Способы вскрытия рабочих горизонтов карьеры
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Способы вскрытия рабочих горизонтов карьера
Вскрытие рабочих горизонтов осуществляется для обеспечения сформированных на уступах грузопотоков транспортными коммуникациями, позволяющими перемещать грузы с рабочих горизонтов до пунктов приема на поверхности или на промежуточных горизонтах. Вскрывающие выработки начинаются с поверхности или с уже вскрытого промежуточного рабочего горизонта и заканчиваются на отметке рабочей площадки вскрываемого горизонта.
Способ вскрытия определяется рядом признаков, в первую очередь видом вскрывающих выработок.
В отдельных случаях (использование башенных экскаваторов и кабельных кранов) разработка всего месторождения и перемещение карьерных грузов производятся без проведения вскрывающих выработок.
Возможно создание транспортного доступа к отдельным рабочим горизонтам карьера и при отсутствии вскрывающих выработок: например, при перевозках вскрышных пород на погоризонтные отвалы карьеров нагорного или нагорно-глубинного вида, при использовании конвейеров, расположенных на нерабочем борту, и т. д. Такой способ вскрытия называется бестраншейным.
В большинстве случаев рабочие горизонты карьера вскрывают капитальными траншеями или полутраншеями. Реже осуществляется вскрытие подземными выработками (наклонными и вертикальными стволами, штольнями, тоннелями), а также комбинированным способом.
Траншеи, предназначенные для движения колесных транспортных средств (железнодорожный и автомобильный транспорт), должны быть наклонными; траншеи, оборудуемые подъемниками, — крутыми.
В зависимости от числа уступов (один, группа или все уступы карьера), обслуживаемых траншеями с общей трассой, различают соответственно отдельные, групповые и общие траншеи (см. табл. 1).
Таблица 1 - Разделение капитальных траншей (по Е.Ф. Шешко)
№ п/п
Признак разделения
Основные отличия
Траншеи
1
Расположение траншей относительно контура карьера
Расположение вне контура карьера
Внешние
Расположение внутри контура карьера
Внутренние
2
Число уступов, обслуживаемых системой траншей
Один уступ
Отдельные
Несколько уступов
Групповые
Все уступы карьера до конечной глубины
Общие
Продолжение таблицы 1
3
Основное назначение траншей
Для движения гружёных и порожних поездов (маятниковое движение транспорта)
Одинарные
Для движения только гружёных или только порожних поездов (поточное движение транспорта)
Парные
4
Стационарность траншей
Постоянное расположение за контуром или на бортах в конечном положении
Стационарные
Временное расположение внутри конечных контуров на бортах, подлежащих разработке
Скользящие (временные)
Внешние траншеи бывают стационарными или полустационарными. Внутренние траншеи могут быть стационарными (расположены на нерабочих бортах карьера), полустационарными, временными и скользящими.
Временные и полустационарные внутренние траншеи на рабочих бортах карьера применяют для уменьшения объемов горно-капитальных работ и при перераспределении во времени объемов вскрышных работ.
На рабочем горизонте, вскрытом одной (одинарной) капитальной выработкой, чаще всего применяется маятниковое (возвратное) движение транспортных средств. Если рабочий горизонт вскрыт двумя выработками (грузовой и порожняковой), то обеспечивается сквозное движение транспортных средств на уступах и в этом случае повышается использование горного оборудования во времени, в результате чего компенсируется увеличение затрат на сооружение вскрывающих выработок. Такие выработки называют парными, они могут иметь внешнее или внутреннее заложение и состоять из пары отдельных, групповых или общих траншей, или полтраншеи.
Соответственно выделяются одинарные и парные трассы. Парные траншеи и трассы применяют в основном в неглубоких карьерах с интенсивным грузооборотом.
В соответствии с указанными главными признаками разделения капитальных траншей в таблице 2 приводится классификация основных способов вскрытия, построенная на основе классификации проф. Е. Ф. Шешко.
При вскрытии горизонтов, расположенных ниже господствующего уровня земной поверхности, продольный профиль капитальных траншей характеризуется подъемом в направлении движения груженых транспортных средств, а при вскрытии горизонтов, расположенных выше господствующего уровня земной поверхности, — подъемом в направлении движения порожних транспортных сосудов. По расположению вскрывающих выработок относительно карьерного поля и залежи различают вскрытие фланговымии центральными траншеями (или подземными выработками), вскрытие со стороны лежачего или висячего бока залежи, а также с торца карьера.
Таблица 2 - Классификация способов вскрытия
Признак способа вскрытия
Способ вскрытия
открытыми выработками (траншейными)
подземными выработками
комбинацией открытых и подземных выработок
Положение вскрывающих выработок относительно конечного контура карьера
Внешними, внутренними или смешанными траншеями и полутраншеями
Внешними, внутренними или смешанными
Внешними, внутренними или смешаннми
Стационарность выработок
Стационарными, полустационарными и временными (скользящими) траншеями или полутраншеями
Стационарными
Стационарными или комбинацией стационарных с полустационарными (временными)
Наклон выработок
Крутыми или наклонными траншеями и полутраншеями
Вертикальными, крутыми, наклонными или горизонтальными
Комбинацией вертикальных, крутых, наклонных или горизонтальных
Число обслуживаемых горизонтов
Отдельными, групповыми или общими траншеями и полутраншеями
Отдельными, групповыми или общими
Отдельными, групповыми или общими
Характер движения транспортных средств на уступе (поточное или маятниковое)
Одинарными или парным траншеями и полутраншеями
Одинарными или парными
Одинарными или парными
Ниже приведены схемы развития горных работ на вскрываемом горизонте.