СССР в ходе «холодной войны»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
1. В чем состояли причины и проявления «холодной войны» в политической, экономической, военной и духовной сферах? Каковы обретения и потери СССР в ходе «холодной войны»?
Причины «холодной войны»:
Политические:
• Опасение дальнейшего распространения влияния СССР и США.
• Наличие во всём мире сторонников двух социальных систем (социализма и капитализма).
• Необходимость сплочения сторонников перед лицом угрозы со стороны противоположного лагеря.
Экономические:
• Борьба за ресурсы, рынки сбыта продукции.
• Ослабление экономической мощи противника в ходе военно-политического противостояния.
Военные причины:
• Страх перед военной мощью противника.
• Обеспечение преимуществ в случае начала третьей мировой войны.
Идеологические:
• Не допускать знакомства населения стран противника с привлекательными сторонами жизни чуждого общества.
• Тотальная борьба коммунистической и либерально-буржуазной идеологий.
Проявления холодной войны:
• Острое противостояние между социалистической и капиталистической системами.
• Создание системы военных (НАТО, Организация Варшавского договора, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС, АНЗЮК) и экономических (ЕЭС, СЭВ, АСЕАН и др.) союзов.
• Раздел мира на сферы влияния.
• Создание военных баз США и СССР на территориях союзных государств.
• Гонка вооружений, рост военных расходов.
• Международные кризисы (Берлинский, Карибский и т. д.).
• Подъём национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах и территориях, деколонизация ряда стран Азии и Африки, формирование третьего мира, движение неприсоединения, неоколониализм.
• Поддержка антиправительственных сил в странах противника.
• Бойкоты общественных мероприятий. Олимпийские игры 1980 г. в Москве бойкотировали США, Япония, ФРГ, Канада, Турция, Южная Корея и др.
• Ведение «психологической войны», проявлявшееся во взаимном представлении противника в негативном свете в глазах граждан своей страны.
Обретения:
• интеграция СССР в мировой рынок. Главным показателем успеха страны стала экономика и торговые отношения с другими странами, вследствие чего развилась политика протекционизма;
• СССР перестала представать агрессором в глазах других стран и поэтому сблизилась с западом.
Потери:
• распад СССР — раздробление огромной территории единого государства на более мелкие самостоятельные территории-государства — независимые государства постсоветского пространства и крах идеологии коммунизма;
• глубокий экономический и политический кризис;
• установление «железного занавеса» - ограничение контактов со странами Запада;
• отсутствие доступа к новейшим зарубежным технологиям, технологическое отставание от стран Запада.
2. Чем обусловлен быстрый переход стран «народной демократии» к этапу преобразований по советскому образцу? В чем различие между «народной демократией» и странами социализма (социалистического лагеря)?
Разгром фашизма при решающем участии Советского Союза принципиально изменил соотношение сил в мире и во многом определил судьбу государств Центральной и Юго-Восточной Европы. Во всех этих странах народные массы участвовали в освободительной борьбе против фашизма. В силу специфически сложившихся исторических условий народно-демократические революции в странах Европы носили антифашистский, национально-освободительный характер. Первоочередными задачами этих революций были: разгром фашизма, завоевание национальной независимости, установление демократических прав и свобод. В 1943-1945 гг. к власти в Чехословакии, Болгарии, Польше, Венгрии, Румынии, Югославии пришли правительства национальных (народных, отечественных) фронтов. Они состояли из разнородных социально-политических сил (мелкая буржуазия, интеллигенция, рабочие партии). Национальное возрождение, проведение демократических и социальных реформ – это были задачи первостепенной важности, стоящие перед правительствами этих стран. Силы самой разной направленности активно включились в политическую деятельность. Подавляющая часть партий выступила за социалистический путь развития, но с учетом особенностей своих государств, их исторического развития. Многопартийность, многообразие форм собственности, народное представительство должны были стать неотъемлемой частью новой политической системы стран народной демократии.
Характерные черты «народной демократии»:
• парламентаризм;
• распределение законодательной, исполнительной и судебной властей;
• многопартийность;
• отсутствие у политических партий непосредственно публично-властных отношений.
Характерные черты стран социализма:
• Однопартийная система.
• Тоталитарный социализм (тоталитаризм).
• Национализация промышленности, торговли и финансов.
• Госпланирование. Командно-административная распределительная система.
3. В чем заключались особенности и результаты экономической политики СССР в 1946-1953 гг.?
Основные задачи в социально-экономической сфере:
• восстановить разрушенное хозяйство,
• возродить экономику ранее оккупированных территорий,
• перепрофилировать промышленность на работу в условиях мирного времени,
• демобилизовать армию, численность которой составляла 11,4 млн человек.
Ресурсы экономического роста в послевоенные годы:
• репарации с Германии;
• труд военнопленных и заключенных в ГУЛАГе;
• перекачка денег из сельского хозяйства в промышленность;
• конфискационная денежная реформа 1947 г. (10 руб. старых денег = 1 руб. новых), в ходе которой около трети наличной денежной массы не было обменено на новые дензнаки;
• принудительные займы у населения (трудящиеся вынуждены были в принудительном порядке приобретать облигации государственного займа, на что уходила приблизительно одна месячная зарплата в год).
Результаты:
• перевод промышленности на мирные рельсы;
• экономический подъем;
• более высокие темпы развития тяжелой промышленности;
• медленное восстановление отраслей легкой промышленности;
• ужесточение контроля за крестьянством;
• уменьшение колхозов (уменьшение индивидуальных наделов крестьян);
• небывалый кризис в сельском хозяйстве.
4. Какие тенденции проявились в массовом сознании советских людей в первые послевоенные годы?
Изменение облика мира и восприятия его советскими гражданами. Общая угроза сблизила народы, отодвинула на второй план прежнее недоверие и вражду. Мировая катастрофа, не принимающая в расчет доводы в пользу ни одной из общественных систем, в качестве своего парадокса явила миру приоритет общечеловеческих ценностей, идею мирового единства. И даже «пришедшая на смену «потеплению» «холодная война», последующий атомный психоз и конфронтация двух блоков: НАТО (страны Запада) и Варшавского договора (страны социалистического лагеря) не могли вовсе уничтожить эту идею.
Радость победы и ожидание перемен. Этим ожиданием жила страна, жил мир, жил каждый конкретный человек. Ожидания перемен создавали особый психологический настрой послевоенных лет, их неповторимое своеобразие, колорит. Отныне установка на обновление становится главным мотивом социального поведения и главной причиной нарастания конфронтации общества и власти.
Массовое сознание, боготворившее вождя, одновременно освятило все, что с ним идентифицировалось - будь то авторитет системы или авторитет идеи, на которой держалась система. Такова была противоречивая роль Победы, которая принесла с собой дух свободы, но наряду с этим создала психологические механизмы, блокирующие дальнейшее развитие этого духа.
В тоже время война вызвала начало глубокой психологической переориентации личности. В первую очередь освободительная война против угрозы порабощения вызвала возрождение духа Свободы. Советский человек ощутил себя освободителем не только своей страны, но и Европы, что придавало ему особую гордость. Дух свободы и жажда лучшей жизни рождали критическое отношение к действительности, личную заинтересованность и ответственность за все происходящее. Война вызвала притупление классового сознания, классового подхода в социальном поведении, а вместе с ним и чувство страха за потерю классовой бдительности. Деление на «мы» и «они» почти пять лет имело внеклассовый смысл. «Мы» - вся страна, народ, партия. «Они» - фашисты, враги, поработители. Это ощущение внутренней целостности рождало убеждение, что мир военный станет и миром гражданским. На какое-то время этим ощущением охвачены были даже «верхи».
Война по существу обусловила начало изменения статуса советского человека. Он уже не ощущал себя «винтиком», простым исполнителем, а скорее творцом. Ему приходилось часто брать на себя инициативу и на фронте и в тылу. Это разбудило давно уснувшее: жить не только по директивам и инструкциям, но и по соображениям целесообразности. Война пробудила в человеке потребность и способность личного выбора.
Но главным морально-политическим итогом войны историки считают рождение альтернативно-критического мышления. Война приучила альтернативно и критически мыслить, заменив привычные восклицательные знаки на вопросительные.
5. Назовите важнейшие послевоенные политические процессы, объясните с какими событиями внутренней и международной жизни они были связаны?
После окончания войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров.
Состоялись выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. Чаще стали созываться сессии Советов. Прошли выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на видимость демократических перемен, власть по-прежнему оставалась в руках партийного аппарата. Деятельность Советов зачастую носила формальный характер.
В октябре 1952 г., спустя 13 лет после предыдущего, состоялся очередной, XIX съезд партии, принявший решение о переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Перед этим прошли съезды профсоюзов и комсомола, не созывавшиеся почти три уставных срока. Но это были лишь внешне позитивные демократические перемены. Политический режим в стране заметно ужесточился, набирала силу новая волна политических репрессий.
Ужесточение политического режима. Главными причинами ужесточения политического режима были "демократический импульс" войны и прорыв "железного занавеса".
Ветер перемен коснулся и ближайшего окружения вождя. Стоило ему осенью 1945 г. уехать в отпуск, как оставшаяся за него "четверка"(В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян) смягчила цензуру на материалы западных корреспондентов. Вскоре в английской "Дейли геральд" появилась статья, где долгое отсутствие Сталина в Москве объяснялось его предстоящим уходом с поста главы правительства. Преемником называли Молотова. Такой "крамолы" вождь членам "четверки" не простил: Молотов был отстранен от обязанностей первого заместителя главы правительства, Берия переведен с поста наркома НКВД, Маленков был раскритикован и направлен на работу в Казахстан, Микояну было указано на "серьезные недостатки в работе".
Одновременно в противовес "старой гвардии" Сталин выдвинул в ряды своего ближайшего окружения относительно молодых работников - А. Н. Косыгина, А. А. Жданова, Н. А. Вознесенского, А. А. Кузнецова. Они долгое время работали в Ленинграде. Однако в 1948 г. начались аресты лидеров ленинградской парторганизации. По "ленинградскому делу" были арестованы более 2 тыс. человек, обвиненных в попытках "противопоставить Ленинград Москве". Были отданы под суд и расстреляны 200 человек, включая члена Политбюро и Председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, секретаря ЦК партии А. А. Кузнецова, Председателя Совмина РСФСР М. И. Родионова.
С окончанием войны "население" ГУЛАГа пополнилось новыми "врагами народа". В лагерях Сибири и Коми АССР оказались сотни тысяч бывших военнопленных. Сюда же попали бывшие работники госаппарата, помещики, предприниматели, зажиточные крестьяне из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. В лагерях оказались и сотни тысяч немецких и японских военнопленных. С конца 40-х гг. стали прибывать и многие тысячи рабочих и крестьян, не выполнявших нормы выработки или посягнувших на "социалистическую собственность" в виде нескольких картофелин или колосков, вмерзших в землю после уборочной страды. По различным данным, численность заключенных в эти годы составляла от 4,5 до 12 млн. человек. Но и этого оказалось мало. В конце 1952 - начале 1953 г. были произведены аресты по "мингрельскому делу" и "делу врачей". Докторов обвинили в неправильном лечении высшего руководства, что якобы повлекло за собой смерть А. А. Жданова, А. С. Щербакова и других видных деятелей партии. "Мингрелов" (к представителям этой народности без труда мог быть отнесен и Берия) обвиняли в подготовке покушения на Сталина. В узком кругу Сталин все чаще говорил о необходимости нового витка репрессий, называя в числе "врагов народа" Молотова, Микояна, Ворошилова. Говорил он и о необходимости проводить публичные казни на городских площадях.
6. Дайте характеристику важнейших черт политической, идеологической и экономической систем, созданных к концу правления Сталина. Составьте структурно-логическую схему.
• господство авторитаризма,
• усиление карательных функций государства,
• сращивание государственных и партийных органов,
• идеологический контроль за всеми сторонами жизни общества.
• монополия государственной формы собственности,
• плановая экономика.
• господство идеологии мрксизма-ленинизма.
7. СССР как сверхдержава в послевоенный период: есть ли основания гордиться страной?
Главное содержание первых послевоенных лет — это приобретение Советским Союзом статуса «сверхдержавы». Данное обстоятельство обусловило многие серьезные изменения в политическом курсе. В первую очередь, это касается внешнеполитической сферы. После окончания войны орбита влияния СССР существенно расширилась, советская страна утвердилась в качестве активного игрока на международной арене.
После войны СССР оккупировал почти всю Центральную Европу, включая часть Германии и всю Чехию, одну из наиболее развитых промышленных стран Европы.
В 1950х СССР получил не только ядерное оружие, но и межконтинентальные ракеты, что позволяло доставлять советские бомбы на территорию условного противника (США).
Лекция 2
1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы борьбы за власть в 1953-1964 гг.
I (март-июнь 1953г) – союз Маленкова и Хрущева против Берии, который выступал за передачу полномочий партии государству. Берия арестован, объявлен «заговорщиком», снят со всех постов, расстрелян.
II (лето 1953г – февраль 1955г) – борьба Хрущева и Маленкова. Для его дискредитации Хрущев использовал его участие в «делах». Маленков ушел в отставку. Председателем Совета Министров стал Булганин Н.А.
III (февраль 1955г – март 1958г) – попытка сместить Хрущева с поста Первого секретаря. Хрущев одержал победу, используя поддержку Жукова. Противники исключены из партии, Булганин смещен, этот пост занял Хрущев.
2. Выделите новые элементы советской внешней политики в 1953-1964 гг.
• урегулированы отношения с Китаем (помощь Китаю и возвращение
Китаю Порт-Артура);
• нормализовались отношения с Югославией (обмен послами
и визит Хрущева);
• укрепляются отношения со странами социалистического лагеря
(создание Организации Варшавского Договора);
• вывод советских войск из Австрии (1955 г.);
• встречи в верхах лидеров США, Англии, Франции и СССР;
• установление дипломатических отношений с ФРГ (октябрь 1955 г.);
• совещание представителей коммунистических и рабочих партий,
которое продемонстрировало единство сил на основе решений 20
съезда;
• сократилась численность Вооруженных Сил СССР (на 1 млн 200 тысяч человек.);
• произошла встреча Хрущева с президентом США Эзенхауэром (1959 г.)
3. В чем проявилась либерализация и противоречивость внешней политики СССР?
Либерализация внешней политики. Поиски новых подходов к решению международных проблем начались сразу после смерти Сталина. И Берия, и Маленков, и позже Хрущев считали прежнюю внешнюю политику Сталина нереалистичной, неэффективной и опасной. Новые руководители страны всерьез опасались, что Запад, нарастивший мускулы во время корейской войны, воспользуется смертью Сталина и вступит в открытый конфликт с СССР. Понимая опасность продолжения «холодной войны», чтобы выиграть время для завершения раздела власти, Маленков уже 16 марта 1953 г. призвал Запад начать переговоры с целью смягчения международной обстановки. Для не обладавших достаточной властью и авторитетом сталинских наследников задача состояла в том, чтобы смягчить международную обстановку, не делая при этом серьезных уступок. В 1953 г. Советский Союз отказался от выдвигаемых Сталиным требований к Турции о введении режима совместной обороны черноморских проливов. Встреча в Женеве в 1955 г. глав противостоящих блоков была расценена на Западе как начало «оттепели» в «холодной войне». В том же 1955 г. СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, год спустя – с Японией. В 1955–1960 гг. наша страна в одностороннем порядке сократила численность своих вооруженных сил почти на 4 млн человек. Советское руководство предприняло также шаги по частичному изменению характера отношений со странами Восточной Европы. Чтобы облегчить экономическую ситуацию в ГДР, СССР отказался от репараций и сократил расходы восточных немцев на содержание советских войск в Германии. Важным событием стало восстановление летом 1955 г. отношений СССР с Югославией. Тем самым СССР отказался от признания законной только советской «модели» социализма.
После XX съезда во внешнюю политику СССР был внесен больший элемент реализма. Мирное сосуществование государств с различным общественно-экономическим строем виделось как единственно возможная альтернатива ядерной войне. Идеологическая борьба отныне считалась внутренним делом каждого государства, она отделялась от межгосударственных отношений. Однако время глубокого поворота в политическом мышлении еще не наступило. «Холодная война» оказала слишком глубокое воздействие на обе противоборствующие стороны.
Политика Запада в эти годы давала советскому руководству немало поводов сомневаться в искренности усилий по смягчению международной напряженности. В конце октября 1956 г. началась тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта (вторжение осуществлялось под предлогом защиты жизненных интересов Запада). Хрущев, понимая огромное значение интересов страны на Ближнем и Среднем Востоке, принял меры к улучшению отношений с арабскими странами. Решительно отвергнув возможность какой-либо сделки с Англией в это время, СССР заявил о своей готовности применить силу против агрессоров.
В эти годы ускорилось формирование военных блоков. В 1954 г. был создан СЕАТО, в 1955 г. под эгидой Великобритании – Багдадский пакт. В этом же году Западная Германия была принята в НАТО. В ответ на это 14 мая 1955 г. в Варшаве СССР, ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Румыния и Албания подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, получившем название Организация Варшавского договора (ОВД). Этот договор возлагал на СССР обязанность оказывать помощь своим союзникам любыми средствами, включая применение военной силы, и юридически обосновывал пребывание советских войск в Германии и других странах, где они были размещены после окончания войны.
Противоречивость советской внешней политики состояла в том, что внешняя политика СССР была направлена на «реализацию мировой социалистической революции» и ведение линии «пролетарской солидарности». То есть в первом случае внешняя политика направлена на поддержу пролетариев в разных странах, на поддерржку крестьян и антиколониальных сил, а во втором случае, СССР еще как считался с капиталистическими странами, просто потому что у него не было особенно выбора.
4. Каковы причины и в чем сущность второго Берлинского кризиса?
Причины Берлинского кризиса:
1. Отсутствие общего мнения по решению берлинской проблемы: западные страны требовали объединения страны посредством проведения свободных выборов, а СССР выступал за образование союза двух немецких государств и выведение с территории оккупационных войск Запада.
2. Важной политической составляющей кризиса явилась противоположность политических систем и идеологий в ФРГ и ГДР.
3. Раскол Германии был обусловлен внешнеполитическим фактором: вступление Западной Германии в НАТО (1955 г.).
4. Нестабильная экономическая ситуация в восточном секторе Берлина, вызвавшая массовый отток беженцев через западный сектор.
5. Смена слабого политического руководства США, приход к власти Джона Кеннеди (ноябрь 1960 г.), амбициозного и энергичного политика, следствием чего стало изменение американского подхода к мировой системе.
6. Холодная война в конце 50-х – начале 60-х гг. приобрела тотальный характер, что означало борьбу буквально за каждую сферу влияния.
Как известно Берлин был поделен на две части: в одной командовали союзники (Англия, Франция,США), в другой СССР. Во время берлинского кризиса СССР, которая после войны получила восточную Германию (в том числе и Берлинскую область), блокировал наземную связь западного Берлина с Европейскими странами и ФРГ. Для сообщения пришлось открыть "воздушные мосты".
5. Охарактеризуйте причины и сущность Карибского кризиса и его последствия?
Карибский кризис был противостоянием двух больших стран США и СССР. С обеих сторон были свои предпосылки и причины делать тот или иной политический шаг. Но чтобы лучше разобраться, можно определить главные причины начала Карибского кризиса. Все началось с того, что США разместило на территории Турции свои ракеты, радиус действия которых захватывал несколько русских городов, включая и Москву.
Силы НАТО и США были приведены в боевую готовность. От русских потребовали убрать ракеты с острова, Хрущев также требовал убрать ракеты из Турции. Разумеется, такой агрессивный расклад со стороны обоих стран никому не нравился. Обострение ситуации могло привести к 3 Мировой войне. Это был опасный конфликт. Потому спорный вопрос решили уладить мирным путем переговоров и сотрудничества. Лидеры двух стран Кеннеди и Хрущев проявили выдержку и здравомыслие.
В ходе переговоров были приняты такие решения:
• СССР выводит ракеты из Кубы;
• Америка выводит ракеты из Турции;
• Америка не вторгается на Кубу;
• В 1962 году был подписан договор о прекращении ядерных испытаний в космосе, атмосфере и под водой.
Одним из результатов стало установление прямой телефонной линии между Вашингтоном и Москвой, чтобы в случае необходимости президенты двух стран могли незамедлительно обсудить тот или иной вопрос.
6. Что означал принцип пролетарского интернационализма во взаимоотношениях с социалистическими странами?
Создание первого социалистического государства — Советского Союза, а затем образование мировой системы социализма углубило и расширило формы и содержание интернациональной солидарности трудящихся. В условиях социализма возник социалистический интернационализм, который представляет собой применение и развитие принципов пролетарского интернационализма в отношениях между нациями и народностями, ставшими на путь социализма, и между суверенными социалистическими государствами. В основе социалистического интернационализма - марксистско-ленинская идеология, классовая солидарность, дружба, добровольное сотрудничество на основе взаимной выгоды и взаимопомощи, полное равноправие, уважение независимости и суверенитета каждого государства.
На основе принципа пролетарского интернационализма КПСС активно развивает связи с коммунистическими и рабочими партиями др. стран, обменивается информацией, участвует в двусторонних и многосторонних встречах. КПСС высоко ценит солидарность братских партий, их борьбу против антисоветизма. Взаимную поддержку коммунистических и рабочих партий социалистических и несоциалистических стран КПСС считает важным фактором общественного прогресса. Она делает все от нее зависящее ради сплоченности и взаимодействия братских партий, интернациональной солидарности коммунистов.
В докладе Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, посвященном 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, подчеркивается, что в условиях глубоких перемен на грани столетий интернациональное движение коммунистов обновляется. Оно сплачивается уважением к тоже обновленным нормам доверия, равноправия и искренней солидарности, открыто для диалога, сотрудничества, взаимодействия и союза с любыми другими революционными, демократическими и прогрессивными силами.
7. Каковы причины венгерского кризиса 1956 г.?
- кризис командно-административной модели развития по советскому образцу, ее несоответствие венгерским реалиям;
- неприятие народных масс установлением в стране тоталитарной системы советского образца;
- стремление к независимости и демократизации страны;
- недовольство народных масс социалистическими преобразованиями в стране, проведением форсированной индустриализации и насильственной коллективизации, уничтожением частной собственности;
- недовольство народа снижением уровня жизни населения;
- влияние антитоталитарного выступления в Польше в 1956 г.
8. Каковы особенности «польского» и «венгерского» пути к социализму?
«Польский путь» к социализму
В декабре 1945 г. Польская рабочая партия провела в Варшаве I съезд, на котором был разработан трехлетний план по восстановлению и развитию национальной экономики и предложен «польский путь к социализму». К 1947 г. задачи по восстановлению национальной экономики были в основном выполнены. В декабре 1948 г. рабочая и социалистическая партии объединились в Польскую объединенную рабочую партию (ПОРП), председателем ЦК партии стал Болеслав Берут. Польская объединенная рабочая партия разработала шестилетний план (с 1950 по 1955 г.), в котором выдвигались задачи по реализации социалистической индустриализации и социалистическому преобразованию сельского хозяйства, она подражала Советскому Союзу и создала высокоцентрализованную систему. В то же время из-за давления со стороны СССР и Информбюро был нанесен удар по одному из руководителей — Владиславу Гомулке, который выступал за польский путь к социализму.
В польском обществе наблюдался застой, происходило ослабление отношений между партией и народом, вызванное экономической системой, отсутствовала активность в развитии экономики, условия жизни народа улучшались медленно, к тому же идеи, выдвинутые на XX съезде КПСС, всколыхнули польское общество и обострили социальные конфликты.
Множество людей потребовало пересмотреть общую политику сплошной советизации, избавиться от контроля Советского Союза и навязываемых пут советской модели, они выступали за независимый, самостоятельный путь развития своей страны. В. Гомулка снова выдвинул идею о «польском пути» и предложил создать рабочие советы, расширить полномочия парламента и развить многообразные формы крестьянской самоуправляемой экономики. Он подчеркивал, что эти три направления являются «важными факторами польского пути к социализму». Содержание реформ включало следующее: в сфере политики — передача власти от центра на места, усиление роли парламента, повышение активности участия народных масс в политической жизни страны, урегулирование отношений между государством и церковью (В Польше религия имеет большое влияние (главная религия — католицизм). Рабочая партия Польши разрешала своим членам исповедовать католицизм, процент верующих в партии был достаточно велик.); в сфере экономики предлагалось осуществление рабочего самоуправления, расширение самостоятельности в хозяйственной деятельности предприятий, проведение либеральной политики в отношении деревень и крестьян. В сфере управления культурой реформа предполагала усовершенствование системы управления высшими учебными заведениями, содержание учебных программ, расширение автономии высших учебных заведений, ликвидация ранее запретных для исследования тем и поощрение свободной атмосферы в исследованиях. Эти реформы позволили сохранить политическую стабильность и способствовали развитию экономики.
В октябре 1981 г. генерал армии Войцех Витольд Ярузельский вступил в должность первого секретаря ЦК ПОРП. Для того чтобы смягчить день ото дня усиливающийся экономический и социальный кризис, он продолжал осуществлять «новую линию социализма» польской партии, проводить в жизнь экономические и политические реформы. В сфере экономики были отменены директивные планы для предприятий, ослаблены высокоцентрализованные административные права центра. В сфере политики В. Ярузельский занимался дальнейшим расширением социалистической демократии, укреплением законодательства и общественного контроля; он усилил роль всех политических партий и создал систему совместного управления обществом, разграничил функции партии и правительства, усовершенствовал систему руководства со стороны партии, усилил демократический централизм и установил тесные связи между партией и народом. Эти реформы дали определенный результат, однако они не смогли коренным образом решить проблемы развития экономики и стабилизации обстановки в обществе.
«Венгерский» путь к социализму
В связи с возникшими проблемами при строительстве социализма занимавший в то время пост председателя Совета министров Венгрии Имре Надь выдвинул смелую концепцию венгерского пути построения социализма и для ее осуществления попытался провести реформы, предложив «новый курс» переходного периода. И. Надь полагал, что индустриализация не подходит в качестве главной линии построения в Венгрии социализма в переходный период и что необходимо «развивать сельское хозяйство, стремиться к установлению правильного соотношения в национальной экономике», и на этой основе строить социализм. Он подчеркивал, что необходимо отказаться от практики осуществления в Венгрии советской модели, использовать для строительства социализма новую экономическую политику. И. Надь предложил: уменьшить директивы пятилетнего плана развития, увеличить размер инвестиций в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, решить проблему дисбаланса в национальной экономике, путем стимулирования индивидуальных крестьянских хозяйств или создания на добровольной основе кооперативов, способствовать развитию сельского хозяйства; использовать капиталистические факторы для оживления рынка розничной торговли, кустарной промышленности и других сфер частного предпринимательства и тем самым способствовать товарообороту; осуществить демократизацию внутрипартийной и общественной жизни, улучшить отношения между партией и массами; реформировать отношения между партией и правительством, с тем чтобы разграничить их функции; укрепить и обеспечить правовую систему и правовой порядок, гарантировать права и обязанности граждан, пересмотреть дела, сфабрикованные на основе ошибочных обвинений, стабилизировать политическую обстановку в стране. «Новый курс» И. Надя был большим шагом в реформировании советской модели и поиска венгерского пути построения социализма, он принес определенные результаты. Однако предложенный им «новый курс» не был достаточно разработан, всесторонне продуман, а затрагиваемые им стороны были очень широки. Некоторые меры регулирования и реформирования также в разной степени затронули интересы некоторых слоев общества, вызвали недовольство у многих людей внутри страны. В то же время реформы столкнулись с давлением со стороны Советского Союза и отрицанием им «нового курса», что, несомненно, повлияло на практические результаты «нового курса», и к концу 1954 г. он был отложен в сторону. В апреле 1955 г. И. Надь ушел в отставку, развитие венгерского общества вновь вернулось к прежнему пути.
В сфере политики проводилась широкая «политика союзов», расширилась роль патриотического Народного фронта. В декабре 1961 г. Я. Кадар выдвинул лозунг «Кто не против нас — тот с нами». В декабре 1962 г. прошел VIII съезд ВСРП, на котором было заявлено, что из общества уже исчез класс эксплуататоров, что уже не существует классов и социальных слоев, интересы которых находятся в противоречии с социализмом, и выдвинул «политику союзов», объединявшую все классы и слои. Ее основным содержанием было великое единство рабочих, крестьян, интеллигенции, других трудящихся слоев, а также беспартийных под руководством рабочего класса. Осуществление политики союза помогло действительно развить ведущую роль рабочего класса, способствовало объединению всех сил для строительства социализма, укрепило национальное сплочение и создало стабильную обстановку для преобразования экономической системы.
Была проведена реформа экономической системы, заключавшаяся в «соединении плана и рынка». На основе размышлений о пороках некритического усвоения в прошлом советской модели и «октябрьских событий» 1956 г. ВСРП с конца 50-х годов XX в. постепенно провела изменения своей экономической политики и приступила к частичной реформе системы управления экономикой. Реформа началась с регулирования цен на сельскохозяйственные продукты, в 1957 г. венгерское правительство отменило обязательную продажу государству сельскохозяйственных продуктов по фиксированным ценам, оставив только закупочные цены для стимулирования развития производства. В 1962-1963 годы Венгрия провела эксперимент с частичной реформой на ряде предприятий промышленности и торговли. В мае 1966 г. на пленуме ЦК Венгерской социалистической рабочей партии были приняты «Руководящие принципы реформы экономической системы» и «Решение по реформе экономической системы », которые стали важными документами для руководства последующими реформами. После нескольких лет реформирования в предыдущий период и тщательной подготовки с 1 января 1968 г. Венгрия начала всестороннюю реализацию реформы экономической системы. Суть реформы заключалась в следующем: во-первых, способствовать соединению планирования и рынка. На основе социалистической формы собственности на средства производства руководство планированием национальной экономикой из центра стало органично связываться с товарными отношениями и активной ролью рынка. Государство по-прежнему на основе производства товаров оставалось центром, организующим различную экономическую деятельность, в то же время оно сознательно использовало регулирующую роль рыночных механизмов, передав большую часть прав на принятие экономических решений, находившихся ранее в его руках, предприятиям. Эти изменения в экономической системе были названы реформой рыночного социализма. Во-вторых, предприятия стали самостоятельно ведущими хозяйственную деятельность самоокупаемыми экономическими субъектами. При сохранении за государством права распоряжения предприятиями были расширены их права на самостоятельное ведение дел и принятие решений, результаты хозяйственной деятельности предприятий были увязаны с практическими интересами каждого труженика, что позволило предприятиям самостоятельно определять хозяйственную деятельность и планы производства.
Эта реформа принесла достаточно хорошие плоды уже в самом начале, в Венгрии началось экономическое процветание, политическая ситуация стабилизировалась, в стране сложилась хорошая обстановка — сплоченность народа и спокойствие в обществе. Время с 1968 по 1973 г. оказалось для Венгрии золотым периодом развития, национальный доход и рост промышленного производства составляли выше 6%, уровень народного потребления каждый год повышался на 5-6%.
Поиск пути построения социализма в Венгрии сыграл ведущую роль в реформировании высокоцентрализованных политических и экономических систем в других странах Восточной Европы, оказался полезным опытом. Однако процесс реформ в Венгрии столкнулся с множеством препятствий, он не был ровным, в итоге не удалось добиться успеха. Помимо того, что страна подверглась воздействию международных условий, ограничивающих ее развитие, и испытывала влияние оппозиционных идей внутри самой партии, она не смогла полностью сбросить оковы советской модели, и это также явилось важной причиной поражения в проведении реформ.
9. Каковы причины проблем во взаимоотношениях СССР с КНР, Албанией, Румынией, КНДР и Югославией?
С 1957 г. руководство Китая стало высказывать резкие критические замечания по поводу советской модели построения социализма и развернувшейся в СССР кампании по разоблачению культа личности. Mao Цзэдун открыто начал претендовать на роль второго лидера в социалистическом мире и мировом коммунистическом движении. Китай уже больше не хотел мириться с ролью «младшего брата» в семье социалистических народов. Попытки Москвы сгладить советско-китайские противоречия путем проведения совещаний коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960 гг. успеха не имели. Обвинив советское руководство в отходе от принципов марксизма-ленинизма и в ревизионизме, Пекин резко выступил за свертывание отношений с СССР: В 1960 г. Китай предъявил претензии на ряд приграничных территорий СССР и Монголии. Одновременно возникли проблемы во взаимоотношениях СССР с Албанией, которая поддержала политику Мао на международной арене.
В 1961 г. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах.
В 1962 г. советско-албанские отношения были фактически разорваны, а в 1968 г. Албания вышла из ОВД.
С 1962 г. начались вооруженные конфликты на советско-китайской границе. Особую позицию в рамках социалистического лагеря заняла и Румыния, которая в 1958 г. добилась вывода советских войск со своей территории. В значительной степени ориентировались на Китай и лидеры Северной Кореи.
Причины проблем во взаимоотношениях с Югославией:
• независимость Югославии;
• Балканская федерация и спорные территории;
• холодная война;
• конфронтация Сталина и Тито.
10. Охарактеризуйте формы взаимодействия СССР с развивающимися странами?
• на протяжении 1960-х – 1980-х гг. СССР активно укреплял свои позиции в развивающихся странах;
• крупным партнером СССР в «третьем мире» была Индия, которой оказывалась большая экономическая помощь;
• СССР оказывал политическую поддержку, а также военную и экономическую помощь странам Азии, Африки, Латинской Америке (Ирак, Сирия, Ливия, Ангола, Эфиопия, Мозамбик, Никарагуа).
11. В чем причины и проявления противоречивости процесса десталинизации в период «оттепели»?
Причины:
• уменьшение страха граждан перед государством после смерти Сталина;
• восстания в концлагерях ГУЛАГа.
Процесс десталинизации в обществе проходил исключительно сложно и противоречиво. Его главная особенность состояла в том, что он был инициирован "сверху" и начался в высшем эшелоне политического руководства. Сразу же десталинизация стала важнейшим инструментом борьбы за власть между основными претендентами на "наследие вождя", которые опирались на более или менее оформленные группировки. В ходе этой борьбы проблема "вины и ответственности" сталинского окружения начинает играть все большую роль. При этом внутри политического руководства не было единства и четкой системы мер, направленных на преодоление издержек прошлого. Это стало следствием тесного переплетения двух факторов: искренней убежденности в правильности и неизбежности прежнего курса и страха ответственности за участие в преступлениях 1930-х — начала 1950-х годов. Названные обстоятельства послужили консолидирующей почвой для возникновения консервативного слоя в номенклатуре всех уровней. Консерваторов объединяло и то, что, несмотря на разницу в положении, они были в ментальном смысле единым поколением: оно сформировалось в период "больших чисток" второй половины 1930-х годов и в большей или меньшей степени вольно или невольно участвовало в массовых репрессиях.
В свою очередь, сторонники десталинизации и прежде всего ее вдохновитель Хрущев, чувствуя сопротивление консерваторов, постоянно апеллировали к широким общественным слоям, ища у них поддержку своим идеям и стремясь с их помощью усилить свое влияние и авторитет наверху. Это вело к стремительному распространению десталинизации сверху вниз, в нее все активнее втягивалась партийная и хозяйственная номенклатура среднего и низшего звена и, в конечном счете, все общество. Дискуссии в разных социальных слоях шли по нарастающей и превратились в самостоятельную и неожиданно мощную силу. Таким образом, основным фактором десталинизации становилась возрастающая общественная поддержка.
Постепенно обозначились две главные проблемы, которые представляли непосредственную угрозу для самой номенклатуры. Обсуждение прошлой вины и ответственности носило наиболее острый характер и зачастую выплескивалось на уровень комсомольских и партийных собраний. С ним был органично связан поиск объективных причин, породивших сталинский режим. Возникала новая ситуация: общество в процессе десталинизации стихийно пошло дальше, чем это было нужно наверху. Именно в этот момент из уст вчерашних наиболее рьяных критиков "культа личности" стали все чаще слышаться призывы против "огульного охаивания" прошлого, недопущения "самотека" в этом процессе и т.п. Таким образом, десталинизация почти сразу же стала регулироваться самими ее инициаторами. Это вызывало в обществе недоумение и разочарование, социальная поддержка Хрущева начала сужаться. Кроме того, раздражение от "критики культа личности" у консервативных представителей номенклатуры все более усиливалось, а хозяйственные трудности начала 1960-х годов стали благодатной почвой для этого. Последовательно происходило ужесточение идеологического пресса, усиление контроля за духовной жизнью общества. Иллюзии, порожденные "оттепелью", стали постепенно исчезать. Такой расклад политических и социальных сил лег в основу противоречий этого периода.
12. Каковы характерные черты духовной и культурной жизни советского общества в 50-60-е гг.?
После окончания войны восстанавливались очаги культуры: школы, театры, музеи. В школах вводится трудовое обучение, а в 58 г. введено обязательное восьмилетнее образование. Расширяется система вечернего и заочного образования. Ставилась задача перехода к среднему образованию. В первое после сталинское десятилетия были серьёзные перемены духовной жизни. Писатель Эренбург назвал этот период «оттепелью». В 53 г. в «новом мире» была опубликована статья Померанцева «об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что честно писать – это, значит, не думать о высоких и не высоких читателях. В этом же журнале появились стать Овечкина, Абрамова. В 65 г. лауреатом нобелевской премии стал Шолохов. Твардовский пишет поэму «Тёркин на том свете». В 50-60 гг. в литературе появились новые имена. Однако в эти же годы проходили гонения на творческую интеллигенцию. В 57 г. был исключен из союза писателей Пастернак. В 58 г. он был вынужден отказаться от нобелевской премии. Наука добивается больших успехов, ряд современных физиков были удостоены нобелевской премии: Прохоров и Боссов – за формулирование основ квантовой электроники; Ландау – за работы по сверхтекучести и сверхпроводимости. В Дубне в 58 г. по инициативе Курчатого был создан международный исследовательный центр, который занимается ядерными исследованиями. В 49 г. СССР стал обладателем ядерной бомбы, а в 53 г., благодаря изысканиям Сахарова и других ученых – водородной бомбы. Туполёв создаёт сверхзвуковой самолёт ТУ 144. Практическую космонавтику создаёт Королёв. 12 апреля 1963 г. Гагарин совершил полёт в космос, в 63 г. – Терешкова. А в 65 г. Леонов впервые в мире совершил выход в космос. Приоритет научных разработок отдавался интересам военно-промышленного комплекса. В кинематографе появляются новые типы героев, близкие и понятные зрителю. Триумфальным стал показ в Каннах картины Калотозова «Летят журавли». Явлениями мирового уровня стали: «Иваново детство» Тарковского, «Чистое небо» Чухрая, «Судьба человека» Бондарчука. Всеобщее признание получило творчество Высоцкого. Духовное раскрепощение советских людей охватывало лишь узкий слой крупных культурных центров страны.
Лекция 3
1. Каковы причины отставки Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.?
1. волюнтаризм и непредсказуемость лидера государства приводили к потрясениям во внутренней и внешней политике
2. провал реформ в сельском хозяйстве и промышленности
3. непродуманность реформ в армии (сокращение младшего и среднего состава, не имеющего среднего образования, провал в воспитательной работе, сокращение наземных видов вооружений, снижение обороноспособности, отставка Жукова, ослабление руководства)
4. рискованный курс во внешней политике
5. поведение Хрущева не соответствовало поведению лидера государства
6. «культ личности» Хрущева.
2. Каковы основные причины, цели и результаты реформ 1965 г. в промышленности и сельском хозяйстве? В чем причины ее неудачи?
Причины
После отстранения от власти Никиты Хрущева в октябре 1964 года экономика страны и дальше была в состоянии кризиса. Перед новым советским руководством (в октябре 1964 года первым секретарем ЦК КПСС был избран Леонида Брежнева, а затем председателем Совета министров СССР был назначен Алексея Косыгина) для его преодоления было два возможных пути:
• радикальные реформы (т.е. такие, которые касаются основ социалистического строя, его характерных принципов)
• частичные реформы (не касались основ социалистического строя и направлялись на смягчение экономического кризиса, но не были способны преодолеть ее в целом).
Руководство СССР, понимая необходимость осуществления экономических реформ как таковых, избрало второй путь, в итоге и определило их крах. Приоритет в инициировании, разработке и проведении реформ принадлежал председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину.
Цели аграрной реформы:
• Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
• За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
• Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
• Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как-то было раньше.
• Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
• Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.
Результаты аграрной реформы:
Главная ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:
• Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
• Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и до момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
• Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
• Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.
В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.
Цели промышленной реформы:
• Совершенствование производства.
• Стимулирование работников.
Результаты промышленной реформы:
• Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
• Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
• Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
• Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
• Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.
Причины неудачи:
• Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
• Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
• Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
• Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.
3. Назовите приоритеты нового руководства в определении направлений развития страны.
Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.
Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии. При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.
В 1977 г. принята новая Конституция СССР. В ней отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. 6-я статья официально закрепила положение КПСС как «ядра» советской политической системы, «руководящей и направляющей силы» общества развитого социализма. Важнейшей задачей провозглашалось формирование и укрепление новой интернациональной общности – советского народа.
Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском. Советские люди пользовались бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, государство несло большие расходы на содержание жилищного фонда.
Главным достижением в этот период стало масштабное жилищное строительство. На протяжении 1970-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн. кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн. человек. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, причем выдавались они бесплатно.
4. Какими нововведениями Конституция СССР 1977 г. отличалась от Конституции 1936 г.?
• появилась преамбула, в которой давалась характеристика развитого социализма и общенародного государства;
• увеличилось количество статей (со 146 до 174), лишь 17 статей вошли в новую Конституцию без изменений;
• отмечалось, что экономика страны развивается на основе социалистической собственности на средства производства, характеризуется высоким уровнем развития, использованием достижений НТР;
• утверждалось, что усилилась социальная однородность общества в результате единства целей рабочих, колхозников и интеллигенции;
• советское государство приобрело общенародный характер, потому что выражает интересы всех слоев общества;
• подчеркивалось, что власть в СССР принадлежит народу, но статья 6 закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в жизни советского общества;
• более подробно были прописаны вопросы национально-государственного устройства;
• значительно были расширены права и свободы советских граждан.
5. Охарактеризуйте проблемы и достижения социально-экономического развития страны в середине 60-х-начале 1980-х гг.
Проблемы:
• физический износ и моральное старение оборудования: рост незавершенного строительства;
• истощение традиционной сырьевой базы и необходимость освоения новых топливно-энергетических месторождений (Западная Сибирь) Строительство БАМа;
• рост удельного веса военных расходов (25% ВНП);
• уменьшение доли трудоспособного населения; массовый отток из деревни в город;
• крайне медленное развитие легкой промышленности;
• рост потребностей населения в потребительских товарах. Развитие теневой экономики;
• накопление сбережений, не обеспеченных товарами.
Достижения:
• высокие темпы количественного роста экономики (в 1980г СССР занял второе место после США по объемам производства);
• активное развитие нефтегазового комплекса (объемы добычи возросли в 2,5 раза);
• развитие социальной сферы (80% национального дохода шло на зарплаты, пенсии, образование и медицину).
6. Определите приоритетные направления внешней политики руководства СССР в годы правления Л.И.Брежнева?
- устранить угрозу распада социалистического лагеря и ещё теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях;
- нормализовать отношения между Востоком и Западом (политика «мирного сосуществования»);
- продолжать политику последовательной поддержки «прогрессивных» движений и режимов во всём мире.
7. Охарактеризуйте основные положения «доктрины Брежнева».
• биполярный мир, возможность мирного сосуществования двух систем;
• достижение военного паритета, возможность применения ядерного оружия в ответ;
• возможность применения силы для разрешения конфликтов;
• поддержка стран выбравших социалистический путь развития (финансовая и военная).
8. В чем проявилась разрядка международной напряженности в 70-е гг. и каковы причины ее свертывания?
Разрядка - Период в международных отношениях (70-е годы ХХ века), для которого характерно ослабление противоборства между сверхдержавами и нормализация отношений между ними, взаимные уступки и компромиссы. В этот период принимаются меры по ограничению гонки вооружений и развития сотрудничества в различных сферах.
Основными предпосылками разрядки были: во-первых, между США и СССР в конце 70-х годов был установлен военно-стратегический паритет, во-вторых, в результате острых кризисов и опасных региональных конфликтов руководство обеих сверхдержав убедилось в пагубности "балансирования" на грани войны.
Разрядка 70-х годов заложила фундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения. Она показала возможность достижения договоренности по всем вопросам международной безопасности. Новый тип отношений формировался в период 1963-1973гг Характерной чертой их стали методы мирного урегулирования конфликтов. В июле 1968 г. был открыт к подписанию договор о нераспространении ядерного оружия, который вступил в силу в1970 в настоящее время его подписали более 160 стран. В 1995 г. его продлили бессрочно. Однако есть государства (Индия, Пакистан, Израиль и др.), которые в силу различных обстоятельств отказались подписать этот договор.
По условиям договора государства, обладающих ядерным оружием, обязуются не передавать кому ядерные взрывные устройства или контроль над ними, а также не помогать и не способствовать неядерным государствам в изготовлении и приобретении оружия массового уничтожения. Неядерные государства принимают обязательства не получать, не контролировать (ни прямо, ни косвенно), не производить, не добиваться и не принимать помощь в производстве ядерных устройств. Страны, подписавшие договор, могут развивать мирную сферу применения атома, но под контролем МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии, образованное в 1955 г.).
Разрядка принесла ощутимые сдвиги в Европе. Начало им положил приход к власти в ФРГ в 1969 г. коалиционного правительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом. Предыдущие правительства ФРГ во внешней политике исходили из того, что европейские границы является неокончательным и отказывались признавать ГДР как суверенное государство. Такая политика соответствовала конфронтационной схеме "холодной войны". По мере укрепление экономических позиций ФРГ она тормозила процесс распространения политического влияния ФРГ и лишала ее маневра на Востоке. Брандт предложил "новую восточную политику ", составной частью которой было признание сложившихся реалий в Европе, и нормализация на этой основе отношений с СССР и странами Восточной Европы.
В августе 1970 г. между ФРГ и СССР было заключено соглашение, которое основывалось на отказе западногерманской стороны от претензий на пересмотр европейских границ.
3 сентября 1971 между СССР, США, Англией и Францией было достигнуто соглашение относительно Западного Берлина, согласно которой город получал особый статус и не должно было принадлежать ФРГ.
Соглашения также были заключены между ГДР и ФРГ, ПНР и ФРГ, ЧССР и ФРГ. Все стороны отказывались от взаимных территориальных претензий.
Вторая половина семидесятых годов XX века характеризуется активизацией Советского Союза во внешней политике. В этот период страна оказывает всяческую поддержку странам третьего мира (Анголе, Эфиопии, Афганистану и др.). Военный комплекс разрабатывает и оснащает ракеты разделяющимися боеголовками, а на западе государства размещаются установки средней дальности. Одновременно проводится обеспечение советских подразделений, какие расположены в странах Европы, современной техникой и вооружением.
Фактически все действия не являлись нарушением заключенных договоров, но страны НАТО посчитали, что СССР пытается усилить свои позиции на западном направлении. В результате активизация Москвы могла вызвать завершение действия процесса разрядки. Америка также не отставала, пытаясь любыми способами ослабить влияние СССР на другие страны. Особенность их действий заключалась в поддержке антиправительственных сил в государствах, сотрудничающих с Москвой. Кроме того, США пытаются наладить отношения с КНР и поддерживают заключение мирного договора между Египтом и Израилем, что шло в разрез с подписанным ранее соглашением. Надеждой на сохранение уже непрочной разрядки можно назвать договор об ограничении стратегических вооружений, подписанный Брежневым и Картером, президентом США.
9. Какие внутренние и внешнеполитические проблемы существовали в СССР к середине 1980-х гг.?
Внутренняя политика
Политический кризис в СССР в середине 1980-х гг. достиг своего апогея. За четыре года сменилось три руководителя ЦК КПСС – Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко. Это было вызвано геронтократией, то есть властью стариков – все три Генеральных секретаря, сменявших друг друга в это время, были довольно пожилого возраста, поэтому так быстро умирали. Кроме того, всевластие, бюрократия, номенклатурное засилье, отсутствие социальных лифтов, коррупция в государственной среде также говорили о политическом кризисе в стране. Все это очень не нравилось советским гражданам. Управление государством становилось все хуже и хуже.
Еще один кризис, затронувший советское общество в 1980-х гг., был кризисом власти. Советские граждане перестали к этому времени верить властям из-за насаждавшейся идеологии и регламентации поведения сверху. Люди на работе говорили одно, что они преданы идеалам социализма, а с друзьями и близкими обсуждали запрещенных авторов, слушали не одобряемую властями музыку, вели беседы в русле совсем других взглядов и интересовались диссидентским движением. Поэтому они уставали от постоянной скрытности, лицемерия и вранья. Все это говорило о том, что кризис имел место быть в Советском Союзе того времени.
Внешняя политика
После прихода к власти в Америке Р. Рейгана, в Великобритании – М. Тэтчер, в Германии – Г. Коля отношения у Л.И. Брежнева, а затем и у Ю.В. Андропова и К.У. Черненко с западными странами нарушились. С их стороны проводилась всемерная антисоветская пропаганда. Лозунги этой пропаганды на Западе были очень популярны среди населения этих стран.
Кроме того, во время холодной войны 1970-х – 1980-х гг. между странами социализма и капитализма происходили небольшие военные столкновения в Анголе, Эфиопии, Конго. Однако СССР попросту растрачивал себя, так как не мог экономически обеспечивать активную внешнюю политику и участвовать в гонке вооружений.
С одной стороны, СССР проигрывал гонку вооружений с западными странами и холодную войну к 1980-м гг. Но с другой стороны, Советский Союз практически в одиночку противостоял крупнейшим западным экономикам мира в течение сорока лет. Это говорит о том, что, безусловно, внешнеполитический кризис СССР имел место быть в это время, однако не нужно преувеличивать его масштабы.
Но была одна проблема, которая беспокоила всех граждан СССР в 1980-е гг. – Афганская война. Люди ощущали на себе ведение этой незримой для них войны как внутренне, так и внешне.
10. Каковы общие черты и различия во внутренней и внешней политике Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева?
Внешняя политика
В правление Хрущева началась "разрядка" международных отношений. Остановлена война в Корее, прекращение войны в Индокитае, Женевское соглашение по Австрии о выходе советско-американских войск. Брежнев старался продолжать данную политику, хотя не очень активно. В это время были подписаны ОСВ-1 и ОСВ-2, также Хельсинкское соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Также во времена правления как Хрущева, так и Брежнева оказывалась помощь странам третьего мира - только развивающимся.
Во свое время Хрущев помогал развиваться социалистическим странам, а вот Брежнев представил "Доктрину Брежнева" об ограничении суверенитета социалистических стран.
В 1979 были введены войска СССР в Афганистан, тем самым прерывая разрядку в международных отношениях.
Внутренняя политика
Общим было то, что страна оставалась закрытой и не имела практически никаких контактов с западными странами в различных областях. Экономика продолжала развиваться в большей мере в сфере промышленности группы А. Различным у них было, например, то, что репрессии Хрущевым уже не проводились в таких массовых количествах, в большей мере это могли быть какие-то гонения. У них было разное отношение к религии - во второй половине правления Сталин смягчил свое отношение к ней, в то время как Хрущев снова начал антирелигиозные кампании.
11. В связи ставшими известными фактами, соответствовало ли принципам исторической справедливости моральное и политическое осуждение решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., выраженное в постановлении Съезда народных депутатов Верховного совета СССР в 1989 г. и преобладающее до сих пор в литературе и учебниках?
Решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан оправдала сама история... Конечно, в Афганистане так и не воцарился мир, не стабилизировалась обстановка. Но хотя бы частично с помощью наших войск порядок удалось навести. Так сказать, погасить полыхавшее пламя.
Выполнение интернационального долга в рамках заключённых международных договоров было лишь одним из мотивов ввода советских войск в Афганистан в 1979 году.
Ещё более важной причиной для этого являлась необходимость обеспечения безопасности СССР. Гражданская война в государстве всегда несёт в себе угрозу для его соседей".
Тогдашнему советскому руководству тяжело далось решение ввести войска, о чём свидетельствует множество отклонённых предыдущих просьб правительства Афганистана о военной помощи.
12. Прочитайте учебник и публикации интернет-ресурсов и охарактеризуйте помощь СССР Вьетнаму в 1965- начале 1980-х гг.
Военная помощь Демократической Республики Вьетнам начала поставляться транзитом через Китай. Это и системы ПВО, и самолёты, и другая лёгкая и тяжёлая военная техника.
Для обучения вьетнамских военных прибыли советские инструкторы. Всего СССР направил порядка 10 тысяч солдат и офицеров.
В свою очередь, тысячи вьетнамских военных направлялись на обучение и переподготовку в Россию. В целом же финансовая и военная поддержка Москвы оценивалась до двух миллионов долларов ежедневно.
Вся информация об участии советских специалистов в конфликте находилась под грифом «секретно».
13. Какие внутренние и внешнеполитические проблемы существовали в СССР к началу 1980-х гг?
Внутренняя политика
Политический кризис в СССР в середине 1980-х гг. достиг своего апогея. За четыре года сменилось три руководителя ЦК КПСС – Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко. Это было вызвано геронтократией, то есть властью стариков – все три Генеральных секретаря, сменявших друг друга в это время, были довольно пожилого возраста, поэтому так быстро умирали. Кроме того, всевластие, бюрократия, номенклатурное засилье, отсутствие социальных лифтов, коррупция в государственной среде также говорили о политическом кризисе в стране. Все это очень не нравилось советским гражданам. Управление государством становилось все хуже и хуже.
Еще один кризис, затронувший советское общество в 1980-х гг., был кризисом власти. Советские граждане перестали к этому времени верить властям из-за насаждавшейся идеологии и регламентации поведения сверху. Люди на работе говорили одно, что они преданы идеалам социализма, а с друзьями и близкими обсуждали запрещенных авторов, слушали не одобряемую властями музыку, вели беседы в русле совсем других взглядов и интересовались диссидентским движением. Поэтому они уставали от постоянной скрытности, лицемерия и вранья. Все это говорило о том, что кризис имел место быть в Советском Союзе того времени.
Внешняя политика
После прихода к власти в Америке Р. Рейгана, в Великобритании – М. Тэтчер, в Германии – Г. Коля отношения у Л.И. Брежнева, а затем и у Ю.В. Андропова и К.У. Черненко с западными странами нарушились. С их стороны проводилась всемерная антисоветская пропаганда. Лозунги этой пропаганды на Западе были очень популярны среди населения этих стран.
Кроме того, во время холодной войны 1970-х – 1980-х гг. между странами социализма и капитализма происходили небольшие военные столкновения в Анголе, Эфиопии, Конго. Однако СССР попросту растрачивал себя, так как не мог экономически обеспечивать активную внешнюю политику и участвовать в гонке вооружений.
С одной стороны, СССР проигрывал гонку вооружений с западными странами и холодную войну к 1980-м гг. Но с другой стороны, Советский Союз практически в одиночку противостоял крупнейшим западным экономикам мира в течение сорока лет. Это говорит о том, что, безусловно, внешнеполитический кризис СССР имел место быть в это время, однако не нужно преувеличивать его масштабы.
Но была одна проблема, которая беспокоила всех граждан СССР в 1980-е гг. – Афганская война. Люди ощущали на себе ведение этой незримой для них войны как внутренне, так и внешне.