Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция по теме 1. Специфика работы консультантов и виды консультационной деятельности
Цель практического занятия: формирование профессиональных компетенций будущего специалиста по направлению подготовки Управление персоналом.
В результате освоения темы, студенты должны
знать:
• в каком направление происходила эволюция категории «управленческий консалтинг».
уметь:
• формировать основные навыки управленческого консалтинга.
владеть:
• методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций.
Теоретическая часть
В соответствии со знаниями, умениями и опытом происходит определенная специализация консультантов. Принято прежде всего выделять консультантов-универсалов (их иногда называют дженералистами) и консультантов-специалистов. Универсалы, имея широкое образование и круг интересов, способны изучать глобальные проблемы, выходящие за узкие рамки предметного деления. Они стремятся подойти к проблеме с общих позиций и применить свои знания в специфической предметной области.
Специалисты, обладая большими знаниями и опытом решения проблем в узкой предметной области, осуществляют свою деятельность по решению проблем, исходя из стандартных процедур и методик, сложившихся в изучаемой области.
Различают внешних (внештатных) и внутренних (штатных) консультантов.
Внешние — это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующих договоров.
Внутренние — это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной организации.
Профессия консультанта основана на двух навыках — умении проводить анализ и умении на основе этого анализа вырабатывать рекомендации, имеющие практическую направленность. Как внешние, так и внутренние консультанты обладают целым рядом достоинств и недостатков.
Несомненное достоинство внутренних консультантов: они хорошо знают свою организацию, им нет необходимости тратить время на подробное ознакомление с деталями решаемой проблемы. Однако есть целый ряд отрицательных моментов в их использовании:
• им надо платить постоянную зарплату и тратить деньги на их обучение;
• деятельность внутренних консультантов не подвергается критике со стороны, и их ошибки редко обнаруживаются;
• у внутренних консультантов отсутствует возможность накапливать опыт на основе работы в других отраслях или фирмах;
• их положение может привести к безынициативности и отсутствию творческого подхода;
• внутреннему штату может не хватать управленческих навыков и инноваторского отношения при выполнении трудного проекта.
Внешние консультанты — это независимые от клиента консалтинговые компании. Их основные преимущества перед внутренними консультантами — независимость во взглядах и действиях, а также передовые знания и навыки. Их преимущества таковы:
• внешние консультанты приглашаются на определенный период для решения конкретной проблемы;
• в условиях отсутствия собственных специалистов в данной области внешние консультанты рассматриваются как специалисты, способные решить проблему;
• привлечение консультантов извне дает предприятию возможность получить новые идеи в результате свежего взгляда на проблемы;
• обладая необходимой методологической базой, они обеспечивают системный подход к проведению аналитических работ;
• внешние консультанты дают относительно беспристрастный анализ, так как не зависят от руководителя предприятия и от бизнеса компании, не связаны какими-либо взаимоотношениями с другими сотрудниками организации;
• внешние консультанты владеют большим количеством предварительной информации, обладают большим опытом в проведении аналитических работ на различных объектах, относящихся не только к данной отрасли, но и к смежным с ней отраслям;
• компания не имеет обязательств по отношению к приглашенным консультантам по окончании консультирования.
К недостаткам можно отнести:
• недостаточное количество информации о компании;
• отсутствие гарантии качества оказываемых услуг. Этот риск можно минимизировать, используя систему выбора консультантов;
• использование стандартных, не адаптированных с учетом особенностей конкретной компании схем, что ухудшает качество анализа ситуации;
• возможность ввести клиента в определенную зависимость от своих
услуг;
• продавая время и рабочий потенциал своих сотрудников, внешние консультанты, как правило, заинтересованы в максимизации прибыли.