Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Средства АФК
Средства АФК разделяются на основные и дополнительные.
К основным средствам относятся физические упражнения.
К дополнительным средствам можно отнести естественносредовые (природные) и гигиенические факторы, а также
различные технические (в том числе, тренажерные) устройства.
Под физическими упражнениями понимаются такие
двигательные действия, которые направлены на реализацию
задач адаптивной физической культуры и подчинены ее
закономерностям.
Физические
упражнения
являются
основным
специфическим средством АФК, с помощью которого
достигается направленное воздействие на занимающегося,
решаются
коррекционно-развивающие,
компенсаторные,
лечебные
и
профилактические,
образовательные,
оздоровительные, воспитательные задачи.
Физические упражнения оказывают положительное влияние на
организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте,
особенно на растущий организм с нарушениями в развитии:
• благоприятно воздействуют на опорно-двигательный аппарат,
• стимулируют рост костей, укрепляют костную ткань, суставы и
связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;
• улучшают крово- и лимфообращение;
• благоприятно влияют на ЦНС, повышают работоспособность коры
головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям;
• стимулируют работу сенсорных систем;
• стимулируют обмен веществ.
Эффективность влияния физических упражнений на
организм определяется рядом факторов:
- особенностями самих упражнений, их сложностью,
новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки и т.п.;
- индивидуальными особенностями занимающихся:
возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательными
возможностями, ограниченными дефектом, сопутствующими
заболеваниями, вторичными нарушениями, состоянием
сохранных
функций
(двигательных,
сенсорных,
интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к
обучению, личной заинтересованностью в занятиях;
- внешними условиями: гигиенической обеспеченностью
мест занятий, техническим оснащением, оборудованием и
инвентарем,
создающими
комфорт
занимающихся;
психологическим климатом на занятии.
Классификация физических упражнений
Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения соответственно
индивидуальным особенностям занимающихся, условиям проведения занятий,
характеру физкультурной деятельности в разных видах адаптивной физической
культуры, все упражнения делятся на группы по определенным признакам.
Единой классификации не существует, так как одно и то же упражнение
обладает разными признаками и может войти в разные классификационные
группы.
Наиболее распространенными являются следующие классификации:
1. по целевой направленности: упражнения общеразвивающие, спортивные,
рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессиональноподготовительные;
2. по преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств: упражнения на развитие силовых, скоростных качеств,
выносливости, гибкости и т.п.;
3. по преимущественному воздействию на определенные мышечные группы:
упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, плеча, предплечья, голени,
бедра, мимические мышцы и т.п.;
4. по координационной направленности: упражнения на ориентировку в
пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление,
ритмичность движений и др.;
5. по биомеханической структуре движений: циклические (ходьба, бег, плавание,
передвижение в коляске, на лыжах, гребля и др.), ациклические (метание спортивных
снарядов, гимнастические упражнения, упражнения на тренажерах и др.), смешанные
(прыжки в длину с разбега, подвижные и спортивные игры и др.);
6. по интенсивности выполнения заданий, отражающей степень напряженности
физиологических функций: упражнения низкой интенсивности (ЧСС - до 100 уд./мин),
умеренной (ЧСС - до 120 уд./мин), тонизирующей (до 140 уд./мин), тренирующей (до 160
уд./мин и больше);
7. по видам спорта для разных нозологических групп инвалидов: упражнения и виды
спорта для инвалидов по зрению, слуху, интеллекту, для инвалидов с ПОДА,
рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний и соответствующих
спортивных программ;
8. по лечебному воздействию: упражнения на восстановление функций паретичных
мышц, опорной функции, подвижности в суставах, упражнения, стимулирующие
установочные рефлексы, трофические процессы, функции дыхания, кровообращения и др.;
9. по исходному положению: упражнения, выполняемые в положении лежа на животе, на
спине, на боку, сидя, стоя, на коленях, присев, на четвереньках и др.;
10. по степени самостоятельности выполнения упражнений: активное
самостоятельное, с поддержкой, помощью, страховкой, тактильным сопровождением
движений, активно-пассивное и пассивное выполнение;
11. по интеграции междисциплинарных связей: художественно-музыкальные,
хореографические танцевальные упражнения, упражнения, активизирующие мышление,
речь, внимание, память.
К естественно средовым факторам относятся водные, воздушные и
солнечные ванны, применяемые в целях укрепления здоровья, закаливания
организма.
Естественные силы природы усиливают положительный эффект
физических упражнений, оказывают закаливающее действие, повышают
сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды,
снижают частоту простудных заболеваний.
Для детей-инвалидов плавание с первых недель и месяцев жизни оказывает
благотворное влияние на развитие организма. Массирующие действие воды,
разгрузка позвоночника, свобода движений в безопорной среде укрепляют
мышцы, связки, суставы, усиливают обменные процессы, периферическое
кровообращение, глубину дыхания, улучшают сон, аппетит, настроение ребенка.
Кроме того, проведение занятий в условиях естественной среды
способствует повышению привлекательности занятий, пробуждает позитивные
эмоции.
К гигиеническим факторам АФК относятся правила и нормы общественной
и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, состояния окружающей среды, а
также нормы и требования, предъявляемые к режиму занятий и состоянию мест
занятий, оборудованию, инвентарю, одежде и обуви, экипировке. Для инвалидов
они имеют первостепенное значение.
Так, для людей с нарушением зрения площадки для занятий на воздухе
должны быть заранее подготовлены: определены ее размеры, по периметру
установлены ограничительные ориентиры, исключены помехи из кустарника, ям,
камней и т.п.;
Для слабовидящих важно иметь яркий инвентарь и оборудование красного,
оранжевого, желтого и зеленого цветов, озвученную атрибутику — мячи, мишени,
метрономы, свистки и др.
Для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата при
проведении, например, волейбола сидя во избежание микротравм тщательно
готовится и полируется поверхность пола.
Для лиц, передвигающихся в колясках, должен быть обеспечен свободный
проезд к душевым, раздевалкам, туалетам.
Особого внимания требует техническое оснащение, пригодность спортивного
инвентаря и оборудования, надежность страховки, помощь в случае
необходимости и безопасность.
Технические средства АФК. Отличительной особенностью АФК является
более широкое использование различных технических приспособлений по
сравнению с ФК. Все технические средства, используемые в АФК можно
разделить на четыре группы.
Первая группа средств предназначена для обеспечения безопасности учебнотренировочной и соревновательной деятельности инвалидов. Сюда относятся
различные страховочные приспособления, используемые для предотвращения
падений занимающихся.
Вторая группа средств предназначена для приспособления окружающей
среды к возможностям инвалида для осуществления тренировочной и
соревновательной деятельности. Чаще всего такие средства используются для
облегчения процесса перемещения человека в бассейн и на гимнастические
снаряды. Наиболее распространенными средствами данной группы является
подвесная тележка на тросах, а также различные варианты подъемников.
Третья группа средств предназначена для выполнения инвалидами тех или
иных физических упражнений. Это прежде всего спортивные кресла-коляски,
протезная техника, специальные технические устройства для незрячих и др.
Четвертая группа средств разработана для обеспечения процесса освоения
инвалидами тех или иных двигательных действий, воспитания двигательных
качеств. К данной группе относятся разнообразные тренажерные устройства.
Гидравлические подъемники для бассейнов
Гонки на колясках
Баскетбол на колясках
Регби на колясках
Фехтование на колясках
Тренажеры HUR для инвалидов на колясках
Методы адаптивной физической культуры
В теории и практике физической культуры пользуются многими понятиями,
производными от слова «метод»: методический прием, методика, методический
подход, методическое направление.
Каждое из них имеет определенное значение и является частью методологии
— «учения о структуре, логической организации, методах и средствах
деятельности».
В теории адаптивной физической культуры эти понятия трактуются так же,
как в теории физической культуры.
Метод — это способ достижения цели, путь к достижению намеченного
результата. В педагогике метод определяет процесс взаимодействия педагога и
ученика.
Методика представляет собой технологию последовательного и
рационального применения методов, средств и методических приемов,
направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образовательных и
др. задач адаптивной физической культуры.
Методическое направление характеризует ведущую направленность
педагогического процесса. Доминирующим в АФК и всех ее видах является
коррекционно-развивающее и оздоровительное направление, что обусловлено
особенностями контингента занимающихся.
Методический подход отражает выбор определенной концепции в решении
специфических задач АФК. В основе этого выбора лежат научные данные и
практический опыт.
Так, для коррекции двигательных и психомоторных нарушений у детей с ЗПР
и умственной отсталостью в качестве основной выдвинута концепция игровой
деятельности как наиболее эффективная независимо от возраста занимающихся.
Наиболее типичными для адаптивной физической культуры являются
следующие группы методов:
• методы формирования знаний;
• методы обучения двигательным действиям;
• методы воспитания физических качеств;
• методы воспитания личности;
• методы взаимодействия педагога и занимающихся.
Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные методические
приемы, отражающие особенности каждого занимающегося или специфику
группы лиц со сходными свойствами. Именно выбор методических приемов
реализует индивидуальный подход с учетом всех особенностей занимающихся:
структуры и тяжести основного дефекта, наличия сопутствующих и вторичных
нарушений, возраста, уровня физического и психического развития, сохранности
функций, медицинских показаний и противопоказаний к занятиям.
1. Методы формирования знаний
Эти методы направлены на решение широкого спектра задач:
-усвоение представлений, понятий, правил, принципов, условий успешного
овладения разнообразными двигательными умениями, полноценной техникой
двигательных действий, а также опыта их практического применения;
-создание стимулов, мотивов, установок осознанного использования
физических упражнений.
Методы формирования знаний делятся на две группы: методы объяснения
воздействия и методы наглядности (перцептивного воздействия).
К методам объяснения относятся:
- метод вербальной (устной) передачи информации в виде объяснения,
описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания,
анализа, обсуждения, совета, беседы, диалога и т.п.;
- метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики,
пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи для лиц со слуховой
депривацией.
Данная группа методов содержит ряд методических приемов.
Наиболее распространенные из них:
• Методический прием сопряженной речи — одновременное созвучное
произнесение двумя или несколькими людьми отдельных слов, фраз, заданий.
Чаще всего данный методический прием применяется на занятиях с детьми, а
также со взрослыми, имеющими нарушения слуха и (или) речи. При
нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного,
поэтому служит способом преодоления речевых нарушений.
• Методический прием идеомоторной речи — самостоятельное мысленное
проговаривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий,
способствующих саморегулированию двигательной деятельности.
Метод наглядности основывается на чувственном восприятии информации,
поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических,
вестибулярных, температурных и других анализаторов, создающих сенсорноперцептивный образ движения.
Метод наглядности у незрячих и слабовидящих опираются на тактильный
анализатор, при этом используются сохранные остаточное зрение, осязание, слух,
обоняние, но важную роль играет речь, выполняющая установочную,
направляющую и регулирующую функцию.
Для формирования представлений о движении используются следующие
средства:
- объемные и плоскостные макеты тела человека с подвижными суставами;
- рельефное изображение поз, осанки, положений отдельных звеньев тела в
пространстве;
- звуковые сигналы, заменяющие зрительное восприятие: аппаратура
звукозаписи, звучащие мячи, мишени, звуколидеры, метрономы, звуковые
сигнализаторы, задающие темп, ритм, скорость, направление движения;
- тренажеры для коррекции точности движений, запоминания и
воспроизведения деталей техники, позволяющие регулировать мышечное
восприятие, силу и скорость сокращения мышц, положения тела в пространстве;
- оптические средства (коррекционные очки, контактные линзы и др.) для
слабовидящих, позволяющие получить дополнительную информацию о
двигательных и ориентировочных действиях.
Метод наглядности у глухих и слабослышащих основаны на комплексном
включении всех сохранных видов ощущений. Для этого используются
- плакаты с изображением тела человека с названием частей, суставов и др.
— для формирования знаний, наглядно-образных представлений о строении
человека;
- карточки с рисунками и схемами движений, указателями, ориентирами —
для формирования наглядно-действенных представлений об изучаемых
физических упражнениях;
- показ движений в разных экспозициях со словесным сопровождением
педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию и с
сопряженной речью;
- показ движений с одновременной словесной инструкцией (описанием,
объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для считывания с лица;
- плоскостные и объемные предметы, спортивный инвентарь и
нестандартное оборудование, разные по цвету, форме, величине, весу для
формирования пространственных представлений;
- световые, знаковые, вибрационные сигналы для концентрации внимания,
информирования о начале или прекращении движений, создания представлений о
ритме двигательного действия;
Метод наглядности у лиц с нарушениями интеллекта также
предполагает комплексное использование зрительного, слухового и
двигательного анализаторов, т.к. в этом случае обучение происходит
быстрее. Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается
занимающимся.
Поэтому методы и приемы, применяемые у лиц с нарушениями
интеллекта должны активизировать все функции, участвующие в
двигательной деятельности:
- одновременное сочетание показа физических упражнений,
словесного объяснения и выполнения;
- рассказ-описание двигательного действия по картинке с
последующей демонстрацией и выполнением его.
Определенные требования предъявляются к непосредственному показу
упражнений, он должен быть четким, грамотным и методически правильно
организованным:
- упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необходимо
показывать, встав лицом к учащимся;
- упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходимо
демонстрировать, стоя боком;
- упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости,
целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;
- зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит
асимметричные движения;
- показывать упражнения, повернувшись спиной к занимающимся,
нецелесообразно;
- упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать, находясь на
возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.
При занятиях физическими упражнениями инвалидов с поражением
опорно-двигательного аппарата методы наглядности реализуются через
комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью
на кинестетические и проприорецептивные ощущения.
С этой целью в практике разработаны и используются различные средства и
методические приемы:
- компьютерные игровые тренажеры для детей с ДЦП, основанные на
использовании зрительной обратной связи для стимуляции вынужденных
движений, которые в обычных условиях не выполняются;
- метод тандотерапии — для освоения двигательных действий путем
тренировки с принудительным выполнением движений и использованием
прочувствования.
Механическая связь здорового и обучаемого человека вынуждает последнего
совместно выполнять любые движения, в которых участвуют все органы чувств.
Рекомендуется для восстановления движений после полиомиелита, ДЦП,
двигательных травм и др.
- видеофильмы-руководства для формирования образа «здоровых» движений,
ориентировочной основы действий, повышения интереса к занятиям
рекомендуются для лиц с травмами позвоночника и спинного мозга.
Примеры механической связи между тандотерапевтом и занимающимся
2. Методы обучения двигательным действиям
Для обучения двигательным действиям кроме словесных и наглядных
методов применяются также методы расчлененного и целостного обучения.
Еще Л.С. Выготский в 30-е годы одним из ведущих принципов обучения
детей с нарушениями в развитии считал «принцип дробности». Дробление и
последовательное освоение частей целостного упражнения является
характерной чертой обучения в разных видах адаптивной физической культуры,
что обусловлено следующими факторами:
- многие физические упражнения имеют достаточно сложную
координационную структуру и требуют от занимающихся ориентировки в
пространстве, согласованности движений, равновесия, точного воспроизведения
силовых, временных, пространственных характеристик движения, но именно эти
способности наименее развиты у людей с сенсорными, интеллектуальными,
двигательными нарушениями;
- изучение сложных по своей структуре физических упражнений требует
много времени, и это может снизить интерес к учебной деятельности у
занимающихся. В силу психологических особенностей дети с нарушениями в
развитии нуждаются в частых переключениях и быстром успехе;
- преимущество раздельного выполнения отдельных частей или фаз
движения заключается в том, что создаются условия для коррекции
индивидуальных деталей техники с учетом реальных возможностей
обучаемого, уточнения положений отдельных звеньев тела, исправления
двигательных ошибок.
- на этапе реабилитации после травм и заболеваний в силу
ограниченных возможностей двигательного аппарата целостное
движение невозможно.
Например, восстановление локомоторной деятельности после
поражения спинного мозга осуществляется этапно и последовательно: от
позы, стоя на коленях с опорой на руки, ползания к вертикальной позе и
затем ходьбе.
Метод целостного обучения заключается в том, что с самого начала
физическое упражнение изучается в полном объеме его структуры.
Он используется при обучении:
- простым упражнениям, которые нет необходимости разучивать по частям;
- упражнениям, которые, в силу особенностей их структуры, не делятся на
части;
- при закреплении изученных по частям и объединенных в целое упражнений.
В случае использования данного метода при обучении сложным
упражнениям используется ряд вспомогательных средст.
Вспомогательными средствами в этом случае служат подводящие
упражнения, которые в своей структуре содержат элементы основного
упражнения, и имитационные, полностью воспроизводящие структуру основного
упражнения, но в других, облегченных условиях.
Эти специальные упражнения предназначены для совершенствования
ключевых фаз движения, закрепления и коррекции динамических и
кинематических характеристик техники, а также развития физических качеств,
необходимых для выполнения изучаемого двигательного действия.
В адаптивном физическом воспитании дошкольников и младших школьников
имитационные упражнения часто используются как подражание движениям и
звукам животных, насекомых.
3. Методы воспитания физических качеств
В целях воспитания физических качеств у лиц с ограниченными
возможностями используются те же методы, что и у здоровых людей.
3.1. Для воспитания мышечной силы применяются:
1. методы экстенсивного воздействия – предполагают возможно
большее количество повторений упражнения с большим, но не
предельным отягощением;
2. методы интенсивного воздействия – использование около
предельных или предельных отягощений;
3. метод круговой тренировки.
Методика воспитания собственно-силовых способностей включает
применение как динамических, так и изометрических упражнений.
Применение последних в работе с инвалидами имеет свои положительные и
отрицательные стороны:
- изометрические упражнения имеют огромную ценность, когда выполнение
упражнений с большой амплитудой затруднено или противопоказано (после
травм).
- выполнение этих упражнений связано с натуживанием (задержка выдоха
при напряжении дыхательной мускулатуры, приводящая к повышению давления
в грудной полости), что является противопоказанием к использованию данных
упражнений при целом ряде патологий (например, при повышенном
внутриглазном или внутричерепном давлении, при эпилепсии, последствиях
черепно-мозговых травм и т.д.). Следовательно, данные упражнения будут
противопоказаны при работе с занимающимися с целым рядом патологий.
3.2. Для воспитания скоростных качеств (быстроты) применяются:
1. методы строго регламентированного упражнения (повторный, вариативный),
2. соревновательный метод,
3. игровой метод.
3.3. Для воспитания выносливости применяются следующие методы:
- для воспитания общей аэробной выносливости:
1. методы слитного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
2. методы повторного интервального упражнения;
3. метод круговой тренировки.
- для воспитания специфической выносливости:
1. методы объединенно-транзитивного воздействия (тренировка в упражнениях более
продолжительных, но менее интенсивных, чем целевое упражнение; тренировка в
упражнениях менее продолжительных, но более интенсивных, чем целевое упражнение)
основаны на использовании закономерностей переноса тренированности.
2. методы избирательного воздействия на отдельные факторы специфической
выносливости (различные варианты интервальной тренировки: в анаэробно-аэробном
режиме, в анаэробно-гликолитическом и анаэробно-алактатном режимах).
3.4. Для воспитания гибкости применяют:
1. методы стандартно-повторного упражнения;
2. может быть использован игровой метод.
Основным средством являются упражнения в растягивании - активные и
пассивные упражнения, а также активно-пассивные упражнения, выполняемые
серийно, с постепенным увеличением амплитуды движения.
3.5. Для воспитания координационных способностей используется
широкий круг методов:
1. методы избирательно-направленного упражнения (с избирательным
воздействием на отдельные двигательные качества);
2. методы сопряженного упражнения (с одновременной направленностью
воздействия на совершенствование структуры движений и качественных сторон
двигательных действий);
3. методы стандартно-повторного упражнения;
4. методы вариативного упражнения;
5. игровой метод;
6. соревновательный метод.
В практике АФК применяется также широкий арсенал методических приемов:
- включение элементов новизны в изучаемое физическое упражнение (изменение
исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных
условий и др.);
- зеркальное выполнение упражнений;
- упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны,
вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной, повышенной или
подвижной опоре);
- упражнения на точность различения мышечных усилий, временных отрезков и
расстояния (использование тренажеров для «прочувствования» всех параметров движения,
предметных или символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду,
траекторию, время движения, длину и количество шагов);
- релаксационные упражнения, выраженная смена напряжения и расслабления мышц;
- воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос, хлопки и т.п.);
- пространственная ориентация на основе кинестетических, тактильных, зрительных,
слуховых ощущений (в зависимости от сохранности сенсорных систем);
- усложнение привычного действия добавочными движениями;
- использование различного оборудования и естественно-средовых условий для
расширения диапазона вариативности двигательных навыков;
парные
и
групповые
упражнения,
требующие
согласованности
совместных действий.
Игровой метод
- является эффективным для комплексного развития всех физических
качеств, эмоционально-волевой и психической сферы лиц с ограниченными
возможностями, а также для совершенствования техники двигательных действий.
В группах занимающихся с разными видами нарушений содержание игровой
деятельности неодинаково и лимитируется моторной мобильностью,
двигательным опытом, физическими возможностями, возрастом.
Но, используя эмоциональную основу игры, можно успешно решать
коррекционно-развивающие задачи.
Применение игрового метода подразумевает использование не только
общепринятых игр (спортивных или подвижных), он может быть применен на
материале любых физических упражнений, что значительно расширяет
возможности применения игрового метода и позволяет с его помощью решать
многие задачи АФК.
Игровой метод характеризуется следующими специфическими чертами:
1. Наличие сюжетно-ролевой основы. Деятельность занимающихся в игре
организуется на основе условного сюжета и подразумевает выполнение ими тех или иных
ролей, предусмотренных сюжетом (игровых функций).
2. Отсутствие жесткой регламентации действий, широкие возможности для
проявления творчества. Игровой сюжет и правила игры намечают лишь общие линии
поведения играющих, допускают возможность широкого выбора способов достижения
игровых целей. Это открывает огромные возможности для проявления самостоятельности,
инициативы, находчивости и других личностных качеств.
3. Эмоциональная насыщенность межличностных отношений. В игре ярко
проявляются эмоционально окрашенные человеческие взаимоотношения, такие как
сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, или, наоборот, соперничество,
противоборство. Все это делает игру важным средством формирования этических качеств
личности.
4. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Игровой метод не
представляет таких возможностей для точной дозировки нагрузки, как, например, методы
строго регламентированного упражнения. Это обстоятельство требует от специалиста АФК
особой внимательности при применении данного метода в работе с лицами, имеющими
отклонения в состоянии здоровья.
Однако регулировать нагрузку в процессе игры можно путем изменения
продолжительности и темпа игры, числа участников, размеров игровой площадки,
посредством применения различных игровых снарядов и инвентаря.
Соревновательный метод
Специфическими чертами этого метода являются:
1. Конкурентное сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство
или возможно более высокое достижение.
2. Особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие
физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению
функциональных возможностей организма. Во время состязаний, особенно значимых в
личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты
психической напряженности. Командные соревнования характеризуются ощущением
ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели. Эти
факторы могут являться лимитирующими при применении данного метода у лиц с
отклонениями в состоянии здоровья.
3. Унификация предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки
достижения, что позволяет объективно оценивать возможности каждого из участников.
Однако унификация этих параметров жестко не регламентирует деятельность
соревнующихся.
4. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Соревновательный метод
предоставляет относительно ограниченные возможности для нормирования нагрузки и
руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что по этим параметрам
соревновательный метод занимает промежуточное положение между игровым методом и
методами строго регламентированного упражнения.
Соревновательный метод в АФК применяется для решения самых
разнообразных задач:
- воспитание физических качеств,
- совершенствования двигательных умений и навыков,
- формирования способности использовать их в сложных условиях,
- воспитание личностных качеств.
Данный метод предъявляет высокие требования к функциональным
возможностям организма и, следовательно, способствует их максимальному
развитию.
Последнее положение требует от специалиста АФК очень аккуратно
использовать его в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии
здоровья.
4. Методы воспитания личности
4.1. Метод убеждения включает использование следующих методических
приемов: суждение, сообщение, мнение, диалог, дискуссию, совет, рекомендацию,
обмен впечатлениями, раскрытие внутреннего смысла и др.
4.2. Метод упражнения (многократного повторения) реализуется
следующими методическими приемами: личный пример педагога, просьба чтолибо сделать или переделать, показ-инструкция, специальный тренинг (например,
навыки этикета) и др.
4.3. Метод педагогической оценки имеет две разновидности:
- открытая педагогическая оценка;
- скрытая педагогическая оценка.
Последняя наиболее эффективна, так как заставляет человека самого
оценивать свои действия, анализировать их и делать выводы.
Виды открытой положительной оценки:
- одобрение — предельно лаконичная форма вербального, мимического,
пластического характера (улыбка, кивок или слово «молодец», «хорошо»);
- похвала — развернутая форма одобрения;
- благодарность — признание значимости сделанного.
Метод педагогической оценки включает в себя ряд методических приемов:
- для детей с нарушениями в развитии – это положительное подкрепление. Оно
подразумевает либо поощрение, либо комплимент, либо сюрприз, подарок,
сувенир, лакомство или игрушку, поднимая тем самым самооценку ребенка.
- Помимо этого необходимо снимать страх ребенка перед неуспехом («ничего
страшного»), авансировать ребенка («обязательно получится»), усиливать
мотив деятельности («это так важно для тебя), отмечать исключительные
черты личности, позволяющие надеяться на успех.
Наказание организуется аналогично положительной оценке, но меняется
оценочный вектор. Используются следующие приемы: неодобрение, замечание,
лишение поощрения и др.
5. Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся
В АФК чаще всего используются следующие методы:
1. индивидуальный метод,
2. индивидуально-групповой метод,
3. малогрупповой метод.
5.1. Метод индивидуальных занятий (индивидуальный метод)
Для многочисленной группы инвалидов со сложными двигательными
расстройствами — травмами и заболеваниями спинного мозга, врожденным
недоразвитием конечностей, с последствиями ДЦП, инвалидов с тяжелой
умственной отсталостью, детей-инвалидов разных нозологических групп первых
лет жизни, детей надомного обучения — индивидуальный метод часто является
единственно приемлемым, так как требует концентрации внимания педагога
только на одном человеке.
Также данный метод является единственно возможным в работе с детьми
раннего возраста вне зависимости от патологии, в т.ч. и со здоровыми детьми.
«Плюсы» индивидуального метода:
Взаимодействие с одним человеком позволяет:
- индивидуализировать содержание, методы, методические приемы,
- индивидуализировать темпы освоения учебной деятельности в соответствии с
реальными возможностями инвалида,
- отслеживать динамику результатов при решении конкретных лечебновосстановительных, коррекционно-развивающих и других задач,
- оперативно контролировать физическое и психическое состояние и т.п.
«Минусы» индивидуального метода:
- недостатком индивидуальных занятий является ограниченность
сотрудничества с другими занимающимися, что отрицательно сказывается на
процессе социализации, формировании умения работать в коллективе.
5.2. Метод индивидуально-групповых занятий
Численность группы для совместных занятий составляет от 2—3 до 6—8
человек.
Они включают либо инвалидов разного возраста (например, группы
реабилитации взрослых инвалидов по зрению от 20 до 50 лет и старше), либо
инвалидов одной нозологической группы (например, с поражением опорнодвигательного аппарата с разным уровнем ампутации верхних или нижних
конечностей), либо инвалидов разных нозологических групп (например, детей с
задержкой психического развития, умственной отсталостью и нарушением слуха
и др.).
Особенность индивидуально-групповых занятий состоит в том, что часть его
проводится совместно, при этом подбираются упражнения, доступные всем.
Другая часть занятия состоит в персональных заданиях каждому и
выполнении их под руководством и контролем педагога.
Необходимость такого способа организации занятий обусловлена
многообразием дефектов, состоянием сохранных функций, разнообразием
двигательных нарушений и медицинских противопоказаний, что требует
индивидуального подхода.
Недостатком данного метода является низкая моторная плотность занятий.
5.3. Метод малогрупповых занятий
Это распространенный вид занятий урочной формы по адаптивному
физическому воспитанию в специальных детских садах, школах, интернатах и др.
Количество занимающихся не превышает 10—12 человек.
Чаще это лица одной нозологической группы, приблизительно одного
возраста и равных физических и психических возможностей.
Относительная однородность группы позволяет упорядочить педагогический
процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы,
создавать условия взаимодействия и коллективных действий занимающихся,
повышения общей и моторной плотности занятия.
Вместе с тем, несмотря на внешнее сходство диагностических показателей,
одинаковых людей не бывает.
Один и тот же ведущий дефект может иметь различную структуру, разные
вторичные нарушения, что требует разных коррекционных воздействий.
В малогрупповых занятиях индивидуализация ограничена и осуществляется
не за счет варьирования применяемых средств и методов, а преимущественно
путем увеличения или снижения физической, психической, эмоциональной
нагрузки.