Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Средневековая европа и средневековая Русь. Вопрос формирования феодализма

  • 👀 680 просмотров
  • 📌 617 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Средневековая европа и средневековая Русь. Вопрос формирования феодализма» pdf
Лекция 2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ ВОПРОС ФОРМИРОВАНИЯ ФЕОДАЛИЗМА. БЫЛ ОН ИЛИ НЕТ? Термин феодализм появился в середине 18 столетия. Это начинается от того, что это общественно- экономическая формация до того, что это определенная правовыая система в западной Европе. Феодализм продолжат ставить вопросы перед современными исследованиями. Жак Легоф редко жил варианты этапов формирования Европы: 1. 4-8 века. Расселение варваров. Великое переселение народов по территории. Бывшей римской империи 2. 8-10 век. Каролинги. Карл Великий 3. 11-13. Европа феодальная 4. 13-14 века. Европа городская 5. 15-16 века. Позднее средневековье/ раннее новое время. Таким образом феодализм появляется не сразу. К его воззреванию привели события. Феодализм не столько общественно экономические отношения, сколько это система отношений вообще между людьми со своими социальными, экономическими и культурными особенностями. Маркс был прав в том, что экономика очень многое обуславливает: возрождение новых жлкономических отношений появляется в связи с появлением чего-то нового в экономике. На рубеже тысячителей (11 век), в Европе появляется существенный прогресс в сельском хозяйстве. Изначально Европа находится в выгодном положении с точки зрения географии. Во-первых появляется плуг (с железным наконечником). Дерево хуже обрабатывает землю, чем железо. Затем приходит система трёхполья. На Руси это три поля, а в Европе одно поля затевалось пшеницей, другой бобовыми и третье отдыхало. Европе повезло в климате: с 10-14 век в Европе сложился аксиома льни благоприятный климатический оптимум. Среднегодовая температура поднялась на 2-3 градуса, а влажность понизилась = увеличился прибавочный продукт. А это значит, что земля получает огромную ценность. И именно поэтому складывается явной тип общественных отношений: феодализм, в центре которого были отношения земли. Аллод и феод: старые явления, пришедшие еще от древних германецв. Это два типа земельной собственности. Разница в том, аллод- безусловная, земельная собственность (без условий, пользования на все времена). Феод- наследие поздней римской империи. Это условное земельное держание. Феод кусок земли, который, скорее всего, давался за службу. Король давался герцогу. Складывалась иерархическая лестница, которая складывалась за счёт владения землей. Очень важно, что в Европе феод давался герцогом барону не просто с односторонним условием- договор был обоюдным: герцог дают щемлю барону, барон за это служит, но герцог его обязуется защищать, приходить на помощь в судах (хотя он сам и есть судья) и вообще оказывать ему покровительство. Договор этот парететное соглашение, просто с радынми условиями для сторон. Постепенно выстраивается эта цепочка из сеньоров и вассалов. Между ними возникает еще некая и эмоциональная связь: это некая преданность. Таким образом, феодализм это интересная модель, при которой источником власти становится право собственности на землю и право собирать с этой земли(с крестьян на этой земле) прибавочный продукт = экспуатация крестьян. При феодализме почти полностью атрофируются денежные отношения. Денег нет и нет чиновников. Не отмирает понятие государство, но явления так такого нет. Далее, еще одной важной чертой является почти полное слияние сослови сеньоров (господ, феодалов) и сословия профессиональных воинов (тяжеловооружённый рыцарей). Военное сословие- господствующее сословие (отбирание еды с мечом в руке). А крестьяне брали вилы и поднимали их на своего господина. Феодализм- это связь между земельным владением и владением людьми на нем. Земля и люди на ней это признак власти и богатства. Не посто земля и оружие, а именно земля с крестьянами, которых модно собрать вокруг себя=дружина. И стать как минумум не слабее герцога. Марк Блог: нужно четко смотреть, где был феодализм. Он предлагает говорить о классическом феодализме: системе иерархии, связь сеньоров с землей и людьми на ней.. Это было все в нескольких регионов. Страна классического феодализма это: зона между Луарой и Рейном, то есть от средней Франции до германии. Вся нынешняя Франция. Бургундия, Англия южная Италия и чуть-чуть саксония, Костиния и Лион (Испания). На остальных территориях тоже был феодализм, но от классического он резко отличался= >Европа не был никогда полностью феодализма, не исчезало понятие аллодаипонятие госудства. Вывод: нельзя говорить о “феодальной Европе”. ЧЕРТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ФЕОДАЛИЗМА ПО МАРКУ БЛОГА: 1. Зависимость крестьян 2. Плата не деньгами, а землей 3. Превосходство Войнов-рыцарей 4. Отношение повиновения и покровительства: сеньор-вассал 5. Распыление власти Феодализм на Руси: Споры ведутся еще с досоветского периода. Под феодализмом классическим, как понимал Марк Блог, нельзя понимать феодализм на Руси. Земельная собственность: как климат был суровый, так и остался. Пасечно-огневое земледелие. Кочевники на землях и сформировавшаяся к 10 веку древнерусское государство. При этом все, был княз, дружина- бояре (военное сословие), зависимые крестьяне.. Был ряд существенных отличий: 1. Аллод и феод понятия европейские. Вотчина (аллод)- вез условная земельная собственностью вотчин было очень много и появлялись они разными способами: захват, дар князя и иногда в качестве добычи после похода. Это безусловное земельное владение передавалось от отца к сыну и далее. Она не несла в себе никаких обязательств по отноешние к князю. Поместий на Руси было куда меньше по началу. Просто Потмоу что князю было выгрднее раздавать вотчины. Поместья предполагали гораздо более дробное деление. Проще было выдать вотчину боярину, а он уже распределял поместье. Чтобы князю не смотрел на тех, кто “вне тех, то есть тех, кто не являлся на смотр”. Нет поместий=>нет феодальной лестницы=>нет вассальныхарендных отношений=>нет отражённых в праве взаимных прав и обязанностей сторон=>нет сословия рыцарей=>боярин делятся на младших и старших и нет единства сословия. Споры в совесткой историографии ведутся долго: одни говорили, что он есть, другие, что он был государственный (государство вердвоный собственник, коллективный феодал). В итоге сейчас говорят об его отсутствии. Он был далеко не тем, как классический. Русь пола по своему пути и во многом, Потому что Европа формировалась по принципам частного права. Феодализм в Европе по всей видимости заканчивается: есть несколько точек зрения. По Легофу это 14 век. Марк Блог считает, что это 13 век, из-за процессов разрешающих феодальный строй, однако они считают, что некоторые пережитки дожили до 18-19 века. В конце 18 века была великая буржуазная революция. Легоф говорил о понятии как длинное средневековье до 19 века. Продолжение в смой тонкой сфере: психологии. То есть крестьяне во французских деревнях по прежнему относились к миру вокруг и к каким-то процессом социальным точно так же как их предки в 19 веке. В деревнях куда больше инерции. Там все новое сложнее пробивается. По степени восприятия реальность Россия до сих пор носит средневековый характер. Это и патернализм, и вера в иррациональность(средневековый человек, тот, который не знает мир вокруг дальше своей местности, он не путешествует на дальние расстояния). Иррациональность и в том, что он чувствует себя игрушкой в руках выших сил: пожар, мор, нововднение. Постоянные мысли о смерти. Крестьян зависит от своих односельчан, но он немножко настороженно относится к чужакам. Так как чужак уже подозрительный. Ладно это перегнир, купец, но ведь кроме них никто не должен шататься. Это уже лихие люди. => закрытость, которая заставляет выживать. Глубочайшая религиозность. Все эти черты Легоф видел еще в 19 веке во Франции. Конечно, машины поезда.. Но не всегда это помогало. На Руси это было так же. Когда человек хоть немножко научился от вострить силам высшим, то начала спадать эта религиозность. Феодализм в Европе это все таки по классической версии: 11-13 века. Это высший расцвет феодальной Европы. Но при этом всем, феодализм и на Европе, и на Руси характеризуется рассяностьд власти=феодальной раздробленности.. Ее причины: любой сеньор мог отказаться служить сеньору, который стоял выше него. Кто стоял выше, закреплял юридически-закрепленные договоренности. Трёхступенчатая иерархия 1. Первая и самая высокая ступень досталась папе римскому. Он был самым сильным светским феодалом Европы. 2. Император связной римской империи-германской нации. Ныне это территория современой Германии, Франции. Последний был: Франц I,далее II. Быть королем в средневековой Европе: заключить договор с обществом. Король во время помазыванаие приносил клятву богу, церкви и обещству. Король- образ божий. Три функции короля: сакральная (вершение суда), военная (главнокомандование), забота о благоденствии (забота о оценена ни гос-ва, от должен раздавать милостыню, проявлять милость=> быть отцом, покровителем). Такие короли, которых было немного, пытались осуществлять власть в пределах тех землей, которых им были даны. Учесть была их не проста: он еще каждый день нарывался на отказ подчиняться ему, нарывался на мятеж (великая хартия вольностей). Должность коро в средние века это тяжелейший труд. Это sine cura в кавычках. На Руси. Великий князь рассматривался как наместник Бога. Власть светская полмяла под себя власть духовную, в отлиии от Европы. Князь - помазанник божий. На Руси князь имея у себя достаточно много власти в руках и не испытывая проблем европейский королей, в итоге как ни странно пришла к тому же результату, что и Европа- раздробленность. К 1130 году были видны эти тенденции. Спорный вопрос хорошо это или нет. На Руси свормировались некоторые большие, богатые города, вотчины. С точки зрения европейской истории это вполне ром реальный пооцесс, но с разными причинами и исходом. Рыбаков: появление десятка крупных являений положительное явление. Другие считают, что очередная система наследования (передача не сыну, а брату) престола привела к раздробленности. Минус: выморочные князья. Недовольные князья как источник социальной нестабильности. Губительная система для гос-ва. Минус для Руси в распаде: государство н смогло оказать достояние сопротивление татарам. Не думается, что и Европа бы смогла. Ей просто повезло, что ее заслонили русские земли. Таким обращом, к 13 веку и Европа и Русь существуют в условиях раздробленности. Они оба условно поменяют к себе термин феодализм: Европа кусочками, Русь вообще нет. Этот процесс на Руси приостанавливается нашествием татарами, а в Европе видоизменяется появлением централизованных государств.
«Средневековая европа и средневековая Русь. Вопрос формирования феодализма» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot