Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Тема 8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
При изучении данной темы, особое внимание следует сосредоточить:
на специфике прикладного исследования в социальной психологии.
изучить основные направления прикладных исследований в социальной
психологии.
разобраться в том, с чем связанны основные трудности при организации
социально-психологических исследований.
Конспект лекции.
Специфика и основные направления прикладных исследований в социальной
психологии.
Специфика прикладного исследования в социальной психологии. Основные
направления прикладных исследований в социальной психологии.
Прикладные исследования и практическая социальная психология.
Специфика прикладного исследования в социальной психологии. Бурное
развитие социально-психологических исследований в нашей стране в
значительной мере стимулировано практическими запросами, которые требуют
достаточно быстрых решений. Это наложило свою специфику на становление
самой научной дисциплины: В с.п. имеет место определенный «обгон»
фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Такая ситуация
порождает как положительные, так и отрицательные моменты для развития с.п.
Положительное - есть запрос - есть финансирование. Отрицательные моменты
порождены тем, что с.п. зачастую не готова ответить на некоторые вопросы,
поставленные практикой, но в условиях острой общ. потребности она дает эти
ответы. Иногда бывает относительно низкое качество прикладных исследований
потому, что уровень развития науки не всегда позволяет дать всесторонний и
глубокий ответ на практический вопрос. В этой ситуации социальному психологу
лучше очертить круг собств. возможностей и отвести вопросы, на которые дать
ответ нельзя на данном уровне развития науки, чтобы не нанести ей урон.
Трудности при исследованиях.
1. Они связаны с особенностями применяемых в с.п. методик. Все они
базируются на том, что источник получения информации – человек. И если
испытуемый находиться в реальной ситуации (психолог проводит исследование в
«поле» и это дает большой выигрыш полевому соц.-психологическому
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
исследованию), то он не выключен полностью из системы окружающих
отношений и это помогает избежать «стерильности» ситуаций, возникающей в
лаборатории, где человек «настроен на волну» экспериментатора. Но п ри полевом
исследовании могут возникнуть такие переменные, кот. трудно учесть и кот. могут
дать такой «сдвиг» в данных, кот. исказит всю картину взаимоотношений.
2. Другой вопрос касается времени проведения прикладного исследования. Все
социально-психологические методики громоздки, их применение требует
значительного времени. Если проводить исследование в рабочее время, оно может
нарушить производственный ритм. Если его проводить после рабочей смены или
с оставшимися добровольцами, то здесь есть определённые негативные эффекты.
3. Свойственная всякому прикладному. исследованию трудность в отношении
языка резко возрастает в с.п. Необходима своеобразная «адаптация» языка по
отношению к испытуемому: отд.термины могут быть непонятны , а другие, как
«личность», «деятельность», «ценность», будут восприниматься в том смысле, к
которому они привыкли в повседневных ситуациях. Это проблема может дать
нежелательный эффект.
Основные направления прикладных исследований в социальной
психологии. Заказчиками на прикладные соц.психологических исследований
могут являться промышленные производства, учебно-образовательные
учреждения, коммерческие организации, общественные организации и т.п..
Как правило, приходиться сталкиваться с двумя блоками проблем:
1.Проблемами управления организацией;
2.Проблемами
организации.
проблемами
оптимизации
психологического
климата
в
Наиболее общими являются такие темы, как психологический климат
коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация
кадров, адаптация новичков, проблемы управления и коммуникаций внутри
организации, формирование маркетингового мышления и психология рекламы.
Более всего внимания уделяется разработке проблемы психологического
климата. Раскрыть псих.климат можно, обозначив как минимум три ряда
отношений:
1)
отношения между членами коллектива по вертикали (руководство,
восприятие руководителя коллективом и наоборот, степень участия в управлении,
удовлетворенность ею);
2)
отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченнос ть
коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения
конфликтов);
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
3)
отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность
деятельности коллектива и т.п.).
Прикладные исследования и практическая социальная психология. Важной
областью приложения социально-психологических знаний является сфера
воспитания подрастающего поколения. Этот вопрос не может быть рассмотрен
только с точки зрения с.п. Для нее очень четко обозначился соц. -псих. угол зрения
в сфере борьбы с противоправным поведением. Область профилактики, анализ и
условия формирования противоправного поведения, область перевоспитания лиц,
совершивших противоправные поступки (например, способы воздействия,
применяемые в этих случаях), - это проблемы, в которых может сказать свое слово
и социальная психология. Задача соц. психолога состоит в том, чтобы помочь
выявлению тех отклонений от свойств личности, соблюдающих нормы поведения.
Сфера образования. Основные социально-психологические проблемы касаются
проблем общения, функционирования образовательного коллектива, вопросы
социализации и межгрупповых отношений, проблемы профессиональной
ориентации. Социальный психолог в данной сфере может осуществлять
психологическое
просвещение,
консультирование,
психологическую
профилактику, психологическую диагностику и психокоррекцию.
Сфера укрепления и развития семьи – область применения на практике
социально-психологических знаний. Основные задачи: подготовка молодых людей
к созданию семьи (просветительская функция, обеспечение так называемой
«службы знакомств», профессиональное обучение общению); регулирование
семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи
(выяснение формы и структуры семейных конфликтов, способы их разрешения,
создание специальных семейных консультаций); исследования внутри семейных
установок, которые возникают по отношению к детям («репродуктивная
установка»): иметь ли детей, сколько их иметь и т.д.
Сфера массовых коммуникаций и рекламы. Проблематика собственно
социально-психологических исследований разрабатывается в настоящий момент
очень активно: вопросы эффективности коммуникатора, особенностей трансляции
сообщений, специфика канала восприятия, исследования отдельных студий
телевидения, оптимизации контакта коммуникатора с аудиторией, эффективности
лекционной пропаганды, ораторского искусства, рекламы.
Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:
1. Кто выступает в качестве заказчика при проведении прикладных соц.психологических
исследований?
2. С какими проблемами, как правило, приходиться сталкиваться в процессе социально-
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
психологических исследований?
3. В каких областях социальной психологии проводятся прикладные исследования?
4. Какие основные задачи прикладных исследований в социальной психологии?
Учебные задания для самостоятельной работы:
1. Составьте перечень основных проблем, которые возникают при проведении соц.
психологических исследований.
2. Перечислите сферы нашей жизни, нуждающиеся в социально-психологических
исследованиях.
3. В настоящее время в социальной психологии имеет место определенный
«обгон» фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Такая
ситуация порождает как положительные, так и отрицательные моменты для
развития социальной психологии. Опишите и проанализируйте их.