи с политическими институтами общества. Характер и совокупность подобных взаимосвязей и определяют социально-политический статус личности. Идентификация социально-политического статуса личности в качестве одной из сторон социального статуса позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, следует подчеркнуть тесную взаимосвязь социально-экономического, социально-культурного и социально-политического статусов индивида. Высокие показатели социально-экономического статуса данной личности скорее всего будут способствовать достижению ею высоких показателей социально-политического статуса, и наоборот. А высокие показатели социально-культурного статуса явятся непременным условием, своеобразным фундаментом подобного взаимовлияния социально-экономического и социально-политического статусов. Недостаточные показатели социально-экономического и социально-культурного статусов могут стать серьезным препятствием данной личности в достижении ею высокого социально-политического статуса. Во-вторых, среди трех составляющих статуса личности один может быть доминирующим, оставляя два других на социальной и психологической периферии. Например, у крупного бизнесмена ведущим может быть социально-экономический статус, а у депутата или иного политического лидера – социально-политический. Иерархия статусов может меняться в зависимости от сложившихся конкретных условий деятельности и отношений личности. В-третьих, рассогласование социально-экономического, социально-культурного, социально-политического статусов личности политика, деформация их иерархии чреваты негативными последствиями не только для самого политика, но и для общества. В стабильном, социально сбалансированном обществе разные измерения статуса личности в социально-политической системе взаимосвязаны. Изменяя показатели одного из них, субъект политики, соответственно, меняет характеристики другого. С. Липсет в связи с этим отмечает: «Человек, восходящий на другую ступень социальной иерархии, как правило, меняет круг друзей, присоединяется к новым организациям, меняет место жительства. Иногда он изменяет даже свою религиозную принадлежность и имя. Очень часто претерпевают изменения и его политические взгляды» .Степень согласованности статусов выражает социальную определенность личности и является важнейшим фактором стабильности общества в целом и перспектив успешной самореализации самого политика. В-четвертых, механизмом реализации всех трех статусов, их интеграции и успешной реализации выступает социально-психологический статус. Его сущность проявляется через мотивированное целенаправленное развитие творческого потенциала субъекта политики, гармонизацию его притязаний с интересами и ожиданиями общества, а также в достижении соответствия личностно-профессиональных качеств объективным требованиям общества, предъявляемым к конкретному статусу политика. Вопрос 2.Понятие «Социально-политический статус личности». Его структурные компоненты: социально-политическое положение, социально-политическая позиция, социально-политический престиж. Политический статус личности –положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь страны. Структурными компонентами социально-политического статуса личности являются социально-политическое положение; социально-политическая позиция; социально-политический престиж и мотивация политической деятельности; профессионализм в выполнении политических функций. Социально-политическое положение определяется сложившейся системой политических отношений, в которую включены субъект политики и его взаимосвязи в обществе. Формируемые в ней политические отношения имеют объективный характер и складываются на продолжительный период времени в ходе совместной политической деятельности. Социально-политическое положение личности можно выяснить, опираясь на ряд объективных показателей: характер включения политика в управление общественными процессами, механизм связи с политическими институтами общества, социально-политическую роль в обществе, политические права и обязанности, степень политического влияния, уровень авторитета. Социально-политическая позиция как объективная сторона статуса личности политика проявляется как его внутреннее самоопределение, осознание, оценочное отношение к собственной Я-концепции, социально-политическому положению и результатам своей политической деятельности. Эта позиция проявляется не только в политической деятельности, но и в поведении, взаимоотношениях, во всех реальных и формальных сторонах политики. Социально-политический престиж и мотивация политической деятельности определяют направленность и заинтересованность в выполнении различных обязанностей в сфере политики. При этом профессионализм или профессиональная компетентность политика определяют его успешность в выполнении политических функций. Социально-политическая ориентация личности имеет ряд сторон: а) ретроспективную, складывающуюся по поводу политического «происхождения», политического прошлого человека; б) ситуативную, обусловленную наличным социально-политическим положением; в) перспективную, связанную с планами развития социально-политических показателей статуса личности. В более узком смысле слова социально-политическая позиция – это выбор индивидом предпочитаемого социально-политического положения и путей его достижения. Социально-политический престиж также принадлежит субъективной стороне статуса. Это тоже оценка положения личности в политической системе, но даваемая уже общественным мнением. Она имеет сравнительный характер и, если высока, наделяет соответствующее явление особой привлекательностью, вызывает у людей стремление приобщиться к нему. Это один из действенных регуляторов поведения. Оценки социально-политической престижности даются, во-первых, на основании понимания социальной и политической значимости данного вида деятельности (законодательной, исполнительной, судебной, военно-политической, внутриполитической, внешнеполитической и т. д.); во-вторых, – на основании определенной системы ценностей, установок, идеалов, сложившейся в обществе. На их формирование влияет, кроме того, многообразная совокупность факторов, как формальных, так и неформальных. Политическая система организуется и функционирует в обществе на трех взаимодействующих и взаимосвязанных уровнях. На макроуровне концентрируются усилия и отношения высших центральных политических институтов, высших государственных организаций, руководящих органов политических партий. Мезоуровень образует деятельность аппаратов и учреждений так называемого среднего звена, а также административных органов власти регионального, областного, районного масштабов (различные ведомства, агентства, комиссии, советы, префектуры и т. п.). На политическом макро- и мезоуровнях находятся представители таких социальных групп, которые вне политики просто не существуют Политики-профессионалы, специалисты, работающие в законодательных, исполнительных, судебных государственных органах разных уровней, партийные функционеры – это представители социальных слоев, «наполняющих» институты и организации политической системы общества Микроуровень составляют политическая деятельность и отношения между людьми, гражданами как первичными субъектами, образующими общую ткань политики. Вопрос 3.Специфика социально-политического статуса личности в тоталитарном и демократическом обществе Тоталитарные или демократические показатели характеризуют не только политический режим, но и каждую сферу общественной жизни. Тоталитаризм и демократизм – не изолированные от других общественных процессов политические явления, а составные части целостного изменения общества: развития социальной структуры, экономического роста или спада, движения производительных сил, прогресса или застоя знаний, формирования либо отсутствия гражданского общества и правового государства, эволюции культуры, сочетания индивидуального и коллективного развития человека и общества и т. д. Тоталитарное и демократическое общества различаются не только спецификой положения индивида в политической системе, но и особенностями взаимосвязи всех составляющих социального статуса личности – социально-экономической, социально-культурной, социально-политической. Тоталитаризм – это общественный строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы (системы) жизни общества и отдельного человека. Существующая лестница социальных неравенств закрепляется и поддерживается элитой в неизменном состоянии. В экономике обеспечивается доминирование государственной собственности. В сознание масс внедряется всеохватывающая мобилизационная идеология, обращенная не столько к разуму, сколько к чувствам, инстинктам. Монопольным правом на политическую деятельность обладает только одна партия. А поскольку любая деятельность при тоталитаризме является государственной, подчиненной идеологии, постольку любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере сразу же превращается в политическое. Такие важнейшие показатели социально-политического статуса личности, как политические права и обязанности, социально-политическая роль в управлении делами общества, носят в тоталитарном обществе по большей части «декоративный» вид, на деле реализуются в незначительной степени. Основным требованием к «окраске» социально-политической позиции личности, вне зависимости от уровня ее социально-политического статуса, является наличие благонадежности особого вида – партийно-государственной. При этом дело не ограничивается лишь социально-политическими аспектами. Как правило, институтами тоталитарного государства контролируется весь духовный мир человека вплоть до глубоко интимных чувств и переживаний. Продвижение по лестнице статусов обеспечивает отбор, осуществляемый властными структурами по качествам, отвечающим интересам тоталитарно-бюрократической системы. Таким образом, достичь боле или менее значимого социально-политического и в целом социального положения можно, лишь пройдя идеологические фильтры. Социально-политический престиж высоко статусного положения в тоталитарном обществе исключительно высок. Во-первых, обладать значительной политической властью в подобном обществе – значит обладать властью не только в политике – но в жизни, в обществе в целом. Во-вторых, престиж – образование, которое может адекватно отражать положение того или иного субъекта в пирамиде власти, а может быть завышенным (заниженным) относительно этого реального положения. В демократическом обществе существует иной, отличный от тоталитаризма, характер взаимосвязи общественных систем. Рыночной экономике с различными формами собственности здесь соответствуют демократические показатели политической системы. Справедливо отмечает Р. Арон, что «государство считает своим достоинством то, что не руководствуется идеями ни одной из противоборствующих партий. Государство нейтрально, оно терпит многопартийность» . Однако следует заметить, что оно требует от всех партий уважения к себе – к своей конституции. Не будучи связано с какой-либо одной партией, в идеологическом смысле оно носит светский характер, поддерживает плюрализм идеологической системы. При отсутствии жесткого государственного давления на гражданское общество это общество самоструктурируется, выстраивая социальную иерархию, соответствующую эффективности экономики, развитию культуры и духовности. В гражданском обществе, неразрывно связанном с демократией, разнообразие политических взглядов, мотивов, интересов не только допустимо, но и необходимо. Здесь действуют многообразные социальные и политические силы, достигающие своих целей путем взаимных контактов, соглашений, взаимопонимания либо противостояния. Средний и высокий социально-политический статус личности может быть связан с ее соответствующим местом на государственной службе, а может – с местом в политической партии, поддерживающей государство либо оппозиционной ему. При этом достаточно высокое социально-политическое положение личности в партии не обязательно сопровождается соответствующим уровнем социально-политического престижа в обществе. Здесь сказывается политическая «разнокалиберность» гражданского общества, состоящего из влиятельных и одновременно самых незаметных политических образований. В условиях многопартийности участникам политической жизни в большей степени присущ ценностно-ориентированный тип вовлеченности в политику, связанный с осознанием интересов и предпочтений соответствующих социальных групп. Государственный пост, членство в выборном органе, формальное или неформальное лидерство в партии, движении, парламентской фракции требует выработки, отстаивания четкой политической позиции. В борьбе за ее утверждение, по сути, и складывается социально-политическое положение, в целом статус «политической» личности. Следует подчеркнуть, что реальность социально-политических показателей низкого, первичного уровня статуса, связанная, в частности, с действительной выборностью власти, защищенностью и реализацией прав и свобод человека, влияет на социально-политическую позицию и престиж человека в демократическом обществе, осознающего собственную значимость в процессе формирования политической системы в стране. По-видимому, прежде всего характер политического строя и политическая культура, связанные с активностью социально-политического статуса личности на любом уровне его проявления, предопределили появление в демократическом обществе феномена политического лидерства. Потенциальный лидер должен уметь завоевывать доверие в широких социальных слоях, особенно среди сторонников той политической партии, которую он возглавляет или представляет. Тоталитарный лидер в этом не нуждается, ему важно прежде всего овладеть умением обходить соперников в ходе аппаратных интриг в высших эшелонах бюрократической власти, создавая себе опору в номенклатуре, в партийно-государственном аппарате, а не в массе населения. Отношение человека к государству, как важнейшее содержание его социально-политической позиции, зависит от отношения государства к человеку, которое при всем многообразии оттенков может быть сведено к двум полюсам: защите и подавлению личности . Защиту, обеспечение государством социально-политического положения личности можно дифференцировать следующим образом. 1. Защита социально-политического статуса личности в международном плане, когда граждане государства оказываются за пределами своей страны. Человек, оказавшийся вне своего социально-политического образования, особенно остро чувствует отдельность, отстраненность от привычной социальной и политической среды. Поддержание его статуса, соответствующая защита со стороны государства в случае ее необходимости обостряет сопричастность личности государственности, наполняет социально-политическую позицию установками и мотивами, поддерживающими существующий политический порядок. 2. Защита, гарантирование личности ее социально-политического статуса с точки зрения внутренних отношений. В данном случае речь идет о защите от действий антисоциальных сил, экстремизма, национализма, охлократии и т.п. Государство способно и должно защищать социально-политический статус личности от самого себя. 3. На практике сложились различные формы и степени государственного давления, ограничения социально-политических статусных показателей личности. Во-первых, это прямой запрет. Речь идет об ограничениях передвижений между странами, ограничениях в праве проживания в отдельных районах, городах, отстранении от участия в выборах, запретах на профессию, препятствиях при получении гражданства и т.п. В известных условиях подобные действия государства могут быть оправданными, но в целом они воспринимаются человеком как ущемление его социально-статусного положения, изменяют качество сопричастности государству. Во-вторых, государство способно выступать как угроза обществу и гражданину. Подобная социально-политическая роль государства проявляется, как правило, в тоталитарно-репрессивных режимах. Эти режимы не просто ограничивают те или иные социально-политические показатели статуса личности, но путем прямого насилия, по сути, парализуют ее социальное развитие, лишая человека права на свободу. Вопрос 4. Деформация социально-политического статуса приводит к соответствующей реакции, которая воплощается в адекватной наполненности социально-политической позиции индивида. Данная позиция в одном случае может быть связанной с социальным страхом, пронизывающим все общество; в другом случае – с социальной апатией, полным безразличием по отношению к политическим вопросам; в третьем – с социальным конформизмом, стремлением приспособиться к режиму, жить по двойному социально-политическому, духовному стандарту. в четвертом случае социально-политическая позиция человека проявляется в стремлении активно противостоять государству в деятельности по реализации данной позиции. Социально-политический престиж государства в глазах личности и соответствующий престиж личности в глазах государства ничтожны. Сопричастность личности государству, таким образом, в существенной степени характеризуя ее социально-политический статус, наполняет позицию человека самыми противоречивыми установками и ценностями. Здесь могут сочетаться (порой даже одновременно) мотивы, связанные как с ролью государства-защитника, так и с ролью государства-насильника. Причем такое противоречивое единство обусловлено объективными причинами и вполне закономерно.
«Статус личности в политической системе общества. Структурные компоненты (подстатусы) социального статуса личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot