Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция 1.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Есть такое понятие - стратегический PR.
Любое взаимодействие организации с общественностью – составная часть PR. Важную
роль в стратегическом PR играют коммуникативные и стратегические интеграторы.
Деятельность любой организации с общественностью имеет стратегические цели.
Мы можем говорить о двух типах интеграторов.
Стратегический PR включает в себя разработку системы коммуникативных интеграторов
и деятельность по их внедрению в ОС.
Стратегическая программа должна носить долговременный характер и оказывать влияние
на внутреннюю и внешнюю общественность, объединяя их вокруг организации.
Мы выделим следующие коммуникативные интеграторы:
1. миссия;
2. корпоративная философия;
3. корпоративный слоган;
4. история.
Миссия – основная социальная цель существования фирмы или организации. Если
мы обратимся к определению «коммерческой организации» (ст. 50 ГК РФ) – то
прочитаем, что целью её является извлечение прибыли. Это ни в коем случае не совпадает
с миссией. Общество эта цель не интересует.
Миссия должна отвечать на вопрос: зачем организация нужна обществу? И те ценности,
которые декларируются в миссии должны быть неизменны. Спустя лишь значительный
период времени, миссия может быть изменена.
Зачем нужна миссия?
1. Способствует формированию или закреплению желаемого имиджа организации.
2. Способствует единению внутри организации и развитию корпоративного духа за
счет того, что:
а). делает ясными для сотрудников общую цель;
б). способствует созданию в коллективе благоприятного климата, потому что
выражает ценности и принципы, разделяемые как руководством, так и сотрудниками
(по 7 мин. группы из 3-х человек). Эти сотрудники легче осознают свое место в
организации, быстрее и четче осознают свою роль и быстрее концентрируют свои
усилия на благо организации.
3. Миссия дает возможность организовать общее действенное управление, поскольку
она:
а). база для разработки целей;
б). устанавливает направленность развития организации;
в). И цели получаются не противоречивы и увязаны друг с другом.
Без опоры на миссию мы можем сформулировать противоречивые цели.
4. Обеспечивает стандарты для распределения ресурсов и создает базу для оценки
использования ресурсов деятельности компании.
5. Миссия определяет для сотрудника смысл и содержание его деятельности. Это
позволяет ему более полно проявить свои способности.
Это те направления, которые объясняют нам важность наличия миссии у
предприятия.
Наличие миссии позволяет руководству К° определить то место, которое должна
занять компания на рынке и сформулировать свою стратегию достижения этого
положения.
Сотрудникам миссия позволяет почувствовать себя участниками общего дела, дает
им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижение высоких результатов.
2
Для клиентов наличие миссии позволяет с вниманием и заинтересованностью
относиться к К°, которая удовлетворяет их нужды и потребности. Позволяет следить
за их товарами и услугами. Это важно – т.к. товары и технологии могут изменяться, а
нужды оставаться прежними.
Миссия должна отражать:
1. потребности клиента (услуга или продукт, которые предлагает компания);
2. сегмент рынка, на который оперирует К°;
3. ключевая компетенция компании (т.е. то умение компании, которая позволяет
удовлетворять потребности клиента);
4. конкурентное преимущество перед другими К°;
5. ценности, разделяемые организацией.
Некоторые примеры разных компаний:
Фирма «Сангвис»:
«Обеспечивает кровью, компонентами крови, лекарственными препаратами и
услугами жителей Екатеринбурга, в объеме и по качеству не уступающих мировым
стандартам».
Это абстрактно сформулированная ключевая компетентность, т.к. мировые …
Остальное – «+».
«Московские окна»:
«Создать уют в мире людей, дома и на работе за счет качественных светопрозрачных конструкций».
Нет географии сегмента.
Ключевая компетенция – уют – это «+», т.к. формулировка хороша, остальные
требования не соблюдены.
«Компания Polaroid»:
«Совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий для
удовлетворения растущих потребностей американских и европейских семей, запечатлеть
на фото лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни
(прекрасные)».
Рынок указан Европа и Америка. Профиль работы – мгновенные фото.
«Северсталь»:
быть лучшим партнером для всех заинтересованных сторон;
создавать конкретные преимущества для наших клиентов;
формировать привлекательные рынки для наших поставщиков;
обеспечивать высокую и стабильную прибыль для наших акционеров;
развивать творческий потенциал наших сотрудников.
Неудачно: нет социального содержания.
«Газпром»:
ОАО «Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и
сбалансированном газоснабжении потребителей РФ;
В выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов и
межправительственных соглашений по экспорту газа.
(Конкурентов нет. Обтекаемая удачная формулировка).
«Аэрофлот»:
Миссия Аэрофлота заключается в наиболее полном и безопасном обеспечении
одной из фундаментальных свобод человека – свободы передвижения. (Из миссии не
3
ясно о сегменте рынка, о конкурентах, преимуществах. 20 лет назад у них конкурентов
не было, сейчас много).
«Unimilk»:
Миссия группы «Unimilk» состоит в том, чтобы стать лучшей молочной К° за счет
непревзойденного качества продукции, объемов производства и эффективной
логистики, которая позволит обеспечить своей продукцией все важнейшие рынки
сбыта в России, Украине и Казахстане.
Стать лучшей молочной К° – это стратегическая цель.
«Непревзойденное качество» - это абстрактно. Должно быть конкретно.
Сегмент выражен. Остальное – «-».
Миссия «Лукойл»:
Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо
человека.
Способствовать развитию в регионах деятельности компании,
долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности,
содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать благоприятное
сохранение окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов.
Обеспечивать стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать
«Лукойл» в лидирующую мировую экономическую К°, стать надежным
партнером. Это часть стратегической цели.
Остальное блестяще.
Кредо – основная внутрикорпоративная цель существования фирмы. Это то, что
члены организации хотят получить для себя. И способ достижения этого.
Кредо часто обходят вниманием.
Примеры:
Институт сотрудничества (некоммерческая организация в Казахстане):
Миссия:
Кредо:
Усиление общественных организаций с Сделать на 1% больше, чем кажется
целью усиления гражданского общества в возможным
(сильная
мотивирующая
Казахстане
формулировка)
Кроме миссии и кредо мы должны рассмотреть:
Видение или стратегическую цель. Это описание К° в перспективе, причем в
лучшем положении, чем она находится в настоящее время.
Примеры:
К° Вимм-Билль-Данн: приблизить стандарты российской продукции к
международным и повысить требования к продуктам питания, продаваемым в
России.
Но слова стандарты, повысить требования – это все абстрактно, у нескольких организаций
одно и тоже. Невозможно вычислить особенности.
«Газпром»:
Кредо – создание энергетической К° мирового лидера;
обеспечение надежных поставок природного газа и пр.
Способы, которыми это будет достигаться:
- повышение эффективности основной деятельности;
- диверенфикация и расширение деятельности (новые услуги и продукция);
4
- соблюдение интересов всех акционеров;
- совершенствование корпоративного управления, повышение конкурентности.
«Аэрофлот»:
Стратегическая цель: построить К° международного класса, основываясь на лучших
традициях российской авиации.
«Аэрофлот» стремится: перечисляются пути достижения мирового господства:
Четкие долгосрочные цели. Качество сервиса и пр.
«Unimilk»:
Стратегия – долгосрочный рост бизнеса на основе:
а). развития инновационных технологий (их внедрение);
б). упрочение отношений с поставщиками молока;
в). мы стремимся, чтобы каждая семья в России, Украине и Казахстане употребляла нашу
продукцию;
г). укрепляя свое здоровье и получая удовольствие от вкусной, современной и
качественной продукции;
д). мы строим крупнейшую молочную К°.
Сначала формулируется цель, затем, как правило основные пути достижения.
Следующий коммуникативный интегратор – Корпоративная философия:
- это система идей, взглядов на внешнее и внутреннее окружение, на общество в целом и
на место конкретной структуры в этом обществе;
- с другой стороны, некоторые методологические принципы, лежащие в основе политики
фирмы, методы и способы организации практической деятельности.
Чумиков выстраивает модель дома – корпорации:
Это основание на котором не стоит изложение этических и деловых норм, которыми
руководствуются руководители К°.
ИКЕА. Наши взгляды. Как сделать жизнь лучше?
Выдержки:
В современном мире основная часть качественной и стильной мебели предназначена для
узкого круга лиц. С самого начала ИКЕА выбрала цель производить мебель для людей
всех уровней доходов.
Сначала мы делаем свою часть работы – наши дизайнеры разрабатывают современные
модели.
Закупаем сырье по всему миру.
В плоские коробки - мы не прячем оплату за доставку в стоимость. Её вы сами сможете
легко перевезти. Сборка – то же.
Мы вместе экономим деньги. ВСЕ КОНКРЕТНО.
история.
Она придает солидность, привлекательность, надежность, способствует
вербальной, а затем внутренней осязаемости фирмы или проекта, делает их более
понятными, облегчает диалог между фирмой и потребителем. (Чумаков, Бочаров. Связи с
общественностью: теория и практика. М., 2006)
Пример истории: Сайт ИКЕА – ikea.com (нужно скачать: занимательно, полезно, образец
для подражания): 1943 – основание
1945 – первая публикация в местной газете
5
1950-е – плоские упаковки
1960 – первый магазин в Стокгольме
1970 – первый магазин в Швеции
1985 – первый магазин в Америке
1997 – ИКЕА для детей.
Ж/д транспорт – своя ж/д К°.
Магнитогорский металлургический комбинат
Феномен?
Гора магнитная на левом азиатском берегу р.Урал.
История «Аэрофлота».
Газпром свою историю в рамках одного года строит по дням.
В истории должна присутствовать некая Легенда. Это важная составляющая истории и
признак развитой корпоративной культуры. Иногда Анекдот, который является ярким
смешным случаем из жизни.
Связаны с организацией, с ее основателями, с яркими страницами из жизни К°.
…………………….
Мифы позитивной корпоративной культуры, отражены тенденции развития
…………………….
Герои компании:
Герой – человек, подающий пример для успешной работы, характера, человеческих
качеств. Они являются примерами для подражания. Причем они могут быть как
реальными, так и символическими. И профессиональные достижения этих героев
символизируют то, как нужно поступать, работая в этой К°.
К°. с прочной корпоративной культурой всегда используют образы героев, которые
своими действиями и поступками подтверждают ценности и нормы, принятой
корпоративной культуры.
«Minnesota, Mining and Manufacturing».
Один из работников предложил руководителю проект, который назвали идиотским.
Отвергли. Он по ночам продолжал его разрабатывать бесплатно. Довел до конца,
воплотил, получил прибыль – сталь вице-президентов.
Девиз: «Будь настойчив в том, во что сам веришь!»
Это м.быть менеджер и т.д.
Легенды, истории, мифы о героях призваны до служащих в наглядной и доступной
форме донести ценности корпорации.
Образец типов и норм поведения, на которые нужно равняться.
Для историй российских организаций более характерен сухой стиль.
Для западных – драматизм легенды, увлекательность. К этому нужно стремиться.
Если в истории К° случался какой-либо кризис – это надо отразить. Если К° сумела
преодолеть кризис – значит формируется прочный позитивный имидж.
Следующий коммуникативный интегратор – корпоративный слоган.
Основная его функция – кратко и оригинально отразить миссию К°. Например:
Nestle: «Качество продуктов. Качество жизни»
Ford: «Надежен. Создан для жизни»
General Electric: «Мы приносим хорошее в жизнь»
6
P @ G: «Качество, которому можно доверять»
Danone: «Миллиард дружественных бактерий»
Следует отличать корпоративный слоган от рекламного.
В отличии от рекламного слогана, который продвигает продукт или услугу,
корпоративный слоган продвигает К°. И он более абстрактен. Корпоративный слоган не
может так часто меняться, как рекламный слоган. Корпоративный слоган – элемент
долговременных коммуникаций.
Символические интеграторы:
ИМЯ
ЛОГОТИП
ГИМН
И эти коммуникаторы должны быть использованы
при проведении всех мероприятий (музыкальное
оформление - тоже)
Общие свойства, которыми должна обладать символика, как знаковая система:
1. знаки должны отражать содержание деятельности (в разной степени) от max. до
min.
Индексальные
Символические
Количественные
Когда мы говорим об отражении деятельности К° в знаках, то min. – у символов,
max. – у механических знаков/
2. Символы должны оказывать благоприятное впечатление. Символы должны
нравиться не только начальству, но и сотрудникам и клиентам.
3. Знаки должны гармонировать друг с другом и формировать целостную систему.
Между шрифтами и цветами должна быть целостная система, они не должны разрывать
целостность восприятия.
Имя.
Сейчас активно развивается система Нейминга. Целая отрасль бизнеса
(консалтинга) занимается созданием имен.
Семонемика – внутри нейминга, раздел, который занимается торговыми марками и
коммерческими названиями.
Функции, которые выполняет коммерческое название:
1. продвижение К°, ее товаров и услуг;
2. защита от нелегального использования;
3. увеличение доходов.
Имя:
1. содержательные требования (ключевая информация о характеристике бренда)
2. формальные требования:
а). фонетические (название должно быть легко и приятно в произношении. Не должно
производить негативных ассоциаций при произношении на слух);
б). лексикографические (название должно однозначно восприниматься как на слух, так
и на бумаге);
в). юридические (название не должно содержать прямое название товара. Пример:
«хлебный» или «мясной»);
г). не должно быть в названии восхваления товара или фирмы.
Название должно быть свободным (не зарегистрированным по базе
роспатентов). (не занято);
Государство не может являться названием торговой фирмы.
Типичные ошибки при выборе названий:
7
1. описательное название. Его использовать не всегда выгодно. Пример:
Красноярский алюминиевый завод
2. Не целесообразно использовать аббревиатуры. ВСМПО А «Висла». Мы
не можем понять что это?
3. Тяжеловесные имена. Из нескольких длинных слов. Пример: «Mondi
Busines Paper Сыктывкарский ЛПК» - длинное
Компания: «Играй» и «Хорошо» Датская К° Лего. Лег Год – Играй хорошо (по датски).
«Kodak» - 1888 г. - название с потолка.
К – моя любимая буква, довольно резкая и сильная. Затем перебрал
множество комбинаций, чтоб начиналось и заканчивалось на К. Слово без
смысла «Kodak» стало мегабрендом.
Логотип
Это имя в особом начертании в сочетании с фирменным знаком.
1. отличаться от логотипов конкурентов
2. соответствовать характеристикам К°
3. быть выразительным, простым и легко запоминающимся
4. быть хорошо распознаваемым (как при цветном, так и черно-белом
воспроизведении; при уменьшении или увеличении).
Основные элементы фирменного стиля, которые должны присутствовать в логотипе:
1. Цвет фирменный
Цвета имеют определенный психологический смысл и содержание:
Синие оттенки – успокаивают
Светло-зеленые- восстанавливают силы
Красный и желтый –
2. Контрастность. Всегда привлекает внимание
3. Шрифт воздействует на человека не менее, чем цвет. Шрифт сейчас не только
выразитель информации, но и носитель информации.
Самое контрастное – желтый и черный.
Номера оттенков должны быть указаны при Для
черно-белого
воспроизведения
публикации, печати.
используются свои оттенки, которые тоже
Создается Бренд-бук, где прописываются записываются в Бренд-бук.
все характеристики цвета с их номерами и
все
компоненты,
используемые
в
фирменном стиле.
Корпоративный Гимн – это музыкальное произведение, выражающее корпоративный
дух.
Функции:
1. подчеркивает преимущества организации и ее неповторимые черты
2. работает на сплочение коллектива
Это аудиобренд. Наряду с графическим логотипом используется аудиобренд.
Ритмичная музыкальная фраза привязывается к нам, даже если она нам не нравится.
Фирменная музыка способствует узнаваемости и созданию узнаваемого образа.
Фирменный аудиостиль - это мелодичный или ритмичный ряд, га основе которого
создаются разного рода аудио продукты.
Фирменный аудиостиль состоит из 2-х компонентов:
8
1. стабильный компонент. Совокупность звуко-музыкальных единиц, создающих
цельный устойчивый образ К° (композиция, которая ассоциируется с данной К°)
2. мобильный компонент. Аудио, которое будет использоваться на мероприятиях и
акциях.
Составляющие фирменного аудио-стиля:
а). аудиологотип – узнаваемый звуковой образ К°
б). фирменный джингл? – музыкально-шумовой ряд с пропеванием или
проговариванием слогана или названия
в). корпоративный гимн – музыкальное произведение, выражающее корпоративный
дух
г). ситуативная песня – песня, написанная для специальных мероприятий.
Понятие корпоративный гимн пришло к нам из Японии. На японских предприятиях
люди собираются и сплоченно поют корпоративный гимн.
Первые, кто стали использовать гимн это авиакомпании перед взлетом и перед
посадкой. Одна из первых «Трансаэро».
Звучит: Возьми себе за правило
Всегда летать с «Трансаэро».
Ошибки при создании гимна:
1. создаются очень пафосные гимны.
«Консультант Плюс»: «Хоть мы не ангелы, а просто консультанты
Святой корпоративный дух объединяет нас».
Найти гимн «Консультанта Плюс». Там поют и сотрудники, у которых нет никаких
навыков пения.
2. неуместное и слишком частое исполнение гимна.
Сеть магазинов «Пятерочка»
«И к цели мы с тобой дойдем любой ценой
За 5 мин. до открытия
Сияй, пятерочка, сияй ……..»
Ежедневное исполнение обесценивает
3. отношение к гимну с гипертрофированным эпитетом.
Стратегические интеграторы всегда используются при подготовке и проведении
мероприятия.
Тема 2 Определение целей и задач мероприятия.
«Event management». Начнем с этого понятия. Оно еще не освоено, только входит в
русский язык и пишется на английском.
«Event management» - это деятельность по организации мероприятий и управления ими
Джо Голдблатт:
«Special event».
Роберт Ф.Джанни (руководитель
развлечений Уолта Диснея):
Мероприятие – это уникальный отрезок
времени, проводимый с использованием
ритуалов и церемоний для удовлетворения
особых потребностей
парка Мероприятие - это то, что отличается от
обычной жизни
В качестве рабочего определения, на которое мы будем опираться:
9
Мероприятие – это вид человеческой деятельности, предполагающий встречу и
взаимодействие разных людей, огранич. по времени и связанных реализацией каких-либо
общих целей.
Зачем люди принимают участие в мероприятиях?
Разные мотивы:
- развлечение;
- решить деловые проблемы;
У всех разные мотивы
- пообщаться
Люди могут удовлетворять свои потребности альтернативным способом.
Важно выявить какие альтернативы нашему мероприятию люди могут найти. И нужно
сделать наше мероприятие лучше, чем могут предложить конкуренты.
Потребности
Альтернативные мероприятия
Развлечения, отдых (надо сделать
Кино, театр
увлекательнее кино и театра)
Обмен новостями, идеями (мы должны
Интернет, газеты, слухи
учит)
Желание научиться чему-либо
Книги, учебники
Знакомство, общение
Интернет, личные встречи
Удовлетворение личных амбиций
Появление в СМИ
азарт
Специализированные заведения
Это типичные потребности человека. Зная их и прогнозируя альтернативы, следует
сделать свое мероприятие лучше.
Классификация мероприятий:
тип
мероприятия
Деловые:
- конференции;
- форумы;
- конгрессы;
- деловые завтраки;
- мероприятия по связям с
инвесторами
Учебные и
образовательные:
- семинары;
- тренинги
Мероприятия для прессы:
- пресс-конференция;
- брифинг;
- пресс-тур;
результаты
- обмен идеями;
- обучение новым навыкам;
- установление новых
контактов
- обучение новым навыкам;
- обучение поведению в
новых ситуациях;
- повышение квалификации
результаты для
организаторов
- повышение лояльности для
существующих клиентов и
партнеров;
- привлечение новых клиентов
и партнеров;
- поиск новых идей;
- привлечение инвестиций;
- прибыль от мероприятия
(можно брать орг.взнос за
участие)
- увеличение объемов
продаж;
- повышение эффективности
работы;
- прибыль от мероприятия
получение самой актуальной - привлечение внимания
и достоверной информации прессы;
из первых рук
- публикации (или ТВ);
- PR-поддержка;
10
- круглый стол;
- превью;
- интервью;
- фотосессия;
- пресс-ланч
Выездные мероприятия:
- презентации;
- мероприятия по
стимулированию сбыта
- позиционирование
компании как лидера;
- антикризисные действия
- получение информации о
новинках;
- получение особых условий
для покупок
Развлекательные:
- корпоративные праздники;
- корпоративные
мероприятия для развития
командного духа (тренинги
по тимбилдингу
Торжественные:
- банкеты, фуршеты;
- юбилеи;
- прием VIP-гостей
Благотворительные:
- благотворительные обеды;
- благотворительные
концерты;
- акции по сбору средств
- развлечение;
- общение;
- укрепление связей внутри
коллектива
Массовые мероприятия:
- городские праздники;
- фестивали;
- выставки;
- концерты
- развлечение;
- общение
Спортивные:
- соревнования
- соревнование и признание
достижений;
- развлечение
Политические:
- увеличение объемов
продаж;
- повышение лояльности
существующих клиентов и
партнеров;
- привлечение новых
клиентов и партнеров
- повышение лояльности
работников;
- привлечение внимания
прессы
- традиция;
- общение;
- статус
Повышение собственного
статуса
- удовлетворение
потребностей;
- возможность помочь
нуждающимся;
- развлечение;
- общение
- демонстрация социальной
ответственности;
- возможность помочь
нуждающимся;
- привлечение внимания
прессы (внимание прессы
дает нам основание
перенести мероприятие в
разряд PR-мероприятий)
- привлечение туристов и
спонсоров (привлечение
туристов будет играть
позитивную роль для роста
экономики города);
- поддержка культуры;
- демонстрация социальной
ответственности
- массовая непрямая
реклама;
- привлечение туристов;
- демонстрация социальной
ответственности
11
- митинги;
- шествия
Религиозные: и т.д.
Аудитория:
Для проведения мероприятия нам нужно определить аудиторию, для которой мы
будем проводить мероприятие:
внутренняя;
внешняя;
комбинированная
1). Такие мероприятия для внутренней общественности, для декларации миссии, для
корпоративной философии и т.д.
2). Внешняя: партнеры, клиенты, власть, СМИ и незнакомые люди (бизнесконференции, семинары, презентации)
3). Привлекая внутреннюю и внешнюю аудитории, мы рискуем, т.к. у них разные цели.
Приглашать ли на корпоративные праздники клиентов? – Лучше нет.
Если мероприятие для клиентов, там не должны веселиться работники корпорации.
Если мы не можем спрогнозировать удовлетворение интересов обеих групп –
аудитории не надо смешивать.
Цель мероприятия: то чего хочет достичь организатор в результате проведения
мероприятия. Например:
- сформировать ………
- улучшить навыки презентации
- заявить о новом продукте К° как о инновационном прорыве
Задачи мероприятия: конкретные, измеряемые достижения мероприятия. Например:
- получить 10 новых потенциальных партнеров;
- получить не менее 10 рублей после пресс-конференции.
Весь процесс подготовки мероприятия надо постоянно сверять с поставленными
целями и задачами.
Маркетинговый мультипликатор.
Ресурсы:
маркетинг
реклама
время
деньги
работа
Мероприятие
Мультиплицирование – это многократное повторение.
Результат:
клиенты
публикации
партнеры
продажи
известность
статус
отношения
осведомленность
12
С нашей стороны есть вклад – опред. ресурсы и запланировали результат. Результаты
должны всегда значительно перевешивать вложенный ресурс.
Мероприятие обязано быть мультипликатором наших усилий.
Задание:
1. Сформулируйте миссию образовательного учреждения, находящегося в вашем
населенном пункте (можно взять образовательное учреждение общего или
профессионального образования, где вы учились).
2. Продолжить таблицу «классификация мероприятий»:
Заполнить строки «Политические» и «религиозные»