Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
АНО ВПО
«Региональный финансово-экономический институт»
СТАТИСТИКА
ФИНАНСОВ
(Третья лекция)
____________________________
____________________________
http://elearning.rfei.ru
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 3. СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ В РАЗЛИЧНЫХ
СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ 2........................................3
Глава 1. Статистика денежного обращения, цен и инфляции ....3
Глава 2. Статистика налогов, налогообложения
и государственных финансов .......................................................18
Глава 3. Статистика инвестиционной деятельности..................35
2
РАЗДЕЛ 3. СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ В
РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ 2
Глава 1. Статистика денежного обращения, цен и инфляции
Следующим разделом финансовой статистики, который будет рассмотрен в рамках данного курса, будет статистика денежного обращения.
В экономике денежная масса является очень важным фактором. На ее использовании основано большинство экономических инструментов хозяйствования: ценообразование, налогообложение, оплата труда и т.д.
Для управления процессами денежного обращения необходимо иметь статистическую информацию о размере денежного
оборота, его составе и динамике, оборачиваемости денежных
средств, соблюдении расчетной дисциплины, составе и скорости
обращения денежной массы, покупательской способности денег.
Статистика денежного обращения получает и обрабатывает
статистическую информацию о процессах в этой отрасли. Статистика денежного обращения – раздел финансовой статистики, занимающийся изучением объема, структуры и динамики денежных средств, скорости их оборачиваемости, а также системы
формирования и распределения денежных потоков.
Денежное обращение – движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Обязательным условием существования финансов являются деньги. В
систему показателей статистики денежного обращения входят
денежный оборот, денежная масса, скорость обращения денежных средств, денежный мультипликатор, купюрное строение денежной массы, покупательная способность денег и т.д.
Объем денежного оборота определяют путем суммирования операций по поступлению (или списанию) денег за период.
Средний остаток денег рассчитывается по формуле средней хронологической из остатков вкладов на начало периода.
3
Предметом изучения статистики денежного обращения является количественная характеристика массовых явлений в сфере
денежного обращения.
Функции статистики денежного обращения:
• разработка программы статистического наблюдения, способов получения и обработки данных;
• обоснование методологии исчисления и анализа статистических показателей;
• выявление закономерностей в составе денежного оборота,
оборачиваемости денежной массы, в расчетных операциях
банков, соблюдении предприятиями расчетной дисциплины;
• изучение объема, состава, скорости и динамики денежной
массы, ее купюрного состава;
• прогнозирование кассовых оборотов.
Деньги постоянно передвигаются между тремя субъектами
отношений: физическими лицами, хозяйствующими субъектами
и органами государственной власти. Количество денег, требуемое
для выполнения функции денег как средства обращения, зависит
от следующих факторов:
• количества проданных на рынке товаров и услуг,
• уровня цен и тарифов,
• скорости обращения денег.
Деньги выполняют следующие функции:
• мера стоимости,
• средство обращения,
• средство платежа,
• средство накопления и сбережения,
• мировые деньги.
Система показателей статистики денежного обращения
включает макроэкономические показатели денежного обращения:
• показатели денежной массы и ее динамики,
• показатели, характеризующие денежное обращение,
• уровень монетизации экономики,
• показатели оборачиваемости денежной массы.
4
Совокупная денежная масса – сумма всех наличных и безналичных денежных средств в обращении по РФ – рассчитывается Банком России по состоянию на первое число месяца на основе данных сводного баланса банковской системы. На денежную
массу влияют два фактора: количество денег в обращении и скорость их обращения.
Для расчета совокупной денежной массы в статистике используют следующие агрегаты: М0, М1, М2, М3. Для характеристики денежного предложения с 1996 г. рассчитываются такие
агрегаты, как «деньги», «квазиденьги» и «широкие деньги». Денежный агрегат – особая группа ликвидных активов, альтернативная денежной массе. Различают несколько денежных агрегатов:
• агрегат М0 – наличные деньги в обращении (банкноты и
металлические монеты);
• агрегат М1 рассчитывается как М0 + средства на расчетных,
текущих и специальных счетах предприятий, населения и
местных бюджетов + депозиты населения и предприятий в
коммерческих банках + депозиты населения до востребования в сберегательных банках + средства Росстрахнадзора;
• агрегат М2 равен М1 + срочные депозиты населения в сберегательных и коммерческих банках;
• агрегат М3 определяется как М2 + депозитные сертификаты + облигации государственного займа.
Структура денежной массы показывает долю отдельных
денежных агрегатов в совокупной денежной массе
d=
M 0 (M 1 , M 2 )
.
M3
Денежная база характеризует объём наличных денег, первоначально поступивших в банковскую систему, и включает:
• наличные деньги, выпущенные ЦБ РФ,
• денежные средства в кассах банков,
• обязательные резервы коммерческих банков в ЦБ РФ,
• средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ РФ.
5
Денежный мультипликатор – коэффициент, показывающий увеличение денежной массы в обороте за счёт роста банковских резервов. Определяется по формуле:
ДМ =
М2
C+D
или ДМ =
, где
Н
C+R
Н – денежная база; С – наличные деньги; D – депозиты; R –
обязательные резервы коммерческих банков.
Анализ динамики денежного мультипликатора необходим
для контроля за уровнем инфляции в стране.
Индекс покупательной способности рубля (Iп.с.р.) является
обратной величиной индекса потребительских цен и определяется по формуле:
I п..с.р. =
1
100
IP
, где
Iр. – индекс потребительских цен.
Формула показывает, что при росте цен на товары и услуги
покупательная способность денег уменьшается.
На денежную массу влияют такие факторы, как количество
денег и скорость их оборота.
Количество денежной массы законодательно определяется
государством.
Скорость обращения денег измеряется двумя показателями:
1. Количество оборотов денег в обращении за рассматриваемый период характеризует скорость оборота денежной массы, т.е. сколько в среднем за год оборотов совершила денежная масса.
Этот показатель рассчитывается по формуле:
V=
ВВП
, где
М2
ВВП – валовой внутренний продукт в текущих ценах; М2 –
совокупный объём денежной массы в изучаемом периоде, определяемой как средние остатки денег за период.
2. Продолжительность одного оборота денежной массы рассчитывается по формуле
6
t = M2 /
ВВП
, где
Д
Д – число календарных дней в периоде.
Рассмотренные показатели взаимосвязаны между собой:
V=Д/t.
Количество оборотов безналичных денег определяется по
следующей формуле:
Vбез =
ОС
М2
, где
ОС – средний остаток денег на счетах в банках за период;
М 2 – средний объём денежной массы за период.
Изменение скорости обращения денежной массы может
быть охарактеризовано системой индексов:
IV = Ivнал*Id, где
IV – индекс количества оборотов денежной массы; Ivна – индекс количества оборотов наличной денежной массы; Id – индекс
доли наличности в общем объёме денежной массы.
Абсолютное изменение скорости обращения денежной массы обусловлено влиянием следующих факторов:
• изменение скорости обращения наличной денежной массы:
∆V( Vнал) = (Vнал1 − V0 )d 1
•
изменение доли наличности в общем объёме денежной массы:
∆V( d) = (d 1 − d 0 )V( нал)
•
индекс-дефлятор ВВП можно определить по формуле:
Ip =
IM2 I v
I ВВП
, где
IM2 – индекс объёма денежной массы; IV – индекс оборачиваемости денежной массы; IВВП – индекс физического объёма.
7
Другой фактор, влияющий на денежную массу, – скорость
обращения денег, т.е. их интенсивное движение при выполнении
ими функций обращения и платежа.
Преобладающей частью денежного оборота является безналичный денежный оборот, когда деньги выступают только в
функции средств платежа, и при этом происходит только перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений и
других организаций.
Налично-денежный оборот – это движение наличных денег
в сфере обращения и выполнение ими функций средств платежа
и средства обращения. Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, векселей, чеков, кредитных карточек.
Денежная эмиссия представляет собой разницу между кассовым расходом и приходом банков, включая данные по кассовому расходу и приходу центрального хранилища, управления
полевых учреждений и центрального операционного управления.
Эмиссию наличных денег осуществляет Центральный банк РФ.
Таким образом, наличное и безналичное обращения образуют общий денежный оборот страны, в котором действуют
единые деньги одного наименования и унифицированной нарицательной стоимости. В процессе денежного оборота постоянно
происходит преобразование наличных денежных потоков в безналичные.
Деньги могут быть активные и пассивные. Активные деньги используются в наличном и безналичном обороте, пассивные
(накопления, резервы) лишь официально участвуют в сделках.
Купюрное строение денежной массы – это удельный вес
денежных знаков различного достоинства в общей массе обращающихся денег. При этом купюрное строение может быть определено как по количеству, так и по сумме купюр. Купюрный
состав денежной массы формируется под влиянием уровня денежных доходов населения, различных цен на товары и тарифов
на услуги, структуры розничного товарооборота и др.
На купюрный состав влияют:
• уровень денежных доходов населения,
• розничные цены на товары и услуги,
8
структура товарооборота,
склонность населения к трате денег.
Для характеристики динамики купюрного строения денежной массы и выявления тенденции его изменения необходимы
данные о величине средней купюры (монеты).
На размер наличности в обращении влияют:
• монетарная политика,
• платежная дисциплина,
• инфляционные ожидания,
• внешние активы.
Показатель структуры совокупности купюр используется
для определения структуры монет или купюр по их количеству.
Сопоставление данных о средней купюрности денежной массы в
динамике позволяет получить сводную оценку изменения купюрного состава, если достоинство купюр не меняется. При увеличении удельного веса купюр более высокого достоинства в
общем количестве денежных знаков средняя купюрностъ повысится.
Движение денежной наличности характеризуется с помощью прогноза кассовых оборотов. Он отражает движение денежной массы из сферы обращения в кассы банковских учреждений
и выдачу наличности предприятиям, учреждениям и населению.
В прогнозировании используются следующие методы:
• экстраполяция (средний, абсолютный прирост, индекс цен,
коэффициент эластичности, трендовые модели),
• целевой метод – поиск условий для достижения заданных
объемов кассовых оборотов,
• моделирование связей (факторные, регрессионные модели,
метод цепных подстановок).
Непосредственно со статистикой денежного обращения сопряжено статистическое изучение цен и инфляции. Цена является
основной рыночной категорией.
Цена – это выражение стоимости товара в денежных единицах определённой валюты за единицу товара. Говоря другими
словами, цена – это сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товаров на деньги. Цены участвуют в про•
•
9
цессе распределения и перераспределения национального дохода,
влияют на рост производства и производительности труда, повышение уровня жизни населения. Статистический анализ цен
осуществляется в статике и динамике.
Основой стоимости товара является труд, соответственно,
величина стоимости определяется затратами труда, которые при
данных условиях признаются необходимыми. Необходимыми затратами являются затраты на производство и реализацию продукции с учётом чистого дохода, необходимого для эффективной
деятельности предприятий, а также внесения платежей (налогов)
в бюджет.
Функции цены:
• учётная функция – оценка затрат и результатов производства;
• стимулирующая функция – активизация научнотехнического прогресса, повышение ресурсосбережения,
эффективности производства и качества продукции;
• распределительная функция – учёт в цене налогов, которые
поступают в федеральный и местный бюджеты.
Существуют свободные (рыночные) и государственные
(фиксированные, регулируемые и предельные) цены.
Свободная цена – это рыночная цена, складывающаяся на
основе согласования интересов сторон, продавцов и покупателей
под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих
рыночных условий. Свободная цена включает в себя налог на добавленную стоимость (НДС), а по некоторым товарам народного
потребления учитывает также сумму акциза по установленным
ставкам.
Государственные цены – это цены, установленные государством на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на социально значимые товары и услуги.
Государственные цены делятся на следующие категории:
10
фиксированная цена – твёрдо установленная государством
цена;
• регулируемая цена – цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции;
• предельная цена – государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления.
Также существует деление цен в зависимости от сферы обслуживания:
• оптовая цена – цена на товар, продаваемый крупными партиями. Оптовые цены могут быть свободными и государственными;
• закупочная цена – один из видов оптовой цены, применяемой при закупках государством на внутреннем рынке. Закупочные цены являются свободными, они зависят от качества продукции и определяются с учётом географической
сегментации рынка;
• цена производителя – цена, получаемая производителем за
реализацию товаров, оказание услуг; формируется обычно
без учёта стоимости доставки продукции до потребителя и
не включает в себя налог на добавленную стоимость и дотации.
Статистическое изучение цен направлено на измерение их
уровня в отношении определённых товарных групп, а также выражение структурных различий этих уровней и отображение их
динамики. При этом широко используются средние величины и
индексный метод.
Различают индивидуальный и средний уровень цен. Индивидуальный уровень цен – это абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.
Средний уровень цен – это обобщающий показатель уровня цен,
определённый по однородным группам товаров во времени и
пространстве. Средняя цена – средний уровень цены отдельного
товара или совокупности товаров. Средняя цена отдельного товара исчисляется за определённый период времени, по территории,
•
11
по всему объёму продаж данного товара. Величина средней цены
в этих случаях определяется как уровнем цен, так и соотношением объёмов реализации товара по розничным ценам.
Для изучения вариации цен используются традиционные
методы анализа, основанные на вычислении таких показателей,
как размах вариации, среднее линейное отключение, дисперсия,
среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и
т.д.
Показатели структуры цены:
• удельный вес составляющих элементов в цене (себестоимости, наценок, налогов и т.д.);
• для оценки интенсивности изменения структуры цены за счёт
отдельных элементов исчисляется коэффициент К. Гатева.
Показатели динамики цен:
• индивидуальный индекс цен характеризует динамику цены
товара или услуги:
а) базисный индекс,
б) цепной индекс,
• для определения динамики цен однородной продукции исчисляется индекс цен переменного состава. Этот индекс
испытывает на себе не только влияние конкретных цен, но
и структуры продукции;
• чтобы изучить структурные особенности цен, исчисляется
индекс структурных сдвигов;
• деление индекса переменного состава на индекс структурных сдвигов даёт индекс цен постоянного состава, или агрегатный индекс цен.
При статистическом изучении цен часто качественно разнородные по своему потребительскому назначению товары объединяются в совокупность, обладающую новым качеством. В таких случаях средняя цена теряет своё реальное значение, и статистический анализ направлен на характеристику пространственного или временного изменения цен без использования средней.
Достигается это при помощи агрегатных индексов цен:
• индекс цен Паше, представляющий собой сравнение агрегированных цен, которые взвешены по физическим объё12
мам текущего периода. Индекс показывает, во сколько раз
возрос или уменьшился в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчётном периоде, или на сколько
товары в отчётном периоде стали дороже или дешевле, чем
в базисном;
• индекс цен Ласпейреса, представляющий собой сравнение
агрегированных цен, которые взвешены по физическим
объёмам базисного периода, показывает, на сколько изменились цены в отчётном периоде по сравнению с базисным,
но по той продукции, которая была реализована в базисном
периоде, и экономию или перерасход, который можно было
бы получить от изменения цен;
• средний гармонический индекс цен;
• «идеальный индекс» Фишера, представляющий собой
среднюю геометрическую из произведений двух агрегатных индексов цен Паше и Ласпейреса.
Для характеристики динамики цен на потребительском
уровне рассчитывается сводный индекс потребительских цен
(ИПЦ), который отражает динамику цен конечного потребления.
Он измеряет общее изменение стоимости фиксированного набора
потребительских товаров и услуг, называемых «потребительской
корзиной». В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги
массового потребительского спроса, а также отдельные товары и
услуги необязательного пользования. Отбор позиций произведён
с учётом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен
на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. Наблюдение осуществляется на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и типов торговли и на рынках.
ИПЦ измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде:
ИПЦ =
Стоимость рыночной корзины в текущем периоде
100 .
Стоимость рыночной корзины в базисном периоде
ИПЦ определяется по следующей схеме:
13
1) вычисляются индивидуальные индексы цен товара (услуги)
по региону;
2) на основе индивидуальных индексов цен по регионам и
территориальных весов определяются агрегатные индексы
цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по
региону, экономическому району, Российской Федерации.
Затем, исходя из агрегатных индексов по товарам и услугам
и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах
населения, определяются сводные индексы цен в целом по группам продовольственных и непродовольственных товаров и услуг,
а также ИПЦ по региону, экономическому району и Российской
Федерации в целом.
В качестве формулы для расчёта сводного ИПЦ используется модифицированная формула Ласпейреса:
p nj
Ip =
∑p
p 0 jq 0 j
0j
∑p
0j
q0j
, где
p0j – цена j-го товара в базисном периоде; pnj – цена j-го товара в периоде n; q0j – количество j-го товара в базисном периоде;
p0jq0j – расходы на j-й товар в базисном периоде.
Расчёт ИПЦ производится с недельной, месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период
с начала года.
Индекс потребительских цен принимается в качестве индекса-дефлятора при нахождении реальных денежных доходов,
реальной заработной платы на основе их номинальных значений:
номинальные доходы
,
ИПЦ
номинальная зарплата
Реальная зарплата =
.
ИПЦ
Реальные доходы =
Аналогично рассчитываются индексы реальных доходов,
реальной заработной платы:
I реал.дох. =
I ном.дох.
14
ИПЦ
;
I р . з .п . =
I нзп.
.
ИПЦ
Реальные значения этих показателей изучаются в динамике.
Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных
денежных средств, сопровождающееся ростом цен на товары и
услуги в экономике, связанное с нарушением функционирования
денежно-кредитной и финансовой системы страны. Инфляция –
это категория, обозначающая снижение покупательной способности денег. Она проявляется в обесценивании денег пo отношению
к товарам, золоту, иностранным валютам. Инфляция является неизбежным спутником рыночной экономики любой страны.
Уровень инфляции – это темп увеличения уровня цен по
сравнению с предыдущим периодом.
Основные причины инфляции:
• диспропорции в структуре производства, чрезмерный
удельный вес средств производства;
• дефицит государственного бюджета;
• рост государственного долга;
• разбухание объёма долгосрочных капитальных вложений, в
том числе через кредит.
При рассмотрении природы инфляции выделяют открытую
и подавленную инфляцию.
Открытая инфляция проявляется в различных формах:
• инфляция спроса,
• инфляция издержек производства,
• структурная инфляция.
Подавленная инфляция характерна для административной
экономики с регулируемыми ценами, она проявляется в товарном
дефиците, развале потребительского рынка, развитии бартерных
сделок, избытке денежной массы на руках и др. С либерализацией цен инфляция переходит в открытую форму, характеризующуюся непрерывным ростом цен на товары и услуги.
Для общей характеристики уровня инфляции в статистике
используются два основных показателя:
• дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП),
• индекс потребительских цен (ИПЦ).
15
Дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП) может
быть определён следующими методами:
1. с помощью агрегатного индекса Г. Паше:
I деф =
ВВП в ценах текущего периода
,
ВВП в ценах базисного периода
2. косвенным методом:
I деф =
I стоимости ВВП
I физического объема ВВП
,
3. на основе уравнения обмена количественной теории денег:
Ip =
IMIV
, где
IQ
IM – индекс изменения денежной массы; IV – индекс изменения скорости обращения денег; IQ – индекс изменения товарной массы.
Для оценки инфляции исчисляются также следующие показатели:
• размер инфляции,
• норма инфляции, которая служит основным показателем
динамики инфляции.
Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени.
Принято считать, если месячная норма инфляции составляет менее 10%, то имеет место «ползучая» инфляция (характерна
для промышленно-развитых стран), а если месячная норма инфляции составляет от 10 до 49%, то перед нами «галопирующая»
инфляция (характерна для развивающихся стран и стран с переходной экономикой). В случае 50%-ной инфляции в месяц можно
говорить о гиперинфляции.
Показатель уровня и динамики инфляции:
I инф =
∑q p
1 1
D1
, где
D1 – денежные доходы населения.
Индекс покупательной способности денег:
16
I и.с.р. =
1
=
| Iр
∑p q
∑p q
1
.
1 1
Индекс покупательной способности рубля показывает, во
сколько раз обесценились деньги. Кроме основных (обобщающих) показателей инфляции статистика рассчитывает показатели,
характеризующие уровень инфляции в отдельных секторах экономики и т.д. (индекс цен производителей, индекс оптовых цен
на отдельные товары, конечную и промежуточную продукцию,
сырьё и материалы).
17
Глава 2. Статистика налогов, налогообложения и
государственных финансов
Государственные финансы – одна из сфер финансовой системы страны, денежные отношения по поводу распределения и
перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и
валового национального дохода, а также части национального
богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в
распоряжении государства и использованием государственных
средств на нужды обороны и управления, социально-культурные
потребности членов общества, производственно-экономические и
научно-технические программы. Государственные финансы
включают в себя бюджеты различных уровней государственного
управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Статистика государственных финансов ведет учет доходов
и расходов государственного сектора. База статистики государственных финансов формируется на основе следующих данных:
1. предоставленных Минфином РФ отчетов по исполнению
бюджетов;
2. данных налоговой статистики;
3. отчетов внебюджетных фондов.
Для составления отчетов об использовании бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолидированного) с
1995 года используется единая классификация доходов бюджета
и единая функциональная классификация расходов бюджета в
соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной
Минфином РФ.
Государственный бюджет – основной общегосударственный фонд формирования и использования, который определяет
экономическую, социальную, политическую сторону общественной жизни. Государственный бюджет состоит из федерального и
местных бюджетов. Свод бюджетов всех уровней на определенной территории составляет консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет не подлежит утверждению и используется
для расчетов и анализов.
18
Федеральный бюджет – это централизованный бюджет, утвержденный высшими законодательными органами РФ.
Бюджет территорий – основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона – утверждается высшими органами власти национально-государственных и
административно-территориальных образований РФ.
Задача статистики государственных финансов состоит в
разработке показателей, характеризующих бюджетный процесс
на каждой временной стадии:
1. составления,
2. рассмотрения,
3. утверждения,
4. использования.
Существует бюджетная классификация, которая включает
статьи доходов (налоговые и неналоговые) и расходы.
Доходы государственного бюджета включают в себя различные виды обязательных безвозвратных платежей, поступающих в государственный бюджет. Доходы бюджетов образуются
за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет
безвозмездных перечислений.
Классификация доходов:
• налоговые доходы:
1. налоги на прибыль (доход), прирост капитала,
2. налоги на товары и услуги, лицензированные и регистрационные сборы,
3. налоги на совокупный доход,
4. налоги на имущество,
5. платежи за пользование природными ресурсами,
6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические
операции,
7. прочие налоги, пошлины и сборы;
• неналоговые поступления:
1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
3. доходы от реализации государственных запасов,
19
4. доходы от продажи земли и нематериальных активов,
5. административные платежи и сборы,
6. штрафные санкции, возмещение ущерба,
7. доходы от внешнеэкономической деятельности,
8. прочие неналоговые доходы;
• безвозмездные перечисления:
1. нерезидентов и бюджетов других уровней,
2. государственных и внебюджетных фондов,
3. государственных организаций,
4. национальных организаций.
Расходы государственного бюджета включают в себя все
невозвратные платежи из централизованных денежных фондов
государства независимо от того, являются ли они возмездными
или безвозмездными и для каких целей осуществляются. Основное место в расходах бюджета занимают четыре группы расходов:
• экономического назначения,
• на социально-культурные мероприятия,
• на управление,
• политические.
В связи с этим традиционно в расходной части бюджета
присутствуют такие виды расходов, как финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства, расходы на
образование, культуру, искусство, здравоохранение, финансовую
поддержку регионов, обслуживание государственного долга и
прочие расходы.
Современная функциональная классификация расходов
бюджета включает в себя три группы расходов:
1. текущие расходы – закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты;
2. капитальные расходы – капитальные вложения в основные
фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные
трансферты;
3. предоставление кредитов за вычетом погашения включает в
себя операции органов государственного управления с фи20
нансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
Сопоставление доходов и расходов бюджета позволяет определить реальную цифру:
• профицита (+) государственного бюджета – при превышении доходов над расходами,
• дефицита (–) государственного бюджета – при превышении
расходов бюджета над его доходами.
Принято считать нормальным финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не превышает
3%.
В результате накопления бюджетного дефицита образуется
государственный долг. Государственный долг – это долговые
обязательства государства, которые представляют собой неоплаченные суммы официально признанных финансовых обязательств учреждений государственного управления перед другими
секторами экономики (внутренний долг) и остальным миром
(внешний долг), возникшие в результате операций предыдущих
периодов.
Существует классификация Международного валютного
фонда, которая занимается проблемами системы классификации,
выделяют следующие классификации:
• доходов и полученных официальных трансфертов,
• расходов и кредитования за вычетом погашения,
• операций финансирования бюджетного дефицита,
• государственного долга.
Доходы по этой классификации включают обязательные
безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет и делятся
на:
• текущие – налоговые и неналоговые,
• капитальные.
21
К капитальным доходам относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления на строительство зданий и сооружений для
бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования.
Расходы включают все невозвратные платежи, независимо
от того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или
безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущих
или капитальных).
Статистика налогов и налогообложения непосредственно
взаимодействует со статистикой государственных финансов, так
как налоги представляют собой сборы, взимаемые государством с
хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной
в законном порядке. Налоги являются важным звеном экономических отношений в обществе и являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции,
налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и
структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Статистическое изучение налогов заключается в определении их объема, структуры, динамики налоговых поступлений.
Источником информации о поступлении и начислении налогов, а
также задолженностей по ним является статистическая отчетность налоговых органов.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный
платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в
целях финансового обеспечения государства и муниципальных
образований.
Сущность налога состоит в изъятии государством в пользу
общества определённой части стоимости валового внутреннего
продукта в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
• работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
22
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счёт налогов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих
субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой
стороны, по поводу формирования государственных финансов.
Исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует
первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной
жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства.
Объект налогообложения представляет собой операции по
реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход,
стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у
налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
В качестве налоговой базы выступает стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговым периодом может быть календарный год или
иной период времени применительно к отдельным налогам, по
окончании которого определяется налоговая база и исчисляется
сумма налога, подлежащая уплате. Он может состоять из одного
или нескольких периодов, по итогам которых уплачиваются
авансовые платежи.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых
в установленном порядке с плательщиков.
Функция налога – это способ выражения сущностных
свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения доходов.
•
23
Распределительная функция налогов выражает их сущность
как особо централизованного, фискального механизма распределительных отношений в обществе. Посредством этой функции
реализуется основное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в
бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для
осуществления собственных функций (оборонных, социальных,
природоохранных и др.). Изначально распределительная функция
налогов носила чисто фискальный характер: должна была наполнять казну. Однако с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации социальной и хозяйственной жизни в стране, появилась вторая функция – регулирующая – и в ней – социальная и стимулирующая подфункции,
реализуемые через систему льгот и преференции (предпочтения).
Непосредственно с распределительной функцией связана и
проявляется другая функция – контрольная. Сущность её состоит
в количественном отражении и соответствии налоговых платежей
и налога иных поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и
физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали
установленные законодательством налоги. В единстве эти функции определяют эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.
Совокупность законодательно установленных налогов, сборов пошлин и других платежей классифицируется на группы по
определённым критериям, признакам, особым свойствам.
По уровню взимания и распоряжения налоги и сборы подразделяются на:
• федеральные,
• региональные,
• местные.
Федеральные налоги и сборы установлены Налоговым кодексом (НК) РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным относятся следующие налоги и сборы:
1. налог на добавленную стоимость (НДС),
24
акцизы на отдельные виды и группы товаров,
налог на прибыль (доход) предприятий и организаций,
налог на операции с ценными бумагами,
налог на доходы физических лиц,
единый налог на совокупный доход субъектов малого предпринимательства,
7. платежи за пользование природными ресурсами, в том числе:
• платежи за пользование недрами,
• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой
базы,
• плата за пользование водными объектами,
• плата за нормативные и сверхнормативные выбросы
вредных веществ, размещение отходов и другие виды
вредного воздействия на окружающую среду,
• плата за право пользования объектами животного мира,
• плата за пользование водными биологическими ресурсами,
8. налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте,
9. налог на игорный бизнес,
10. налог с владельцев транспортных средств,
11. налог на отдельные виды транспортных средств,
12. сбор за пограничное оформление,
13. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний,
14. сборы за выдачу лицензии на производство и оборот спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции,
15. гербовый сбор,
16. таможенная пошлина,
17. государственная пошлина,
18. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и
дарения.
Региональные налоги и сборы устанавливаются федеральными законами Российской Федерации, законами субъектов Рос2.
3.
4.
5.
6.
25
сийской Федерации, вводятся в действие в соответствии с НК РФ
законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации:
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:
1. налог на имущество предприятий,
2. налог с продаж,
3. единый налог на вменённый доход для определённых видов
деятельности.
Местные налоги и сборы устанавливаются федеральными
законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы охватывают:
1. налог на имущество физических лиц,
2. земельный налог,
3. региональный сбор за предпринимательскую деятельность,
4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне,
5. курортный сбор,
6. сбор за право торговли (уплачивается путём приобретения
разового талона или временного патента),
7. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели,
8. налог на рекламу,
9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров,
10. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей,
11. сбор за парковку автотранспорта,
12. сбор за право использования местной символики,
13. сбор за участие в бегах на ипподроме,
14. сбор со сделок, совершаемых на биржах,
15. сбор за право проведения кино- и телесъёмок,
26
16. сбор за уборку территорий населённых пунктов (с юридических и физических лиц – владельцев строений),
17. сбор с владельцев собак (кроме служебных),
18. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными
изделиями,
19. сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц),
20. сбор за выигрыш на бегах,
21. сбор с физических лиц, участвующих в игре на тотализаторе и на ипподроме,
22. сбор за открытие игорного бизнеса.
По способу изъятия налоги подразделяются на:
• прямые (взимаются непосредственно с доходов или имущества),
• косвенные (устанавливаются на товары и услуги в виде
надбавок к цене или тарифу).
По объекту налогообложения налоги и сборы бывают:
• имущественные физических и юридических лиц,
• ресурсные,
• с выручки от реализации продукции (работ, услуг) или дохода (прибыли),
• по операциям с ценными бумагами,
• по отдельным видам деятельности и другим объектам.
По субъекту уплаты налога делятся на:
• налоги с физических лиц,
• налоги с юридических лиц.
По характеру использования налоги подразделяются на:
• общие,
• специальные.
По способу обложения налоги подразделяются на:
• кадастровые,
• декларационные,
• налично-денежные.
По методу исчисления или технике расчёта налоги делятся на:
• регрессивные,
• пропорциональные,
• линейные,
27
ступенчатые,
твёрдые в абсолютных суммах и кратных суммах по отношению к законодательно установленной месячной минимальной оплате труда.
По учётно-экономической целесообразности налоги подразделяются на:
• включаемые в себестоимость продукции, работ или услуг,
• включаемые в цену реализации продукции, работ или услуг,
• налог на прибыль и за счёт прибыли, которая остаётся в
распоряжении юридического лица,
• относящиеся на финансовые результаты до налогообложения прибыли,
• удерживаемые из дохода физических лиц.
По полноте прав использования налоговых платежей и сборов налоги подразделяются на:
• собственные налоги,
• регулирующие налоги.
Налоговый кодекс РФ предусматривает закрытый перечень
налогов и сборов: 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных.
Классификация налогов носит статусный характер. Одни
федеральные налоги в качестве доходных источников полностью
закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь
частично.
Статистика налогов и налогообложения является составляющей раздела статистики финансов. Статистическое исследование независимо от его масштабов и целей всегда завершается
расчётом и анализом различных по виду и форме выражения статистических показателей.
К абсолютным показателям статистики налогов и налогообложения относятся:
1. число налогоплательщиков,
2. количество поданных деклараций,
3. виды проверок налоговых органов,
4. налоговые доходы,
•
•
28
5. стоимостные показатели налогообложения (по доходной
части бюджета),
6. стоимостные показатели налоговых санкций,
7. стоимостные показатели налоговых возвратов.
Число налогоплательщиков представляет собой количество
юридических и физических лиц, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, в это же число входят также физические лица, уплачивающие
налог на доходы физических лиц по месту работы.
Количество поданных деклараций определяется по количеству физических лиц, представляющих декларации.
Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведённых расходах,
источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме
налога и(или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой
налога.
Камеральная проверка проводится по местонахождению
налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиками, являющихся основанием для уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Выездная налоговая проверка осуществляется на основании
решения руководителя налогового органа.
Контрольные функции налоговых служб характеризуются
таким показателем, как количество проверенных плательщиков
всего, в том числе:
• количество плательщиков, по которым установлены нарушения налогового законодательства,
• количество случаев приостановления операций по счетам
плательщиков,
• количество материалов, переданных в правоохранительные
и судебные органы,
• количество должных лиц и граждан, на которых наложен
административный штраф.
Налоговые доходы подразделяются на две основные группы:
29
1. все обязательные платежи, поступающие в определённых
размерах и в установленные сроки;
2. все виды прямых и косвенных налогов.
Стоимостные показатели налогообложения (по доходной
части бюджета) включают:
• общую сумму налоговых поступлений доходной части
бюджетов разных уровней;
• сумму авансовых налоговых платежей;
• сумму отдельных видов налогов в соответствии с бюджетными классификациями;
• суммы налоговых поступлений по отдельным секторам
экономики и отраслям промышленности;
• объём общей налоговой задолженности перед консолидированным бюджетом – всего, в том числе по:
1. федеральным налогам (НДС и налог на прибыль),
2. региональным;
3. местным налогам (на дату, в среднем за период, накопленным итогом);
• объём налоговой задолженности по заблокированным счетам;
• чистую налоговую задолженность (ЧНЗ) перед консолидированным бюджетом, которая определяется по формуле:
ЧНЗ = ОНЗ – АНП, где
ОНЗ – общая налоговая задолженность; АНП – авансовые
налоговые платежи.
Стоимостные показатели налоговых санкций включают:
• объём налоговой задолженности по заблокированным счетам;
• дополнительно начисленную сумму налогов и финансовых
санкций по результатам проверок;
• сумму поступивших налогов и финансовых санкций, дополнительно начисленную по результатам проверок;
• суммы начисленных административных штрафов.
Стоимостные показатели налоговых возвратов включают:
30
суммы, возвращённые налогоплательщикам по излишне
уплаченным налогам;
• суммы отсрочки и рассрочки по налоговым платежам;
• суммы возврата по представленным декларациям физических лиц;
• суммы доплаты налогов по представленным декларациям
физических лиц;
• налогооблагаемую базу (по каждому виду налога).
Относительные показатели статистики налогов и налогообложения
Соотношение налоговых доходов консолидированного бюджета и ВВП:
•
dn=Hk/ВВП, где
Нк – сумма налогов в консолидированном бюджете; ВВП –
валовой внутренний продукт.
Соотношение налоговых доходов консолидированного
бюджета субъектов Российской Федерации и ВРП:
Dv=Hkc/ВВП, где
Нкс – сумма налогов в консолидированный бюджет субъектов Федерации; ВРП – валовой региональный продукт.
Удельный вес налога на доходы физических лиц (налога на
прибыль, НДС, импортных и экспортных пошлин, акцизов) в налоговых поступлениях федерального или консолидированного
бюджетов:
dн =
ПН(НП, НДС, И − ЭП, А)
, где
Н к (ФБ)
ПН (НП, НДС, И – ЭП, А) – сумма налога на доходы физических лиц (налог на прибыль, НДС, импортные и экспортные
пошлины, акцизы); Нк(ФБ) – сумма налоговых поступлений в
консолидированный (Нк) или федеральный бюджет (ФБ).
Налоговая нагрузка продукции определяет размер налогового бремени на рубль стоимости продукции (работ, услуг).
Суммарное налоговое бремя представляет собой сумму
всех рассматриваемых налогов.
31
Процентное отношение суммарного налогового бремени
(СНБ) к объёму реализации продукции, работ, услуг (ВР):
D=СНБ / ВР*100.
Относительное изменение размера налогов (разных видов)
в динамике определяется системой индексов:
• индексом размера налогов, характеризующим увеличение
или уменьшение размера налогов в результате влияния всех
факторов;
• индексом числа налогоплательщиков, характеризующим
влияние изменения числа налогоплательщиков на величину
размера налогов;
• индексом размера прибыли в среднем на одного налогоплательщика, характеризующим увеличение или сокращение
размера налогов за счёт средней прибыли на одного налогоплательщика;
• индексом ставки налога, характеризующим рост или сокращение размера налогов за счёт средней ставки размера
налогов.
Также со статистикой государственных финансов связана
статистика платежного баланса и внешнеэкономических связей.
На основе государственной и банковской статистики ЦБ
РФ и Росстатом разрабатывается платежный баланс, статистический отчет, в котором приводятся суммарные данные о внешних
операциях данной страны, которые имеют место между этой
страной и остальными странами мира за определенный период
времени. К таким операциям относятся операции с товарами и
услугами, доходами, операции с финансовыми требованиями и
обязательствами в отношении остальных стран, курсовые операции, классифицирующиеся как трансферты.
При построении платежного баланса основным принципом
является система двойных бухгалтерских проводок, при которой
каждая подлежащая учету операция представляется двумя проводками одинаковой стоимостной величины. Одна из них регистрируется по кредиту с положительным знаком, другая – по дебету
с отрицательным.
32
Статистика платежного баланса прослеживает развитие
внешней торговли, размеры и формы привлечения иностранных
инвестиций, отток отечественного капитала за границу, погашение внешней задолженности страны.
Платежный баланс – это систематическая регистрация экономических операций за определенный период между государствами.
Статистика платежного баланса решает следующие задачи:
• разработка системы показателей для характеристики размеров, динамики и структуры внешней торговли;
• анализ факторов, влияющих на внешнеэкономическую деятельность;
• сравнительный межгосударственный анализ;
• оценка иностранных инвестиций.
Предметом статистики платежного баланса являются размеры и количественные соотношения между массовыми явлениями в сфере внешнеэкономических отношений, закономерности их формирования и развития.
Внешнеэкономической называется деятельность хозяйствующих субъектов РФ и иностранных государств, которая построена на их взаимоотношениях в пределах РФ и за ее границами.
Предметом внешнеэкономической деятельности является
внешняя торговля товарами, экспорт и импорт услуг.
Статистика внешнеэкономической деятельности решает
следующие задачи:
• разрабатывает системы показателей, характеризующих
размеры, динамику, структуру внешней торговли;
• анализирует факторы, влияющие на развитие основных явлений внешнеэкономической деятельности;
• осуществляет сравнительный межгосударственный анализ,
анализ иностранных инвестиций.
Предметом статистики внешнеэкономической деятельности
являются размеры и количественные соотношения между массовыми явлениями в сфере внешних связей, закономерности их
формирования и развития.
33
Статистика внешнеэкономической деятельности делится на
три основных раздела: статистика внешней торговли, обменных
курсов и платежного баланса.
Каждый из перечисленных разделов имеет свой собственный предмет и задачи исследования, касается специфических
сфер внешнеэкономической деятельности.
Статистика внешней торговли – это часть статистики
внешнеэкономической деятельности, которая изучает движение
товаров через границу, выполняет учет произведенных работ, услуг.
Статистика внешней торговли разрабатывает систему показателей, изучает взаимосвязи между показателями внешней торговли и показателями экономической деятельности страны.
Статистика внешней торговли собирает и анализирует данные о достигнутом уровне товарооборота с прочими странами,
состоянии торгового баланса, объеме экспорта и импорта, географическом распределении внешнеторгового оборота.
Статистика внешней торговли решает следующие задачи:
• обеспечивает полный и достоверный учет данных об экспорте и импорте страны;
• анализирует основные тенденции, структуру и динамику
внешнеторговых потоков;
•
создает информационное обеспечение для подготовки законодательных актов в области государственного регулирования внешней торговли.
34
Глава 3. Статистика инвестиционной деятельности
Организация любого дела требует первоначальных вложений средств для приобретения помещений, сырья, найма рабочей
силы, т.е. каких-то инвестиций.
Инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, благодаря вложению которых в объекты
предпринимательской деятельности получается прибыль или
достигается социальный эффект.
Инвестиции обеспечивают развитие предприятия и решают
следующие задачи:
• расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
• приобретение новых предприятий;
• диверсификация вследствие освоения новых сфер бизнеса.
Источниками средств инвестирования бывают собственные
средства, накопленные путем сбережения, заемные средства –
средства юридических лиц, которые аккумулируют деньги третьих лиц, и привлеченные средства в виде сбережений физических
и юридических лиц, временно свободных и предоставляемых в
пользование.
К объектам инвестиционной деятельности относят:
• имущество,
• ценные бумаги,
• целевые денежные вклады,
• научно-техническую продукцию,
• интеллектуальные ценности,
• имущественные права.
В качестве субъектов инвестирования выступают граждане
и юридические лица РФ, граждане и юридические лица иностранных государств, иностранные государства.
Существуют валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции – общий объем средств, инвестируемых за определенный
период в новое строительство, приобретение средств производства, прирост товарно-материальных ценностей. Чистые инвести35
ции – объем валовых инвестиций, уменьшенный на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде.
Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности
осуществляются в разных формах и классифицируются по отдельным признакам.
Таблица 1. Классификация и форма выражения инвестиций
Классификация инвестиций
По объектам вложения средств:
• реальные;
• финансовые.
По характеру участия:
• прямые;
• непрямые.
По периоду инвестирования:
• краткосрочные;
• долгосрочные.
По формам собственности инвесторов:
• частные;
• государственные;
• иностранные;
• совместные.
По источникам инвестирования:
• за счет собственного капитала;
• за счет заемного капитала;
• смешанные.
Инновационные
Портфельные
Форма выражения инвестиций
Вложение средств в реальные активы, приобретение финансовых активов предприятия (акций, облигаций),
участие в основании новых предприятий.
Непосредственное участие или через
финансовых посредников.
до 1 года
более 1 года
• Средства граждан и предприятий
негосударственной формы собственности.
• Средства центральных и местных
органов власти за счет бюджетных, внебюджетных, собственных
и привлеченных средств.
• Средства иностранных государств, физических и юридических
лиц.
• Средства субъектов определенной
страны и иностранных государств.
• Капитал предприятия или физического лица.
• Кредиты банков, инвестиционных
фондов.
• Собственные и заемные средства.
Приобретение лицензий, финансирование научных разработок.
Формирование портфеля ценных бумаг
36
Венчурные
Аннуитет
«Рисковые» вложения в акции новых
предприятий, предприятий, занятых в
новых сферах бизнеса с неизвестным
конечным результатом.
Определенный доход через регулярные промежутки времени.
Инвестиционная привлекательность – это обобщающая характеристика преимуществ и недостатков отдельных направлений и объектов с позиции конкретного инвестора.
Различают инвестиционную привлекательность отраслей
экономики, видов деятельности, регионов, реальных проектов, т.
е. выгодность вложения средств и отдача от них.
При изучении инвестиционной привлекательности отдельного региона учитывают такие факторы:
• общеэкономическое развитие региона,
• экономико-географическое развитие производственной инфраструктуры,
• демографическое состояние,
• развитие рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры,
• инвестиционный рынок.
Конец курса
Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfei.ru.
37